Подготовка детей к школе в детском. Организация программы развивающих занятий по подготовке ребенка к школе в доу. Подготовка к школе в детском саду: психологические аспекты

Елена Тиханова
Из опыта работы «Подготовка детей к школе»

Подготовка детей к школе .

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе . От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник , во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи : всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов .

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников , тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы , приступить к систематической учебе.

При поступлении ребенка в школу важно , чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку , владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста , в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе , слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте . Для этого мы используем задания различной степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для развития детей и подготовки их к школе .

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес , положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения» . Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо - песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму . При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику , воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей .

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается .

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы . Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в развивающей среде . В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозаика» , «Шнуровка» , «Собери бусы» и т. д. которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Ведем работу в тетрадях в крупную клетку, в которых дети учатся видеть строчку, открывать нужную страницу, пишут и обводят клетки. Предлагаем ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

В этом учебном году нашу развивающую среду пополнил интерактивный стол, который мы используем и на занятиях и в свободной деятельности. Установленные приложения включают в себя :

большой набор интерактивных игр;

счёт, сложение и вычитание, чтение по слогам, чтение букв, чтение слов, развитие внимания и памяти;

рисунки – дети выбирают цвета и эффекты, а затем красят пальцами или руками;

Интерактивный стол позволяет развивать у дошкольников такие навыки как :

обучение чтению, письму и решению задач;

помогает учиться эффективному общению в обществе и слушать других;

логическое мышление;

мелкая моторика;

моторная координация, зрительно-моторная координация;

психологическая готовность к школе .

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте , как правильно подготовить его к школе . Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На предыдущем родительском собрании, мы обсуждали вопрос подготовки детей к школе , обратили внимание родителей на важность и значимость таких занятий с детьми.

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

На достигнутом мы не остановимся, деятельность по теме : «Подготовка дошкольников к обучению в школе » будем продолжать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

В семье ребенок получает комплексную помощь при подготовке к школе. Родители для него являются и воспитателями и учителями одновременно. Тем не менее, в рамках семьи и без помощи профессиональных педагогов полноценная подготовка ребенка к обучению в школе невозможна. Для детей, которые не посещали детский сад, подготовка к школе в семье оказывается недостаточной и они, как правило, показывают значительно более низкий уровень готовности к школе.

Каким образом осуществляется подготовка к школе в семье

Каждая семья строит воспитательный процесс по своему усмотрению, без согласования с педагогами и без дополнительных методических рекомендаций. Таким образом, в семейном воспитании возникают определенные пробелы, в особенности при подготовке ребенка к школе. Дети, посещавшие дошкольные учреждения в большинстве случаев оказываются лучше подготовленными не только в плане воспитания и обучения, но и по части психологической, поскольку такие дети уже имеют определенные навыки совместной коллективной работы с учебным материалом.

В детском саду подготовка детей к школе занимает особое место, поскольку детские сады относятся к системе народного образования и в их задачу входит, помимо воспитания всесторонне развитой личности, подготовка будущих учеников . От интенсивности и эффективности работы воспитателя детского сада в процессе подготовки ребенка к школе зависит успешность его обучения в будущем. Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

Задачи воспитателя в подготовительном процессе

На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:

1. Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;

2. Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;

3. Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;

4. Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Педагогическая деятельность воспитателя в детском саду носит образовательный характер и складывается из двух составляющих получения дошкольниками знаний и умений: широкое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, и организованный учебный процесс. Соответственно, в процессе приобретения знаний и умений различаются те из них, которые ребенок может получить самостоятельно в процессе общения и те знания и умения, которые он может получить только на специальных учебных занятиях. В задачи воспитателя на занятиях входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения.

Многими современными психологами выдвинуто мнение, что около восьмидесяти процентов интеллекта ребенка формируется до восьмилетнего возраста. В связи с этим требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников достаточно высокие.

