Подвесной мост в стамбуле. Мосты стамбула. Основные характеристики Босфорского моста в Стамбуле

Первый босфорский мост, Стамбул, Турция . О мостах через пролив Босфор в турецком городе Стамбул знает каждый. В этом обзоре речь пойдет об одном из них - Первом подвесном Босфорском мосте, который в прямом смысле слова, стоит на стыке двух культур и континентов. Он стал первым подвесным мостом через пролив Босфор, соединяющий Черное и Мраморное моря, соединяя при этом азиатскую и европейскую части города. Этот факт и обусловил его второе название - первый Босфорский мост. Он скорее символичен, чем живописен, хотя это совершенно не мешает ему быть одним из знаменитых символов Стамбула и настоящим украшением города.

Немного истории

О Стамбуле и Босфоре писали много и всегда высокопарно. Ведь это единственный в мире город, лежащий одновременно и в Азии и в Европе. Хотя есть воспоминания древних историков, которые помнят Босфор как обычный пролив, на девственных берегах которого располагались маленькие рыбацкие деревушки. Так например великий Орхан Памук описывал пролив в своем труде «Стамбул. Город воспоминаний».

И только в XVIII веке на него стали заглядываться богатые вельможи Османской Империи и строить на его нагих живописных берегах свои роскошные ялы. По мере расширения города, увеличения населения, строительство моста через пролив было неизбежно. Впервые идея строительство моста через пролив Босфор была озвучена еще в 1950 году. Разработанный британским инженером У.Брауни и Г.Робертсом проект лежал на полках еще долгих 20 лет. И только в 1970 году начались работы по строительству моста, который должен был соединить кварталы Ортакёй в Европе и Абдуллах-ага в Азии, а уже в 1973 состоялось официальное открытие Первого Босфорского моста, что совпало с 50-летний юбилеем Турецкой Республики. На день открытия моста Босфорский мост занимал четвертое место в рейтинге самых длинных мостов мира, но уже давно утратил свои позиции и опустился на 16 ступень в этом списке. Со дня торжественного открытия и по ныне мост является символом не только Стамбула, но и всей Турции.

Конструкция моста

Величие и грандиозность сооружения впечатляет. Мост оносится по типу к подвесным мостам, все конструкция операется на две боковые опоры, высота каторых по 64 метра. Его общая длина составляет 1,5 км, ширина 33 метра, а высота опор 166 метров. Дорожное полонто моста нависает над водой на высоте 64 метра. Мост имеет 8 автомобильных полос, каждое направление включает по 3 дорожной полосы, по одной аварийной и тротуар. Спроектирован и построен был Босфорский мост гигантским строительным концорциумом, куда входили турецкая, немецкая и английская инженерные компании. В то время стоимость проекта и строительства оценивалась в 200 мил долларов США, что на сегодняшний день является смехотворной суммой для проекта подобного масштаба.

Мост сегодня

В дневное время мост внешне не представляет собой особой архитектурной ценности, сотни тонн бетона и метала по которым движутся сотни машин в час. Но стратегическое значение Босфорского моста сложно переоценить. С момента открытия и по сегодняшний день моста является главнейшей транспортной артерией Стамбула. Ежедневно через него проезжает более 250 тысяч автомобилей около полумиллиона пассажиров. Проезд по мосту платный, но сумма больше символическая, выручка из которой идет в государственную казну. Пешеходы воспользоваться мостом не имеют возможности и связано это с тем, что раньше Босфорский мост пользовался большой популярностью среди самоубийц. Но в связи с этим печальным фактом был предпринят целый ряд радикальных мер, после чего количество трагичных случаем на мосту значительно сократилось.

Но один раз в год все таки пешеходы получают доступ к мосту и имеют возможность наслаждаться великолепными панорамными видами, которые открывает дорожное полотно на залив и поросшие цветными стамбульскими домиками холмистые берега.

Это становится возможным только во время Стамбульского марафона, который проходит ежегодно в октябре. Участники забега начинают состязание в Азии и финишируют уже в Европе. На время проведения марафона автомобильное движение на мосту перекрывается.

Но лучшее время для знакомства с этой выдающейся стамбульской достопримечательностью, конечно же, вечер. В предзакатной дымке мост отражается своими огнями на воде залива и дрожит завораживающими бликами на фоне пылающего небосвода.

В ночное время Босфорский мост перевоплощается в настоящий световой аттракцион, полотно моста подсвечивается сотнями тысяч светодиодов, меняющих цвета.

