Рисунок на тему богатый русский язык. Интересный плакат по русскому языку для начальной школы

Всем, всем, всем, и большим, и маленьким огромный привет! Меня зовут Евгения Климкович и я рада приветствовать вас на страницах блога «ШколаЛа»! Сегодня решила оставить ненадолго в покое «летние» темы и разместить статью в рубрике «плакаты для школы». Учебный год еще не скоро, но, все-таки, он когда-нибудь да начнется, и эта статья может вам пригодиться.

Без лишней скромности скажу, что по плакатам мы настоящие специалисты. Они у нас получаются красивые, интересные и немного интерактивные. То есть, их можно не просто разглядывать и читать, с ними и поиграть можно! Про плакат для недели математики я вам уже рассказывала . А сегодня покажу плакат на тему русский язык. Мы его сделали, когда моя дочь Александра училась в 1 классе. Но, думаю, что и для 2 класса он вполне подойдет. А для недели русского языка такой плакатик вообще то, что надо!

Называется он «Внимание!!! Буквы!» и выглядит вот так.

Выполнен на целом листе ватмана. Рисовали карандашами и фломастерами. По краю вместо рамки мы решили нарисовать печатные буквы. Они идут друг за дружкой, как в алфавите. Такие же буковки разделяют разные зоны плаката. А зон всего получилось пять. Сейчас подробнее о каждой из них.

Зона 1. Назывется «Сыщик».

В желтом прямоугольнике написано:

«Внимание! Срочно нужен сыщик для поиска алфавита в этой комнате»

На рисунке изображена комната, на первый взгляд обычная, но в этой комнате спрятались буквы алфавита. Вот их-то и нужно найти! К примеру, буква «о» — это зеркало. Одно из кресел около столика — это «ъ». А пылесос подозрительно похож на «ы») Комнату мы придумывали сами. Очень увлекательный процесс, особенно для дочки, которая думала, куда какую букву спрятать можно.

Зона 2. Называется «Волшебник» (она слева на картинке) и зона 3, под названием «Знайка».

В зоне 2 нарисован маленький волшебник, а в желтом прямоугольнике написано:

«Внимание! Срочно нужен волшебник для превращения двух маленьких слов в одно большое»

Задача – из двух слов составить одно. Для того, чтобы детям было понятно, приведен пример.

В зоне 3 нарисован Знайка и имеется следующая надпись:

«Внимание! Срочно нужен Знайка для разгадывания сложных загадок»

На фото загадки видно плохо. Поэтому не поленилась вынести их для вас на отдельные изображения (вместе с подсказками и правильными ответами).

Загадка № 1.

Загадка № 2.

Загадка № 3.

Зона 4. «Полицейский». С этой зоной пришлось повозиться)

«Внимание! Срочно нужен полицейский для наведения порядка в словах»

Обратите внимание, слева от фигуры полицейского слова:

  • ипнесьла;
  • атсомак;
  • ездума;
  • лошка.

«Что это еще за слова такие? Нет таких слов!» — скажете вы и будете правы. Просто буквы в этих словах переставлены. Буквы не написаны на ватмане. Они написаны на маленьких карточках, которые имеют рамочки разного цвета, чтобы не перепутать из какого слова, какая буква. И эти карточки вставляются в прозрачные кармашки. Их можно вынимать и менять местами.

Кармашки я сделала из обложек для учебников. Просто вырезала полоски шириной 4,5 см и пришила их прямо к ватману обычными прочными нитками. Ну и вертикальными швами разделила эти прозрачные полоски на отдельные кармашки. Конструкция получилась довольно прочная, за 4 года с ней ничего не случилось.

Вот так буквы стоят правильно!

Ну и последняя зона 5. «Дрессировщик».

Дрессировщика вы видите, а надпись гласит:

«Внимание! Срочно нужен дрессировщик, который научит слоги стоять на своем месте»

Принцип изготовления этой зоны такой же, как и в случае с полицейским. А вот здесь слоги уже научились стоять на своих местах.

Могу сказать, что этот плакат неизменно собирал возле себя стайки маленьких школьников, которые представляли себя сыщиками, полицейскими, Знайками, волшебниками или дрессировщиками и пытались, играя, справиться с заданиями. А заодно углубляли свои знания по русскому языку!

Друзья, надеюсь, что информация вам пригодится и поможет создать своими руками не просто стенгазету для начальной школы, а настоящее чудо, чтобы и учительница и одноклассники просто ахнули от восхищения!

Ну а прямо сейчас предлагаю ахнуть от неожиданности! Посмотрите видео и узнайте новые интересные факты о нашем родном великом и могучем русском языке, которые, кстати, тоже можно использовать в плакатах для школы.

А еще у нас есть интересный и другим предметам, найдете их в рубрике «Плакаты для школы».

