Равнодушный человек аргументы из литературы. Сочинение "равнодушие человека к природе"

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

«Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла от ужасной из них — равнодушия.»
Х.Каллер

На современном этапе развития общества существует большой ряд проблем в нем, а страшнее не то, что нет решения этих проблем, а то, что никто не хочет их решать, а точнее-никто не желает этим заниматся. А одной из главных проблем, предстает перед современным обществом это-равнодушие, которое ожидает нас везде, где бы мы ни были.

Мы часто слышим такие слова как: «мне все равно», «сам виноват», «меня это не интересует» -это все говорит о равнодушии человека. Все чаще задумываемся о том, что люди начали агрессивно реагировать на других людей, на мир и доброта уже начинает отходить на задний план. Равнодушный человек прежде всего безразличен к самому себе. Он редко признается в том, что он равнодушен ко всему, но его отношение к окружающим будет проявляться в равнодушии. Когда в сердце человека оседает равнодушие, он со временем превращается черствого и бездушную личность.

Тогда, когда сердце становится равнодушным , то человек теряет способность чувствовать, нарушается контакт не только с душой, а из совестью. Им не доступны яркие моменты жизни, они не умеют сопереживать и радоваться успехам другого. Человек должен знать то, что он не один, что его любят, а если этого не происходит, то впоследствии, он замыкается в себе и каждый день идет внутреннее и внешнее гибель. Поэтому такая персона уже не сможет иметь возможность любить, а потому, никто не сможет полюбить ее. С одной стороны, мне становится жаль равнодушного человека, который никогда не сможет постичь полноту жизни и подогнать жизнь под свои параметры.

Жаль, так как, равнодушие прогрессирует и впоследствии превращается в тяжелые заболевания души, которое вызывает полное безучастие в общественной жизни. Мы все реже думаем о своих поступках, словах, стараемся быть в стороне от всего, что нас окружает, а между тем, жестокость и равнодушие, как социальные явления существовали еще с древних веков, но становится одной из глобальных проблем 21 столетия. Мир подошел к той грани, где никто не хочет брать на себя ответственности за чужую жизнь.В последние годы, такое поведение уже есть нормальным в мире.

Никто не хочет помочь женщине в ребенком, которая несет тяжелые сумки или человеку на улице становится плохо и он падает, а никто не остановится, а все потому что, в наших душах поселилась равнодушие, безразличие которое скрывает в себе попытку отойти от реального, жестокого мира. Идя с добрыми намерениями можно почувствовать безразличие, которое скрывается за «маской» вежливости.

Наша жизнь, это то, о чем мы думаем, поэтому, если постоянно думать только о плохом, не быть уверенным в себе или в своих возможностях, не радоваться за успехи других не достигать поставленную перед собой цель, мы станем равнодушными к себе и к того, что нас окружает. Я думаю что, безразличие, пассивность, агрессия может возникнуть в самом микромире человека, который был разочарован в обществе. То есть это будет выступать определенной защитной реакцией на окружающие вещи, слова и действия других. Дети не рождаются с чувством безразличия, на развитие равнодушия влияет именно воспитание в семье.

Равнодушие может привести к разрушению личности в целом, оно мешает ее гармоничному существованию в современных условиях. Еще в детстве ребенок смотрит на своих родителей, запоминает их поведение, слова и поступки и следует этому примеру всю свою жизнь. Многих из детства начинают приучать надеяться только на себя, верить только себе. То есть, можно сказать, что проблема эта уже не новая, а она тянется из предыдущих поколений. Еще одна причина это-эгоизм, которым окружает нас на каждом шагу. Сейчас эгоизм представляет собой первоисточником равнодушия.

Самоуверенность, самовлюбленность, повышенная самооценка является первой ступенью к агрессии и жестокости, в своем результате сначала провоцирует равнодушие, бездушие по отношению к другим людям, затем переходит на знакомых, друзей и близких людей, а свое «Я» становится превыше всего. Одной из важных моментов безразличия может быть страх. Страх перед всем новым, страх перед завтрашним днем??или страх быть уволенным с работы. Постоянное недоверие к миру, к людям, большое количество проблем- так же могут причинами равнодушия.

Тесно равнодушие связано с ответственностью, а точнее, безответственностью. Не редко, открывая книги, складывается некое впечатление о том, что эта проблема была в труднее для мира времена, в котором каждый для каждого был врагом, но это не было на таком массовом уровне. В наше время, когда идет быстрый технический прогресс, мы даже представить не можем, кто есть рядом с нами. Этот прогресс дает нам возможность не выходя за пределы дома, делать все то, что мы захотим. Возможно, что равнодушие возникло как реакция на войны, бедность, революции — это усталость народа, это определенная система, которая возникла и прогрессирует вместе с техническим прогрессом.

