Народы метисы южной америки распространение. Коренное население южной америки. Расовый состав Южной Америки

Для этнического и расового состава населения Южной Америки характерна большая сложность, что связано с особенностями ее исторического развития. Здесь живут представители всех трех больших рас: монголоидной, европеоидной и экваториальной. Здесь обитают примерно 250 больших и малых народов. В отличие от народов Старого Света многие из крупных этносов Южной Америки образовались уже в новое время. В их формировании участвовали три главных элемента: коренное индейское население, эмигранты из стран Европы и рабы, вывозившиеся из Африки.

При этом первое место в социальной иерархии колониального общества принадлежало креолам – родившимся в Америке потомкам испанских и португальских завоевателей. Далее шли индейцы, негры и многочисленные смешанные группы. К смешанным группам относились метисы - потомки от браков креолов с индейцами, мулаты - потомки от браков креолов с неграми и самбо - результат браков негров и индейцев.

В XIX в. и первой половине XX в. белое население Южной Америки значительно возросло. На современной этнической карте Южной Америки отчетливо виден испано-португальский ареал, в пределах которого без особого труда ассимилировались также романоязычные иммигранты. Еще более обширен ареал, где креольское население сочетается с метисами, а также с неграми и мулатами. Наконец, в глубинных районах по-прежнему преобладают индейские народы, общая численность которых к началу 1990-х гг. составляла 35-40 млн. человек.

Если рассмотреть карту народов Латинской Америки, то окажется, что большинство стран этого региона отличается весьма сложным этническим составом. Так, даже без учета мелких индейских племен в Бразилии насчитывается более 80, в Аргентине - около 50, в Боливии, Венесуэле, Перу, Колумбии, Чили - более 25 различных народов. Страны Южной Америки обычно объединяют в несколько групп.

Во-первых, это страны, где основу соответствующих наций составили креолы и другие европейские переселенцы. К ним относятся Аргентина, Уругвай. Во-вторых, это страны, где основу наций составили метисы: Эквадор, Перу, Чили. В-третьих, это страны, где до сих пор преобладают индейцы - Парагвай и Боливия.

Языковой состав населения Южной Америки гораздо более однородный. Со времени начала европейских завоеваний сюда были привнесены испанский, португальский и другие европейские языки. В наши дни испанский язык служит государственным (официальным) языком в большинстве стран, а говорят на нем 240-250 млн. человек. Характерно, что в латиноамериканском испанском языке под влиянием иммиграции появилось немало заимствований из итальянского, французского, немецкого, английского языков. Второе место занимает португальский язык, ставший государственным языком Бразилии. К числу англоязычных стран относится Гайана (бывшая британская колония Британская Гвиана). Французский язык принят в качестве официального в Французской Гвиане (заморский департамент Франции). В Перу, Боливии, Парагвае наряду с испанским официальными языками считаются индейские языки (ацтекский, кечуа, гуарани и др.).

Религиозный состав населения Южной Америки во многом определяется ее этническим составом и также тесно связан с историей ее колонизации. Примерно 9/10 ее населения исповедуют католицизм. Кроме католиков, есть также протестанты и православные, а из приверженцев нехристианских религий индуисты и мусульмане (в среде выходцев из Азии). У некоторых групп индейцев до сих пор сохранились пережитки дохристианских традиционных верований и обрядов. Безусловно, господствующей религией в регионе было и остается христианство. Более того, по общему количеству христиан (158 млн.) Бразилия занимает второе место в мире после США.

Размещение населения в Южной Америке.

Для Южной Америки наиболее типичны показатели плотности в пределах 10-30 человек на 1 км 2 . Плотность ниже этой нормы имеют только Боливия, Суринам, Гайана и особенно Французская Гвиана.

В Южной Америке в целом наименее заселены внутренние районы – огромные пространства тропических лесов Амазонии, часть которых вообще безлюдна, и некоторые горные области Анд. Это свидетельствует о слабой освоенности значительной части территории континента. Что же касается более густо заселенных территорий, то Я. Г. Машбиц в своей известной монографии о Латинской Америке подразделил их в соответствии с двумя различными типами размещения населения: внутренним и приокеаническим.

Внутренний тип расселения характерен для большинства Андских стран. Основная часть населения в них сосредоточена в местностях, расположенных на высотах от 1000 до 2500 м.

Ярким примером страны этого расселенческого типа может служить Боливия, едва ли не самая высокогорная страна мира, где более половины населения живет на плоскогорье Альтиплано, расположенном на высоте 3300-3800 м над уровнем моря.

В отличие от внутриконтинентальной Боливии Колумбия имеет широкий выход к двум океанам. Тем не менее, их побережья заселены довольно редко. Еще реже заселена восточная часть страны, находящаяся в верховьях Ориноко и левых притоков Амазонки. Здесь, в тропических лесах и высокогорных саваннах (льянос), занимающих 3/5 территории Колумбии, проживает только 2 % ее населения, а средняя его плотность составляет примерно 1 человек на 1 км 2 . Основное же население сосредоточено в Андах, преимущественно в межгорных котловинах с благоприятными почвенно-климатическими условиями. В таких котловинах расположены и главные города страны Богота, Медельин и др.

Второй, приокеанический тип расселения особенно характерен для Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, что в значительной мере связано с направлением европейской колонизации.

Еще в 30-х гг. XVI в. вся прибрежная территория Бразилии была разделена на 15 капитанств, земли которых король передавал выходцам из феодальной португальской знати. Так возник приокеанический тип размещения населения, который сохранился до наших дней, когда в пределах узкой приморской полосы, занимающей всего 7 % территории Бразилии, живет около половины ее населения. В то же время на западную половину страны, занимающую более 1/2 ее площади, приходится всего 5 % населения, а средняя плотность его здесь не достигает 1 человека на 1 км 2 .

В Аргентине плотность населения превышает 100 человек на 1 км 2 , тогда как Пампа имеет значительно более редкое население, а в предгорьях Анд и в Патагонии этот показатель находится на уровне 1 человека на 1 км 2 .

Приокеанический тип размещения населения в известной мере характерен и для Венесуэлы. Преобладающее большинство населения сосредоточено здесь в прибрежных и горных районах на севере и северо-западе страны.

К такому же типу расселения можно отнести и Чили, где 3/4 жителей обитают на сравнительно небольшом участке побережья между городами Вальпараисо и Консепсьон.

Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки.

Южная Америка – один из самых высоко урбанизированных регионов мира. Доля региона в общей численности городского населения мира составляет почти 14 %, уступая в этом отношении только зарубежной Азии. По прогнозам ООН, в 2025 г. численность горожан в регионе может приблизиться к 700 млн. человек. Такие страны, как Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили, Бразилия, где в городах живет от 80 до 90 % населения, относятся к числу наиболее урбанизированных в мире. Но при этом нельзя забывать и о том, что городской взрыв в Южной Америке в значительной мере объясняется миграцией в города неимущего сельского населения, и это придает ему характер так называемой ложной урбанизации.

Процесс урбанизации в Южной Америке отражает все основные черты глобальной урбанизации. К ним прежде всего относится концентрация населения в больших городах. В 1870 г. таких городов во всем регионе насчитывалось всего 14, в 1980 г. их стало уже 200, а в 1990 г. - 300. В том числе количество городов (агломераций) миллионеров возросло с 4 в 1940 г. до 42 в середине 1990-х гг., когда они концентрировали уже 38 % всего городского населения. Среди этих самых крупных агломераций по размерам и значению особо выделяются три крупнейших, относящихся к категории сверхгородов – Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.

На Современной политической карте Южной Америки 12 независимых государств. Пятое по площади государство в мире и самое большое на материке Бразилия. К зависимым территориям относится Гвиана принадлежащая Франции и являющаяся в настоящее время её и заморским департаментом. Из официальных языков преобладает испанский, в Бразилии - португальский, в Суринаме - голландский, в Гайане - английский, во Французской Гвиане - французский.

Южную Америку чаще всего подразделяют на группу Андских и группу Приатлантических стран. Аргентину, Чили, Уругвай и Парагвай иногда называют также странами Южного конуса.

По форме правления независимые страны Южной Америки отличаются от стран зарубежной Европы и зарубежной Азии гораздо большей однородностью. Все они имеют республиканский строй и все, за одним исключением, являются президентскими республиками.

По форме административно-территориального устройства в Южной Америке, как, впрочем, и в других крупных регионах мира преобладают унитарные государства. Однако три самых крупных ее страны – Бразилия, Аргентина и Венесуэла – имеют федеративное государственное устройство.

Население Южной Америки составляет более 350 миллионов человек.
До конца XV века Южная Америка была населена индейскими племенами и народами, говорившими на таких языках как типигуа-рани, кечуа и чибча. Они обживали в основном Центральноандийское нагорье (его высокогорные долины). Но с появлением европейцев (испанцы, португальцы), коренное население стало вывозиться в Перу, Венесуэлу, как рабы, для работы на плантациях и рудниках, и страны Южной Америки стали обживать иммигранты из Италии, Германии и других европейских стран.
В большинстве своем, современное население имеет индейско-европейское и негритянско-европейское происхождение. Кроме того, во многих странах Южной Америки живут крупные индейские народы, например, в Перу и Эквадоре – кечуа, а в Чили – арауканы.

Этнический состав:

  • индейцы;
  • европейцы;
  • иммигранты из стран Азии;
  • негры.

В среднем на 1 км2 проживает 10-30 человек, но меньше всего людей живет в тропических лесах Амазонии и некоторых горных областях Анд. Что касается густонаселенных районов, то одним из таких районов является Пампа (он занимает весь Уругвай и северо-восток Аргентины).
Государственный язык - испанский, но, например, в Бразилии - португальский, а Тринидаде, Гайане и Тобаго – английский.
Крупные города: Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Лима, Богота, Салвадор.
Население Южной Америки исповедуют католицизм, протестантизм, христианство, индуизм, мусульманство.

Продолжительность жизни

В среднем жители стран Южной Америки живут до 65-70 лет. Так, например, в Чили этот показатель составляет 76, в Эквадоре – 71, а в Суринаме – 69 лет.
Несмотря на довольно высокие показатели продолжительности жизни, континент характеризуется достаточно повышенным уровнем смертности среди молодых и людей допенсионного возраста.
Основные причины смертности населения: онкологические, сердечно-сосудистые, инфекционные заболевания, а также, отравления, травмы и несчастные случаи.

Традиции и обычаи народов Южной Америки

Ритуалы – главные традиции народов Южной Америки. Например, в Бразилии брак молодых обязательно должен быть освящен в церкви, а на самом празднике должен присутствовать “колдун”, задача которого – помочь молодым уберечься от сглаза.
Венесуэла славится своими главными традициями - фестивалями, которые сопровождаются танцами и песнями. Кроме того, календарь жителей Венесуэлы насыщен разными праздниками, которые они отмечают весело и шумно.
Пристального внимания заслуживают традиции жителей Боливии – проживающих здесь индейцев и потомков от смешанных браков (их традиции являются олицетворением истинных традиций Южной Америки). Свои чувства они выражают песнями и танцами (популярными народными танцами являются аучи-аучи, куека, тинки).
Боливийцы занимаются народным искусством – плетением и вязанием (за последние 3000 лет оно нисколько не изменилось).
Еще одним местным обычаем является использование в обиходе листьев коки – их принято жевать, настаивать, делать из них чай и приправлять ими некоторые блюда (в европейских странах листья коки считаются наркотиком, а в Боливии они являются тонизирующим средством).
Если вы решите отправиться в Южную Америку, вы сделаете правильный выбор – вы сможете окунуться в загадочную жизнь этого материка.

Заселение Южной Америки человеком закончилось позднее других материков - всего 12-15 тысяч лет назад. Невозможно утверждать однозначно, как был заселён материк. Скорее всего, человек проник в Америку из Азии. Произошло это во времена позднего палеолита - около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху на Земле шёл ледниковый период, и Берингов пролив, соединяющий Евразию и Америку, был покрыт льдом. Древние народы Азии мигрировали через него в поисках новых земель, пригодных для обитания и охоты, так они начали осваивать новую часть света - Америку. Но, чтобы дойти до самой южной её оконечности, у них ушло ещё около 20 тысяч лет.

Как известно, коренные народы Америки называются индейцы. Индейцами их назвал ещё Христофор Колумб, который, открыв Америку, был уверен, что достиг берегов Индии. В европейских языках, например в английском, слова "индеец" и "индиец" и сейчас пишутся и звучат одинаково: "Indian". Когда в 1492 году нога европейца ступила в Америку, это стало началом конца для большинства её коренных обитателей. Очень скоро европейские путешественники начали вести себя как завоеватели, отбирая у индейцев всё, что те не соглашались им отдавать просто так. Уже через 30 лет на самых первых островах, открытых испанцами, всё коренное население было уничтожено. Колонизаторы несли за собой материальную культуру Европы: стальное оружие, лошадей, зерно, но торговля с коренными народами шла всегда с оказанием на них давления, а заканчивалась военными действиями против них и уничтожением встававших на пути у колонизаторов племён. Вместе с этим испанцы принесли на материк и другие беды - европейские болезни. До сегодняшнего дня неизвестно - сколько индейцев погибло от них, и что оказалось для них более губительным: испанские клинки или вирусы, к которым у местного населения не было иммунитета - обычная "простуда" для европейца могла оказаться для многих из индейцев смертельной инфекцией., а от кори и оспы вымирали целые племена аборигенов.

Разумеется, не все народы Южной Америки находились на уровне родо-племенного строя, несмотря на то, что большинство из них все же жило племенами - им не требовались высокие технологии чтобы добывать пищу. Охота и собирательство могли кормить племя из поколения в поколения, а жизнь в гармонии с природой была лучшей тактикой выживания для этих людей. Но на материке были и народы и с более развитой материальной культурой. Среди них прежде всего выделяется империя Инков. Инки контролировали значительные территории запада Южной Америки. Они умели строить каменные здания, прокладывать дороги, водопроводы, у них была сложная общественная иерархия и сильная армия, с помощью которой они покорили и держали в повиновении многие другие народы Южной Америки. Инки знали обработку бронзы, однако, из-за отсутствия в Андах на их территории железных руд, они так и оставались на уровне "бронзового века", пройденного европейцами уже 2-3 тысячи лет назад. Не было у Инков и лошадей. Дикая лошадь не сохранилась в Америке, в отличие от Евразии, возможно, именно поэтому народы Америки так и не изобрели колесо. Разумеется, империя Инков не была способна дать отпор европейцам. В 20-30 гг. XVI века Франсиско Писарро захватывает это государство. Сегодня от Империи Инков остались только каменные памятники их исчезнувшей культуры. Прежде всего - это город Мачу-Пикчу (на фото). Это каменный город, построенный в перуанских Андах, который также называют "город в небесах" или "потерянный город Инков". После завоевания их Империи, жители Мачу-Пикчу таинственным образом исчезли.

С XVI века испанцы и португальцы постепенно осваивают новые земли, основывают здесь всё новые поселения, которые превращаются в крупные города. Именно из-за господства в Средневековой Европе, да и во всём мире тех времён Испании и Португалии Южная Америка сегодня разговаривает именно на этих двух языках. В большинстве стран, таких как Венесуэла, Аргентина, Чили, Парагвай государственным является испанский язык. На португальском разговаривает самая большая страна континента - Бразилия. Вместе с колонизаторами пришла сюда и христианская религия, которая вытеснила местные верования. Большая часть народов Южной Америки сейчас исповедует католицизм.

Для освоения новых земель и работ на плантациях в Южной Америке с XVI века европейцы всё чаще начинают использовать рабов. Индейцы были слишком свободолюбивыми для этих целей. Они часто предпочитали погибнуть, чем стать невольниками. Потому рабов начали завозить из Африки. В те тяжёлые времена работорговля была обычным делом, покорённые народы лишались всех прав и были обречены на смерть или рабство, а понятия прав человека или равноправия всех людей даже не существовало - это было мрачное средневековье, отголоски которого продолжали звучать вплоть до XIX века, когда наконец рабство было отменено. Чернокожие рабы завозились в Америку тысячами. Все эти процессы сильно повлияли на население материка. Ещё сотню лет назад вся Америка была заселена только индейцами - представителями монголоидной расы, а в XVI веке здесь появились люди всех трех больших рас. Между этими расами постепенно происходило кровосмешение, так как в браки достаточно часто вступали представители разных рас. Так потомки европейцев и негров называются мулаты. Они имеют смуглую кожу и черты, как европейцев, так и африканцев. Метисы - потомки индейцев и европейцев. Метисами населена в первую очередь северная часть Южной Америки - Венесуэла, Колумбия. В результате смешения индейцев и чернокожих возник еще один тип внешности - самбо.

В наши дни в Южной Америке проживает 358,7 млн. человек. Среди них представители всех человеческих рас. Значительную часть составляют потомки эмигрантов из Европы. Чистокровных индейцев сохранилось не так много, самыми крупными коренными народами являются кечуа и аймара. Однако, в глубинах амазонской сельвы еще сохранились небольшие племена, так никогда не встречавшиеся с европейцами. Они живут в изоляции и не имеют никаких представлений о существовании остального человечества. Периодически удается обнаружить новые племена, но их изучение остается практически невозможным.

Расовый состав Южной Америки


14. Народы Южной Америки

Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытнообщинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы, прежде всего, подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

Народы тропических лесов и саванн:

Коренное население: араваки, карибы, тупи-гуарани жес.

Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство, у некоторых племен – садоводство. Охота и собирательство играют второстепенную роль. Основные сельхозкультуры: кукуруза, маниока, тыква, батат, бобы, хлопчатник, табак. В рыболовстве используются различные ловушки, сети, ставятся изгороди, отравляют водоемы. Охотились на обезьян, птицу, реже на оленей и тапиров. Орудия охоты: лук, стрелы, дротики, копья с металлическим наконечником, отравленные стрелки, духовое ружье. Собирали фрукты, орехи, моллюсков, черепашьи яйца. Были развиты ремесла: обработка дерева, камня, изготовление орудий труда, гончарство, плетение. Основная пища: рыба, реже мясо. Средства передвижения: долбленые лодки, большие плоты с навесом, вмещавшие до 50 человек. Одежда: до прихода европейцев почти отсутствовала: пояс, набедренные повязки из луба. Были распространены украшения, раскраска тела и татуировка. Жилище представляло собой один большой дом, где жили до 100 человек. У каждой семьи был свой очаг. Дома были прямоугольными или округлыми в плане с двускатной крышей из пальмовых листьев, также существовала коническая крыша. Наиболее отсталые племена жили в шалашах, ставили ветровые заслоны. Социальная организация: общественной единицей была община. Земля и крупные орудия труда принадлежали общине, личные предметы после смерти человека либо уничтожались, либо погребались с умершим. Были развиты рациональные знания: ботаника, зоология, география, астрономия, они составляли карты и чертежи. Верования: анимизм, промысловые культы. Они верили в переселение душ, существовали жертвоприношения. Также устраивались различные празднества, играли на различных инструментах, устраивали соревнования.

Народы Льянос Ориноко:

На этой территории проживали отсталые кочевые племена. Они говорят на обособленных языках. Основными занятиями были охота, собирательство, рыболовство. В основном собирали растительную пищу. Некоторые племена не имели жилищ, иногда делали примитивные ветровые заслоны, шалаши. В дождевой сезон индейцы сооружают полусферические хижины, покрытые пальмовыми листьями. Одежды было минимум, иногда носили набедренные повязки. Социальная организация: живут первобытным строем. Во главе группы стоял вождь. Его звание переходит по материнской линии. Существовала экзогамия – запрет браков внутри родственной группы. Верования: вера в культ природы, существовали дух луны (создатель мира и людей), дух подземного мира (злая сила). Выделялись шаманы, чаще ими были женщины.

Народы Чакон:

Это территория Боливии, Аргентины, Парагвая. Народы: араваки, маскои, тупи, матако.

Основными занятиями были собирательство (растительная пища, личинки, побеги и плоды, мед диких пчел) и охота на страусов, тапиров, ягуаров. Орудия охоты: дубинки, копья, лук, стрелы. Было развито рыболовство, для этого использовались сети, ловушки. Незначительно развито мотыжное земледелие, выращивали тыкву, бобовые, кукурузу, табак, хлопья. Одежда: плащевидные накидки из шкур и хлопка, набедренные повязки из меха. Носили украшения, ожерелья из перьев, раковин, браслеты. Была распространена окраска тела, татуировка. Жилище: плетеные хижины полусферической формы. Они располагались по кругу или параллельными рядами. Социальная организация: существовало социальное расслоение. Выделялись группы воинов, зависимы и рабы. Во главе стоял вождь, он мог иметь нескольких жен. Существует парный брак. Юноши и девушки при вступлении в половую зрелость проходили обряд инициации. Религия: вера в культ природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение. Проводились обряды, ритуалы лечения и похорон. Они сопровождались танцами.

Народы Пампы и Патагонии:

Коренное население: патагонцы. Они занимались охотой и собирательством. Орудия охоты: лук, стрелы. Домашним животным была лама. Развивалось ремесло: ткачество, плетение, изготавливали оружия, седла, серебряные украшения, ножи. Жилище: каркасное, накрытое шкурой ламы. Одежда была из шкур. Мужчины носили штаны и рубаху, плащ, женщины – кожаный передник, плащ. Пища: мясо, различные плоды. Социальная организация: общественная единица – община из групп по 30-40 семей. Во главе общины стоял вождь. Практиковался парный брак. Девушки проходили обряд инициации. Верования: вера в духов природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение.

Народы Центрального Чили:

Коренные народы: арауканы, чанго. Основные занятия: скотоводство, рыболовство, подсечно-огневое земледелие. Землю обрабатывали плугом. Охота была слабо развита. Орудия охоты: лук, стрелы. Ремесла: плетение, гончарство, обработка дерева, кожи. Одежда: плащ, повязки из кожи. Жилище было округлой формы с конической крышей. Социальное устройство: в обществе выделялись вожди, воины, рабы. Религия: тотемизм, шаманизм, анимизм.

Народы о. Огненная земля:

Коренное население: она, алакалуфыы. ямоны. Основными занятиями были собирательство (плоды, коренья), охота на птиц, ламу, морских животных. Основные орудия: гарпуны, лук, стрелы. Традиционная одежда была из шкур, утварь изготовлялась из кости, камня. Жилище представляло собой наземные, каркасные хижины. Социальная организация: общественная единица – община из 2-3 семей. Общины объединялись в роды. Браки были экзогамными. Верования: анимизм, шаманизм. Существовали сложные обряды инициации.


Книге «Этнос и этнография», обобщающей проблематику советской и мировой этнографии, определяет этнографию как «науку об этнических общностях», добавляя при этом, что «понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная ее функция – исследование этого своего главного объекта во всем его многообразии. Так как этносы представляют собой отличающиеся друг от друга динамические системы, ...

