Рассказы российских писателей о красоте зимы. Урок русского языка Тема: Односоставные и неполные предложения

Контрольный тест по теме: «Односоставные предложения».

Вариант 2

Уровень А

1.Укажите неверное утверждение.

А. В односоставным предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица.

В. Назывные предложения имеют один главный член - подлежащее.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найдите односоставные предложения.

А. За дверью бегают.

Б. Сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

Д. Его звали Григором.

3. Укажите определенно-личные предложения.

А. Иду по улице нарядной.

Б. Не слышно волков завыванье.

В. В воздухе пахнет сосновой смолой.

Г. Будем вместе служить.

Д. около шести часов в луга носили завтрак.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

Б. Травы скашивают рано утром.

В. Детей учили рисованию.

Г. Выбери себе книгу по вкусу.

Д. Не по словам судят, а по делам.

5. Укажите безличные предложения.

А. Уже совсем рассвело.

Б. И в переулках пахнет морем.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажу тебе сказку.

6. Укажите назывные предложения.

А. Темнеет.

Б. Поговори со мною, мама.

В. Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.

7. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Необходимо быть дома.

Б. Вам с лимон или с вареньем?

В. Февраль.

Г. Оставайтесь дома.

Д. «Видите дым?» - «Теперь вижу».

8. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ей – шел восьмой год.

В. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.

Уровень Б

9. Выпишите из текста односоставные предложения.

10. Определите типы односоставных предложений, укажите форму главного члена предложения.

….Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет..

Уровень С

Напишите 10-15 предложений на тему: «Я и мои поступки. Всегда ли это хорошо?», используя односоставные предложения.

  1. Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А

    Рабочая программа

    ... – «3» менее 8 баллов – «2» Приложение №5 Контрольный тест по теме «Односоставные предложения » I вариант 1. Найдите среди данных предложений односоставное . а) Не плачь ты...

  2. Приказ от г. № Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов на 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа

    Материала 2 четверть 50 Тест по теме «Словообразование». Урок контроля знаний... предложения и неполные двусоставные предложения ; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений . 48 Контрольная работа по теме «Односоставные предложения ...

  3. Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык»

    Пояснительная записка

    ... ; отбирать материал Упражнения, тесты Упр. 168 52 Повторение по теме «Двусоставные предложения » 1 Урок повторения... частей текста, составление плана) 42 Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения » с грамматическим заданием 1 Урок контроля...

Цветовая лексика в рассказах И. А. Бунина.

Статья посвящена рассмотрению вопроса о цветовых особенностях рассказов И. А. Бунина. Проанализированы характерные особенности бунинской цветописи как выразительного художественного приёма. Доказано, что ряд избранных писателем цветов выполняют определённые функции в предложениях, помогают создать завершённый образ, вызвать определённую ассоциацию.

Одно из самых сильных ощущений человека – это видение мира в цвете. Все художники и писатели в той или иной степени используют эту особенность человеческого восприятия окружающего. И. А. Бунин говорил: « Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. Одно нужно только - видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски».

Бунин – один из писателей, обладающих искусством замечать и воссоздавать мельчайшие детали, тончайшие нюансы, незначительные на первый взгляд мелочи. Именно они, превращаясь в художественную деталь, дают воображаемую картину мира, наполненную множеством тонов и полутонов. По его мнению, в многоцветье выявляет себя одухотворенная и осмысливающая жизнь человека красота мира. Об этом он пишет так:

«Я... часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве,- и навсегда проникся чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая вспомню...» («Жизнь Арсеньева»).

В творчестве Бунина музыка цвета звучит с несравненной силой. Многоцветны и многокрасочны пейзажи в его произведениях. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно нарисованные акварелью. Гимном вечной, неумирающей жизни звучит описание зимнего утра. (Рассказ «Сосны») Какое буйство красок и ощущений воплощено в этом небольшом пейзаже:

«Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный
морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет ».

Мы видим синюю тень в санной колее, синее небо, сверкающую белизну свежего снега, голубую тень просеки, темную, сочную зелень сосен, золото солнечного света. Вот оно, торжество жизни над смертью. Пейзаж создан преимущественно при помощи эпитетов, каждый из которых несет жизнеутверждающий эмоциональный заряд.

