Правление Аменемхета III. Среднее Царство.XII династия. Аменемхет III,Аменемхет IV,Нефрусебек

Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит). Этот портрет отличается индивидуальностью черт: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.

Фото 27 из презентации «Архитектура и искусство Древнего Египта» к урокам МХК на тему «Древний Египет»

Размеры: 251 х 544 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Архитектура и искусство Древнего Египта» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 4197 КБ.

Скачать презентацию

Древний Египет

«Архитектура и искусство Древнего Египта» - Статуя сидящего писца. Голова фараона Сенусерта III. Статуя фараона Аменемхета III. Жан-Франсуа Шампольон. Фаянсовые сосуды. Статуя Рахотепа и Нофрет. Статуя вельможи Коапера. Мелкая пластика. Приемы изображения фигур на плоскости. Плита фараона Нармера. Статуя фараона Хефрена. Стела вельможи Хунена.

«Культура Древнего Египта» - Ларец. Золотая маска царя. Портрет царицы Нефертити. Статуэтки жрицы. Браслеты. Роспись. Гигантомания. Изображение царя и царицы. Рельеф храма в Абу - Симбеле. Храм царицы Хатшепсут. Искусство. Колонны храма в Луксоре. Аллея сфинксов. Искусство Древнего Египта. Амарнский период. Колесница Тутанхамона.

«Древнеегипетские пирамиды» - Как строили пирамиды? Пирамида Сфинкса. Пирамиды в Гизе. Пирамида Хеопса. Технология строительства была продумана до мельчайших подробностей. Пирамиды древнего египта. Археологами было открыто поселение, в котором жили строители пирамиды. Кто строил пирамиды? Виды пирамид.

«Пирамиды Древнего Египта» - Период Древнего царства. Создание пирамид. Пирамиды в Гизе. Погребальные камеры. Будущий император. Пирамида Микерина. Пирамида Снофру в Медуме. Пирамида Хеопса. Египетские пирамиды. Удивительные вещи. Высота. Отражение. Роберт Бьювел. Дотошные исследователи. Развалины храма Сфинкса. Периоды истории Древнего Египта.

«Тайна пирамиды Хеопса» - «Спроектировать» пирамиду. Уточненные габариты пирамиды Хеопса. Три основные единицы длины. Вычислим. Одна из тайн пирамиды Хеопса. Версии размера. Построение прямого угла. Принцип «золотого сечения». Время боится пирамид. Разработать проект пирамиды. Нынешние размеры пирамиды Хеопса. Построение квадрата.

«Кратко об искусстве Древнего Египта» - Сфинкс. Гробница царицы Нефертари. Аменхотеп. Фрагмент барельефа. Великолепно царское ожерелье, украшенное самоцветами. Фараон – полновластный правитель Египта – почитался как сын Бога на Земле. Город Карнак. Пирамиды в Гизе. Золотое сияние маски отождествляет царя с Солнцем. Декоративно- прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей.

Всего в теме 24 презентации

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. Но, помимо этого, в музее находится множество самых различных древностей этой культуры.

Общая характеристика

Являются одними из древнейших среди мировых цивилизаций. Культура этой страны уникальна тем, что просуществовала на протяжении долгого времени - около четырёх тысяч лет. В то время как другие, например, греческая - всего два тысячелетия. Кроме того, она сохранила уникальные памятники и артефакты. Именно они позволяют судить о богатой мифологии, оригинальном мировоззрении. Одним из ключевых понятий в миропонимании египтян была вера в бессмертие души, так что каждый из представителей нации всю жизнь готовился к переходу в загробный мир. Это привело к тому, что ритуальные обряды, захоронения играли большую роль в их культуре.

Сакрализация культуры

Ещё одной характерной особенностью их общественно-политической и культурной жизни было обожествление правителей, примером чего служит статуя фараона Аменемхета III. Она, кстати, сохранилась в превосходном состоянии. В связи с верой в загробную жизнь египтяне оставили после себя множество ритуальных вещей и предметов, которые хранятся в Эрмитаже. Сохранились также стелы, рисунки с изображениями жертв и начертанными сакральными фразами.

