Роль указательных слов в подчинении предложений примеры. Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Роль указательных слов в СПП

Конспект урока с элементами подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель:

1.Образовательная:

  • углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
  • формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
  • с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
  • составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2. Воспитательная:

  • воспитывать языковое чутьё;
  • внимание к происходящим процессам;

3. Развивающая:

  • расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Оборудование:

  1. Русский язык. Практика. 9 кл. : учебник / под ред. Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2014;
  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, 2015.
  3. Мультимедийный проектор для презентаций.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении.

Ребята, по окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016 / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону, 2015. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом. И работа эта и на уроках, и на факультативах нами ведется. Результаты лингвистического сочинения, которое мы писали в понедельник и анализ проделанной вами работы еще впереди, а сегодня я предлагаю вам сосредоточиться на 2 тестовой части экзамена и еще раз обратиться к заданиям, которые непосредственно связаны с темой наших последних уроков.

Итак, какому разделу русского языка посвящены наши уроки в 9 классе. (Синтаксису сложного предложения ).

Хорошо! И сегодня мы продолжим говорить о сложных предложениях. Вспомним все, что на сегодняшний день мы о них знаем, и познакомимся с указательными словами.

Ребята, скажите, пожалуйста, а есть ли в тестовых заданиях ОГЭ задание, связанное со сложным предложением? (Да, 11-14 задание).

- Какое же предложение называется сложным? (с 2-мя и более грамматическими основами ) (Слайд 1).

- Простые предложения, входящие в состав сложного, могут объединяться: 1) сочинительными союзами; 2) подчинительными союзами; 3) бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением) (Слайд 2)

Какие 2 способа связи существуют при союзном соединении простых предложения при построении из них сложного? (сочинение и подчинение).

- Действительно, в 12 задании, посвященном сложному предложению, представлено как сложносочиненное, так и сложноподчиненное предложение. Сложносочиненное предложение мы с вами уже изучили, и сегодня 2-й урок, посвященный изучению сложноподчиненного предложения. - Чем различаются эти типы сложного предложения. (При сочинении предложения равноправны, связь происходит при помощи сочинительных союзов, а при подчинении одно из предложений подчинено другому, в построении участвуют подчинительные союзы или союзные слова ).

Как отличить союз от союзного слова? (Ответы учеников сверяются по слайду 3).

- Я прошу вас открыть 1 вариант книги Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2016». Найдите, пожалуйста, 12 тестовое задание из 1 варианта (стр. 237). Читаем задание . (Предложения выписаны на доске или представлены на слайде ).

В задании предлагается из определенного предложения (или нескольких предложений) с пронумерованными запятыми выписать цифры, обозначающие подчинительную связь между частями сложного предложения. Ваши предложения: с чего начнем анализ? (1) с выделения грамматических основ, 2) установим границы простых предложений и найдем средства связи между частями сложного предложения, 3) выделим среди всех средств связи подчинительные союзы и союзные слова (они входят в состав придаточных). Цифры, стоящие перед этими средствами связи, и будут вашим ответом.

Возле доски мать развернулась, (1) и я увидел, (2) как быстро заработали ее яркие,(3) огненные лапы.

И сейчас важно ковыляют, (4) а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, (5) которую мы спасли от смерти.

Анализ данного предложения учащимися с точки зрения структуры и пунктуации.

  1. Работа над темой урока (Слайд)

- Я прошу вас обратить внимание на последнее предложения из данного отрывка текста. Здесь в главном предложении имеется некое слово, на котором мы с вами, когда произносим главное предложение, делаем логическое ударение. Слово это можно назвать предвестником придаточного предложения. Оно отвечает на тот же вопрос, имеет то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение . (Это слово той ).

- К какой части речи принадлежит это слово (Указательное местоимение).

Что же получается придаточная часть может присоединяться к главной не только при помощи союзов и союзных слов, но и при помощи слов указательных!

Как вы считаете, только указательные местоимения могут выступать в качестве подобных слов ?

Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (слайды)

Способ выражения указательных слов

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.

