Мандолада, неизвестная гражданская война. Одержимые ветром Михалевич сергей иванович хозяева уральских гор

Гурьба друзей во главе, как всегда Миши Соболева, играли в войну возле их любимой Белой горы – предгорья Уральских гор.

Миша! Смотри какой-то странный человек стоит!- показывая рукой в сторону, прокричала Дарья.

Ребята остановились, стали смотреть куда показывала девочка.

Да, действительно,- сказал Илья, в недоумении опустил свой меч.

Миша последовал примеру, стал смотреть на странного человека.

На современный манер он был очень необычный, чем вызвал большой интерес у ребят.

Седые, белее снега волосы спадали по плечам, седые брови, синего, небесного цвета глаза, правильных форм лицо, длинная белая борода почти торкалась земли, белоснежная просторная рубаха, такого же цвета широкие штаны, белые сапоги. В правой руке, он держал длинный деревянный шест.

Сколько лет ему, сказать было трудно. – Вот морщины на лбу,- почему-то подумалось Дарье,- они совсем не портят красоты лица.
Дарье, было двенадцать лет…

Пауза затянулась…

Ребята начали было роптать, собираться уходить, уж больно неординарный случай.

Не бойтесь меня,- наконец сказал он.

Я Хозяин Уральских гор,- продолжал говорить чистым, добрым голосом,- меня зовут так много лет.

Ребята оживились.

Ты Миша, Дарья и вы Илья, Руслан, Дмитрий,- говорил он,- неразлучные друзья. Вы честны, дорожите дружбой, знаете ей цену, вы любите друг друга. Вы те - кому можно доверить тайну.

Ребята подошли к Дарье и Михаилу, стали рядом.

Хозяин Уральских гор внимательно смотрел на ребят.

Если вам страшно, больше не хотите меня слушать - я уйду,- он опёрся о шест, повернулся, и пошёл к пещере.

Остановитесь! Не уходите,- набравшись смелости, громко попросил человека Михаил.

Он остановился, повернулся к ребятам, улыбнулся широкой, открытой, доброй улыбкой.

А какая тайна?- с интересом спросила Дарья.

Наша планета существует миллиарды лет,- потеплел его голос,- в космическом плане современный человек появился не так давно. До него жили здесь самые разные существа, одни динозавры более ста миллионов лет, параллельно с ними жили цивилизации людей.

Цивилизации…. Каждая - отличалась одна от другой. Одни люди были высокие, по теперешним меркам, другие маленькие, третьи, в общем разные. И все погибали. Погибали в основном по одной причине – зло.

Зло пришло на землю, с приходом первой цивилизации.

Подкрадывается незаметно, проникая в сердца и души… Постепенно, не спеша, разъедая изнутри, превращаясь в силу, которую нельзя победить путями, которые мы знаем.

Люди - превращаются в машины, беспощадно уничтожающие себе подобных.

Так погибла Атланта, так погибла цивилизация Индонеи, так погибла цивилизация древнего Египта, и точно так погибла первая цивилизация маленьких людей – называемая Астрала.

Ребята начали посматривать друг на друга, стараясь понять к чему ведет разговор человек в белом.

Вы не понимаете меня,- продолжил свой рассказ Хозяин Уральских гор,- это правильно. Я пришел к вам с просьбой Светлых сил. Я их посланник.

Если вы готовы её выслушать, продолжу, если нет…

Затянулась пауза, ребята мялись, стеснялись.

Мы готовы,- ответила за всех Дарья.

Цивилизация людей в большой опасности,- начал он,- в опасности исчезновения. Силы зла воспряли, сдерживать их практически невозможно.

Они похитили «Покров добра», хранят в небольшой золотой шкатулке, в старинной крепости дремучего леса.

Лес древний, как и крепость, со всех сторон горы. Силы зла тщательно охраняют подступы к замку, даже мышь, не рискует проскользнуть мимо!

Слуги собраны в единую команду, руководит ими не кто иной, как сам - Черный Барб.

Ребята стояли молча, с недоумением поглядывали на человека, называющего себя Хозяином Уральских гор.

Мы просим вас, помочь спасти мир, спасти жизнь, спасти последнюю цивилизацию людей. Если она исчезнет, то человечество больше не появится на планете Земля.

Светлые силы обращаются именно к вам - к тебе Михаил, Дарья, к тебе Дмитрий, к тебе Илья и к тебе Руслан.

Но нас ждут дома родители,- сказала осторожная Дарья,- завтра в школу….

Когда вы переступите границу моих владений, время остановиться. Снова включиться в свой бесконечный бег, только по вашему возвращению.

Вы вернетесь в это мгновение, в это место – продолжать игру рыцарей защиты добра.

Среди ребят Михаил был самый старший, ему тринадцать, его слово имело вес.

Хозяин Уральских Гор, а как мы сможем похитить золотую шкатулку, если её так тщательно охраняют?

Если бы мы могли сами вернуть «Покров добра», мы бы не искали помощи – но это, должны сделать только люди.

– Взрослые нам не верят,- немного помолчав, добавил,- не хотят верить, и нас избегают. Они, слишком заняты своими проблемами, ничего вокруг не замечают, даже приближения конца их цивилизации.

Это трудный путь, но вы сможете его пройти.

На вашем пути, могут встретиться масса разных загадочных тварей и существ.

– Пираты всех мастей и национальностей, татарские полчища, рыцари крестовых походов, лесные разбойники, казаки, турецкие янычары, специальные подразделения времен второй мировой войны...

А если они убьют нас?

Светлые Силы - будут помогать вам!

Подумайте, не торопитесь с ответом – я подожду,- сказал он и исчез.

Ребята молчали. От услышанных страхов, шла голова не то, что кругом, а умчалась в космос!

Что тут думать,- сказал Руслан,- раз мы последняя надежда, надо помочь.

Я тоже так думаю,- поддержал Илья.

А ты, как думаешь?- спросил Михаил у Дмитрия.

Я, как все,- ответил тот.

Мне страшно,- наконец прозвучала правда.

Мне тоже страшно,- сказал Михаил,- но кто-то должен помочь Светлым Силам?

Тогда вперед!- как всегда с задором подхватил Руслан.

Все согласны?- спросил Соболев,- поднимаем руку.

Ребята подняли руки, весело рассмеялись, казалось страх ушёл, интерес превысил все опасности, которые поджидают их в далёкой дороге к заветной золотой шкатулке.

А как мы воевать - то будем против, например пиратов?- спросил практичный Илья,- у нас ни оружия, ни одежды.

Посмотрим,- ответил Михаил.
Хозяин Уральских Гор, стоял на том же месте и улыбался.

Илья,- весело сказал он,- ты не волнуйся, будет у тебя одежда и оружие.

Тогда мы согласны,- ответил Михаил, первым переступая границу.