Желаю вам всего доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Русский язык в школе можно, пожалуй, отнести к одним из самых важных предметов, незнание которого может наложить серьезный отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Но как поднять интерес детей к нему? Как облегчить восприятие таких трудных и запутанных на первый взгляд правил? В этом поможет регулярный выпуск посвященной русскому языку. Интересные факты, забавные истории происхождения слов, "ляпы" из сочинений - все это придет на помощь и сделает русский язык для учеников по-настоящему родным.

О чем может рассказать стенгазета

Школьная стенгазета, посвященная русскому языку, должна стать не просто изложением фактов, а обязательно и способом общения. Пускай ученики задают вопросы, оставляя их в специальном кармашке, приносят свои заметки (можно ввести какое-то поощрение за такую активность) и участвуют в конкурсах.

  • Знаете ли вы, что в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода: «дитя», «животное» и «чудовище»?
  • Единственное полное прилагательное в русском языке, имеющее один слог - это слово «злой».
  • Глагол «вынуть» - единственное в нашем языке слово, не имеющее корня. Считается, что он тут нулевой и чередуется с -ним (вынуть - вынимать).

«Любого иностранца, утверждающего, что он в совершенстве знает русский язык, можно протестировать. Предложите ему перевести следующее предложение (интересно, а сами-то вы поймете, о чем в нем речь?): «Косил косой косой косой». И если иностранец в результате выдаст что-то вроде: «Срезал траву человек с кривым инструментом», то его и впрямь можно причислить к знатокам «великого и могучего».

Но в конце этих заметок не забудьте спросить: «А знаете ли вы подобные занимательные факты?» Это подтолкнет интерес детей к чтению и создаст начало общения.

Информация, о которой может поведать стенгазета

Школьная стенгазета может стать собранием удивительных фактов. Как, например, эти:

  • все неприличные слова до 14 в. на Руси именовались «нелепыми глаголам»;
  • в русском языке есть слово, состоящее из 46 букв - «тысячадевятьсотвосьмидесятидевятимиллиметровый», а самый длинный предлог и одновременно самый длинный союз - это состоящее из 14 букв слово «соответственно»;
  • а слово «тьма» раньше было числительным, обозначающим самое большое из известных количество - 10 тысяч.

Не менее интересны будут и сведения для рубрики «Занимательный русский язык» о существительных с «выпадающими» гласными. Если склонять такие слова, как вошь, день, лев, лоб, ложь, пень, ров, рожь, сон, шов и т. п., то в их корнях не останется ни одной гласной. А так как перечислены не все слова, можно предложить читателям дополнить этот список.

Удивительная буква «Ъ»

История 28-ой буквы русского алфавита «ъ» сложна и запутана и тоже может стать темой одного из выпусков газеты.

В старину она обозначала какой-то очень краткий о котором до сих пор спорят лингвисты. Позже, примерно с середины 12 в., ею пользовались для того чтобы разбивать слова на слоги, а строку - на отдельные слова, вплоть до того времени, пока не состоялся повсеместный переход к применению пробелов (къбогомъизъбраномуцарю).

Но даже после того, как между слов появились пробелы, в церковнославянской письменности так и осталось правило: «ъ» - буква, обозначающая конец слова. То есть каждое слово в русском языке могло раньше заканчиваться только на на гласную, й, ь или ъ (ломбардъ, адресъ, гастрономъ). Представляете, на написание этого абсолютно ненужного знака уходило до 4% объема текста!

Теперь, в результате реформы русского правописания, проводимой в 1917-1918 гг., появилось новое правило: непроизносимая «ъ» - буква, которая употребляется только как разделительный знак между согласным и гласным. Ее можно обнаружить на стыке приставки и корня (съезд, объять, въедливый и т. п.) или для обозначения йотированного произношения гласных в (инъекция, адъютант и др.).

Но, конечно же, это далеко не все, что можно рассказать о твердом знаке.

Поговорим о супплетивах

Интересные факты о русском языке для стенгазеты не обязательно собирать «с миру по нитке». Ведь даже вполне научное явление из области лингвистики может оказаться для рядового читателя удивительным и занимательным. Например, супплетивы.

Каждый из носителей языка может легко образовать от любого :

  • писать - писал,
  • читать - читал,
  • делать - делал,
  • петь - пел,
  • идти - … шел.

Вот это «странное» несоответствие между корнем начальной и производной формы и называется супплетивом. Такие же явления встречаются при образовании сравнительной степени некоторых прилагательных:

  • смешной - смешнее,
  • умный - умнее,
  • теплый - теплее,
  • хороший - … лучше или плохой - … хуже.

То же можно встретить и у существительных, например, у слова «человек» (его множественное число - «люди», образовалось от другого корня), у местоимения «я» (его косвенные падежи «меня», «мне» и т. д. тоже имеют иной корень).

Как хулиган появился в России

Школьная стенгазета на тему: «Русский язык и его история» может с успехом размещать интересные факты и о происхождения некоторых слов. Вот пример небольшой заметки о том, как в русском языке появилось слово «хулиган».

