Мексиканский залив флорида. Мексиканский залив, его ресурсы и местоположение

Мексиканский залив является сравнительно мелководным бассейном океанического типа у юго-западных берегов Северной Америки. Его наибольшая глубина немногим более 3600 м, площадь около 1602 тыс. км2. Вместе с Карибским морем Мексиканский залив образует «Американское Средиземноморье» (состоящее из пяти основных котловин), и поэтому Мексиканский залив часто называют Мексиканской котловиной. По сравнению с другими котловинами Американского Средиземноморья


Мексиканский залив — это простая, правильная структура, без крупных подводных желобов или хребтов. Геологическое строение дна. В Мексиканском заливе, за исключением крайней северной и юго-западной частей материковой отмели (районов с огромными запасами нефти), проведено недостаточно систематических геофизических исследований. Большинство выполненных работ ограничивалось сейсмическим, магнитометрическим, гравиметрическим и геоакустическим изучением лишь крупномасштабных геологических структур. Поэтому история геологического развития Мексиканского залива в целом продолжает оставаться слабо изученной. Центральная часть Мексиканского залива является типичным участком океанической земной коры: некоторые исследователи пользуются этим для доказательства того, что она всегда была океаническим бассейном.

Характерным элементом рельефа дна Мексиканского залива является глубоководный желоб, заполненный осадками мощностью 50 000 футов; ось желоба простирается в направлении с востока на запад параллельно побережью штатов Техас и Луизиана. Эта прибрежная геосинклиналь Мексиканского залива в западной и центральной ее частях заполнена песчано-глинистыми отложениями третичного возраста, а в восточной части — карбонатными образованиями позднемезозонского и третичного возраста.Карбонатные осадки накапливаются медленнее, чем обломочный материал. Поэтому слой известняков и доломитов у берегов Флориды (мощность 10 000 футов), возможно, эквивалентен по времени удвоенному или утроенному по мощности слою песков и глинистых сланцев у берегов Техаса и Луизианы.

Считают, что геосинклиналь начала развиваться, когда продукты разрушения тектонических поднятий, образовавшихся в конце мелового периода в результате Ларамийского орогенеза, стали поступать вниз к побережью. Из них формировались речные дельты подобие современной дельте Миссисипи, которые разразись и продвигались в глубь моря, выступая за край шельфа. По мере накопления осадков на шельфе подстилающие слои в области наибольшей аккумуляции начинали прогибаться, создавая тем самым возможность накопления новых толщ осадков. Так могла образоваться мульда, или геосинклиналь. Для последующего осадконакопления были также необходимы направленные вниз смещения краевых и прибрежных участков. Ученые до сих пор спорят об истинном механизме образования геосинклинали.

Изучение геологии Мексиканского залива послужило толчком к исследованию природы ряда подводных холмов, известных под названием банки Сигсби, которые поднимаются не менее чем на 200 саженей над абиссальной равниной Сигсби в центральной части Мексиканского залива. Соляные купола часто встречаются вдоль побережья Техаса и Луизианы и на территории этих штатов. Известно также, что соляные купола встречаются в районах перешейка Теуантепек в крайней южней части Мексиканского залива.

Никакой соли с холмов банки Сигсби получено не было; и хотя они весьма сходны с вулканическими постройками, магнитометрические и гравиметрические измерения не подтвердили их вулканической природы. Поэтому логически оправдано объяснение их образования посредством соляной тектоники. Однако, с другой стороны, эти холмы могут представлять собой диапиры, выполненные пластичной глиной.

Возможно, что купола центральной части Мексиканского залива и прилегающего шельфа, банки Сигсбн и купола Теуан-тепека обязаны своим происхождением одному и тому же соляному слою юрского или пермского возраста, который является исходным материалом для соляных куполов Мексиканского залива Однако такое предположение могут подтвердить
только дальнейшие геологические исследования.

Шельф Мексиканского залива

К шельфу Мексиканского залива относятся Юкатанский шельф (залив Кампече), шельф западного побережья Флориды и шельфы Техаса и Луизианы. Он расчленяется Флоридским пролива (между полуостровом Флорида и острова Куба), Юкатанским проливом (между полуостровом Юкатан и островом Куба) и обширной дельтой Миссисипи, которая, пересекая шельф, почти достигает материкового склона.

Шельф Мексиканского залива как в геологическом, так и в геоморфологическом отношении представляет единое целое с материком. Западнее полуострова Флорида, где шельф является продолжением поверхностных известковых карстов полуострова, осадки представлены тонким слоем неконсолидированного карбонатного детрита. Часть этого слоя относится к плейстоцену, другая часть — к голоцену. Поверхность шельфа в этом районе сравнительно ровная, но террасированная. Редкие неровности поверхности шельфа представлены небольшими куполами и хребтами вблизи изобаты 30 саженей. Связывают их происхождение с образованием рифов в плейстоцене, когда уровень моря был ниже существующего.

В перитовой зоне шельфа северо-западного побережья Флориды и узкого шельфа побережья Алабамы преобладают кластичеекие осадки, в которых доминирующей компонентой песков является кварц. Кремнистые пески простираются к западу от дельты Миссисипи, где они перемешаны с другими наносами и илом, приносимыми реками, впадающими в залив Мобил. На осадконакопление вблизи западного края Миссисипского островного барьера влияет речная система Миссисипи. Дельтовые илы частично перекрывают осадки шельфовой зоны этого района; в низинах пески и глины перемешаны с осадками дельты. Не покрытые песком террасы простираются на запад до центральной части побережья Луизианы, где снова на поверхности осадков изредка появляются пески и илы.

Осадочный материал северной части Мексиканского залива принесен двумя главными реками: Миссисипи и Рио-Гранде. Осадки из Миссисипи переносятся на запад сезонными ветровыми прибрежными течениями. Между главными речными системами имеется много менее значительных рек, таких, как Сабин, Тринити, Колорадо, Бразос и др. Некоторые из этих рек впадают в бухты, так что большая часть их наносов никогда не достигает открытого шельфа.
В осадках северной и северо-западной частей шельфа Мексиканского залива преобладают нсизвест коные пески и глины. Пески залегают в виде полос, параллельных берегу и соответствующих прежним уровням моря; тонкозернистые фракции располагаются дальше от берега.

Рельеф северной и северо-западной частей шельфа Мексиканского залива менее однообразен, чем на западе Флоридской платформы, и состоит из банок, холмов, хребтов и куполов. Большую часть банок и холмов покрывают водорослевые рифы, образовавшиеся при низком уровне моря в плейстоцене; некоторые купола и холмы образованы направленными вверх движениями солевых масс. Часто у этих куполов находятся залежи нефти.

Шельф у восточного побережья Мексики является.: наиболее узкой частью шельфа Мексиканского залива. Хотя сведений о покрывающих его осадках почти нет, известно, что для района Тампико характерны пески, нанесенные сюда рекой Пануко, собирающей воды с западных районов Мексики. Далее к югу, у Веракрус, поверхностный слой отложений составляют обломки коралловых рифов и смешанные карбонатно-обломочные осадки. Эти смешанные осадки располагаются вдоль южной границы Мексиканского залива до залива Кампече, смежного с перешейком Теуантепек. Местные реки протекающие по горным породам, приносят обмолочный материал и откладывают его на шельфе.

Юкатанская платформа, подобно шельфу у западного побережья Флориды, представляет собой карбонатное плато, являющееся продолжением карстовой поверхности материка. Осадки шельфа состоят из неконсолидированных карбонатных илов. Юкатанский шельф, хотя и довольно ровный, расчленен террасами, соответствующими прежним уровням моря. Эти террасы имеют форму уступов между глубинами 16 — 20, 28—35, 50—75саженей. На этом шельфе существует дугообразная линия коралловых рифов и безрифовых куполов. Рифы расположены параллельно изобате 30 саженей и примерно так же, как на шельфе западного берега Флориды.