Впереди шел Хозяин, за ним Михаил, Дарья, Руслан, Илья и Дмитрий.
Дойдя до Белой горы, увидели узкий вход в пещеру.

Никогда не видела здесь пещеры?!- сказала Дарья.

Пещера по мере продвижения, напоминала сказочные залы «Тысячи и одной ночи».

Сталактиты и сталагмиты сверкали яркими цветами радуги, потолок играл лазурным светло зелёным с голубым оттенком светом, лучи солнца проникая неизвестно откуда, изредка слепили глаза путников.

Повеяло прохладой. Широкая, подземная река, тихо несла свои прозрачные воды, в другие залы чудесной пещеры.

Ребята околдованные никогда ранее невиданной красотой, шли молча, разглядывая стены и потолок.

Красиво как,- подумал Михаил, рассматривая дно реки,- действительно, сказочная страна!

Свежий воздух пахнущий цветущими травами, смолой сосны, акации напомнил ребятам, что скоро покажется выход.

Скоро вышли на солнечный свет, оказались на берегу пристани широкой океанской лагуны.

У причала, стоял огромный средневековый боевой корабль, на носовой части которого ниже борта, красовалось имя "Победитель". – Пятьдесят пушек,- быстро посчитал Михаил,- значит с другой стороны тоже пятьдесят.

– Вот это мощь!- подумал он. Вокруг гиганта, были пришвартованы малые речные парусники.

Люди выгружали с них самые разные грузы, складывали на берегу, другие - грузили большой корабль.

Пристань окружали высокие, пологие горы, верхушки которых закрывали тучи.

На них рос лес, уходивший в небо.

Слева от ребят, была почти отвесная скала, с которой каскадами падала вода, издавая негромкий плеск.

Красиво,- громко сказала Дарья,- какие чудные водопады!

Сказочная красота,- поддержал Дмитрий.

Скажите,- обратился к Хозяину Уральских гор, Михаил,- это море?

Это лагуна Северного океана.

Корабль ждёт вас,- сказал он.

Круто,- сказал Руслан.

Круто,- подхватил Илья, или, как его называли ребята – Ильич.

Хозяин Уральских гор шёл впереди. Когда группа приближалась к кораблям, люди оставляли свои занятия, поворачиваясь кланялись.

На их приветствия, человек в белом вежливо отвечал поклоном.

Мощные фок и грот мачты корабля держали огромные паруса, матросы раскрепляли их, готовясь к отплытию.
Три бизань мачты, паруса которых уже наполнились ветром.

Высоко вверху, на главных мачтах и носовой рее, развевались ветром белые флаги с голубыми чайками.

Михаил, с уважением посмотрел на сопровождающего.

По трапу главного корабля сходили три офицера, первый высокого роста, широко и ласково улыбался.

Его уверенный взгляд, походка, доброта его улыбки, внушали доверие, уверенность и спокойствие.

Он подошёл к Хозяину Уральских гор, пожал руку, обнялись.

Познакомься, это Дарья - душа команды.

Дарья покраснела.

Офицер улыбнулся, отдал честь кивком головы.

Капитан команды - Михаил Соболев.

Он пожал руку Михаила, также кивков отдал честь.

Дмитрий - компьютерный гений.

Илья - творческая душа команды.

Руслан - стратег и тактик.

Капитан корабля адмирал Генрих Стивенсон, капитан первого ранга Алексей Михайлов, капитан первого ранга Франциско Орсак.

Капитаны отвезут вас на землю, где хранится «Золотая шкатулка».

Каждый месяц, к концу второй недели, корабль будет приплывать к месту высадки, чтобы забрать вас.

Запомните! Каждую субботу, второй недели месяца, корабль будет приплывать к этой земле, будет ждать до двенадцати ночи воскресенья, независимо - будете ли вы на берегу или нет.

Адмирал Стивенсон объяснит вам, как найти дорогу к замку. Опытные инструкторы научат вас, как обходиться с оружием, которое дадут вам. Как действовать в сложных ситуациях, разбираться в картах, ориентироваться. Как добывать пищу на этой земле, как проходить трудные места, как уходить от преследований и ещё самым разным навыкам и наукам.

Далеко не всегда побеждает сила, есть ещё хитрость, смекалка, дерзость, изобретательность и упорство.

Хозяин Уральских гор подошёл к Стивенсону и его старшим офицерам, пожал каждому руку, поклонился ребятам.

Я буду всегда рядом с вами,- с этими словами, развернулся и пошёл к пещере Белой горы.

Когда заходил в пещеру, оглянулся, поднял правую руку махнул всем, кто смотрел на этого удивительного человека.

Ребята,- весело сказал адмирал,- прошу на мой корабль! Он прошёл много морей и океанов, обогнул много раз Землю.

Он добрый, послушный, любит своих пассажиров, матросов, и всех живых существ путешествующих на нём.

Прошу,- адмирал, пропуская ребят вперед, пошёл следом.

Закончив погрузку корабля, люди, убирали остатки какого - то мусора, приводили в порядок погрузочные средства, складывали тележки, блоки, другие приспособления.

Бригантины подымали паруса, таяли за скалой лагуны Белой пещеры.

Не смотря, что адмирал Стивенсон был шведом, на русском, разговаривал совершенно без акцента.

Сейчас вас разместят, выдадут одежду.

А какого цвета, будет одежда?- спросила Дарья, хмурясь смотрела на капитана "Победителя".

Защитного,- засмеялся адмирал.

Как у военных?

Да,- показывая рукой, куда идти ребятам, ответил он.

Дорогая Дарья, когда вы вернётесь, мы тебя оденем в прекрасное белоснежное платье, ты будешь самой красивой девушкой во всей Вселенной!

Капитаны улыбнулись.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.


Е сть на Урале удивительные люди, совершающие рисковые путешествия ради познания истории и жизни северного народа

Путешественник и этнограф Виктор Мальцев (на фоне оленьего стада)

Что там, за Саклаимсори-чахль, горным плато, водоразделом Волги, Оби и Печоры? Что там, за бесконечной тундрой, покрытой солнечными ягодами морошки и куропатками? Кто ходил, тот знает, как идти по болоту или преодолевать буреломы, когда тебя живьем ест мошка, ползти на четвереньках вверх по каменным рекам - курумам, замерзать на льду реки, когда вокруг только один свет - звездный, как идти против ветра с риском быть занесенным снежной пургой на горном перевале. Один неверный шаг - и тебя нету. Можно выдержать неделю, даже месяц. Больше - если только иметь базу для отдыха и ночлега, как у геологов. Это территория от Северного Урала до Полярного, тысяча километров, самое необжитое место на планете.


