Речевая ошибка допущена в предложении. Работа над предложением
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандартаобщего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.
3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)
4. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 35 часов.
Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов.
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи.
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач.
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.
Извлекать необходимую информацию из различных источников.
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности.
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.Введение. Слово о русском языке
Знать : лексическое богатство русского языка;
Стилистику русского языка;- виды планов;Уметь: составлять план; - использовать эпиграф;
2Лексика. Фразеология. Лексикография
Знать: лексическое и грамматическое значение слов;
Прямое и переносное значение слов;
Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;
Роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;
Фразеологизмы, фразеологические выражения;
Устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;
Анализировать лексические средства выразительности в тексте;
Работать с различными видами словарей;
Определять лексические особенности текста;
Выделять главное;
Использование в речи изобразительно-выразительных средств;
Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
3. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Знать: орфоэпические нормы правописания;
- характеристику гласных и согласных звуков в слове;
Уметь: производить фонетический разбор слов;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Формировать мировоззрение школьников;
Уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
4.Морфемика и словообразование
Знать: состав слова;
Способы образования слов;
Нормы формообразования;
Правописание морфем;
Морфологический принцип правописания;
Уметь: производить морфемный анализ слов;
Производить словообразовательный разбор слов;
Правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
Пользование словарями различных типов;
5.Морфология и орфография
Знать: типы орфограмм;
Безударные гласные в корне;
Гласные после шипящих в разных частях речи;
Гласные после шипящих и Ц;
Правописание согласных в слове;
Двойные согласные;
Гласные и согласные в приставках;
Правила переноса слов;
Разделительные Ъ и Ь знаки;
Уметь: определять орфограммы в словах;
Решать орфографические задачи;
Правильно писать безударные гласные в корне;
Правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;
Правильно писать гласные после шипящих и Ц;
Правильно писать двойные согласные;
Правильно писать гласные и согласные в приставках;
Правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;
Применять правила переноса в словах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
- Части речи. Имя существительное
Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;
Нормы формообразования имен существительных;
Морфемику имен существительных;
Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;
Определять тип склонения, число и падеж имен существительных;
Правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;
Правильно писать сложные имена существительные;
Решать орфографические задачи по теме;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение эффективно использовать рабочее время;
Умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;
- Части речи. Имя прилагательное
Знать : стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;
Правописание сложных имен прилагательных;
Особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;
Образование сложныхприлагательных;
Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»
Правильно писать суффиксы имен прилагательных;
Производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;
Владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;
Правильно писать сложные имена прилагательные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать
8. Части речи. Имя числительное
Знать: особенности употребления имен числительных в речи;
Сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;
Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;
Правильно писать падежные окончания имен числительных;
Правильно писать сложные числительные;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
9.Части речи. Местоимение
Знать: особенности употребления местоимений в речи;
Знать разряды местоимений;
Уметь: производить морфологический разбор местоимений;
Правильно писать местоимения;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
10.Части речи. Глагол
Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;
Синонимию глагольных форм;
Способы формообразования глаголов;
Уметь: производить морфологический разбор глагола;
Правильно писать личные окончания глаголов;
Правильно писать суффиксы глаголов;
Правильно писать Ь в глагольных формах;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
11. Части речи. Причастие
Знать: особенности употребления причастий в речи;
Особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;
Уметь: производить морфологический разбор причастий;
Образовывать различные формы причастий;
Правильно писать окончания причастий;
Правильно писать гласные в суффиксах причастий;
Правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
12. Части речи. Деепричастие
Знать: особенности употребления деепричастий в речи;
Синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;
- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;
Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;
Образовывать деепричастия;
Правильно писать деепричастия;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
13. Части речи. Наречие .Слова категории состояния
Знать: особенности употребления наречий в речи;
Особенности образования наречий;
Особенности образования степеней сравнения наречий;
Уметь: производить морфологический разбор наречий;
Правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;
Правильно писать отрицательные наречия;
Правильно использоватьслитное, дефисное, раздельное написание наречий;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать;
14. Служебные части речи
Знать: типы предлогов по структуре, по значению;
Союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;
Разряды частиц;
Типы междометий по значению и структуре;
Уметь: отличать союзы и союзные слова;
Правильно употреблять союзы в речи;
Правильно писать частицы;
Правильно писать предлоги;
Уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;
Отличать междометия и звукоподражательные слова;
Ключевые компетенции, формируемые в теме:
Умение ставить цели, определять пути их решения;
Умение применять знания на практике;
Самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
Находить способы взаимодействия при работе в группе;
Уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
Выделять главное, классифицировать, рефлексировать.
Календарно-тематическое планирование
УМК «Русский язык 10-11 классы» под ред. Н.Г. ГольцовойДанный учебно-методический комплект
успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку;
способствует повышению уровня общей грамотности школьников;
реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
способствует оптимизации процесса обучения;
не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.