Так вот тот подаро к, что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой)

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.

  1. Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2. Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин )

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, никогда и др.

Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков)

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то, где-то, когда-то и др.

По какой – то причине , о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков)

5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак)

Ребята, как вы думаете, какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

  1. Слово учителя.

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

Объяснительный диктант. Подчеркните средства связи в сложноподчинённых предложениях. В каких предложениях указательные слова являются необходимыми членами главного предложения, а в каких их можно опустить?

Недаром всюду, куда приходил он тогда, его встречали улыбками, весёлыми возгласами (К. И. Чуковский). 4. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть ли не деревьями (В. М. Гаршин), 5. Жгли всё, что только могло гореть (А. С. Новиков-Прибой). 6. На десятки и сотни вёрст стояла та глубокая тишина, какая бывает только в пустыне (К. Г. Паустовский).

Работа с учебником

Ребята, рассмотрите опорную таблицу, данную в учебнике на с. 44.

Указательные слова являются членами главного предложения и помогают определить основное значение придаточного предложения.

Выполните упражнение 83 на стр. 44, определив значение придаточных предложение по значению указательных слов.

«Тренинг начинающего редактора»

Задание № 1. Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.

1. Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2. Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3. Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4. Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5. Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  • К выделенному слову подберите антоним. Разъясните его лексическое значение и составьте с антонимом предложение.

Задание № 2. Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова.

Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. 2. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о её счастье.

Задание № 3 . В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в приведённых фразах.

1.Заслони лампу бумажным щитом для того, чтобы она не разбудила Серёжу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

Тест.

  1. Найди предложение с указательным словом.
  1. Расплескалось красок столько, что кружится голова.
  2. Скалы – это преграда, которую нужно преодолеть.
  3. Мы заметили, как на горизонте показалась туча.

2 . Определите, при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

  1. Союз
  2. Союзное слово
  3. Указательное слово

3. На месте каких цифр должны стоять запятые?

В воздухе(1) куда ни взглянешь(2) кружатся(3) и опускаются на землю целые облака снежинок.

1. 1, 2, 3

2. 2, 3

3. 1, 2

Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас?

– Довольны ли вы своей работой на уроке?

– Какие задания вызвали наибольшие затруднения?

Домашнее задание.


Грамматические основы: «облачко превратилось» и «которая подымалась, росла».

Разберем предложение:

Главное - «о такой дружбе не стоит жалеть», придаточное - «которая не выдерживает голой правды». Грамматические основы: «не стоит жалеть» и «которая не выдерживает». Стоит обратить внимание, что в главном предложении используется указательное слово «такой», выполняющее роль определения, придаточное предложение по своему значению сближается с этим словом. В этом мы можем убедиться с помощью вопроса: дружбе какой? - «которая не выдерживает голой правды». Построим схему предложения с учетом того, какими членами предложения являются указательное слово и союзное слово (рис. 2).

Рис. 2. Схема предложения ()

Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

Определив, каким членом является указательное слово, можно определить и основное значение придаточного предложения. Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного предложения, помогают выделить в главном то слово или словосочетание, которое поясняется придаточным предложением.

Проанализируем следующее предложение:

Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.

Грамматические основы: «гуляли мы», «не стали гаснуть отражения». Части соединены интонацией и союзом «пока». В главном предложении есть указательное слово «тех», пор каких? - тех, является определением. Схема этого предложения (рис. 3).

Рис. 3. Схема предложения ()

Рассмотрим следующее предложение:

Перенесем указательное слово из главного предложение в придаточное:

Мы видим, что в первом предложении союз «что», а во втором - «так что». Изменилось ли значение придаточного предложения, мы можем увидеть с помощью вопросов: в первом случае - «я устал» как? - «что не мог идти дальше», во втором: «я устал» - что из этого следует? - «не мог идти дальше» (рис. 4).

Вывод: место запятой может повлиять на значение придаточного предложения.