В детском саду познавательные задачи объединяются с формированием нравственно-волевых качеств, а их решение осуществляется в тесной взаимосвязи. Формирование познавательного интереса способствует пробуждению у ребенка активности, способствует развитию любознательности. В свою очередь умение проявлять настойчивость и прилежание способствует повышению качества деятельности. Таким образом, дошкольники уверенно и эффективно усваивают учебный материал.

В процессе воспитания ребенка в детском саду необходимо также выработать у ребенка потребность в познавательной деятельности, любознательности, самостоятельном поиске решений и ответов на возникающие вопросы. Ребенок, у которого эта потребность не выработана в достаточной степени, будет проявлять на занятиях в школе пассивность, его сложно будет заставить выполнять задания, самостоятельно овладевать знаниями и, соответственно, достигать высоких результатов в учении.

Ольга Яганова
Консультация «Подготовка детей к школе в условиях ДОУ»

Слайд № 2.

Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста , обеспечивающая успешный переход к школьному обучению .

Подготовка к школе – организация образовательной работы ДОУ, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.

Термины “подготовка ” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями : готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки .

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу .

Слайд № 3 - 5.

Психологи и педагоги выделяют :

Общую готовность к обучению в школе

Специальную готовность к обучению в школе

Слайд № 6.

В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой, О. М. Дьяченко):

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

3. Социально-психологическая готовность.

4. Эмоционально-волевая готовность.

5. Психомоторная (функциональная) готовность.

Слайд № 7- 15.

Специальная готовность.

Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир) .

Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.

А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

Б) Развитие элементарных математических представлений.

В) Кругозор ребенка.

Слайд № 16 - 17.

Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе :

Слайд № 18.

Актуальность проблемы : в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДОУ .

Слайд № 19.

Задача нашего МДОУ № 1 «Аленушка» - обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволяет ему быть успешным при обучении в школе .

Детский сад и школа . При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Слайд № 20 – 42.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и СОШ.

Формы преемственных связей.

Уровень готовности ребенка обучению в школе .

Слайд № 43.

Критерии подготовленности ребенка к школе :

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Слайд № 44.

Воспитатель должен :

1. Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

3. Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

4. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Слайд № 45 – 51.

Школьная зрелость .

1) мотивационная готовность - положительное отношение к школе и желание учиться ;

2) умственная или познавательная готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;

4) коммуникативная готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю».

Слайд № 52.

Модель выпускника.

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных) . У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе.

Ребенок имеет представление :

О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

Об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях и своем месте в нем;

О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

О мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Т. е. умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др ., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Видеофрагменты НОД с детьми старшего дошкольного возраста .

1. «Сказочная книга» (занятие по познавательному и социально – коммуникативному развитию) .

Воспитатель высшей квалификационной категории Леонтьева Т. В.

Цель : Повышение уровня правовой культуры и обобщение знаний у детей о гражданских правах.

2. «Путешествие Капитошки : круговорот воды в природе» (интегрированное занятие по познавательному развитию) . Воспитатель высшей квалификационной категории Щекоткина Е. В.

Цель : Совершенствовать представления детей о состояниях воды , познакомить с круговоротом воды в природе, развивать познавательную активность детей .

Слайд № 54. Выводы.

Значение психологической подготовки ребенка к школе в ДОУ чрезвычайно высоко. - это событие, важность которого невозможно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития непременно выделяет переход из дошкольного в школьное детство как существенный шаг к взрослости. Начальные этапы на пути освоения - учения - задают и во многом детерминируют степень успешности обучения в дальнейшем.

Определяем степень подготовки ребенка к школе в ДОУ

Поступление в первый класс качественно изменяет жизнь дошкольника. Дело не в том, что он начинает учиться. Учебная деятельность присутствует еще в ранних годах, когда дошкольника учат писать, считать, читать, рисовать. Однако даже если он умеет все это делать, это не означает, что он готов к обучению в первом классе. Самое главное, чем определяется степень подготовки ребенка к школе в ДОУ, - в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в первом и последующих классах.

Необходимость овладения качественно новыми приемами деятельности и обусловливает возникновение первого адаптационного кризиса в обучении.

Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не следует оценивать уровень подготовки ребенка к школе в ДОУ, ориентируясь на формальное усвоение умений, таких, как счет или письмо. Владея ими, дошкольник зачастую не имеет соответствующих навыков умственной деятельности. Возникновение первого адаптационного кризиса в обучении обусловлено именно необходимостью овладения качественно новыми приемами деятельности.

Широко распространено понимание уровня подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Тем не менее, данное мнение является ошибочным: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т. п. - сигнал определенных интеллектуальных достижений малыша (и вложенных в него сил родителей). Однако нецелесообразность такой, по сути, механической подготовки ребенка к школе в ДОУ оказывается очевидной очень скоро. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности - это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками), которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

Первоклассник должен обладать умением работать по заданным правилам, а также поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь.

Перед каждым новым учеником стоят некоторые обязательные задачи, которые требуют определенного уровня подготовки ребенка к школе в ДОУ. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, несмотря на трудности и определенную неравномерность своих успехов. Он должен быть способен рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки. Во время обучения эти способности развиваются, но это не означает, что первый класс начинается «с нуля». Дошкольник, поступающий в первый класс, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей.

Какие же способности необходимо развить при подготовке ребенка к школе в ДОУ?

Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в 1-й класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики руки, хорошие графические навыки.

Во-вторых, программа подготовки ребенка к школе в ДОУ должна включать обучение воспитанника работать по инструкции взрослого. В отечественной психологии это качество называют «потеря непосредственности». Воспитанник ДОУ должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. Не случайно всем знакомое слово «дисциплина» происходит от латинского слова «ученик».

Эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

В-третьих, условием успешной подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ является проявление у воспитанника полимотивированного желания быть школьником и учиться. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.

Наконец, подготовка ребенка к школе педагогами ДОУ включает обучение умению адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, это умение является частью социально-психологической готовности к первому классу.

Заметим, что эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

Описание программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Предлагаемая программа «Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс» составлена с учетом всех вышеперечисленных положений на основании почти десятилетнего опыта работы с детьми. Как показывает практика работы по программе, она представляет собой удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога.

Программа подготовки ребенка к школе в ДОУ может использоваться в работе с детьми подготовительной группы детского сада и первого года школьного обучения. В первом случае целесообразно проводить ее во втором полугодии; а при реализации программы в школе занятия рекомендуется проводить после получения данных диагностики психологической готовности учащихся к обучению. Специального оснащения программа не требует, но обязателен отдельный кабинет для занятий, в котором можно осуществлять разные формы работы с детьми, не мешая другим участникам образовательного процесса.

Цель и задачи программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Цель программы: формирование высокого уровня психологической готовности старших дошкольников к поступлению в 1-й класс, а именно: развитие познавательной, волевой, мотивационной и социально-психологической готовности.

Поставленная цель программы подготовки дошкольников к школе в ДОУ достигается путем решения следующих задач:

1. Развитие произвольности деятельности: умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе.

2. Развитие желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать соответствующим правилам и нормам поведения.

3. Развитие познавательной сферы дошкольников:

  • произвольного внимания (повышение объема внимания и способности к концентрации внимания);
  • памяти;
  • словарного и понятийного запаса;
  • фонематического слуха (что немаловажно для обучения письму и чтению);
  • артикуляционного аппарата (значимо для устной и письменной речи);
  • зрительного восприятия (умения ориентироваться на листе, анализа про-странства листа);
  • логического мышления через тренировку навыков сравнения, обобщения, нахождения общего и отличий, выделения главных и второстепенных признаков;
  • навыка рассуждения, формулировки вывода;
  • творческих способностей и воображения;
  • мелкой моторики руки, навыков графической деятельности.

4. Развитие социально-психологических умений:

  • навыка публичного устного ответа;
  • навыка коллективной работы;
  • навыков самооценивания и взаимооценивания;
  • способности к взаимопониманию и самовыражению;
  • установки на взаимопомощь и взаимоуважение;
  • установки на позитивное социальное самопроявление.