Общая характеристика

Египетский зал был основан архитектором А. Сивковым в 1940 году на месте буфета в Зимнем дворе. В этом помещении представлена история и архитектура этой цивилизации начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры. Особый интерес представляет экспозиция Древнего царства, а также последующих периодов: птолемеевского и римского, времени византийского господства.

От последнего сохранились монеты императорской и александрийской чеканки с изображениями правителей. По залам Эрмитажа можно судить о богатстве собранных здесь коллекций. Особый интерес представляет собрание коптских древностей, которые были найдены и систематизированы Боком. Он исколесил вдоль и поперёк эту страну в конце XIX века. Помимо находок различных древностей, он также посетил Красный и Белый монастыри, а также некрополь, где изучил надписи.

Экспонаты

Египетские экспонаты Эрмитажа чрезвычайно многообразны. Это и крупная скульптура, и мелкая пластика, и предметы обихода, и ритуальные приспособления, а также надписи, рисунки, изображения. Кроме того, здесь хранятся мумии. Особое место занимают предметы религиозного и ритуального назначения. Например, тут можно полюбоваться стелой Ипи (XIV век до нашей эры). Она изображает царского писца, опахалодержателя и главного управляющего хозяйством. Он представлен перед языческим божеством Анубисом.

Последний изображён с головой шакала в поясе, жезлом в одной руке и специальным иероглифом, который символизировал у древних египтян жизнь. Он назывался «анхом». тщательно прописана и выполнена в традиционных цветах, в которых рисовали египетских божеств: синий и зелёный. Скульптура писца, напротив, более схематична. Он одет в рубаху с широкими рукавами и передник. На стеле изображён жертвенный сосуд, имеются надписи ритуального значения, а также перечислены титулы и звания самого Ипи.

Скульптура

Наиболее важное место в экспозиции занимает статуя фараона Аменемхета III. Как уже говорилось выше, она хорошо сохранилась и позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до нашей эры). При нём египетское государство достигло большого могущества, что, в частности, проявилось в грандиозном строительстве.

Речь идёт в первую очередь о сооружении огромного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса, который древние греки прозвали «лабиринтом». Статуя фараона Аменемхета III выполнена в постамарнских традициях, характерных для времени правления преемников Эхнатона. У неё хорошо прописано лицо. Автор большое внимание уделил воспроизведению портретного сходства, что было значительным шагом вперед по сравнению с искусством Древнего царства.

Особенно тщательно прописана мускулатура. Аменемхет 3 изображён в простой одежде: на нём передник и специальный платок на голове - традиционное одеяние фараонов-правителей. Особенно хорошо нарисованы глаза, которые, благодаря своей постановке, придают взгляду выразительность. Торс выполнен в традиционном стиле: он прям, строен, что соответствовало представлениям древних египтян о высоком статусе фараона, изображение которого должно было демонстрировать мощь и величие египетского государства.

Другие предметы

Ещё одним экспонатом, который привлекает внимание, является статуя древнеегипетской богини Семхет. Она изображена с головой львицы, поскольку жители Египта представляли её грозным оком Солнца. Они считали её богиней войн и верили в то, что она способна вызывать болезни и исцелять их. Поэтому она считалась покровительницей врачей.

Грозная львиная голова свидетельствует о том, что древним египтянам она представлялась как некая карающая сила. Так что все бедствия страны - голод, мор, войны, эпидемии - жители считали её карой. Ещё один экспонат - это забальзамированная мумия жреца, которая свидетельствует о том, что искусство мумифицирования применялось не только по отношению к фараонам, но и к состоятельным людям.

Аменемхет III (или Аменемхет Нимаатра) - шестой фараон XII-й Династии эпохи Среднего Царства, считающийся по праву одним из велийших правителей того периода. Он правил около 1853/52 - 1807/1796 гг. до н.э.

