Проект знаки препинания в русском языке 4. Зачем нужны знаки препинания? Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая

«Похвальное слово

знакам препинания»

проект по русскому языку МБОУ «Васильевская СШ» Тихонова Т. П.


Пунктуация

это раздел науки

о языке,

в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте

10 знаков препинания:

  • точка .
  • запятая ,
  • точка с запятой ;
  • двоеточие :
  • многоточие
  • вопросительный знак ?
  • восклицательный знак !
  • тире -
  • скобки ()
  • кавычки « »

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно

Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

в 1480-е годы появилась точка,

в 1520-е - запятая


У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка - вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить.

Точка помогает выде-лить на письме то,

что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.


В русском языке запятая

используется:

  • для разделения

(между частями сложного

предложения, при одно-

родных членах)

  • для выделения

(обращения )

Наиболее распространённым знаком препинания

в русском языке считается запятая.


От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Эдуард II


Разные вопросы

задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому?

Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак


Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

  • громко,
  • с волнением,
  • выражаем
  • удивление,
  • восхищение,
  • удовольствие,
  • гнев,
  • возмущение,
  • презрение,
  • радость,
  • гордость

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения –

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.


Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки... Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!

Знаки препинания

Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие... Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!

Елена Ковалёва


К знакам препинания надо относиться почтительно потому что,

они расставляют

акценты в тексте.

Знаки препинания - это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Помните,

что уважая пунктуацию,

мы всегда будем поняты правильно.

Знаки препинания - символы, используемые для оформления текста. Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, предложений, словосочетаний и слов, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.

Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?

Точка

На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.», и для сокращения слов «и т.д. - и так далее».

Многоточие

Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами... Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?». Также используется при обозначении пауз, при резком переходе от одного действия к другому: «Он молча слушал... Вдруг резко вскочил и начал говорить, что не согласен и никогда не сделает того, что ему велели».

Восклицательный знак

Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску - волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак

Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания ГИА (государственной итоговой аттестации)? Они являются неотъемлемым атрибутом правильной письменной речи или формальностью?». Ответ на этот вопрос, конечно же - без правильного использования знаков препинания невозможно грамотно писать.

Запятая

Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга (однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, простые предложения в составе сложных и многое другое. «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него» - сложноподчиненное предложение. «Только дойдя до работы, я вспомнил, что оставил все документы дома» - деепричастный оборот и сложноподчиненное предложение.

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «А как много было там было цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Двоеточием разделяют слова автора и прямую речь: «Я подумал: «А что, если что-то пойдет не так?». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире

Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья - настоящее счастье», подлежащее и сказуемое являются существительными, тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи: - Именно это я и хотела тебе сказать, - сказала она и, сделав паузу, добавила, - но ты никогда меня не слушал.

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Вот зачем нужны пунктуационные знаки препинания - они помогают структурировать предложение и выделить отдельные его части. Зачем нужны авторские знаки препинания? Они помогают сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важным, даже если по правилам такая расстановка знаков невозможна.

Учебный проект: Похвальное слово знакам препинания.

Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

Краткая аннотация проекта: Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.

Цель исследования - теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.

Объект исследования - современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

Предмет исследования - базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

Задачи:

Проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;

Обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;

Подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка;

Гипотеза исследования - утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

Этапы работы над проектом

Подготовительный.

Сообщить тему, цель и задачи проекта.

Актуализировать знания школьников о знаках препинания.

Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте, раздать буклеты.

Определить источники информации.

Подготовить памятки, инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

Планирование.

Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита.

1-й уровень - 5 баллов,

2-й уровень - 10 баллов,

3-й уровень - 20 баллов.

Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности:

Этап работы над проектом

5 баллов

10 баллов

20 баллов

Постановка

цели, задач

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

Планирование

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

результата

Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

информацией

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, сделал выводы, привёл аргументы.

Работа в группе

Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

конечного

продукта,

его оформление

Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

Организовать группы, распределить роли.

Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.

Разработать план действия каждого участника проекта.

Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов

Планируемые результаты обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Регулятивные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД : Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Осуществление проекта .

Распределение заданий для групп.

Создание комфортных условий для работы в группах.

Распределение ролей в группах по интересам и склонностям.

Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта.

Организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы.

Подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта.

Представление проектного продукта.

Работа в группах.

Класс поделён на 4 группы. Каждая группа получила индивидуальное задание.

Группа «Архивариусы» собирает материал о возникновении знаков препинания, интересные исторические факты. Отчёт представляет в виде буклета «Сведения из истории русской пунктуации».

Древнейшим знаком является точка.

Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: «въоновремя.приближашесяпраздникъ.».

Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать».

Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки - «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки - «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

Правила постановки «удивительного знака» (!) появились в «Российской грамматике» Михаила Васильевича Ломоносова так давно - в 1755 году!

Покровителями двоеточия были Мелетий Смотрицкий и Лаврентий Зизания: они рассказали обо мне в грамматике 1619 года. Хотя как разделительный знак меня знают с конца 16 века.

Точка с запятой сначала работала на должности вопросительного знака; лишь с 18 века она стала делить сложное предложение на простые.

«Молчанка» - тире. О тире впервые говорится в «Российской грамматике» А.А. Барсова. Год издания книги - 1797. Что касается многоточия, то о нём в русской грамматике написал в 1831 году А.Х Востоков. Тогда оно называлось «знаком пресекательным»…

«А знаете ли вы, что раньше знаки препинания имели иные наименования?» Например: точку с запятой называли «полуточием », восклицательный знак - «удивительным », кавычки - «пресекательным» или «отменительным » знаком, перенос - «единительным », а скобки - «вместным» знаком, тире - «чертой» или «молчанкой».

Группа «Дружная компания» собирает материал, состоящий из стихов и загадок о знаках препинания, оформляет его в виде книжки «Парад знаков препинания».

Многие поэты в своём творчестве обращались к теме знаков препинания. Это Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин, А.Шибаев.

Мы - знаки препинания!

Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуем прочтения. А.Шибаев

С.Маршак «Знаки препинания»

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...

Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...

Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!

Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

И.Токмакова. Знаки препинания

ТОЧКА
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

ЗАПЯТАЯ
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни - я двухэтажный!

ТИРЕ
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня "тире" зовут,
Нужно - буду тут как тут.

СКОБКИ
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы -
Неразлучно.

КАВЫЧКИ
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В "Синтаксисе" служим.

МНОГОТОЧИЕ
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано...

Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее...

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

Загадки о знаках препинания

Бурным чувствам нет конца:

пылкий нрав у молодца!

Вечно думал он над смыслом,

изогнулся коромыслом.

Всегда подслушать норовят то,

что другие говорят.

Выйдет на дорожку - всем подставит ножку.

Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Известно миру с давних пор,

что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

и начинает думать каждый.

Ляжет палочкой на строчку -

проходите по мосточку.

На крохотное ушко похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

Никогда он не молчит,

оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Словам раскрывает объятья:

ждём в гости вас, милые братья.

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Какими-то далёкими,

Туманными намёками.

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу -

за то, что много знать хочу.

Я минус в математике,

но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе.

Меня зовут…

Я маковкой-крупинкой

упала на тропинку,

Остановила вас -

закончила рассказ.

Группа «Литературная» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение о роли знаков препинания

Пунктуация - это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.

Они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую.

Тренинг «Определите функции знаков препинания».

Царь Салтан с женой простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

Здравствуй, барыня, сударыня, крестьянка!

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость и т. д.

Тренинг «Чьё это признание?»

Ребята! В предложениях

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение, победу, торжество…

Не зря я от рождения

Противник тишины.

Где я, те предложения

С особым выражением

Произносить должны. (А. Тетивкин)

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Тренинг «Какой знак любопытный?»

Разные вопросы

Задаю я всем:

Как? - Откуда? - Сколько?

Почему? - Зачем?- Где?- Куда?

