Потребительская психология. Результаты ознакомления с товаром. Введение. Основные понятия психологии потребления

Психология потребления. Лекция 1

Лекцию по психологии потребления стоит начать с того, что поведение потребителя нельзя детально и точно предсказать.

Производителю и коммерсанту, чтобы рассчитать количество единиц и видов товара, приходится изучать как объективные стороны формирования спроса на товар, так и субъективные факторы, определяющие желания и систему оценок потребителей – психологию потребителя.

Введение. Основные понятия психологии потребления.

Социальная психология потребления – область социальной психологии, изучающая психологические особенности поведения потребителей и отношения к товарам и услугам.

В частности, социальная психология потребления изучает потребительский цикл, главным элементом которого считается потребительский выбор; отношение к товару или его атрибутам и потребительские предпочтения как особая форма этого отношения; психологические факторы потребительского поведения; факторы, влияющие на субъект-объектное отношение к товарам и услугам.

Объект психологии потребления – потреблениекак социальный процесс. Потребитель не рассматривается в качестве объекта т.к. это одна из социальных ролей, а на потребление влияют те же факторы, что и на другие социальные процессы .

Предмет психологии потребления – психологические закономерности потребления. В России в качестве центральной темы выступает отношение к товару или услуге.

Поведение потребителей - это социальная активность, непосредственно вовлеченная в обретение, использование и избавление от продуктов, услуг, идей (включая процессы решений, предшествующие этой активности и следующие за ней).

Потребитель – индивид или организация, покупающие, использующие, владеющие и утилизирующие товар или услугу.Потребителями могут являться люди, группы людей, а так же организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары, услуги, идеи.

Роль бизнесменов и психологов в организации состоит в том,

(1) чтобы товары удовлетворяли потребности покупателей во благо и покупателей, и продавцов;

(2) в своеобразном направлении потребностей покупателя;

(3) в создании новых потребностей путем выпуска новинок (например, еще в 80-е годы не было потребности в моющих средствах и губках для посуды, а создали их именно маркетологи ).

Для рассмотрения сознания человека в процессе потребления используется концепция экономического сознания.

Потребительское поведение

Выделяются следующие виды потребительского поведения:

    Циклические, повторяющиеся действия и поступки личности (например, в ситуации повседневной покупки)

    Маргинальные акты потребительского поведения (например, при переходе потребителя от одного статуса к другому)

    Акты потребительского поведения как результаты влияния потребительских схем и стереотипов, которые формируются вследствие социокультурных образцов, элементов субкультуры.

    Спонтанные потребительские акты и реакции под влиянием тех или иных обстоятельств или спровоцированные эмоциональным состоянием.

    Уникальные действия и поступки, которые являются результатом индивидуального опыта личности.

Казанцева С.М. Социокультурные детерминанты потребительского поведения. – Дисс. на соиск. … канд. социол. Наук. – Тюмень, 1997.

Эта модель представляет собой взаимосвязь процесса решения потребителя о покупке и факторов, его определяющих, и исходит из ряда предпосылок:

    Исходной точкой потребительского поведения является жизненный (организационный) стиль, или образ жизни. Потребитель (или организация) покупает\потребляет продукты для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль, который находится во взаимодействии с рядом факторов

    Потребитель имеет двойственную сущность. С одной стороны, член нескольких социальных групп и потому подвержен влиянию социальных или внешних факторов. С другой стороны, потребитель индивидуален, а потому его жизненный стиль испытывает воздействие ряда внутренних, психологических факторов. Внутренние, психологические, факторы рассматриваются как процессы реакции потребителя на внешнее воздействие.

    Стремление сохранить или улучшить свой жизненный стиль формирует отношения и потребности потребителя. В определенной ситуации потребитель осознает проблему (необходимость или возможность улучшения или поддержки жизненного стиля) тем самым запускается процесс решения о покупке.

Процесс принятия решения:

    Осознание потребителем наличия проблемы,

    Информационный поиск

    Оценка и выбор альтернатив покупки

  • Использование покупки и оценка решения

Факторы ПП делятся на

    Внешние (социальные, внешнее воздействие на потребителя)

    Внутренние (психологические)

Среди внешних факторов: Маркетинговая деятельность, Влияния формируемые социальным окружением, Культура, Референтные группы, Семья и т.д.