Иногда лишь встретишь в этих диких местах пауль - мансийское селение одной или нескольких семей, да и тех сейчас уже почти нет. Да, только манси, известные под своим старинным названием вогулы, могли жить в столь суровых условиях. Большая часть народа ушла в никуда, меньшая - живет в Ханты-Мансийском автономном округе, другие растворились среди татар и русских. Можно вспомнить, на Вишере есть одна часто встречаемая фамилия, за Уральским хребтом - селение с таким названием, а в Москве мэр с уральским разрезом глаз. Ну не могут они без наших-то Ельцин, то Собянин.

Хозяева Уральских гор

Но находились люди, которые шли туда только для одного - чтобы исследовать этот народ, его культуру, религию, быт и труд. Несколько лет назад в Перми вышла книга геолога Сергея Михалевича «Хозяева Уральских гор», в которой он рассказал о своих первых встречах с северным народом.

Автор родился и вырос в Перми, в микрорайоне Нагорный, рядом с базой геологоразведочной партии. Что сказалось на выборе профессии, интересах и образе жизни будущего путешественника. Там он начал собирать какие-то камушки, хрусталики, которые геологи выбрасывали из кернохранилища. С этого все и началось. Потом стал посещать клуб юных геологов. Впервые участвовал в экспедиции на берега Вишеры. Учился в Пермском нефтяном техникуме. Служил в армии. Поступил на заочное отделение в Свердловский горный институт на специальность «Геологосъёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Работал тут же, в институте, на кафедре общей исторической геологии. Искал золото под Красноуральском. Занимался облицовкой камнем метро в Екатеринбурге. Так и остался в строительстве, в Перми. Только не оставил Север.

Ещё в начале девяностых начал ходить с друзьями на Ишерим, Тулымский и Молебный камни, что на Северном Урале. Были у горы Чистоп, о которой рассказывают фантастические вещи, - например, люди могут пропасть на несколько дней, а потом появиться снова там, где располагались древние мансийские святилища. Однажды они заплутали и встретились с манси Прокопием Бахтияровым, шедшим по лесу с лайкой. Пообщались - никогда не видели вогулов. Манси показал, куда им идти - по старой нартовой дороге. Пригласил в гости. Обещали, что будут. В тот раз они прошли маршрут через Молебный камень, спустились в долину Вижая, чтобы через Тахту выйти на трассу. В истоках Вижая вышли на старый заброшенный пауль - мансийское селение с большим домом, вполне жилым. Представьте себе дом в тайге, а на чердаке малица - расшитая узорами меховая верхняя одежда, монеты, фотографии, черепа животных… Только люди отсутствуют, как будто вышли и не вернулись ещё. Сергей был поражен существованием параллельного мира, в котором никого уже нет. Хозяева ушли навсегда или умерли.

Через год они с фотохудожником Виктором Мукановым отправились в гости к Прокопию Бахтиярову. Жили у манси дней пять, ходили по окрестностям пауля и слушали рассказы хозяина о прошлом народа, о традиционном укладе жизни, тысячелетних преданиях, шаманских обрядах. И в последующие годы заходили к Прокопию, чтобы потом уйти дальше на север. Бывали в Тресколье, известном мансийском пауле на Лозьве, где живут потомки Анямовых, Самбиндаловых, Бахтияровых, Пеликовых и Пакиных.

«Я называл Тресколье ставкой мансийских родов, - говорит путешественник, - с каждого большого, некогда многочисленного рода там осталось по одной-две семьи. Мы записывали рассказы, песни и быт вогулов».

Однажды отправились на озеро Турват, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где у истоков Северной Сосьвы живет род Самбиндаловых. Они считаются хранителями озера, на берегу которого находилось святилище, и находящегося рядом горного массива - Ялпынг-нер. День шли по болотам, чуть не утонули с Виктором Мукановым, но святилища не нашли. Зато познакомились с семьей Саввы Самбиндалова. Пришлых людей манси видели редко. Поэтому многих помнили из тех, кто к ним приходил. У каждого места в пауле и в окрестностях имелось имя собственное, которое давалось по каким-то мансийским духам или событиям и фактам, которые там случались.

Экстремал

«Вот эта скала называется Вера Александровна паварам керас», - сказал Савва. Оказалось, на этом месте подвернула ногу Варсанофьева, первая женщина в России, получившая степень доктора геолого-минералогических наук. Звучало так, будто это произошло вчера, а не шестьдесят лет назад. Потом сказал: «Я вот тут с Заплатиным разговаривал…» И опять это ощущение - вчерашнего дня. Хотя встречался с кинооператором давно, когда, будучи мальчиком, пас с отцом оленей в горах Урала. Или такое: «Был тут Виктор Мальцев из Перми…»

«А я о нем ничего не слышал, - рассказывает Сергей, - поэтому сразу заинтересовался, кто он такой, этот Виктор Мальцев. „Он такой человек, что наши отцы сами показывали ему свои святилища, - говорил Прокопий, - водили его туда, где я сам не был. Да, такой он человек!“ Конечно, это говорило о том, что манси испытывали к Мальцеву крайнюю степень доверия, что случалось очень редко. Мы, например, ходили к Прокопию пять лет, но нам он своего святилища так и не показал. Хотя до разговора о сакральной жизни все равно доходило, поскольку у них все завязано на духах. Но Прокопий сразу замыкался. „Я же к вашим богам не лезу!“ - говорил Прокопий. И на озере мы святилища не видели, хотя знали о его существовании. Спустя годы я увидел это тайное место на фотографиях Виктора Мальцева. Уже позднее, упоминая фамилию Виктора Мальцева, мы удивлялись, что его отлично помнят как своего большого друга манси среднего и старшего поколения».

Сегодня этого человека называют легендарным и загадочным. Он - художник, этнограф, путешественник-экстремал, на протяжении нескольких десятилетий в одиночку совершал многомесячные летние, а иногда и зимние исследовательские маршруты по Уралу. Несколько раз проходил от истоков Вишеры до побережья Ледовитого океана пешком - около тысячи километров. Обыкновенному человеку этого просто не выдержать. Архивы Виктора Мальцева исчезли. Родители умерли, а сестры живут неизвестно где. Где он сам, на том свете или на этом, никто не знает. Но друзья сохранили письма этого человека. Вот одно из них, которое он написал геологу Александру Новикову в поселок Полярный Урал:

«Держусь стоически. Передюжим. Таким худеньким (-30 кг) вернулся ещё и потому, что 4 туристов меня ещё на реке Подчерем обокрали (почти все суппакеты - вся основа). Но это ещё до снега - грибов валом, ягоды, рыба - не смерть. Так вот, Урал они не перешли (там уже метели, ураганный ветер: скучно сучкам стало), плыли на катамаране обратно: „Ешь синявки, рыжий! Ха-ха!“… Выманить на берег не удалось: уже через секунды поняли, с кем дело будет у… Просьбу же погладить за это по головкам отклонили. Камни… Удар за ударом. Топор можно было бы бросить, но я бы его потерял: глубоко. И так лез в воду. „Презервативы“, на которых они плыли, все в крови. Самому разговорчивому больше всех и досталось. Морда, как партбилет, красная стала. Убить мало… Урал перешел почти пустой. Сам перевал - в пургу, ночью. Баба найдена. Ещё! Вот отчего она „Блуждающая“ на всех картах».