Материковый склон , так же как и шельф, непрерывной каймой обрамляет котловину Мексиканского залива У внешнего края Флоридского шельфа (карбонатной платформы) самый крутой материковый склон. В этом районе шельф переходит в склон на глубине 35 саженей. Уклон дна между глубинами 35 и 100 саженей —около 3 футов на милю, а между 400 и 500 саженями возрастает до 300 футов на милю. Далее он достигает наибольшей из известных величии крутизны склона — около 39°. Крутизна склона позволяет предположить, что он сбросового происхождения, хотя других подтверждений этому нет. На склоне выделяются отдельные хребты и холмы. Северо-западная часть склона прорезана каньоном Де-Сото, который начинается на глубине 240 саженей и заканчивается на 500 саженях; наибольшая изрезанность склона отмечается на глубине 100 саженей.

В северной части Мексиканского залива материковый склон менее крутой, в северо-западных районах Мексиканского залива он характеризуется исключительно холмистым рельефом, сформировавшимся в результате интрузий соляных масс и эрозии дна в эпоху плейстоценового понижения уровня моря а также, по-видимому, вследствие подводных оползней. Менее известен рельеф склона у восточного побережья Мексики, хотя промерами глубин установлено что он весьма узкий и очень крутой.

Склон в крайней южной части Мексиканского залива также крутой. Он прорезан каньоном Кампече между перешейком Теуантепек и Юкатанским шельфом. Склон, прилегающий к Юкатанскому шельфу, также крутой и продолжается вниз к абиссальной Равнине. Покрывающие его осадки состоят из фораминиферовых лютитов и крупнообломочного материала, сместившегося сюда в результате подводных оползней с карбонатного шельфа.

Глубоководное дно

На дне Мексиканского залива возвышается крупная седиментационная структура, названная Миссисипским конусом. Она представляет собой конусообразное скопление отложенного материала. Вершина конуса расположена на месте плейстоценового устья Миссисипи, которое в настоящее время погружено глубину нескольких сотен футов. Осадки, слагающие этот веерообразно расширяющийся конус со слабо выпуклой поверхностью, расстилаются вниз по материковому склону и даже далее по дну котловины. Состав этих образований, судя по взятым из них колонкам грунтовых проб, напоминает состав осадков, покрывающих дно абиссальной равнины Сигсби. Верхняя часть осадков в каждой колонке представлена красновато-коричневым фораминиферовым лютитом, который перекрывает слои серой илистой глины.

Серая илистая глина относится к плейстоцену, что было доказано радиологическими методами определения возраста пород (углерод-14) и палеонтологическими данными. Считают, что перекрывающий лютит представляет голоценовые (современные) осадки. Миссисипский конус сформировался благодаря выносу в плейстоценовое время река Миссисипи большого количества глинистых осадков и их распространению по дну Мексиканского залива в результате переноса мутьевыми потоками. Свидетельством такого происхождения конуса является тот факт, что осадочный чехол холмов Сигсби, возвышающихся над дном абиссальной равнины, не содержит серых глин, характерных для осадков конуса. По-видимому, серые глины отлагались вокруг холмов, но не на их вершинах, располагавшихся выше уровня осадочных взвесей. Осадки на поверхности холмов, по крайней мере тех, на которых были взяты колонки, состоят главным образом из фораминиферовых илов и представляют отложения эпох интенсивного осаждения остатков планктонных организмов.

Гидрологический режим

Водные массы. основной приток воды в Мексиканского залива осуществляется через Юкатанский пролив, глубина порога которого 1500—1900 м Глубина порога и определяет наибольшую глубину, до которой воды Юкатанской котловины Карибского моря проникают в Мексиканский залив. Большая часть вытекающей воды движется в Северную Атлантику через Флоридский пролив который соединяет Мексиканский залив с океаном. Глубина порога Флоридского пролива около 800 м. Так как глубина порогов проливов Анегада, Юнгфсрн и Наветренного, которые соединяют Карибское море с Северной Атлантикой, значительно больше, чем глубина порога Флоридского пролива, воды океана беспрепятственно проходят через Американское Средиземноморье в верхнем 800-метровом слое.

Водные массы, входящие в Мексиканский залив через Юкатанский пролив, образуются путем смешения южноатлантических вод, переносимых к севера Гвианским и Северным Пассатным течениями, с североатлантическими водами из западной части Саргассова моря. Соотношение южноатлантических и североатлантических вод в Юкатанском пролива.

Хотя субтропическая вода с максимумом солености в сильной степени влияет на поверхностную воду Мексиканского залива, ее характеристики мало меняются на пути вдоль этого района, и она не так хорошо перемешана в горизонтальном направлении, как в Карибском море.

Толщина перемешивания поверхностного слоя определяется глубиной, выше которой температура воды остается однородной; она изменяется от нескольких метров до 125 м в зависимости от района, времени года и местных влияний. В центральной части Мексиканского залива средняя толщина этого слоя в январе—феврале около 90 м. Эти месяцы обычно самые холодные для Мексиканского залива Анализ распределения средней месячной температуры поверхностного слоя в феврале показал, что вдоль меридиана она изменяется от 18° С у северного побережья Мексиканского залива до 24° С у юкатанского берега. Севернее Юкатанского пролива изотермы отклоняются к северу, что вызывается влиянием вод, проникающих через этот пролив. Суточные, годовые и региональные изменения температуры поверхностного слоя установлены недостаточно надежно, хотя известно, что каждое характеризуют значительные колебания.

В центральной части Мексиканского залива соленость поверхностных вод 36,0—36,3 пром. Однако на западе центральной части Мексиканского залива в 100 милях от изобаты 180 м (на краю Юкатанского шельфа) была отмечена соленость 36,6 пром Соленость прибрежных поверхностных вод обычно зависит от атмосферных осадков, речного стока, испарения, притока вод Карибского моря (для района Юкатанского шельфа) и, возможно, от подъема глубинных вод. Река Миссисипи оказывает наиболее сильное влияние: ее воды (по солености менее 35,5°/00) прослеживаются на глубинах до 50 м и на расстоянии до 150 км от берега. Конечно, по мере приближения к устью реки соленость значительно понижается: в нескольких милях от берега она менее 25 пром. Во многих других прибрежных районах также встречаются значительные колебания солености, однако из-за неполных, малочисленных данных трудно определить характерные для отдельных районов масштабы временной изменчивости.

Скорость поверхностного течения достигает максимума ранним летом; в это время его узкий стрежень располагается приблизительно над изобатой 180 м на западной стороне Юкатанского пролива. По-видимому, скорость течения на западной стороне пролива намного больше, чем на восточной; предельная ширина течения достигает 60—80 миль. Наименьшая скорость течения отмечается в октябре—ноябре; в это время стрежень течения несколько расширяется и располагается на большей глубине. Справа от течения, видимо, существуют местные круговороты.

Предполагают также, что, по крайней мере в некоторые сезоны, существует поверхностное противотечение, идущее на ЮЮЗ вдоль берегов Кубы в Карибское море. По-видимому, Юкатанское течение бывает в геострофическом равновесии. Его можно легко отличить по наклону изотермических поверхностей в направлении, перпендикулярном к скорости на поверхности; кроме того, более теплая вода находится справа от течения. Северная часть петли поверхностной циркуляции привлекала к себе мало внимания, хотя динамическая связь вод этого течения с северными водами Мексиканского залива может оказаться важным звеном в объяснении циркуляции северо-восточной части Мексиканского залива.

