Речевая ошибка допущена в предложении. Работа над предложением

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного стандартаобщего образования.

2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.

3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

4. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов.

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,

языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

1.Введение. Слово о русском языке

Знать : лексическое богатство русского языка;

Стилистику русского языка;- виды планов;Уметь: составлять план; - использовать эпиграф;

2Лексика. Фразеология. Лексикография

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

Прямое и переносное значение слов;

Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

Роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

Фразеологизмы, фразеологические выражения;

Устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

Анализировать лексические средства выразительности в тексте;

Работать с различными видами словарей;

Определять лексические особенности текста;

Выделять главное;

Использование в речи изобразительно-выразительных средств;

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать мировоззрение школьников;

Уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

4.Морфемика и словообразование

Знать: состав слова;

Способы образования слов;

Нормы формообразования;

Правописание морфем;

Морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

Производить словообразовательный разбор слов;

Правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

Пользование словарями различных типов;

5.Морфология и орфография

Знать: типы орфограмм;

Безударные гласные в корне;

Гласные после шипящих в разных частях речи;

Гласные после шипящих и Ц;

Правописание согласных в слове;

Двойные согласные;

Гласные и согласные в приставках;

Правила переноса слов;

Разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь: определять орфограммы в словах;

Решать орфографические задачи;

Правильно писать безударные гласные в корне;

Правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

Правильно писать гласные после шипящих и Ц;

Правильно писать двойные согласные;

Правильно писать гласные и согласные в приставках;

Правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

Применять правила переноса в словах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  1. Части речи. Имя существительное

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

Нормы формообразования имен существительных;

Морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

Определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

Правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

Правильно писать сложные имена существительные;

Решать орфографические задачи по теме;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение эффективно использовать рабочее время;

Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

  1. Части речи. Имя прилагательное

Знать : стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

Правописание сложных имен прилагательных;

Особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

Образование сложныхприлагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

Правильно писать суффиксы имен прилагательных;

Производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

Владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

Правильно писать сложные имена прилагательные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать

8. Части речи. Имя числительное

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

Сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

Правильно писать падежные окончания имен числительных;

Правильно писать сложные числительные;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

9.Части речи. Местоимение

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

Знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

Правильно писать местоимения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

10.Части речи. Глагол

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

Синонимию глагольных форм;

Способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

Правильно писать личные окончания глаголов;

Правильно писать суффиксы глаголов;

Правильно писать Ь в глагольных формах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

11. Части речи. Причастие

Знать: особенности употребления причастий в речи;

Особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

Образовывать различные формы причастий;

Правильно писать окончания причастий;

Правильно писать гласные в суффиксах причастий;

Правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

12. Части речи. Деепричастие

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

Синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

Образовывать деепричастия;

Правильно писать деепричастия;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

13. Части речи. Наречие .Слова категории состояния

Знать: особенности употребления наречий в речи;

Особенности образования наречий;

Особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

Правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

Правильно писать отрицательные наречия;

Правильно использоватьслитное, дефисное, раздельное написание наречий;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

14. Служебные части речи

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

Союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

Разряды частиц;

Типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

Правильно употреблять союзы в речи;

Правильно писать частицы;

Правильно писать предлоги;

Уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

Отличать междометия и звукоподражательные слова;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

Умение ставить цели, определять пути их решения;

Умение применять знания на практике;

Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Находить способы взаимодействия при работе в группе;

Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Календарно-тематическое планирование

УМК «Русский язык 10-11 классы» под ред. Н.Г. Гольцовой

Данный учебно-методический комплект


  • успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку;

  • способствует повышению уровня общей грамотности школьников;

  • реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;

  • способствует оптимизации процесса обучения;

  • не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.