«Сегодня приходится буквально выживать. Одноклассники от тебя ждут каких-то авансов, ты должен заслужить хорошее отношение к себе, место за партой, а также право идти со всеми в кино …» «Ты одеваешься хуже, не имеешь модных шмоток, или, например, мобильного телефона, если с тебя «нечего взять», и ты не танцуешь под чужую дудку — тебя прогоняют и портят жизнь… »

На фоне социальных проблем и духовного упадка, как на неухоженном поле, пышным цветом расцветают иждивенческие, потребительские ожидания и настроения, которые неизбежно формируют поведение и стиль жизненных отношений. Взаимоотношения типа «Ты — мне, я – тебе» легко устанавливаются потребителем с подобными любителями наживы, некой «легкой и красивой жизни», их связи строятся на взаимной выгоде, корысти, и хуже — на пренебрежении, унижении, угнетении тех, кто не входит в их круг интересов. Зайдем в современную школу и понаблюдайте за учениками: кто, прячась в укромных уголках, тихонько обменивается всяким мелочью (преимущественно в младших классах), а кто-то (старшие) явно, открыто требует у своего одноклассника или испуганного малыша деньги, диски с популярными играми, модные вещи. Как видно из откровений девятиклассниц, потребительские настроения в ученической среде искажают взаимоотношения между детьми, негативно влияя на каждого из них.

У ребенка, подростка, стремящегося только своей выгоды, наблюдаются существенные изменения личности. Преувеличивается значение собственной персоны, особое , школе, среди сверстников во дворе. Сосредоточенность на себе, самовлюбленность порождают неспособность или нежелание понимать потребности, радости и печали других людей. А значит, препятствуют установлению человечных, гуманных отношений с окружающими.

Потребительская психология может формироваться не только в обеспеченных семьях, где дети свободно пользуются преимуществами и вещами, недоступными их сверстникам, чьим капризами, «прихотям», требованиям безоговорочно потакают («Хочешь новый телефон — пожалуйста», «Не хочешь идти в школу? Отдохни денек-другой, папа подарит для класса телевизор»). Потребительство может проявляться и у детей с тяжелым детством, которым не хочется отставать от более богатых. Получается, что желание «жить лучше, чем другие», иметь больше, чем кто-либо, и больше, чем реально нужно человеку, может стать основой развития потребности в накоплении, неправильном «умении жить». На фоне меркантильности формируются угодничество, лицемерие, жадность, зависть, процветает духовная черствость, холодная расчетливость. Для потребителя вещь, которая призвана облегчить жизнь и украсить быт, становится целью жизни.

Развитие потребности учиться, работать, познавать себя и окружающий мир, воспитание интереса и любви к знаниям, к людям уже отошли на второй план. Понимание самоценности каждого отдельного человека, поиск высоких мгновенных смыслов, творчество — непременные условия предотвращения у детей потребительской психологии. Это возможно только тогда, когда мы сами не хотим жить по законам холодного расчета и жесткой конкуренции: по типу «ты мне — я тебе» и «кто — кого». Оглядываясь и равняясь на нас, дети будут думать и жить так же.

Психология потребителя – это отрасль психологии, изучающая особенности мышления и поведения индивида как потребителя товаров и услуг, субъекта и объекта рекламы, а также занимающаяся исследованием психологических особенностей потребительского рынка.

Зная характер среднестатистического покупателя, легче разрабатывать более эффективную рекламу, предугадывать спрос, выдвигать новые предложения, которые наверняка будут востребованы, прогнозировать моду и прочее. Сегодня ни один товар не продается без учета психологии потребителя.

Как маркетологи узнают, чего хочет потребитель и как он на самом деле относится к имеющимся товарам и услугам? Есть несколько методов исследования мнения потребителей:

  • наблюдение,
  • опросы,
  • проективные методики,
  • фокус-группы (специально созданные для исследования группы).

