Пир валтасара что означает. Пир Валтасара - что означает выражение

Согласно историческим данным Набонид, последний царь великой Вавилонии (территория современного Ирака) был отцом Валтасара. Набонид сделал сына регентом и наделил его полномочиями по защите Вавилона. В 539 г. до н. э. при защите города от персов Валтасар погиб. О пире Валтасара накануне роковой ночи и пророчестве его гибели написаны произведения:


  • "Комедия о Данииле" – произведение немецкого драматурга и поэта XVI века Г. Сакса;

  • "Мистический и подлинный Вавилон" – книга драматурга «золотого века», испанца Педро Кальдероне де ла Барка;

  • "Повесть о Валтасаре Вавилонском" – древнерусское неизвестного автора.

Библейская притча

Этой истории посвящена глава Библии, а именно Книга пророка Даниила. С этой библейской притчей связан «Валтасаров пир».


В Книге Даниила сказано, что Валтасар был сыном Навуходоносора II и стал последним царем Вавилона. В то время, когда персидская армия стояла под вратами Вавилона, Валтасар устроил роскошнейшее пиршество для вельмож и их жен. Вино пирующие пили из серебряных и золотых святых сосудов, привезенных Навуходоносором из Иерусалима. При этом взяты драгоценные сосуды были в Доме Божием.


В разгар вакханалии на стенах царских покоев невидимая рука начертала надпись, которую мудрецы не могли растолковать. И только пленный Даниил разъяснил царю ее значение. Вот как об этом сказано в Библии: «вот и значение слов:


мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему;


текел - ты взвешен на весах и найден очень легким;


перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».


В эту же ночь пророчество сбылось – царь Валтасар был убит, а царство Вавилонское принял Дарий Мидянин.


Благодаря библейской легенде имя «Валтасар» стало синонимом беспечности, святотатства, гордыни, невоздержанности, а выражение «Валтасаров пир» стало нарицательным и в буквальном смысле означает разгульное, безудержное веселье в преддверии опасности, беды, катастрофы. В переносном смысле фразеологизм употребляют, когда говорят о распущенности и безбожии «сынов человеческих».

Царевич Валтасар (Вальтасар, Бел-шар-уцур) был сыном Набонида - последнего правителя Вавилонии. Он управлял частью армии своего отца, также в его обязанности входило управление страной.

Чтобы понять, кто такой царь Валтасар, следует вернуться к истокам, и ознакомиться с царством, имя которому - Вавилония. Это царство имеет полутора тысячелетнюю историю. Кровопролитные войны, государственные перевороты, народные восстания и религиозные конфликты - все это довелось пережить жителям Вавилонии. Как видите, история этого государства полна знаменательных событий.

Столицей государства являлся город Вавилон (ныне Ирак), который был одним из крупнейших городов Древнего мира, и с которым непосредственно связана судьба Валтасара...

Биография Валтасара - последнего вавилонского царя

Очевидно, дата рождения этого правителя древнего государства канула в лету. Известно только, что жил он в 6-м веке до н.э. Последний вавилонский царь был сыном Набонида - правителя из Х вавилонской династии. Он стал регентом примерно в 550 году до н.э., когда Набонид отправился на войну в Аравию.

Существует мнение, что Валтасар мог быть сыном царя Навуходоносора, а Набонид был только приёмным отцом. Впрочем, никаких свидетельств не сохранилось, и этому факту нет подтверждений. Но такое разногласие дало критикам возможность заявить об исторической неточности Библии.

Правление Валтасара окончилось весьма печально - страна оказалась разорённой, наступил голод. Сам вавилонский царь был убит в 539 году до н.э. во время захвата Вавилона, осуществлённого войсками Кира 2-го - персидского царя.

Библия окружила имя Валтасара легендой - этот правитель стал символом гордыни, святотатства и невоздержанности. Согласно древнему преданию, Валтасару была предсказана гибель, а также разорение его царства. Об этом царя предупреждала таинственная надпись, сделанная огненной рукой на стене его дворца. В жизнь правителя вмешались .