Какая? - Отчего? - О ком?

Что? - Кому?- Который?

Чья? - Каким? - О чём?

1 группа - вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать;

2 группа - вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ;

3 группа - альтернативные вопросы;

4 группа - вопросы, на которые не ожидают ответа.

Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст»

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят.

Внимание, восприимчивость к смыслу, чувствам и выражающей их интонации.

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, глаголами в неопределённой форме, то между ними ставится тире. Тире разделяет подлежащее и сказуемое: Родина- мать Школа-дом родной.. Жить - Родине служить. Учиться - всегда пригодится.

Запятая ставится для разделения однородных членов предложения

а) если они не соединены союзами;

б) если они связаны противительными союзами;

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами;

г) если они соединены двойными союзами.

Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания»

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами.

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит.

На него старуха не взглянула

Лишь с очей прогнать его велела.

Воеводы не дремали

Но никак не успевали…

Ни побоища ни стана

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

Родила царица в ночь

Не то сына не то дочь… (А. С. Пушкин)

Обращение - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. На письме обращение выделяется знаками препинания. Оно может стоять в начале предложения, внутри предложения или в конце предложения.

Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

При обращении знаки препинания выполняют выделительную функцию .

Тренинг «Расставьте знаки препинания».

Здравствуй князь ты мой прекрасный

Бог с тобой золотая рыбка (А.С.Пушкин)

Не лучше ль на себя кума оборотиться

Голубушка как хороша (И.А.Крылов)

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова»

Что ты это выдумал право?

Чай теперь твоя душенька довольна

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам однако нужен. (А.С.Пушкин)

Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»:

А вчера прислал по почте

Два загадочных письма:

В каждой строчке - только точки,

Догадайся, мол, сама.

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи. Назначение их - указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

Группа «Почемучки» собирает занимательный материал по теме «Пунктуация» и оформляет отчёт в виде конструкторов

«Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами.

Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов в стихотворении?

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной - запятые, в другой были скобки,

В третьей - тире, в остальных - …,

Чёрточки, точки, « » и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в (),

Так же частенько и этак, и так

Использует он! .

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится? .

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит - ,

Порою « » , порой:

И не жалел для конца … .

А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена - Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

«Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

«Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания».

«Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский)

Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию - раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.

«Похвальное слово знакам препинания.»

Проект – презентация

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛ

УЧЕНИК 4 «А» КЛАССА

ГИМНАЗИИ «ТАРАСОВКА»

ТАРАСОВ АНТОН

Руководитель проекта – Гришина Елена Константиновна

ОКТЯБРЬ 2015 года


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?

Знаки препинания:

  • помогают членить текст на предложения;
  • устанавливать связи и отношения между ними;
  • помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

Из истории русской пунктуации. Роль знаков препинания

В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания:

точка [ . ]

запятая [ , ]

точка с запятой [ ; ]

многоточие [ … ]

двоеточие [ : ]

вопросительный знак [ ? ]

восклицательный знак [ ! ]

тире [ - ]

скобки [ () ]

кавычки [ " « ]


ТОЧКА

  • Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако, раньше точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.
  • Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного.
  • Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Например:

Утром следующего дня наше войско двинулось вперед .


ЗАПЯТАЯ

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Запятая «живет» внутри предложения.

Запятая ставится:

  • Для разделения однородных членов предложения:

а) если они не соединены союзами;

НАПРИМЕР : Комната Анны Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, корзинами.

б) если они связаны союзами А, НО, ДА (=НО);

НАПРИМЕР: И растет ребенок там не по дням, а по часам. Она говорила мало, но толково.

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами И – И, НИ – НИ, ДА – ДА, ИЛИ – ИЛИ, ЛИБО – ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО:

НАПРИМЕР : Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну.

  • Для выделения обращений:

НАПРИМЕР: Куда так, кумушка , бежишь ты без оглядки?


Восклицательный знак!

Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет!

