Краткое содержание кружовник. Антон чехов - крыжовник

Учитель Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, чей разговор послужил внешней рамкой для «Человека в футляре », вновь выйдя на охоту, попали в поле под дождь. Они свернули с пути в сторону и вскоре добрались до Софьино, имения помещика Алёхина.

Алехин, мужчина лет сорока, руководил работой на мельнице. Увидев двоих гостей, он радушно приветствовал их и повёл в дом, где красивая горничная Пелагея принесла им простыни и мыло. Оба охотника и Алёхин пошли в купальню, где вымылись, поплавали, а потом приятно расслабленными вернулись в комнаты, переоделись в халаты и туфли, зажгли лампу и стали в креслах пить чай. Посреди такой успокоительной обстановки Иван Иванович и начал рассказывать историю своего брата, которую он обещал поведать Буркину ещё во время прошлой охоты.

Его брат, Николай Иванович, с 19-ти лет поступил в чиновники. Детство оба они провели в деревне, в поместье отца. После отцовской смерти имение оттягали за долги, однако Николай, с юности привыкнув к сельской жизни, все долгие годы своей службы горячо мечтал купить себе маленькую усадебку где-нибудь у реки или озера. Воображение рисовало ему собственные пахучие щи, сон на зелёной травке, красивый вид на поле и лес, который открывался бы с лавочки у ворот. Любимым чтением Николая были сельскохозяйственные книжки и газеты с объявлениями о продаже поместий. И во всех грёзах о собственном имении ему почему-то непременно рисовался крыжовник, который бы рос там …

«Крыжовник». Экранизация рассказа А. П. Чехова. 1967

Николай стал экономить на всём, плохо ел и одевался, а жалование клал в банк. После сорока лет с той же целью купить себе усадьбу с крыжовником он женился на старой, некрасивой вдове, только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги супруги положил на банковский счёт. От такой жизни та стала чахнуть, да и умерла через три года.

Вскоре после этого Николай наконец купил поместье, но не совсем такое, какое хотел. Он приобрёл сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками там не было. Недалеко стояло два завода – кирпичный и костопальный, так что вода в протекавшей рядом реке была цветом как кофе. Но Николай так радовался, что обращал на это мало внимания. Выписав себе двадцать кустов крыжовника для посадки, он переехал в деревню.

В прошлом году Иван Иванович навещал брата в его имении. Николая он увидел обрюзгшим и постаревшим. Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий барин, который требовал, чтобы мужики называли его «ваше высокоблагородие». Вечером брат усадил Ивана Ивановича пить чай, и кухарка подала к столу полную тарелку крыжовника – своего собственного, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, – он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на брата с торжеством и сказал: «Как вкусно!».

Иван Иванович, попробовав крыжовник, ощутил, что он жёсткий и кислый. Но перед ним сидел счастливый человек, которому казалось, что осуществлена его заветная мечта, и он теперь рад был сам обманывать себя. Ночью Ивана Ивановича положили рядом с комнатой брата, и он слышал, как тот не спал, а вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Иван Иванович размышлял о том, как много людей, которые посреди невежества, скотства и бедности жизни всем довольны, покойны и даже не думают возмущаться. Очевидно, думал он, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча. А надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, рано или поздно с ним стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

В ту ночь Ивану Ивановичу стало понятно, как он сам доселе тоже был доволен и счастлив. Как и брат, он считал, что ученье – свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Теперь же он думал: а во имя чего ждать? Есть ли порядок и законность в том, что живые, мыслящие люди стоят надо рвом и ждут, когда он зарастет сам или затянет его илом? Не лучше ли попробовать перескочить через рос или построить через него мост?

Еще с раннего утра все небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.

– В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, – сказал Буркин, – вы собирались рассказать какую-то историю.

– Да, я хотел тогда рассказать про своего брата.

Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубочку, чтобы начать рассказывать, но как раз в это время пошел дождь. И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной, и трудно было предвидеть, когда он кончится. Иван Иваныч и Буркин остановились в раздумье; собаки, уже мокрые, стояли, поджав хвосты, и смотрели на них с умилением.

– Нам нужно укрыться куда-нибудь, – сказал Буркин. – Пойдемте к Алехину. Тут близко.

– Пойдемте.

Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу. Скоро показались тополи, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было Софьино, где жил Алехин.

Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой. Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга. В одном из амбаров шумела веялка; дверь была открыта, и из нее валила пыль. На пороге стоял сам Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли. Он узнал Ивана Иваныча и Буркина и, по-видимому, очень обрадовался.

