Мифы о создании вселенной и человека

Теория происхождения вселенной любая теория (от научной до философско религиозной), дающая описание и объяснение начальных процессов возникновения вселенной (космогония), а также жизни, планеты Земля и человечества. Теории… … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

И космологические представления (к. п.) занимают особое место среди других форм мифо поэтического мировоззрения, поскольку описывают пространственно временные параметры вселенной, т. е. условия, в которых протекает существование человека и… … Энциклопедия мифологии

Мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических… … Википедия

- (от др. греч. έσχατος, «последний»), мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого времени мифологического, Э. м. содержат пророчества о будущем конце света. Космогонические и… … Энциклопедия мифологии

С ранних времен человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звезд, а в Китае идеи гармонии… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Древние. Древние, Великие Древние (англ. Great Old Ones) вымышленные существа из мифологии, созданной Говардом Филлипсом Лавкрафтом (Мифы Ктулху). Древние невероятно… … Википедия

Мифы о происхождении (в том числе сотворении) человека. А. м. составная часть космогонических мифов. В А. м. не всегда отчётливо различимо происхождение всего рода человеческого и определённого народа (ср. известное тождество названия племени и… … Энциклопедия мифологии

Мифы, главным персонажем которых является солнце; в научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы 19 в., солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные… … Энциклопедия мифологии

Заговоры особые тексты формульного характера, которым приписывалась магическая сила, способная вызвать желаемое состояние. Заговоры самым тесным образом связаны с мифом и со всей мифо поэтической сферой, но эта связь до сих пор оставалась… … Энциклопедия мифологии

Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники, помогают в решении задач истории как… … Энциклопедия мифологии

Скачать книгу Роберт Асприн. Мифы вселенной. Сборник книг абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.

Американский писатель-фантаст. Известен большинству читателей как автор «МИФического цикла», романы которого повествуют о приключениях Великого Скива и его друзей. «МИФический цикл» - яркий образец юмористического и увлекательного фэнтези.

Вошедший увидел теперь лицо Гаркина, увидел его глаза, его лицо исказилось в гротескной маске страха. Он рефлекторно выстрелил из арбалета, но слишком поздно. Я не видел, что именно сделал Гаркин, но вошедший вдруг исчез в слое пламени. Он пронзительно закричал в агонии, и упал на пол. Пламя исчезло так же внезапно, как и появившись, оставив только дымящийся труп, как доказательство того, что оно действительно существовало...

Список книг:
1. Другой отличный миф
2. Мифо-толкования
3. МИФОуказания
4. Удача или МИФ
5. Мифические личности
6. МИФОнаименования и извергения
7. Корпорация М.И.Ф. в действии
8. МИФфия невыполнима
9. Нечто оМИФигенное

Название: Мифы вселенной. Сборник книг
Автор: Роберт Асприн
Язык: Русский
Жанр: Фэнтези
Год: 1978-2002
Формат: rtf, fb2
Размер файла: 13.48 Мб


Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Роберт Асприн. Мифы вселенной. Сборник книг

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Роберт Асприн. Мифы вселенной. Сборник книг предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

В древних мифах и преданиях разных народов содержатся удивительные утверждения, что будто бы некогда боги принесли в жертву гигантского космического Первочеловека и из частей его тела была создана Вселенная.

В Индии — это Пуруша, древние греки утверждали, что это Зевс. В скандинавской мифологии боги во главе с Одином создали мир из тела убитого ими великана Имира. Согласно китайскому мифу Вселенная отожествляется с телом гиганта по имени Паньгу. Сохранилось множество преданий, бытовавших в Тибете, у американских индейцев, в Египте и Шумере, о Вселенной как о антропоморфном существе. В средневековых мусульманских легендах говорится, что тело Адама после смерти стало землей, волосы деревьями, кости и жилы горами и реками. Адепты религии бон утверждали, что головой космического человека является Луна. Как нам понять сегодня эти многочисленные и популярные в древности представления?

Несомненно, что феномен жизни в том виде, в котором мы его знаем — явление космическое. Расположение галактик звезд и планет, установление между ними электромагнитных, гравитационных, механических и прочих взаимодействий не просто оказали влияние, а сформировали саму жизнь и ее апофеоз — человека. Можно сказать, что коль скоро жизнь является продуктом взаимодействия физических законов, действующих на Земле, в ближайшем Космосе, Солнечной системе и во всей Вселенной, то и вся Вселенная как целое является прототипом Человека истинным родителем и отцом. От­сюда становится понятным страст­ное желание древнего человека на­делить Вселенную антропоморфными чертами. Неудивительно, что Солнечная система, ближайший космос, Луна и сама Земля также приобретают эти черты в представ­лениях древних людей.

Можно смело утверждать, что будь Космос по-другому устроен, звездные системы и планеты по-другому “уравновешены», то и жизнь бы на Земле была другая. Человек был бы другой, совсем непохожий на теперешнего. Как, возможно, в других частях Вселенной существу­ют совсем другие формы жизни, чем те, которые мы рассчитываем увидеть.

Если бы вокруг Земли не вращалась с заданной траекторией Луна, то кто знает, может быть, живые существа никогда не приобрели бы головную часть своего тела — сосре­доточие головного мозга. Головной мозг не стал бы накапливаться в переднем конце червяка, интегри­руя с органами чувств. Не обозна­чилась бы тенденция к накоплению вещества мозга с передачей этой тенденции по наследству (цефализация — рост объема мозга). Жизнь могла замереть на примитивной ста­дии и никогда не развилась бы до развитой формы своего творения — человека. Поэтому правы древние тибетские легенды, утверждаю­щие, что человек вырос из Земли под воздействием лунного света. Можно сказать, что эта аллегория очень близка к истине: человек дей­ствительно прошел через множество животных форм, оставив после себя шлейф в виде своих предков — раз­нообразных живых существ.

Если бы вокруг Земли вращались две Луны, вполне возможно, что мозг сосредотачивался бы в различ­ных частях тела, и у человека было бы две головы. Не исключено, что одна — вверху, а другая внизу, где сейчас половые органы. Иными сло­вами, благодаря тому что мы име­ем на Земле соответствующие фи­зические и химические константы — животные, растения, люди именно такие, какими мы их и привыкли видеть!

Древние художники интуитивно чувствовали важность гармоничес­кого соотношения всего космичес­кого мироустройства для дальней­шего существования Земли, живот­ных и человека. Сами понятия гар­монии и красоты сформированы под воздействием Космических Гармонии и Красоты. Поэтому художники отобразили в памятниках истории и культуры — великолепных храмах и дворцах, пирамидах и архитектур­ных ансамблях — все те же законы Гармонии, которые они наблюдали вокруг себя и под действием кото­рых развивались сами. Древними строителями неосознанно оказались запечатлены периоды вращения планет, сроки солнечного и лунно­го затмений, расстояния ог Земли до Луны, до других планет и до Сол­нца и иные физические константы Макрокосмоса.

Технические устройства, являясь произведением рук человеческих, также не избежали запечатения в своих формах и принципах работы общих для данного космического места (Земли) закономерностей. В конце концов все технические дос­тижения, да и сам прогресс науки и техники, представляют собой интуитивную попытку воспроизвести действующую модель мироустройства. Все промышленные предприятия, города, государства строятся по общей схеме построения живых существ. Развивая НТР, человек пытается воссоздать техническую систему по образцу биологической, таким образом, перекладывая большую часть своих биологических функций на плечи машин. Тем самым он выводит себя из-под гнета физических законов, которые, собственно, и произвели его из червяка.

Благодаря воспроизводству тех­нических систем на манер биологи­ческих у человека появится наконец возможность ослабить бремя труда и выйти из затяжного тренинга от червяка до человека в сотни милли­онов лет. Время становления Чело­века Разумного останется в про­шлом, как время проб, страданий и ошибок. Место в Природе человека займет единая техническая система, которая будет развиваться под действием тех же космических констант, что и сам человек. Венец творения, как и подобает венцу, будет наконец выведен из-под удара Космоса. Он будет лишь корректировать и направлять развитие человека технического, освободив свое мышление и творческую интуицию для подлинно человеческого существования. Так и пойдут они в дальнейшей истории эволюции: два близнеца, два брата рука об руку человек биологический и человек технический, помогая друг другу, возвращая звездам их долг и возвышая себя до них! Когда человек биологический станет независимым от действия физических факторов эволюции, расширив свое влияние на всю Вселенную, он займет место некогда расчлененного вселенского человека из древних преданий. Круг замкнется. И Вселенная заживет опять как один человек!

Наши познания о космосе похожи на наши знания об истории: бывает действительно сложно разобраться, где настоящие факты, а где запомнившиеся по фильмам. И в обоих случаях часто оказывается, что эти знания не просто неточны, а до смешного ошибочны. Какие же самые распространенные заблуждения о космосе мы вынесли из фантастических фильмов?

Миф №1: Космонавт без скафандра взорвется в открытом космосе
Вероятно, это один из самых старых и распространенных мифов. Есть мнение, что если человек вдруг окажется в открытом космическом пространстве без специального защитного костюма, его просто разорвет на части. Логика в этом есть, ведь в космосе нет давления, поэтому если человек взлетит слишком высоко, его раздует как воздушный шар и он лопнет. Однако на самом деле наше тело вовсе не так эластично, как воздушный шарик. Нас не может разорвать на части в космосе, так как наше тело слишком упруго.

Нас может немного раздуть, это так, но наши кости, кожа и другие органы не настолько хрупки, чтобы в миг разорваться на части. В реальности несколько людей подвергались влиянию невероятно низкого давления во время своей работы в космосе. В 1966 году один космонавт тестировал космический скафандр, когда произошла разгерметизация на высоте более 36 километров. Он потерял сознание, но вовсе не взорвался, а позже полностью восстановился.

Миф №2: Человек без скафандра замерзнет в открытом космосе
Это заблуждение подогревается множеством кинофильмов. Во многих из них можно увидеть сцену, в которой один из героев оказывается за пределами космического корабля без скафандра. Он тут же начинает мерзнуть, а если пробудет в открытом космосе определенное время, просто превратиться в ледышку. В реальности все будет происходить с точностью наоборот. В открытом космосе вы вовсе не переохладитесь, а перегреетесь.

Миф №3: Кровь человека закипит в открытом космосе
Этот миф связан с тем фактом, что точка кипения любой жидкости имеет прямую связь с давлением окружающей среды. Чем выше давление, тем выше точка кипения и наоборот. Это происходит потому, что жидкости легче превратиться в газ, когда давление ниже. Поэтому логично было бы предположить, что в космосе, где нет давления, жидкости сразу же закипят и испарятся, в том числе и кровь человека. Линия Амстронга - величина, при которой атмосферное давление настолько низкое, что жидкости испаряются при температуре, равной температуре нашего тела. Однако с кровью такого не происходит.
Например, жидкости тела, та же слюна или слезы, действительно испаряются. Человек, который испытал на себе, что такое низкое давление на высоте 36 километров, рассказывал, что во рту у него действительно пересохло, так каквся слюна испарилась. Кровь, в отличие от слюны, находится в закрытой системе, а вены позволяют ей оставаться в жидком состоянии даже при очень низком давлении.

Миф №4: Солнце - пылающий шар
Солнце - космический объект, которому уделяют много внимания при изучении астрономии. Это огромный огненный шар, вокруг которого вращаются планеты. Он находится на идеальном для жизни расстоянии от нашей планеты, давая достаточно тепла. Многие неверно представляют себе Солнце, полагая, что оно действительно горит ярким пламенем, наподобие костра. В реальности же это большой газовый шар, который дает свет и тепло благодаря ядерному синтезу, который имеет место, когда два атома водорода соединяются, образуя гелий.

Миф №5. Солнце жёлтое
Цвет Солнца - вещь сама собой разумеющаяся, одна из тех вещей, которые мы усваиваем ещё в детском саду. Даже в принятых классификациях наша звезда значится как «жёлтый карлик». Так что же тут может быть не так? Мы в курсе и того, какого цвета ближайшие к нам космические объекты, потому что у нас полно фотографий, добытых тем же телескопом «Хаббл», околоземными спутниками и курсирующими по солнечной системе зондами. Именно благодаря им Голливуд, а за ним и весь мир, узнал, какого цвета марсианское небо или лунные камни. На самом деле Солнце не жёлтое. Причина, по которой мы видим его таким — в земной атмосфере, окрашивающей солнечные лучи в желтоватый оттенок. Но не стоит забывать, что температура нашей звезды - 6000 градусов по Кельвину, и на самом деле у неё единственный возможный для настолько раскалённого объекта цвет. Белый. По факту, солнце ещё скучнее, чем Луна: на нём даже лица не разглядеть.
А что же с остальными телами нашей солнечной системы? Ведь у нас есть фотографии. У нас же есть марсоходы, фотографирующие поверхность Марса с расстояния вытянутой руки!
Вы будете удивлены, но ни одна из космических камер не делает цветных снимков. Цвет добавляют позже с помощью фильтров.
«Цвета на снимках с телескопа Хаббла нельзя назвать ни правильными, ни неправильными». Чаще эти снимки представляют физический процесс, лежащий в основе предмета съемки. Они являются способом представить на одном снимке так много информации, сколько возможно получить.
Так что, да, все потрясающие космические фотографии, которые мы видим год за годом, это просто чёрно-белые снимки, раскрашенные, чтобы учёные могли более наглядно отразить каждую деталь изображения.

Миф №6: У кометы горящий хвост
Представьте себе на секунду комету. Скорее всего, ваше воображение нарисует кусок льда, летящий на большой скорости сквозь космическое пространство и оставляющей за собой яркий след. В отличие от метеоров, которые вспыхивают в атмосфере и умирают, комета может похвастаться наличием хвоста вовсе не из-за трения. Более того, она вовсе не разрушается, путешествуя в космосе. Ее хвост образуется благодаря теплу и солнечному ветру, которые растапливают лед, а частицы пыли отлетают от тела кометы в направлении, обратном ее движению.

Миф №7: Меркурий ближе всего к Солнцу, а значит, это самая горячая планета
После того, как Плутон вычеркнули из списка планет Солнечной системы,самой маленькой из них стал считаться Меркурий. Эта планета находится ближе всего к Солнцу, поэтому можно предположить, что она является самой горячей. Тем не менее, это не так. Более того, Меркурий на самом деле сравнительно холодный.
Максимальная температура на Меркурии составляет 427 градусов Цельсия. Если бы эта температура наблюдалась на всей поверхности планеты, даже тогда Меркурий был бы холоднее Венеры, температура поверхности которой составляет 460 градусов Цельсия.

Несмотря на то, что Венера находится на расстоянии 49889664 километра от Солнца, она имеет такую высокую температуру благодаря атмосфере, состоящей из углекислого газа, который задерживает тепло у поверхности. У Меркурия такой атмосферы нет. Помимо отсутствия атмосферы, есть еще одна причина, почему Меркурий - сравнительно холодная планета. Все дело в ее движении и орбите. Полный оборот вокруг Солнца Меркурий совершает за 88 земных суток, а полный оборот вокруг своей оси делает за 58 земных суток. Это означает, что ночь на Меркурии длится 58 земных суток, поэтому температура на той стороне, которая оказывается в тени, опускается до минус 173 градусов Цельсия.

Миф №8: Человек отправлял космические корабли только к поверхности Марса
Все, конечно, слышали о марсоходе "Кьюриосити" и его важной научной работе, которую он выполняет, находясь сегодня на поверхности Марса. Вероятно, многие забыли о том, что на Красную планету отправлялись и другие аппараты. Марсоход "Оппортьюнити" приземлился на Марсе в 2003 году. Ожидалось, что он проработает не более 90 дней, однако этот аппарат до сих пор в рабочем состоянии, хотя прошло уже 10 лет!
Многие полагают, что мы никогда не сможем запустить космические аппараты для работы на поверхности других планет. Конечно, человек отправлял различные спутники на орбиты планет, но добраться до поверхности и благополучно приземлиться - задача не из легких. Впрочем, попытки были. Между 1970 и 1984 годами СССР удачно запустил 8 аппаратов на Венеру. Атмосфера этой планеты крайне не гостеприимна, поэтому все корабли проработали там очень недолго. Самое долгое пребывание - всего 2 часа, это даже больше, чем рассчитывали ученые. Также человек добрался и до более удаленных планет, например, до Юпитера. Эта планета практически полностью состоит из газа, поэтому приземляться на нее в обычном смысле несколько затруднительно. Ученые все же отправили к ней аппарат. В 1989 году космический корабль "Галилео" полетел к Юпитеру, чтобы изучить эту гигантскую планету и ее спутники. Это путешествие заняло 14 лет. 6 лет Аппарат усердно выполнял свою миссию, а затем был сброшен на Юпитер. Он успел отправить важную информацию о композиции планеты, а также ряд других данных, которые позволили ученым пересмотреть свои представления о формировании планет. Также еще один корабль под названием "Юнона"сейчас на пути к гиганту. Планируется, что он доберется до планеты только через 3 года.

Миф №9: Космонавты на орбите Земли находятся в невесомости
Реальная невесомость или микро-гравитация существует далеко в космосе, однако ни одному человеку пока не удавалось ее испытать на собственной шкуре, так как ни один из нас пока слишком далеко от планеты не улетал. Многие уверены, что космонавты, работая в космосе, парят в невесомости потому, что находятся далеко от планеты и не испытывают притяжения Земли. Однако это не так. Притяжение Земли на таком сравнительно небольшом расстоянии все равно существует.Когда объект вращается вокруг такого большого космического тела, как Земля, обладающего большой гравитацией, этот объект на самом деле падает. Так как Земля постоянно движется, космические корабли не падают на ее поверхность, а тоже движутся. Это постоянное падение создает иллюзию невесомости.
Космонавты таким же образом падают внутри своих кораблей, но так как корабль движется с той же скоростью, кажется, что они парят в невесомости.
Подобный феномен можно заметить в падающем лифте или резко снижающемся самолете. Кстати, сцены с невесомостью в картине "Аполлон 13" снимались в снижающемся лайнере, который используется для тренировки космонавтов.
Самолет поднимается на высоту 9 тысяч метров, а затем начинает резко падать в течение 23 секунд, тем самым создавая внутри салона невесомость. Именно такое состояние испытывают космонавты в космосе.

Миф №10. Астероидные поля смертельно опасны
На самом деле если посмотреть на снимки астероидного пояса в нашей солнечной системе, то выглядит он точно, как в «Звёздных войнах». Астероидов в нём действительно уйма - на сегодня неугомонные астрономы насчитали уже около полумиллиона. Но загвоздка в том, что малые планеты разделяют километры и километры вакуума, в среднем на 650 000 квадратных километров приходится по одному астероиду. Поэтому, отправляя свои зонды лететь через астероидный пояс между Марсом и Юпитером, учёные NASA говорят, что шансов столкнуться с астероидом у аппарата… один на миллиард.
Можно, конечно, поспорить, что в галактике, где давным-давно бушевали «Звездные войны», по какой-то причине часто встречаются сверхплотные астероидные поля, но всё же это в принципе невозможно - со временем астероиды всё равно рассеиваются.
Если бы у астероидного поля в какой-то момент плотность была такой же, как в «Звёздных войнах», то от постоянных взаимных столкновений астероиды довольно быстро разлетались бы во все стороны, и плотность уменьшилась бы.

Миф №11. Чёрные дыры
Из всех космических ужасов чёрные дыры, пожалуй, нагляднее всего доказывают, что Вселенная ненавидит нас. Они невидимы, зловещи, огромны и, словно космический пылесос, засасывают в себя всё без разбору на световые годы вокруг.
На самом деле, давайте представим, что, проснувшись утром, мы обнаружили на месте нашего солнца чёрную дыру с аналогичной массой. Что же произойдёт? Да попросту ничего. Нет, мы, разумеется, замерзнем на смерть, потому что исчезнет источник тепла, согревающий нашу планету, и только. Но Земля совершенно точно останется на месте.
Потому что большинство людей забывает, что при всей своей широко разрекламированной мощи, чёрные дыры всё ещё обладают массой. Это значит, что, какими бы пугающе всесильными они не казались, притяжение чёрной дыры, как и любого другого объекта в нашей Вселенной, ограничено пределами, которые определяет её собственная масса. И если масса чёрной дыры равна массе Солнца, то и сила её притяжения будет равной, а значит, наша планета продолжит мирно вращаться по своей орбите.
Вот так-то, даже если вы - наводящая ужас чёрная дыра, это не освобождает вас от законов физики и бессердечной гравитации.

Миф №12: Черные дыры имеют форму воронки
Многие представляют себе черные дыры как гигантские воронки. Именно так часто изображают эти объекты в кино. В реальности черные дыры фактически "невидимы", однако чтобы вы имели о них представление, художники часто изображают их в виде водоворотов, которые поглощают все вокруг.
В центре водоворота находится нечто, похожее на вход в потусторонний мир. Реальная черная дыра напоминает шар. В ней нет как таковой "дыры", которая затягивает. Это всего лишь объект с очень большой гравитацией, который притягивает к себе все, что находится поблизости.

Миф №13. Метеориты горячие
Вы видели это в каждом фильме-катастрофе - возьмите хотя бы сцену из «Армагеддона», где огненные дымящие метеориты разносят Нью-Йорк. И хотя мы знаем, что не каждый фильм построен сплошь на научных фактах, если в вашем дворе упадёт метеорит, вы вряд ли броситесь сразу же хватать его руками - он же падал, оставляя огненный след в полнеба. На самом деле кусок камня миллиарды и миллиарды лет летал в космосе, где, кстати, космически холодно - всего на три градуса выше абсолютного нуля. После входа в атмосферу до столкновения с землёй у метеора будет лишь несколько секунд, настолько велика его скорость. И это значит, вне зависимости от того, что по этому поводу думает Майкл Бэй, у этого куска камня попросту нет времени, чтобы нагреться. Те, которые всё же долетают до земли, обычно слегка тепловатые.
Но откуда же тогда огненные шары? Почти все видели метеоритный дождь - они действительно горят. Но на деле наблюдаемый нами эффектный файрбол почти не имеет отношения к самому метеору. Это всего на всего воздушный слой, который образуется перед падающим метеором в атмосфере, именно он и нагревается, создавая вид горящего шара, но на температуру самого небесного тела это не влияет.

Миф №14. Люди взрываются в вакууме
Сцену «Ничтожный человечишка против космического вакуума» мы видели в кино бесчисленное множество раз. Фильмы категории «Б» наглядно демонстрируют: разница внутреннего и внешнего давления в открытом космосе в момент выворачивает человека наизнанку, не успеешь и глазом моргнуть. Тому же эффекту мы обязаны незабываемому пучеглазому Шварценеггеру из культового «Вспомнить всё».