Наиболее привлекателен для Бунина контраст между белым и густо-темным: «Приезжий… отлично выспался в… купе, за которым всю ночь... шли черно-зеленые, в белом сахаре еловые леса...» («Грибок»); «На дворе зги не видно в белой метельной тьме...» («Дубки»); «В… стекла окон... чернела ночь и близко белели отягощенные снежными пластами лапы ветвей в палисаднике» («Баллада»); «...мелькали освещаемые поездом белые снежные скаты и черные чащи соснового леса". Антонимия цвета помогает увидеть в его произведениях контрастность, переменчивость состояния природы, сложную гамму восприятия окружающего мира, которую Бунин умеет метафорически обобщить, выразительно и эффектно «преподнести» читателю с помощью различных оригинальных сравнений.

Прилагательному красный, обладающему очень разветвленной синонимией (словарь синонимов фиксирует 12 членов синонимического ряда), в бунинских текстах можно подобрать не более семи. Такие прилагательные, как кумачовый, кровавый, червонный, алый, красный, густо-малиновый, тёмно-огненный могут передавать не только признак предмета, но и состояние героя . Красный цвет, особенно в сочетании с черным, чаще всего передаёт чувственность. Былая страсть героини «Темных аллей» еще тлеет в ней: «Полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой…» [ Красный цвет в мужской одежде часто прямо или косвенно указывает на некоторую агрессивность его обладателя. «Навстречу ему шел десятский, длинный, в красной рубахе» (Рассказ «Будни»).

Воистину трудно перечислить найденные художником слова оттенки синей, голубой, зеленой, желтой красок. Бунин следует здесь традициям русской живописи, постоянно ищет светлые штрихи, смелые сопоставления, именно в них черпая новый взгляд на мир: «лиловая синева» («Жизнь Арсеньева»), «синеватая темнота» на рассвете («Деревня»); «...лозины покрывались... желтоватой зеленью…» («Митина любовь»).

Достаточно часто использует Иван Алексеевич прилагательные рыжий (а также темно-рыжий, красно-рыжий, кудряво-рыжий), ржавый (и ржаво-красный), кирпичный.

Бунин питает особое пристрастие к составным красочным определениям: «золотисто-синий воздух»; «золотисто-бирюзовая глубина небосклона»; «золотисто-шафранное аравийское утро»; «розово-золотое пламя» («Деревня»); «розово-золотое небо» в ночную грозу («Суходол»); «розово-серебристая Венера»; «черно-лиловая туча» («Суходол»); «черно-фиолетовая грязь» («Деревня»); «серо-фиолетовая зола» («Суходол»); предгорья-«серо-коричневые, в золотисто-рыжих пятнах по склонам, где от солнца выгорели травы»; «желто-серые... пески»; «серо-красные тучи». («Деревня»)

Мастеру слова кажется, что двухцветным сочетанием не всегда удаётся достигнуть полноты в изображении окраски, и тогда Бунин добавляет: «Сизо, с розовым оттенком белел противоположный бугор в мелком чернолесье».

А иногда ему приходится „изобретать” новые цвета. Так, мы встречаем мокро-зеленый, бело-кудрявый цвета, а также, казалось бы, несовместимые бело-сизый, красно-черный . Для наиболее точного описания предметов Бунин развертывает трехчастные цветовые определения: «золотисто-зелено-серые прутья» («Веселый двор»), что не может не вызвать восхищения перед тончайшим природным чутьём колориста.

Разнообразны у Бунина световые глаголы и глагольные формы:

«...она... вышла... в... столовую, розово озаренную утренним зимним солнцем...» («Жизнь Арсеньева»); «Свет зари... разливался по двору»; «По часам следил он за каждым огоньком, что мерцал и пропадал в мутно-молочном тумане дальних лощин...»; «.„брезжит свет запада...»; «Темнело и в деревне,- одни оконца изб на выгоне еще отсвечивали медным блеском»,

«...видел... одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно...» («Поздний час»); «Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо...» («Антоновские яблоки»).

Краски у Бунина пылают, горят и движутся: «Пятна света на снегу в сумраке палисадника горели зелено»; «...просторно белел... двор, и свежая колея, прорезанная по нем санками... розово сверкала»; «Во всех окнах зелено и остро искрились обледеневшие нижние стекла» («Игнат»).

