Образовательный портал. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Красноярский государственный

педагогический университет

Им. В.П. Астафьева

Институт дистанционного образования (ИДисО)

Контрольная работа по теоретической педагогике

На тему: " Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника"

Красноярск 2007

Содержание

Введение

Вывод

Введение

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.

Целью данной контрольной работы является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя. Непосредственно, объектом, изучаемым в данном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классного руководителя. Предмет - особенности этой деятельности, ее главные стороны. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Рассматривая подробнейшим образом все стороны деятельности и личности классного руководителя, попытаемся вникнуть и осознать не только всю сложность должности классного руководителя, но и конечно её необходимость.

1. Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать, возможно, высокое достижение планируемых результатов.

Необходимость организовывать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, и воспитательные результаты школы не «стирались» семьей. Чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы, от которого страдает, в первую очередь, ученик и его развитие.

В общем виде назначение работы школы с родителями учащихся состоит в создании единой (вместе с коллективом класса и школы) воспитывающей среды, в которой бы считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей» .

Педагогический коллектив школы, и классный руководитель в частности, более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, эстетики, права... Поэтому может оказать помощь в нестандартных ситуациях семейного воспитания: в условиях многодетной семьи и семьях с единственным ребенком, в неполных семьях (материнских или отцовских), в семьях повышенной психологической конфликтности, в разрешении проблем и противоречий семейного воспитания, в преодолении его ошибок.

2. Формы работы классного руководителя с родителями учащегося

По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

Нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребенка. Имеют полое право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому классный руководитель, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для него работа с родителями – одна из его забот, а именно – создание воспитывающей среды для оптимального развития учащихся. Кроме того, статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребенка в случаях лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребенка, защиты ребенка от физического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством (гражданским, уголовным, и уголовно-процессуальным).

Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:

    ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

    психолого-педагогическое просвещение родителей;

    вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

    корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

    взаимодействие с общественными организациями родителей.

Раскроем более подробно каждую из этих функции.

О знакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований. Общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так на первом родительском собрании классный руководитель только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями изыскиваются возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании. Все проблемы классный руководитель держит в поле зрения родителей на протяжении всего учебного года, корректируя их, подводя итоги, ставя новые задачи, советуясь с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение. Противоречия этой проблемы современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее, исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. В школе накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой школы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Применяются практические формы психолого-педагогического просвещения родителей:

    народные Университеты;

    школьный лекторий;

    школьные и классные тематические конференции для родителей;

    родительские лектории по микрогруппам родителей на основе их групповых интересов;

    поклассное просвещение родителей;

    индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические);

    различного рода читательские конференции, обзоры, и выставки литературы для родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность – эта форма широко практикуется в современной школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Некоторые формы взаимодействия родителей, учеников и учителей в совместной деятельности.

Участие во всех видах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем – походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы. Подготовка и школьных лагерей труда и отдуха, дальних походов высокой категории сложности, поездок по городам страны. Участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, профконсультации. Ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности. Участие в работе Советов школы, школьных и классных родительских комитетов. Оказание материальной помощи в реализации различных школьных и классных дел через установление связи школы со своими предприятиями, фирмами. Участие родителей в подготовке праздника Последнего звонка, состязаний типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Папа, мама и я – спортивная семья».

Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся – первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим склонность к изучению отдельных учебных предметов, либо интерес к каким- либо формам внеурочной деятельности). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период, профилактика формирования вредных привычек. Помощь в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи профилактика правонарушений. Индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся: аморальными и противоправными; вовлекающими детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей – эта работа ведется совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования.

Взаимодействие с общественными организациями родителей- с родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Женскими Советами воинских организаций и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетентность может входить:

    оказание материальной помощи школе, отдельным семьям и учащимся;

    связь с административными и правоохранительными органами;

    коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

    помощь школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

    участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей).

Все перечисленные функции работы школы, и в частности классного руководителя, способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

2.2. Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

    организационными;

    текущими или тематическими;

    итоговыми;

    общешкольными и классными.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей. Самой главной стороны – детей.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Психолого-педагогическое просвещение.

Обсуждение организационных вопросов.

Личные беседы с родителями.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Советы психологов:

    Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.

    Длительность собрания не более 1,5 часов.

    Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

    Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

    Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

    Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

    Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

    Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

    В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.

    Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

    Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.

    Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

    Давать негативную оценку всему классу.

    Переоценивать значение отдельных предметов.

    Избирать для общения назидательный тон.

Правила подготовки классного родительского собрания:

    Тема родительского собрания должна быть актуальной для родителей.

    Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

    План проведения родительского собрания должен быть им известен.

    общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

    родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

    родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Общешкольное родительское собрание проводится два раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство с целями и задачами работы школы. Планированием воспитательного процесса (дни открытых дверей, дни самоуправления). Итоги работы за определенный промежуток времени и перспективами развития школьного обучения в условиях реформирования школы. Так же общешкольные собрания могут носить торжественный характер, например юбилей школы. Такие собрания носят глубокий нравственный характер, положительно влияют на родителей. Стимулируют их на изменение педагогической позиции в семье.

Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

3. Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся. Существует три основных типа отношений, а значит, и три основных тактики взаимодействия.

    Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу. В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, способствуют их выполнению детьми, с удовольствием помогают в организации учебно-воспитательного процесса.

    Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «я занимаюсь своим делом – школа своим», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут – тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учиться, не нарушает дисциплину – все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитанием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы» содержание и методика воспитывания семьи и школы входят в противоречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, становления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а следовательно – и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

    Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка…», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери), «в учителя идут одни жизненные неудачники и недоучки», «в других школах все гораздо лучше» и т.п. В этих и подобных ситуациях возможна различная степень непонимания, противоречия отношений, противостояния и даже противодействие, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители – школа»: хотим или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом родителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность.

Классному руководителю следует немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противостояние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, проявлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, широкой эрудированностью и кругозором. Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей личности (тактично, ненавязчиво, скромно), вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного). Обязательно в конце первого собрания предложить каждому родителю письменно или устно высказать свои суждения по поводу услышанного, замечания, предложения, дополнения, просьбы и рекомендации. При первых контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность, оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем. Такое начало позволит классному руководителю выстроить систему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно положительными, бесконфликтными. Такого быть не может, так как в основе этих отношений – жизнь со всеми её радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпадение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт – это противоречие в диалектическом подходе к явлениям – источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу – ученика, отношений в классе и с родителями, Самого педагога. Неразрешенный конфликт усугубляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей. Классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конфликта (в этом поможет имеющаяся философская, педагогическая и психологическая литература).

Сложная

совокупная причина

Типы возможных конфликтов в отношениях классного руководителя с родителями
Причины объективные

Причины субъективные

Типы возможных конфликтов в отношениях «классный руководитель ↔ родители» по возрастающей степени глубины и сложности:

    несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля. Похода, музыкального произведения… (такого рода противоречие не затрагивает ни одну из сторон);

    несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

    спор непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного процесса в школе (это противоречие затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

    ссора прерывание отношений на краткий или более длительный срок – могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, подчеркнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования);

    разрыв – конфликт, доведенный до крайней точки, когда в отношениях образовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Первая группа – причины объективные :

    различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях, в убеждениях;

    различия в уровне психолого-педагогической, этической, эстетической подготовленности к воспитанию детей;

    возрастные и половые различия педагога и родителей;

    различия в типе отношений к ребенку: в основе отношения родителей – чувство любви и родственные связи. В основе отношения педагога – общественные и общечеловеческие требования;

    однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей из наблюдений в домашних условиях, у педагога – в системе общественных отношений)

    предъявление завышенных требований родителей – к педагогам, педагогами – к родителям;

    разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физического, эстетического, нравственного…).

Вторая группа – причины субъективного характера , кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

    личностные качества: особенности протекания психологических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи), направленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, интересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и специальных), темперамента, черт характера;

    история жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую позицию;

    сложившийся стереотип в понимании воспитания;

    воспитание как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как… наказать, пригрозить, запугать…», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

    предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

    отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

    недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения);

    вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания);

    равнодушие к детям, неисполнение прямых родительских или педагогических обязанностей и другие.

Анализируя причины и условия появления конфликтности в отношениях с родителями, классный руководитель, как правило, выявляет несколько моментов, которые образуют так называемую сложную совокупную причину. Знание её позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющие6ся или возникающие конфликты.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

    сведение незначительных, несущественных проблем взаимоотношений к шутке;

    компромисс (действия на основе взаимных уступок);

    перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешенным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педагогического такта);

    спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

    выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, расположенности, любви к ребенку и родителям;

    временный отказ от своего требования;

    привлечь других лиц (директора школы, завуча, учителей-предметников, других членов семей) в качестве «третейского судьи»;

    выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых необычных формах): в библиотеке, в сквере, дома за чашкой чая;

    проявление авансированного доверия, Уважения, Надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

    конструктивный диалог (склонение родителей на свою сторону, убедительными доводами, доказательными фактами);

    умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «её глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

    использование метода «параллельного действия» А.С. Макаренко умелое приведение примера из литературы, истории, жизни, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

    личный пример педагога в умении использовать все перечисленные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания. Основные из них таковы:

    убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

    психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

    этическая образованность, владение, владение нормами культуры поведения, соблюдение правил этикета;

    психологическое здоровье сторон (в противном случае уместно участие врача-психоневролога, психиатра);

    скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, их типов, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководителю управлять ситуацией возникновения, развития, и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а следовательно – средством повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Вывод

В этой работе я отразила некоторые особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.

Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные, развивающие, познавательные и развлекательные мероприятия, дети уже привыкли к активной деятельности классного руководителя.

Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.

Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

Список используемой литературы

    Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. – М.: ЦГЛ, 2003. – 220 с.

    Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.

    Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)

    Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).

    Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993, с. 10

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные , так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями:

– родительские собрания;

– общеклассные и общешкольные конференции;

– индивидуальные консультации педагога;

– посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание .

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому . Посещение возможно только после получения разрешения родителей.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

– тематические консультации;

– родительские чтения;

– родительские вечера.

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями". Романова Лариса Вениаминовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 217 Красносельского района г. Санкт-Петербурга РР

«Самое сложное в работе с детьми -

это работа с их родителями».

(Старый школьный афоризм).

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению.

Огромное значение в работе с родителями учащихся коррекционного класса имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с пятиклассниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в среднем звене школы, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья пятиклассников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 3. Участие семей в учебно-воспитательном процессе.

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями пятиклассников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и многое другое.В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

  • «Свободное время в жизни школьника».
  • «Как помочь ребёнку стать уверенным».
  • «Роль семьи в успешном обучении ребёнка».
  • «О трудностях учения».

Каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, заранее предлагаю родителям анкету (Приложение 2) по проблеме, результаты которой выносятся позже для беседы; рекомендую прочесть книги или использовать домашние сочинения детей, часто родители пишут ответные письма детям. Заранее продумываю оформление классной комнаты (оформляем с детьми выставку творческих работ, подбираю литературу для родителей, готовлю памятки (Приложение 3); фрагменты сочинений детей по теме).

Выступая перед родителями на собрании, использую диалог, втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.

Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько говорить сам. Поэтому стараюсь организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно учиться брать советы, принимать решения, подпитываться оптимизмом - не только от классного руководителя, но и друг от друга (со - брание -“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

И еще один маленький “секрет”: во многих статьях психологов можно встретить совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с похвалы.

И еще важное: готовить заранее приглашения (Приложение 4) родителям, где вы просите их о встрече (обратите внимание - не “вызываете” в школу, а именно “просите о встрече”), т.к. очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации - собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и поиска путей устранения её.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа . В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

  • Если ребёнок лжёт.
  • Режим дня в жизни школьника.
  • Детская агрессия.
  • Тревожность детей. К чему она может привести?

Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.

Формы досуга:

  • Совместный классный час: «Семейные традиции. Семейные праздники» (намечен на конец учебного года).
  • Классное мероприятие «Новогодний огонёк».

Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя - это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники , где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.Приучаю родителей и к электронной переписке.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, не посещающими школу или редко идущими на контакт. При посещении семьи Михайловых в декабре 2012 года состоялось зна­комство с семьёй и условиями жизни ученика, что впоследствии помогло выработать правильный подход к обучению ребёнка.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.

Приложение 1.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

  1. Уважайте!
  2. Помогайте!
  3. Объясняйте!
  4. Доверяйте!
  5. Учитесь!
  6. Спрашивайте!
  7. Благодарите!

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех - за что- нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
  2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
  6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Использованные литература и интернет - ресурсы:

  • Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал

«Классное руководство». 2012-2013. На сайте: www.1september.ru

  • Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М. 2001.
  • Пахомова Л.Е. « С любовью к детям»: материалы к родительским

собраниям. 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

  • Черных О.Г. Родительские собрания: 5-8 классы. - М.: ВАКО, 2008.

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.

В.А. Сухомлинский

Совместная деятельность классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы вза-имодействия с семьями своих учеников.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, кото-рые учебное заведение предъявляет к семье. Немаловажным условием взаи-модействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ре-бенку.

В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых мероприятиях.

Начиная работать с семьями своих учеников, классный руко-водитель должен обсудить те правила общения, которыми он хо-тел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правило эффективного взаимодействия классного руководителя с се-мьями учащихся могут быть примерно следующими:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.