– Пожалуйте, господа, в дом, – сказал он, улыбаясь. – Я сейчас, сию минуту.

Дом был большой, двухэтажный. Алехин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая, и пахло ржаным хлебом, дешевою водкой и сбруей. Наверху же, в парадных комнатах, он бывал редко, только когда приезжали гости. Ивана Иваныча и Буркина встретила в доме горничная, молодая женщина, такая красивая, что они оба разом остановились и поглядели друг на друга.

– Вы не можете себе представить, как я рад видеть вас, господа, – говорил Алехин, входя за ними в переднюю. – Вот не ожидал! Пелагея, – обратился он к горничной, – дайте гостям переодеться во что-нибудь. Да, кстати, и я переоденусь. Только надо сначала пойти помыться, а то я, кажется, с весны не мылся. Не хотите ли, господа, пойти в купальню, а тут пока приготовят.

Красивая Пелагея, такая деликатная и на вид такая мягкая, принесла простыни и мыло, и Алехин с гостями пошел в купальню.

Серия: Маленькая трилогия – 2 рассказ

Год издания рассказа: 1898

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» - это второй рассказ из его «Маленькой трилогии» включающей в себя кроме этого произведения, рассказы «Человек в футляре» и «О любви». Все три рассказа «Маленькой трилогии» Чехова включены в школьную программу, что обеспечило им высокий интерес среди учеников. Ну а самому автору это обеспечило высокое место в нашем .

Рассказа «Крыжовник» краткое содержание

В рассказе Чехова «Крыжовник» читать можно историю, рассказанную ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимша-Гималайским своему другу Буркину. В тот день они шли к селу Мироносицкого, которое пока только виднелось на горизонте. Неожиданно Буркин вспомнил, что Иван Иваныч в сарае старосты Прокофия обещал рассказать какую-то историю. Иван Иваныч сказал, что хотел рассказать о брате. Но только он забил трубку и решил начать, как полил дождь. Сначала несильный, а потом сильнее и сильнее. Всего за пару минут двое друзей и их собаки были мокрыми. Буркин предложил укрыться у помещика Павла Константиновича Алехина, который жил в Софьино совсем недалеко.

Софьино встретила их шумом от мельницы, сыростью и грязью. Сам помещик высокий, статный и длинноволосый был больше похож на профессора или художника. Он стоял в амбаре подпоясанный веревкой в грязной рубахе. Друзей он сразу признал и обрадовался им. Он предложил пройти с ним в дом, где их встретила очень красивая горничная Пелагея. Алехин предложил друзьям пройти вместе с ним в купальню, пока Пелагея принесет сухую одежду и приготовит здесь все. Иван Иваныч и Буркин согласились. В добротной купальне Алехин немного застеснялся, что он такой грязный. Ведь вода с него бежала черной. И уже после того как друзья переоделись в шелковые халаты, а Пелагея разлила чай в гостиной, Иван Иваныч начала свой рассказ.

Далее в кратком содержании Чехова «Крыжовник» читать можно о том, как Иван Иваныч начал свой рассказ о брате Николай Иваныче, который был на два года младше. Их отец был из канонистов и свой офицерский чин и дворянство честно выслужил. Именье и чин он оставил своим двоим сыновьям. Но именье вскоре забрали за долги, и брат подался в город, где устроился в казенные палаты. С детства братья росли как крестьянские дети – драли лыко, стерегли лошадей и рыбачили. Поэтому городская жизнь тяготила брата. Проходили годы и у Николай Иваныча появилась мечта обзавестись усадьбой на берегу озера или речки. Иван Иваныч не одобрял эту мечту. Ведь как принято говорить человеку надо лишь три аршина земли. Но это ведь трупу, а не человеку. А попытку обзавестись усадьбой он воспринимал как попытку убежать от житейских проблем. А Николай Иванович тем временем жил впроголодь, одевался как бедняк, а все деньги относил в банк. И даже те деньги который присылал ему Иван Иваныч нес в банк. В газетах он читал только объявления о продаже усадьб, а из книг только работы по садоводству. В своих мечтах он составлял планы свой усадьбы и всюду у него были только барски дом, людская, огород и крыжовник.