Для многих в нашем обществе, равнодушие есть определенной позицией жизни, согласно которой не нужно переживать и быть полностью огороженным от негативных эмоций. Ярким примером этого может служить отношение власти, политиков к народу. Как власть относится к людям, так и люди будут относиться к ней. Каждый раз, когда новые люди приходят к власти мы видим все те же методы управления государством и таким образом, большинство привыкает и устает. Отношение самих политиков вселяет в души населению только возмущение, страх, отчаяние, потому что народ это является последним звеном, о которой думает государство. В результате чего, народ теряет веру, ему становится безразлично, и не только к власти, а и к друг другу.

Суммируя выше написанное, можно сказать, что безразличие это чувство , которое охватывает все больше людей в мире и начинает прогрессировать во всех его звеньях. Равнодушие присущее каждому человеку, но проявляется в различной степени, в соответствии с ее поведением. Но, безусловно каждый несет ответственность за массовое распространение этой «болезни» и это имеет в себе только негативное влияние, не только на других индивидов, а и на общество вообще. И поэтому, чтобы предотвратить разрастание проблемы, каждый из нас должен ее не только осознать, но и пытаться работать над ней, начиная с себя.

Нет похожих страныц.

Доброго времени суток, уважаемый читатель! В данной статье мы предлагаем сочинение на тему “” Будут использованы следующие аргументы:

– А. С. Пушкин, “Евгений Онегин”
– Д. Лондон, “Мартин Иден”

Когда нам нужна помощь, совет, либо же мы просто рассказываем о чем-то другому человеку, мы ищем участия и внимания с его стороны. Равнодушие отталкивает и отдаляет: равнодушные люди часто одиноки. Им сложно излечить душу от этого чувства, даже если понимают его пагубное воздействие. Всякому равнодушному отношению есть причина. У кого-то это скука, у других разочарование, иногда долгая душевная боль. Последствия такого отношения человека к окружающим и к самой жизни могут быть губительными.

В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” мы видим пример равнодушного отношения со стороны главного героя Евгения Онегина. Евгений – молодой дворянин, наследник крупного состояния. Он проводит большое количество времени в обществе: ездит в театр, на балы, светские вечера. Евгений привык к роскоши, умеет поддержать любую беседу, хотя его знания порой поверхностны. Он пользуется вниманием у женщин, много развлекается, но при этом испытывает чувство скуки где бы не находился.

Онегин безучастно и равнодушно относится к окружающему миру из-за этого чувства. Ему надоели женщины, друзья, книги. Когда герою признается в любви Татьяна Ларина, он так же равнодушно отвергает девушку, не придавая значения тому, как она к нему может относиться. Евгений охладел к жизни и утратил способность испытывать глубокие чувства. Понадобилось много времени чтобы восстановить эту способность, но оказалось слишком поздно. Татьяна отвергла признание Онегина, и он прожил свою жизнь без цели и смысла.

В романе Джека Лондона “Мартин Иден” главный герой, познакомившись с девушкой из высшего общества по имени Руфь, влюбляется в неё с первого взгляда. Узнав девушку и её семью, Мартин понимает, что между ним и этими людьми большая интеллектуальная пропасть, не говоря уже о классовом неравенстве. Но это не становится причиной отказаться от желания покорить девушку. Напротив, главный герой полностью погружается в мир книг, наук, просвещения и достигает очень высокого уровня. Он обучается манерам, принятым в светском обществе, изучает различные науки, углубляется в философию.

После помолвки с Руфью, Мартин обещает ей стать известным писателем и повысить уровень своего дохода. Однако ни любимая героя, ни его семья не верят в успех писательского дела. Работая по девятнадцать часов каждые сутки, Мартин пишет множество рассказов, стихов и повестей. Но долгое время ни один редактор не принимает работы Мартина, из-за чего ему приходится голодать. После неожиданного успеха все повести писателя начинают пользоваться спросом и приносят Мартину небывалый доход. К сожалению, герой этому уже не рад.

Во время неудач Мартина девушка разрывает с ним помолвку. Главный герой разочаровывается в буржуазной среде и теряет все стремление продолжать писательскую деятельность. Понимание того, что успех пришел к нему не из-за признания таланта, а лишь по везению случая, огорчает Мартина. Он тяжело переживает лицемерное отношение людей, которые отворачивались от него ранее, но охотно ищут общения после обретения им славы.

Показное раскаяние Руфь, которая захотела вернуться к нему из-за социального успеха, добивает героя окончательно. Мартин полностью разочаровывается в людях, теряет интерес к жизни, не может ничем заниматься и избегает общения с окружающими. Равнодушие овладевает героем. Он решает уплыть на остров, но, находясь на корабле понимает, что его тяготит только своё разочарование. Мартин не может выносить всей лжи в людях, он все больше спит и проводит время в одиночестве. Не испытывая более желания жить и творить, узнавать новое, Мартин погружается в состояние полной апатии. Главный герой решает забыться вечным сном в родных для него водах Южных морей.

Равнодушие тушит искру в душе человека, теряется интерес к жизни, стремление идти вперед, пропадает умение находить радость в мелочах. Мы не должны разочаровываться и охладевать, ведь равнодушие может привести не только к эгоизму и жестокости, но и к полному отчаянию, от которого практически невозможно избавиться.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема равнодушия: аргументы из литературы “. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Равнодушие и безразличие – страшнейшие пороки сегодняшней жизни. В последнее время мы настолько часто с этим сталкиваемся, что для нас такое поведение людей, к сожалению, становится нормой. Практически каждый день можно увидеть равнодушие людей. Задумывались ли вы когда – нибудь о том, откуда оно появляется?