Пиры Валтасара - ночь безумства и смерти

Столица Вавилонии подверглась осаде - город окружили многочисленные войска персидского царя Кира. Но жители столицы, да и сам правитель Валтасар были беспечны - в городе были богатые запасы провизии, что позволяло предаваться всем удовольствиям жизни. Так по случаю одного праздника во дворец вавилонского царя были приглашены придворные и вельможи - общим числом около тысячи.

На том пиру настольными чашами послужили сосуды драгоценные, которые были отняты вавилонскими завоевателями у покорённых народов. Между этими сосудами были и чаши из иерусалимского храма. Царь Валтасар со своими приближёнными стал пировать, по восхваляя вавилонских богов.

В самый разгар торжества захмелевший Валтасар изменился в лице, узрев огненную руку, возникшую прямо из воздуха. Рука та начертила на стене четыре слова, смысл которых никто из присутствующих не понял, и вот слова эти "мене, мене, текел, упарсин". Исполнив своё предназначение, рука исчезла.

Тогда Валтасар призывает мудрецов, и со всех концов Вавилонии во дворец прибывают . Но сколько ни старались они расшифровать эту надпись, смысл её оставался неясен. По совету царицы был призван пророк Даниил, который содержался в плену, и вот что он ответил царю вавилонскому:

  • Мене - царство твоё исчислил Бог, и конец положил ему;
  • Текел - взвешен ты на весах и найден очень лёгким;
  • Упарсин - разделят твоё царство и отдадут его персам и мидянам.

История повествует о том, что пророчество исполнилось - в ту же ночь Валтасар был убит. Преемником его стал Дарий мидянин.

Но что привело к падению Вавилона, согласно легендам произошедшему по воле провидения? Правитель персов Кир собрал множество людей и приказал им открыть рвы для речной воды. Когда этот приказ был выполнен, вода затопила рвы, и русло реки стало непроходимым. Персы перешли в наступление. Они убивали на месте каждого, кто попадался им навстречу. Они старались пробраться к дворцу никем не незамеченными.

Ворота дворца были закрыты, но люди Валтасара, которые должны были защищать укрепления, были пьяны. С ними быстро разделались, но поднялся шум, и Вавилонский царь приказал выяснить, в чём дело. Подвыпившие вельможи проявили верх сообразительности - открыли ворота, и должно быть были очень удивлены, увидев отряд персов. Войны Кира устремились во дворец, покончили с Валтасаром, а также с находившимися при нём людьми... Легенда о Валтасаре вошла в текст Библии - основной книги христианской религии.

Всё, что связано с именем "Валтасар"

Этот вавилонский царь оставил достаточно заметный след в истории, и память о нём сохранилась до наших дней.

Выражение "Валтасаров пир" обозначает распущенность, безбожие, а главное - вакханалию, устроенную в очень неподходящее время. Аналог этой фразы - изречение "пир во время чумы"

История правителя Вавилона нашла отображение в литературе - в 16 веке была написана "Комедия о Данииле" (автор - Г. Сакс), в 17 веке - "Мистический и подлинный Вавилон" (автор - Кальдерон).

Быть может, любознательного читателя заинтересует совпадение имени Валтасар с названием этого сайта - сайт. В этом нет ничего странного - кроме Вавилонского царя это имя носил один из волхвов, поклонившихся Иисусу. Поэтому своим названием сайт сайт обязан волхву-мистику, а не беспечному царю, предававшемуся различным наслаждениям.

Драматическая история крушения Нововавилонского царства превращена в новеллу, объясняющую падение Вавилона преступлением против Яхве. Пророк Даниил, верный Яхве, противостоит идолопоклоннику Валтасару. Посредницей между этими персонажами-антиподами выступает царица, напомнившая сыну о на, равна 60 весовым единицам, текел - сикль, равный одной единице, перес - парсин, равный полмине или тридцати текелям, в целом же это выраженная числами длительность Нововавилонского царства. Интерпретация, предлагаемая библейским автором, исходит из того, что два первых слова - это глаголы «исчислен», «разделен» и третье слово «перес» означает «персы».


После смерти Навуходоносора власть в Вавилоне принял сын его Валтасар. По этому случаю он устроил великое пиршество для вельмож своих и пировал много дней, надеясь на крепость стен вавилонских и не думая о том, что к городу подошли мидяне и персы.