В УМК входят следующие пособия:


  • Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса)

  • Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ)

  • Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя)

  • Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень)

  • Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык

  • Л.Г. Смирнова. «Культура речи»

  • Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи»
Концепция данного УМК сохраняет преемственность в обучении русскому языку между основной школой и средней и предусматривает на основе систематизации знаний углубленное изучение предмета, поэтому работа по данному комплекту является логическим продолжением предыдущей деятельности учителя и учащихся по любой программе русского языка с 5 по 9 класс.

Ключевые компетенции
Языковедческая.
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах.
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе

УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.

^ Дидактический материал , подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.

Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий . Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости.

При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.

^ Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений.

Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций.

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация . Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи» , что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.

^ Теоретический материал в учебном пособии охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий, которые являются "сквозными", важными для каждой учебной темы внутри раздела. Учащиеся осваивают лингвистическую терминологию, учатся оперировать основными понятиями.

Авторы придерживались принципов преемственности в определении объема содержания теоретической части темы. Курс 10-11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень). А с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень). Естественно, разграничивать, разделять эти две составляющие не представляется целесообразным. Основа любой темы - сведения, знакомые учащимся из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения дополняются информацией, связанной со стилистикой и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. Этот расширенный материал является обязательным для учащихся профильных классов и ознакомительным для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов.

Сегодня, как никогда остро, стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Умение понять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека. В связи с этим авторы сочли нужным включить в пособие разделы "Культура речи" и "Стилистика", где даны теоретические сведения и практический материал. Пособие также дополнено новым разделом "Из истории русского языкознания".

Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой

Методологической основой данной программы и курса «Рус­ский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базо­вый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобра­зовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

Система расположения материала, полнота изложения теоре­тических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспита­тельных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как резуль­тат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных уме­ний и навыков. Данный учебник может быть использован как спра­вочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экза­менам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и на­правлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные прин­ципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении пра­вил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариант­ность в постановке знаков препинания, их многозначность и мно­гофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текс­та, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксичес­кий виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Боль­шое место должно быть отведено орфографическому и пунктуацион­ному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует уме­ния и навыки нормативного использования языковых средств.

Учитывая особенности условий работы с определенными уча­щимися, учитель может вносить изменения в примерное распреде­ление учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позво­лит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.

В соответствии с современными требованиями коммуникатив­ной направленности в обучении русскому языку программа преду­сматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилисти­ческого и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной само­стоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, получен­ные при пассивном восприятии.

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №2

Г. Меленки Владимирской области

Потенциал учебно-методического комплекта

(Текст выступления на научно-практическом семинаре «Проблемы развития русского языка и их отражение в школьной практике»).

Емелюшина Валентина Николаевна,

Учитель высшей квалификационной категории,

Заслуженный учитель Российской Федерации

Модернизации российского образования ориентирует «не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей» учащихся.

Языковое образование в школе на современном этапе реализуется в контексте формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.

Основное средство для достижения образовательных целей, отвечающих задачам обновления содержания образования, - качество учебной книги.

Проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.

От учебника русского языка в старших классах в условиях выбора ожидается следующее:

соответствие основным принципам развития системы образования на современном этапе;

возможность совершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся;

отсутствие дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, для осуществления преемственности между средним и старшим звеньями;

соответствие учащимся того или иного класса по их знаниям, способностям, уровню подготовки.

Этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает УМК «Русский язык", 10-11 классы Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.

Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса).

Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ).

Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя).

Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень).

Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык.

Л.Г. Смирнова. «Культура речи».

Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи».

Апробация учебника нового поколения в условиях обычной школы – действенный способ проверки качества учебной книги как основного средства для достижения образовательных целей, отвечающих задачам модернизации школы и обновления содержания образования.

В 2005-2007 годах мной проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся негуманитарного профиля, обучающихся русскому языку по данному комплекту. Осуществлена попытка определения роли и значения УМК в совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Было выявлено, что концепция данного УМК сохраняет преемственность в обучении русскому языку между основной школой и средней и предусматривает на основе систематизации знаний углубленное изучение предмета, поэтому работа по данному комплекту является логическим продолжением предыдущей деятельности учителя и учащихся по любой программе русского языка с 5 по 9 класс.

УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.

Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.

Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений. Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций .

Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.

Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.

Большое внимание уделяется текстам-образцам художественного слова, что, безусловно, способствует развитию чувства языка и обеспечивает реализацию межпредметных связей. Среди достоинств учебника – обилие публицистических текстов, разнообразных по тематике: культура речи (И.Уразов. «Почему мы так говорим»), экология слова (М.А.Осоргин. «Заметки старого книгоеда»)… Тексты учебного издания способствуют формированию культурологической компетенции старшеклассников. Особенно важно для нас, владимирцев, большое количество текстов – отрывков из произведений нашего земляка В. Солоухина, большая часть которых посвящена постижению духовно-нравственного опыта народа.

Учебник является своеобразным справочником по русскому языку и помогает учащимся организовать свой учебный труд. В нем есть орфоэпический и орфографический словарики, схемы анализа языковых единиц. Разнообразный материал упорядочен с помощью графических обозначений, помогающих легко ориентироваться в учебном материале: ими обозначены упражнения по стилистике, упражнения по развитию речи, исторический комментарий.

Очень полезен новый раздел учебника «Из истории русского языкознания», включающий очерки о жизни и деятельности крупных русистов XVIII-XIX вв. Знакомство с очерками не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Старшеклассники получили возможность пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах, при подготовке к олимпиадам любого уровня, игре «Русский медвежонок – языкознание для всех». Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом.

Психологический аспект концепции УМК обеспечивает то, что основным содержанием и целью учения является превращение любого школьника в субъекта своей учебной деятельности, действующего по формуле «я учусь», а не «меня учат». Так что работа по данным учебным книгам отражает личностно-ориентированный подход в обучении.

Таким образом, в данном УМК есть все необходимое для достижения триединой цели языковой компетенции: учащиеся расширяют знания о языке, формируют «чувство языка», приобретают языковой опыт.

Учебник может использоваться на уроках (как в общеобразовательных, так и в профильных классах), в дополнительном образовании (при проведении занятий факультативных и элективных курсов). И, что для меня особенно важно, в классах, где обучаются дети разных способностей и разного уровня подготовки. Залог успеха – гармоничное соединение моего «хочу научить» с «хочу и могу научиться» старшеклассника. А материал учебника так подобран, что может удовлетворить запросы самого «продвинутого» ученика и не отбить интерес к учению у слабого. Все это способствует созданию комфортной психологической атмосферы на уроках, формирует определенный уровень человеческих взаимоотношений, позволяет ученику быть успешным.

Изучение курса русского языка в десятом и одиннадцатом классе негуманитарного профиля по УМК авторов Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина (уроки – 34 часа в год, факультативный курс «Культура русского языка» по программе Л.Г.Смирновой, элективный курс «История русского языка: от Рюрика до наших дней») позволило мне в 2005-2007 годах достичь высоких, эффективных результатов обучения.

Ученики данного класса были призерами и лауреатами конкурсов сочинений на школьном и муниципальном уровне, победителями районной олимпиады по русскому языку и литературе. Положительную динамику учебных достижений учащиеся продемонстрировали и в итоговой аттестации по русскому языку: получили хорошие и отличные оценки за письменный экзамен из 17 учащихся данного класса – 14 человек, из 12 человек, сдававших русский язык в качестве экзамена по выбору (10 из них в форме ЕГЭ), - 9 человек. Поступили в высшие и средние специальные учебные заведения, сдав вступительные экзамены, 100% из всех пытавшихся это сделать. В данный момент все они успешно обучаются в вузах Владимира, Коврова, Иванова, Нижнего Новгорода.

Данный учебно-методический комплект успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку; способствует повышению уровня общей грамотности школьников; реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Дидактический материал, подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.

Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе

Новый учебно-методический комплект по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.

Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.