Флоридское течение, перенос вод которым составляет 25 млн. м3/с, обычно называют частью Гольфстрима, и оно не будет здесь описано. В противоположность вышеупомянутым течениям восточной части Мексиканского залива слабые течения западной части Мексиканского залива не очень хорошо выражены и,по-видимому, изменяются во времени, пространстве и по интенсивности. Основываясь на имеющихся данных и геострофическнх предположениях, можно считать, что течения образуют большую вытянутую спираль над абиссалью центра западной части Мексиканского залива. Их главная ось проходит с СВ на ЮЗ, так что течения на юго-восточной стороне спирали направлены на северо-восток. Скорости в стрежне течения, направленного на северо-восток, около 50 см/с. Эти характеристики, по-видимому, непостоянны, а изучать их трудно. Прибрежные течения Мексиканского залива испытывают значительные сезонные колебания как по направлению, так и по интенсивности.

Приливы и волнение в Мексиканском заливе

Средняя величина прилива в Мексиканского залива невелика, она не превышает на большинстве береговых станций 1—2 футов. Характер прилива в Мексиканском заливе — суточный. Однако в прибрежных районах Флоридского проливе наблюдаются полусуточные и смешанные приливы и величины приливов немного больше, чем у побережья Мексиканского залива. Ветровое волнение, развивающееся в Мексиканском заливе, невелико: наибольшая высота волн редко превышает 5 м.

Основной опасностью для жителей низменных берегов Мексиканского залива является затопление во время штормовых нагонов. Такие подъемы воды, обычно вызванные прохождением ураганов, достигают в Мексиканском заливе высоты 5 м. После того как ураган входит в Мексиканский залив обычно через Юкатанский пролив, он сохраняет северное направление движения, и штормовые нагоны чаще бывают на северном берегу Мексиканского залива

Мексиканский залив - участок Мирового океана, из-за особенностей гидрологического режима приравненный к морям (то же самое можно сказать, к примеру, о Гудзоновом, Калифорнийском и Персидском заливах). За своеобразное географическое положение залив (вместе с Карибским морем) часто называют Американским Средиземноморьем, а по площади Мексиканский залив больше, чем половина Средиземного моря.
Внешне напоминающий овал между полуостровами Флорида, Юкатан и островом Куба, Мексиканский залив по своему гидрологическому режиму действительно представляет собой полузамкнутое море западной части Атлантического океана. На юго-востоке залив соединяется с соседним Карибским морем Юкатанским проливом. На востоке он соединяется Флоридским проливом с Атлантическим океаном.
Котловина довольно глубокая: свыше 4 км. Рельеф котловины неровный с подводными холмами высотой до 300 м. На севере, юге и востоке залив обрамлен полосой шельфа шириной до 250 км, где сосредоточены основные запасы нефти и газа в заливе.
Линия побережья неровная, подвергается изменениям в сезон ураганов. Берега преимущественно пологие, местами сильно заболоченные. На болотах Эверглейдс в американском штате Флорида развилась своеобразная тропическая экосистема, охраняемая в Национальном парке Эверглейдс. Также для побережья залива характерны длинные песчаные отмели и острова.
Мексиканский залив - один из самых теплых водоемов в мире, хотя благостную картину портят летние и осенние ураганы. В историю США вошли самые мощные и разрушительные: «Иван» 2004 г., «Катрина» и «Рита» в августе и сентябре 2005 г., «Густав» 2008 г. Мексиканский залив известен еще и тем, что здесь зарождается - самое мощное течение в Мировом океане. Собрав в Мексиканском заливе запас тепла, Гольфстрим выходит в Атлантику и течет вдоль побережья Северной Америки.
Массовый туризм, активно развивавшийся в течение XX в., привел к образованию обширных курортных зон на берегах Мексиканского залива: Пенсакола, Дестин, Майами, Панама-Сити в штате Флорида, Оранж-Бич в штате Алабама, Канкун в Мексике. Американцы называют штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и Техас, выходящие к Мексиканскому заливу, Третьим побережьем США - после атлантического и тихоокеанского. Отдельным направлением туризма является любительская рыбная ловля в заливе, в том числе акул. Другое экзотическое развлечение в Мексиканском заливе - поиск затонувших испанских и пиратских кораблей с ценным грузом. И сегодня на песчаные берега залива волны изредка выбрасывают старинные испанские монеты: золотые дублоны и серебряные пиастры.
Воды залива бороздят суда начиная с XVI в., когда испанцы вывозили на каравеллах сокровища, отнятые у коренных народов Центральной Америки. В настоящее время Мексиканский залив - важный район судоходства: здесь находятся порты США, Мексики и Кубы. Порты Новый Орлеан (Луизиана, США) и Хьюстон (Техас, США) входят в десятку самых крупных портов мира. Семь из десяти самых больших портов США находятся в Мексиканском заливе.
На шельфе Мексиканского залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Добыча полезных ископаемых ведется на нефтяных платформах.

Происхождение

Предположительно, Мексиканский залив сформировался около 300 млн лет назад. Существует несколько теорий его происхождения. Самая правдоподобная версия - о проседании морского дна в результате тектонических процессов, в то время как популярная версия о столкновении Земли с крупным метеоритом, вследствие которого якобы появилась котловина почти правильной округлой формы, со временем заполненная водами Миссисипи и Атлантики, пока не получила научного подтверждения.

Население

Задолго до эпохи Великих географических открытий побережье залива было заселено индейскими племенами. На территории нынешней Мексики процветали уничтоженные европейцами цивилизации майя и ацтеков, на Кубе жили караибы и араваки, на североамериканском берегу - охотники из племени чокто. Расовая картина коренным образом изменилась, когда европейцы начали истреблять индейцев и завозить сюда рабов для труда на плантациях. Впоследствии большинство населения огромных районов составили метисы. Современное население Мексиканского залива имеет крайне пестрый этнический состав, включающий потомков европейцев, афроамериканцев, мулатов и метисов (преимущественно в Мексике и на Кубе), а также такие специфические этносы, как франкофонные луизианские кейджины (каджуны) - потомки французских акадийцев.
Первым европейцем, исследовавшим Мексиканский залив, был флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) в 1497 г. В 1500 г. Мексиканский залив был впервые нанесен на карту испанским путешественником Хуаном де ла Косой (1460-1510 гг.). В XVI в. побережье и острова залива активно осваивали испанские конкистадоры, а в XVII в. - французы и англичане. Подробная карта залива, составленная американцами, появилась только в конце XIX в.: до этого исследованиям мешали частые войны, неопределенность государственных границ и нежелание местного населения платить налоги. Детальное описание гидрологического режима и поверхности дна Мексиканского залива было сделано в середине XX в.

Полезные ископаемые

Мексиканский залив - место разработки ценных полезных ископаемых, район интенсивного судоходства, рыбного промысла и туризма. Наиболее интенсивный рост городов и плотности населения в районе залива начался со второй половины XX в., особенно в районе популярных курортов и центров добычи нефти и газа, таких как Хьюстон (Техас, США). Мексиканский залив настолько богат, что в состоянии прокормить огромное количество населения.
Самые ценные полезные ископаемые залива - нефть и природный газ на северо-западном шельфе. Здесь добывается 25% американского природного газа и около 15% - нефти. Только в нефтяной промышленности занято около 60 тыс. чел. Для добычи используются нефтегазовые платформы в открытом море. Мексиканскому заливу принадлежит честь установки первой в мире нефтяной платформы в штате Луизиана в 1938 г. Ему же принадлежит и другой печальный «рекорд» в этой области: крупнейший в истории американской нефтедобычи взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в 2010 г.
Рыба и морепродукты - второе сокровище залива. По рыбным запасам и их воспроизводству залив стоит на первом месте в Мировом океане. Здесь ловят 25% всей рыбы в США, и здесь же находится половина крупнейших рыболовных портов страны. К промысловым видам относятся тунец, сельдь-менхэден, кампечинский (мексиканский) луциан, ставрида, синий малакант, рыба-меч, групер. На шельфе ведется интенсивный промысел креветок, крабов, лангустов и черепах. Вдоль всего побережья построены устричные садки.

