Падежи русского языка сколько их. Краткая характеристика падежей. Дополнительные разновидности падежных форм

Из школьного курса по русскому языку мы помним, что падежей в родном языке шесть (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Однако не всегда было именно так...

На протяжении своего развития русская речь претерпела массу изменений, реформ. Если говорить о падежах, то их осталось в современном русском языке почти наполовину меньше, плохо это или хорошо - судить не берусь. Замечу только, что в русском языке когда-то было 13 падежей, которые делали его, наверное, не только сложнее, но и ярче, богаче, самобытнее.

Так, 7-я форма - Второго Предложного падежа - перешла со временем в формы предложного и творительного падежа. Второй предложный падеж получил ещё название «Местного падежа», указывающего на место пребывания предмета. Например, в форме Местного падежа находятся слова «дома» (ударение на первый слог), «домой». Часть слов Местного падежа превратились в наречия.

Звательный падеж характерен для старорусских слов, относимых сегодня к устаревшим. Например, слово «человече». Звательный падеж был упразднён, поскольку оказался идентичен современному именительному падежу. Вероятно, со временем Звательный падеж стал избыточен для русского языка.

Количественно-отделительный падеж представляет собой разновидность родительного падежа, что тоже приводило к речевой избыточности, и падеж был упразднен. Например, мы говорим: чашка чаю (или чашка чая). В дореформенной русской речи эти словосочетания были разных падежей, в современном русском языке мы относим их к одному (именительному) падежу.

Лишительный падеж схож по форме с винительным падежом, хотя и имеет некоторые различия. Например, он используется с отрицанием при глаголе. Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». В современном русском языке эти падежные различия стерты, а лишительный падеж упразднён.

Ждательный падеж в современном русском совпадает с родительным, его границы также стерты, а падеж упразднён. Однако и здесь слышатся различия: ждать у моря погоды (ждать у моря погоду).

Превратительный падеж (другое название - включительный) отвечает на вопросы винительного падежа (в кого? во что?). Однако превратительный падеж употребляется только в речевых оборотах такой формы: взять в подруги, пойти в уборщики и т.п. В современном русском превратительный падеж также упразднён, слит с винительным падежом.

И наконец, Счётный падеж. Его название говорит само за себя. Он применяется при счёте. В дореформенном русском языке его отличали от родительного падежа, однако сегодня и этот падеж поглощен своим «соседом-двойняшкой» - родительным падежом. Например: три часа (ударение на последнем слоге), а не часа (ударение на первый слог); два шага (ударение на второй слог), а не шага (ударение на первый слог).

Подобные открытия привели меня к выводу о том, что действительно «корпеть» над падежами приходилось русским недорослям в 19-м и начале 20-го века, а современным российским школьникам очень повезло работать всего с шестью падежами родного русского языка.

В то же время наличие в русском языке 13-ти падежей делает, на мой взгляд, речь гораздо точнее, по сравнению с применением всего лишь 6-ти падежей. Но это уже моё личное мнение!

«ШколаЖизни.ру» -- познавательный журнал

Просмотров страницы: 1998

Изучение падежей и их различий.

Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.

Изменение существительных по падежам: как называется?

Изменение существительных по падежам — называется склонением.

Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.

Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?

Охватывает весьма обширные понятия:

  • название предметов (стул, нож, книга)
  • обозначение лиц (женщина, младенец, вегетарианец)
  • именование живых существ (дельфин, кот, амеба)
  • название субстанций (кофе, желатин, крахмал)
  • термины различных факторов и случаев (пожар, антракт, переписка)
  • обозначение всех пребываний, действий и свойств (плаксивость, оптимизм, бег)

Существуют шесть разных падежей:

  • именительный
  • родительный
  • дательный
  • винительный
  • творительный
  • предложный

Падежи существительных в русском языке: таблица с вопросами, предлогами и вспомогательными словами в единственном числе

Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.

  • Первое склонение — существительные женского и мужского рода, концовка которых — а, я
  • Второе склонение — существительные мужского рода без окончания и которые завершаются на мягкий знак, среднего рода с концовкой – о, е
  • Третье склонение – это слова женского рода, которые в конце финишируют на мягкий знак


Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.


Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду. Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с» требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с» запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по» наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Как отличить именительный падеж от винительного?


С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.

Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.