Этим ярким незабываемым зрелищем можно полюбоваться прокатившись на круизном кораблике по Босфору в вечернее время, насладиться видами не только мостов, но и панорамой ночного города, который лежит по обе стороны залива и утопает в вечерних огнях.

Что посмотреть

Во время морской прогулке по Босфору на кораблике есть возможность насладиться созерцанием многих интересных достопримечательностей города. Один из величественных памятников архитектуры в стиле барокко - дворец Долмабахче, пышный замок, построенный при султане Абдул-Меджиде в 1856 году.

Еще одним выдающимся объектом, который можно наблюдать с пролива - Мечеть Ортакей (XIX в) в стиле необарокко.

Такое же название носит весь прилегающий район, в котором царит сельская атмосфера спокойствия и умиротворения днем, а ночью кипит бурная ночная жизнь в многочисленных кафейнях и барах.

Прекрасный вид открывается также и на Румельскую крепость, которая была построена в 1452 г. султанов Мехмедом Завоевателем. Возвышается она и по сей день на самом узком месте Босфора. Сегодня в ее стенах проходят театральные представления, в том числе и для туристов.

Адрес

Адрес: Beylerbeyi Mh., 34676 Üsküdar/İstanbul, Турция








Владимир Дергачев


http://aydinliklighting.com/upload/bogaz-koprusu_3c0510.jpeg

Первый подвесной Босфорский мост соединил в 1973 году европейскую и азиатскую часть Стамбула. Длина моста — 1560 метров, а основного пролета — 1074 метров, ширина — 33 метра, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра.

Закладка моста, запланированная в 1950 году, была осуществлена через два десятилетия в 1973 году, к 50-летию образования Турецкой Республики. Мост был сооружен немецкой и английской. Стоимость строительства моста в ценах 2015 года составила 1млрд долларов США.

Ежесуточно через мост проходят более 200 тысяч единиц транспорта, перевозящих около 600 тысяч пассажиров. В год открытия Босфорский мост был 4-м в списке самых длинных висячих мостов в мире и самым длинным за пределами США. В настоящее время мост занимает по протяженности 22 место в мире.

Проезд по всем трем мостам через пролив Босфор платный, проход по мостам пешеходам закрыт в связи со случаями самоубийства.


Здесь и далее фотографии Антона Дергачева


Яхта проходит под мостом


Под мостом развиваются флаги Турции

По мосту организовано шестирядное движение (3 х 2).


http://www.wall321.com/thumbnails/detail/20120324/sea%20bridges%20istanbul%20bosphorus%201280x960%20wallpaper_www.wallpaperto.com_34.jpg

Второй подвесной мост Султана Мехмеда Фатиха был сооружен в 1985 - 1988 годы к 535-летию завоевания Константинополя османами. Мост назван в честь султана Завоевателя. Длина моста — 1510 метров, длина основного пролёта — 1090 м, ширина — 39 метров, высота опор — 165 метров над водой. От проезжей части до поверхности воды — 64 метра. Мост сооружён японскими строителями при участии итальянской и турецкой компаний. Ежесуточно через мост проходит более 150 тыс. единиц транспорта, перевозящих около 500 тысяч пассажиров.


http://www.dailytripistanbul.com/wp-content/uploads/bosphorus.jpg



Третий подвесной мост Султана Селима Грозного сооружен в 2013 - 2016 годы, расположен к северу от Стамбула. Движение открылось 26 августа 2016 года. Мост является частью строящейся Северной мармарийской окружной дороги. Особенностью моста является комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, вантами и тросами, середина главного пролёта подвешена на тросах. Мост является самым широким висячим мостом в мире (59 метров) — восемь полос для движения автомобилей (4 х 2) и две железнодорожные колеи. Высота пилонов (322 метра) также является рекордной. Стоимость нового моста составила $3 млрд.

В церемонии открытия моста приняли участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр и другие руководители государства, а так же король Бахрейна, сопредседатель Президиума Боснии и Герцеговины от боснийских мусульман, президент Македонии, президент Турецкой Республики Северного Кипра, премьер-министр Болгарии, главный министр пакистанской провинции Пенджаб, вице-премьер Сербии и первый вице-премьер Грузии.
Пропускная способность моста составит 135 тысяч автомобилей в день. Экономия на транспортных и энергетических расходах благодаря пуску моста оценивается в $1,75 млрд. в год

Проезд из европейского на азиатский берег обойдется в $3,4 с частного автотранспорта, в обратном направлении можно будет проследовать бесплатно.

