Образ русской женщины лирике некрасова. Образ русской женщины в произведениях некрасова

При всем многообразии тем поэтического наследия Н. А. Некрасова, при гневной обличительной силе его стихов, гражданском пафосе строк, среди незабываемых образов я все-таки на первое место в творчестве поэта ставлю эту тему. Мне кажется, сама некрасовская муза не просто вдохнула жизнь в эти образы, а, встретившись с ними, как с живыми, подала им руку, вывела на страницы книг, слилась с ними воедино. Недаром же сам поэт назвал свою музу сестрой крестьянской женщины, угнетенной и поруганной, но сумевшей при этом сохранить в сердце любовь, доброту и силу, чтобы защитить ближнего и гордо снести наказание.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
(“Вчерашний день, часу в шестом…”)
Может, поэтому “муза мести и печали” представляется мне не мифологическим существом с белыми крыльями, а русской женщиной – то красавицей-девушкой с ярким румянцем, то крестьянкой – горюхой с натруженными мозолистыми руками. Что ни образ, то обобщение, типичная картина русской действительно сти, и сплетаются воедино в поэтических строчках великая любовь и великая печаль.
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
В этом нехитром рассказе – вся жизнь, с ее безрадостными буднями и непосильным трудом, что испокон веков легли на плечи русской крестьянки, которой только и остается “вечное терпение”, и при этом столько нежности и любви, сочувствия и тепла:
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам!
(“В полном разгаре страда деревенская…”)
Как короткая дорожная песня, пролетает жизнь, мелькнут и исчезнут мимолетные радости, навсегда останется лишь безысходное, мрачное. Поэт не тешит иллюзиями – в его стихах горькие реалии:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
(“Тройка”)
Строки Некрасова – не только реквием по женской доле, плач по жизни, “не успевшей расцвесть”, его героиня прежде всего жена и мать, ее счастье зависит от счастья ее близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова – Орина, мать солдатская, потерявшая сына из-за страшной рекрутчины.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
И погас он, словно свеченька,
Восковая, предыконная…
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
(“Орина, мать солдатская”)
Мы слышим голос героинь Некрасова, их речь, подобную песнеплачу, народному сказу-причитанию, словно сама русская земля говорит их устами.
Образ русской женщины занимает центральное место не только в лирике, но и в поэмах Некрасова. От описания крестьянки Дарьи, молодой вдовы, только что потерявшей мужа, поэт переходит к обобщению:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
“Пройдет – словно солнцем осветит!
Посмотрит – рублем подарит!”
И дальше:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянках – труженицах, матерях, женах, счастливых в своей семье и своей работе, высоких и сильных в любом проявлении чувств.
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
Так объясняет поэт и то, что все счастливые сны Дарьюшки связаны с работой на поле, с трудом всей семьи, с заботой о будущем детей, мечтами об их счастье, и ее великую любовь к Проклу (“Я ему молвить боялась, как я любила его!”), и ее смелый поступок, когда она ночью пошла в соседний монастырь за чудотворной иконой, чтобы спасти мужа. Даже то, что суровая необходимость вынуждает ее сразу после похорон мужа едать в лес за дровами, говорит о величии души, о желании и умении стать для семьи опорой. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов не просто показывает нам красивую, сильную русскую женщину, крестьянку-труженицу, сумевшую стать хозяйкой своей судьбы. Рассказывая о трудной женской доле, поэт не скрывает и угнетения женщины в чужой семье, и мелких придирок, и крупных бед:
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит!
Мы видим, как героиня начинает понимать, что причина ее горькой жизни не в конкретных обидах, не в случайных совпадениях, что виновата здесь вся система государственного устройства, а ей останется один удел – терпение.
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти.
– Да почему же, дедушка?
– Ты – крепостная женщина!
Как несокрушимая стена, восстают перед Матреной Тимофеевной дни и годы неизбывного горя:
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные,
И плеть по мне прошла!
По мне – тиха, невидима –
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?
В тридцать восемь лет Матрена Тимофеевна считает себя старухой, рассказывая о своей жизни, как бы подводит итог, будучи убеждена, что ничего, кроме горя и испытаний, ожидать больше не стоит, потому что
Ключи от счастья женского
Заброшены – затеряны…