  • Безусловно, ставиться вопрос.
    Выше в таблице уже была памятка, что именительный руководствуется вопросами кто? что? (как главный член предложения). А винительный – (вижу) кого? что? (второстепенный член предложения).
  • И есть небольшая хитрость. Т.к. слово в именительном падеже бессменно будет главным членом в предложении , то определяем главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
  • Если наше слово не главный член предложения, следовательно, оно стоит в винительном падеже, и будет второстепенным членом предложения.
  • Еще прием: поставьте вопрос к проверяемому слову в одушевленном виде. Например: кто? попугай (подлежащее в именительном падеже) клюет что? (кого?) зерно (второстепенный член предложения, винительный падеж).
  • Также весомая роль отходит предлогу, с которым связывается самостоятельная часть речи (или нет). В первом варианте (именительный падеж) существительное задействуют всегда без предлога . А вот во втором (винительный падеж), наоборот, чаще с ним (в, на, за, через и прочие).
  • Опознать падеж также поспособствует концовка. В таблице выше уже упоминалось, какие бывают завершения у всякого падежа.

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?


  • Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого или чего нет? А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что? Вопрос кого? одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого? ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что? ) бабочку. Вопрос чего? не подходит. Значит это винительный падеж.
  • Кстати, в родительном падеже будет означать привязанность кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего? ) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего? ) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов . Смартфон лучше (чего? ) кнопочного телефона (родительный).
  • Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей . В магазине не было (чего? ) сметаны (родительный).
  • А вот в винительном падеже имеет место просторное или промежуточное касательство. Определить (что? ) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что? ) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что? ) яблоко.

Несклоняемые существительные: список

Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.

Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.

  • Существительные иностранного происхождения (собственные и нарицательные), окончание которых –о, -е, -у, -ю, -и, -а:
    • шоссе
    • интервью
    • фламинго
  • Опять слова иностранного происхождения. Но! Женского рода и с согласным окончанием:
    • мадам
    • Кармен
  • Фамилии. Русские и украинские, концовка которых завершается на –о и –ых, их:
    • Иванченко
    • Короленко
    • Седых и т.п.
  • Ну и, безусловно, аббревиатуры и сокращенные слова:

Склонение существительных по падежам: пример

Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.


Как быстро выучить падежи и их вопросы?

В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.

  • Конечно, многие учителя прибегают к помощи стишков или игр. Но и родители должны помогать своим чадам в этом вопросе.
  • Первым делом – нужно запомнить, сколько всего падежей. Их всего 6.
  • А далее, на самых обычных и бытовых примерах объяснять ребенку, на какие вопросы отвечает существительное. А значит, и падежи определить легче.
  • Самое главное – это практика! Забрали ребенка из учебного заведения и едите в автобусе. Вперед! Практикуйтесь на тех словах, которые наблюдаете. Хоть на автобусе.
  • Кстати, небольшой образец легкого стишка. Он и деткам понравиться, и посодействует учебную информацию скорее усвоить.








Стишок про падежи: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.

  • Иван (И — именительный)
    Родил (Р — родительный)
    Девчонку, (Д — дательный)
    Велел (В — винительный)
    Тащить (Т — творительный)
    Пеленку (П — предложный)

Видео: Как легко выучить падежи? Простая техника заучивания

падежи

Языки непрерывно развиваются, причём благодаря малограмотным людям. Скажет одна тётка из деревни «поло́жить» и «зво́нит», и через какое-то время так будет говорить половина деревни, а лет так эдак через двадцать какой-нибудь профессор, смахивая скупую слезу, добавит эти варианты в новый академический словарь как «допустимые разговорные варианты»...

Буквы и диакритические знаки, которые кому-то показались лишними, выкидывают, а падежи со временем упраздняют. Мало кто помнит, но и в одном из самых распространённых на сегодняшний день германских языков, английском, когда-то тоже было несколько падежей, а сейчас разве что выделяют общий и притяжательный. Кроме того, не только само наличие падежей, но и их количество нестабильно. Например, в финском выделяют 14-16 падежей, а в табасаранском до 52-х. Почему же нельзя назвать конкретное число?