От многокрасочных бунинских пейзажей у читателя не рябит в глазах, потому что каждая краска у него не вписана в природу, а подсмотрена у нее. И подводя важнейшие итоги прожитой жизни, Бунин вспомнит «ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве…» - и скажет: «Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая вспомню…» («Жизнь Арсеньева»).

Список литературы

Николина Н.А. Образное слово И.А. Бунина // Русский язык в школе. - 1990. - №4. - С. 31-34

Зимина - Дырда Т.Ю. Функции цветообразов в портретах персонажей (на примере прозы Бунина) // Вопросы лингвистики и литературоведения. - 2009. - №3 (7). - С. 18-22

Колобаева Л.А. Проза И. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1998. - 157 с.

В. И. Кулешов - Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/М.: Дет.лит., 1983.

Соколов-Микитов И.

I
Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - пришла зима. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья - ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля, такой необыкновенный свет светил в окно. По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слышался по лесу заливистый лай собак.

II
Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий, строчёный, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздёрнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие птички - клесты. А внизу, на рябине, рассыпались грудастые краснозобые снегири.

III
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

Зимняя ночь

Соколов-Микитов И.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка - это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

По алмазной скатерти снегов, оставляя узоры следов, пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

Новый год

Вагнер Н.П.

С Новым годом! С Новым годом! И все веселы и рады его рождению.

Он родился ровно в полночь! Когда старый год - седой, дряхлый старикашка - укладывается спать в темный архив истории, тогда Новый год только, только что открывает свои младенческие глаза и на весь мир смотрит с улыбкой.

И все ему рады, веселы, счастливы и довольны. Все поздравляют друг друга, все говорят:

Он родится при громе музыки, при ярком свете ламп и канделябр. Пробки хлопают! Вино льется в бокалы, и всем весело, все чокаются бокалами и говорят:
- С Новым годом! С Новым годом!

А утром, когда румяное морозное солнце Нового года заблестит миллионами бриллиантовых искорок на тротуарах, домах, лошадях, вывесках, деревьях; когда розовый нарядный дым полетит из всех труб, а розовый пар из всех морд и ртов,- тогда весь город засуетится, забегает. Заскрипят, покатятся кареты во все стороны, полетят санки, завизжат полозья на лощеном снегу. Все поедут, побегут друг к другу поздравлять с рождением Нового года.

Вот большая широкая улица! По тротуарам взад и вперед снует народ. Медленно, важно проходят теплые шубы с бобровыми воротниками. Бегут шинелишки и заплатанные пальтишки. Мерной, скорой поступью - в ногу: раз, два, раз, два - бегут, маршируют бравые солдатики…

Котя

Вагнер Н.П.

Знаешь, как косой зайка скачет зимой по сугробам?

Ветерок в зимнее время злой-презлой. Он так тебя проберет насквозь, нащиплет и нос, и уши, и щеки, что просто хоть плачь. Дует ветер, метет и такие сугробы везде нанесет, что ни пройти, ни проехать. Натворит чудес и стихнет, успокоится, рад и доволен, спит-лежит. А солнышко так и засияет бриллиантиками по снегу. И вот, в это самое тихое, солнечное времечко, косой вскочит и начнет прыгать и бегать - обрадуется солнцу и тихой погоде. Скакнет на сугроб и провалится, выскочит, потрет мордочку, ушки, лапки отряхнет, поводит усами и опять зальется: побежит кубарем, колесом. Прыг, скок! прыг, скок! То-то раздолье!

Мороз. (Из рассказа «Сосны»)

Бунин И.А.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо… Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах уже играет золотистый солнечный свет…Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной, стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия,- и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…

Снег идёт.

Воронкова Л.

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу: «Я иду-у-у… Я бреду-у-у…!»

Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная - и дорога, и избы, и огород. Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:
— Вот и снежок пошёл!

Таня подбежала к окну:
Где снежок пошёл?

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
- Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок… Таня подставила ладонь - они и на ладонь упали. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они разные. У одной лучики зубчатые, у другой - острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось - снежинки растаяли на тёплой ладони.

После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая - и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый… А потом выглянуло солнышко, и снег заблестел. И Тане стало так весело, будто праздник наступил.

Она побежала к Алёнке и застучала в окно:
- Алёнка, выходи скорее -к нам зима пришла!

Зимний дуб (отрывки)

Нагибин Юрий Маркович

Едва они вступили в лес, как сразу очутились в мире спокойствия и особой тишины.