Но, даже научившись молча сносить беды и попреки, непосильный труд и голод, Матрена Тимофеевна не превратилась в покорную рабу. Терпя лишения, когда касалось дело ее самой, она горой стояла за детей, сумела спасти мужа от рекрутчины, перед самым рождением ребенка отправившись ночью в город за заступничеством к губернаторше. Очень важно это проявление непокорности в “многокручинной и многострадальной женщине”, это осознание своего достоинства, своей силы:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
“Русские женщины” – такое название дал Н. А. Некрасов поэме, посвященной женам декабристов – Екатерине Трубецкой и Марии Волконской, поехавшим за мужьями в далекую суровую Сибирь.
Русские женщины – этим все сказано: и о гордом сознании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважения к его делу, о преклонении перед его страданием, о непоколебимости решения. Исполнен драматизма диалог княгини Трубецкой с иркутским губернатором, пытающимся исполнить высочайший приказ – заставить княгиню вернуться домой. Так и представляешь себе эту молодую, тоненькую, смертельно уставшую женщину, напряженную от волнения, как натянутая струна. Сколько воли и самообладания в ее словах:
Ах! Эти речи поберечь
Вам лучше для других.
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
Покинув родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, – я слез не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.
Княгиня согласна идти даже пешим этапом, в общей партии колодников. Склоняясь перед ее преданностью мужу, силой любви, генерал не выдерживает:
Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
И разве их не ставил я?
Я делал все, что мог,
Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог!
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Я вас в три дня туда домчу…
(Отворяя дверь, кричит)
Эй! Запрягать, сейчас!
В уста княгини Волконской поэт вкладывает извечно характерные для русской женщины сочувствие и любовь к страдающим, невозможность оступиться, предать в трудную минуту.
Последнюю, лучшую сердца любовь
В тюрьме я ему подарила!
Напрасно чернила его клевета,
Он был безупречней, чем прежде,
И я полюбила его, как Христа…
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре – любовь неземная…
Это не просто слова, это осознанный выбор жизненного пути, чуть ли не первое серьезное решение женщины, за которую прежде решали родные. Это и великая жертва – ради мужа оставить у родных младенца-сына. Это естественное продолжение отцовского понимания жертвенности и долга, когда он во время войны с малолетними сыновьями пошел под обстрелом впереди войска. Это единственно возможное решение – “достойно свой крест понесем”, диктуемое сознанием своего высокого человеческого предназначения:
Теперь перед нами дорога добра,
Дорога избранников бога!
Найдем мы униженных, скорбных мужей.
Но будем мы им утешеньем,
Мы кротостью нашей смягчим палачей,
Страданье осилим терпеньем.
Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!
Чиста наша жертва – мы все отдаем
Избранникам нашим и богу.
И верю я: мы невредимо пройдем
Всю трудную нашу дорогу…
Поражает символический жест княгини при первом свидании с мужем в руднике:
…И, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!
В ряду русских женщин, перед тяжкой долей которых хочется склонить голову, чье большое сердце и светлую память хочется почтить, и мать поэта. Ее образ великой страдалицы встает перед нами на страницах поэмы “Мать”:
Ты не могла голодному дать хлеба,
Ты не могла свободы дать рабу.
Но лишний раз не сжало чувство страха
Ее души – ты то дала рабам, –
Но лишний раз из трепета и праха
Он поднял взор бодрее к небесам…
Быть может, дар беднее капли в море,
Но двадцать лет! Но тысячам сердец,
Чей идеал – убавленное горе,
Границы зла открыты наконец!
Главное предназначение женщины Некрасов видит в защите будущего, в воспитании детей. В этом – главный подвиг и его матери:
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе Read More ......
  2. Н. А. Некрасов – один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень разнопланова и многотемна. Но, без сомнения, главной темой Некрасова-поэта можно считать тему народа во всем его разнообразии. Вообще, особое место Read More ......
  3. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в Read More ......
  4. Некрасов – великий русский поэт, всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, “которым нет смерти – дави не дави”. Поэтому и центральный герой произведений Некрасова – народ. Чтобы картины народной Read More ......
  5. В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом – кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и Read More ......
  6. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”. Read More ......
  7. В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Read More ......
  8. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
Образ русской женщины в поэзии Некрасова