Причины равнодушия

Зачастую равнодушие – это способ защиты человека, попытка закрыться от жестокой реальности. Например, если человека часто унижали или задевали обидными фразами, он будет стараться избежать и не пойдет на контакт с окружающими. Именно поэтому человек будет неосознанно стараться показать безразличный вид, чтобы его не трогали.

Но со временем может развиться следующая тенденция: у человека появится проблема человеческого равнодушия, потому что безразличие станет его внутренним состоянием, не только по отношению к себе, но и к окружающим.

Нас убивает не ненависть, а человеческое равнодушие.

Почему равнодушие убивает?

Равнодушие убивает в человеке все живое, это черствость сердца и отсутствие душевности. При этом за такое поведение человек ответственности не несет, и это, пожалуй, самое страшное.

Равнодушие опасно тем, что постепенно оно может перерасти даже в психическое заболевание. Причинами безразличного поведения может быть длительный прием психотропных препаратов, заболевания психики, употребление наркотиков и алкоголя. Также чувство равнодушия может возникнуть после сильного стресса или шока – например, потеря близкого человека. У подростков жестокость и равнодушие могут развиться из-за отсутствия внимания родителей, от нехватки любви, из – за насилия со стороны семьи.

В психологии используется термин – навязчивого поведения человека. Такие люди не могут разобраться в своих эмоциях, и им безразличны ощущения и переживания других людей. Они не знают, что такое жалость и сострадания. Алекситимия может быть как врожденным диагнозом, так и последствием психологической травмы. Ученые утверждают, что равнодушие не лечится.

Примеров равнодушия можно привести великое множество. Из разговора с ветераном Великой Отечественной Войны, Куклиным Иннокентием Ивановичем: «Я как-то раз шел по центру Иркутска. Вдруг мне внезапно стало плохо, и я упал прямо посреди улицы.. Меня долго все обходили стороной, бросая фразы «вот дед, нажрался посреди дня..». А ведь я воевал за этих людей. Страшное время».

О равнодушии можно говорить бесконечно, и это особенно сильно задевает нас, когда вопросы касаются наших близких. Тогда боль становится невероятно острой.

Равнодушие приводит к разрушению личности, мешает гармоничному существованию человека. Поэтому так важно правильно воспитывать своих детей, своих младших братьев и сестер. Нужно с самого детства учить малышей отзывчивости и доброте, чтобы они могли сопереживать и поддерживать окружающих.

Всегда важно помнить о том, что иногда от вашего поведения может зависеть жизнь другого человека, и не важно, кто вы - доктор, водитель или просто человек, проходящий мимо.

Сочинение по тексту

«Равнодушие – это паралич души», – писал известный русский писатель А.П. Чехов. Действительно, душевная чёрствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.

Передо мной фрагмент из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором, на мой взгляд, автор тоже поднимает проблему равнодушия людей друг к другу.

Автор раскрывает её на примере взаимоотношений Насти и её матери – Катерины Ивановны. Писатель обращает внимание читателя на то, что старая мать любит дочь и мечтает в последний раз приласкать её. Но автор с горечью отмечает, что Настя бросила самого близкого ей человека («Как Катерина Ивановна жила … никому не известно»). К.Г. Паустовский, осуждает поведение Насти, поэтому не указывает причин, по которым она не навещает мать. А пейзажное описание осеннего сада создаёт символический образ холодного и тёмного мира, в котором угас свет человеческой любви. Горечь и сожаление звучат в словах рассказчика: «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Изображая тёплое отношение героя-повествователя к Катерине Ивановне, автор подчёркивает в конце текста, что живые, любящие родители – это счастье!

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Мы должны быть добрее и внимательнее друг к другу, отзываться на чужую боль и беду, заботиться о своих близких и родных. Какими бы ни были родители, дети не должны оставлять их беде. Русская литература не раз обращалась к этой проблеме.

Княжна Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» любит, уважает своего отца и до самой смерти заботится о нём, хотя у старого князя скверный характер. Он может сказать колкость своей дочери, не всегда доверяет ей, грозится прочитать письмо подруги, навязывает ей изучение столь нелюбимой ею математики. Но важнее для дочери любовь отца к ней, а не эти частности её проявления, которые она готова простить.

А вот другой дочери – героине повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина – выпало счастье иметь мягкосердечного и нежного отца. Однако её роковая страсть к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

Читая печальные строки рассказа К.Г. Паустовского, начинаешь размышлять о том, как важно самому не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны, о том, что нужно всегда, несмотря ни на что, находить время для своих родителей, дарить им свою любовь и внимание, а также о том, что нельзя проходить мимо чужой беды. Внимание, сочувствие, сострадание – вот что может спасти нас, людей, от душевного холода.

Текст К.Г. Паустовского:

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)