Принципы построения программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

1. Максимальный эффект в реализации психологического потенциала дошкольника достигается в том случае, когда применяемые методы и формы обучения и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, т. е. в форме:

  • дидактических игр;
  • предметных занятий;
  • различных видов практической и творческой деятельности.

Развивающая игра - это специфическая полноценная и достаточно содержательная деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы ее реализации. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития, при пробуждении непосредственного интереса дошкольников к занятиям на фоне доброжелательных отношений с педагогом и ровесниками. Дошкольник имеет право на ошибку, а успех переживает как радость.

Психофизиологические особенности дошкольников определяют также необходимость здоровьесберегающей деятельности во время подготовки ребенка к школе в ДОУ:

  • проведение физкультминуток на каждом занятии;
  • чередование типов заданий и уровня сложности заданий на каждом занятии.

2. Способности, навыки и умения формируются и развиваются в соответствующей деятельности за счет актуализации зоны ближайшего развития. Развивающие занятия с дошкольниками способствуют продвижению психического развития дошкольника, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, произвольное поведение, мотивационные установки. Поэтому развивающие занятия предполагают:

  • использование упражнений и игр на формирование, тренировку и повышение уровня формируемых способностей и умений;
  • использование заданий разного уровня сложности, что позволяет актуализировать зону ближайшего развития дошкольников с разными уровнями формируемых способностей, умений и навыков.

3. Индивидуальный подход к ребенку выступает условием эффективности развивающей работы и реализуется во время подготовки ребенка к школе в ДОУ как:

  • контроль деятельности и достижений каждого дошкольника;
  • наблюдение и своевременное выявление воспитанников, имеющих особые трудности в выполнении тех или иных типов заданий;
  • контакт педагога-психолога с родителями дошкольников для информирования об особенностях развития, предоставления развернутых рекомендаций и обеспечения возможности индивидуального консультирования по дополнительным запросам.

Тематическое планирование занятий по программе подготовки ребенка к школе в ДОУ

Занятия проводятся в групповой форме. Наибольший эффект дают занятия в группе не более чем из 15 человек. Рассчитаны они в первую очередь на тех, кто испытывает адаптационные трудности при поступлении в первый класс: нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении школьной программы. Но по желанию родителей занятия могут быть предложены и благополучно адаптирующимся. Участие в программе добровольное, но родителям и педагогам следует понимать, что наибольшая эффективность достигается систематичностью занятий.

Каждое занятие по подготовке ребенка к школе педагогами ДОУ имеет следующие особенности:

  • начинается упражнением-разминкой, способствующим повышению познавательной и социальной активности детей;
  • направлено на формирование и/или повышение познавательных способностей, произвольного поведения, социально-психологической компетентности;
  • предполагает использование приемов повышения произвольности поведения и деятельности.

В середине каждого занятия педагог-психолог проводит физкультминутку. Используемые при этом стихотворения дополнительно способствуют тренировке памяти и развитию речи дошкольников.

Для окончания каждого занятия по подготовке ребенка к школе в ДОУ используются игры и упражнения на коммуникативное развитие, что помимо прямого развивающего эффекта в области социально-психологических умений позитивно воздействует на эмоциональное состояние и уровень мотивации.

Разнообразные методы поощрения и позитивной оценки способствуют поддержанию и повышению мотивации дошкольников к работе.

В таблице представлено тематическое планирование занятий и программы подготовки детей к обучению школе в ДОУ с указанием тем, количества часов, отводимых на каждое занятие, и описанием их содержания. Таким образом, при планировании работы с учащимися педагог-психолог может, используя данную таблицу, достаточно подробно описать направления работы по программе.