Образ русской женщины занимает одно из самых важных мест в поэзии Некрасова. Поэт показывает судьбы своих героинь, подчёркивая, что если весь народ живёт плохо и трудно, то жизнь женщины во сто крат тяжелее:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Это строки из стихотворения « В полном разгаре страда деревенская.. .» очень показательны и дают полное представление об отношении поэта к русской женщине. Некрасов называет свою героиню многострадальной матерью « всевыносящего русского племени». В этом видна гордость, восхищение её жизненными силами. Но в то же время автор говорит о покорности русской женщины:
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Стихотворение «В дороге» (1845) так же, как и предыдущее, носит социальный характер. Здесь Некрасов выступает в жанре социальной элегии, который он одним из первых ввел в русскую литературу. Размышления поэта о судьбе народа, а именно о жизни женщины-крестьянки, находят художественное воплощение в диалоге между лирическим героем и ямщиком. Характерно, что поэт избрал кольцевую композицию, начиная и завершая произведение словами лирического героя, а в центре мы находим исповедь ямщика, простого мужика. В первой реплике героя намечены острые проблемы, которые будут развиваться в творчестве Некрасова. Он говорит:
Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...
Ямщик рассказывает о своей жене Груше, которая была воспитана господами вместе с барышней, а потом возвращена в село. Грушу научили барским манерам, но «ни косить, ни ходить за коровой» она не умела. Не выдержав тяжёлых ударов судьбы, она стала увядать с каждым днём:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна -
Чай, свалим через месяц в могилу...
Тоска и безысходность в жизни крестьянки подчёркнута кольцевой композицией и заключительной репликой лирического героя, с горечью благодарящего ямщика за то, что тот разогнал его «неотвязную скуку».
Ещё одно стихотворение о тяжёлой судьбе девушки-крестьянки - «Тройка» (1846). Оно также написано в жанре социальной элегии. Это трагическое произведение, в котором ярко виден контраст между красотой девушки и её тяжёлой судьбой. Некрасов поэтизирует красоту героини, используя новые краски в описании её внешности:
...Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Дальше поэт говорит о том, какой будет судьба этой девушки. Он подчёркивает трудность её жизненного пути. Характерно сравнение её с цветком («Отцветёшь, не успевши расцвесть»). Важное значение имеет кольцевая композиция, которую мы уже видели в стихотворении «В дороге». В последних двух строках показано отношение Некрасова к судьбе героини. Он пишет:
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки...
Судьбу девушки изменить невозможно, ей суждено преодолевать этот тяжкий путь.
Но не только судьба женщины-крестьянки освещается в лирике Некрасова.
Так, в стихотворении «Когда из мрака заблужденья...» (1845) речь идёт о падшей женщине, которую пытается спасти герой-разночинец. В стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной...» (1847) также перед читателем предстаёт образ падшей женщины, которую нужда заставила опуститься на самое дно. Герой рассказывает:
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребёнку и ужин отцу.
Тема падшей женщины в лирике Некрасова звучит и в цикле «На улице» (1850), который считается итогом его творчества 40-х годов. В четвёртой сцене, которая называется «Ванька», изображены два типичных представителя городского дна: бедный извозчик и падшая женщина. Но поэт не высмеивает их, а сочувствует людям, у которых нет будущего:
Но оба вы - извозчик-дуралей
И ты, смешно причесанная дама, -
Вы пробуждаете не смех в душе моей -
Мерещится мне всюду драма.
И наконец, ещё «уличная зарисовка», одно из самых пронзительных произведений Некрасова, дающих наиболее яркое представление о его творчестве. Речь идёт о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом».
Очень просто и без пафоса лирический герой рисует ужасную картину: «... там били женщину кнутом». Но простота, отсутствие патетики - обманчиво. Лирический герой не просто сопереживает этой несчастной - он готов разделить её страдания.
И Музе я сказал:
«Смотри, сестра твоя родная...»
Именно боль за угнетённых, бесправных, обиженных была той силой, которая заставляла поэта творить.
Такой Музы мы ещё не видели в русской литературе. Муза Некрасова - особая, не похожая на других.
К этому образу Музы-крестьянки Некрасов возвращается много позже, в 1877 году в стихотворении «О Муза! Я у двери гроба!..». Он пишет:
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу...
Образ русской женщины в творчестве Некрасова занимает важное место не только в его лирике, но и в поэмах.
В частности, в поэме « Мороз, Красный нос », окончательный вариант которой был опубликован в 1864 году в журнале «Современник». Некрасов посвятил её сестре - Анне Алексеевне Буткевич.
Поэма отличается большим количеством эпитетов и поэтических сравнений, в том числе заимствованных из фольклора («Как дождь, зарядивший надолго», // Негромко рыдает она»), мы видим здесь образный параллелизм («Берёза в лесу без вершины - // Хозяйка без мужа в дому»). Персонажи её очень яркие, запоминающиеся. Один из самых ярких - главная героиня, Дарья. Ей посвящена третья часть поэмы. Поэт старается достичь обобщения, показать, что трагическая участь Дарьи типична:
Три женские доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторя - быть матерью сына-раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти разные доли легли
На женщину русской земли.
Мы видим героиню и в работе, и в веселье. Некрасов использует всю палитру красок, чтобы раскрыть перед читателями этот образ:
По будням не любит безделья.
Зато вам её не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Трагедия Дарьи - огромна. И здесь, как и в лирике, Некрасов подчёркивает, что судьба крестьянки безысходна, она ни от кого не увидит сочувствия:
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
И много ли струн оборвалось
У бедной крестьянской души,
Навеки сокрыто осталось
В лесной нелюдимой глуши.
Рубя дрова, Дарья разговаривает с покойным мужем. Здесь наиболее ярко передано народное сознание. Некрасов рисует время сенокоса. Это радостная пора для крестьян, но печальная для вдов:
Нынче солома по грудь человеку,
Бог нам послал урожай!
Да не продлил тебе веку, -
Хочешь не хочешь, одна поспевай!..
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создал образ Матрёны Тимофеевны - она главная героиня в главе «Крестьянка», единственной написанной от первого лица. Голос Матрёны Тимофеевны - голос народа. Она воплотила в себе все лучшие качества русского женского характера:
Матрёна Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Судьба героини постоянно расширяется до пределов общерусских, но в то же время остаётся её собственной.
«Крестьянка» - одна из самых близких к фольклору частей поэмы. В ней Некрасов использует много песен. Таким образом он передаёт богатство, широту души своей героини. Матрена не утратила чувство собственного достоинства. Но она прекрасно понимает, что «ключи от счастья женского... закинуты, заброшены у Бога самого».
В поэме «Русские женщины» Некрасов воспел подвиг декабристов и их жён. Княгиня Трубецкая говорит:
Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Жены декабристов, не испугавшись опасностей и трудностей, отправились за своими мужьями, чтобы поддержать их в тяжёлое время.
Таким образом, образ русской женщины в поэзии Некрасова многогранен. Разнообразна и палитра чувств лирического героя - от жалости и сострадания до гордости и преклонения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Введение

Образ женщины всегда привлекал внимание читателей и ценителей русской классической литературы.

Героини Николая Алексеевича Некрасова обладают самыми разнообразными характерами со всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно, украшающие её. Это и практичные женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть их. Это и готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им слово любви, это кокетки, играющие чужой любовью, это страдалицы, безропотно угасающие под гнетом, и сильные натуры. Кто-то из них способен преодолеть все тягости и невзгоды, а кто-то уже не находит сил для дальнейшей жизни.

Каждый раз, создавая образ женщины, Некрасов пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества, и каждый раз открывал для себя что-то новое. Его героини всегда колоритны и как нельзя более естественны. Они не просто существуют в литературе, они живут на страницах написанных им произведений.

Проблематика: почему образ русской женщины в лирике Николая Алексеевича Некрасова - это всегда трагический образ женщины сильной, волевой, но глубоко несчастной?

Объект исследования: стихотворения и поэмы Н.А. Некрасова.

Предмет исследования: женскиеобразы в лирике Н.А. Некрасова

Цель работы: выявление особенностей изображения русской женщины в лирике Николая Алексеевича Некрасова

Задачи:

1. ознакомиться с биографией Н.А. Некрасова;

2. проанализировать отдельные эпизоды поэм и стихотворения Николая Алексеевича Некрасова;

3. охарактеризовать каждый из женских образов;

4. выявить средства художественной выразительности в обрисовке женских образов.