Групповые формы работы уместны для организации психо-логического просвещения родителей, для встреч с администраци-ей учебного заведения по самым насущным проблемам.

Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских уни-верситетов и других различных форм взаимодействия с учебным заведением.

Самой распространенной формой групповой работы с родите-лями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в семестр, в зависимости от особенностей группы, возраста учащихся, контингента родителей.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учеб-ной год. Это очень дисциплинирует родителей и дает понять, что учебное заведние целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

В течение всего учебного года классный руководитель должен провести 1-2 обязательных родительских собрания. Однако практика показывает, что классный руководитель проводит на одно-два собрания больше. Это связано с теми конкретными про-блемами и ситуациями, которые требуют проведения дополни-тельных родительских собраний.

Первое родительское собрание является, как правило, органи-зационным и проводится в сентябре-октябре.

Последующие собрания являются тематическими. Их темати-ка определяется потребностями родителей, классного руководи-теля, актуальностью обсуждаемой темы.

Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания — это собрания, посвящен-ные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано аб-солютное большинство родителей группы. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспита-ния детей.

Итоговые родительские собрания — это собрания, в задачу кото-рых входит подведение результатов развития коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся группы, собственно-го ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различ-ной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить ди-агностический материал для родителей или статистический мате-риал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него осо-бенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

  • «Из истории воспитания детей в семье»;
  • «Великие педагоги мира»;
  • «Традиции воспитания народов мира»;
  • «Крылатые фразы о воспитании»;
  • «Азбука воспитания детей в семье»;
  • «Советуем прочесть»;
  • «Книжная полка родителей»;
  • «Обсудите вместе с ребенком»;
  • «Шкатулка мудрости»;
  • «Творческая мастерская семьи»;
  • «Взрослые дети — взрослые проблемы»;
  • «Куда пойти учиться»;
  • «Закон и порядок» и др.

Такие рубрики позволят сделать родительское собрание нео-бычным; рейтинг родительских собраний изменится, будет cnособствовать изменению взаимоотношений в лучшую сторону в си-стеме «учитель — ученик — родитель».

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний.

Какие традиции родительского собрания являются значимыми и эффективными? Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые классный руководитель мо-жет отправить как домой ученику, так и на работу его родителям. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получают в день рождения своего ребенка. Это является большим стимулом для ребенка, а. также признанием заслуг самих родите-лей в воспитании детей.

Очень важным для классного руководителя является мнение родителей по проведенному собранию. Поэтому надо вводить в содержание родительского собрания элементы рефлексии. Они могут быть разными: устное мнение родителей, письменный ана-лиз результатов собрания, оформление коллажа или газеты.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них ог-ромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен по-мнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, кото-рый его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Реферат на тему:

« Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Выполнила:

Малиновская Валентина Олеговна

Ростов-на-Дону

2016

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем - взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа - это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с младшими школьниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в школе, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Все эти активные формы взаимодействия с родителями являются важными условиями для раскрытия творческого потенциала семьи.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добиваюсь того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье, стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, даю возможность проявлять инициативу, а также поддерживаю родителей во всех делах класса и школы. Своё сотрудничество начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей родителей. В работе с семьёй использую различные способы выявления талантов у родителей, для того, чтобы они могли выполнять поручения по своим интересам. Каждый родитель предлагает то, что может, так у нас был организован силами родителей театральный кружок "Юные таланты", где дети готовили спектакли для показа в детском саду и на праздниках.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание .

В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка.

Счастливая семья. Какая она?

Единство семьи и школы.

Роль самооценки в формировании личности.

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка и др.

Тематику своих же родительских собраний планирую исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся. Многие классные родительские собрания провожу с участием детей, например: " Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка". Готовясь к этому собранию, дети писали сочинения, рисовали рисунки на тему "Моя семья", готовили номера художественной самодеятельности. Во время собрания проводилась работа по группам, где родители обсуждали различные ситуации, делились своим мнением по воспитанию детей. Дети же учились общаться, ладить друг с другом и с чужими взрослыми, имели возможность оценить своих родителей "со стороны", а родители имели возможность увидеть, какое место занимает их ребёнок в коллективе, как к нему относятся одноклассники и как он относится к ним.

Подготовить многие собрания мне помогают родители: уютно оформляют класс, расставляют столы, пишут плакаты о воспитании.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным, поэтому каждый год провожу его обычно в начале сентября. На этом собрании вместе с родителями намечаем план воспитательной работы на весь год. Вместе намечаем индивидуальные линии работы. Родители отмечают, какие консультации хотели бы получить в течение года.