Кругом было бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернели обдутые ветром верхушки берёз, и их тонкие веточки казались нарисованными тушью на синей глади неба.

Тропинка бежала вдоль ручья. Иногда деревья расступались, открывая солнечные весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом. Попадались и крупные следы какого-то большого зверя. Следы уходили в самую чащобу, в бурелом.

— Сохатый прошёл! - словно о добром знакомом сказал мальчик, увидев, что Анна Васильевна заинтересовалась следами.- Только вы не бойтесь,- добавил он, увидев, как учительница всматривалась в глубь леса,- лось - он смирный.

— А ты его видел? - спросила учительница.

— Самого?.. Живого?..- Савушкин вздохнул.- Нет, не видел,- с какой-то затаённой грустью сказал он.

Дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей был застелен толстым снеговым одеялом, местами припорошён снегом, через который виднелся лёд, а порой среди снега и льда проглядывала тёмная живая вода.

— А почему он не замёрз? - спросила Анна Васильевна.

— В нём тёплые ключи бьют. Вон видите струйку?

Анна Васильевна, наклонившись над полыньёй, разглядывала тоненькую струйку, которая поднималась со дна и, не достигая поверхности ручья, лопалась мелкими пузырьками.

Этих ключей страсть как много,- с увлечением сказал Савушкин, как будто все он их пересчитал.- Ручей под снегом живой…

Он разметал валенком снег, и показалась дегтярно-чёрная, но такая прозрачная вода.

Анна Васильевна сбросила в воду снег. Снег не растаял, а повис в воде студенистой массой. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбрасывать в ручей снег, радуясь, как журчит, как живой, ручей и уносит комочки снега. За этим занятием она не заметила, как Савушкин ушёл вперёд и, усевшись на сук, нависший над ручьём, дожидается её.

— Смотри, какой лёд тонкий, даже течение видно!

— Нет, Анна Васильевна! Это не течение видно, а тень, это я сук раскачал, вот тень и ходит. А кажется, что это течение.

Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать. И они продолжали идти по чуть заметной тропинке. Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах стоял дуб, огромный и величественный, как собор. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата ствол казался на солнце прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины был покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.

Так вот он, зимний дуб! - вырвалось у Анны Васильевны.

Он весь блестел мириадами крошечных звёздочек, переливающихся, сверкающих в листьях, на стволе, и светился необыкновенным светом. Он казался ей в своём зимнем сне сказочным, живущим какой-то своей особенной, сказочной жизнью.

Нисколько не ведая, что творится в душе учительницы, Савушкин возился у подножия дуба, запросто обращаясь с ним, как со своим старым знакомцем.

Анна Васильевна, поглядите!..

Он с усилием отвалил глыбу снега, облипшую снизу землёй с остатками прошлогодних трав. Там, в ямке, лежал шарик, обёрнутый паутинно-тонкими сопревшими листьями. Сквозь листья торчали острые иголки.

— Это ёж! - с удивлением воскликнула Анна Васильевна.

— Вон как укутался! - сказал Савушкин и заботливо прикрыл ежа старой листвой.

Затем он раскопал снег у другого корня. Открылся маленький гротик с бахромой сосулек на своде. В нём сидела коричневая лягушка, будто сделанная из картона; её натянутая по косточкам кожа казалась лакированной. Савушкин потрогал лягушку, та не шевельнулась.

Притворяется,- засмеялся он,- будто мёртвая. А дай солнышку пригреть, и заскачет ой-ой как!

Савушкин продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку. Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, каких-то козявок. Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё и крошечные, невесомые насекомые не могли себе сыскать лучшего жилья на зиму.

…Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах солнца, и увидела у подножия его небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. И всей теплотой сердца Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный человек будущего.

Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке… Какие думы таились у неё и у мальчика, оставшегося около зимнего дуба, что чувствовал каждый из них?.. Да, многое можно открыть для себя на глухой тропинке…

Зимний березовый лес – целебный эликсир для здоровья

Тяжелая депрессия «схватила» меня неожиданно зимой. И когда я пришел за помощью к своему Учителю, он дал мне удивительно простой совет:

«Обратись за помощью к березовому лесу. Пообщайся с ним побольше. Он спасет тебя и излечит от депрессии».

Я немедленно последовал его совету. И вот я у себя на даче, окруженной со всех сторон березовым лесом.

…Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю березового леса. Какое великолепие и спокойствие! Несколько дней шел невиданный снегопад. Земля покрылась пышными, чистейшей белизны пуховиками.

Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи берез, – синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и белоснежными березами. В березовом лесу светло. На вершинах берез играет золотистый солнечный свет. Воздух чист и прозрачен, снег блестит веселым блеском хрусталя… Вечереет… Внутренность березового леса постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам берез, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, уже голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам берез… Вот и самые верхушки потускнели. Румяное небо синеет. В лесу все темней да темней. Березы сливаются в большие, белеющие массы. Багрово-красное, без лучей солнце медленно садится в сизую дымку морозного тумана. Я завороженно смотрю на этот волшебный диск, на покрытые снегом березы. Все это походит на сказочный рисунок. В неподвижности берез медленно опускается солнце и меняются краски. Снег из розового превращается в сиреневый, затем – в голубой. Когда солнце скрылось за горизонтом, на западе заполыхала малиновая заря, на ее фоне легкими прядями шелка протянулись золотисто-палевые облачка. Они быстро померкли, а заря начала медленно, медленно угасать, меняться в цвете, из малиновой превращаясь в алую, розовую, желтую, зеленую. Долго стоят над землей пепельные сумерки, медленно, неуловимо для глаза наступает ночь. Небо постепенно наливается темной синью, и постепенно на нем начинают появляться звезды: сначала крупные, потом поменьше, еще меньше и, наконец, мельчайшие, как хрустальные пылинки. Но недолго ярко сияли звезды, на востоке, над лесом, стал сереть край неба, всходила луна. Она, как и солнце, сначала была багряной, но чем выше поднималась, тем становилась светлее, и вот уже ярко-белый круглый щит луны высоко поднялся над березами. В его свете исчезли в небе мельчайшие и мелкие звезды, остались только крупные, но и они как будто уменьшились и не так ярко блестели. Наступила волшебная ночь. И недвижимо стояла морозная тишина волшебной ночи, только изредка коротко и сухо щелкал мороз в насквозь промерзших ветвях берез. Стекло небольшого озерка отражало голубоватый лунный свет. Как прекрасен этот свет.

Незаметно он даровал мне умиротворение, полное благоговения и удовлетворенности, создал чувство безопасности. Этот свет волшебным образом привел меня в состояние внутреннего покоя и радостной отрешенности, оказал освежающее, благотворное действие.

Широкая дорога пролегала в красивом, заснеженном лесу между берез, но идти по ней можно было только по маленькой тропинке, проложенной в глубоком снегу. У подножий берез лежали синие тени, а стена леса, почти сплошь засыпанная снегом, ярко освещалась луной. На нижних ветвях и под ними снег переливался голубыми и розовыми искрами. Иногда с краю дороги я встречал небольшие березки, похожие на карликов в пушистых белых шубках, в белых шапках. А на березках побольше можно было разглядеть рукава шубок и рукавички на концах ветвей. Но самое необыкновенное открылось в березняке, который потянулся по обеим сторонам дороги. Я никогда раньше не видал такого обилия снега, засыпавшего березняк. Снег белоснежными шапками лежал на ветвях берез, а высокие тонкие березы, стоящие на опушке, согнулись до самой земли под тяжестью снега, образуя пушистые арки. Березовый лес был похож на фантастическую декорацию. В переплетах ветвей, в голубых и белых сугробах стыли полосы и пятна волшебного света. Таинственная тишина заворожила березовый лес, и чудилось мне: мороз на цыпочках пробирается между стволами, сугробами, под нависшими ветвями и арками. Иногда в этой волшебной путанице стволов, ветвей, сугробов, хрустальных, голубых, белых пятен раздавалось резкое щелканье. Разум говорил, что это трещат от мороза стволы и ветви, и в то же время вопреки разуму верилось: мороз наступил на ветку или обломил сучок, и они щелкнули.

И я не удивился бы, если бы среди белых деревьев увидел неслышно идущего Деда Мороза, каким представлял его себе, читая в детстве:

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои…

Мороз невидимкой подошел ко мне вплотную. Он режет лицо и затрудняет дыхание. От мороза смерзаются ноздри, покрываются инеем воротник, шапка, ресницы, брови. Когда я моргал, ресницы слипались, и нужно было протирать глаза, чтобы снова видеть окружающее отчетливо и ярко. Мороз пробегает по спине, с каждой минутой становится настойчивее и жестче, гонит домой, в теплоту дачи. Нужно уходить из волшебного березового леса, а хотелось бы долго-долго смотреть, не двигаясь, на это голубое и белое волшебство лунной ночи…

Общение с зимним березовым лесом – действенное средство при психовегетативных нарушениях, упадке духа, гнетущей, безысходной тоске, неудовлетворенности жизнью, недовольстве собой даже при очевидных успехах, панике, тревоге, страхах, маниях, подавленном, унылом настроении, чувстве неуверенности в себе, немотивированном нервном беспокойстве, нервных судорогах, беспокойном сне.

Зимний березовый лес поможет миллионам людей, страдающим многочисленными расстройствами нервной системы, во всем мире. Он поможет восстановить эмоциональное, душевное равновесие, укрепит психику, поднимет настроение, уменьшит тревогу и уныние, улучшит ваши физические и умственные способности.

Если вы страдаете хронической формой депрессии, при которой вы хотя и справляетесь со своими жизненными проблемами, но «заражены», если не сказать больше – подавлены пессимизмом, что не позволяет вам в полной мере радоваться жизни, если вы уже перепробовали множество лекарств и они не помогли или у вас возникли какие-либо побочные эффекты от их применения – пообщайтесь с фантастически красивым зимним березовым лесом, этим сказочным Целителем душевных недугов!

Помимо депрессии березки великолепно справляются и с тревожным состоянием, которое является наиболее частой эмоциональной проблемой современного человека.

Сколько настоящих, порой нестерпимых страданий доставляют нам наша щепетильность, самолюбие, честолюбие, неудачи в жизни, бесконечные переживания сделанных ошибок, необоснованная критика, невозможность осуществить или быстро исполнить замыслы и идеи, которыми переполнена наша голова, боязнь неуспеха, горькое сознание, что что-то не удается. Мы прилагаем сверхчеловеческое напряжение, чтобы вытащить из непролазной грязи тяжело груженный воз… День за днем, месяц за месяцем, год за годом… Нет сил! Будет ли этому конец? А жизнь идет… И в этих случаях вам окажет неоценимую помощь зимняя березка. Она вам поможет принять себя такими, какие вы есть, не позволит вам быть недовольными собственными несовершенствами, поможет принять жизнь такой, какая она есть. Березка поможет вам многое увидеть вокруг вас, остановиться и успокоиться, понять, разобраться в своих проблемах, поможет вам взглянуть на самую унылую ситуацию другими глазами.

Замечали ли вы, что часто зимой вы необычайно вялы и апатичны, спите больше, чем, например, весной или летом, тяжело просыпаетесь по утрам, склонны к перееданию и предпочитаете пищу, богатую углеводами, в результате чего за зимние месяцы сильно прибавляете в весе? Было такое? Это – симптомы сезонного эмоционального расстройства, которые могут поражать целые семьи. От них особенно сильно и гораздо чаще страдают женщины. Важную роль в восприимчивости к этому расстройству нервной системы играет место жительства человека: чем ближе к северу он проживает, тем чаще и сильнее страдает сезонными расстройствами.

При лечении и профилактике этого расстройства нервной системы общение с зимним березовым лесом, рощицей или отдельно стоящей березкой оказывает положительное действие.

Если рассматривать бессонницу в качестве одного из проявлений депрессии или стресса, нервного напряжения, то общение с березкой поможет и в тех случаях, когда у вас имеются проблемы со сном.

Таким образом, березка может улучшить эмоциональное состояние и психическое здоровье многих миллионов людей.

И каким же благом является это средство по сравнению с психотропными препаратами, применяемыми с целью поднятия настроения и вызывающими непредвиденные побочные изменения в центральной нервной системе, а также пристрастие к ним!

Общение с березами – идеальное средство для лечения людей, перенесших тяжелую утрату, например, смерть в семье, разлуку, развод и т. п., или оказавшихся в кризисной ситуации.

Пожилым людям, чувствующим себя чужими на празднике жизни и страдающим от одиночества, постоянное общение с березками поможет снова обрести желание жить.

Как прекрасен березовый лес в январе – сердце зимы, самом холодном месяце в году. С начала января и до середины февраля бывают самые сильные морозы. В январе уплотнившиеся пласты снега покрывают поля, озера. Бриллиантами сверкает пушистый иней на березах, и, будто засахаренные, стоят они, похожие на зимнюю сказку леса.

Солнце позже поднимается и раньше скрывается за горизонтом. К 22 декабря день сокращается до семи, а ночь увеличивается до семнадцати часов. Затем дни начинают понемногу удлиняться. «Солнце – на лето, зима – на мороз», – говорят в народе. В старых святцах на 25 января приходится имя Спиридон, и в народе называли этот день «Спиридон-поворот». В народе существовало поверье, что будто бы в этот день, отоспав половину зимы, медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

В яркие морозные дни холодное светит солнце. В такие безветренные дни дым столбами стоит над трубами крыш, визжит снег под полозьями саней и шагами пешеходов. В лесу радужными искорками поблескивают снежные простыни и обочины лесных дорог. Синие тени от берез лежат на дорогах.

Ночами фосфорическим светом обливает березовый лес луна и крупные звезды мерцающими льдинками висят над березами в черной бездне мира.

В яркое морозное утро очень полезно пойти на лыжах в березовый лес собирать для целебнейшего чая тоненькие березовые веточки.

Какая тишина в зимнем березовом лесу. Летом лес неумолчно шумит даже в тихую погоду, а зимой он глух и нем. Зима заворожила его, погрузив в крепкий, кажущийся непробудным сон. Но вот тишину нарушает частый и звонкий стук, будто кто-то стучит маленьким молоточком по дереву. Это пестрый дятел бегает по стволу березы, зорко заглядывает в каждую трещинку коры, долбит ее клювом, отыскивая замерзших насекомых.

Костерик, который я развел в зимнем лесу после трудовой недели, обдает теплом, искры в темную ночь бросает. На огонь костра, на искры часами можно смотреть не отрываясь. Заметишь какую-нибудь крупную искру и следишь взглядом, как она в горячем воздухе над желтыми лентами костра мечется, стремительно вверх поднимается и мгновенно исчезает. За две-три секунды десятки искр из костра вылетают, гаснут и на смену им новые появляются. А если в углях палкой пошевелишь – мельчайшие искорки золотым роем над костром взлетят, завихрятся и тут же исчезнут…

Обратите пристальное внимание на костер. В тихую ночь в костре вы такую красоту увидите, о какой раньше и понятия не имели. В огненных лентах, раскаленных углях красоты больше, чем в искрах, улетающих в небо. В костре каждый уголек дышит, в цвете меняется: то оранжевый он, то красный, то розовый, то как дуновение пробежит по нему едва заметный синий или сиреневый огонек. А каким пеплом на краю костра истлевающие угли покрываются, как ленты огня вверх рвутся, а от земли оторваться не могут! Желтые, палевые, золотые ленты!..

А как разговаривает костер! Потрескивает, пощелкивает и тихонько разговаривает с вами. Если вам случится ночью у костра посидеть, то этот разговор вы услышите, увидите и поймете красоту жизни в языках пламени, в искрах над костром, в золотых углях…

Постарайтесь… и вы поймете, как прекрасна жизнь, как ничтожны многие жизненные неурядицы, на которые вы тратили свою жизнь, свое здоровье…

Кто любит сказки, пусть почаще приходит в зимний березовый лес. Пожалуй, не найдешь лучшего сказочника. Войди в его волшебную страну, смотри, слушай, и он тебе без конца будет рассказывать всевозможные истории. Только надо настроиться на нужную волну. Свою собственную, которая звенит в твоем сердце.

А каково березкам! Вот они, в легких своих, из тонких ветвей, полупрозрачных платьицах, развевающихся по ветру. А мороз под 20 градусов. Ничего, не робеют. Только стволики стали вместо белых розовыми, словно разгорелись на морозе.

Очень, очень полезно бывать зимой в березовом лесу. Покой царит здесь. По колени, а то и по плечи погрузились в мягкий снег молоденькие березки. Совсем спрятались в снег травы. Замерли деревья. Только ведь это кажется так со стороны, что зимний лес скован, оцепенел. Нет, если присмотреться получше, ему не приходится и зимой отдыхать полностью.

Рассыпаны по снегу крохотные светло-коричневые тупокрылые самолетики. Это приземлились запоздалые березовые «десанты». Вообще-то береза еще в конце лета отправляет летучие семена в полет. Спешит определить их на жительство, занять местечко под солнцем для будущих белоствольных берез. Сейчас, зимой, разлетаются лишь запоздавшие.

Нет, не уходит жизнь из притихшего и словно бы опустевшего зимнего леса. В стужу и мороз идет в нем посевная. Идет почти невидимая постороннему глазу и неслышная жизнь зверей и птиц. Трудная, полная непрестанной борьбы и лишений, иногда на грани гибели.

Не застывают в полном оцепенении и сами деревья и кустарники. Они отдыхают. Состоянием глубокого покоя называют эту пору в жизни растений. Она необходима им так же, как нам ночной сон. Только мы спим каждые сутки, а деревья и кустарники – один раз в год. Как и во всяком нормальном сне, в это время не останавливаются, а лишь затухают жизненные процессы. Деревья дышат, правда, в 200–400 раз слабее, чем летом. Для дыхания используется сахар, в который зимой превращается крахмал, накопленный летом. В почках, образовавшихся летом, исподволь, заблаговременно закладываются зачатки листьев и цветов, чтобы можно было в положенный срок, весной, развернуть их без промедления.

В конце зимы глубокий покой сменяется вынужденным. Растение готово «проснуться», да не дают февральские и мартовские холода, короткие темные дни. Вот почему березовая веточка, если в декабре принести ее домой и поставить в воду, не развернет листочки: она в глубоком покое, из которого ее не способны вывести самые благоприятные условия. А если сделать это, скажем, в марте, она очень быстро зазеленеет.

Конец зимы – трудная пора для леса. То заметет вьюга и ударит мороз, то проглянет тусклое еще солнце, то подует теплый ветер и вроде бы запахнет весной.

Много птиц остается зимовать в лесу. Но голодно им. Все время в поисках пищи синицы и сойки, поползни и чечетки, снегири и дятлы. Счастье, если за целый день хлопот удастся поживиться хотя бы одним жучком-червячком или семечком. Чаще всего сутки за сутками птичий желудок остается пустым. А холода донимают, и некуда от них спрятаться, негде согреться.

Трудно, ой как трудно в зимнюю пору лесным птицам! Подсчитано: из десяти синиц, остающихся зимовать рядом с нами, до весны доживают в среднем только две. Нередко, особенно после сильных холодов, видишь в лесу окоченевшие черно-желтые комочки погибших от голода синиц. Не от холода, а именно от голода. Сытой пичужке не страшен никакой мороз.

Хорошо, что от меня до леса совсем близко. Могу хоть немного поддерживать в тяжелую пору лесных птиц и зверюшек. В моей семье стало правилом: каждую зиму, вот уже много лет, начинать день с выхода в лес. Отправляемся кормить постоянных посетителей нашей «столовой» – белок, синиц, поползней и любых других, кто захочет посетить фанерные дощечки, подвешенные на деревьях. Лакомый корм – арбузные, дынные, подсолнечные семечки начинаем собирать с лета. Хлебные крошки, пшено, кусочек яблока или моркови почти всегда бывают под рукой.

Очень приятное занятие быть шеф-поваром и официантом в такой столовой. Поднимаешься чуть свет, а в глухую зимнюю пору и затемно, знаешь, что ждут тебя в лесу с нетерпением.

А это необыкновенно важно – знать, что ты жизненно нужен кому-то. Опаздывать, лениться нельзя: те, кто ждут, привыкли к твоему раннему приходу. Они голодны!

Не всегда, конечно, хочется расставаться с теплой постелью, но не было случая, чтобы когда-нибудь приходилось об этом жалеть. Побывать в утреннем березовом лесу, тихом, завороженном, – что может быть лучше для здоровья?

В серебряной бахроме тонкие ветви берез. Идешь по белоснежной тропинке, под ногами похрустывает снег. Воздух чист, мороз пощипывает щеки, с неба подмигивают звезды, чувствуешь, как с каждым шагом бодростью наливаются мускулы, а душа открывается чему-то хорошему, радостному. Не найти лучшей зарядки перед рабочим днем, чем прогулка по зимнему березовому лесу…

Солнце все дольше и дольше задерживается на небе, сокращая ночь. К концу января день увеличивается почти на два часа.

Свет побеждает тьму, а спустя месяц тепло начинает побеждать холод. Наступает пора собирать целебнейшие березовые почки.