Рис. 4. Влияние места запятой на значение придаточного предложения ()

Мы выяснили роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях, узнали, что они помогают выяснить вид придаточного.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. / под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., Русский язык.9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А.. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др. «Русский язык. Практика» 9 класс. - М.: «Дрофа», 2007.
  1. Genon.ru ().
  2. Licey.net ().
  3. Videotutor-rusyaz.ru ().

Домашнее задание

  1. Каковы средства связи придаточного и главного предложения?
  2. Какова синтаксическая роль указательных слов?
  3. Может ли место запятой повлиять на значение придаточного предложения?

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении».

Урок «Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении» проводится в 9 классе. На предыдущих занятиях в классе проводилась следующая работа:

Знакомство со структурными особенностями СПП,

Нахождение главного и придаточного предложений,

Составление схем,

Различение союзов и союзных слов,

Тема урока : «Роль указательных слов в подчинении предложений».

Цель урока : познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям; закрепить и усовершенствовать навыки выделения придаточного предложения.

    Организационный момент. Запись отсутствующих.

    Число.

Указательные слова в сложноподчиненных предложениях.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, твор-

ческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока :

Компьютер

Проектор

Ход урока.

    Организационный момент

    Актуализация знаний

Определите часть речи указанных слов.

Вначале, добиться, назубок, заинтересовать, тот, этот, такой, столько, там, тут, туда, тогда, поэтому, так, мячом, соревнованиями, чемпион, никто, не, потому что, для того чтобы

Слов какой части речи больше? Какую роль в сложном предложении выполняет эта часть речи?

В сложном предложении указательные местоимения служат для связи придаточного предложения с главным. Они являются членами главного предложения. Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчёркивает их основное значение

    Сформулируйте цели сегодняшнего урока, исходя из темы урока.

    Объяснение темы урока.

    Тот, кто любит родину, должен служить ей.

В предложении указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.

    Тот человек, который любит родину, должен служить ей.

В предложении тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.

    Я уверен в том, что наши дети мир увидят в золотом расцвете.

В предложении указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.

    О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.

В предложении придаточное по своему значению соответствует синтаксическая роль указательного слова в составе главного.

Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Составные союзы образовались из сочетаний указательных слов с простыми союзами:

потому что для того чтобы

оттого что с тех пор как

ТОТ – КТО

ТО – ЧТО

ТАКОЙ – КАКОЙ

ТАКОЙ – КОТОРЫЙ

СТОЛЬКО – СКОЛЬКО

ТАКОВ - КАКОВ

ТАМ – ГДЕ

ТУДА – ГДЕ

ТУДА – КУДА

ТАК – ЧТОБЫ

    Часто люди гордятся чистотой своей совести, потому что они обладают короткой памятью.

    Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью

Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? Назовите вид придаточного предложения.

Слайд 1

1.Дерево валят туда, куда оно нагнулось.

2.Каково лето, таково и сено.

3.Астрономия увлекла меня потому, что я считал и считаю до сего времени не только Землю, но отчасти и Вселенную достоянием человеческого потомства .

(СПП)

[ указ. слово], ().

(), [ указ. слово].

[ указ. слово], ().

3. Открываем учебники и читаем п 21 и выполняем упражнение 99 письменно.

4 . Выполнить орфографический разбор указанных слов.

Слайд 2

возгл А влял, о Т дать, соб И рает в свет Е, возр А ст, возбуждё НН ый, обществе НН ый, и З влекать, беС козырка, деревяНН ый, ветреН ый, отрА сль.

Используя сложноподчинённые предложения, объясните написание слов.

Тренировочные упражнения (повторение)

Каковы особенности присоединения придаточных предложений к главному?

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая , куда надо стрелять. (М. Бубеннов.) ;

- словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре , так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо . (К. Паустовский.)


Роль указательных слов в подчинении предложений

В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

Во-первых , они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых , соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.

Указательные слова являются членами главного предложения.

5 . При помощи схем объясните разницу в постановке знаков препинания в указанных предложениях.

Слайд 3

1. Встреча не состоится из-за того, что планы неожиданно изменились.