Ни для кого не секрет, что хулиганом называют человека, позволяющего себе бесчинства и не уважающего закон, но то, что данное слово ранее было английской фамилией, наверное, мало кому известно.

Да-да, на рубеже 18 и 19 вв. в Англии, в городе Саусворк, проживала пренеприятнейшая семейка, занимавшаяся бандитизмом и грабежами. Все они носили одну фамилию - Халиган. И скоро печально прославились на всю Англию. А о главе этого разбойничьего клана, Патрике Халигане, была даже сложена насмешливая песенка, ставшая со временем популярной во всей Европе. На Халиганов рисовали карикатуры, писали пародии, и их фамилия постепенно стала именем нарицательным, причем не только в Англии, но и в России, где, правда, несколько видоизменилась.

Противоречия в одном и том же слове

Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно подбирать в огромном количестве. Школьникам наверняка будет любопытно узнать и о таком удивительном явлении развития нашего языка как энантиосемия - поляризация значении одного слова. То есть в одной лексической единице значения могут противоречить, противопоставляться друг другу. Судите сами - известное слово «бесценный» кроет в себе сразу два понятия:

1) что-то, не имеющее никакой цены;

2) нечто, имеющее очень высокую цену.

А что имеет в виду человек, говорящий: «Я прослушал лекцию»? То, что он внимательно выслушал ее или, наоборот, что он ничего так и не услышал? Глагол «прослушать», как видите, антоним сам себе.

Как возникала энантиосемия

Интересные факты о русском языке для стенгазеты могут включить и историю возникновения этого явления.

Лингвисты объясняют его применением слова в разных сферах, например в и в книжном языке. Нечто подобное произошло со словом «лихой». Если в древнерусских манускриптах оно имело лишь одно значение: «плохой, скверный» (лихой человек), то в просторечии «лихой» стал еще и «смелым, удалым» (лихой воин).

Все дело в том, что в древности как о лихих людях говорили чаще всего о разбойниках, способных, как все знают, на смелые, рискованные и бесшабашные поступки. Отсюда и взяло начало новое, противоположное значение древнего слова.

Русский язык богат примерами энантиосемии слов. Можно вспомнить из них следующие: одолжить (взять в долг - дать в долг) или наверно (наверняка, точно - может быть, не точно).

Факты о том, как развивался великий русский язык, стенгазета может подавать и в виде коротких заметок, и как научно-популярные статьи.

Газета, о которой говорилось в статье, должна стать и увлекательным чтением, и подталкивающей к раздумьям, для детей разного возраста. Интересные факты о русском языке для стенгазеты можно в большом количестве найти в СМИ, особенно сейчас, когда интерес к родному языку поднялся на более высокий уровень.

Но еще раз хочется напомнить, что такая газета - это не просто информативное издание, но и место для общения. Только так интерес из чисто созерцательного станет чем-то более реальным, приводящим к увлечению предметом, а может, и к раскрытию таланта писателя, поэта или художника. Удачи!

Татьяна Перова

Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель .

В школе,в которой учится моя дочь,с 25 по 30 января этого года проходила Неделя русского языка . К этой недели моей дочери было предложено сделать тематическую стенгазету .

Я,как мама,конечно помогла дочери-школьнице и приняла активное участие в создании стенгазеты .

Информацию на эту тему просматривали в книгах в своей домашней библиотеке и в статьях Интернета. Образцов стенгазет очень много ,но мы решили сделать по-своему. И вот такую тематическую газету мы "выпустили".

Стенгазету назвали просто - "РУССКИЙ ЯЗЫК ".Название написали большими буквами,раскрасили яркими карандашами и обвели по контуру фломастерами.


Материал для стенгазеты- "Что такое русский язык ","Происхождение русского языка ","Высказывания великих людей о русском языке ",тематические рисунки-нашли в книгах,журналах и Интернете. Затем распечатали и наклеили на цветные листы.



Охотно делимся своим вариантом оформления стенгазеты к Недели русского языка и надеемся ,что кому-нибудь из читателей материал пригодится и будет полезен. Спасибо!

Публикации по теме:

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Сценарий «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. 2. Обобщить и систематизировать знания сказок А. С. Пушкина 3.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен существительных по числам» Урок русского языка Класс: 3 «Д» Учитель: Тюрюкова Е. М. Учебник: Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель: Создать условия.

Конспект урока русского языка в специальной (коррекционной) школе «Состав слова» Открытый урок письма на тему: «Состав слова. Приставка, корень, суффикс, окончание» в 7 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

В рамках тематической недели «В мире русского языка и культуры» в средней группе состоялись разноплановые мероприятия, посвященные родному.

Сценарий игры КВН «Пушкиниада» к Дню Матери и открытию года русского языка Ход сценария на тему: «Пушкиниада», посвященной ко Дню Матери и открытию Года Русского языка. Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний.