Профессиональное развитие профессиональное становление профессионализация. Профессиональное становление педагога
Материал подготовила - Рытова Ольга Александровна заведующий МАДОУ детский сад комбинированного вида №11 «Подковка».
Для обозначения процесса формирования человека в трудовой деятельности используются разнообразные термины.
Среди понятий, которые характеризуют целостный процесс овладения специальностью и охватывают весь профессиональный путь личности, наиболее популярными и часто употребляемыми следует признать следующие:
«Профессиональное становление», «Профессиональное самоопределение», «Профессиональная пригодность», «Профессионализация», «Профессиональное развитие», «Самореализация в профессии», «Профессиональная готовность».
Рассмотрим, как раскрываются эти понятия в психолого-педагогической литературе, каковы их объем и содержание.
Наиболее полно и однозначно определено понятие профессиональной пригодности. В педагогических и психологических словарях оно представляет собой совокупность (соответствие) псхолого-педагогических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда или способностью овладеть данной профессиональной деятельностью. Этот объективный критерий сформированности профпригодности, подчеркивают многие авторы, должен быть дополнен субъективным, в качестве которого рассматривается удовлетворение от выполняемой деятельности (40). В этом понимании профпригодности недостаточное внимание уделено личности, ее активности, стремлению к самореализации в труде. Процесс овладения профессией рассматривается как односторонний и адаптивный. По-видимому, профессиональная пригодность - это хотя и важная, но лишь одна из сторон формирования человека как субъекта трудовой деятельности.
Следующий термин, часто используемый педагогами-психологами, особенно зарубежными, для характеристики профессионального становления - «профессионализация личности» чаще всего понимается как овладение человеком системой профессиональных знаний, умений, навыков, как непрерывный процесс профессионального развития человека с момента выбора профессии до прекращения активной трудовой деятельности (42).
Следующий термин «профессиональная готовность». Она представляет собой весьма сложное целостное проявление личности, своеобразный синдром, определенным образом влияющий на динамику психологических процессов при выполнении психолого-педагогических задач. Профессиональная готовность находится в единстве с направленностью на профессиональную деятельность и устойчивыми установками на труд.
Готовность - это форма человеческой деятельности. Выделяется два основных подхода к проблеме готовности:
Функциональный и личностный. В соответствии с первым, рассматривается готовность как психологическая функция, формирование которой считается необходимым для достижения высоких результатов психолого-педагогической деятельности. Во втором подходе, готовность рассматривается с точки зрения личностных предпосылок, обеспечивающих эффективность психолого-педагогической деятельности (30).
Профессиональную готовность следует трактовать как подструктуру общей готовности человека, именуемой нередко жизненной готовностью. Однако, понятие жизненной готовности шире профессиональной готовности. Понятие «жизненная готовность» охватывает профессиональную готовность, и готовность к проведению свободного времени (семейная жизнь, самообслуживание, отдых, формы развлечений и т.п.).
В структуру профессиональной готовности входят пять основных компонентов:
- мотивационный (профессионально значимые потребности, интересы и мотивы психолого-педагогической деятельности);
- ориентационно-позновательно-оценочный, то есть знания и представление о содержании профессии и требованиях профессиональных ролей, способах решения профессиональных психолого-педагогических задач, самооценка профессиональной подготовленности;
- эмоционально-волевой (чувство ответственности за результаты психолого-педагогической деятельности; самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение профессиональных обязанностей педагога-психолога);
- операционально-действительный (мобилизация и актуализация профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально значимых свойств личности, адаптация к требованиям, предписаниям профессиональных ролей и к условиям психолого-педагогической деятельности);
- установочно-поведенческий («настрой» на добросовестную работу педагога-психолога).
Профессиональная готовность является существенной предпосылкой целенаправленности и эффективности деятельности. Высокий уровень ее сформированности помогает студенту высококачественно выполнять свои профессиональные обязанности, обоснованно применять знания, использовать опыт, перестраивать профессиональные действия в соответствии со складывающимися психолого-педагогическими ситуациями.
Сущность профессиональной готовности в том, что она создает возможность принятия оптимальных решений в зависимости от психолого-педагогических ситуаций соответственно мотивациям, целям и задачам деятельности (37).
Следующий термин, часто используемый педагогами-психологами - «идентификация человека с профессией». Наиболее близкие к нему по смыслу следует признать термин «профессионализация личности». Под идентификацией личности с профессией понимается такое слияние жизни человека с его профессиональной деятельностью, при котором приобретенные
им профессиональные черты начинают проявляться во всех сферах жизнедеятельности и определяют его отношение к действительности. Итогом полной идентификации личности становится формирование профессионального типа личности. Понятие «профессионализация личности» чаще всего понимается как овладение человеком системой профессиональных знаний, умений, навыков как непрерывный процесс профессионального развития человека с момента выбора профессии до прекращения активной трудовой деятельности (14).
В психолого-педагогическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы) и что он может (свои возможности, склонности, дарования).
В психолого-педагогической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как акт, момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида.
К так называемому профессиональному становлению наиболее близким по смыслу является понятие профессионального развития, описывающее закономерные изменения личности в ходе профессиональной деятельности, то есть количественные, качественные и структурные преобразования индивида, которые обеспечивают его функционирование и развитие как субъекта труда. Особое внимание здесь привлекают две концепции: концепция профессионального развития американского психолога Д.Е. Сьюпера и концепция становления отечественного психолога Т.В. Кудрявцева (23).
Основные положения концепции Сьюпера сводятся к следующим моментам: люди характеризуются различными способностями, интересами и свойствами личности. Каждый человек соответствует ряду профессий, а профессия - ряду индивидов. Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз. Особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями. На ранних стадиях профессионального развития им можно управлять: а) через формирование интересов и способностей; б) через поддержание у индивида стремления «попробовать реальную жизнь» (51).
Основное содержание концепции Т.В. Кудрявцева отражено, как «профессиональное становление» длительного, многоуровнего процесса, включающего несколько основных стадий: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию, частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. Разумеется, это идеальная схема, в реальности же формирование профессиональных намерений может продолжаться и в период обучения, и в период адаптации. Кроме того, выбор профессии иногда носит вынужденный характер, и поэтому возможны смены профессии. А это значит идет формирование новых намерений. В рамках данной концепции выделено три сквозных линии профессионального развития: развитие мотивационно-потребностной сферы профессионала, формирование операционно-технических элементов профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение (23).
Процесс профессионального становления не заканчивается на этапе полной реализации личности в профессиональном труде, а продолжается в течение всей активной жизни человека. Это связано, во-первых, с тем, что человек может менять сферы профессиональной деятельности (из-за неудовлетворенности избранной профессии, по состоянию здоровья, по причинам смены места жительства). Во-вторых, сам мир профессий постоянно изменяется, насыщается новыми специальностями, и даже существующие могут радикально трансформироваться (28).
Процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной профессиональной группы типичные черты, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность. Таким образом, осуществляется преобразование и развитие мира профессий (30).
Под профессиональным становлением понимаем процесс самореализации личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей. Этот процесс не может быть ограничен лишь каким-то одним этапом, он занимает весь период активной трудовой деятельности. На каждой стадии профессионального становления личностью осознаются и формулируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями (5).
В построении собственного исследования процесса профессионального становления мы опирались на общепсихологическую теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие), теорию формирования личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Петровский и другие), теорию развития способностей и индивидуальности (В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов и другие). Деятельностно-личностный подход, который мы пытались реализовать в работе, может стать теоретической основой современных исследований профессионального становления личности. Именно в процессе профессиональной деятельности, являющейся ведущей у взрослого человека, формируется и развивается личность как субъект этой деятельности (15).
Профессиональное становление человека является важной составляющей формирования личности. А.И. Леонтьев подчеркивал, что ключом к научному психолого-педагогическому пониманию личности человека служит исследования процесса порождения и трансформации личности в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях (31).
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «линия», идущая от того, чем человек был на одном этапе свой истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека духовного развитие не только проявляется, но и совершается (44).
Профессиональная деятельность служит одним из значимых способов связи человека с миром, у многих этот способ становится стержнем построения отношений личности с миром и другими людьми. Профессиональная деятельность вносит весьма весомый вклад в поддержание у человека ощущения благополучия, душевного равновесия, счастья (19).
В педагогической науке понятие Профессиональное становление определяется как «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.
Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога» ?
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.
Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.
В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение - преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры.
Ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:
первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;
второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;
третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой, производит самоконтроль промежуточных и конечных результатов, уточнение целей и коррекцию действий.
Э.Ф. Зеер определяет становление личности как «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности» . Внешними факторами, влияющими на процесс становления личности, по мнению автора, являются условия жизни, внешние воздействия, которые определяют становление личности через взаимодействия человека с другими посредством его деятельности в среде.
Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:
1. формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;
2. профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
3. профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
4. мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
Не отрицая, как имеющую право на существование классификацию фаз профессионального становления Е.А. Климова мы в своей работе придерживаемся точки зрения Э.Ф. Зеера и особенностям стадий профессиональной подготовки посвящаем вторую главу, профессионализации и мастерства – третью.
Культура профессионально-личностного самоопределения включает, по мнению авторов:
· самопознание;
· выбор жизненных и профессиональных целей, ценностей;
· овладение способами планирования, программирования, принятия решений в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях;
· освоение различных способов и психотехник саморазвития и самоопределения;
· наличие развитой рефлексии.
Таким образом, культура профессионально-личностного самоопределения, с их точки зрения обеспечивает становление педагога как саморазвивающейся личности.
Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.
ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»
В СОВРЕМЕННОМ ЗНАНИИ
© Л. Ю. БОЛИКОВА*, Ю. А. ШУРЫГИНА**
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
*кафедра педагогики **кафедра немецкого языка и методики преподавания немецкого языка e-mail: [email protected], [email protected]
Боликова Л. Ю., Шурыгина Ю. А. - Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 573-575. - На материале психологопедагогических источников рассмотрен вопрос дефиниция понятия «профессиональное становление личности». Показано, что профессиональное становление определяется этапом профессионализации. Сделан вывод о том, что профессиональное становление можно рассматривать как прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное становление личности, преобразование личности, профессионализация.
Bolikova L. Ju., Shurygina J. A. - The essence of a term «personal professional formation» in modern knowledge // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 573-575. - The authors of the article touch upon one of the most important issues of modern society, concerned with a person professional formation. The authors study the term «personal professional formation» in psycho-pedagogical sources. It is provided that professional formation is determined by the stage of professionalization. The authors come to conclusion that personal professional formation is a progressive, phased process of personal transformation that is following with formation and development of constant characteristics by means of getting professional knowledge, skills and abilities through self-actualization and self-realization in professional activity. Key words: personal professional formation, professionalization, personal transformation.
Многочисленные психолого-педагогические исследования посвящены выявлению взаимосвязи и взаимообусловленности процессов развития личности и становления профессионала (Басов М. Я., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Маркова А. К., Митина Л. М., Рогов Е. И., Смирнов И. П. и др.). Проблемы формирования личности профессионала также нашли отражение в исследованиях Е. А. Климова, Т. В. Кудрявцева, Ю. П. Поварёнкова и др.
Перечисленные авторы утверждают, что профессиональная деятельность влияет на систему отношений личности и её образ жизни. Для подавляющего большинства людей, по мнению Е. М. Борисовой, именно этот вид деятельности предоставляет возможности удовлетворять всю гамму их потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определённого социального статуса и т. д. В процессе личностного и профессионального становления происходит изменение жизненных и профессиональных планов, социальной ситуации развития, ведущей деятельности, личности в целом .
Вопросы профессионального становления личности рассматриваются в педагогике профессионального образования, в психологии труда, психологии профессионального обучения и воспитания, профори-ентологии и т. д.
Становление человека как субъекта труда, превращение его в профессионала в процессе профессионального обучения, рассмотрение условий данного процесса представлены в трудах В. А. Бодрова, Э. Л. Голубевой, К. М. Гуревича, Э. Ф. Зеера, П. А. Климова,
Н. В. Кузьминой, В. С. Мерлина, К. К. Платонова, В. Д. Шадрикова, М. Р. Щукина и др.
Многочисленные исследования, посвящённые становлению профессионала, обусловливают множественность представлений о данном процессе. На наш взгляд, главный путь получения обобщённого представления о профессиональном становлении личности заключается в рассмотрении и интеграции множества определений данного процесса.
Т. В. Киселёва определяет профессиональное становление как «степень развития собственных уме-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.
ний и навыков человека выполнять определённую работу и общественное признание в процессе освоения им социального пространства» .
По мнению Э. Ф. Зеера, профессиональное становление - это «процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализации себя в профессии и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма, процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей ведущей деятельностью» .
Б. П. Невзоров определяет профессиональное становление как «формирование профессионального самоопределения в конкретной профессиональной области в зависимости от степени согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированности у личности способности адаптироваться к изменяющимся социальноэкономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры» .
Рябоконь Е. А. рассматривает профессиональное становление как «частный случай развития человека в процессе всего жизненного пути, который определяется этапом профессионализации. Это поэтапный, динамичный и управляемый процесс вхождения в профессию, в ходе которого происходят качественные преобразования личности, ведущие к развитию и изменению личностных и профессиональных качеств, формированию позитивного отношения к профессии и овладению профессиональными знаниями и умениями» .
В. Д. Симоненко определяет профессиональное становление как «процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самореализацию в труде» .
Анализ представленных выше определений позволил рассматривать профессиональное становление как процесс изменения личности, преобразования её личностных и профессиональных качеств. Рассмотрение профессионального становления личности как процесса позволяет выявить составляющие его структурные компоненты и расположить их в логической последовательности:
Формирование позитивного отношения к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий (Э. Ф. Зеер, Рябоконь Е. А.);
Выявление психологических возможностей личности, соотнесение их с содержанием и требованиями будущей профессии (Э. Ф. Зеер, Б. П. Невзоров);
Овладение знаниями, формирование умений и навыков профессиональной деятельности (Т. В. Киселёва, Рябоконь Е. А.);
Освоение профессионально ориентированных видов деятельности (Э. Ф. Зеер);
Реализация себя в профессии, самоактуализация и самореализация личностного потенциала (Э. Ф. Зеер, В. Д. Симоненко);
Способность адаптироваться к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности (Б. П. Невзоров);
Достижение общественного признания в процессе освоения социального пространства (Т. В. Киселёва).
Выделенные структурные компоненты позволяют выявить сущностные характеристики профессионального становления личности:
Позитивное отношение к выбранной профессии, определение своего места в мире профессий;
Психологические возможности личности, соотносящиеся с содержанием и требованиями будущей профессии;
Знания, умения и навыки профессиональной деятельности;
Успешность в освоении профессионально ориентированных видов деятельности;
Самоактуализация и самореализация личностного потенциала в профессии;
Адаптация к изменяющимся условиям в процессе профессиональной деятельности;
Общественное признание в процессе освоения социального пространства.
Рассмотрение вопросов профессионального становления личности в психолого-педагогической литературе выявило также неоднозначность определения этапов профессионального становления личности.
А. Б. Каганов рассматривает профессиональное становление как последовательное прохождение сменяющих друг друга этапов в рамках вузовского обучения (переходного, накопительного и определяющего), которое, в свою очередь, завершается на четвёртом этапе, в период работы на конкретном производстве в избранном виде деятельности. .
По мнению Кудрявцева Т. В., профессиональное становление не является кратковременным актом, охватывающим лишь период обучения в вузе, а представляет собой длительный, динамичный, многоуровневый процесс, состоящий из четырёх основных стадий: возникновение и формирование профессиональных намерений; целенаправленная подготовка к избранной профессиональной деятельности; процесс вхождения в профессию; реализация личности в самостоятельном профессиональном труде. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисных ситуаций .
Стадии становления профессионала, сформулированные А. А. Деркач, также характеризуются формированием намерений (установление отношения человека к профессии), профессиональным обучением, профессиональной адаптацией; обретением целостности (этап стабильно функционирующего специалиста, этап специалиста-новатора) .
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ >
Э. Ф. Зеер на основе социальной ситуации и уровня реализации ведущей деятельности выделяет следующие стадии профессионального становления: профессиональное самоопределение (старший школьный возраст), профессиональная самоидентификация (годы профессионального образования), распредмечивание профессиональной деятельности (период приобретения профессионального опыта), опредмечивание профессиональной деятельности (непосредственная профессиональная деятельность) .
Е. А. Климов выявляет фазы оптанта, адепта, адаптанта, интернала, мастерства, авторитета, наставничества, представляющие собой этапы жизненного пути профессионала. Фаза оптанта, оптации - это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Фаза адепта - это подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. Фаза адаптации - это период привыкания молодого специалиста к работе. Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи. Интернал - это уже опытный работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он имеет свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание). Фаза авторитета также суммируется с последующей. Авторитет - мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками. Наставник в широком смысле слова - человек, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, учениками, последователями .