2. Встреча не состоится, из-за того что планы неожиданно изменились.

1.[ указ. слово], (что).

2., (что).

Работа в группах (особенности присоединения придаточного предложения к главному § 21, упр.100 письменно. Выписать предложения, расставить пропущенные знаки препинания

Какова особенность присоединения придаточного предложения к главному? Схемы предложений.

Синтаксический разбор указанного предложения.

Через определённое время, один человек от группы, знакомит с выводом, другой рисует схемы предложений, третий выполняет синтаксический разбор, четвертый фонетический разбор слова - цену.

6 . 1 группа . 1.Я выглянул в окно и зажмурился от чистого и ярко-синего неба, в котором ещё плавала одна истончившаяся от рассвета, прозрачная звёздочка .

2. В том, что всюду по ущелью здесь растёт арча, мы убедились с первых минут пребывания в горах.

3. Многие любители цветов, вероятно, замечали, что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.

Придаточное присоединяется союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет одно слово (от неба, в том, замечали)

2 группа. 1.Было видно, как орёл, неподвижно паря и скользя, поворачивает голову туда и сюда, чтобы разглядеть нас получше.

2. В тот день, о котором идёт рассказ, ребята пришли пораньше в спортзал.

3. Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу.

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет словосочетание (поворачивает голову туда и сюда, в тот день, зажгли лампу)

3 группа. 1. Можно было легко потерять друг друга, так как на этой площади собралось много народа.

2. Старик говорил с увлечением, как будто изливал перед приезжим свою душу.

3.Чтобы попасть без промаха мячом в корзину, вначале нужно отработать движения кисти руки, плеча.

Придаточное присоединяется союзами ко всему главному предложению, по смыслу придаточное поясняет всё главное предложение

Упр. (методика незаконченного предложения).

7. Слайд 4

При помощи команды «Перо» восстановить текст.

Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ______________________________, во-вторых, отыскать __________________________ (______________), в-третьих, поставить _____________________________________. Придаточное предложение может пояснять ________, _________________,_____________________.

    Выборочный диктант. Записать только те пословицы, в которых есть указательные слова. Эту же работу можно проделать и по-другому. Выписать только номера предложений с указательными словами.

    Кто ищет, тот всегда найдет.

    Горюет Фома, что пустая голова.

    Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

    И кафтан греет, когда шубы нет.

    Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

    Где песня льется, там легче живется.

    Зеркало не виновато, что рожа кривовата.

    Не ведает царь, что делает псарь.

    Поселись там, где поют.

    И мы видали, как бояре едали.

9 .Устно. Работа с учебником. Упражнение103. Найдите ошибки. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их.

10. - тестовая работа (каждому индивидуально, можно по вариантам, на карточках). За каждый правильный ответ по одному баллу.

1. Укажите сложноподчинённое предложение

А. Я собирался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

Б. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

В. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

2. На месте каких цифр должны стоять запятые?

В воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь (5) идёт ли снег с неба (6) или с земли.

А.1,2,3,4,5,6

Б.1,2,3,5

В. 2,4,5,6

Г.1,3,4,5

3. К чему относится придаточная часть сложноподчинённого предложения?

1. Но я любитель старых тополей,

Которые до первой зимней вьюги

Пытаются не сбрасывать с ветвей

Своей сухой заржавленной кольчуги (Н.Заболоцкий).

А. Придаточная часть относится ко всей главной части предложения в целом.

Б. Придаточная часть относится к одному слову в главном предложении.

В. Придаточная часть относится к словосочетанию в главной части

4. Определите при помощи чего присоединяется придаточное предложение к главному.

1. Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М.Громов).

2. Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С.Голицын).

А. Союз

Б. Союзное слово.

5. Сколько придаточных в сложноподчинённом предложении?

В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу (А.С.Пушкин).

А. Три

Б. Четыре

В. Пять

Кавалергард – военнослужащий одного из полков гвардейской тяжёлой кавалерии.

11 . Подведение итогов урока.

Что вы узнали о роли указательных слов СПП?

Назовите средства связи в СПП?