Общая информация

Местонахождение: юго-восточный участок Северной Америки, между полуостровами Флорида и Юкатан, а также островом Куба.

Этнический состав: белые, метисы, афроамериканцы.

Языки: английский, испанский.
Религии: протестантизм, католицизм.

Денежные единицы: американский доллар, мексиканский песо (МХР).

Крупнейшие реки, впадающие в залив: Миссисипи, Рио-Гранде, Колорадо, Бразос, Алабама.

Важнейшие порты: Гавана (Куба) - 2 135 498 чел. (2010 г.), Веракрус (Веракрус, Мексика) -552 156 чел. (2010 г.), Новый Орлеан (Луизиана, США) - 360 740 чел. (2011 г.).
Крупнейшие города: Мексика (Тампико, Тамаулипас, - 305 554чел., 2010 г., Сан-Франсиско-де-Кампече, Кампече, - 220 389 чел., 2010 г.), США (Хьюстон, Техас,-2099451 чел., 2010 г., Тампа, Флорида, - 335 709 чел., 2010 г., Мобил, Алабама, - 195 111 чел., 2010 г., Билокси, Миссисипи, - 45 670 чел., 2008 г.)
Омывает государства: на севере - США (штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана, Техас), на западе - Мексика (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско, Кампече, Юкатан), на юго-востоке - Республика Куба.

Крупнейшие острова: Куба, Галвестон (Техас, США).

Цифры

Площадь: 1,6 млн км 2 .

Протяженность береговой линии: от мыса Сейбл (юг штата Флорида, США) до оконечности полуострова Юкатан (Мексика) - 5505 км (США - 2700 км, Мексика - 2805 км), северо-западное побережье острова Куба - 380 км.

Протяженность с востока на запад : 1600 км.

Протяженность с севера на юг: 900 км.

Средняя глубина: 1615 м.

Максимальная глубина: впадина Сигсби (4384 м).
Объем воды: 2434 тыс. км 3 .

Соленость: на поверхности - 36,0-36,9% ° , на глубине более 2000 м - 34,98%».

Приливы: преимущественно суточные, до 0,6 м.
Испаряемость в год: 1000-1750 мм.

Климат и погода

Тропический на юге, субтропический на севере.
Средняя температура воздуха в январе:
Веракрус (Веракрус, Мексика) +19°С, Нью-Орлеан (Луизиана, США) +12°С.

Средняя температура воздуха в июле: Веракрус (Веракрус, Мексика) +31°С, Нью-Орлеан (Луизиана, США) +28°С.

Средняя температура воды летом: +29°С.
Средняя температура воды зимой: от+18°С на севере, до +25°С на юге.

Среднегодовое количество осадков: 1000-1200 мм.
Относительная влажность воздуха: 60-80%.

Экономика

Полезные ископаемые: нефть, природный газ.

Рыболовство.
Сфера услуг: транспортные (судоходство), туризм.

Достопримечательности

■ Природные : Национальный парк Эверглейдс (Флорида, США); курорты: Ки-Бискейн, Пенсакола, Дестин, Майами, Панама-Сити (Флорида, США), Оранж-Бич (Алабама, США), Канкун (Мексика);
■ Исторические и культурные: руины городов майя (полуостров Юкатан, Мексика); пирамиды ацтеков (Мексика);
Город Гавана (Куба) : крепость Ла-Фуэрса (вторая половинаXVI в.), монастырь Санта-Клара (середина XVII в.), собор Непорочного Зачатия (серединаXVII в.), Ратуша (конец XVIII в.), кафедральная площадь с собором XVIII в., мемориальный комплекс имени Хосе Марти, бульвар Прадо, Национальный Капитолий (первая половина XX в.), Большой театр Гаваны;
Город Веракрус (Веракрус, Мексика) : крепость Сантьяго, форт Сан-Хуан-де-Улуа, руины древнего города , музей-заповедник Ла-Вента, Аквариум Велакруса, маяк на острове Сакрифисиос;
Город Новый Орлеан (Луизиана, США) : кладбище Сен-Луи, улица Бурбон-стрит, Французский квартал, Мост-дамба через озеро Поншартрен (самый длинный в мире мост - 38,5 км), собор Святого Людовика (XVIII в.), Музей джаза;
Город Хьюстон (Техас, США) : Космический центр имени Линдона Джонсона, небоскребы Даунтауна (Джи-Пи-Морган-Чейз-Тауэр - 305 м, Уэллс-Фарго-Бэнк-Плаза - 302 м, Уильямс-Тауэр - 275 м).
Город Тампа (Флорида, США) : исторический район Ибор-Сити, Аквариум Флориды, Музей-памятник космического шаттла «Челленджер».

Любопытные факты

■ На американском острове Галвестон от страшного урагана в 1900 г погибло около 12 тыс. чел: самое большое число жертв урагана в США.
■ Происходит постепенное обмеление северной части Мексиканского залива в результате наносов рек, в первую очередь реки Миссисипи.

■ Вопреки широко распространенному мнению, в 1494 г. Христофор Колумб не входил в Мексиканский залив, ограничившись лишь изучением западной оконечности острова Куба.
■ По одной из версий, название города Тампа (Флорида, США) произошло от индейского выражения «огненные палки»: так индейцы называли молнии - частое явление во время летних штормов.
■ Индейские холмы в Батон-Руж (Луизиана, США) были насыпаны приблизительно за 450 лет до постройки первой египетской пирамиды.
■ Город Новый Орлеан находится на несколько метров ниже уровня моря и защищен от волн высокими дамбами. Их пришлось восстанавливать после страшного наводнения, вызванного ураганом «Катрин» в сентябре 2005 г.
■ На побережье и островах Мексиканского залива предположительно самое большое количество пиратских кладов в мире, все еще не найденных и ожидающих кладоискателей.
■ Самые неблагоприятные факторы, влияющие на экологическую ситуацию в Мексиканском заливе, - использование на плантациях США сильных химических удобрений, вымываемых дождями и реками в залив, где они стимулируют избыточный рост водорослей, что приводит к гибели рыбы и других морских организмов.

Интересно, что, несмотря на то, что Христофор Колумб открыл земли Америки, он проплыл мимо гигантского водоема. Первым исследователем этого региона стал итальянский путешественник Америго Веспуччи. Он в 1497 году оказался на побережье Мексиканского залива. Постепенно сюда начали прибывать другие путешественники и первооткрыватели. Поэтому через некоторое время бескрайняя водная гладь Мексиканского залива стала манить сюда множество людей. Со временем на Мексиканском заливе стала развиваться туристическая отрасль.

На территории Мексиканского залива осуществляется важнейшая коммерческая деятельность - это рыболовство. Здесь ловят тунца, окуня, меч-рыбу, крабов и креветок. В огромных масштабах в заливах собирают устриц. Кроме того, здесь водится множество акул, печень которых очень высоко ценится. Поэтому здесь отлавливают акулу-молот, белую акулу, акулу бык. По этой причине к 21 веку количество этих морских хищников заметно уменьшилось. Кроме того, Мексиканский залив богат дельфинами, с которыми также связан коммерческий интерес.

Также Мексиканский залив является местом, где разрабатываются ценнейшие полезные ископаемые, в этом районе хорошо развито судоходство, туризм и рыбный промысел. Особенно в прошлом веке произошел интенсивный рост городов Мексиканского залива, в основном это коснулось популярных курортов. Богатство Мексиканского залива настолько велико, что огромное население может спокойно прокормить себя на его берегах. Сокровищем залива называют морепродукты и рыбу. В Мировом океане Мексиканский залив занимает первое место по рыбным запасам. Поэтому любители рыбалки специально отправляются сюда, чтобы поудить рыбу.

Кроме того, Мексиканский залив знаменит своими бескрайними пляжами, куда и приезжает с туристической целью множество путешественников. Туристические агентства предлагают остановиться в одном из близлежащих гостиницах, чтобы с утра до вечера загорать по побережье Мексиканского залива. Этот регион привлекает сюда особенно семейные пары с детьми, потому что для пляжного отдыха предоставлены все условия. Мексиканский залив является особой достопримечательностью США.

Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon непременно должен был случиться и только ждал своего момента. Специалисты называют сейчас семь роковых промахов, ставших причиной разлива нефти в Мексиканском заливе. Из этой катастрофы можно извлечь определенные уроки, которые помогут избежать такого в будущем.

21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины, – она днем раньше взорвалась на глубине 5,5 км под палубой этой платформы

20 апреля стал днем триумфа для компании British Petroleum и для команды буровой платформы Deepwater Horizon компании Transocean. Плавучая буровая платформа в 80 км от побережья штата Луизиана в точке, где глубина воды составляла 1,5 км, уже почти завершила бурение скважины, уходящей на 3,6 км под океанское дно. Это была столь сложная задача, что ее часто сравнивали с полетом на Луну. Теперь, после 74 дней непрерывного бурения, компания BP готовилась запечатать скважину Macondo Prospect и оставить ее в таком виде, пока не будет доставлено на место все эксплуатационное оборудование, чтобы обеспечить регулярную подачу нефти и газа. Где-то в 10:30 утра вертолет привез четверых функционеров высшего звена — двух из BP и двух из Transocean — для праздничной церемонии в связи с завершением буровых работ, а заодно по поводу семи лет безаварийной работы этой буровой платформы.

В следующие несколько часов на платформе развернулись события, которые вполне заслуживали бы включения в учебники по технике безопасности. Как и частичное расплавление активной зоны реактора на атомной электростанции Три-Майл Айленд в 1979 году, утечка токсичных веществ на химическом заводе в Бхопале (Индия) в 1984-м, разрушение «Челленджера» и Чернобыльская катастрофа в 1986-м, эти события имели причиной не какой-то один неверный шаг или поломку в конкретном узле. Катастрофа на Deepwater Horizon стала результатом целой цепи событий.


21 апреля 2010 года, в Мексиканском заливе спасательные суда противостоят аду, который разгулялся на буровой платформе Deepwater Horizon. Огонь подпитывается нефтью и газом, поступающими из подводной скважины — она днем раньше взорвалась на глубине пяти с половиной километров под палубой этой платформы.

Самоуспокоение

Глубоководные скважины работают без проблем десятилетия подряд. Разумеется, подводное бурение— сложная задача, но существует уже 3423 действующие скважины только в Мексиканском заливе, причем 25 из них пробурены на глубинах более 300 м. За семь месяцев до катастрофы в четырех сотнях километров к юго-востоку от Хьюстона эта же буровая платформа пробурила самую глубокую в мире скважину, уходящую под океанское дно на фантастическую глубину в 10,5 км.

То, что было невозможным несколько лет назад, стало рутинной процедурой. BP и Transocean били рекорд за рекордом. Та же технология морского бурения и то же оборудование, которые прекрасно себя оправдали при разработках на мелководье, вполне эффективны, как показала практика, на более серьезных глубинах. Нефтяники, как при золотой лихорадке, ринулись в океанские глубины.


Компания British Petroleum (BP) арендует буровые платформы, принадлежащие швейарской компании Transocean. С их помощью она пробивается к углеводородному месторождению под названием Macondo Prospect. Это месторождение расположено в 80 км к юго-востоку от города Венис (штат Луизиана) на глубине 3,9 км под океанским дном (глубина океана в этом месте — полтора километра). Потенциальный запас — 100 миллионов баррелей (месторождение среднего размера). Компания BP собирается провести все буровые работы за 51 день.

Гордыня подготовила почву к несчастью, которое случилось на буровой. «В случае, если скважина неожиданно начнет фонтанировать, создавая разлив нефти, не следует опасаться серьезных последствий, поскольку работы ведутся в соответствии с принятыми в данной отрасли нормами, используется проверенное оборудование и имеются методики, специально разработанные для подобных случаев…» — так написано в плане изыскательских работ, который 10 марта 2009 года компания BP представила в американскую надзорную инстанцию — Службу эксплуатации месторождений (Minerals Managements Service, MMS) министерства недр США. Самопроизвольное фонтанирование подводных скважин случается сплошь и рядом, только в Мексиканском заливе с 1980 по 2008 год отмечено 173 случая, однако еще ни один подобный выброс не случался на глубоководье. На самом деле ни у BP, ни у его конкурентов не имелось на такой случай ни «проверенного оборудования», ни «специально разработанных методик» — вообще никакого страховочного плана в предвидении какой-либо катастрофической аварии на больших глубинах.

7 октября 2009 года
BP начинает буровые работы на участке площадью 2280 гектар, арендованном еще в 2008 году за $34 миллиона. Однако использовавшаяся сначала буровая платформа Marianas повреждена ураганом Ида, так что ее буксируют на верфь для ремонта. Уходит три месяца на то, чтобы заменить ее платформой Deepwater Horizon и возобновить работы.
6 февраля 2010 года
Horizon начинает буровые работы на месторождении Macondo. Чтобы не отстать от графика, рабочие торопятся, завышая скорость бурения. Вскоре из-за чрезмерных скоростей стенки скважины дают трещины, и внутрь начинает просачиваться газ. Инженеры запечатывают нижние 600 метров скважины и направляют скважину в обход. Эти переделки обходятся в двухнедельную задержку.
Середина марта
Майк Уильямс, главный по электронике в компании Transocean, спрашивает руководителя подводных работ Марка Хэя, почему в пульте управления функции перекрытия газа просто отключены. Если верить Уильямсу, Хэй ответил: «Да у нас все так делают». За год до этого Уильямс заметил, что на буровой все аварийные лампы и индикаторы просто отключены, и при выявлении утечки газа и пожара не будут автоматически активированы. В марте он видел, как рабочий держал в руках куски резины, вынутые из скважины. Это были обломки жизненно важной цилиндрической задвижки — одной из деталей противовыбросового превентора, многоэтажной конструкции из страховочных задвижек, установленной над устьем скважины. По словам Уильямса, Хэй сказал: «ничего страшного».
30 марта, 10:54
Инженер BP Брайан Морел отсылает электронное письмо своему коллеге, обсуждая идею, как опустить в скважину единую обсадную колонну диаметром 175 мм, чтобы она тянулась от устья скважины до самого ее дна. Более безопасный вариант с хвостовиком, который обеспечивает больше ступеней защиты от газа, поднимающегося по скважине, Морел отметает: «Обойдясь без хвостовика, вы прилично сэкономите и по времени, и по деньгам». Однако при использовании хвостовика, говорит Форд Бретт, инженер-нефтяник с большим стажем, «скважина была бы гораздо лучше защищена от всяческих неприятностей».
9 апреля
Рональд Сепульвадо, руководящий работами на скважине от лица BP, сообщает, что обнаружена утечка в одном из устройств управления превентором, который должен принять с платформы электронный сигнал на перекрытие скважины и дать команду на гидроприводы для аварийного заглушения скважин. В таких ситуациях компания BP обязана уведомить MMS и приостановить буровые работы, пока этот блок не будет приведен в рабочее состояние. Вместо этого, чтобы перекрыть утечку, компания переключает неисправное устройство в «нейтральное» положение и продолжает бурение. MMS никто не уведомлял.
14 апреля
BP подает в MMS запрос о возможности использовать единую колонну вместо более безопасного способа с хвостовиком. На следующий день она получает одобрение. Еще два дополнительных запроса согласованы за считанные минуты. За время с 2004 года в Заливе пробурено 2200 скважин, и только одна компания изловчилась в течение 24 часов утрясти согласования на три изменения в рабочих планах.