Но ваша голова без шлема в вакууме определенно не взорвется. Потому что у человека всё же есть пусть небольшая, но защита против космического вакуума - наша кожа и система кровообращения. Первая защищает наше тело настолько хорошо, что способна нейтрализовать эффект мгновенной разгерметизации. Последняя же, быстро адаптируясь, продолжает делать свою работу, так что в безвоздушном пространстве наша кровь не закипит, как думают некоторые. Даже переохлаждение не является проблемой: хотя температура за бортом звездолёта стремится к абсолютному нулю, в космосе не так много материи, которая может поглотить тепло вашего тела.
Фактически, главная угроза для человека без скафандра в открытом космосе - это воздух в лёгких. Когда внешнее давление пропадает, объём газа в вашей груди расширится, что может привести к баротравме лёгкого, точно так же, как у аквалангиста, резко всплывающего с большой глубины.
Хотя всё это не значит, что для выхода в космос достаточно респиратора и плавок. Без скафандра Космическое пространство быстро с вами разделается. Только это будет не так зрелищно, как показывают в фильмах.

Миф №15. На обратной стороне Луны всегда темно
Общеизвестно, что Луна повернута к солнцу лишь одной стороной. Пока первая купается в тепле солнечных лучей, другая её часть обречена на вечную тьму и холод. Не удивительно, что тёмная сторона Луны в массовой культуре стала загадочным и жутким местом одинаково пригодным, чтобы прятать древнюю технологию Трансформеров и чтобы вдохновлять авторов психоделической музыки. На самом деле Тёмной стороны луны не существует, равно как и тёмной стороны Земли. Да, действительно, в результате взаимного вращения планет, луна всегда повёрнута к Земле и наблюдателям на поверхности одним и тем же полушарием. Обратите внимание: к Земле. Но не к солнцу. Так что на Тёмной стороне Луны на самом деле темно только по ночам. Ну, и во время затмений. Остальное время обе стороны получают солнечного света поровну: и мифическая «тёмная», и «светлая», та самая, с лицом, которую мы с вами видим.


Кратко о статье: Описание вселенной «МИФов», созданной Робертом Асприном.

Еще не один великолепный мир

Вселенная МИФов

История никогда не была моей сильной стороной, но, насколько я могу судить, некогда все измерение Девы столкнулось с экономической разрухой. Страны страдали от напасти, оказавшей влияние на стихии. Рыба не могла жить в океанах, растения не могли произрастать в почве. Те растения, что произрастали, были искаженными, изменившимися, ядовитыми для животных... Путешествия по измерениям, некогда легкомысленное времяпровождение, стали ключом к выживанию.

«Еще один великолепный МИФ»

Невероятно яркими красками переливаются миры-измерения, подаренные нам Робертом Асприном. И странствия по ним способны сломать не один стереотип - особенно если вам повезет оказаться в одной компании с сотрудниками корпорации «М.И.Ф.». В этом мире - точнее, мирах- не построено ракет для космических путешествий. Тут вообще проблема с космическими путешествиями. Потому что как такового здесь нет космоса.

Зато есть Измерения.

Путеводитель по Измерениям

(Избранные отрывки, вольный перевод с деволского )

Измерений - тысячи, а может, и миллионы, немудрено и заблудиться. В роли туристических агентов при путешествиях по измерениям выступают перемещальники , хотя к их услугам многие обращаться не любят. Эти сквалыги-монополисты дерут такую высокую плату!*

* «Не высокую, а адекватную сложности задачи!» - прим. перемещальников.

Чаще всего странники, коих именуют демонстраторами измерений или просто демонами , пользуются либо собственной магией, либо техническим приспособлением под названием И-Скакун . Это прибор, напоминающий металлический прут примерно восьми дюймов длиной и двух дюймов в диаметре, с обозначениями измерений и кнопкой. Само перемещение почти не занимает времени, абсолютно безопасно и безболезненно: просто краски предыдущего мира вдруг смешиваются, как в калейдоскопе, - и добро пожаловать в другое измерение**.

Самоназвания обитателей измерений весьма логичны. На Деве обитают деволы, на Бесере - бесы, на Пенте - пентюхи. Гномы, правда, с Зоорика, а измерения Ринасп вообще больше нет - после того, как там побывала Тананда (попробуйте прочесть «Ринасп» несколько раз, если не увидели сразу, в чем дело).

** «Напоминаем, что безопасности в других измерениях вам никто не обещал. Впрочем, как и в вашем собственном!» - прим. перемещальников.

Измерения в чем-то похожи, однако жители, общественный уклад, культура, технологии отличаются кардинально. Самое известное из измерений - Базар-на-Деве .

Славу свою Базар приобрел не зря - он огромен, в этих бесконечных рядах палаток и ларьков можно купить и продать все что угодно. Здесь говорят на всех языках (в других измерениях необходимо пользоваться кулоном-переводчиком), потому что не вылупился на свет еще такой девол , который упустит возможность продать что-либо лишь из-за такой мелочи, как незнание чужого наречия. Заключивший сделку с деволом поступит мудро, если пересчитает после этого пальцы, руки и ноги - сначала у себя, а потом у своих родственников. Особенно если ему кажется, что сделка была выгодной .

Базар-на-Деве - колоритное измерение, обязательно рекомендуемое к посещению. Помимо всего прочего, здесь можно приобрести И-Скакун. Даже если вы уверены в собственной магии, дополнительная гарантия никогда не помешает*.

* «Лучшие, самые современные и абсолютно безотказные И-Скакуны вы можете приобрести по адресам, указанным в Приложении 21» - объявление размещено на правах рекламы.

На Деве демоны - дело совершенно обычное, а вот в других измерениях - вовсе нет. В большинстве из них, чтобы аборигены не напугались путешественника-демона до полусмерти, необходимо прибегать к заклинанию «личины» (иное название - «навей»), когда на свои черты накладывается образ, привычный для этого конкретного измерения. Личину можно навести как с помощью собственной магии, так и с использованием специального приспособления, напоминающего по виду пудреницу**.

** «Самые модные расцветки, безупречная эргономика, стильный дизайн - вы можете приобрести по адресам, указанным в Приложении 32» - объявление размещено на правах рекламы.

Личина обязательна не только из соображений гуманности к местным обитателям, но и по ряду других причин - вы же не хотите быть посажены на кол, сожжены заживо или забиты лопатами и вилами толпой обезумевших аборигенов? На Пенте , скажем, до сих пор существует профессия «охотник на демонов». Вреда от них, правда, обычно немного, но лишняя осторожность еще никому не повредила.

Пент весьма напоминает Землю в средние века, да и особых отличий пентюхов от обычных людей так и не обнаружено. Поэтому читающие этот проспект могут, не рискуя ошибиться, усвоить все рекомендации, адресованные жителям Пента.

Чтобы вас не посчитали за демона, не стоит играть в драконий покер - впрочем, в случае возникновения затруднений можно задать наглый вопрос: а не демон ли тот, кто узнал в этой странной игре драконий покер? Кроме того, напоминаем, что на Пент, как и в любое другое измерение, нельзя приносить чересчур прогрессивные технологии - вроде управляемых ракет, фотонных лазеров или ароматизированной туалетной бумаги. Вообще никакого пипифакса - будьте проще, местные вполне обходятся древесными листьями, и живут же! На этот счет Кодекс Контрабандистов категоричен.

На Лимбо вас ждут другие проблемы. Некоторые жители этого мира с первого взгляда очень похожи на пентюхов - если особо не присматриваться. Но ежели аборигены заметят, что белки ваших глаз не пылают темно-красным, да еще и клыки во рту отсутствуют, то могут быть проблемы. В лучшем случае жители Лимбо обернутся летучими мышами и в ужасе удрапают подальше. У живущих здесь вампиров (а также оборотней и призраков) ходит много легенд о жестокости людей - и не сказать чтобы совсем необоснованных.

Молодежь Лимбо, особенно проживающая в столице, городе Блуте , любит пощекотать себе нервишки, собираясь на дискотеку в клубы вроде «Осинового кола», где помещение залито ярким светом, а по стенам развешаны связки чеснока, пузырьки с водой и четки. Конечно, не настоящие.

Небо на Лимбо почти постоянно затянуто плотными низкими черными тучами. День для постороннего демона покажется ночью, но коренные жители, естественно, прекрасно различают времена суток. Собственно, ночью здесь и начинается настоящая жизнь. Силовые линии (меридианы-каналы, по которым протекает магическая энергия) здесь очень слабы, поэтому вампиры, натренировавшиеся в родном измерении, в других мирах заработали себе славу очень сильных магов.

К сожалению, Лимбо находится несколько в стороне от стандартных туристических маршрутов - не в последнюю очередь из-за суеверий, связанных с его жителями. Увы, плохую славу этому миру создали немногочисленные кровососы - подлинные отщепенцы среди обычных лимбийцев, любящих путешествовать. Преимущественно на Лимбо вы встретите доброжелательных, вежливых, интеллигентных лю... хм... существ.

«Мне пришлось признать, что Блут выглядел немного странным. Всё казалось сделанным до предела черным. Прошу заметить, когда я говорю всё, я имею в виду всё. Мостовая, стены, черепица крыш, все выдерживалось в одной и той же маловдохновляющей цветовой гамме. Может быть, сами по себе черные обертона не показались бы чересчур зловещими, если бы не архитектурные украшения, торчавшие, казалось, везде, куда ни глянь. Все коньки крыш и карнизы украшались каменными драконами и змеями, наряду с неизбежными горгульями и, конечно же, летучими мышами. Большие летучие мыши, маленькие летучие мыши, летучие мыши с полуразвернутыми крыльями и другие с широко развернутыми крыльями...» («МИФические личности»).

Чтобы сориентироваться в этом интереснейшем измерении, по прибытии в Блут обратитесь к Диспетчеру. Не беспокойтесь по поводу диеты: местная кухня не ограничивается одними лишь кровяными коктейлями. А уж высококлассные официанты-призраки достойны отдельного восхищения*.

* «Адреса лучших ночных клубов Блута вы можете найти в Приложении 33» (объявление размещено на правах рекламы).

На Извре демону придется тяжко. Дело в том, что это очень дорогое измерение. А для чужака цены заломят еще втрое. А может, и вчетверо. Или еще больше.

Извр - одно из немногих измерений, где магия и технология веками развивались в равной мере. Такая смесь создала уникальные культуру и образ жизни. Жители Извра славятся своей надменностью, поскольку твердо убеждены, что их измерение - самое лучшее во всех отношениях, и решительно отстаивают это везде, где бывают, даже если сталкиваются с более развитой цивилизацией. Весьма примечательна изврская кухня, предполагающая некоторые нетривиальные умения - например, не дать еде ускользнуть из тарелки своим ходом. Впрочем, для всякого, кто не родился на Извре, местные кушанья выглядит даже хуже, чем пахнут.

Как я сказал, в Извре есть много притягательного. Одним из побочных эффектов успеха является изобилие прихлебателей. Было время, когда мы быстро подошли к тому, чтобы потонуть в массе беженцев и иммигрантов из других измерений. Когда они стали уж слишком нам досаждать, мы положили этому конец.

Как? - нажал я.

Во-первых, вытурили всех посторонних, которые не вносили свой вклад. А потом в качестве добавочной меры стали распространять слухи об определенном антиобщественном отношении извергов к выходцам из других измерений.

Какого рода слухи?