В УМК входят следующие пособия:
Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса)
Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ)
Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя)
Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень)
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык
Л.Г. Смирнова. «Культура речи»
Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи»
Ключевые компетенции
Языковедческая.
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах.
Овладение основными нормами русского литературного языка.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе
УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.
^ Дидактический материал , подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.
Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий . Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости.
При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.
^ Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений.
Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций.
Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация . Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.
Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи» , что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.
^ Теоретический материал в учебном пособии охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий, которые являются "сквозными", важными для каждой учебной темы внутри раздела. Учащиеся осваивают лингвистическую терминологию, учатся оперировать основными понятиями.
Авторы придерживались принципов преемственности в определении объема содержания теоретической части темы. Курс 10-11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень). А с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования (профильный уровень). Естественно, разграничивать, разделять эти две составляющие не представляется целесообразным. Основа любой темы - сведения, знакомые учащимся из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения дополняются информацией, связанной со стилистикой и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. Этот расширенный материал является обязательным для учащихся профильных классов и ознакомительным для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов.
Сегодня, как никогда остро, стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Умение понять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему - непременное условие становления свободной личности человека. В связи с этим авторы сочли нужным включить в пособие разделы "Культура речи" и "Стилистика", где даны теоретические сведения и практический материал. Пособие также дополнено новым разделом "Из истории русского языкознания".
Учебно методический комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой
Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10-11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т.д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.
В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
Учитывая особенности условий работы с определенными учащимися, учитель может вносить изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой, решать вопрос об изучении материала более крупными блоками. Это позволит высвободить время для практической работы и опережающего рассмотрения отдельных вопросов курса.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа №2
Г. Меленки Владимирской области
Потенциал учебно-методического комплекта
(Текст выступления на научно-практическом семинаре «Проблемы развития русского языка и их отражение в школьной практике»).
Емелюшина Валентина Николаевна,
Учитель высшей квалификационной категории,
Заслуженный учитель Российской Федерации
Модернизации российского образования ориентирует «не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей» учащихся.
Языковое образование в школе на современном этапе реализуется в контексте формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
Основное средство для достижения образовательных целей, отвечающих задачам обновления содержания образования, - качество учебной книги.
Проблема выбора школьного учебника является одной из самых злободневных.
От учебника русского языка в старших классах в условиях выбора ожидается следующее:
соответствие основным принципам развития системы образования на современном этапе;
возможность совершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся;
отсутствие дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, для осуществления преемственности между средним и старшим звеньями;
соответствие учащимся того или иного класса по их знаниям, способностям, уровню подготовки.
Этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает УМК «Русский язык", 10-11 классы Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.
Н.Г. Гольцова. Русский язык, 10-11 классы (Программа курса).
Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык, 10-11 классы (Учебник для общеобразовательных школ).
Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык, 10-11 классы (Книга для учителя).
Н.Г. Гольцова, М.А.Мищерина. «Поурочное планирование к учебнику» (Профильный уровень. Базовый уровень).
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. Единый Государственный Экзамен. Русский язык.
Л.Г. Смирнова. «Культура речи».
Т.В. Потемкина, С.В. Сабурова. «Культура устной и письменной речи».
Апробация учебника нового поколения в условиях обычной школы – действенный способ проверки качества учебной книги как основного средства для достижения образовательных целей, отвечающих задачам модернизации школы и обновления содержания образования.
В 2005-2007 годах мной проведено наблюдение за учебной деятельностью учащихся негуманитарного профиля, обучающихся русскому языку по данному комплекту. Осуществлена попытка определения роли и значения УМК в совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Было выявлено, что концепция данного УМК сохраняет преемственность в обучении русскому языку между основной школой и средней и предусматривает на основе систематизации знаний углубленное изучение предмета, поэтому работа по данному комплекту является логическим продолжением предыдущей деятельности учителя и учащихся по любой программе русского языка с 5 по 9 класс.
УМК полностью ориентирован на компоненты содержания образования учебного предмета «Русский язык». В структуру учебника включены все традиционные разделы русского языка, необходимые для изучения на данном этапе. Положительной чертой учебника является то, что научный материал подается в корректной и приемлемой для учащихся форме, с соблюдением традиционной в школьном курсе русского языка терминологии.
Методический аппарат УМК обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий. Он помогает учителю осуществлять личностно ориентированный подход в обучении, дифференцируя задания по степени сложности. Система вопросов и заданий нацеливает учителя на активно-деятельностный подход в преподавании русского языка на основе поисково-исследовательской деятельности учащихся.
Учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволяет освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции.
Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы, в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Опорой в работе по формированию лингвистического мировоззрения учащихся служат справочные материалы и термины, представленные в начале каждого раздела. В учебнике предусмотрена тесная их связь с вопросами и заданиями по теме, с содержанием текстов упражнений. Учебник обеспечивает решение ряда принципиально важных задач по завершению формирования у учащихся старших классов способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормы, содействует более глубокому усвоению ранее пройденного материала и приобретению школьниками речевой, языковой, социокультурной компетенций .
Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык-речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д.
Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков, в частности.
Большое внимание уделяется текстам-образцам художественного слова, что, безусловно, способствует развитию чувства языка и обеспечивает реализацию межпредметных связей. Среди достоинств учебника – обилие публицистических текстов, разнообразных по тематике: культура речи (И.Уразов. «Почему мы так говорим»), экология слова (М.А.Осоргин. «Заметки старого книгоеда»)… Тексты учебного издания способствуют формированию культурологической компетенции старшеклассников. Особенно важно для нас, владимирцев, большое количество текстов – отрывков из произведений нашего земляка В. Солоухина, большая часть которых посвящена постижению духовно-нравственного опыта народа.
Учебник является своеобразным справочником по русскому языку и помогает учащимся организовать свой учебный труд. В нем есть орфоэпический и орфографический словарики, схемы анализа языковых единиц. Разнообразный материал упорядочен с помощью графических обозначений, помогающих легко ориентироваться в учебном материале: ими обозначены упражнения по стилистике, упражнения по развитию речи, исторический комментарий.
Очень полезен новый раздел учебника «Из истории русского языкознания», включающий очерки о жизни и деятельности крупных русистов XVIII-XIX вв. Знакомство с очерками не только расширяют кругозор учащихся, но и способствуют более эффективному достижению образовательных и информационных целей обучения. Старшеклассники получили возможность пользоваться учебником в качестве справочного пособия при решении любых языковых затруднений, что позволяет им более эффективно организовать работу, связанную с устными или письменными текстами на любых предметах, при подготовке к олимпиадам любого уровня, игре «Русский медвежонок – языкознание для всех». Следовательно, можно говорить о том, что данный учебник способствует не только достижению образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, но и формированию языковой компетентности учеников в целом.
Психологический аспект концепции УМК обеспечивает то, что основным содержанием и целью учения является превращение любого школьника в субъекта своей учебной деятельности, действующего по формуле «я учусь», а не «меня учат». Так что работа по данным учебным книгам отражает личностно-ориентированный подход в обучении.
Таким образом, в данном УМК есть все необходимое для достижения триединой цели языковой компетенции: учащиеся расширяют знания о языке, формируют «чувство языка», приобретают языковой опыт.
Учебник может использоваться на уроках (как в общеобразовательных, так и в профильных классах), в дополнительном образовании (при проведении занятий факультативных и элективных курсов). И, что для меня особенно важно, в классах, где обучаются дети разных способностей и разного уровня подготовки. Залог успеха – гармоничное соединение моего «хочу научить» с «хочу и могу научиться» старшеклассника. А материал учебника так подобран, что может удовлетворить запросы самого «продвинутого» ученика и не отбить интерес к учению у слабого. Все это способствует созданию комфортной психологической атмосферы на уроках, формирует определенный уровень человеческих взаимоотношений, позволяет ученику быть успешным.
Изучение курса русского языка в десятом и одиннадцатом классе негуманитарного профиля по УМК авторов Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина (уроки – 34 часа в год, факультативный курс «Культура русского языка» по программе Л.Г.Смирновой, элективный курс «История русского языка: от Рюрика до наших дней») позволило мне в 2005-2007 годах достичь высоких, эффективных результатов обучения.
Ученики данного класса были призерами и лауреатами конкурсов сочинений на школьном и муниципальном уровне, победителями районной олимпиады по русскому языку и литературе. Положительную динамику учебных достижений учащиеся продемонстрировали и в итоговой аттестации по русскому языку: получили хорошие и отличные оценки за письменный экзамен из 17 учащихся данного класса – 14 человек, из 12 человек, сдававших русский язык в качестве экзамена по выбору (10 из них в форме ЕГЭ), - 9 человек. Поступили в высшие и средние специальные учебные заведения, сдав вступительные экзамены, 100% из всех пытавшихся это сделать. В данный момент все они успешно обучаются в вузах Владимира, Коврова, Иванова, Нижнего Новгорода.
Данный учебно-методический комплект успешно решает задачу завершения базового образования по русскому языку; способствует повышению уровня общей грамотности школьников; реально готовит к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Дидактический материал, подобранный для обучения, отличается идейной направленностью, помогает совершенствовать не только учебные умения и навыки в области русского языка, но и способствует формированию действенного мировоззрения, активной жизненной позиции, побуждает к активной преобразующей деятельности, воспитывает нравственно.
Реализация лингводидактических принципов построения учебника по русскому языку в новом учебно-методическом комплекте, экспериментальное обучение учащихся показали возможность и целесообразность использования данного комплекта в учебном процессе
Новый учебно-методический комплект по русскому языку способствует оптимизации процесса обучения, не вызывает трудностей при использовании в учебном процессе в рамках любых педагогических технологий.
Достоинства и преимущества данного курса в условиях модернизации российского образования очевидны.