Данное исследование может расширить представление современного читателя о судьбе русской женщины XIX века.

1. Теоретическая часть

1.1 Николай Алексеевич Некрасов - поэт женской судьбы

Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. О ней он пишет всегда с глубоким искреннем чувством. Это подтверждают такие произведения поэта, как стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…», эпизоды из поэм «Кома на Руси жить хорошо» и «Мороз, красный нос».

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины. Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, отдохнуть и повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна, собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентяям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадание к людям. Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает её способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью переселить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» «из сил выбивается», чтобы был сыт её ребенок. Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна Корчагина, «многострадальная мать».

Чтобы лучше раскрыть образ русской женщины-страдалицы, любящей матери и влюбленной особы необходимо раскрыть несколько образов женщин в лирике Н.А. Некрасова.

1.2 Образ матери в лирике Николая Алексеевича Некрасова

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не часто, и до Н.А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью.

До нас дошло немного свидетельств о взаимоотношениях поэта с матерью, которые говорят о том, что Некрасова связывало с ней чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой».

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.

В произведениях Некрасова нашли отражение образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская - жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, - отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но, в конечном счете, она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Образы матерей-крестьянок отражены во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее, поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны…», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

1.3 Образ крестьянки в лирике Николая Алексеевича Некрасова

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное. Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях.

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая, - княгине Волконской.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

1.4 Образ возлюбленной в лирике Николая Алексеевича Некрасова («Панаевский цикл»)

Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются «Крестьянские дети», «Женщины в Русских селеньях» и прочие произведения гражданской лирики. Тем не менее, при пристальном изучении любовной лирики Некрасова, а также его жизненного пути, выясняется, что Николай Алексеевич, как и многие другие поэты и творческие люди, был очень любвеобилен. Страстная натура, постоянно находящаяся в творческом поиске, нуждающаяся в музе, соратнице и друге - таким был поэт и, соответственно, в этом же русле развивалась и любовная лирика Некрасова.

Любовь безумную, страстную, всесжигающую, воплощением которой в жизни Некрасова стала непревзойденная, томная и знающая себе цену, Авдотья Панаева, которой он посвятил целый цикл своих стихотворений. Она была его единственной музой. Любовная лирика Некрасова, написанная для Авдотьи и об Авдотье, не знает себе равных среди любовной лирики других мастеров пера. Он безумно любил ее, был готов ради нее на все. Любовная лирика Некрасова, посвященная Панаевой, целиком и полностью автобиографична - поэт просто переносит на бумагу то, что бушует и бесится в его душе.

Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…». Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева.

Обращенные к Панаевой стихи - это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.

Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.

Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

В некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности.

2. Практическая часть

2.1 Своеобразие Некрасовского метода в обрисовке женских образов

Основным мотивом скорбной по общему тону поэзии Некрасова является любовь. Это гуманное чувство впервые сказывается в обрисовке образа родной матери поэта; трагедия ее жизни заставила Некрасова особенно чутко отнестись вообще к судьбе русской женщины.

Содержанию стихов соответствовала и особая творческая манера Некрасова. В его стихах - сочетание прозаической, разговорной лексики с фольклорно-песенной. Очень часто встречается интонация плача, которая и явилась тем новым, что внес Некрасов в русскую поэзию. Протяжности и певучести стиха Некрасов добивался использованием трехсложных размеров - дактиля, амфибрахия и анапеста.

Для стихотворений Некрасова характерно многоголосье, когда стихотворения пишутся от лица разных героев. В зависимости от социального происхождения персонажа стиль, язык и интонация стиха меняется. Это позволяет говорить о наличии речевой характеристики героев в лирике Некрасова, не менее выразительной, чем в русском реалистическом романе.

русский женщина мать некрасов

2.2 Афористичность языка, лиризм, патетика

Многие строки Некрасова стали крылатыми выражениями: «Бывали хуже времена, но не было подлей», «Вот приедет барин - барин нас рассудит», «Сейте разумное, доброе, вечное».