Мост Султана Селима Грозного в день открытия.


http://aa.com.tr/uploads/Contents/2016/08/26/thumbs_b_c_b9c2a5f46a2219e5df30ee641d350095.jpg


https://img-fotki.yandex.ru/get/30602/205480.214/0_d49ef_3b118f0d_XL

Ввод в строй автомобильно-железнодорожного моста стало историческим событием. Впервые установлено полноценное железнодорожное соединение Европы и Азии через Босфор. Тоннель Мармарай специализирован и предназначен, прежде всего, для пригородного движения.

Турецкий президент отметил на открытии моста: «Были те, кто не верил, что этот мост будет построен, кто издевался над нами. Но мы не свернули с этого пути, и мы это сделали. Вы — народ, который 15 июля (во время попытки военных совершить переворот) выстоял против истребителей F-16, и достойны таких шедевров. Этим мостом мы в третий раз соединяем континенты». Строительство моста стало реальным и весомым вкладом Турции в возрождении Великого Шёлкового пути. На очереди строительство моста через пролив Дарданеллы.


Третий мост через Босфор открыт для движения. — http://periskop.livejournal.com/1601032.html

В сентябре 2016 года с пилона моста еще не убраны строительные краны

Ширина дорожного полотна 59 метров (абсолютный мировой рекорд для подвесных мостов).

Несмотря на то, что мосты Стамбула не отличаются величественными габаритами и архитектурными изысками, они достаточно известны в мире, так как они соединяют две части света – Европу и Азию.

Их изначальная функция – соединение разделенного проливом Босфор Стамбула в единое целое, так как это более надежный способ транспортировки людей и товаров, чем паром.

Вконтакте

Мост через Босфор в Стамбуле

Упоминания о нем можно найти в 6 веке до н.э., впервые необходимость в переправе возникла у персидского царя Дария, который хотел переправить свой армию численностью в 75 тыс. человек на другой берег. Длина моста через Босфор в Стамбуле, который был построен из множества лодок, скрепленных между собой канатами, составила 700 м.

В 20 веке султану Абдуле Хамиду II был предложен проект постоянного моста с железнодорожным сообщением, строительство началось только спустя 50 лет в 1970 г. Несмотря на то, что проезд из Европы в Азию платный (обратно бесплатный), ежедневно по нему проезжает до 200 тыс. машин, предусмотрены и пешеходные дорожки, но из-за частых самоубийств доступ пешеходам был запрещен. Стоимость проезда варьируется в зависимости от категории автомобиля.

Он обошелся в 200 млн. долл., его общая длина составляет 1560 м., ширина — 33 м. — с европейской стороны ближайший район Стамбула, мост через Босфор можно увидеть также с парома, если передвигаться на нем от причала Еминёню. Чтобы лучше ориентироваться на местности, изучите карту Стамбула, перейдя по . В нашей статье вы найдете описание других мостов через Босфор в Стамбуле, фото которых поражают своей красотой и величием.

Особенности «Султан Мехмед Фатих»

Мост Фатих Султан Мехмед или Второй мост Босфора был возведен в 1985 г. японской компанией за 130 млн. долл. Основная особенность заключается в конструкции, которая удерживается на тросах, крепящихся к расположенным по разным берегам столбах.

Внешне оба моста очень похожи, отличие заключается в тросах: на Босфорском они идут зигзагом, на втором они расположены в вертикальном направлении. Особенно хорошо отличие заметно в ночное время, когда включается иллюминация.

Ежедневно в обе стороны проезжает 150 тыс. транспортных средств, проезд платный, предназначен исключительно для автомобилей. Условия и размер оплаты те же, что и при проезде по первому, плата взимается только при проезде из Европы, стоимость зависит от категории транспортного средства. Протяженность конструкции составляет 1560 м., ширина – 39 м., он расположен рядом с генуэзской крепостью в 5 км к северу от первого моста.

Об открытие нового моста в Стамбуле читайте далее.

Описание и фото нового моста через Босфор в Стамбуле

Мост Султана Селима Грозного или третий мост Стамбула отличается определенными конструктивными особенностями: часть полотна поддерживается вантами, часть тросами и вантами, середина основного пролёта подвешена на тросах.

Внешний вид нового моста через Босфор в Стамбуле будет сильно отличаться от двух предыдущих, в проекте предусмотрено двухпутное железнодорожное полотно, что может способствовать промышленному развитию Турции.