В один из дней приказал Валтасар принести золотые сосуды, взятые Навуходоносором из храма в Иерусалиме. И пили из них царь, и жены его, и наложницы его, пили и славили своих идолов, изваянных из золота и серебра, меди и железа, дерева и камня. И вдруг на стене появились персты руки человеческой и начали выводить письмена.

Изменился Валтасар в лице. Смешались мысли его. Задрожал он всем телом, и колени его стали биться одно о другое. Немного опомнившись, призвал он гадателей и мудрецов, приказав, чтобы они прочли написанное черным по белому. Но ни один из мудрецов и гадателей не понимал написанного, И снова Валтасар изменился в лице, а вельможи его смутились.

Вошла тогда в дом пиршества царица, мать Валтасара, и, узнав, что вызвало бледность лица сына и дрожание членов, сказала:

Есть в твоем царстве муж, в котором обитает Божий Дух. Имя ему Даниил. Отец твой испробовал его мудрость и назначил старшим над гадателями.

Так был приведен Даниил в дом пиршества, и ему было приказано прочесть надпись на стене и объяснить, что она значит.

Ты, Валтасар, - начал Даниил издалека, - не понял уроков, преподанных нашим Господом отцу твоему Навуходоносору. Ты не смирил своего сердца и осквернил золотые сосуды Яхве перед лицом богов своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. За это послал Яхве кисть руки и начертал надпись.

Что же означает эта надпись? - нетерпеливо перебил Валтасар. - Ответь, и получишь дары великие и почести небывалые.

И ответил Даниил царю так:

Оставь дары свои у себя! Почести воздай другому. Написанное же прочту и объясню, но перед этим выслушай меня, царь и господин. Бог высочайший даровал отцу твоему царство, мощь, честь и славу. Все народы, люди и языки испытывали страх и трепет перед властью, какой он его наделил. Убивал он, кого хотел, но мог и оставить жизнь, кого хотел - возвышал, кого хотел - унижал. И оттого переполнилось гордыней сердце его, стал он дерзким и надменным. И потому лишен он был чести и власти, отлучен от людей, сердце его уподобилось звериному

{257} . И должен он был жить среди онагров, жрать траву, как вол. Тело его орошалось росою небесною, пока не осознал он того, что над царством человеческим имеется власть Бога Всевышнего и царем становится лишь тот, кто Богу угоден. Ты же, Валтасар, не смирил сердца своего, хотя знал все это, а, напротив, восстал против Владыки Небес, приказал доставить сосуды из дома его и пил из них вместе со всеми вино, к тому же восхваляя серебряных, золотых, бронзовых, железных, деревянных и каменных богов, у которых нет ни зрения, ни слуха, ни чувств никаких, ни понимания. Бога же, в руках которого дыхание твое и все пути твои, ты не славил. Поэтому и была ниспослана эта кисть рукл - ты взвешен на весах и найден легковесным, Перес - поделено царство твое между мидянами и персами.

Пир во время чумы

Выражение «Валтасаров пир» сегодня обозначает распущенность, безбожие, а главное - вакханалию, устроенную в неподходящее время. Аналог этой фразы - изречение «пир во время чумы».

3

Вавилония

Древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья - Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.

3

Валтасар

Вавилонский царевич VI в. до н. э., старший сын и соправитель последнего царя Вавилонии Набонида (в Книге Даниила назван последним царем Вавилона). Управлял страной и частью армии во время пребывания своего отца в аравийской Теме.

Набонид часто оставлял Валтасара управлять империей, сам при этом занимаясь разысканием древностей и преследуя религиозные интересы. В 539 до н. э., когда над Вавилоном нависла угроза нападения персов, Набонид попытался организовать оборону и во главе войска выступил на север навстречу армии Кира. 10 октября 539 до н. э. Набонид потерпел поражение и вынужден был бежать от Кира. Два дня спустя персы овладели Вавилоном.

Предположительно, после падения Вавилона Валтасар был убит.

3

Послание бога Валтасару

В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин», в переводе с арамейского означающую «исчислено, исчислено, взвешено, разделено».

На картине положение букв не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Он-то и подсказал мастеру, как лучше расположить текст надписи. Художник изобразил фразу не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским мудрецам не стоило бы труда прочесть их без посторонней помощи, однако в Библии сказано, что надпись была зашифрована и тайну шифра бог открыл лишь пророку Даниилу.