Таким образом, выявлены существенные различия при определении количества стадий процесса профессионального становления личности их продолжительности, содержания.
Ряд учёных рассматривает профессиональное становление личности, как поэтапный процесс:
1. Ограниченный рамками вузовского обучения и продолжающийся соответственно 5 лет (Каганов А. Б.);
2. Охватывающий длительный период жизни человека, т. е. 30-40 лет (Деркач А. А., Зеер Э. Ф., Кудрявцев Т. В., Рябоконь Е. А., Симоненко В. Д. и др.);
3. Охватывающий длительный период жизни человека, но повторяющийся, если профессионал частично утрачивает трудоспособность, оказывается без работы, вынужден переменить профессию (Климов Е. А.). Календарный возраст в этом случае может быть любым в интервале трудоспособности.
Профессиональное становление личности также представляется в литературе как стадия профессионального функционирования (Л. М. Митина), следующая за стадией профессиональной адаптации и предшествующая стадии профессиональной стагнации .
Киселёва Т. В., Невзоров Б. П. предлагают рассматривать профессиональное становление не как процесс, а как результат, т. е. сформированность у личности определённых способностей, качеств.
На основе предложенных выше точек зрения считаем возможным представить стадии профессионального становления личности в обобщённом варианте следующим образом:
1. Формирование профессиональных намерений;
2. Профессиональная подготовка;
3. Адаптация к профессиональной деятельности;
4. Осуществление самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональное становление личности - это прогрессивный, поэтапный процесс преобразования личности, сопровождающийся формированием и развитием устойчивых качеств и свойств на основе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками путём её самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова Е.В. Профессиональное становление студентов в процессе гуманитарной подготовки. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М., 2000. 536 с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2003.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
5. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. 111 с.
6. Киселёва Т.В. Профессиональное становление педагога в инновационной образовательной среде общеобразовательной школы. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
9. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
10. Общая и профессиональная педагогика / Под ред.
В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2006. 368 с.
11. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т.В. Кудрявцева. М.: Педагогика, 1988. 142 с.
В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности. Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности. Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога» ? Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Вместе с тем проблема становления личности в философии тесно связана с вопросом о сущности человека. В трудах современных философов отмечено, что индивидуальное развитие личности включает следующие процессы: социализацию – освоение социального опыта; индивидуализацию – формирование отличительных качеств одного человека от другого посредством взаимодействия природных задатков, социальных условий и культуры ; персонализацию – формирование личности. Становление также включает в себя все три вышеобозначенных процесса. В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нашего исследования также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми. В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение - преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры. В.П. Зинченко связывает становление человека с реализацией его духовной, творческой и социальной сущностей. Задача современной педагогики, по мнению ученого, заключается в том, чтобы «помочь человеку стать самим собой». Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусственных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке. К естественным процессам относятся сложившиеся условия, ситуации, способствующие и препятствующие факторы. Искусственные процессы задаются субъектами искусственного воздействия (преобразователями). Преобразователь видит сложившуюся на данный момент ситуацию становления целостно, имеет цели по поводу становления данной ситуации, проект преобразования этой ситуации, в соответствии с этими целями и проектом осуществляет воздействия. Воздействие преобразователя проявляется через внесение норм. Механизм влияния на целостность заключается в изменении представлений собственных и представлений других людей. Как правило, на процесс становления одновременно оказывают воздействие несколько преобразователей, а также естественный ход событий (закономерности), поэтому продукт преобразования не соответствует в точности представлениям, которые есть по поводу его становления у конкретного субъекта. Преобразователь воздействует на систему, при этом на каждом шагу система меняется (через действия индивидуальных и коллективных субъектов) и меняется он сам. Под воздействием факторов различной природы у преобразователя появляются новые знания, представления, ценности. Опираясь на исследования С.В. Попова и В.И. Слободчикова считаем, что с одной стороны, если педагог выступает преобразователем образовательной практики, то за счет этого он меняется, с другой стороны, на процесс становления педагога можно воздействовать извне посредством «социальных воздействий», например, целенаправленно занимаясь его образованием. Ряд ученых рассматривают профессиональное становление безотносительно конкретной профессиональной деятельности. Так, становление «личности профессионала» в социально ориентированных профессиях рассматривает в своей работе А.Р. Фонарев. Поскольку деятельность в данных профессиях построена на взаимодействии между людьми, то при обсуждении становления профессионала, прежде всего, необходимо обратиться к различным типам социальных связей между субъектом и миром, считает автор. Опираясь на типы социальных связей, выделенные К. Марксом (социал-органический и социал-атомистический), и способы существования человека, оформленные С.