Произведения, изученные для создания данного проекта, так же отличаются особой афористичностью. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», разлетевшаяся на цитаты, наиболее точно раскрывает образ крестьянки: «Осанистая женщина, широкая и плотная…», «По мне обиды смертны Прошли неотплаченные», «Ключи от счастья женского…У бога самого!». В наши дни данные выражения используются для описания женщин с сильным характером, которые выдерживают все жизненные испытания.

В каждой строчке любого стихотворения, описывая образ героини и события, происходящие вокруг неё, Некрасов использовал огромное количество тропов. Самыми популярными из них являются сравнения, метафоры и эпитеты. Если говорить о художественных приемах, использованных для создания этого образа, то достаточно большое внимание Некрасов уделил инверсии, градации и портрету. Важно заметить, что образ возлюбленной - это прототип действительной любви поэта. Поэтому Некрасов не просто наделил всевозможными приемами и тропами свой образ, а вложил в него душу. Именно поэтому он является одним из самых лиричных женских образов, созданных Николаем Алексеевичем.

Эмоциональная окрашенность - третья характеристика, используемая Некрасовым для описания женских образов. Но степень её выразительности различна. Наиболее ярким женским образом явился образ матери. Душевное состояния поэта помогло сделать этот образ таковым.

Патетичность данного образа поэт передает при помощи различных художественных приемов: в конце предложений употребляет большое количество многоточий и восклицательных знаков - автор дает читателю возможность проникнуться и почувствовать то, что, в первую очередь, чувствует мать.

Ни мать, ни крестьянка не считаются образами, наделенными лиризмом. Автор заставляет думать над их судьбой и жизнью, а не показывает её только со стороны душевных переживаний.

2.3 Сравнение образов

Для сравнения были изучены самые яркие произведения, дающие полное представление в раскрытии женских образов.

2. использование фольклора играет одну из основных ролей в раскрытие образов, так как элементы устного народного творчества присутствуют в каждом проанализированном произведении;

Для того чтобы установить какой из образов содержит в себе больше афористичности, лиризма и патетики, был проведен анализ использования автором тропов, художественных приемов, фольклора. Получены следующие данные:

1. наибольшее количество эпитетов и метафор встречается в раскрытии образа крестьянки и возлюбленной;

3. фольклорные жанры имеют значение в раскрытии образов крестьянки и матери; в раскрытии образа возлюбленной они не имеют большого значения;

4. каждый из образов имеет свои детали, свой портрет, различное количество восклицаний и многоточий, что значительно отражается на раскрытии читателем какого-либо образа;

5. Использование различных тропов, не повторяющих друг друга в описании образов, указывает на своеобразие обрисовки женских образов поэтом.

Заключение

На основании практического анализа женских образов в лирике Николая Алексеевича Некрасова можно сделать следующие выводы:

· наиболее афористичным является образ крестьянки;

· образ возлюбленной является одним из самых лиричных женских образов, созданных Некрасовым;

· наибольшую патетичность содержит образ матери;

· образы крестьянки, возлюбленной и матери неразрывно связаны между собой, так как в совокупности составляют идеал русской женщины XIX века.

Образ крестьянки

Образ возлюбленной

Образ матери

Один из самых афористичных образов в русской литературе XIX века и самый афористичный образ у Николая Алексеевича Некрасова.

Наделен лиризмом, как никакой другой некрасовский образ.

Патетика-то, что определяет и раскрывает читателю образ матери Николая Алексеевича Некрасова.

Присутствует патетика, но не ярко выраженная, практически отсутствует лиризм в образе.

Менее афористичен, чем образ крестьянки - патетичней, но не более чем образ матери.

Более лиричен, чем образ крестьянки, но афористичность языка не прослеживается.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002

2. Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. - М.: АСТ, 2002

3. Г.А. Обернихина, И.А. Биккулова, И.М. Лейфман - профильный уровень литература. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011

Размещено на сайт

Подобные документы

    Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы "Дедушка Мазай и зайцы".

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

    реферат , добавлен 28.01.2007

    Изучение детства, годов учебы в гимназии и взаимоотношений в семье Николая Алексеевича Некрасова. Описания его нелегкого пути в литературу. Петербургские мытарства. Влияние детских и юношеских годов на поэзию. Поэтическое завещание. Лучшие стихотворения.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Творчество русского писателя, поэта, прозаика и драматурга Николая Алексеевича Некрасова. Учеба в Петербургском университете. Начало литературно-журнальной деятельности. Работа в журнале "Современник". Приобретение прав на издание "Отечественных записок".