Таблица

Тематическое планирование занятий по программе "Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс"

Приложение 1

Занятие 5. "Будь внимателен!". Развитие произвольного внимания

Приложение 2

Занятие 21. "Говорим правильно". Развитие речи

Вложенные файлы

  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg

На портале Detsad.Firmika.ru собраны адреса и телефоны детских садов и развивающих центров Москвы. Мы предлагаем найти детский сад в вашем районе или около подходящей станции метро. В удобных для сравнения таблицах представлена стоимость занятий в кружках, которые ведут подготовку к школе - таким образом вы легко сможете сравнить цены в разных центрах. Особенный интерес представляют отзывы об учреждениях Москвы, оставленные посетителями портала. Мы внимательно отслеживаем их достоверность, стараясь публиковать только комментарии реальных клиентов.

Как выбрать детский сад в Москве для подготовки к школе?

Подготовка к школе является одной из самых важных задач не только родителей, но и воспитателей детского сада. Насколько усидчивым, стрессоустойчивым и заинтересованным в учебе будет ваш ребенок, настолько успешно будут впитываться знания. Как же выбрать развивающий центр или сад с подготовкой к школе, какими должны быть педагоги в нем, и сколько придется на это потратить?

Особенности выбора подготовительных курсов в детских садах и центрах Москвы

В современных детских садах подготовка к школе идет постепенно с самых младших групп. В старших группах добавляются более целенаправленные занятия по основам письма и чтения. Многие дети, попав к талантливым педагогам, уже с 5-ти лет свободно читают и довольно неплохо пишут.

Что необходимо учитывать при выборе детского сада с обучающей программой:

  • Навыки письма и чтения привить не так просто, как кажется на первый взгляд. Воспитатели и педагоги в хороших центрах и садах общаются с родителями, дают советы и проводят собрания, на которых объясняют, как заинтересовать малыша в учебе, как привить любовь к чтению и избежать излишнего давления на чувствительную психику. Обратная связь от родителей также очень важна, в хорошем центре или детском саду вы всегда можете обратиться с подобными вопросами к воспитателю.
  • Профессиональные педагоги, ориентируясь на особенности детского поведения, строят свои занятия по определенным принципам. В хорошем детском саду ребенка не заставят сидеть около двух часов над решением одной задачи, ведь воспитатель понимает, что это попросту неэффективно. Самое лучшее решение – постепенно увеличивать время занятий, начиная с минимального (15 минут) и заканчивая уже полноценным академическим часом (45 минут).
  • Всем известно, что игры – лучший способ помочь детям усвоить информацию любого характера. Воспитатели проводят специальные интеллектуальные разминки с загадками про школу, читают стихи, разыгрывают сценки по ролям, заинтересовывая детей в будущем посещении настоящей школы. Что положить в портфель? Какие уроки ребенок хотел бы изучать? Опытный педагог не только сам знает множество игровых способов взаимодействия с ребенком, но и поделится ими с вами. Не стоит стесняться задавать вопросы, ведь от этого зависит будущая учеба.
  • Присмотритесь не только к тому, как воспитатель взаимодействует с детьми, но и какова общая атмосфера в "маленьком коллективе". Профессионал должен не только уметь создавать комфортную и приятную атмосферу для детей, но и предупреждать развитие конфликтов, помогать детям найти выход из них.
  • Для многих занятий требуются соответствующие материалы: малышам могут понадобиться краски и альбом, детям постарше – учебники, пенал и тетради. В большинстве детских садов канцтовары родители приобретают самостоятельно. Важно помнить о том, что экономить на материалах для обучения не стоит, так же как и уделять им излишне много внимания. Обилие разноцветных блокнотов и карандашей может отвлекать от собственно учебного процесса.
  • Желательно, чтобы в выбранном вами центре развития работал не только медицинский персонал, но и детский психолог. Нельзя пренебрегать консультацией этого специалиста перед походом в школьное учреждение.

Разумеется, выбор детского сада также зависит от финансового положения родителей.

Стоимость подготовки к школе в детских садах и центрах развития Москвы

Если в выбранном детском саду подготовка к школе бесплатна, то единственным, на что вам придется потратиться, будут канцтовары. К сожалению, подобные услуги можно найти не в каждом детском саду, платные занятия организуют гораздо чаще. Стоимость курсов подготовки в Москве варьируется от 2000 до 6000 рублей.