Падежи нередко представляют сложность не только для иностранца, который является носителем языка без падежной системы, но и для тех, кто учит родно язык. Принято считать, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее, некоторые языковеды выделяют ещё от семи до двенадцати форм, имеющих ограниченное распространение и функции. «Русская грамматика» объясняет это так: «предложно-падежные формы обладают бо́льшими возможностями конкретизации и дифференциации падежных значений: эти возможности заключены в значениях предлогов» . Непонятно? Тогда есть смысл разобраться.

Когда-то в русском языке было 14 падежей, которые делали его, наверное, не только логичнее, но и гораздо ярче и самобытнее. Однако в современной речи падежей используется почти вдвое меньше. Шесть основных падежей русского языка определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто? что? кого? чего? и т. д.), остальные же можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?).

Местный (или второй предложный) – падеж, который указывает на место пребывания предмета. Например, в форме местного падежа находятся слова «до́ма», «домо́й». Часть слов местного падежа превратилась в наречия. Его называют одним из самых понятных среди альтернативных падежей, так как его формы очевидны, они используются и заменить их нельзя. Оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й являются, видимо, наречиями. У предложного падежа можно выделить две основные функции: указание на объект речи и указание на место или время действия. Например, можно говорить о (ком? чём?) площади и можно стоять на (ком? чём?) площади, думать о (ком? чём?) комнате и находиться в (ком? чём?) комнате. Первый случай называется «изъяснительным падежом», а второй – «местным». У «площади» и «комнаты» эти формы не зависят от функции. Нередко падежом управляет не предлог, а именно смысл, который вкладывается. Если мы придумаем конструкцию с предлогом «в», когда нахождение в соответствующем месте не будет иметься в виду, нам обязательно захочется воспользоваться изъяснительным, а не местным падежом. Например, «я знаю толк в лесе». Если сказать «я знаю толк в лесу», то это будет звучать как «я это знаю лишь во время нахождения в лесу».

Звательный . Его использование считается характерным для старорусских слов, относимых сегодня к устаревшим. Например, такие слова как «старче» и «человече». Звательный падеж был упразднён, поскольку оказался идентичен современному именительному падежу. Вероятно, со временем звательный падеж стал избыточен для русского языка. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже» (Исусе, Отче, Владыче, Пантелеимоне и т.п.). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: мам, пап, дядь, тетя Ань , где образуется путём усечения окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Светуль, Андрюш), заходи! Вопрос о том, считать ли звательный падежом, широко обсуждается, так как полученные в результате слова и формы имени вообще сложно считать именами существительными. По этой же логике не выделяют притяжательный падеж, так как слова «папин» или «Андрюшин» не существительные.

Количественно-отделительный (или разделительный) падеж представляет собой разновидность родительного падежа, что тоже приводило к речевой избыточности. Например, мы говорим: чашка чаю (или чашка чая). В дореформенной русской речи эти словосочетания были разных падежей, в современном русском языке мы относим их к одному (именительному) падежу. Количественно-отделительный падеж – разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход), выпить коньяку. Налить в стакан кефира (выпить кефиру), лежит головка чеснока (съесть чесноку), сделать глоток чая (напиться чаю), молодой человек, огоньку не найдется?

Лишительный – вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не "правду"), не иметь права (не "право"). Так выражение «не знать правды» отличается от высказывания «не знать правду». В современном русском языке эти падежные различия стёрты, а лишительный падеж больше не выделяется. Нельзя сказать, что в варианте с отрицанием мы используем родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного: «не водить машину» (а не "машины"), «не пить водку» (а не "водки"). Этот падеж возникает только в том случае, если мы считаем, что каждой функции существительного должен соответствовать какой-то один конкретный падеж. Тогда лишительный падеж – это такой падеж, формы которого могут соответствовать формам родительного или винительного. Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях нам удобнее использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа. Например, «ни шагу назад», с точки зрения лингвистики, звучало бы более правильно, нежели «ни шага назад».

Ждательный – в современном русском фактически совпадает с родительным падежом, а его границы стёрты. Некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Сравните: ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды. Ждательный падеж – непростая форма, поскольку «ждать» мы можем кого-то или чего-то, то по логике должны использовать родительный падеж с этими глаголами. Однако иногда этот родительный падеж вдруг принимает форму винительного. Например, мы ждём (кого? чего?) письма, но (кого? что?) маму. А «ждать письмо» или «ждать мамы» – недопустимо. Конечно, если принять эти формы за норму русского языка, то можно делать вывод, что ждательного падежа нет, а с глаголом ждать используются и родительный, и винительный падежи.

