Отчет о самообразовании в детском саду. Отчет по самообразованию

Отчет

по самообразованию

на тему:

«Проектная деятельность, как средство формирования УУД»

Подготовила

учитель начальных классов

Сулейманова Г.Р.

2015-16 уч.год

Моя тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС

Задачи :

    Правильное использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД;

    внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

    повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

    воспитание чувств патриотизма, любовь и уважение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • совершенствование методов учебно–воспитательного процесса;

    изучение литературы;

    анализ и оценка результатов деятельности;

    проектная и исследовательская деятельность;

    продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

Предполагаемый результат:

    разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС

    формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

    повышение качества преподаваемых предметов;

    участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;

    умение оказать и получить практическую помощь коллегам.

У образовательного стандарта нового поколения новые цели. Теперь в начальной школе ребенка мы должны научить не только читать, считать и писать, но и привить универсальные учебные действия и сформировать мотивацию к обучению,помочь им в саморазвитии.

Эти задачи успешно решает проектная деятельность. Она позволяет организовать обучение так, что при постановке проблемы развиваются коммуникативные способности детей и дает возможностьтворчески подойти к результатам работы. Организовывается мыслительная деятельность учащихся.

Я пришла к выводу, что использование проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности повышает эффективность формирования УУД.

Принимая участие в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим способностям и склонностям. При выполнении проекта учащиеся с родителями не только находят источники информации,

исследуют, но и планируют свою работу, расширяют кругозор, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи,

Проектная деятельность дает возможность учащимся выйти за пределы школьной программы и предметов, провести межпредметные связи, сравнить жизненный опыт с новыми знаниями, реализовать имеющиеся творческие возможности и знания.

Мы создаем с детьми индивидуальные, групповые, краткосрочные и долгосрочные проекты. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность развивает познавательный интерес учащихся, умение ориентироваться в поиске информации, находить и решать проблему, творческое мышление.

Начиная с первого полугодия 1-ого класса, вовлекаю учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята и родители, стал проект «Моя семья или моё генеалогическое древо»

Этот проект проводился во время изучения раздела «Моя семья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Работа над проектом повысила интерес детей к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи.

Первые пробы участия в проекте принесли и первые результаты.

После завершения проекта учащиеся приобрели следующие умения:
-личностные:
дети осознали, что значит быть членом семьи, появился интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;

объяснять самому себе: «что я хочу узнать» и «что я узнал»;
-метапредметные:
работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные:

Первый опыт работы ребятам очень понравился и мы опять попробовали свои силы в новом проекте «Математика вокруг нас».

Этот проект увлек детей в мир цифр и чисел. Во время проекта ребята познакомились со множеством загадок, пословиц и песенок. Научились красиво изображать числа в виде человечков.

Этот проект был реализован в рамках предмета «Математика».

Цели проекта:

Познакомить с историей возникновения чисел и цифр;

Расширить знание и кругозор детей об окружающем мире;

Сформировать умение работать с информацией;

Воспитать любовь к математике.

Этапы проекта:

    Сбор информации (беседы со взрослыми, работа со справочной литературой, с ресурсами Интернет.).

    Создание итоговой работы: изготовление буклета «Числа в загадках, пословицах, поговорках»

    Защита проекта.

Результатом работы над данным проектом было приобретение следующих умений:

личностных - воспитание и развитие личностных качеств, раскрывающих отношения к труду.

Метапредметных - освоение учащимися универсальных способов деятельности; формирование исследовательских умений.

Еще проекты, которые мы выполнили, это - «Моя малая родина». Здесь дети рассказали и подготовили материал о своем городе;

«Мой класс и моя школа» . Дети познакомились с информацией об истории возникновения школы; о создании, достижениях, традициях своей школы; подбирали пословицы об учении, школе; подготовили фотоматериал;

«Правила дорожного движения».

И завершающим проектом на данный момент, стал проект «Мои домашние питомцы» . Дети подготовили:

    Сказки и сочинения о животных;

    поделки животных из бумаги, пластилина;

    рисунки с изображением животных;

    презентации и доклады о домашних питомцах.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

В 1 классе учащиеся с большим удовольствием вовлекаются в создание творческих проектов на уроках. Так, параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать «свою» азбуку . Начали с портрета любимой буквы (дети сами выбирали). Один листик А4- это одна буква. Мы ее делали «живой», искали слова на эту букву, загадки, придумывали предложения. И родители помогали, находили загадки, картинки. Но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в книжку. Получилась своя азбука.