    презентация , добавлен 21.02.2011

    Изучение жизненного пути русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Описание детских и юношеских годов, отношений между родителями, учебы в гимназии и университете. Первые пробы пера. Работа в журнале "Современник". Литературное наследие писателя.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала "Современник".

    презентация , добавлен 30.10.2013

    Некрасов - народный поэт. Поэт страдания. Краткие биографические сведения. Своеобразие лирики. Тема народных страданий. Образ женщин в лирике. Тема любви. Воспоминания современников о Некрасове. Вклад Некрасова в русскую литературу.

    реферат , добавлен 09.11.2006

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности Эдгара По. Анализ отношений писателя с женой и их влияния на его творчество. Женские образы в произведениях "Береника", "Морелла", "Лигейя", "Элеонора". Обзор фантастического мира лирики писателя.

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе -житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

-Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..» - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

Творчество Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, и стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Но произведения, которые поэт посвятил трагической судьбе русской женщины, заслуживают отдельного внимания.

Героиня поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Матрена Тимофеевна говорит:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого.

Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении "В дороге" рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил "ее на село -- знай-де место свое, ты, мужичка". Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах -- рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.

Скучно! Скучно! ...

Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой...

Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение "Тройка", рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь.

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг".

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения "В полном разгаре страда деревенская..."

С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении "Внимая ужасам войны". А поэма "Орина, мать солдатская" рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

Орина вспоминает, что ее Иванушка "здоровенный был детинушка", что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!

Поэма "Мороз, Красный нос" -- это также повесть о женской доле. Но в крестьянке Дарье мы видим тип "величавой славянки". Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Грустно, что жизнь Дарьи закончилась трагически. После смерти мужа груз забот становится непосильным для этой женщины. И вот ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой.

В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.

Еду ли ночью по улице темной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день --

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.

В стихотворении даны жестокие подробности жизни бедняков, типичные для столицы. В заключении автор задается вопросами, ответов на которые не находит:

Где ты теперь?

С нищетой горемычной

Злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной,

И роковая свершилась судьба?

Кто ж защитит тебя?..

Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против унижения достоинства обычного человека.

Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее "острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути". Однако на его слова: "И что же?.. бежите вы за ним, как жалкая раба", -- Екатерина Трубецкая отвечает:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба --

Я буду ей верна!

Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.

Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.

С особым состраданием Некрасов создает образы крестьянок. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» перед читателем предстает женщина, изнуренная трудом на земле.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

Жалит, щекочет, жужжит!

У нее «губы опаленные, изрезанная в кровь нога», «растрепалися косыньки». С помощью емкого определения поэт создает обобщающий образ русской женщины. Он называет ее «многострадальной матерью».

Также «вянет до времени» героиня другого знаменитого стихотворения «Тройка». Это произведение построено на ярком контрасте. В настоящем крестьянская девушка так хороша, что на нее «заглядеться не диво» - а в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына-раба», «до гроба рабу покоряться». Девушка, у которой «волосы черные, как ночь», а взгляд - «полный чар» в скором времени превратится в безропотное, покорное существо с уродливо перетянутой передником грудью, а на лице ее навечно застынет «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечный испуг». Передник в произведении - страшный символ постоянной, «черной и трудной работы», выполнять которую до самой смерти обречена молодая девушка.

Но не только невыносимый подневольный труд отнимает у русской женщины силы и красоту. В стихах Некрасова с огромным чувством сострадания показаны несчастные матери. Неизбывно горе Орины, матери загубленного царской службы солдата, или старухи, потерявшей своего единственного сына-кормильца («Деревенские новости»). Гнев вызывает у поэта война, после которой на сердцах матерей остаются кровоточащие раны. Стихотворение «Внимая ужасам войны…» - одно из самых трагических в лирике Некрасова. От войны прежде всего страдает простой люд: солдаты, их жены, дети. Поэту нестерпимо больно представлять, как воспримут весть о гибели воина его жена, друг.