В Стамбуле открытие нового моста через Босфор пройдет в 2015 году. Строительство началось в 2013 году, его протяженность должна составить 2164 м., ширина -58, 4 м., объединение в единую транспортную систему позволит избавить город от пробок. Новый мост в Стамбуле расположен у выхода в Черное море, к северу от Стамбула, и является частью Северной Мармарийской дороги.

Галатский мост

Галатский мост Стамбула на протяжении всей истории перестраивался несколько раз. Современный пятый вариант был построен в 1994 г. турецкой компанией STFA, после того, сгорела предыдущая конструкция, построенная в 1912 г. фирмой «MAN».

По нему ездит трамвай, на нем можно доехать до мечети Султана Ахмеда и в . Галатский мост имеет двухэтажную конструкцию, на первом этаже находятся небольшие ресторанчики, меню которых состоит преимущественно из рыбы и пива.

Второй этаж предназначен для перемещения автомобилей и трамвая. Особенно красиво конструкция выглядит в ночное время в свете множества огней, с него можно рассмотреть , Новую мечеть и

Первый мост , связывающий два берега , персидский царь Дарий поручил соорудить некому Мандроклу из Самоса в 490 г. до н.э. Это инженерное сооружние, по которому 70 тыс. солдат перебрались с одного берега на другой, состоял из огромного числа лодок. В османские времена идея постройки моста через была близка к осуществлению еще накануне русско-турецкой войны (1877-1878). В 1931 г. авторы первого плана индустриализации Турции подготовили проект висячего моста , схожего по конструкции с аналогичным мостом в Сан-Франциско, который соединял бы районы Ахыркапы () и Саладжак (). Однако к строительству моста вернулись только много лет спустя.

Босфорский мост (Boğaziçi Köprüsü), соединяющий в Европе и в Азии, после строительства моста султана называется также Первым Босфорским (Birinci Boğaziçi Köprüsü). Работы завершили к 30 октября 1973 г. и открытие инженерного сооружения приурочили к 50-летнему юбилею Турецкой Республики. Босфорский мост спроектировали по схеме висячего моста (в просторечии их называют «подвесными»). Длина сооружения составляет 1560 м, а клиренс от уровня воды — 64 м, что обеспечивает проход судам с высокими надстройками. Несмотря на наличие тротуаров (для подъема на деку моста в опорах предусматривались лифты), первый Босфорский мост закрыт для пешеходов.

В честь памяти жертв неудавшегося военного мятежа (2016), Босфорский мост переименовали в мост Мучеников 15 июля (15 Temmuz Şehitler Köprüsü). Напомним, что в ночь с 15 на 16 июля погибло более 240 человек, а около 2200 получили ранения.

Мост султана (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) известен также как второй Босфорскийм мост (İkinci Boğaziçi Köprüsü) и находится от первого на расстоянии 5 км. Сооружение соединяет европейский берег Стамбула в районе с азиатским в районе . Возведением этого моста (3 июля 1988) отметили одну из памятных дат в истории Турции – 535-летний юбилей завоевания султаном , чье имя и получило данное сооружение. Примечательно также и то, что мост построили на том же месте, где почти за 2,5 тыс. лет до этого располагалась первая переправа царя Дария. Второй Босфорский мост построен по той же конструктивной схеме, что и Первый . Длина моста составляет 1510 м, а клиренс от уровня воды — 64 м.

Третий мост через , получивший имя султана (Yavuz Sultan Selim Köprüsü), соединяет (Poyrazköy) в Азии и (Garipçe) в Европе. Общая длина моста составила 2164 м, ширина — 59 м, а протяженность основного пролета — 1408 м. Наибольшая высота опор достигает 322 м. Особенностью моста является комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть — вантами и тросами, при этом, середина главного пролёта подвешена на тросах. Для движения по мосту предусмотрено восемь полос для автомобилей и две железнодорожные колеи. Проезд будет платным и составит 3,4 долл. для легкового и около 15 долл. для грузового транспорта при пересечении моста в азиатском направлении. Из Азии в Европу можно будет пересекать бесплатно.

Разделяет Малую Азию и Европу и соединяет Эгейское море, являющееся частью Средиземного, с Черным. Стамбул располагается по обе стороны пролива, который условно делит его на азиатскую часть и европейскую. В длину Босфорский пролив имеет около 30 км. Его ширина в северной части равна 3700 метрам (самое широкое место). Минимальная ширина — около 700.

Возник пролив в четвертичный период на месте долины реки, размытой и затопленной морской водой. Босфор имеет важное историческое, экономическое и стратегическое значение. Название пролив по древней легенде получил от словосочетания «коровий брод». Именно через него переплыла, спасаясь от гнева ревнивой Геры, обращенная в белую корову красавица Ио. Так неверный супруг Геры, Зевс, решил уберечь свою земную возлюбленную (Ио была дочерью аргивского царя) от расправы своей мстительной жены.

Знаменитые мосты через пролив Босфор

Через Босфорский пролив перекинуты 2 моста :

  • один из них носит имя султана Мехмеда Фатиха ;
  • другой называется просто Босфорским .

Оба были построены во второй половине XX века. Интересно, что в глубокой древности тоже были попытки соорудить мост через пролив. В исторических документах упоминается, что в 6 веке до н.э. царь Персии Дарий приказал построить переправу через Босфор для своей многотысячной армии. Персы собрали огромное количество лодок и крепко-накрепко соединили их корабельными канатами. Такой понтонный мост просуществовал совсем недолго, поэтому много веков переправлялись через Босфор исключительно на лодках, паромах и аналогичном транспорте. Наконец в XX столетии были реализованы сразу 2 проекта, и возникли Босфорский мост и мост султана Фатиха.

Босфорский мост в Стамбуле
Завершение строительства Босфорского моста в Стамбуле пришлось на 1973 год. Строился он почти 3 года и теперь соединяет две части Стамбула в двух противоположных его районах:

  • одним своим концом мост «упирается» в «европейский» ;
  • другим — в «азиатский» Абдуллах-ага.

Открытие Босфорского моста приурочили к значительному юбилею — 50-тилетию республики Турция.

Общая длина моста равна 1560 метрам. Основную часть его занимает огромный пролет на 1074 метра. Ширина этого моста через Босфор — 33 метра. Опоры моста возвышаются над уровнем воды на 165 метров. От самой поверхности полотна моста до вод пролива расстояние равно 64 метрам, что позволяет спокойно проплывать под ним судам разных размеров. Босфорский мост является подвесным; этот грандиозный проект был разработан и осуществлен консорциумом турецких, немецких («Хохтиф») и английских («Кливленд Инжиниринг») компаний.

На строительство моста Босфор в Стамбуле было потрачено около 200 млн. долларов. Первое время по нему было разрешено пешеходное движение. Однако печальная история волны самоубийств привела к тому, что власти города запретили пешеходное движение по нему вообще. Сейчас Босфорский мост является главным транспортным сообщением через пролив: по нему ежедневно переправляются около 200 тысяч единиц транспорта. За проезд по мосту необходимо заплатить.

Чтобы добраться до Босфорского моста (который еще называется «Первым Босфорским мостом»), нужно проехать автобусами 40 Т или 42 Т до остановки Ортакёй, а от нее пройти к одноименному причалу.


Второй мост через пролив Босфор в Стамбуле был назван в честь могущественного султана Мехмеда Фатиха, легендарного завоевателя Константинополя. Построили его, как и первый мост, за 3 года. Открытие состоялось 29 мая 1988 г. В этот день праздновалось 535-летие со дня завоевания Константинополя и переименования его в Стамбул. На этот раз строительством занималась японская компания, а само оно обошлось немного дешевле первого моста через Босфор —

171;всего» в 130 млн. долларов.

Параметры сооружения: длина моста Фатиха — 1510 метров, а его ширина — 39 метров. Этот огромный мост также установлен на две гигантские опоры, каждая высотой 165 метров над уровнем воды. Конструкция этого сооружения во многом аналогична конструкции Босфорского моста. Ежедневно мост способен пропустить более 150 тыс. единиц транспорта. Он также является закрытым для пешеходов из-за случаев самоубийств. Проезд по-этому подвесному мосту исключительно платный.

Мост султана Фатиха соединяет Румели Хисары в европейской части Стамбула и Анадолу Хисары — в азиатской. Как добраться до моста Фатиха, можно узнать по адресу: www.placesinistanbul.com. Доехать можно на автобусах №№ 25 Е, 22, 22 RE, 40 T, 40 или 42 Т. Выходить нужно на остановке Румели Хисары.

Власти города планируют возвести еще один мост через Босфор, но общественность Стамбула пока против этого. Жители волнуются, что неблагоприятная сейсмологическая обстановка может привести к обвалу моста.

Босфорские мосты на карте Стамбула:

Босфорские мосты на фото и видео

Фото: на нашем сайте размещены фотографии обоих мостов через Босфор.