Последние слова в письме - о поисках легендарной Золотой бабы, которыми художник занимался тоже. По его мнению, Золотая баба - это название каменных истуканов манси, стоящих в священных местах Уральских гор. Кроме того, Мальцев описывал следы снежного человека, встречавшиеся ему в пути. При этом на маршруте он был один - ни телеоператоров, ни связи, ни спасателей. Он был один в пространстве и времени. Если упадет грудью на каменное ребро, никто не поднимет.

Бывший геолог Валерий Демаков помог единственному оставшемуся на Вишере манси Алексею Бахтиярову построить дом в заповеднике «Вишерский». Сегодня он вместе с Сергеем Михалевичем пытается отыскать следы пропавшего исследователя северного народа. Недавно Валерий побывал в краевой клинической больнице, где сохранились настенные работы Виктора Мальцева, работавшего в этом учреждении художником-оформителем. Но о судьбе самого автора картин здесь ничего не знают.

Геолог Сергей Михалевич исследует историю народа манси

Экспедиции в параллельный мир

«В „Хозяевах Уральских гор“ речь шла о манси Северного Урала, но потом появилась мечта рассказать о манси всего Урала, живущих на Северной Сосьве, на Ляпине и дальше. Захотелось проследить, кто там в северных краях остался. И собрать материал, - продолжает рассказ Сергей Михалевич, - я нашел людей, которые этим занимаются, встретился с Алексеем Слепухиным из Екатеринбурга, возглавляющим „Команду искателей приключений“, который изу-чает манси, живущих на восточном склоне гор. Эти „искатели“ занимаются не только изучением, но практической помощью вогулам - везут им продукты, лекарства, одежду. Сканируют фотографии, которые хранятся в семьях. Ведь известно, после смерти людей в тайге многое пропадает. Записывают родословные. Я начал собирать очерки людей, которые ходили по Уралу параллельно со мной. Самыми северными манси занимался Илья Абрамов из Соликамска, закончивший географический факультет ПГУ. Он последние годы работал в Фонде сохранения духовного наследия мансийского народа в Ханты-Мансийске. Познакомился с текстами школьных преподавателей Алексея Казанцева и Алексея Карцева из Чердыни, которые уже пятнадцать лет ходят с ребятами на север, изучая остатки былого мансийского присутствия на западном склоне Урала. Знают, что такое нарты, ловушки, знаки на деревьях. Подготовил и свои рассказы о вишерских манси. Познакомился с геологом Александром Новиковым, в начале 90-х работавшим на Полярном Урале, предоставившим переписку с Виктором Мальцевым. При моральной и финансовой поддержке „Команды искателей приключений“ появилась книга „К уральским манси“, вышедшая в этом году».

В последней книге Сергея Михалевича много снимков, в том числе просто уникальных. Вот Виктор Мальцев, стройный, перехваченный широким офицерским ремнем, с рюкзаком, стоит в горной тундре на фоне величественных останцев Мань-пупу-нера. На одном из фото, уже цветном, хорошего качества, вижу группу из нескольких человек: князь Михаил Романов, Леонид Багратион, рядом - известный общественный деятель русскоязычной общины Финляндии Кирилл Глушков, его жена - писательница Марианна Флинкинберг и их дочь Кира - очаровательная девушка с русским типом красоты. Это экспедиционные товарищи Виктора Мальцева, сфотографированные с представителями царской семьи. Кира - девушка, портреты которой он писал и никому не показывал. Девушка, которая собиралась приехать к нему в Пермь. Но не случилось.

А вот письмо Виктора Мальцева от 5 ноября 1993 года о том, что произошло с ним в поезде: «У меня „исчез“ финский рюкзак с содержимым, убыток - 1 млн. руб. - классно! Переживем: все восстановимо, почти все… Очень жалко фотопленки. Медведь, лось, лебеди, рыба, скалы, баба, Миснэ, горы, льды, люди замерзающие и замерзшие реки… Ё-моё. Всё снова отсниму: никуда не уйдет! Придется дуть туда снова. В любом случае бы пришлось: отработан материал бегло - снег, холод, туман… Обгорел, застужен (искупался в пороге на Толье, притоке Вольи), хлебнул горюшка и так и этак. Болею пока. Температура…. Что творится на севере! Едва ли не вымирают! Получаю письма: недоедание, воровство, грабежи, пачками - убийства… А лес Печоры уже у французов. Из Березова - целый пакет убитых, пропавших без вести».

Кроме фотографий, опубликованных в книге, у Михалевича хранятся ещё сотни снимков. Я разглядываю их так, будто из машины времени. Именно такие люди, как Мальцев и сам Михалевич, двигали страну на северо-восток и создали эту великую страну - геологи, казаки, купцы, ученые. Как у Николая Гумилева: «Мы рубили лес, мы копали рвы…»

Фотохудожник и путешественник Вячеслав Мухтаров встречался с Виктором в 80-х годах, несколько раз провожал и встречал его с маршрутов. Рассказывал, что из каждого похода Мальцев нес с собой по двадцать блокнотов без корочек, чтобы были легче, с записями и рисунками. Все страницы были исписаны мелким аккуратным почерком. За несколько десятилетий был накоплен гигантский объем этнографической информации! Где она сегодня? За время подготовки книги к изданию Сергею Михалевичу и Алексею Слепухину удалось найти нескольких человек, с которыми Виктор вел переписку. Один из них, бывший охотовед Владимир Валдайских, поделился с исследователями письмами и фотографиями этнографа.

Герой Уральских гор

Из разных источников известно, что ещё в юности, после первых встреч с оленеводами в горах Северного Урала, Виктор стал одержимым человеком, посвятившим жизнь изучению северных народов. Со временем главным его интересом становится сакральная жизнь манси, хантов и ненцев, скрываемая от посторонних глаз, окутанная вековой тайной. Его интересовали все стороны мансийской жизни, легенды и были. Привозил из экспедиций по 20–30 заснятых фотопленок. Готовил книгу о северном народе. Им были сделаны тысячи фотографий, исписаны сотни блокнотов, сделаны многочисленные зарисовки карандашом, найдены и описаны таинственные святилища вогулов. В первые свои трансуральские путешествия Виктор отправлялся без палатки и спальника, туристического коврика и ружья, с куском полиэтиленовой пленки, в которую он заворачивался в конце маршрута и без ужина падал на землю после восемнадцати часов ходьбы.