На уроках литературного чтения я активно использую метод проекта. По завершении работы над каждым разделом вместе с ребятами мы создаем выставки рисунков.

Вот, например, недавно мы изучили раздел «Буквы, буквы, буквы…» и решили сделать выставку рисунков или поделок на тему: «Город букв» . Проектная деятельность на уроке литературного чтения способствует решению ежедневных задач, которые ставит перед собой учитель по формированию УУД. Таким образом, работаю над формированием

следующих умений:

предметные: формирую умение выделять главную мысль произведения по частям:– дети высказывают свои предположения по иллюстрации, заглавию, ключевым словам.

Учу определять жанр и содержание произведения, читать произведение самостоятельно и под моим руководством, делить содержание произведения по плану, давать полные ответы на заданные вопросы к каждой части, находить в тексте предложения, подтверждающие ответы на эти вопросы, определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

познавательные: формирую умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: грамотно пересказывать небольшие тексты, делать выводы, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

коммуникативные: развиваю умение слушать и понимать других, выразительно читать и пересказывать текст, выражать свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре, в группе.

регулятивные: формирую умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.

личностные:

1. Развиваю умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Учу оценивать поступки в определенной ситуации.

3. Формирую мотивацию к обучению.

На всех этапах подготовки проекта я консультант и помощник. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Работа в группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, испытывать радость от деятельности и полученного результата.

В течение этого года изучала много литературы по проблеме реализации ФГОС и проектной деятельности.

Ездила на курсы повышения квалификации, где получила очень много информации о том, как правильно надо вести проектную деятельность.

Часто обмениваемся опытом проведения защиты проектов с учителями начальных классов. Недавно проводили конкурс на лучший проект в начальной школе.

Проведя родительское собрание еще в сентябре, объяснила и зачитала доклад на тему: «Проектная деятельность».

Так же стараюсь участвовать в открытых онлайн-конференциях и вебинарах.

На следующие три года я запланировала следующее: продолжить работу над самообразованием по данной теме, участвовать в вебинарах и конференциях, на ГМО и ШМО, вовлекать детей участвовать в конкурсах и олимпиадах различных тематик, коллективно и самостоятельно работать над проектами, которые запланированы в учебной программе.

Подводя итог, отмечу, участие детей в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем

и родителями. Ведь так прекрасно для учителя, следить за работой мысли ребят и иногда направлять их по пути познания



Использованная литература

    Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

    Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

    Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития».- 2012

    Асмолов А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М.: Просвещение, 2010

    Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Журнал «Начальная школа»-2012. №1.

    Журнал «Начальная школа»

    Ресурсы «Интернет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Родничок» р.п.Чишмы муниципального района Чишминский район Республика Башкортостан

Отчет по самообразованию Матросовой Л.З. «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».

р.п. Чишмы

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

Цель театрально-игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1.Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)

2.Исполнительское (речевое, двигательное).

3.Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).

Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

Поставленную цель реализую через решение следующих задач:

    Создание условий для развития творческих способностей через театральную деятельность.

    Воспитание интереса к различным видам театральной деятельности.

    Формирование основных навыков актерского мастерства (навыков кукловождения, умение принимать на себя роль и действовать в соответствии со сценарием, строить монолог, диалог от имени своего героя, формирование чувства сцены).

    Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.

    Совершенствование познавательных процессов.

Воспитательно-образовательный процесс выстраиваю с учетом рекомендаций исследователей: Махоневой М.Д., Миланович Л.Г., Сорокиной Н.Ф., Чуриловой Э.Г.

Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.

Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.

Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание предметно-развивающей среды в группе, включающую в себя:

    Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

    Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр).

    Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).

Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.

Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности воспитанников), технологию организации игры драматизаций Т. Сорокиной.

Мною разработаны картотека театрализованных игр, картотека общеразвивающих игр, картотека игр на действие с воображаемыми предметами, картотека игр-ритмопластики «Развитие двигательных способностей», артикуляционная гимнастика, игры и упражнения на опору дыхания, на расширение диапазона голоса, творческие игры со словом, скороговорки. Составлен план занятий по театрализованной деятельности в старшей группе, разработаны сценарии сказок по возрасту.

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций.

Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности. В итоге всей проделанной работы – благоприятный финал, в 2015 году дети нашей группы заняли 1 место в конкурсе сказок среди воспитанников нашего детского сада с драматизацией сказки «Теремок».

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких "продуктов" — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.