3

Святотатство на пиру

Согласно Библии, в ночь взятия Вавилона персами на устроенном Валтасаром последнем пиру для еды и напитков использовались священные сосуды, вывезенные из Иерусалимского храма. В разгар веселья на стене появились начертанные таинственной рукой слова: «мене, мене, текел, упарсин». Пророк Даниил истолковал надпись, в переводе с арамейского означающую: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено» и расшифровал ее как послание бога Валтасару, предсказал скорую гибель ему и его царству. В ту же ночь царевич погиб.

Книга Даниила никак не объясняет тот факт, что Вавилон, обладавший мощными укреплениями, был взят за одну ночь и что Валтасар, пировавший вместе с гостями, ничего не знал об опасности, нависшей над его царством и его жизнью.

3

«Пир Валтасара» Харменса ван Рейна Рембрандта, 1635

В XVII веке европейские династии использовали живопись для продвижения идеи божественного происхождения власти. Картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из влиятельных знакомых отца Рембрандта. Работа над этой картиной заняла два года, с 1634 по 1636, в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов Еврейской общины Амстердама.

Пир Валтасара

«…У князя мира сего было семь главных сотрудников в созидании тайны беззакония: Нимврод – фараон египетский, Навуходоносор Вавилонский, Антиох Епифан IV Греческий, Нерон Римский, Доминициан Римский и Юлиан Римский». Так сказано в книге «О последних временах по Откровению св. Иоанна Богослова», составленной под руководством св. Иоанна Кронштадтского и опубликованной в 1902 г.

Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. Ок. 1635-1638 гг.

Особое место в этом перечне занимает царь Вавилонии Навуходоносор II (правил в 605-562 гг. до н.э.). Он совершил три похода в Иудею, пленил множество евреев, прежде всего молодежь, и на семьдесят лет увел всех в вавилонское рабство.

Ненависть евреев к Вавилону и его царям сохранилась навечно. Навуходоносор объявлен «тенью антихриста», поскольку именно он заставил людей поклоняться золотому истукану. Еврейские же пророки, прежде всех плененный с другими пророк Даниил, предсказывали неизбежную страшную гибель «вавилонской блуднице».

Способствовали скорой гибели Вавилона и наследники Навуходоносора II. Великий завоеватель умер ок. 562 г. до н.э. Он передал престол своему единственному сыну Евилмеродаху (в ряде источников его называют Авель-Мардук), который правил в 562-560 гг. до н.э.

Однако у Навуходоносора была еще дочь Никотрис, женщина с большими амбициями. Супруг ее Ниглисар, скорее всего, при поддержке жены, составил заговор против молодого царя, и Евилмеродах был убит. Впрочем, узурпатор царствовал не долго – с 560 по 556 гг. до н.э. Начались войны с подступившими к границам Вавилона персами, и Ниглисар был убит в одном из боев. Вполне возможно, что погибнуть царю помогли свои же придворные.

Воцарился его юный сын Лабаши-Мардук, которого свергли и убили в том же 556 г. до н.э.

Так взошел на престол последний вавилонский царь, узурпатор Набонид (правил в 550-539 гг. до н.э.). Никотрис не стала страдать по погибшим мужу и сыну, в том же году вышла замуж за узурпатора и через девять месяцев родила ему сына, известного нам по Ветхому Завету под именем Валтасар (Бел-сар-усур).

Вот тут и начинается одна из самых запутанных интриг исторической науки, которая ставит под сомнение целый ряд первоисточников. Многие из них подтверждают все, что было изложено выше. Но эти же источники говорят о том, что около 550 г. до н.э. Набонид объявил Валтасара своим соправителем, отдал в его ведение армию, налоги и вопросы почитания богов Вавилона и на долгие годы отправился в завоевательный поход… Получается, что на момент наделения его царской властью Валтасару было менее четырех лет!

В 539 г. до н.э. персидская армия под водительством царя Кира II Великого приступила к окончательному завоеванию Вавилона. Хотя Набонид знал об этом заранее и готовился, но тайные переговоры персов с рядом вавилонских наместников завершились блистательным успехом. Едва персы перешли границы Вавилонии, как на их сторону перешел наместник крупной области Гутиум по имени Угбару. Ему-то Кир и поручил захватить столицу. Поддержали персов и другие крупные города страны.