Например, существует такая проективная методика как «Персонификация ». Она помогает оптимизировать дизайн товара, сделать его как бы более человечным, одушевленным, коммуникабельным. В ходе персонификации товар визуализируется как антропоморфное существо, то есть представляется как человек, которым мог бы быть. Так появляются разговаривающие, имеющие руки, ноги и лицо зубные щетки, жевательные резинки, моющие средства и прочее. На полке в магазине такой товар, словно говорит покупателю: «Возьми меня к себе! У нас много общего!».

  • возраст,
  • социальный статус,
  • нравственность,
  • настроение,
  • привычки,
  • субъективная приемлемость цены,
  • время, которое отводится на покупки,
  • цель покупки.

Большинство потребителей – женщины , так как они в семье, как правило, занимаются закупками и именно на женское восприятие большей степени ориентирована реклама. Но, кроме пола, огромное значение играет возраст покупателя: если продать нужно детские товары или кондитерские изделия, маркетологи ориентируются на психологию детей; модную одежду и гаджеты – на подростков; продукты питания и бытовую технику – на взрослых людей; лекарственные средства – на пенсионеров.

Состоятельные люди ориентируются на качество товара, не обращая внимания на дороговизну. Люди с достатком ниже среднего обращают внимание на цену, а потом уже на качество, но выбор все равно осуществляют, ориентируясь на стоимость.

Покупатель, который зашел в магазин после работы, чтобы просто купить хлеб – это один тип покупателя, а тот, кто пришел в выходной день, скорее чтоб развлечься – совершенно другой тип. Если время на покупку ограничено, а цель конкретна, покупатель быстро возьмет знакомый, привычный продукт, тот который обычно приобретает, и уйдет. Если же время неограниченно, покупатель рассмотрит разные варианты товара и «приценится».

Когда нет четкой цели , соблазн купить ненужную, но привлекательную вещь гораздо выше. Люди, которые ходят в магазин со списком необходимым покупок, реже приобретают ненужные товары, так как записывают свою цель на листе бумаги и держат ее все время перед глазами. Это простое действие позволяет сэкономить деньги и не купить лишнего, если, конечно, получится устоять перед соблазном.

Мотивы потребительского поведения

Кроме личностных особенностей покупателя, психология потребителя учитывает два значимых аспекта его поведения :

  • стремление удовлетворять потребности,
  • жажда исполнения желаний.

Когда человек покупает продукт ради удовлетворения потребностей, его мотивы предельно ясны. Если же потребителем руководит некое желание, выявить его мотивы сложнее.

Мотивировать потребителей приобретать тот или иной товар призвана реклама . Реклама всегда соблазнительна и нередко обманчива, отчего часто считается неэтичной и негуманной. Она обещает, что вместе с покупкой индивиду достанется какое-либо благо (любовь, уважение, престиж) или, напротив, пугает неприятностями в случае, если рекламируемая продукция не будет куплена.

Мотивы стимулируют человека к деятельности. Те мотивы, которые побуждают приобрести товар, психологи организовывают в несколько групп :

  1. Эстетические. Это самые сильные и долговременные мотивы. Человека привлекает то, что красиво, ново, свежо, гармонично, ярко, хорошо сочетается с уже имеющимися в обиходе вещами, чем можно украсить себя или дом.

Потребитель всегда обращает внимание на объем, цвет и форму товара. Помятые и испачканные вещи никто не захочет покупать, а привлекательная обертка, этикетка или упаковочная коробка способны компенсировать многие недостатки товара.

  1. Утилитарные . Ответы на вопросы «Как пользоваться вещью?», «Как долго она прослужит?» и «Можно ли отремонтировать, в случае поломки?» определяют желание или нежелание приобрети товар. Психология потребителя такова, что ему всегда хочется простой в эксплуатации, качественный, способный прослужить долго и быстро ремонтируемый товар.
  2. Мотивы престижа . Чем выше уровень материального благополучия человека, тем чаще он стремится покупать вещи и услуги, способные подчеркнуть его статус. Эти мотивы очень сильны, поэтому производители не бояться повышать стоимость статусных товаров и делать их максимально дорогими.

Дорогая покупка повышает положение человека в обществе, даже если его социальный статус не слишком высок. Люди, ведомые мотивом престижа, могут долгое время ограничивать себя в еде, предметах первой необходимости и отдыхе ради того чтобы приобрести желанную, дорогую, престижную вещь.

  1. Мотивы достижений . Эти мотивы пробуждаются, когда в рекламе товара задействован успешный и популярный человек. На многих знаменитых личностей люди равняются, хотят быть похожими, достичь подобных или идентичных карьерных высот. Кажется, что рекламируемый кумиром товар залог успеха, поэтому его значимость (а вместе с ней и желание купить) возрастает в разы.
  2. Мотивы традиций. Такая мотивация возникает на фоне ассоциаций с государственной символикой, родиной, домом, родителями, традициями народа. Например, глядя на товар в цветовой гамме государственного флага, у потребителя с большей долей вероятности возникнут положительные эмоции, чувства патриотизма и причастности и, следовательно, желание купить «родную» вещь.

Психология потребителя, как и любая другая область психологических знаний, хоть и поддается изучению и анализу, не является точной наукой. В ней много нелогичного и противоречивого. Но именно эти противоречия и поддерживают строго рациональную экономику. Если бы человеку не было свойственно поддаваться влиянию рекламы и осуществлять порой совершенно необдуманные траты, потребительский рынок был бы в значительной степени ограничен.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные характеристики исследования потребительского поведения. Методология обработки результатов исследования. Количественный и сравнительный анализ потребительского поведения в России и США. Рекомендации по улучшению потребительского поведения.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2016

    Развитие теории потребительского поведения, основные этапы и направления данного процесса. Бюджетные ограничения. Факторы, определяющие потребительский выбор. Особенности современного потребительского поведения, его особенности в отношении брендов.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2012

    Потребитель как главный объект маркетинга. Основные направления, принципы, методы потребительского поведения, факторы психологического порядка, некоторые секреты моделирования поведения потребителей. Особенности поведения потребителей в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2010

    Методология маркетинговых исследований. Особенности маркетингового исследования потребительского поведения. Исследование потребительского поведения посетителей салонов красоты. Характеристика рынка красоты. Потребители косметических услуг.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2006

    Сущностная характеристика специфики потребительского поведения, описание его основных моделей и типов. Потребности покупательского поведения как детерминанты. Характеристика этапов продажи туристского продукта на примере одной из туристических фирм.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2012

    Вкусы и предпочтения потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос. Социальные эффекты, оказывающие влияние на формирование спроса. Закон убывающей предельной полезности. Кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения.

    презентация , добавлен 02.09.2016

    Понятие модели потребительского поведения. Факторы, влияющие на поведение потребителей. Принятие решения о покупке (на примере рынка мебели). Макротренды потребительского поведения на рынке мебели и продиктованные ими задачи по привлечению покупателей.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2015

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое психология потребителя
  • Где используют психологию потребителя
  • Какие различают принципы психологии потребителя
  • Как использовать психологию потребителя на практике в свою пользу

Существует две модели поведения покупателя. Первая – это направленность потребителя на удовлетворение своих нужд, вторая – стремление клиента воплотить свои желания в жизнь. Вряд ли необходимо подробно рассматривать, что такое психология потребителя, если в основе его мотивации лежит исключительно желание удовлетворить свои нужды. В этом случае достаточно узнать когда, где и какие именно покупки он совершил. Если мы ищем ответ на вопрос о том, почему были сделаны именно эти приобретения, то уже рассматриваем более сложный феномен мотивации. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Теоретические аспекты изучения поведенческой психологии потребителя

Желания во многом определяют поведение потребителя. Материальные и психологические факторы представлены в книге «Могущественный потребитель», которую написал Джордж Катона. В оригинале этот труд называется «The powerful consumer». Венгерский психолог утверждал, что спад, изобилие и инфляция могут рассматриваться и как следствие, и как причина поведения покупателя. Для понимания причин, которые кроются за склонностью потребителя к совершению определенного выбора, выражением его желаний, а также его предпочтениями, необходимо использовать знания таких дисциплин, как экономика, антропология и психология.

Термином «психология поведения» можно назвать все, что мы знаем о поведении потребителя, но вернее использовать его в тех ситуациях, когда вопрос касается причин, по которым потребитель поступает так, а не по-другому. Ответы, которые даются на вопрос «Почему?», обычно относятся к желаниям, а не к потребностям.

Для более полного понимания психологии поведения надо учесть несколько основных положений.

  1. Принцип Гештальта.

Чтобы ответить на вопрос, почему потребителем выбран конкретный товар, нужно рассмотреть эту проблему более широко. Так, если нам необходимо разобраться, почему человек приобрел мыло конкретной марки, разумнее будет изучить гештальт поведения, который связан как с купанием, так и с мытьем. Таким образом, к изучению многих вопросов, касающихся психологии потребителя, приступают после глубокого анализа его поведения.

  1. Принцип «айсберга».

Этот принцип говорит нам о том, что нужная информация не всегда открыта нам как «на ладони». Учитывая это, выясняется, что в большинстве своем поведение покупателя, а также его социальное поведение, включая такие поступки, как участие в голосовании на выборах или отказ от употребления алкоголя, объясняется причинами, которые глубоко скрыты. Ученые, исследуя мотивы поведения потребителя, не задают напрямую вопрос: «Почему?», так как в этом случае респонденту придется объяснить личные мотивы того или иного приобретения, а это чаще всего сделать невозможно.

  1. Динамический принцип.

Человек постоянно себя мотивирует на что-то. На его поведение оказывают влияние социум, а также экономические и психологические установки. Методы сбора информации, ориентированные на получение данных о поведении в то время, когда проводится опрос, зачастую игнорируют наиболее значимую информацию.

Задавая человеку вопрос о том, сколько он получает, мы не интересуемся, насколько стабильно его материальное положение в данный момент, растут доходы этого потребителя, остаются неизменными или уменьшаются, а эти тонкости намного важнее, чем информация о его уровне доходов на момент опроса. С точки зрения психологов, покупатели, финансовое положение которых ухудшается, улучшается или неизменно, на самом деле относятся к трем абсолютно разным категориям, даже если на момент опроса их заработок одинаков.

  1. Образ и символика.

В основе производства любой продукции лежит определенный замысел. Так, после просмотра рекламы у потребителя в голове остается некий расплывчатый образ, который образуется из мелодии, фона, ритма, страны или кандидата, общей конфигурации. Результаты многих научных исследований подтверждают нашу склонность к моментальному изменению своего мнения и новому толкованию нейтрального утверждения, если узнаем, что с ним связан симпатичный или неприятный нам человек. Наша реакция связана скорее с сигнатурой (идентификационная характеристика) полученной информации, а не с тем, что она несет.

Именно эти четыре положения (сформированные на тезисах антропологии, глубинной психологии, футурологии и символизма) в качестве важнейших методов лежат в основе нововведений в психологии поведения потребителя как науки. Применение этих принципов помогает более осознанно подойти к пониманию мотивов поведения покупателя. Необходимо различать исследования интерпретационные (на основе генетического и структурного методов) и дескриптивные (при которых используют методы описания и объяснения, а также прогнозирования поведения субъекта).

Разумеется, данные, которые получаем при применении последних методов, очень важны, но они не лежат в основе всего исследования. Если наша цель – мотивировать клиента, определять его действия, то мы должны уметь объяснить его поведение, так сказать, интерпретировать. Вот когда мы сможем различать и исключать умышленную ложь наших респондентов, тогда и сумеем построить верную модель поведения потребителя.

Сегодня при изучении психологии поведения применяется метод, при котором респондентам дают возможность наиболее полно рассказать о своем поведении, но при этом исключив попытку «самодиагностики». Интервьюер не спрашивает человека о том, почему он приобрел тот автомобиль, а не другой, а специально подводит опрашиваемого к тому, чтобы тот рассказал в деталях о том, какие жизненные обстоятельства подтолкнули его к принятию решения о покупке машины, – это помогает исследователю сделать достоверный анализ реальных мотивов такого поведения потребителя.

В начале изучения психологии поведения потребителя выдвигаются конкретные и разумные предположения касательно поведения покупателя. Они могут базироваться на знаниях таких дисциплин как культурология, глубинная психология, футурология или символизм. И вопрос о том, отчего клиент приобретает только это мыло и никакое другое вполне может лежать в основе анализа психологии его поведения. Обращаясь к первому принципу, изучаем устоявшиеся нормы поведения (ритуалы, привычки) потребителя, связанные с использованием этого продукта.

Так, если речь идет о мыле, то рассматриваем связи, существующие между этим товаром и непосредственным процессом купания или мытья. У покупателя мыло может ассоциироваться не только с ощущением того, что он физически чистый, но и с совершением обрядовых церемоний религиозного характера (крещением и омовением), когда тело очищается от вины и всего порочного (принцип «айсберга»).

Следуя динамическому принципу, исследователь психологии поведения потребителя может выявить в нем наиболее важные перемены. Последние могут быть связаны с уровнем дохода: он растет, падает или остается на прежнем уровне. Ведь даже при одинаковом достатке поведение покупателей может различаться.

В процессе коммуникации (проще говоря, в общении) люди постоянно обмениваются какой-либо информацией, и важная роль здесь отводится символизму. Чаще всего происходит так, что покупателю проще уловить невербальный образ, чем вполне определенное речевое сообщение. Когда говорят, «разбуди в себе зверя», люди понимают его в переносном смысле, т. е. «ощути в себе силу», но дословное его восприятие будет казаться абсурдным. Чаще потребитель покупает именно образ предлагаемого товара, а не конкретные его достоинства, или отдает свой голос не за ту программу, которую обещает реализовать кандидат, а за его имидж.

Нуждаемся ли мы в новых товарах? Психология поведения потребителя изучает и такие ситуации, как «выбор из двух зол меньшего», когда перед клиентом стоит вопрос: «Купить или не купить?», и в этих случаях он руководствуется в том числе и моральными аспектами. Пока мы стараемся только понять поведение покупателя, все кажется нормальным. Но есть компании, которых интересует не только конкретное поведение потребителя. Они буквально навязывают ему ту или иную продукцию, подталкивают на совершение тех или иных действий.

Экономисты, вероятно, чаще всего берут за основу далекую от практики модель желаний и потребностей покупателя, которая напоминает пирог. Чем больше кусочков отрезали от него, тем меньше осталось. По их мнению, потребности и желания человека ограничены. Однако результаты современных исследований психологии поведения потребителя свидетельствуют о том, что, напротив, желания и нужды людей неизменно растут.

После создания радио сразу же начала развиваться индустрия звукозаписи. Теперь человек может пользоваться не одним каналом, а множеством разных. Это, казалось бы, должно уменьшить размер «пирога». Но здесь действуют правила психологии другого качества: чем больше музыкальных и иного рода развлечений доступно потребителю, тем большее их количество ему хочется заполучить.

Растущая популярность изучения психологии поведения потребителя имеет положительное влияние на чересчур рационально-логические теории, которым следуют экономисты и маркетологи. К примеру, признанным фактом является то, что во время экономического кризиса потребление предметов роскоши возрастает, хотя, в принципе, должно быть наоборот. Объяснения такой ситуации с позиции логики здесь явно мало.

Все дело в том, что в подобные периоды у человека возникает чувство незащищенности, и ему хочется иметь вещи, символизирующие высокое качество и стабильность. Поэтому, несмотря на то, есть у него такая возможность или нет, он все равно приобретает более дорогостоящий товар (драгоценный камень, путевку на Мальдивские острова или «Toyota Land Cruiser»).

5 советов о том, как использовать психологию потребителя в свою пользу

Совет 1. Процесс оплаты должен быть простым и безболезненным.

Доказано на практике, что люди с большей охотой тратят безналичные средства. Объясняется это особенностью психологического восприятия: «боль платежа» (неприятные ощущения при расставании с деньгами) приходит позднее, уже после оплаты. По словам исследователей психологии поведения потребителей, расплачивающийся с помощью банковской карты клиент испытывает положительные эмоции от покупки, у него не возникают негатива, свойственного ситуациям, когда он расстается с наличкой.

Применение на практике. Предоставьте на сайте или в офисе компании возможность оплачивать товары или услуги с помощью банковской карты. Еще лучше, если вы предусмотрите услугу «Автоплатеж». В этом случае клиент не будет каждый месяц испытывать стресс, оплачивая кредит наличными деньгами.

Совет 2. Предоставьте возможность клиентам платить по частям.