Превратительный (или включительный) падеж отвечает на вопросы винительного падежа (в кого? во что?). Но употребляется только в речевых оборотах такой формы: взять в подруги, пойти в лётчики, выйти в люди, баллотироваться в депутаты, годиться в сыновья, президенты, взять в зятья и т.п. В современном русском превратительный падеж также упразднён, слит с винительным падежом. Если, анализируя фразу «он пошёл в лётчики», мы поставим «лётчики» в винительный падеж, то получится, что «он пошёл в (кого? что?) лётчиков». Но традиционно говорят «он пошёл в лётчики». Однако это не именительный падеж по трём причинам: 1) перед «лётчиками» стоит предлог, которого не бывает у именительного падежа; 2) слово «лётчики» не является подлежащим, поэтому этот падеж должен быть косвенным; 3) слово «лётчики» в данном контексте не отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?), поскольку нельзя сказать «в кто он пошёл?», а только «в кого он пошёл?». Следовательно, имеем превратительный падеж, который отвечает на вопросы винительного, но форма которого совпадает с формой именительного во множественном числе.

Счётный – падеж, применявшийся раньше при счёте. В дореформенном русском языке его отличали от родительного падежа, однако сегодня и этот падеж поглощён родительным падежом. Например: три часá, а не чáса; два шагá, а не шáга. Самостоятельную группу примеров составляют существительные, образованные от прилагательных. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, «нет (кого? чего?) смотровой», но «три (каких?) смотровых». Обратите внимание, что использование множественного числа тут не оправдывается тем, что смотровых три, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев».

Отложительный (или исходный) падеж. Если говорить о русском языке, то форма отложительного падежа схожа с формой родительного (употребленного с такими предлогами, как «с», «от», «из»), а иногда с творительным. Отложительный падеж указывает на траекторию движения, а точнее, на её исходную точку. «От кого?», «отчего?», «откуда?», «от чего?» – именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: из лесу, из дому, «идти с урока», но «нет урока» (это уже генитив, или родительный падеж).

Теперь стоит вернуться к вопросу, поднятому в самом начале. Почему же нельзя назвать конкретное число? Часто специалисты не могут сойтись во мнении, следует ли выделять ту или иную форму или нет и как определить падеж изначально.

Традиционным способом определения падежа является вопросный метод, при использовании которого к форме имени задаётся один из так называемых падежных вопросов (в русском кто? что? кого? чего? кому? чему? и так далее). Этот метод интуитивно прост и нагляден, но обладает рядом теоретических недостатков. Предполагает опору на метаязыковую способность задавать вопросы и поэтому зависит от компетенции носителя, что препятствует его формализации, не способен разграничивать падежные формы, к которым задаётся один и тот же вопрос (например, чего? – чая или чаю). То есть, строгих определений падежа дать не возможно. В.А. Успенский и А.Н. Колмогоров выделяли 9 падежей современного русского языка без сомнений, а с принятием некоторых допущений – до 12. Однако вопрос остался на уровне экспериментальных изысканий.

Сколько всего падежей в русском языке и какие?

Количество падежей в русском языке до реформы и их названия (по материалам википедии).

Сколько падежей в русском языке было в древности (раньше)?

Описание падежей древнерусского языка (с этимологией названий).

Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.

Падежная система

Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».

Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.

Сколько в русском языке падежей?

Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:

  • Именительный (исходная форма склонения).
  • Родительный.
  • Дательный.
  • Винительный.
  • Творительный.
  • Предложный.

Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.

Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.

Именительный падеж

Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:

  • 1 склонение: -а, -я.
  • 2 склонение: -о, -е или нулевое.

А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.

Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:

  • давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
  • определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
  • называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
  • Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).

Родительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:

  • 1 склонение: -ы, -и.
  • 2 склонение: -а, -я.
  • 3 склонение: -и.

Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.

Родительный падеж может указывать на:

  • Принадлежность предмета (машина сына ).
  • Носителя свойства (голубизна неба ).
  • Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
  • Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
  • Части целого (кусок торта ).

Дательный падеж

Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -у, -ю.
  • 3 склонение: -и.

Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.

Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:

  • Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
  • Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).

Винительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:

  • 1 склонение: -у, -ю.
  • 2 склонение: -о, -е.
  • 3 склонение: нулевое окончание.

Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.

Винительный падеж, в свою очередь:

  • Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
  • Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .

Творительный падеж

Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с

  • 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
  • 2 склонение: -ом, -ем.
  • 3 склонение: -ю.

Множественное: -ами, -ями.

Предназначен для обозначения:

  • Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
  • Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
  • Объекта действия (дышать кислородом ).
  • Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
  • Места действия (идти тропинкой ).
  • Способа, образа действия (петь басом ).
  • Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
  • Параметра предмета (величиной с кулак).
  • Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).

Предложный падеж

Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -е. -и.
  • 3 склонение: -и.

Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.

Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:

  • Объект действия (думать о девушке ).
  • Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
  • Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).

Дополнительные падежи

В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.

Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.

Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.

Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .

Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .

Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .

Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.

Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .

Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.

Подведем итоги

Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.

Сколько падежей в русском языке? Ответ кажется очевидным, но так ли это? Хотите окунуться в глубину русского языка и узнать, какой падеж у слова «из лесу» (вышел) в известной поэме Некрасова «Крестьянские дети»? В этой статье мы дадим ответ на этот вопрос, а также поговорим о подчинении, а именно о падежах.

Вот интересно, мы желаем всем: «Доброго дня», но здороваемся: «Добрый день!». А в качестве приветствия писать: «Доброго времени суток», оказывается, ошибка. Надо хотя бы: «Доброе время суток», что тоже не считается нормой. Я, кстати, не нашла, что за падеж такой — эти приветствия. Приветственный?

Итак, раз падежи, давайте что-нибудь просклоняем. Дом, например:

И.п. (Кто? Что? ) Дом
Р.п. (Кого? Чего? ) Дома,
Д.п. (Кому? Чему? ) Дому,
В.п. (Кого? Что? ) Дом,
Т.п. (Кем? Чем? ) Домом,
П.п. (О ком? О чём? ) О доме.

А как быть с этим:

Работать где? В офисе, но На дому.
Быть где? В магазине, но дома,
Идти куда? В театр, но домой.
У тебя есть дом? У меня нет дома.
Выйти от куда? Из ресторана, но из дому.

Хотя из дома уже говорят чаще, по-моему. Но выйти из леса – звучит пока ещё непривычно, потому что все мы помним «Я из лесу вышел, был сильный мороз…»

Это все самостоятельные падежи. Проблема в том, что нам сказали, что падежей, то есть форм слов, всего 6. И теперь нам кажется, что те формы, которые не вписываются в эти 6 – неправильные или как минимум устаревшие. Мы начинаем заменять их другой формой и забываем изначальную.

Так происходит упрощение языка – для того, чтобы кухарки (вспоминая Ленина) могли управлять и не выглядеть безграмотными, русский язык упрощается для удобства неграмотных людей.

Извините, что брюзжу, но мне нравится язык русского образованного дворянства, язык Пушкина, Грибоедова – красивый, понятный, живой. И злит меня, что я не говорю этим красивым грамотным языком, потому что кто-то посчитал, что мне – дочери кухарки – он не нужен. Конечно, может быть, падежи – единственное, что от нас скрыли. Но кофе теперь среднего рода, а пальто скоро можно будет склонять – изменять по падежам.

Да, давайте вернёмся к падежам. Все в школе учили 6 падежей. Рассмотрим остальные падежи.

15 падежей русского языка

К слову, многие языки имеют падежи, и если их собрать все, то насчитается около 40 падежей. В русском имеют соответствия 15. Шесть из них мы все прекрасно знаем, а вот те 9, что посчитали ненужными:

7) ЗВАТЕЛЬНЫЙ

Употребляется только в качестве обращения к кому-либо. Есть информация, что этот падеж числился как седьмой падеж русского языка до 1918 года.

Выделяют две или три формы звательного падежа:

  1. Старый: старче, отче, владыко, Господи, Боже, человече, друже.
  2. Новый: Толь! Кать! Саш! Танюш.
  3. Этой группе я название не нашла: деда, доча, сына (изначально – сыну) мам, пап, дядь.

Потом решили, что это не падеж, и убрали его. А приводит это к тому, что мы, когда-то услышав такие формы слов, но не зная, что это звательный падеж, начинаем употреблять их в качестве именительного: «мне вчера отче сказал»; «владыко Досифей произнёс проповедь» — что является ошибкой.