Этот фараон упоминается под именем Нимаатра в Абидосском и Саккарском царских списках. По данным Туринского папируса он царствовал более 40 лет. Юлий Африкан, последователь учений Манефона, называет его Аменесом, а Евсевий Кесарийский - Ламарисом или Лампаресом. Древние историки отмечают, что этот царь построил огромный храм "Лабиринт" и собственную гробницу в номе Арсиноя и правил 8 лет. Сегодня общепризнанным фактом считается, что Аменемхет III царствовал около 45 лет, так как самая поздняя запись с его именем была обнаружена в Лахунском папирусе и указывает на " 46-й год 3 месяц сезона Ахет" правления фараона.

Голова статуи Аменемхета III в головном платке немес. Египетский музей. Берлин

Семья

Женами Аменемхета III были Аат, которая, по всей видимости, скончалась в возрасте 35 лет, и Хнумнеферхеджет, которой было не более 25 лет. Другой женой царя была Нетепти, которая также стала и матерью наследника престола. Дочерьми Аменемхета были принцессы Неферуптах и, возможно, Хетхорхетеп и Нофрусобек.

Разные вариации имени Аменемхета III из разных древнеегипетских источников

Личное имя, как Сын Ра

imn m HA.t - Аменемхет - «Амон впереди» / «Амон во главе»

Тронное имя, как Царь

n(j) mAa.t ra - Ни-Маат-Ра - «В Истине Ра»

(другой вариант написания)

(другой вариант написания)

(другой вариант написания)

Хорово имя, как Хор

Hr aA bA.w - Хор Aa-бау - «Хор с большой властью»

(другой вариант написания)

Небти-имя, как Господин Двойного Венца

nb.tj iT iwa.t tA.wj - Ичи-иуат-Тауи-небти - «Взявший в Двух землях (то есть вНижнем и Верхнем Египте) наследие Двух Владычиц (то есть богинь Нехбет и Уаджит)»

(другой вариант написания)

nb.tj iT iwa.t Hr (?) - Ичи-иуат-Хор-небти - «Две Владычицы взявшие наследие Хора (?)»

Золотое имя, как Золотой Хор

bik nbw wAH anx - Бик-небу-уан-анх - «Золотой сокол, перенёсшийся в жизнь»

Абидосский список (№64)

Нимаатра

Саккарский список (№39)

Ни-Маат-Ра

Правление


Голова сфинкса Сенусерта III. Государственный музей Египетского искусства. Мюнхен

Как показали недавние исследования египтологов, после вступления на престол Аменемхет III правил вместе со своим отцом Сенусертом III в качестве соправителя на протяжении около 20 лет. Пока отец в своих военных кампаниях интенсивно развивал внешнюю политику Египта, его сын всеми силами способствовал внутреннему процветанию государства. За три года до своей смерти Аменемхет III, следуя установившейся традиции, назначил в качестве своего соправителя своего сына - Аменемхета IV.

Статуя Аменемхета III в Эрмитаже, Санкт-Петербург.

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше — «озеро», Ше-ур — «великое озеро», Ми-ур — «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область — Та-Ше — «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» — шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт — «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.

На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Голова статуи Аменемхета III. Карлсбергская Глиптотека, Копенгаген

В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами — Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 ? 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии — «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».

Окружение фараона

О современниках Аменемхета III практически ничего не известно. Только одного визиря по имени Хети можно с полной уверенностью отнести к периоду царствования фараона, так как его имя четко указано на папирусе из эль-Лахуна. Вполне возможно, что визири Хнумхотеп и Амени также занимали эти должности в тот период. Икернофрет, вероятно, служил царской семье в качестве казначея в начале правления Аменемхета III.

Пирамиды Аменемхета III

Аменемхет III приказал построить себе две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Черная пирамида») (104 х 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница царя Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.

«Черная пирамида» в Дахшуре

Вскоре после окончания строительства "Черная пирамида" покрылась изнутри трещинами. По этой причине здесь установили массивные деревянные балки из кедра, поддерживающие потолок, а трещины замазали в шести внутренних комнатах и коридорах. Находящиеся здесь две погребальные камеры цариц для надежности были выложены изнутри камнем. Эти склепы были позднее разграблены, и останки погребальной утвари, найденные здесь, свидетельствуют о достаточном изначальном богатстве захоронений.