Легкомыслие

Многие годы компания BP гордилась тем, что умеет браться за рискованные дела в политически нестабильных государствах (например, в Анголе и Азербайджане), что способна реализовать изощренные технологические решения в самых глухих уголках Аляски или на огромных глубинах в Мексиканском заливе. Как говорил Тони Хэйуорд, бывший гендиректор компании, «мы беремся за то, чего другие не могут или не отваживаются сделать». Среди нефтедобытчиков эта компания славилась легкомысленным отношением к проблемам безопасности. По данным Центра общественной безопасности (Center for Public Integrity), с июня 2007 года по февраль 2010 года на нефтеперерабатывающих заводах BP в штатах Техас и Огайо из 851 нарушения правил техники безопасности 829 были признаны Управлением охраны труда США «сознательными» или «злонамеренными».


Катастрофа на Deepwater Horizon — не единственный крупномасштабный разлив нефти, виновником которого оказалась компания BP. В 2007 году ее дочка BP Products North America выплатила в качестве штрафа более $60 млн за нарушение федеральных законов по охране окружающей среды на территории штатов Техас и Аляска. В списке этих нарушений и крупнейший разлив 2006 года на Арктической низменности (1000 т сырой нефти), когда причиной оказалось нежелание компании принимать адекватные меры для защиты трубопроводов от коррозии.

Администрация других нефтедобывающих компаний оповещала Конгресс, что программы бурения, принятые в BP, не соответствуют обязательным для отрасли нормам. «У них выполнялись отнюдь не все требования, которые мы бы порекомендовали или применяли в собственной практике», — говорит Джон С. Уотсон, президент компании Chevron.


Платформа Deepwater Horizon горела полтора дня и наконец 22 апреля погрузилась в воды Мексиканского залива.

Риск

Нефть и метан в месторождениях глубокого залегания находятся под давлением — чуть шевельни, и они могут выстрелить фонтаном. Чем глубже скважина, тем выше давление, и на глубине 6 км давление превышает 600 атм. В процессе бурения утяжеленный минеральными фракциями буровой раствор, который закачивают в скважину, смазывает всю бурильную колонну и вымывает на поверхность выбуренную породу. Гидростатическое давление тяжелого бурового раствора удерживает жидкие углеводороды внутри залежи. Буровой раствор можно считать первой линией защиты против выброса нефти.

Если нефть, газ или простая вода попадут в процессе бурения в скважину (скажем, из-за недостаточной плотности бурового раствора), в скважине резко поднимется давление и возникнет возможность выброса. Если стенки скважины растрескались или цементный слой между обсадными трубами, защищающими бурильную колонну, и скальными породами в стенках скважины оказался недостаточно прочным, пузырьки газа могут с ревом взлететь вверх по бурильной колонне или снаружи обсадных труб, попадая внутрь колонны в местах стыков. При этом стенки скважины могут растрескаться, создав возможности для утечек, говорит Филип Джонсон, профессор гражданского строительства в Университете штата Алабама.


У основания скважины цементный раствор подается изнутри обсадной колонны и поднимается вверх по затрубному пространству. Цементирование необходимо для защиты скважины и предотвращения протечки.

Ни нефтяники, ни служба MMS не задумывались над тем, что при бурении во все более сложных условиях риск будет расти. «Налицо явная недооценка грозящих опасностей, — говорит Стив Арендт, вице-президент фирмы ABS Consulting и эксперт по безопасности нефтепереработки.- Длинная цепочка удач застила буровикам глаза. Они оказались просто не готовы».

Нарушения

В основе решений, принятых компанией BP, лежала тактика, которую Роберт Беа, профессор Калифорнийского университета в Беркли, называет «введением нарушений в норму». В компании давно уже привыкли действовать на грани допустимого.

Середина апреля
В рецензии на план BP содержатся рекомендации отказаться от использования единой колонны, так как при этом техническом решении формируется открытое кольцевое пространство до самого устья (зазор между стальной обсадной колонной и стенкой скважины). В такой ситуации превентор остается единственным барьером на пути газового потока, если не выдержит цементная заливка. Невзирая на это предостережение, BP решила устанавливать единую стальную обсадную колонну.
15 апреля
Бурение закончено, и на платформе собираются закачивать в скважину свежий раствор чтобы использованный раствор поднялся со дна скважины на буровую платформу. Таким образом можно вынести наружу газовые пузырьки и остатки породы — они ослабили бы цементную заливку, которая в дальнейшем должна заполнить кольцевое пространство. В варианте с Macondo эта процедура должна занять 12 часов. BP отменяет свой же план работ и выделяет на циркуляцию бурового раствора всего полчаса.
15 апреля, 15:35
Представитель компании Halliburton Джесси Гальяно отсылает в BP электронное письмо, в котором рекомендует использовать 21 центратор — это специальные хомуты, которые центрирую в скважине обсадную колонну, гарантируя равномерную цементную заливку. В конце концов BP обходится всего шестью центраторами. Джон Гайд, руководивший в BP группой обслуживания скважины, признался, что центраторы были не того типа, какой требуется для данной задачи. «Почему вы не могли обождать, пока не привезут те центраторы, какие надо?» — спросил адвокат. «А их так и не привезли», — ответил Гайд.

Завершение работ постоянно откладывалось, и на организаторов работ оказывали сильное давление. Бурение было начато 7 октября 2009 года, при этом сначала использовали платформу Marianas. Она сильно пострадала от ноябрьского урагана. Потребовалось три месяца, чтобы пригнать платформу Horizon и продолжить буровые работы. На все работы было отведено 78 дней при стоимости работ в $96 млн, однако реальным сроком объявили 51 день. Компания требовала темпа. Но в начале марта из-за повышенной скорости бурения скважина растрескалась. Рабочим пришлось забраковать 600-метровый участок (из пробуренных к тому моменту 3,9 км), залить дефектную секцию цементом и пробиваться к нефтеносному слою в обход. К 9 апреля скважина достигла запланированной глубины (5600 м от уровня буровой платформы и на 364 м ниже последнего зацементированного сегмента обсадных труб).


Скважину бурят поэтапно. Рабочие проходят какой-то путь сквозь скальную породу, устанавливают очередной сегмент обсадных труб и заливают цемент в зазор между обсадной трубой и окружающей породой. Этот процесс повторяется раз за разом, обсадные трубы становятся все меньшего диаметра. Для закрепления последней секции у компании имелось два варианта — либо от устья скважины до самого забоя спустить однорядную колонну обсадных труб, либо спустить хвостовик — короткую колонну труб — под башмак нижней секции уже зацементированных обсадных труб, а затем протолкнуть дальше вторую стальную обсадную трубу, которую называют надставкой хвостовика. Вариант с надставкой должен был обойтись на 7−10 млн дороже, чем единая колонна, но он существенно снижал риск, обеспечивая двойной барьер для газа. Как показало расследование Конгресса, во внутренней документации BP, датируемой серединой апреля, имеются рекомендации, указывающие на нежелательность использования однорядной колонны обсадных труб. И тем не менее 15 апреля служба MMS положительно ответила на запрос BP о внесении поправок в ходатайство о разрешении. В этом документе утверждалось, что использование однорядной колонны обсадных труб «имеет веские экономические основания». На мелководье однорядные колонны используются достаточно часто, но их почти не использовали в таких глубоководных разведочных скважинах, как Macondo, где давление очень высоко, а геологические структуры недостаточно изучены.