8) МЕСТНЫЙ

О нём мы говорили в прошлой . Его используют для обозначения места пребывания: Где? Но не «В чём?»: В лесу, на шкафу, в мозгу, дома.

9) РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ или КОЛИЧЕСТВЕННО-ОТДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

Как бы разновидность родительного падежа, потому что отвечает на те же вопросы, но форма другая.

В этот падеж ставится нечто целое по отношению к некоторой части. Отвечает на вопрос «чего?» Сейчас он почти слился с родительным: и «головка чеснока», и «головка чесноку» считаются правильными.

Стакан (чего?) кефиру, чашка чаю

В родительном падеже у этих слов другие окончания. В контексте можно проследить разделение родительного и разделительного падежа: «нет сахара» и «положить сахару» (видимо, какую-то его часть, не весь сахар).

Ещё примеры:

задать жару, прибавить ходу, задать перцу.

И кто может сказать, при чём тут части и целое? Я не понимаю.

10) СЧЁТНЫЙ

Иногда говорят, что есть Счётная форма — особая форма множественного числа существительных, которые употребляются с числительными:

восемь бит (род. п. – битов)
двести пятьдесят шесть байт (род. п. – байтов)
пять грамм, килограмм (род. п. – килограммов)

Для некоторых слов нет счётной формы, в таком случае для них используется обычная форма родительного падежа множественного числа:

пять метров
десять литров

Мы знаем, что с числами 1,5 (полтора), 2 (два, оба), 3 и 4, употребляется особая форма существительных, а с остальными числами – форма множественного числа родительного падежа:

полтора часа́ (но не ча́са) — 9 часов
два шара́ (но не ша́ра) — 8 шаров
три ряда́ (но не рЯда) — 5 рядов
1,5–2 года — 5 лет

11) ОТЛОЖИТЕЛЬНЫЙ

Обозначает начало движения (откуда?):

Из лесУ, Из домУ.

Причём ударение переносится на предлог Из.

В большинстве случаев совпадает с формой родительного падежа:

с работы, из ресторана.

12) ЛИШИТЕЛЬНЫЙ

Используется исключительно с глаголами отрицания, когда кто-то чего-то лишён:

знаю правду — но не хочу знать правды;
имеет право — но не имеет права.

Нельзя сказать, что это родительный падеж, потому что в некоторых случаях слова остаются в форме винительного:

не водить машину (р.п. — машины)
не пить водку (р.п. — водки)

А если так:

И не пить мне больше водки.

В этих случаях мы уже сами выбираем, что нам ближе – родительный или винительный падеж.

Мне «ни шагу назад» как-то привычнее, чем «ни шага назад».

13) ЖДАТЕЛЬНЫЙ

И снова считается, что не нужен падеж, потому что в одних случаях мы используем форму, сходную с родительным, а в других – с винительным.

Ждать (кого? чего? ) письма — не «письмо»
Ждать (кого? что? ) маму — не «мамы»
Ждать у моря погоды — не «погоду»

Но вот в последних падежах особенно видно, что задавание вопросов не очень эффективно решает проблему определения падежа.

И также видно, как упразднение падежей приводит к путанице, и нам уже кажется, что правильны оба варианта: родительный и винительный:

Ждать мамы, не пить водку – и начинаются споры, и разрешается всё.

А эти падежи объяснили бы и дали четкий критерий – как склонять правильно, а как – нет.

14) ПРЕВРАТИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ВКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

«Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат».
А заодно в актрисы, космонавты, солдаты.
Баллотироваться в депутаты, взять в жены, годиться в сыновья.

Это не именительный падеж множественного числа, хотя бы потому что, не отвечает на вопрос «Кто?»

15) ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ

Указывает на принадлежность и отвечает на вопрос: Чей?

Отцов кинжал – кинжал отца

Сейчас меня закидают тапками филологи-лингвисты, потому что отцов и всё, что отвечает на вопрос чей? – мамин, братов, сёстрин — это уже не существительное, а прилагательное. Такой особый вид — притяжательное прилагательное. Но раньше это называлось притяжательным падежом существительного.

На этом всё. Интересно, как вы теперь думаете, сколько падежей в русском языке?

Хорошего вечера! (Хм, а если здороваться, то Добрый вечер. Может, есть еще прощальный или желательный падеж?))