Имя известно научному миру. Долгое руководство сектором Зарубежной Европы Института этнографии АН СССР отразилось в богатом наследии С.А. Токарева. Опубликовав небольшую статью об этнографических наблюдениях в Балканских странах в 1946 году («Советская этнография», 1946, N2), к середине 80-х годов его авторитет, укреплённый редактированием четырёхтомного коллективного труда «Календарные обычаи и...

Теоретических и методологических исследований. 2. ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ этнология этническая наука поведение Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. ...

И методологических исследований. Предмет этнологии Своеобразие каждой науки, как известно, определяется ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной...

8. Народы Южной Америки

В Южной Америке было более 5000 племён, около 100 языковых семейств (в Европе – менее 10). Весь материк заселён с неолита, с 8-7 тыс.л. до н.э.

На крайнем юге, на о-ве Огненная Земля, жили яганы и она. На побережье Магелланова пролива и островах обитали чонос, которые воевали с арауканами за о. Чилоэ. Также они растили картофель, ловили рыбу, собирали морепродукты. Их соседи теуэльче и алакалуфы населяли острова архипелага Веллингтона. Это были кочевые рыбаки и охотники, шаманисты, жившие моногамными семьями. Испаноязычные чилийцы стали их колонизировать с 70-х годов XI X века, когда их насчитывалось порядка 4000 человек. К 1972 г. этих индейцев оставалось только 50.

В Патагонской пампе издавна обитали немногочисленные племена пуэльче и теуэльче. Это были самые высокорослые индейцы. Они жили в шатрах из собачьих шкур, охотились на гуанако и страусов-нанду при помощи оружия «бола» - два каменных шара на одном кожаном ремешке. В XVI веке индейцы «получили» от европейцев лошадей. Лошади быстро одичали на воле в пампе, исконные жители их приручили и стали осваивать степи. Со временем сюда пришли некоторые племена арауканов. В пампе появились и одичавшие быки. Для аборигенов наступили хорошие, сытые времена. Но к концу XIX века пампу захватили крупные европейские скотоводы.

В Центральном Чили жили племена араукан: пикунче, мапуче, уильче, пеуэнче и другие. Арауканы, самоназвание – «мапуче» (люди земли). В настоящее время их насчитывается до 1,5 млн.человек в Чили и Аргентине.

К XV веку мапуче населяли обширную территорию от пустыни Атакама до о-ва Чилоэ. Они жили небольшими родАми, умели обрабатывать серебро, делали керамику, ткани, занимались земледелием и скотоводством.

В середине XV века земли вплоть до р. Мауле захватили инки и включили в свою империю.

Конкистадор Д. Альмагро в июне 1535 г. вышел из Куско на завоевание Чили с 570 испанцами и 15 тыс. индейцев. Поход был трудный. Андские перевалы с высотой более 4000 м. пришлось штурмовать в зимние морозы. В пути погибло 11 тысяч индейцев и все кони. Но преодолев все преграды в марте 1536 г. испанцы вышли на равнины Сев. Чили. Правда здесь они не нашли богатств, зато в мелких стычках с местными жителями понесли большие потери, и поспешили вернуться в Перу.

Мапуче создали Союз племён из 5 племенных групп. Они воевали за свою свободу с 1536 по 1882 год, т.е. почти 350 лет!

Через несколько лет по следам Д. Альмагро отправился другой отряд конкистадоров во главе с П. Вальдивия. Они захватили в 1540 г. инкский город Арекипа, основали первый город в Чили – Ла-Серена, а вскоре и будущую столицу страны – Сантъяго. Испанцы отразили первые набеги аборигенов на свои крепости, а пленённых вождей - «токи» оставили в заложниках.

На следующий год П. Вальдивия отправился в поход на юг. Воспользовавшись этим арауканы под командованием «токи» Мичималонка осадили г. Сантъяго. Небольшой испанский гарнизон оказался на краю гибели, но Инес Суарес – подруга П. Вальдивии приказала казнить заложников и бросить их головы в атакующих. Индейцы в страхе отступили.

П. Вальдивия послал за подмогой в Перу офицера Монроя с 6 солдатами. По пути их захватили индейцы. Пятеро солдат были убиты, а Монрой с последним солдатом два года провели в плену, а город Сантъяго без связи с внешним миром. Но в конце-концов пленникам удалось бежать и добраться до Перу. Они вернулись к своим с новыми силами европейцев: 160 всадников и две каравеллы с 200 пехотинцами.

В 1549 г. война возобновилась. Испанцы перешли реку Био-Био – новую границу земель араукан. На равнине Андальен их атаковало 4000 войско индейцев под командованием верховного «токи» Айявила. Испанцам при помощи огнестрельного оружия удалось отразить их натиск. Айявила погиб. Вдоль новой границы испанцы построили через 8 миль крепости: Арауко, Тукапель, Пурен.