В своем исследовании профессор Гарвардской школы бизнеса Джон Гурвиль сравнил два метода сбора денег на благотворительную деятельность. Первый – это разовый платеж в размере 350 долларов. Второй – в форме ежедневных платежей, которые составляли один доллар. В итоге выяснилось, что человеку проще отдать деньги, если его каждодневный платеж не выше суммы суточного расхода (четыре доллара в 2003 году).

Применение на практике. Например, провайдер предлагает тариф с ежемесячной оплатой, размер которой составляет 900 рублей. Разделим эту сумму на количество дней в месяце (30) и получим 30 рублей – плата за каждый день пользования тарифом. Она небольшая, хотя общая сумма останется неизменной. Для усиления эффекта можно сопоставить эту сумму с какой-то совсем незначительной, к примеру, с ценой за один коробок спичек.

Совет 3. Применяйте «эффект привязки».

Израильско-американский психолог Даниэль Канеман вкупе с израильским психологом Амосом Тверски провели эксперимент, в ходе которого рулетка с разметкой от нуля до ста была подкручена ими так, чтобы указатель стрелки всегда падал на цифры 10 и 65. Тех, кто участвовал в исследовании, просили записать выпавшую цифру и спрашивали:

Ответы участников были различными, но средняя оценка (после того как они увидели числа 10 и 65), составила 25 % и 45 %. Этот феномен назвали «эффектом привязки», и он дает о себе знать в тех случаях, когда людям приходиться сталкиваться с числами произвольного характера до того, как им надо оценить какое-то неизвестное им значение.

Применение на практике. При выборе потребителем товара предложите ему принять участие в маркетинговом исследовании, где его ответ заранее привязан к большей цене за услугу. Важно, чтобы в этом вопросе прозвучала выгодная фирме сумма.

Человеческий мозг так устроен, что при возможности старается не делать лишних вычислений. Таким образом, опция «По умолчанию», то есть отказ от совершения какого-либо выбора, рассматривается в психологии поведения потребителя как оптимальный вариант решения. У этого явления существует научное объяснение. В исследовании возможности управления поведением покупателя психологи Эрик Джонсон и Даниэл Голдштейн разделили участников произвольным образом на три группы. Каждой предложили представить, что они поселились в стране, в которой установлена политика донорства. Только 42 % участников первой группы изъявили желание стать донорами, 82 % членов второй группы также решили поддержать эту политику, у третьей группы этот показатель составил 79 %.

Применение на практике. Предоставьте вашим новым клиентам возможность первую неделю бесплатно пользоваться высокоскоростным интернетом (100 Мбит/с). Кроме того, предложите им возможность отказаться от этой услуги в удобное для них время. С восьмого же дня, если абонент ничего не предпринял, переведите его на платный тариф с сохранением скорости, а если он откажется – поменяйте тариф на тот, что он выберет со следующего дня. Так сделала одна из российских компаний. В итоге большинство клиентов согласились с выбором по умолчанию, а средняя цена тарифа увеличилась на 18 %.

Совет 5. Используйте конфликт интересов.

Автор статьи «Бремя раскрытия: увеличение принятия сомнительных рекомендаций» профессор Гарвардского университета Сунита Сах и ее коллега описывают опыт, касающийся изучения психологии поведения потребителя. Испытуемым предлагали сделать выбор между кубиками А и Б, у каждого из которых имелся свой набор призов. Причем призы, которые получали люди при выборе кубика А, были лучше, чем призы, соответствующие кубику Б. Из всех участников 92 % без сторонних подсказок выбирали кубик А.

В том же случае, когда испытуемых вводили в заблуждение, говоря о том, что лучшие призы у кубика Б, 52 % испытуемых делали выбор в его пользу. Но если консультант, предлагая кубик Б, говорил о том, что материально заинтересован в их выборе, то показатель возрастал до 81 %.

Применение на практике: во время разговора с клиентом упомяните о том, что при выборе потребителем определенного продукта, менеджеру будет выплачена премия. Этот прием действует в любой сфере бизнеса, но у него есть и побочный эффект: у клиентов может возникнуть чувство, что на них давят, и это способно отразиться на их лояльности к компании.