По мере спуска обсадных труб пружинные хомуты (их называют центраторами) удерживают трубу по оси ствола скважины. Это нужно для того, чтобы цементная заливка легла равномерно и не образовалось полостей, через которые мог бы пробиться газ. 15 апреля компания BP уведомила Джесса Гальяно из компании Halliburton, что на последних 364 м обсадной колонны предполагается задействовать шесть центраторов. Гальяно прогнал на компьютере аналитическую модель-симулятор, которая показала, что 10 центраторов дают ситуацию с «умеренной» опасностью прорыва газа, а 21 центратор мог бы снизить вероятность неблагоприятного сценария до «малой». Гальяно порекомендовал BP именно последний вариант. Грегори Вальц, руководитель группы инженеров-буровиков в BP, писал Джону Гайду, руководителю группы обслуживания скважин: «Мы отыскали в Хьюстоне 15 центраторов Weatherford и утрясли все вопросы на буровой, так что утром сможем отправить их на вертолете…» Но Гайд возразил: «Чтобы их установить, потребуется 10 часов… Мне все это не нравится и… я сомневаюсь, нужны ли они вообще». 17 апреля BP сообщила Гальяно, что в компании решили использовать только шесть центраторов. При семи центраторах компьютерная модель показывала, что «в скважине возможны серьезные проблемы с прорывом газа», но $ 41 000 за каждый час отсрочки перевесили, и BP выбрала вариант с шестью центраторами.


Превентор — это этажерка из заслонок высотой 15 м, предназначенная для того, чтобы заглушить вышедшую из подчинения скважину. По причинам, до сих пор не известным, на месторождении Macondo эта последняя линия обороны работать отказалась.

После того как в скважину закачан цемент, проводится акустическая дефектоскопия цементирования. 18 апреля бригада дефектоскопистов компании Schlumberger вылетела на буровую, однако BP отказалась от их услуг, нарушив все возможные технические регламенты.

Техника

Тем временем на буровой все работают как одержимые, не видя ничего вокруг и не руководствуясь ничем, кроме оправдательных соображений и стремления ускорить процесс. Гальяно ясно показал вероятность протечек газа, а такие протечки повышают опасность выброса. Однако его модели не могли никому доказать, что этот выброс обязательно случится.

20 апреля 0:35
Рабочие закачивают вниз по обсадной трубе цементный раствор, затем с помощью бурового раствора выдавливают цемент вверх со дна на высоту 300 м по кольцевому пространству. Все эти действия соответствуют правилам MMS по запечатыванию месторождения углеводородов. Halliburton использует цемент, насыщенный азотом. Такой раствор отлично схватывается со скальными породами, однако требует очень внимательного обращения. Если в не схватившийся цемент проникнут газовые пузырьки, после них останутся каналы, через которые в скважину могут попадать нефть, газ или вода.
20 апреля — 1:00 — 14:30
Halliburton проводит три опрессовки с повышенным давлением. Внутри скважины повышают давление и проверяют, хорошо ли держит цементная заливка. Два теста прошли утром и после обеда. Все благополучно. Были отосланы назад подрядчики, которые прибыли на платформу для 12-часовой акустической дефектоскопии цементной заливки. «Это была ужасная ошибка, — говорит Сатиш Нагараджайя, профессор в Университете Райсе в Хьюстоне. — Вот тут-то они и утратили контроль над событиями».

Последняя линия обороны для глубоководных скважин — противовыбросовый превентор, пятиэтажная башня из задвижек, построенная на океанском дне над устьем скважины. Она должна при необходимости перекрыть и заглушить вышедшую из-под контроля скважину. Правда, превентор на скважине Macondo был нефункционален, одна из его трубных плашек — пластин, охватывающих бурильную колонну и предназначенных не пропустить поднимающиеся через превентор газы и жидкости, — была заменена на нерабочий опытный вариант. На буровых нередко позволяют себе такие замены — они снижают расходы на тестирование механизмов, но платить приходится повышенным риском.


При расследовании также обнаружилось, что на одном из пультов управления превентором стоял разряженный аккумулятор. Сигнал с пульта запускает срезающую плашку, которая должна просто перерубить бурильную колонну и заглушить скважину. Впрочем, даже если бы на пульте стоял свежезаряженный аккумулятор, срезающая плашка вряд ли сработала бы— выяснилось, что у ее привода протекает одна из гидравлических линий. Правила MMS звучат недвусмысленно: «Если из имеющихся пультов управления превентором какой-либо не действует», на буровой платформе «должны быть приостановлены все дальнейшие операции до тех пор, пока не будет введен в строй неисправный пульт». За 11 дней до выброса ответственный представитель BP, присутствовавший на платформе, увидел в ежедневной отчетности о проведенных работах упоминание о протечке в гидравлике и предупредил центральный офис в Хьюстоне. Однако компания не прекратила работы, не приступила к ремонту и не уведомила MMS.

20 апреля, 17:05
Недобор жидкости, поднимающейся по стояку, дает понять, что превентор кольцевого пространства дал течь. Вскоре после этого на буровой проводят опрессовку буровой колонны с отрицательным давлением. При этом понижают давление буровой жидкости в скважине и смотрят, не пробились ли углеводороды через цемент или обсадные трубы. Результат показывает, что, возможно, образовалась течь. Решено провести повторное тестирование. Обычно перед таким испытанием рабочие устанавливают герметизирующий рукав чтобы надежнее прикрепить к превентору верхнее окончание обсадной колонны. В данном случае BP этого не сделала.
20 апреля, 18:45
Вторая опрессовка с отрицательным давлением подтверждает опасения. На этот раз улика обнаруживается при измерении давлений на различных трубопроводах, которые связывают платформу и превентор. Давление в буровой колонне составляет 100 атмосфер, а во всех остальных трубах — нулевое. Это означает, что в скважину поступает газ.
20 апреля, 19:55
Даже имея на руках такие результаты опрессовки, BP приказывает компании Transocean заменить в стояке и верхней части обсадной колонны буровую жидкость с плотностью 1700 кг/м3 на морскую воду плотностью чуть больше 1000 кг/м3. В то же самое время требовалось поставить цементную пробку в скважину на глубине 900 м ниже океанского дна (магистраль подачи бурового раствора). Одновременное проведение двух этих операций чревато определенным риском — если цементная пробка не запечатает скважину, сам буровой раствор сыграет роль первой линии обороны против выброса. В расследовании, которое велось силами самой BP, это решение будет названо «фундаментальной ошибкой».

Руководство

К 20 апреля, так и оставив без проверки цементирование скважины на последних трех сотнях метров обсадной колонны, рабочие готовились запечатать скважину Macondo. В 11 часов утра (за 11 часов до взрыва) на планерке завязался спор. Перед тем как заглушить скважину, BP собиралась заменить защитный столб бурового раствора на более легкую морскую воду. Transocean активно возражала, но в конце концов уступила нажиму. Спор также касался вопроса, нужно ли проводить опрессовку с отрицательным давлением (в скважине снижают давление и смотрят, не поступает ли в нее газ или нефть), хотя эта процедура и не была включена в план буровых операций.

В споре обнажился конфликт интересов. За аренду платформы BP ежедневно платит компании Transocean по $500 000, так что в интересах арендатора вести работы как можно быстрее. С другой стороны, Transocean может позволить потратить часть этих средств на заботы о безопасности.