В сер. XVI века араукан насчитывалось более 500 тыс.чел. Верховный «токи» Линкоян не хотел войны и собирался отдать свой народ в подчинение испанцам. Тогда арауканы свергли его и выбрали другого верховного «токи» Лаутаро, молодого и горячего. Ребёнком он был в плену в Сантъяго, а потом бежал. Вождь хорошо знал и силу, и слабость завоевателей.

В декабре 1553 г. арауканы восстали, напали на крепость Тукапель и уничтожили её. Генерал-капитан Чили П. Вальдивия поспешил на выручку своим крепостям. Индейцы заманили его отряд в засаду и истребили. Погиб и сам П. Вальдивия. Через несколько дней, в феврале 1554 г., был разбит и следующий отряд испанцев п/ком. Г. де Альмагро. Следом был захвачен и разрушен город Консепсьон. Отряд нового правителя Чили Ф. де Вильягра также был разбит уже у Маригеньи. Но арауканы не смогли взять города Ла-Империал и Вальдивия, оставшиеся у них в тылу. За 4 года восстания от испанцев была очищена вся центральная часть Чили, вплоть до г. Сантъяго. Но когда индейцы готовились к решающему набегу на столицу врага, случилась эпидемия тифа, унесшая жизни 4/5 воинов. В 1557 г. испанцы внезапно напали на небольшой отряд Лаутаро, убили вождя, а его голову выставили в г. Сантъяго.

Арауканы проиграли войну, но не смирились. Верховным «токи» стал старый, но сильный и отважный Кауполикан. Наступил момент, когда арауканы снова восстали. В новой войне участвовали даже женщины и дети. В боях особенно отличилась одна из жён Кауполикана по имени Фресия.

Генерал-капитаном Чили был уже де Мендоса. Испанцы применили в боях артиллерию, нашли среди индейцев предателей и опять победили. Кауполикан попал в плен и был казнён.

Арауканы за 20 лет войн и мира научились лихо владеть лошадьми и не смирились с владычеством европейцев. Их новое выступление в 1571 г. возглавил верховный «токи» Колоколо. Борьба шла с переменным успехом и с неименным упорством. Но в 1598 г. очередной «токи» Пелантар со всей своей армией внезапно напал на главные силы испанцев во главе с самим генерал-капитаном О. де Лойола, располагавшиеся у деревни Карабала и разгромил их наголову. После этого поражения колонизаторы ушли за реку Био-Био. После долгой осады, в 1600 г. испанцы оставили город Ла-Империал, а в 1602 г. город Вильяррика. Боевые действия продолжались до 1612 г., но не дали перевеса ни одной из сторон.

Испания больше не могла вести такую длительную и тяжёлую войну вдали от метрополии, да и солдаты отказывались служить в смертельно опасной стране Чили. В 1641 г. прошли мирные переговоры, завершившиеся подписанием Кильенского договора. Была подтверждена независимость племени араукан и граница по р. Био-Био. В последующие годы испанцы не раз пытались нарушить мир, поработить вольное племя, например, в 1655, 1723, 1766, 1769 гг, но всегда терпели чувствительные поражения. В 1744 г. в Сантъяго приехал первый полномочный посол из Аракании. В 1773 г. Испания признала независимость новой страны.

В 1818 г. независимость получили и республика Чили. Новые власти также вознамерились покорить индейцев, но на серьёзную войну у молодого государства сил не было.

В 1850-е годы в Арауканию приехал французский юрист Орли де Тунан (1825 – 1878). Он быстро завоевал доверие индейский вождей и был избран «верховным белым токи». После этого француз провозгласил Арауканию королевством, а себя королём Орли I . Новый монарх дал своей стране Конституцию, списанную с Конституции Франции времён 3-й империи, правительство, Национальное собрание. Орли I объединил араукан - чилийских мапуче и аргентинских ранкелче в «Объединённое королевство Араукания и Патагония». Однако, когда король приехал в Чили, он был арестован и выслан на родину. Там Орли I пытался добиться поддержки императора Франции Наполеона III , но тот отверг притязания юриста.

В это время – 1851 – 1861 гг., президентом Чили был М. Монта. Он был настроен решительно исчерпать «индейский вопрос». Усилился всесторонний нажим на араукан, на их земле чилийцы стали строить укрепления. Тогда король вернулся к своим подданным. И вовремя – чилийская армия была уже отмобилизована и вовсю готовилась к войне. Война разразилась в 1859 г. Более сильная армия Чили одержала победу, но Араукания сохранила независимость. В 1864 г. был подписан договор о границе. Индейцы и их король мечтали о долгом мире. Но когда Орли I снова попал в Чили, он опять был арестован и выслан во Францию. Через несколько лет ему удалось снова вернуться в Арауканию. И на этот раз присутствие короля не спасло страну, и чилийская армия вторгалась на индейскую территорию в 1868, 1870, 1871 гг. В июне 1871 г. Орли I уехал в Европу и больше в Америку не вернулся.