Под обломками "Черной пирамиды" был найден пирамидион, самый высокий из всех найденных ранее (1,40 х 1,85 м).


Пирамида Аменемхета III в Хаваре близ Крокодилополя.

Из-за строительных дефектов первой пирамиды, фараон приказал построить для себя вторую (102 х 102 м) в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный "Лабиринт". Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71 х 2,4 х 1,83 м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой — дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида, обнаруженная археологами в 1956 году. Просочившиеся в нее грунтовые воды полностью уничтожили деревянные части гробницы и внутреннее убранство.

У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Лабиринт имел размеры 244 ? 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

Геродот писал: “Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это - двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть - на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.

Пять веков спустя Страбон пишет: “Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.

Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.

Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.

Конец династии

Аменемхет III был последним великим правителем Среднего царства, именно так характеризуют его все надписи на памятниках от Сирии до третьего порога на Ниле. Не много известно о его соправителе Аменемхете IV. Возможно, что он правил не самостоятельно, а только в качестве соправителя своего старого отца. Предполагается, что он умер преждевременно, и что царица Себекнефру взяла правление на себя, которое, впрочем, длилось недолго.

Ни Аменемхет IV, ни царица Себекнефру не оставили слишком много надписей. Не найдены пирамиды, которые можно было бы без колебаний приписать этим правителям. Хотя, две пирамиды расположенные в пяти километрах к югу от Дахшура, в Мазгуне, могут принадлежать им, но никаких надписей, подтверждающих это, не обнаружено.

Имена Аменемхета IV и Себекнефру заключают список царей XII династии. Как и шестая династия заканчивается царицей Нитокрис, как царица Нефертари позже была последней представительницей семнадцатой династии, так и принцесса Себекнефру была последней в двенадцатой династии. Она передала свои права на престол замужеством в новый царский род. Имя ее характерно, оно указывает на бога, который чтился в Фаюме, и на ту местность, которая занимала умы фараонов двенадцатой династии и имела такое важное влияние на благосостояние Египта.


ЕГИПЕТ

XII династия

Аменемхет III (греч. Лахарес) - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э., из XII династии. Сын Сенусерта III. Тронное имя его было Ни-Маат-Ра («В Истине Ра».).

Голова статуи Аменемхета III в головном платкенемес. Египетский музей. Берлин

Статуя Аменемхета III в Эрмитаже, Санкт-Петербург

Свидетельства о правлении

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».
Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.
При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - «озеро», Ше-ур - «великое озеро», Ми-ур - «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область - Та-Ше - «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.
На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.
В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 × 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.
При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.
Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».

Пирамиды

Пирамида в Хаваре близ Крокодилополя

«Тёмная пирамида» в Дахшуре

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида (т. н. «Тёмная пирамида») (104 × 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. Гранит использовался только для укрепления камер и для пирамидиона. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был. В ареале этой пирамиды находится гробница царя Эвет-иб-Ра, вероятно, царя следующей XIII династии.
Вторая пирамида (102 × 102 м) построена в Хаваре. Хаварская пирамида была центром вновь основанного царского некрополя, к которому, возможно, принадлежал и прославленный Лабиринт. Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м. Вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера - прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница (6,71× 2,4 ×1,83м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет, в другой - дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида.
Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет. Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы

Аменемхет IV - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1807 - 1798 годах до н. э., из XII династии.

Аменемхет IV был недолгое время соправителем своего отца Аменемхета III.

В это время он занимался сооружением храмов в Мединет-Маади и в Файюме.

Аменемхет IV

При Аменемхете IV продолжали совершаться экспедиции на Синай и в Вади-эль-Худи. Сам фараон оставил после себя крайне мало памятников. Ему приписывается северная из двух пирамид в Мазгуне (52,5 × 52,5 м), но никаких надписей, подтверждающих это, не обнаружено. Ныне от неё сохранилась только подземная часть.

