Мы встречались с тобой на закате анализ. Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате. Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блока

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связа­на с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт про­водит в родовом имении под Петербургом. Тогда у него завязы­вается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, доче­рью его соседей. Однако отношения эти не получили тогда серь­езного продолжения: юная барышня не разделяла чувств поэта. В 1902 году Блок написал об этом стихотворение, которое затем показал Любови Дмитриевне.

Стихотворение относится к любовной лирике, стиль его — романтический.

В произведении воплощен традиционный романтический конфликт мечты и реальности. В основе композиции стихотво­рения принцип антитезы земного и Божественного. Реальная девушка в белом платье противопоставлена утонченной мечте. Это противопоставление сохраняется на протяжении всего сти­хотворения, сохраняется оно и в финале. И мечта в финале по­беждает. Любовная история заканчивается — «все померкло, прошло, отошло», а мечта по-прежнему живет в душе лиричес­кого героя, в «вечернем тумане», в чьих-то мыслях «о бледной красе».

Эта антитеза мечты и реальности присутствует в каждой стро­фе. В первой строфе лирический герой вспоминает о своих встре­чах с героиней. И любовь здесь могущественно завладевает его душой, подавляя мечту:

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив,

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

И здесь мы отметим множество символических деталей. Встре­ча героев происходит «на закате», что является своеобразным художественным предварением, намекая на возможность скоро­го финала, конца их романа. Они катаются на лодке, и река здесь напоминает читателю о неумолимом ходе времени. И действи­тельно, эти вечерние встречи, любовь, надежда — все в прошлом. Поэт использует в стихотворении глаголы в форме прошедшего времени: «встречались», «любил», «думал», «померкло», «про­шло», «отошло». Эта история любви не имеет будущего — имен­но такое впечатление складывается у читателя.

Третья строфа словно подготавливает грядущее расставание героев:

Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Мечта героя здесь одерживает победу над реальной жизнью. Любовные отношения здесь зыбки, иллюзорны, неопределен­ны: встречи героев происходят в «вечернем тумане», вместо зер­кальной глади озера — у берега «рябь и камыш».

В финале герой полностью освободился от завладевших его душой чувств и остался наедине со своей мечтой:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло…

Композиционно мы можем выделить в стихотворении две части. Первая часть — воспоминания о прошлом (первые три строфы). Вторая часть — настоящее время в жизни лирического героя (заключительная строфа).

Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («о бледной красе», «лазурная тишь»), метафору, инверсию и ряды однородных членов («Приближений, сближений, сгораний — Не приемлет лазурная тишь»).

Произведение органично вливается в поток лирических уст­ремлений поэта к своей мечте — стихотворений «Вечереющий день, догорая…», «Странных и новых ищу на страницах…», «Вхо­жу я в темные храмы…».

Романтическое стихотворение Александра Блока «Мы встречались с тобой на закате» написано поэтом в 1902 году и наполнено грустью, так как писалось оно под влиянием былых чувств к Любе Менделеевой. Годом позже Менделеева стала женой поэта, но прежней романтики уже не было, хотя суженой посвящён целый цикл стихов под символичным названием «Стихи о прекрасной даме».

Блок и Менделеева

Стихи относят воспоминания Блока к 1898 году, когда между ним и Любой вспыхнули первые чувства. В это время Александр жил в родовом имении под Питером, а Менделеева была дочерью его соседей. Романтика 1898 года сразу не переросла в серьёзные отношения, так как поначалу Люба была холодна к Блоку.

В строке:

Были странны безмолвные встречи

Хорошо заметно, что страсти нет, даже разговора не складывается, хотя зерно отношений посеяно именно тогда. Заметим, что стихи пишутся в 1902 году, за год до венчания, когда стало понятно, что Люба и Александр будут мужем и женой, поэтому о том времени можно вспоминать без боли. В строках:


Не приемлет лазурная тишь…

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Стиль стихотворения

Период романтики закончен, не за горами долгая супружеская жизнь, до которой остаётся всего шаг.

В стихотворении Блоком используется символизм, что свойственно его стилю. Золотое весло, белое платье, бледная краса – это очевидный символизм, с помощью которого Блок передаёт свои чувства и эмоции, шифруя их от других.

Стиль написания – трёхстопный дактиль, стихи читаются легко и быстро запоминаются, что делает их любимыми для многих почитателей поэта. Лично мне концовка «Мы встречались» напомнила есенинское «Сукин сын» , хотя у Блока в строках больше романтизма и используется символизм, чуждый Есенину.

Стихотворение, безусловно, относится к золотому фонду русской поэзии, поэтому мимо него не стоит проходить.

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгорании
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
1902 год

Цикл Стихов о Прекрасной Даме пополнился в 1902 году еще одним творением «Мы встречались с тобой на закате».Вот перед нами еще один образ возлюбленной, мы представляем его реально, зримо:

Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Автор подчеркивает, что нереальность ему ближе, именно в ней он находит спасение, здесь его любимый образ, его возлюбленная. Иногда мечта охватывает нас полностью, занимает все мысли, именно поэтому Блок сделал композицию стиха кольцевой:

Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив…..

Нельзя сказать, что Блок употребил большое количество изобразительно-выразительных средств. Здесь все лаконично и как нельзя лучше к месту: метафоры: утонченность мечты, бледная краса, лазурная тишь, голоса панихиды подчеркивают земную, реальную картину происходящего. Также присутствуют и метафорические эпитеты: безмолвная встреча, вечерние свечи, бледная краса, лазурная тишь, белый стан, они посвящены образу возлюбленной

Изобразительные эпитеты: белое платье, песчаная коса, вечерний туман, золотое весло описывают пейзаж, на фоне которого все и происходит.

Перечитывая стихотворение еще раз еще больше убеждаешься, какой тонкой бывает грань между мечтой и реальностью. Мечта статична, неподвижна, это заметно через звукопись, певучесть одинаковости размера всех строф, через перекрестную рифму. Реальность же осязаема, объяснима, мы подчиняемся ее законам.

Поэтому Блок создал стихотворение очень четко, размеренно трехстопным дактилем, тем самым получается противопоставление формы смыслу стихотворения, мы слышим плеск волны, рассекаемой веслом, шорох песка шуршание камыша. Если отвлечься от реальности, проникнуться картиной, описываемой в строках, то чувствуется легкая сырость тумана, просматриваются очертания огня.

Начинается казаться, что уносишься и вместе с поэтом в сияющую золотом мечту, которая сплетена из вечерних приглушенных теней. Именно в этом весь Блок, гениальный поэт, умевший увести за собой в мир не реального, увлечь, хочется перечитывать эти строки снова и снова, открывать новые тайны и строки для себя.