Я - восклицательный знак. В России я появился в XVII веке и назывался тогда, знаете как? Удивительный знак. То есть знак удивления. И не был я таким грозным и всемогущим, как сейчас. Поначалу обслуживал всего лишь междометия, отвечал за несложные эмоции. Со временем я настолько окреп, что подчинил себе все части речи, особенно глагол: Не рассуждать! Молчать! Доложить! Иди учить уроки! Знай наших! Не дождётесь! Уволю!

Я самый яркий представитель пунктуации. Лечу от хандры, даю сильный эмоциональный заряд. Меня ставят в конце всех восклицательных предложений - повествовательных, вопросительных и побудительных.

Я горжусь тем, что многие крылатые выражения заканчиваются мной: Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Н. Некрасов); Россия, Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов).


Вопроси́тельный знак.

  • Вопроси́тельный знак (?) - знак препинания , ставится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.

Например: Кто здесь сейчас разговаривал? Саша, ты сегодня придешь вечером?

  • Может сочетаться с восклицательным знаком для обозначения удивления (?!) (по правилам русской пунктуации первым пишется вопросительный знак).

Например: Неужели дельфины умеют смеяться?!


Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла .

Казнить,

Казнить нельзя, помиловать !

нельзя помиловать !


ЧЕПУХА!!!

Серьезное искажение смысла

предложения из-за неправильно

поставленных знаков препинания!

РАССКАЗ ПРО ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.

Раздумья вопросительного знака

Живу я в зарослях загадок, готов задать сто тысяч вопросов: «Откуда? Кто? Куда? Зачем?» Ведь загадывать загадки я, друзья, большой мастак. Конечно, вы меня узнали -Вопросительный я знак. Я знак Вопроса, живу вместе со своими братьями и сестрами в области Пунктуации. Однажды между нами разгорелся спор. Заспорили мы, кто из нас всех важнее.

Всем известно, что я, точка, - самый маленький в мире знак, и хоть меньше не найти значка, я нужна не просто так. Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации. Вот для чего я всем нужна!

Тут в спор вступила Запятая, наша сестрёнка завитая.

А я Запятая - девица занятая, голова вся завитая, мне едва хватает дня, все чуть что, зовут меня. И я указываю на отношения между частями предложения.

Рассердилось Двоеточие:

Я не то, что прочие, я знак ужасно важный, взгляните на меня. Я даже двухэтажный и очень-очень важная персона - это я!

Тут как тут Кавычки-сестрички запели:

Это мы самые главные. Мы выделяем прямую речь и цитаты. Мы Кавычки-сестрички, так у нас уж повелось: вместе мы гуляем, праздники встречаем, очень-очень дружные, людям очень нужные.

- Нет, я самый главный, - сказал Дефис, - так как я разделяю слова на смысловые части.

Нет, позвольте же друзья, самый главный всё же я. Я не чёрточка, не минус, попрошу ни с кем не путать. Я Тире, нужно - буду тут как тут!

Это что ещё за штучки? - сказало Многоточие. - Мы важнее всех! И точки! Мы три сестрички-точки, если за руки возьмёмся, значит, нет конца у строчки.

Что за глупости, друзья, всех важнее - это я! Друзья мои, поверьте мне, я старший брат средь вас, примите восклицательный мой пламенный привет! Это не вы, а я самый главный и важный! Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться. Это меня ставят в конце предложения для выражения изумления, призыва, волнения. Я знак Восклицательный - просто замечательный!

Но вдруг прибежали Скобки и запищали:

- Как так случилось: неведомо как взял и пропал среди нас Вопросительный знак...

Все знаки при этом сразу затихли. И только Запятая громко плакала, приговаривая:

- «Куда же пропал Вопросительный знак?»

Ну и прекрасно! - сказал Восклицательный знак, - Рад от него я избавиться начисто, так как было ненужных вопросов количество! Надоело мне это излишество! Видеть его не желаю- и всё!

Правильно! – выкрикнули очень старательно Многоточие и Двоеточие. – Видеть! Его! Не желаем! И всё!!!