В конце сентября того же года в открытом сражении был разгромлен и бежал Набонид. Оборону осажденного Вавилона возглавил Валтасар.

О взятии города персами Геродот рассказал следующее: «Когда Кир подошел близко к городу, вавилоняне дали ему сражение, но потерпели поражение и были оттеснены в город. Так как они еще раньше знали Кира как человека беспокойного и видели, что он нападает без разбору на все народы, то они запаслись провиантом на долгие годы. Поэтому они не обращали никакого внимания на осаду. Между тем Кир испытывал затруднения: времени уходило много, а дело нисколько не двигалось вперед. То ли ему посоветовал кто-то в его трудном положении, то ли он сам понял, что ему нужно делать, только Кир поступил так. Часть войска он поставил у того места реки, где она входит в город, а другую часть расположил позади города, где река выходит из него, приказав войску вступить в город по руслу реки, когда увидят, что оно станет проходимым. Так он распределил части войска и такой отдал приказ, а сам с неспособными к сражению воинами отступил. Прибыв к озеру … с помощью канала он отвел реку в озеро, превратившееся было в болото, и, когда река спала, старое русло ее стало проходимым. Когда река Евфрат убыла настолько, что не доставала человеку до середины бедра, персы, поставленные вдоль реки, по ее руслу вступили в Вавилон. Если бы вавилоняне заранее знали или как-нибудь заметили, что было сделано Киром, они позволили бы персам войти в город, а потом жестоко истребили бы их. Для этого им оставалось лишь запереть все ворота, которые вели к реке, а самим занять набережные, тянувшиеся вдоль берегов реки. Они захватили бы персов, как рыбу в верше. Теперь же персы предстали перед ними неожиданно. Как рассказывают тамошние жители, из-за обширности города вавилоняне, проживавшие в центре, не знали о том, что жители окраин уже взяты в плен. По случаю праздника они в это время танцевали, веселились, пока, наконец, не узнали с полной достоверностью о случившемся. Так был взят Вавилон в первый раз».

Когда войска предателя Угбару входили в Вавилон, Валтасар пировал в своем дворце. Свидетелем тех событий был пророк Даниил. Он рассказал:

«Валтасар царь сделал большой пир для тысячи вельмож своих и среди тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор вынес из дворца Иерусалима, чтобы пили из них царь и вельможи его, жены и наложницы…

В это время вышли персты человеческой руки и написали против лампады на извести стены царского дворца, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем, и мысли его смутили его, и связи чресл ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, халдеев и гадателей. Начал говорить царь и сказал мудрецам вавилонским: “Кто из людей прочитает это написанное и объяснит мне значение, тот будет облачен в пурпур, и золотая цепь будет на шее его, и будет он третьим властелином в царстве”. Тогда вошли все царские мудрецы, но не могли прочитать написанное и объяснить значение его царю. Тогда царь Валтасар очень встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились…»

Царица-мать Нитокрис посоветовала Валтасару призвать пророка Даниила, который и объяснил царю надпись, состоявшую из четырех слов: Мене, мене, текел, упарсин . Правда, предварительно указал царю-гуляке на беззакония покойного Навуходоносора и на гордыню самого Валтасара, осквернившего сосуды из иерусалимского храма. Далее Даниил сказал:

«“За это и послана от Бога кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: Мене, мене, текел, упарсин . Вот и значение этих слов: исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и дано мидянам и персам”…

В ту же самую ночь Валтасар, царь халдейский, был убит».

Ряд исследователей полагают, что рассказ пророка Даниила – отголосок заговора пленных евреев и халдейских жрецов, поддержанных олигархией Вавилона. По сохранившимся клинописным табличкам, столица была сдана вавилонскими олигархами без боя, только Валтасар с отрядом верных ему людей заперся в Бит-Саггату – дворцовой крепости. Там храбрецы держались четыре месяца, но были преданы.

Новым правителем Вавилона персидский царь назначил предателя Укбару, который торжествовал менее двух месяцев и внезапно умер в ноябре 539 г. от неизвестной болезни. Скорее всего, был отравлен людьми царицы Нектрис.