«Несколько раз его, замерзающего в одной штормовке, подбирали оленеводы в занесенной снегом полярной тундре», - пишет Сергей Михалевич. Виктор был настоящим сталкером Севера, с которым проявляли желание выйти на маршрут не только россияне, но и многие иностранцы. Но он предпочитал одиночные путешествия, подвергая себя такой опасности, которая не раз могла кончиться его гибелью.

На фотографиях, сделанных Виктором, можно увидеть сундуки на цепях, тайные святилища со следами кровавых жертвоприношений, фетиши из родовых амбарчиков. Он рассказывал друзьям об удивительных вещах, когда кто-то шел рядом с ним параллельным курсом, было видно, как отгибаются и трещат ветви, при этом там никого нет, точнее - кто есть, того не видно. Или о местах с угнетенной растительностью, откуда хочется бежать в паническом страхе. Обо всем этом можно прочитать в книге, которую собрал Сергей Михалевич и в которую включены очерки семи авторов.

В 1992 году в Финляндии вышла книга Марианны Флинкинберг и Николая Гарина «Земля угров», в которой рассказывается о провод-нике Викторе Мальцеве: «Шаман был очень стар, с особым суровым взглядом, которого боялись все из его окружения. Шаман был одет в обычный мансийский мужской ветронепроницаемый анорак, но был подпоясан интересным, вызывающим любопытство поясом: к нему были прикреплены маленькие мешочки, зубы и когти различных животных. Шаман усадил Виктора за стол. На столе находилось три стопки. Шаман выглянул через окно на улицу и, как будто обращаясь к кому-то третьему, пробормотал странные слова. Они были не на языке манси, из чего Виктор решил, что шаман читает заговор. На следующий день, покидая деревню, Виктор почувствовал сильную боль в ногах, такую, что ходьба по отрогам Урала стала невыносимо мучительной, и затем, уже находясь дома, он чувствовал себя обез-ноженным несколько месяцев. Через несколько лет, приехав в это селение, Виктор столкнулся с удивленными взглядами его жителей. Они полагали, что его уже нет в живых. Они утверждали, что шаман, уже умерший к этому времени, пытался продлить свою жизнь, взяв под свою власть душу Виктора. Мол, шаман до этого уже захватил души порядка 40 человек, чем вызвал их смерть. Вместе с сельчанами они решили, что Виктору удалось удержаться на ногах, поскольку он носит на шее крестик». (Перевод Анастасии Хорошевой.)

Александр Новиков, готовивший письма Мальцева к публикации, пишет, что один бывший товарищ художника по экспедициям, свердловский автор, в нескольких своих пространных повестях увековечил Мальцева под его собственной фамилией, именем и внешностью в образе расхитителя сокровищ народа манси. «Чем вызвал искреннее недоумение самих жителей тайги и тундры - ханты, манси, коми и ненцев, всех тех, кто знал его лично на протяжении многих лет, - пишет геолог, - этическая сторона этого поступка находится далеко за гранью элементарной человеческой порядочности».


Манси Прокопий Бахтияров в малице, в родовом Кимг-Чупа-пауле (Селение у глухариного тока)

Авторы сборника утверждают, что в последние годы Виктор Мальцев испытывал нападки не только со стороны старого друга, но и со стороны пермских бандитов, о чем он, кстати, сам упоминает в своих письмах. По этому поводу Александр Новиков приводит слова академика Дмитрия Лихачева: «Может, в каких-то странах обществом и наукой управляют рынок и здоровая конкуренция, но в нашей стране всем управляет Зависть». «Известно, зависть к таланту - черна и бездонна», - добавляет геолог.

Может быть, кто-то точно знает, где сегодня находится Виктор Мальцев, человек, одержимый ветром странствий? Была получена информация, что Виктор скончался в 2007 году в возрасте 55 лет в одном из городов Пермского края. Но найти могилу геологам и путешественникам не удалось. Что стало с его архивом - снимками, рисунками, рукописями? Забытый всеми, публично оболганный другом, обворованный, где он теперь, путешественник, художник, этнограф? Может быть, остался лежать в горах Урала или на погосте провинциального города. Хочется надеяться, что ушел в монастырь или стал отшельником. Дай бог! О, если бы все наши надежды сбывались!

Юрий АСЛАНЬЯН
Одержимые ветром.
Есть на Урале удивительные люди, совершающие рисковые путешествия ради познания истории и жизни северного народа.
Что там, за Саклаимсори-чахль, горным плато, водоразделом Волги, Оби и Печоры? Что там, за бесконечной тундрой, покрытой солнечными ягодами морошки и куропатками? Кто ходил, тот знает, как идти по болоту или преодолевать буреломы, когда тебя живьем ест мошка, ползти на четвереньках вверх по каменным рекам - курумам, замерзать на льду реки, когда вокруг только один свет - звездный, как идти против ветра с риском быть занесенным снежной пургой на горном перевале. Один неверный шаг - и тебя нету. Можно выдержать неделю, даже месяц. Больше - если только иметь базу для отдыха и ночлега, как у геологов. Это территория от Северного Урала до Полярного, тысяча километров, самое необжитое место на планете.
Иногда лишь встретишь в этих диких местах пауль - мансийское селение одной или нескольких семей, да и тех сейчас уже почти нет. Да, только манси, известные под своим старинным названием вогулы, могли жить в столь суровых условиях. Большая часть народа ушла в никуда, меньшая - живет в Ханты-Мансийском автономном округе, другие растворились среди татар и русских. Можно вспомнить, на Вишере есть одна часто встречаемая фамилия, за Уральским хребтом - селение с таким названием, а в Москве мэр с уральским разрезом глаз. Ну не могут они без наших-то Ельцин, то Собянин.

Хозяева Уральских гор.
Но находились люди, которые шли туда только для одного - чтобы исследовать этот народ, его культуру, религию, быт и труд. Несколько лет назад в Перми вышла книга геолога Сергея Михалевича «Хозяева Уральских гор», в которой он рассказал о своих первых встречах с северным народом.
Автор родился и вырос в Перми, в микрорайоне Нагорный, рядом с базой геологоразведочной партии. Что сказалось на выборе профессии, интересах и образе жизни будущего путешественника. Там он начал собирать какие-то камушки, хрусталики, которые геологи выбрасывали из кернохранилища. С этого все и началось. Потом стал посещать клуб юных геологов. Впервые участвовал в экспедиции на берега Вишеры. Учился в Пермском нефтяном техникуме. Служил в армии. Поступил на заочное отделение в Свердловский горный институт на специальность «Геологосъёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». Работал тут же, в институте, на кафедре общей исторической геологии. Искал золото под Красноуральском. Занимался облицовкой камнем метро в Екатеринбурге. Так и остался в строительстве, в Перми. Только не оставил Север.

Сергей Михалевич - путешественник, исследователь культуры народа манси.


Ещё в начале девяностых начал ходить с друзьями на Ишерим, Тулымский и Молебный камни, что на Северном Урале. Были у горы Чистоп, о которой рассказывают фантастические вещи, - например, люди могут пропасть на несколько дней, а потом появиться снова там, где располагались древние мансийские святилища. Однажды они заплутали и встретились с манси Прокопием Бахтияровым, шедшим по лесу с лайкой. Пообщались - никогда не видели вогулов. Манси показал, куда им идти - по старой нартовой дороге. Пригласил в гости. Обещали, что будут. В тот раз они прошли маршрут через Молебный камень, спустились в долину Вижая, чтобы через Тахту выйти на трассу. В истоках Вижая вышли на старый заброшенный пауль - мансийское селение с большим домом, вполне жилым. Представьте себе дом в тайге, а на чердаке малица - расшитая узорами меховая верхняя одежда, монеты, фотографии, черепа животных…
Только люди отсутствуют, как будто вышли и не вернулись ещё. Сергей был поражен существованием параллельного мира, в котором никого уже нет. Хозяева ушли навсегда или умерли.
Через год они с фотохудожником Виктором Мукановым отправились в гости к Прокопию Бахтиярову. Жили у манси дней пять, ходили по окрестностям пауля и слушали рассказы хозяина о прошлом народа, о традиционном укладе жизни, тысячелетних преданиях, шаманских обрядах. И в последующие годы заходили к Прокопию, чтобы потом уйти дальше на север. Бывали в Тресколье, известном мансийском пауле на Лозьве, где живут потомки Анямовых, Самбиндаловых, Бахтияровых, Пеликовых и Пакиных.
«Я называл Тресколье ставкой мансийских родов , - говорит путешественник, - с каждого большого, некогда многочисленного рода там осталось по одной-две семьи. Мы записывали рассказы, песни и быт вогулов ».
Однажды отправились на озеро Турват, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где у истоков Северной Сосьвы живет род Самбиндаловых. Они считаются хранителями озера, на берегу которого находилось святилище, и находящегося рядом горного массива - Ялпынг-нер. День шли по болотам, чуть не утонули с Виктором Мукановым, но святилища не нашли. Зато познакомились с семьей Саввы Самбиндалова. Пришлых людей манси видели редко. Поэтому многих помнили из тех, кто к ним приходил. У каждого места в пауле и в окрестностях имелось имя собственное, которое давалось по каким-то мансийским духам или событиям и фактам, которые там случались.

Экстремал.
«Вот эта скала называется Вера Александровна паварам керас» , - сказал Савва. Оказалось, на этом месте подвернула ногу Варсанофьева, первая женщина в России, получившая степень доктора геолого-минералогических наук. Звучало так, будто это произошло вчера, а не шестьдесят лет назад. Потом сказал: «Я вот тут с Заплатиным разговаривал…» .
И опять это ощущение - вчерашнего дня. Хотя встречался с кинооператором давно, когда, будучи мальчиком, пас с отцом оленей в горах Урала. Или такое: «Был тут Виктор Мальцев из Перми…» . «А я о нем ничего не слышал, - рассказывает Сергей, - поэтому сразу заинтересовался, кто он такой, этот Виктор Мальцев . „Он такой человек, что наши отцы сами показывали ему свои святилища, - говорил Прокопий, - водили его туда, где я сам не был. Да, такой он человек! “.
Конечно, это говорило о том, что манси испытывали к Мальцеву крайнюю степень доверия, что случалось очень редко. Мы, например, ходили к Прокопию пять лет, но нам он своего святилища так и не показал. Хотя до разговора о сакральной жизни все равно доходило, поскольку у них все завязано на духах. Но Прокопий сразу замыкался. „Я же к вашим богам не лезу! “ - говорил Прокопий. И на озере мы святилища не видели, хотя знали о его существовании. Спустя годы я увидел это тайное место на фотографиях Виктора Мальцева. Уже позднее, упоминая фамилию Виктора Мальцева, мы удивлялись, что его отлично помнят как своего большого друга манси среднего и старшего поколения».



Путешественник и этнограф Виктор мальцев (на фоне оленьего стада).


Сегодня этого человека называют легендарным и загадочным. Он - художник, этнограф, путешественник-экстремал, на протяжении нескольких десятилетий в одиночку совершал многомесячные летние, а иногда и зимние исследовательские маршруты по Уралу. Несколько раз проходил от истоков Вишеры до побережья Ледовитого океана пешком - около тысячи километров. Обыкновенному человеку этого просто не выдержать. Архивы Виктора Мальцева исчезли. Родители умерли, а сестры живут неизвестно где. Где он сам, на том свете или на этом, никто не знает. Но друзья сохранили письма этого человека.
Вот одно из них, которое он написал геологу Александру Новикову в поселок Полярный Урал:
«Держусь стоически. Передюжим. Таким худеньким (-30 кг) вернулся ещё и потому, что 4 туристов меня ещё на реке Подчерем обокрали (почти все суппакеты - вся основа). Но это ещё до снега - грибов валом, ягоды, рыба - не смерть. Так вот, Урал они не перешли (там уже метели, ураганный ветер: скучно сучкам стало), плыли на катамаране обратно: „Ешь синявки, рыжий! Ха-ха!“… Выманить на берег не удалось: уже через секунды поняли, с кем дело будет у…
Просьбу же погладить за это по головкам отклонили. Камни… Удар за ударом. Топор можно было бы бросить, но я бы его потерял: глубоко. И так лез в воду. „Презервативы“, на которых они плыли, все в крови. Самому разговорчивому больше всех и досталось. Морда, как партбилет, красная стала. Убить мало… Урал перешел почти пустой. Сам перевал - в пургу, ночью. Баба найдена. Ещё! Вот отчего она „Блуждающая“ на всех картах».
Последние слова в письме - о поисках легендарной Золотой бабы, которыми художник занимался тоже. По его мнению, Золотая баба - это название каменных истуканов манси, стоящих в священных местах Уральских гор. Кроме того, Мальцев описывал следы снежного человека, встречавшиеся ему в пути. При этом на маршруте он был один - ни телеоператоров, ни связи, ни спасателей. Он был один в пространстве и времени. Если упадет грудью на каменное ребро, никто не поднимет.
Бывший геолог Валерий Демаков помог единственному оставшемуся на Вишере манси Алексею Бахтиярову построить дом в заповеднике «Вишерский». Сегодня он вместе с Сергеем Михалевичем пытается отыскать следы пропавшего исследователя северного народа. Недавно Валерий побывал в краевой клинической больнице, где сохранились настенные работы Виктора Мальцева, работавшего в этом учреждении художником-оформителем. Но о судьбе самого автора картин здесь ничего не знают.