День, два в области Пунктуации не слышно вопросов, но хотя Восклицательный знак не мудрец и философ, трудно ему обойтись без вопросов. Хочет узнать он, где, скажем, Тире, хочет спросить, где любимые сестрички-Кавычки, только без знака Вопроса, однако, даже простой не поставишь вопрос. Хотел он узнать, скоро ль будет обед, только спросить-то возможности нет... И, неудобства большие изведав, понял знак Восклицательный в результате всего: где нет вопросов, там нет и ответов. И невозможно узнать ничего.




И т а к,

без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной и устной речью в целом , поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.


ВСЕМ УДАЧИ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

1. Что такое пунктуация?!


Пунктуация (от лат. точка - punctum ср.-в. лат. - punctuatio) - это система знаков препинания, имеющаяся в письменности всякого языка, а также совокупность правил их расстановки при письме.

Пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, выделяет как члены предложений, так и отдельные предложения, облегчая тем самым устное чтение.

Система пунктуации в русском языке

Русская современная система пунктуации формировалась с XVIII в. на базе достижений в теории грамматики, в том числе, теории синтаксиса. Системе пунктуации присуща некоторая гибкость: вместе с обязательными нормами в ней имеются указания, которые не имеют строгого характера и допускают варианты, имеющие связь как со смыслом письменного текста, так и с особенностями его стилистики.

Исторически в русской пунктуации среди вопросов о её назначении и основах выделились 3 главных направления: интонационное, синтаксическое и логическое.

Интонационное направление в теории пунктуации

Приверженцы интонационной теории считают, что нужны знаки препинания для обозначения мелодики и ритмики фразы (Щерба Л.В.), что, в основном, отражает не грамматическое расчленение речи, а лишь декламационно-психологическое (Пешковский А.М.).

Хотя у представителей различных направлений есть сильное расхождение позиций, всё же они все признают у пунктуации, представляющей собой важное средство оформления письменного языка, её коммуникативную функцию. При помощи знаков препинания указывается членение речи по смыслу. Так, точкой обозначается законченность предложения, как это понимает пишущий; расстановка между однородными членами в предложении запятых указывает на синтаксическое равноправие данных элементов предложения, которые выражают равноправные понятия, и т.п.

Логическое направление

К теоретикам смыслового, или логического направления относится Буслаев Ф.И., который говорил, что «…знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (…) и тире (-)».

В современной письменности смысловое понимание базиса русской пунктуации (близка к ней немецкая пунктуация, но с нею расходятся английская и французская) выразилось в работах Абакумова С.И. и Шапиро А.Б. Первым из них отмечается, что основным назначением пунктуации является то, что она указывает расчленение речи на отдельные части, играющие роль при выражении мысли во время письма. Хотя далее он говорит, что в большинстве своем употребление знаков препинания в русской письменности регулируется правилами грамматическими (синтаксическими). Но он полагает, что «в основе правил все же лежит смысл высказывания».

Шапиро А.Б. утверждает, что главная роль пунктуации - обозначение того ряда смысловых оттенков и отношений, которые из-за их важности для осмысления письменного текста не могут выражаться синтаксическими и лексическими средствами.


2. Зачем нужна пунктуация в русском языке?


Осмысление того, зачем нужна пунктуация, способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей. Пунктуация нужна для облегчения чтения текста, с её помощью предложения и их части отделяются друг от друга, что позволяет выделить конкретную мысль.

Рассматривая знаки препинания, нельзя обойти стороной их функции в русском языке.

Затеяв разговор о том, зачем нужна пунктуация, необходимо уточнить, какие знаки препинания существуют, поскольку их много и каждый исполняет свою роль. Пунктуация может применяться в тексте - как с целью разделения нескольких различных предложений, так и внутри одного предложения.

Точка - разделяет предложения и символизирует нейтральную интонацию: «Завтра я пойду в театр.». Применяется в сокращениях: «т.е. - то есть».