О, обычные. Что мы едим своих врагов, пытаем людей для развлечения и предаемся половой практике, считающейся сомнительной по стандартным меркам любого из измерений. Люди не знают, сколько тут правды, а сколько - преувеличения. Но никто не рвется выяснить это из первых рук.

(«Еще один великолепный МИФ»)

Жителей Извра называют извращенцами . Обычно - за глаза, потому что говорить это уроженцу Извра в лицо - верный путь угодить в больницу или даже на кладбище. Сами себя извра... хм... называют извергами . Они не отличаются высоким ростом, но обладают могучим телосложением, широкими плечами и развитой мускулатурой; кроме того, для извергов характерны зеленая чешуя, покрывающая тело, двойной ряд острых длинных зубов, плотно прижатые к голове заостренные уши. Женщины у них бывают двух типов - гладкие и мускулистые, похожие на змей, или распухшие, напоминающие огромных чешуйчатых жаб.

Извращенки бывают двух типов... А оно вам надо?

Впрочем, это отнюдь не самое яркое гендерно-фенотипическое различие из существующих у разных рас. Гораздо сильнее отличаются тролли и троллины . Тролли выглядят как... тролли: узкий лоб, лохматые волосы, длинные гибкие конечности, безобразная рожа со слезящимися глазами разной величины. Совсем не то - троллины: внешне напоминающие пентиек, весьма сексапильные, с кожей оливково-золотистого оттенка, светло-зелеными волосами, миндалевидными кошачьими глазами.

Есть множество других интереснейших измерений. Такова, например, Лукания - именно здесь была изобретена стрельба из лука, и луканцы славятся как непревзойденные лучники. Или Валлет - измерение с двумя потенциальными столицами (Вейгас и Та-хо ), где довольно долго право первенства определяла ежегодная Большая Игра. Игроки-атлеты представляют собой чудовищ, которых выводят специально для игр в течение последних пятисот лет. Большинство обычных граждан либо неизмеримо тучны, либо тощи, как жерди, - так что с непривычки можно ошибиться и принять их за жителей разных измерений. Джиннджер - родина джиннов, где после экономического коллапса решили поправить ситуацию притоком средств извне и завербовали на государственную службу почти всех жителей, обладающих малейшим умением или потенциальными магическими способностями. А еще - Коро-вау, весьма удаленное и почти недостижимое измерение, населенное вегетарианцами-ковбоями и коровами-вампирами...

Драконий покер

Цикл «Мифические истории» (Myth):

«Еще один великолепный МИФ» (Another Fine Myth, 1978)

«МИФОтолкования» (Myth Conceptions, 1980)

«МИФОуказания» («Утверждение мифа», Myth Directions, 1982)

«Удача или миф» («Иначе это миф», Hit of Myth, 1983)

«МИФические личности» (Myth-ing Persons, 1984)

«Маленький МИФОзаклад» (Little Myth Marker, 1985)

«Корпорация МИФ - связующее звено» (MYTH Inc. Link, 1986)

«МИФОнаименования и извергения» (Myth-Nomers and Im-Pervections, 1987)

«Корпорация МИФ в действии» (MYTH Inc. in action, 1990)

«Сладостный МИФ, или МИФтерия жизни» (Sweet Myth, or Myth-tery of Life, 1993)

«МИФфия невыполнима» (Myth-ion Improbable, 2001)

«Нечто оМИФигенное» (Something MYTH Inc., 2002)

Цикл «МИФические приключения» (Myth Adventures, соавтор Джоди Линн Най)

Скив - один из самых известных магов всех измерений (впрочем, как маг он весьма посредственен, и прекрасно осознает это), а также, несомненно, самый знаменитый пентюх. Сбежав еще в подростковом возрасте от «многообещающей» карьеры фермера, он попытался прожить воровством, а потом был подобран магом Гаркином. Во время сеанса «вызова демона» (когда учитель Скива вытащил своего давнего приятеля Ааза из другого измерения) Гаркин погиб от стрелы наемного убийцы. Ааз, обнаруживший, что вследствие розыгрыша Гаркина потерял все свои магические способности, решил взять Скива в ученики. Впоследствии Скив стал основателем и лидером Корпорации «М.И.Ф.» .

«В общем и целом пост этот кажется мне невыигрышным и неблагодарным, и я охотно предпочел бы передоверить его кому-нибудь другому, пока сам развлекаюсь на оперативной работе. К несчастью, все прочие тоже, кажется, придерживаются в основном того же мнения, а я, как самый неопытный член команды, придумывал причины уклониться от этой чести с меньшим мастерством, чем другие. Вследствие этого я стал Президентом корпорации «М.И.Ф.» (то есть Молодые Искоренители Фатальностей. Не вините меня. Название придумал не я). Ассоциации магов и аварийных монтеров, посвятивших себя одновременно двум целям: помощи другим и добыванию денег» («Корпорация МИФ - связующее звено»).

Не менее, чем Скив, известен уроженец Извра Ааз , он же Аазмандиус (Аазмандий ) - мудрый, ответственный и терпеливый... для извращенца (пардон - изверга!), естественно. Мать Ааза в годы его молодости разорила семью серией неудачных инвестиций, отчего он очень бережно относится к деньгам. Гордый, обидчивый, ранимый - и, как часто бывает в таких случаях, скрывающий это под маской грубоватости и толстокожести. Фактически он стал отцом для Скива, и их отношения проходили многие «подростковые болезни роста».

Тананда (для друзей - Танда ). Троллина, ушедшая из гильдии убийц, потому что ей «надоело платить профсоюзные взносы». Сексапильная фигуристая чародейка со своеобразным чувством юмора и неугомонным характером, не боящаяся влезать в авантюры и драки, но впадающая в депрессию, если ей покажется, что она не нужна.

Банни, Гвидо и Нунцио - хорошие ребята из Синдиката.