Экспедиции в параллельный мир.
«В „Хозяевах Уральских гор“ речь шла о манси Северного Урала, но потом появилась мечта рассказать о манси всего Урала, живущих на Северной Сосьве, на Ляпине и дальше. Захотелось проследить, кто там, в северных краях остался. И собрать материал , - продолжает рассказ Сергей Михалевич, - я нашел людей, которые этим занимаются, встретился с Алексеем Слепухиным из Екатеринбурга, возглавляющим „Команду искателей приключений“, который изучает манси, живущих на восточном склоне гор. Эти „искатели“ занимаются не только изучением, но практической помощью вогулам - везут им продукты, лекарства, одежду. Сканируют фотографии, которые хранятся в семьях. Ведь известно, после смерти людей в тайге многое пропадает. Записывают родословные. Я начал собирать очерки людей, которые ходили по Уралу параллельно со мной. Самыми северными манси занимался Илья Абрамов из Соликамска, закончивший географический факультет ПГУ. Он последние годы работал в Фонде сохранения духовного наследия мансийского народа в Ханты-Мансийске. Познакомился с текстами школьных преподавателей Алексея Казанцева и Алексея Карцева из Чердыни, которые уже пятнадцать лет ходят с ребятами на север, изучая остатки былого мансийского присутствия на западном склоне Урала. Знают, что такое нарты, ловушки, знаки на деревьях. Подготовил и свои рассказы о вишерских манси. Познакомился с геологом Александром Новиковым, в начале 90-х работавшим на Полярном Урале, предоставившим переписку с Виктором Мальцевым. При моральной и финансовой поддержке „Команды искателей приключений“ появилась книга “К уральским манси“, вышедшая в этом году» .
В последней книге Сергея Михалевича много снимков, в том числе просто уникальных. Вот Виктор Мальцев, стройный, перехваченный широким офицерским ремнем, с рюкзаком, стоит в горной тундре на фоне величественных останцев Мань-пупу-нера. На одном из фото, уже цветном, хорошего качества, вижу группу из нескольких человек: князь Михаил Романов, Леонид Багратион, рядом - известный общественный деятель русскоязычной общины Финляндии Кирилл Глушков, его жена - писательница Марианна Флинкинберг и их дочь Кира - очаровательная девушка с русским типом красоты. Это экспедиционные товарищи Виктора Мальцева, сфотографированные с представителями царской семьи. Кира - девушка, портреты которой он писал и никому не показывал. Девушка, которая собиралась приехать к нему в Пермь. Но не случилось.
А вот письмо Виктора Мальцева от 5 ноября 1993 года о том, что произошло с ним в поезде: «У меня „исчез“ финский рюкзак с содержимым, убыток - 1 млн. руб. - классно! Переживем: все восстановимо, почти все…
Очень жалко фотопленки. Медведь, лось, лебеди, рыба, скалы, баба, Миснэ, горы, льды, люди замерзающие и замерзшие реки… Ё-моё. Всё снова отсниму: никуда не уйдет! Придется дуть туда снова. В любом случае бы пришлось: отработан материал бегло - снег, холод, туман…
Обгорел, застужен (искупался в пороге на Толье, притоке Вольи), хлебнул горюшка и так и этак. Болею пока. Температура…. Что творится на севере! Едва ли не вымирают! Получаю письма: недоедание, воровство, грабежи, пачками - убийства…
А лес Печоры уже у французов. Из Березова - целый пакет убитых, пропавших без вести» .
Кроме фотографий, опубликованных в книге, у Михалевича хранятся ещё сотни снимков. Я разглядываю их так, будто из машины времени. Именно такие люди, как Мальцев и сам Михалевич, двигали страну на северо-восток и создали эту великую страну - геологи, казаки, купцы, ученые. Как у Николая Гумилева: «Мы рубили лес, мы копали рвы…» .
Фотохудожник и путешественник Вячеслав Мухтаров встречался с Виктором в 80-х годах, несколько раз провожал и встречал его с маршрутов. Рассказывал, что из каждого похода Мальцев нес с собой по двадцать блокнотов без корочек, чтобы были легче, с записями и рисунками. Все страницы были исписаны мелким аккуратным почерком. За несколько десятилетий был накоплен гигантский объем этнографической информации! Где она сегодня? За время подготовки книги к изданию Сергею Михалевичу и Алексею Слепухину удалось найти нескольких человек, с которыми Виктор вел переписку. Один из них, бывший охотовед Владимир Валдайских, поделился с исследователями письмами и фотографиями этнографа.

Герой Уральских гор.
Из разных источников известно, что ещё в юности, после первых встреч с оленеводами в горах Северного Урала, Виктор стал одержимым человеком, посвятившим жизнь изучению северных народов. Со временем главным его интересом становится сакральная жизнь манси, хантов и ненцев, скрываемая от посторонних глаз, окутанная вековой тайной. Его интересовали все стороны мансийской жизни, легенды и были. Привозил из экспедиций по 20–30 заснятых фотопленок. Готовил книгу о северном народе. Им были сделаны тысячи фотографий, исписаны сотни блокнотов, сделаны многочисленные зарисовки карандашом, найдены и описаны таинственные святилища вогулов. В первые свои трансуральские путешествия Виктор отправлялся без палатки и спальника, туристического коврика и ружья, с куском полиэтиленовой пленки, в которую он заворачивался в конце маршрута и без ужина падал на землю после восемнадцати часов ходьбы.


Манси Прокопий Бахтияров в малице в родовом поселении Кимг-Чупа-Пауле ("Селение у глухариного тока"). Фото Сергея Михалевича.