В конце года обязательно провожу итоговое родительское собрание, на котором родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, для этого обязательно готовлю выставки лучших тетрадей, дневников, учебников, а также концерт. Уходя с этого собрания, каждый родитель забирает работы своего ребёнка, которые проводились в течение года и хранят в портфолио. Эти работы потом пригодятся нам в выпускном классе.

Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив - это родительские вечера . Родительские вечера провожу в каждом классе 1 раз в 4 года без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Например, набирая своих будущих первоклассников, я провела родительский вечер на тему "Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?".

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаю темы родительских вечеров, которые мною были проведены:

Год рождения ребенка, каким он был, этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

"Можно" и "нельзя" в нашей семье.

Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?

Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Школьная форма. За и против.

Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы. Некоторые родительские вечера провожу в форме вопросов и ответов . Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две - три семьи, так как у них могут быть разные позиции, разные мнения. Так, например, проведя родительский вечер "Школьная форма. За и против" все родители пришли к единому мнению, что форма нужна.

Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации -собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивация учения;

моральные ценности семьи.

Тематические консультации провожу по запросам самих родителей, если они сталкиваются с какой-либо проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Если проблема общая, выношу её на собрание, если индивидуальная, то подбираю литературу, организую встречу, даю советы к кому обратиться, у которых аналогичная ситуация уже разрешена. Из опыта работы с семьёй предлагаю следующие темы консультаций для родителей:

Адаптация первоклассника.

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Как развивать плохую память ребенка?

Как развивать внимание и внимательность?

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание в семье.

Правда и ложь.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа . В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

Если ребёнок лжёт?

Детская неблагодарность.

Мой ребёнок и его друзья.

На чём основано взаимопонимание.

Детская агрессия.

Тревожность детей. К чему она может привести?

Что нужно знать о леворукости ребёнка?

Важной формой просвещения родителей являются конференции , которые расширяют, углубляют и закрепляют знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции для родителей провожу не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовим с ребятами фотовыставки, книжные выставки по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, разрабатываю и раздаю родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей. Мною были проведены конференции:

Книга и её роль в жизни.

Вредные привычки и как с ними бороться.

Культура общения со сверстниками и взрослыми.

Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.

Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности.

Игра в жизни ребенка.

Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме и другие:

Важной и продуктивной формой при работе с родителями являются лектории , которые способствуют повышению педагогической культуры родителей, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. С этой целью мною были проведены лектории:

Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

Как помочь ребёнку учиться.

Семейные традиции и праздники.

Трудовое воспитание в семье.

Телевизор в жизни семьи и первоклассника и др.

Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты . Проведение диспутов в начальной школе просто необходимо, так как многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая возможности и способности своих детей. Диспуты провожу с той целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так. С этой целью были проведены диспуты:

О разумной родительской любви.

Как вырастить ребёнка нравственным.

Режим дня в жизни школьника.

Поощрение и наказание как методы воспитания.

Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

Эти темы диспутов позволили включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя - это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники, где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность. Главная задача воспитательной работы классного руководителя — это реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Эту форму сотрудничества считаю очень эффективной, ведь во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и родителей. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно влияют на формирование личности.

Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

Дни открытых уроков.

Праздники знаний и творчества.

Турниры знатоков.

Совместные олимпиады.

Выпуск предметных газет и др.

Формы трудовой деятельности:

Оформление кабинета.

Благоустройство и озеленение школьного двора.

Посадка аллей.

Создание классной библиотеки.

Выставки "Мир наших увлечений" и др.

Формы досуга :

Совместные праздники.

Подготовка концертов, спектаклей.

Соревнования.

Конкурсы.

КВНы.

Экскурсионные поездки и др.

Широкое распространение получили семейные праздники:

Мы школьниками стали.

Праздник первой отметки.

День матери.

День отца.

День именинника и многие другие.

Игровые и спортивные семейные конкурсы:

"Папа, мама и я - спортивная семья".

"Папа, мама, я - читающая семья".

"Музыкальная семья".

"Нам вместе весело".

"Дочки и мамы".

"Папы могут всё что угодно".

Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Подводя итог своего выступления, хочется отметить, что мои родители - отличные помощники. Все наши школьные праздники проходят с их участием. Сыграть роль, придумать конкурсы и всякие развлечения, оформить класс, изготовить костюмы, поощрительные призы, помочь накрыть стол для детей, оказать шефскую помощь с неблагополучными детьми, да и многое другое - всё это по плечу моим родителям.

Анкеты показывают, что и дети, и взрослые остаются, довольны таким сотрудничеством. И когда приходит пора расставаться, нам всегда трудно.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового младшего школьника.