Небольшой сфинкс из гнейса подписанный именем Аменемхета IV. Британский музей. Лондон

Аменемхет IV умер, не оставив наследника мужского пола, поэтому ему наследовала его сводная сестра Нефрусебек (Себекнефрура).

Согласно Туринскому папирусу, Аменемхет IV правил 9 лет, 3 месяца и 27 дней, что подтверждается наибольшей засвидетельствованной памятниками датой его правления (9 год).

Нефрусебек (Себекнефрура, Касебекра) - женщина-фараон, единолично правившая Египтом, согласно Туринскому папирусу, в конце Двенадцатой династии на протяжении 3 лет, 10 месяцев и 24 дней (предположительно, 1799-1796/1795, 1792-1788, 1789-1785 до н. э.). Она является второй, после Нитокрис из Шестой династии, царицей, ставшей правителем Египта. Её имя означает «Прекраснейшая для Себека (бога-крокодила)». Обычно Нефрусебек считается дочерью Аменемхета III, Манефон называет её сестрой Аменемхета IV.

Торс статуи царицы Нефрусобек. Лувр. Париж

Вероятно, Аменемхет IV умер, не оставив наследника, и на трон взошла Нефрусебек. От времени Нефрусебек практически не сохранилось письменных свидетельств, однако в «Лабиринте» Сенусерта III и Аменхотепа III был найден ряд статуй, у которых отсутствовала голова и которые считаются изображениями именно этой царицы. На стенах крепости в Кумме было найдено свидетельство, относящееся к третьему году правления этой царицы, о наводнении, в ходе которого Нил поднялся на 1,83 м. С концом её правления обычно связывают[источник не указан 903 дня] крупное восстание несвободных египтян (преимущественно общинников, «царских хемуу», при участии небольшого количества рабов), свидетельством которого является папирус с поучением Ипувера. Восстание привело к коллапсу Двенадцатой династии и Среднего царства.
Гробница Нефрусебек не найдена до сих пор. Возможно, незаконченный комплекс пирамид в Мазгуне, сходный с построенным для Аменхотепа III, предназначался именно для Нефрусебек. Ныне ей приписывается, южная из двух пирамид в Мазгуне (52,5 × 52,5 м). Ныне от неё сохранилась только подземная часть. Вероятно, Собекнофрура начала строить пирамиду, но не успела её закончить.

XIII династия

Угаф Ху-тауи-Ра - египетский фараон (ок. 1779 – 1776 до н. э.). Согласно Туринскому папирусу, 1-й фараон XIII династии.

По мнению ряда египтологов, первым фараоном XIII династии был Сехем-Ра-Хуи-тауи Себекхотеп I, а Угаф был преемником Аменемхета VII. Судя по всему, Угаф был нецарского происхождения и, возможно, до восхождения на престол был старшим военачальником. От времён его правления сохранилось пять памятников.

Угаф правил 2 года и почти 4 месяца.

ных черт, в том числе и возрастных изменений. На изображениях Сенусерта III и Аменемхета III (XIX в. до н. э.) резкие крупные черты лица, складки на щеках придают им суро­вое, почти скорбное выражение.

При Сенусерте III наступил рас­цвет придворного ювелирного ис­кусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор. В прямоуголь­ном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустирован­ном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, укра­шенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота,

блюдечко из серебра. Головной убор царевны в виде золотого обруча с изображением священной кобры (уреем), её пояс из золотых рако­вин - лишь малая часть ювелирных изделий, созданных в ту эпоху. К числу самых изысканных относятся пекторали. На них часто встречают­ся изображения жука-скарабея (сим­вола солнца и воскресения из мёрт­вых) и разных божеств. Пектораль Сенусерта III, вырезанная из листо­вого золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом, - самая гармоничная среди многих подоб­ных произведений искусства Древне­го Египта, дошедших до наших дней.

Ювелирные изделия:

1 - ожерелье;

2 - пектораль;

3 - кольцо;

Подвеска со скарабеем.

*Пектораль - нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа.