«Несколько раз его, замерзающего в одной штормовке, подбирали оленеводы в занесенной снегом полярной тундре », - пишет Сергей Михалевич. Виктор был настоящим сталкером Севера, с которым проявляли желание выйти на маршрут не только россияне, но и многие иностранцы. Но он предпочитал одиночные путешествия, подвергая себя такой опасности, которая не раз могла кончиться его гибелью.
На фотографиях, сделанных Виктором, можно увидеть сундуки на цепях, тайные святилища со следами кровавых жертвоприношений, фетиши из родовых амбарчиков. Он рассказывал друзьям об удивительных вещах, когда кто-то шел рядом с ним параллельным курсом, было видно, как отгибаются и трещат ветви, при этом там никого нет, точнее - кто есть, того не видно. Или о местах с угнетенной растительностью, откуда хочется бежать в паническом страхе. Обо всем этом можно прочитать в книге, которую собрал Сергей Михалевич и в которую включены очерки семи авторов.
В 1992 году в Финляндии вышла книга Марианны Флинкинберг и Николая Гарина «Земля угров», в которой рассказывается о проводнике Викторе Мальцеве: «Шаман был очень стар, с особым суровым взглядом, которого боялись все из его окружения. Шаман был одет в обычный мансийский мужской ветронепроницаемый анорак, но был подпоясан интересным, вызывающим любопытство поясом: к нему были прикреплены маленькие мешочки, зубы и когти различных животных. Шаман усадил Виктора за стол. На столе находилось три стопки. Шаман выглянул через окно на улицу и, как будто обращаясь к кому-то третьему, пробормотал странные слова. Они были не на языке манси, из чего Виктор решил, что шаман читает заговор. На следующий день, покидая деревню, Виктор почувствовал сильную боль в ногах, такую, что ходьба по отрогам Урала стала невыносимо мучительной, и затем, уже находясь дома, он чувствовал себя обезноженным несколько месяцев. Через несколько лет, приехав в это селение, Виктор столкнулся с удивленными взглядами его жителей. Они полагали, что его уже нет в живых. Они утверждали, что шаман, уже умерший к этому времени, пытался продлить свою жизнь, взяв под свою власть душу Виктора. Мол, шаман до этого уже захватил души порядка 40 человек, чем вызвал их смерть. Вместе с сельчанами они решили, что Виктору удалось удержаться на ногах, поскольку он носит на шее крестик ». (Перевод Анастасии Хорошевой.).
Александр Новиков, готовивший письма Мальцева к публикации, пишет, что один бывший товарищ художника по экспедициям, свердловский автор, в нескольких своих пространных повестях увековечил Мальцева под его собственной фамилией, именем и внешностью в образе расхитителя сокровищ народа манси. «Чем вызвал искреннее недоумение самих жителей тайги и тундры - ханты, манси, коми и ненцев, всех тех, кто знал его лично на протяжении многих лет , - пишет геолог, - этическая сторона этого поступка находится далеко за гранью элементарной человеческой порядочности ».
Авторы сборника утверждают, что в последние годы Виктор Мальцев испытывал нападки не только со стороны старого друга, но и со стороны пермских бандитов, о чем он, кстати, сам упоминает в своих письмах. По этому поводу Александр Новиков приводит слова академика Дмитрия Лихачева: «Может, в каких-то странах обществом и наукой управляют рынок и здоровая конкуренция, но в нашей стране всем управляет Зависть» . «Известно, зависть к таланту - черна и бездонна» , - добавляет геолог.
Может быть, кто-то точно знает, где сегодня находится Виктор Мальцев, человек, одержимый ветром странствий? Была получена информация, что Виктор скончался в 2007 году в возрасте 55 лет в одном из городов Пермского края. Но найти могилу геологам и путешественникам не удалось. Что стало с его архивом - снимками, рисунками, рукописями? Забытый всеми, публично оболганный другом, обворованный, где он теперь, путешественник, художник, этнограф? Может быть, остался лежать в горах Урала или на погосте провинциального города. Хочется надеяться, что ушел в монастырь или стал отшельником.
Дай бог! О, если бы все наши надежды сбывались!

Опубликовано в газете “Звезда” (г.Пермь) № 1(32166) от 4 января 2014 года.

2011-01-04 07:23 pm UTC Ради интереса немного полазил по инету и нашел вот такие факты про паралельные миры...

1. Избушка на курьих ножках
Эта странная история произошла под Санкт-Петербургом летом 1993 года. По словам участников, дело было так. Вместе с двумя товарищами Алексей Волжанин отправился на рыбалку. В пятницу они загрузились в старенький «москвич» и отправились на Карельский перешеек. Вот где сущий рай для рыбака! Красивая природа, отменный клёв. Друзья давно уже открыли для себя эти места, и схема поездок была отработана до мелочей – вечерний выезд, ночёвка у костра, лов на утренней зорьке, праздничный обед и возвращение домой. Но в этот раз всё пошло наперекосяк. Они уже подъезжали к заветному месту, когда разразилась гроза. Молнии лупили в деревья, обступающие дорогу плотным строем, отражались в мокром от дождя асфальте. Одна из вспышек была столь близкой и сильной, что Волжанин, сидевший за рулём, на мгновение ослеп. Этот миг чуть не стал роковым для друзей. Машина соскочила с шоссе и ударилась о толстую вековую сосну… Правда, сам Волжанин позже утверждал, что съехал с дороги вовсе не из-за молнии, а потому, что перед капотом машины возник силуэт какого-то монстра – мохнатого чудовища с горящими глазами. Но так как больше неведомое существо никто из друзей не видел, то забудем… Итак, авария. Машина вдрызг. Все в крови… Что было делать незадачливым путешественникам? До ближайшей станции несколько десятков километров. И тут кто-то заметил неподалёку огонёк – это светилось окошко небольшого дома. Оставив машину, друзья пошли к избушке, которая возвышалась на сваях над ручейком. –Помню, я ещё пошутил: «Избушка, избушка, встань ко мне передом, к лесу задом», - вспоминает Волжанин. – Поднялись по скользким ступенькам высокого крыльца. На стук открыла дверь старая женщина. И вновь у меня возникло ощущение, что мы попали в сказку – ну сущая Баба Яга ! Ни о чём не спросив, ничего не сказав, она молча пропустила в дом промокших горе-рыбаков. – Это сейчас уже, задним умом, я понимаю, что вся эта история – нелепица на нелепице, - признаётся Волжанин. – Откуда появился дом там, где мы его никогда не видели, хоть знаем те места «от и до»? Но в тот момент мы были как заколдованные – ничему не удивлялись. Избушка на курьих ножках? Очень даже кстати! Свеча на столе в старинном подсвечнике? Так, может, от грозы электричество вырубилось! Странная хозяйка, не проронившая за всю встречу ни слова? А может, она немая?.. Женщина накормила бедолаг горячим супом, промыла раны каким-то отваром, сделала компрессы… Утомлённые, они улеглись на постеленные на пол одеяла и крепко уснули. А утром проснулись… под открытым небом! – Это было как наваждение, - рассказывают друзья. – Гостепреимный дом исчез Вместо него стояли полуобвалившиеся стены, сложенные из гранитных валунов. Мы тщательно исследовали эти развалины с пустыми проёмами вместо дверей и окон – никаких признаков жизни… Судя по всему, это была старая водяная мельница. В тех местах немало таких развалин, и ничего удивительного в них нет. Но куда исчез дом, где мы ночевали? Не перенесли же нас сонных на новое место? Да и нет там никаких домов. Позже мы проверяли – никакого жилья там не было. И ещё одна странность – утром от ран на пострадавших рыбаках остались только тонкие коричневые полосы, да и те вскоре побледнели и исчезли Друзья рыболовы утверждают, что вся эта история – чистая правда. При этом они ссылаются на сотрудников местной ГАИ, которые помогали им буксировать машину. А гаишники сказали, что нечто подобное произошло с ещё каким-то человеком в 1982 году, угодившим в ночную аварию в том же месте. Тот, мол, тоже в ожидании помощи заночевал у какой-то ведьмы на мельнице… - Что это может быть? – спрашивает Волжанин. – может, мы побывали в прошлом времени, когда в этих местах ещё жили люди? Или в сказке – в гостях у