Республика Чили во второй половине XIX века усилилась во всех отношениях. В то же время воля мапуче к продолжению борьбы ослабла, чему способствовали поражения в войнах 1873 и 1880 гг., и они сдались. В 1882 г. Араукания была разделена между Чили и Аргентиной, однако отдельные племена сохраняли независимость до 1885 г.

В северную и центральную Аргентину люди пришли в 8 – 7 тысячелетии до н.э. в эпоху неолита. И даже в XVI веке обитавшие здесь племена находились на стадии общинно-родового строя. Самым развитым народом были родственные арауканам - диагиты, проживавшие в Сев. Чили и С.-З. Аргентине. Они знали земледелие, разводили лам, плавили металлы. Диагиты сохраняли самобытность до конца XVI I века, но потом были ассимилированы кечуа.

На берегах залива Ла-Плата жила группа рыболовецких племён керанди. Они вели кровопролитные войны с испанцами с 1536 г. и были полностью истреблены в конце XVI века.

В северной части Аргентины жили охотничьи племена: абипоны, тоба, матако, гуарани.

Севернее залива Ла-Плата и восточнее реки Парана, а также на территории Уругвая обитали рыбачьи племена чарруа (чарру). На севере Уругвая гуарани и тапе на исходе самобытной истории образовали первобытные общины. Испанцы организовали здесь первую колонию в 1617 г.

На территории Парагвая жили первобытные племена языковой группы тупи-гуарани, насчитывавшей к моменту прихода европейцев 2,5 млн. человек. Их главным богом был Тупон – бог дождя и молнии, создатель мира и человека, всемогущий и всеведущий. На востоке Парагвая индейцы жили оседло, а в районе Гран-Чако кочевали. Этот регион находится в квадрате: аргентинская пампа – Анды – Мату Гроссу – р. Парагвай. «Чако» на языке кечуа означает «место охоты». Здесь плодородные девственные земли, много зверья. Крупнейшим племенем этой группы было племя каикуру. Это были опытные, воинственные охотники. Врагов они убивали и снимали скальпы, но их женщин и детей забирали в своё племя. Другие племена: чане, абипоны, пайагуа, самуко, тоба, матако, мбайя, чиригуано и другие. Тупи-гаурани и в современной Америке довольно много, они по-прежнему охотники и земледельцы, возделывающие маис, маниок, дыни, матэ.

В восточном Парагвае – южной Бразилии издавна также обитали многочисленные племена тупи-гуарани. Территория Бразилии была заселена с 8 – 7 тыс.летии до н.э. и к XVI веку здесь жило 800 тысяч – 1 млн. индейцев. Племена их находились на стадии первобытно-общинного строя. Но у них уже выделились жрецы и вожди.

На побережье Атлантического океана обитали тупи-намба, довольно зажиточные рыболовы и земледельцы, строившие деревни за крепкими частоколами. Португальцы открыли берега Бразилии в 1500 году.

Во Внутренней Бразилии жили племена кочевых охотников: ботокуды, каинганг, карири и другие.

По р. Арагуайя селились племена бороро и гуато.

В холмах Мату-Гроссу обитали племена языковой группы «жес»: каяпо, шаванты, каража, камайюра, апинаже и другие.

В Амазонской сельве было много племён стоящих на довольно низкой ступени развития. Они занимались охотой и рыболовством, собирательством и примитивным земледелием, выращивая маниок, фасоль, табак и бананы. Среди них были: бакаири, сирионо, такана, панно, намбиквара, апиака, мундуруку, катукина, мура, уитото, оямпи и многие другие.

В верхней Амазонии – «Монтанье», на территории нынешних Перу, Эквадора, Колумбии, обитали охотничьи племена: хибаро (хиваро), сапаро и другие.

В Гайане жили племена народа «араваков»: уаррау, уайка, гуахарибо. Этот участок побережья Атлантики был открыт испанцами в 1499 г., а заселён голландцами в 1581 г. В конце ХХ века индейцев было ок. 40 тыс.человек.

Территорию Венесуэлы в кон. XV века населяли многочисленные индейские племена первобытных рыболовов, охотников, земледельцев: макиритаре – в верховьях Ориноко; на побережье - мирные араваки и воинственные каннибалы карибы; на центральном нагорье – каракас, какетио; в западных районах – гуахиро, лаше, мусо, тимоте, куйска и другие.