Восклицательный знак - служит для выражения эмоций восхищения, удивления, страха и др., отделяет друг от друга предложения: «Торопись, ты должен успеть!». Также восклицательным знаком выделяются внутри самого предложения обращения, акцентируется интонация: «Ребята! Прошу вас, не опаздывайте на занятия».

Вопросительный знак - выражает вопрос или сомнение, одно предложение отделяет от другого: «А ты уверена, что сделала всё правильно?»

Внутри предложения пунктуация также играет заметную роль. Но без осмысления того, зачем нужна пунктуация, мы не сможем, четко изложив свои мысли, написать сочинение, поскольку без верного выделения частей смысл утратится.

Следующие знаки препинания применяются внутри предложений:

Запятая - разделяет на части предложение, служит для выделения отдельных мыслей или обращений, отделяет в сложном предложении составляющие его простые друг от друга. «Мне не очень важно, что ты об этом думаешь» - предложение сложноподчиненное. «К обеду подали щи, пюре с отбивной, салат и чай с лимоном» - однородные члены в предложении.

Тире - им обозначают паузы, заменяют пропущенные слова, также обозначают прямую речь. «Здоровое питание - залог долголетия» - здесь тире заменяет слово «это». «- В котором часу вы можете завтра подойти? - спросила кассирша. - Часа в три, - ответила ей Наталья.» - прямая речь.

Двоеточие - применяется для акцентирования внимания на том, что следует далее; разграничивает части одного предложения, друг друга поясняющие, связанные между собой; прямую речь отделяет от слов автора либо так обозначается начало перечисления. «В буфете продавались вкусные пирожки с разной начинкой: с яблоками, с картошкой, с капустой, с сыром, с вареной сгущенкой и повидлом.» - перечисление. Прямая речь: «Не глядя ей в глаза, он произнес: «Не надейся, никогда я не вернусь к тебе» и быстрым шагом удалился».

Точка с запятой - применяется в предложениях, имеющих сложный состав, в которых уже мало запятой для отделения частей. «Это было ощущение тепла и света, которое приносило счастье и покой, делало мир лучше, наполняя душу радостью; впервые эти чувства посетили меня здесь много лет назад и с тех пор я всегда стремлюсь обратно, чтобы испытать их вновь и вновь.»

Понимая, зачем нужна пунктуация, вы сможете грамотно и четко выразить свою мысль при письме, акцентируете то, что нужно акцентировать, а сделав это в соответствии с правилами, покажете читателям ваших сочинений, что вы человек грамотный.

Знание правил пунктуации тщательно проверяют при сдаче экзаменов ГИА (государственной итоговой аттестации), ведь без этих знаний нельзя обойтись. И действительно, лишь правильное использование пунктуации позволит в любой переписке понять вас правильно


3. Принципы русской пунктуации


Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Невозможно построить все правила на одном принципе - смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, пришлось бы отмечать знаками все паузы: Мой отец // был бедный крестьянин; Над лесом // взошла луна; Дед попросил Ваню // нарубить и принести дров и т.д. Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками с полной последовательностью и формальное строение предложения; например, однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (Пауст.).

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение в их взаимодействии.


4. Знаки препинания в русском языке

пунктуация препинание русский письменность

Знаки препинания - это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов (Пауст.); - Эй, а ты куда, мамаша? - А туда ж, - домой, сынок (Тв.); 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи: - Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды… (Остр.); - Отец, не кричи. Я тоже скажу… ну, да! Ты прав… Но твоя правда узка нам… - Ну да! Вы… вы! Как же… вы образовались… а я дурак! А вы… (М.Г.).

Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т.е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! (Ч.). Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, - подковы высекли две синие искры из камня (М.Г.); Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, передающей обособление: ср.: Ты, брат, - это батальон (Тв.) - тире употреблено по правилу «тире между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение.

Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т.е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а покатая - бурно катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна - мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо угрюмое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками - запятой и тире - одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, - океанский, в три тона (Пауст.). Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами (в частности, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.).

Проявляется вариантность также в возможности употребления или неупотребления знаков в некоторых других случаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.