Л. Рубинштейном, он разработал три модуса человеческого существования: обладания, социальных достижений и служения. Указанные модусы, по мнению автора, являются этапами становления профессионала. Каждый модус охарактеризован им по следующим параметрам: отношение личности к себе, отношение к другим, отношение к делу. Модус обладания характеризуется тем, что человек стремится «овладеть предметом». На данной стадии становления, как и на всех других, можно выделить две линии, одна из которых характерна для людей, начинающих осваивать профессию. Это такое состояние, при котором индивид уже покинул одну событийную общность, но еще не обрел другую, более высокого уровня (например, уже не студент, но еще не вошел в профессиональную общность). Другой вектор становления личности профессионала связан с тем, что человек уже нашел себя в профессии и не хочет изменять ни себя, ни свою деятельность. При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первое связано со стремлением к социальному статусу, второй характеризуется устремленностью к достижению собственно профессиональных успехов. Модус служения представляет собой последний этап становления профессионала, который характеризуется появлением все учащающихся «пиковых переживаний» успешности. Очень важное место в этом модусе автор отводит рефлексии. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма. Так, становление личностных и личностно-деловых качеств педагога исследуют С.Б. Елканов, В.Г. Маралов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова. Например, С.Б. Елканов рассматривает профессиональное становление учителя с точки зрения самовоспитания, куда включает освоение следующих действий: целеполагание (выбор целей профессиональной деятельности и постановка задач); планирование (выбор действий, позволяющих достигнуть поставленных целей и задач); овладение средствами и способами самовоспитания; самоконтроль (сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми); коррекцию (возникает в случае отклонения от намеченных целей). Исходя из посылов, обозначенных выше, ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:- первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;
- второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;
- третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой, производит самоконтроль промежуточных и конечных результатов, уточнение целей и коррекцию действий.
- Фаза оптации результатом, которой является профессиональное самоопределение, выраженное в плане ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).
- Фаза одепта характеризуется освоением профессии, получением образования в той или иной области. В связи с вступлением России в Болонское соглашение вводится 2-х ступенчатая подготовка к профессии: бакалавриат и магистратура. На данной фазе происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, «умелости».3-5 лет.
- Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.
- Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т.е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.
- Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.
- Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.
- Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт.
- формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
- профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
- мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
- самопознание;
- выбор жизненных и профессиональных целей, ценностей;
- овладение способами планирования, программирования, принятия решений в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях;
- освоение различных способов и психотехник саморазвития и самоопределения;
- наличие развитой рефлексии.
- освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов;
- решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды;
- выстраивание собственной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программы по их реализации.
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35 - 40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
Т. В. Кудрявцев (1981), один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) и подготовку к профессиональной деятельности;
3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полную реализацию личности в профессиональном труде.
В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А.Климов предлагает более подробную группировку фаз:
оптация - период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;
адаптация - вхождение в профессию и привыкание к ней;
фаза интернала - приобретение профессионального опыта;
мастерство - квалифицированное выполнение ;
фаза авторитета - достижение профессионалом высокой квалификации;
наставничество - передача профессионалом своего опыта.
А.К. Маркова в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней и 9 этапов:
1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией;
2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме , овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности;
4) непрофессионализм - выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) послепрофессионализм - завершение профессиональной деятельности.
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж.Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
1) рост- развитие интересов, способностей (0- 14 лет);
2) исследование - апробация своих сил (14 - 25 лет);
3) утверждение - профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25 - 44 года);
4) поддерживание - создание устойчивого профессионального положения (45 - 64 года);
5) спад - уменьшение профессиональной активности (65 лет и более) (Михайлов, 1975).
Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично поисковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала.
Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.
1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).
2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение, конкретной профессии.
4. После окончания учебного заведения наступает стадия . Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы , новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность состоялась.
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и . Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.