Корреш , он же Большой Грызь . Образованный, интеллигентный, застенчивый тролль-вегетарианец с несколькими высшими образованиями, брат Тананды (во что не верит никто, кроме знатоков Троллии). Чаще изображает этакого вышибалу - что с его внешностью смотрится куда как более естественно. Манеры и лексикон в это время существенно деградируют («Большой Грызь хочет драться!»).

Маша . Маг-механик, использующая не собственную магию, а различные приборы и приспособления. Чрезвычайно крупная женщина, эпатирующая окружающих вызывающими манерами, попугайски-яркими открытыми нарядами, кричащим макияжем и огромным количеством украшений (часть из которых - те самые магические штучки). Очень добрый и сердечный человек, на самом деле изрядно переживающий из-за своеобразной внешности. В дальнейшем становится ученицей Скива.

Гвидо и Нунцио . Телохранители Скива, полноправные члены Корпорации, совмещающие эту деятельность с работой на Синдикат (крупнейшая мафиозная структура, возглавляемая доном Брюсом ). Профессиональные бойцы с интересной биографией за плечами (например, Нунцио раньше работал воспитателем в детском саду, в силу чего овладеть профессиями укротителя диких зверей с дальнейшей переквалификацией в сборщика долгов ему было уже несложно).

Банни . Племянница дона Брюса, также сотрудник не только Корпорации, но и Синдиката. Блестящий финансист и экономический эксперт с прекрасными внешними данными и исключительным вкусом. Безнадежно влюблена в Скива, но старается это скрывать.

Глип. Детеныш голубого дракона, привязавшийся к Скиву на Базаре-на-Деве. Гораздо разумнее, чем кажется из-за крайне ограниченного словарного запаса (человеческой речи - со своими собратьями он говорит весьма бойко) и своеобразного понимания жизненной стратегии.

Командовать парадом будет Скив

Роберта Асприна обычно воспринимают как автора юмористической фантастики, которая вознесла его на гребень популярности, но стала мешать восприятию последующих книг - когда доля серьезного увеличилась, а шуток стало меньше. А ведь Асприн затрагивает весьма глубокие и болезненные темы. В том числе и такую, как проблема лидерства.

Скив - прирожденный лидер. У него есть все необходимые для этого качества: обаяние, умение внушить уверенность в своей правоте, а главное - ответственность перед последователями. Однако лидерство - это не только талант, но и тяжелая, часто неприятная работа, которой надо учиться. Чем бы ни занимался Скив - на самом деле он учится.

Он учится, когда, вопреки советам, оставляет в войске проштрафившегося старика-луканца - чтобы, возможно, дать ему погибнуть, но спасти гордость («МИФОтолкования»). Он учится тому, что нельзя повиноваться первому импульсу, если волей случая от тебя стала зависеть судьба королевства - даже если невеста вызывает такой панический ужас, что от нее сбежал настоящий жених-король («Удача или миф»). Он учится тому, сколько значит его слово - когда из-за необдуманно данного обещания (нарушить которое - не по чести!) всей МИФ-команде приходится рисковать жизнью в Большой Игре («Утверждение мифа - МИФОуказания»).

Он учится разбираться в окружающих. Этого в цикле больше всего. Кому можно верить, а кого ни в коем случае нельзя подпускать к себе близко, даже если это маленькая девочка («Маленький МИФОзаклад») или девушка твоей мечты («МИФические личности»). Как сделать так, чтобы тебе доверился вампир, убежденный, что ты хочешь его убить («МИФические личности»), и чтобы тебя - профана - зауважал мастер исключительно сложной игры («Маленький МИФОзаклад»). Как слушать дельные советы, даже если ты вымотан, раздражен или находишься в эйфории. И - один из самых болезненных уроков - как за бизнесом и взрослением не забыть о том, что твои компаньоны - в первую очередь друзья. Как не обидеть их невниманием, пренебрежением, высокомерием, да хоть бы и неудачным словом - с лидера куда жестче спрос. Ведь находящиеся рядом с тобой так хрупки и ранимы - за какой бы маской они это ни прятали...

Драконий покер

Драконий покер - наиболее сложная карточная игра для всех измерений. Это покер с шестью картами на руках, который отличается несусветным количеством «условных модификаторов», что меняют значение карт в зависимости от различных посторонних факторов. Например, в зависимости от количества игроков и их места по отношению к сторонам света, дня недели, цвета стен помещения для игры, высшей карты, которая принесла выигрыш в предпоследней сдаче, и так далее.

Драконий покер не так давно обрел и вполне материальное воплощение. Была создана Федерация драконьего покера, разработаны правила (действительно достаточно сложные и со множеством модификаторов), напечатаны карты.

Если вы не чужды карточных забав, дополнительную информацию сможете почерпнуть здесь:

en.wikipedia.org/wiki/Dragon_Poker - Википедия о драконьем покере.

community.livejournal.com/ru_dragonpoker - Сообщество драконьего покера на русском языке.

***

Большинству героев Роберта Асприна (кроме совсем уж мерзких вроде безумного мага Иштвана или изгнанного с Базара-на-Деве Фрумпеля) присущи очень важные качества: ответственность, умение дружить, самоотверженность, гордость, ум, отвага, честность в отношениях с миром и собой, доброжелательность. Это вовсе не ходячие совершенства: каждый по-своему уязвим, у каждого свои комплексы и проблемы. Но все они - достойны уважения.

Именно поэтому терпит крах великий мастер очернения Топор - ей не удается расколоть команду, не удается посеять недоверия между своими . Именно поэтому слабый маг становится Великим Скивом, а слава Корпорации «М.И.Ф.» гремит по измерениям. И именно поэтому так веришь героям - это ведь камертон, чистый звук, задаваемый не абстрактными идеальными кем-то-там, а - личностями. Живыми, искренними, достойными. Любого вида, любой расы, из любых миров.