ИСКУССТВО НОВОГО ЦAPCTBA

Нашествие азиатских племён - гиксосов (на языке древних египтян их на­звание означало «чужеземные правители») - около 1700 г. до н. э. на пол­тора столетия повергло страну в пучину бедствий. Вместе с гиксосами в до­лине Нила появились лошади и колесницы, которых с тех пор стали изображать на египетских рельефах и в настенных росписях.

Изгнание гиксосов в середине XVI в. до и. э. положило начало эпохе Но­вого царства (XVI-XI вв. до н. э.) и возрождению египетской государствен­ности. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над многими соседними странами. Его возросшее значение заставило государей соседних держав посылать фараону дорогие подарки. В столицу Египта - Фивы - вез­ли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии (террито­рия современных Египта выше первого порога Нила и Судана), ценную дре­весину из Финикии (восточное побережье Средиземного моря), благовония, редкие растения из загадочной африканской страны Пунт (по-видимому, тер­ритория современного Сомали). В летописях и поэтических гимнах прослав­лялось могущество государства и его властителей. Вполне естественно, что ду­ху времени отвечали и памятники искусства Нового царства.

История Фив восходит к небольшо­му поселению, известному с глубо­кой древности и ставшему столицей государства в эпоху Среднего царст­ва. Во времена Нового царства хлы­нувшие в Египет богатства превра­тили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными хра­мами и дворцами. Фивы стали так­же центром почитания бога всего Египта Амона-Ра.

Греки называли древнеегипет­скую столицу «стовратные Фивы». Несомненно, это было легендарным преувеличением и означало, по-ви­димому, поистине огромные разме­ры города, отличавшие его от собст­венно греческих Фив, именуемых «семивратными». По тем временам Фивы были действительно большим и густонаселённым городом. В Древ­нем Египте ни один город не мог сравниться с ними по грандиозности и величию архитектурных соору­жений. Фивы называли просто Го­род, как впоследствии Афины, Алек­сандрию, Рим, Константинополь.

Фивы расположены на двух бере­гах Нила, русло которого здесь ши­роко и полноводно. На восточном берегу, там, где вставало солнце, раскинулся многолюдный город жи­вых с прославленными храмовыми ансамблями Ипет Рес и Ипет Сут, дворцами, садами и водоёмами. Здесь кипела торговля, вдоль реки располагались лавки и мастерские, по набережной мчались колесницы, шли толпы людей, шествовали тор­жественные процессии. На западном берегу, ближе к реке, в долине выси­лись поминальные храмы фараонов разных династий, а в скалах Ливий­ского хребта укрывались гробницы царей и знати.

Деление каждого города Древнего Египта великой африканской рекой на две части было традиционным: культ мёртвых связывался с западом, откуда наступала безжалостная пусты­ня и где бог солнца Ра спускался в подземный мир. Трудно представить себе, как выглядел на западном берегу Фив город мёртвых. Ныне здесь господствуют безлюдье, зной и тиши­на. Из величественных поминальных ансамблей лучше всего сохранились

руины храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и фараона Рамсеса II (так называемый Рамессеум).

В Фивах можно убедиться, что при всех утратах и разрушениях древнеегипетские памятники не ис­чезли бесследно подобно памятни­кам других цивилизаций. Фивы на тысячу лет старше знаменитого в Древнем мире города Нового Вави­лона, о великолепии которого ре­ально судить уже невозможно. Раз­валины фиванской архитектуры, с её исполинскими статуями, прекрас­ными рельефами и росписями, и сейчас захватывают своей необык­новенной красотой. И до сих пор с правого берега Нила каждый вечер в течение тысячелетий можно уви­деть феерическое зрелище пламе­неющего красками заката, отража­емого бурыми водами реки: бог солнца Ра уходит в царство мёртвых.

В ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них - заупо­койный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящён­ный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Ни­ла (начало XV в. до н. э.). Культ Хатор, дочери бога Ра, богини люб­ви, музыки и танца, глубоко почи­тался египтянами.

Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Захва­тив власть у пасынка, будущего Тутмоса III, она во время своего царст­вования не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочис­ленные изваяния. Хрупкая, миниа­тюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, уд­линёнными краской глазами всегда изображалась в мужском облике: с