20 апреля 20:35
Рабочие прокачивают по 3,5 кубометра морской воды в минуту, чтобы промыть стояк, однако скорость поступающего бурового раствора подскакивает до 4,5 кубометров в минуту. «Это чистая арифметика, — говорит геолог-нефтяник Терри Барр. — Им нужно было понять, что скважина потекла и что нужно отчаянно качать буровой раствор обратно, чтобы ее заткнуть». Вместо этого рабочие продолжают закачивать морскую воду.
20 апреля, 21:08
Рабочие глушат помпу, которая качала морскую воду, чтобы провести предписанный EPA (Агентством по охране окружающей среды) «тест на отблеск» — таким образом проверяют, нет ли на морской поверхности плавающей нефти. Нефти не обнаружено. Помпа не работает, но из скважины продолжает поступать жидкость. Давление в обсадной колонне растет с 71 атмосферы до 88. В течение следующего получаса давление растет и дальше. Рабочие прекращают закачивать воду.
20 апреля, 21:47
Скважина взрывается. Газ под высоким давлением прорывается через превентор и по стояку достигает платформы. Семидесятиметровый гейзер фонтанирует на верхушке буровой вышки. За ним сыплется похожая на снег каша, «дымящаяся» от испаряющегося метана. Заблокированная система общей тревоги привела к тому, что рабочие на палубе не услышали никакого предупреждения о подступившем бедствии. Обходные контуры на панели управления привели к тому, что не сработала система, предназначенная для того, чтобы вырубить все двигатели на буровой.

Transocean провела два цикла опрессовки с отрицательным давлением и установила цементную пробку, чтобы запечатать устье скважины. В 19:55 инженеры BP решили, что пробка уже схватилась, и приказали рабочим компании Transocean открыть на превенторе цилиндрическую задвижку, чтобы начать закачку в стояк морской воды. Вода должна была вытеснять буровой раствор, который откачивался на вспомогательное судно Damon B. Bankston. В 20:58 в бурильной колонне подскочило давление. В 21:08, поскольку давление продолжало расти, рабочие прекратили откачку.

20 апреля, 21:49
Газ стекает по желобам в амбар бурового раствора, где пара инженеров отчаянно упирается чтобы подать еще раствора для закачки в скважину. Дизеля заглатывают газ через свои воздухозаборники и идут вразнос. Двигатель №3 взрывается. С него начинается цепь взрывов, раскачивающих платформу. Оба инженера гибнут мгновенно, еще четверо погибают в помещении с виброситами. Кроме них, погибло еще пятеро рабочих.
20 апреля, 21:56
Рабочий на мостике нажимает красную кнопку на пульте аварийной отсечки, чтобы включить срезающие плашки, которые должны перекрыть скважину. Но плашки не сработали. На превенторе имеется аккумулятор, питающий аварийные выключатели и запускающий плашки в случае повреждения линий связи, гидравлической магистрали или электрокабеля. Позже выяснилось, что гидравлическая магистраль была в порядке, в BP полагают, что не сработал выключатель. Командование на буровой вызывает судно для эвакуации.

После шестиминутного перерыва рабочие на буровой продолжили закачку морской воды, не обращая внимания на скачки давления. В 21:31 закачку снова прекратили. В 21:47 мониторы показали «существенный скачок давления», а через несколько минут из бурильной колонны вырвалась струя метана и вся платформа превратилась в гигантский факел — пока еще не зажженный. Потом что-то вспыхнуло зеленым светом, и белая кипящая жидкость — вспененная смесь из бурового раствора, воды, метана и нефти — встала столбом над буровой вышкой. Первый помощник Пол Эриксон увидел «вспышку пламени прямо над струей жидкости», а потом все услышали сигнал бедствия «Пожар на платформе! Всем покинуть судно!». По всей буровой рабочие суетились, стремясь попасть на две пригодные к использованию спасательные лодки. Одни кричали, что пора их спускать, другие хотели подождать отстающих, третьи прыгали в воду с высоты 25 м.


На фото: через два дня после выброса дистанционно управляемый робот пытается запечатать вышедшую из-под контроля скважину Macondo.

Тем временем на мостике капитан Курт Кухта спорил с руководителем подводных работ — в чьем праве запустить систему аварийного отключения (она должна дать команду на срезающие плашки, запечатав таким образом скважину и оборвав связь между буровой платформой и бурильной колонной). Систему запускали целых 9 минут, но это уже не имело значения, поскольку превентор все равно не работал. Платформа Horizon так и осталась не отсоединенной, нефть и газ продолжали поступать из-под земли, подпитывая горючим тот пылающий ад, который вскоре окружил буровую.


И вот результат — 11 погибших, миллиардные убытки BP, экологическая катастрофа в Заливе. Но самое худшее, как считает Форд Бретт, президент Oil and Gas Consultants International, состоит в том, что этот выброс «нельзя считать катастрофой в традиционном смысле. Это один из тех несчастных случаев, которые можно было полностью предотвратить».

Ответ редакции

22 апреля 2010 года произошла авария на буровой платформе Deepwater Horizon, которую ВР использовала для добычи нефти в Мексиканском заливе. В результате катастрофы погибло 11 человек, а в море вылились сотни тысяч тонн нефти. Из-за гигантских убытков, понесённых в результате происшествия, BP была вынуждена продавать активы по всему миру.

В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.

Тушение платформы в Мексиканском заливе. Апрель 2010 года Фото: Commons.wikimedia.org

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R & B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана в аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз — вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.

Взрыв нефтяной платформы

20 апреля 2010 года в 80-ти км от побережья американского штата Луизиана на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошёл пожар и взрыв. Пожар длился более 35 часов, затушить его безуспешно пытались с пожарных судов, которые прибыли на место аварии. 22 апреля платформа затонула в водах Мексиканского залива.

В результате аварии без вести пропало 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов. 115 человек были эвакуированы с платформы, среди них 17 с ранениями. Впоследствии мировые информагентства сообщили о том, что при ликвидации последствий аварии скончались ещё двое человек.

Разлив нефти

С 20 апреля по 19 сентября продолжалась ликвидация последствий аварии. Тем временем, по оценкам одних экспертов, в воду ежесуточно попадало порядка 5000 баррелей нефти. По другим данным, в воду попадало до 100 000 баррелей в сутки, о чём в мае 2010 года заявил министр внутренних дел США.

К концу апреля нефтяное пятно достигло устья реки Миссисипи, а в июле 2010 года нефть была обнаружена на пляжах американского штата Техас. Кроме того, подводный нефтяной шлейф растянулся на 35 км в длину на глубине более чем 1000 метров.

За 152 дня в воды Мексиканского залива через повреждённые трубы скважины вылилось порядка 5 млн баррелей нефти. Площадь нефтяного пятна составила 75 тысяч км².

Фото: www.globallookpress.com

Ликвидация последствий

После того как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.

Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на повреждённую трубу и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть повреждённую платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была устранена только 4 августа, благодаря тому, что . Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолёты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом — силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.

Фото: www.globallookpress.com

Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведённому сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчёте говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нём содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомлённость наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесённые в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начался 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов.

Федеральный суд в Нью-Орлеане США утвердил сумму штрафа, которую должна выплатить компания BP за аварию в Мексиканском заливе в 2010 году. Размер штрафа составит 4,5 млрд долларов. BP будет выплачивать сумму в течение пяти лет. Почти 2,4 млрд долларов будут перечислены в Национальный фонд рыбных ресурсов и дикой природы США, 350 млн — Национальной академии наук. Кроме того, по искам Комиссии по ценным бумагам и биржам США за три года будет выплачено 525 млн долларов.

25 декабря 2013 года Апелляционный суд США постановил, что, несмотря на поданные апелляционные заявления, британская корпорация ВР должна продолжить выплаты по искам организаций и частных лиц, несмотря на недоказанные факты наличия убытков в результате разлива нефти. Изначально BP признавала свою вину в случившемся лишь частично, возлагая часть ответственности на компанию-оператора платформы Transocean и субподрядчика Halliburton. Transocean в декабре 2012 года согласилась , однако продолжает настаивать на том, что полную ответственность за аварию на платформе несёт BP.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введён практически полный запрет на рыбную ловлю.

Фото: www.globallookpress.com

1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено мёртвыми около 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчётам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелётных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний день Мексиканский залив практически полностью оправился от понесённого ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязнённой воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако учёные до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.