Далее в рассказе Чехова «Крыжовник» кратком содержании вы узнаете, как годы шли. Николай Иванычу перевалил уже четвертый десяток, а он все так же копил. Вскоре он удачно женился, без любви на вдове. Но деньги жены он положил на свой счет, а с ней так и жил впроголодь. Вскоре она от этого померла, но Николай Иваныч не видел в том своей вины. После смерти жены он начал поиски усадьбы. И вскоре купил 112 десятин с домом, людской и парком. Но не сада не крыжовника здесь не было. А вместо реки текла непонятная субстанция кофейного цвета. Ведь рядом был кирпичный завод и костопальный. Но он не расстроился купил себе 20 кустов крыжовника и зажил.

В прошлом году главный герой рассказа «Крыжовник» Чехова решил поехать проведать брата. Его встретила распухшая собака, которой даже гавкать было лень. Затем он встретил такую же кухарку, а потом прошел и к брату, который тоже обрюзг и превратился в настоящего барина. Он рассказывал, как его любит народ, как он им ставит пол ведра, и они пьют и ему кланяются в ноги. Рассказывал о необходимости образования, но для мужиков оно пока не нужно. А нашу, в общем то несозвучную фамилию, называл дворянской. Вечером к чаю подали крыжовник, с тех самых двадцати кустов. Николай Иваныч с жадностью ел его и приговаривал: «Как вкусно!». Иван Иваныч вспомнил «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Ведь крыжовник был кислый и твердый.

Главному герою рассказа Чехова «Крыжовник» постелили в соседней комнате. Поэтому он слышал, как всю ночь его брат вставал и брал еще крыжовника. А на Ивана Ивановича тем временем нашли размышления о нашем погоне за счастьем. И в этой погоне мы часто не замечаем того несчастья, которое происходит совсем рядом. Иван Иваныч осуждал себя, ведь и он еще не так давно высказывался о неприемлемости телесных наказаний, но их необходимости, о том, как управлять народом, как жить и многом другом. От брата он уехал рано утром. С тех пор он больше не может бывать в городе и смотреть на счастливые семейства, пьющие чай. Ведь счастья нет. А Иван Иванович желает творить добро Алехину. Ведь он еще в отличие от Ивана Ивановича молод и способен к борьбе.

Ни Алехина ни Буркина рассказ главного героя рассказа «Крыжовник» Чехова не впечатлил. Алехин вообще хотел спать ведь встал в 3 часа утра. Но не уходил, боясь пропустить что-то интересное. А к рассказу он особо и не прислушивался, ведь речь шла не о сене и не о крупе. А затем по предложению Буркина все пошли спать. И лишь Буркин не мог заснуть, не понимая откуда этот тяжелый запах.

Рассказ «Крыжовник» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова «Крыжовник» читать настолько популярно, что он уже не в первый раз попадает в наш . При этом всплеск интереса к нему происходит во время прохождения рассказа в школьной программе. Исходя из этого можно предположить, что и в дальнейшем рассказ «Крыжовник» Чехова будет частым гостем на страницах нашего сайта.

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Рассказ А П Чехова «Крыжовник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

Маленькая трилогия:

  1. Крыжовник

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николай Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца имение у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе имение, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чем-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Чимша-Гималайский Иван Иваныч - ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а также сообщается, что живет он на конском заводе около города) и «О любви». В «Крыжовнике» он выступает в роли рассказчика, повествующего о своем брате Николае Ивановиче, мечтой которого стало приобретение усадьбы и крыжовник в саду. Его можно считать резонером, выражающим близкие автору мысли. И. И. удивляется духовной узости своего брата, несмотря на любовь к нему, потому что, по его мнению, «уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». И. И. считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», и видит это на собственном брате, добившемся наконец исполнения своей мечты. В уста героя Чехов вкладывает слова, ставшие афоризмом: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». И. И. обращает острие критики и против самого себя, находя и в себе те же недостатки - самодовольство, филистерство, склонность поучать, «как жить, как. веровать, как управлять народом». Он сокрушается, что немолод и уже не годится для борьбы. Выражая протест против современного социально-нравственного состояния общества, И. И. говорит: «Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать». С жилкой, просящею улыбкой, как будто просит лично для себя, он призывает более молодого помещика Алехина делать добро.

Чимша-Гималайский Николай Иваныч - главный герой, дворянин, чиновник, затем помещик. О нем учителю гимназии Буркину и помещику Алехину рассказывает его брат - ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Заветной мечтой героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Н. И., «сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес». Деревенская жизнь представляется ему идеалом, непременным атрибутом которого становится крыжовник. Герой отказывает себе во всем, недоедает, одевается словно нищий и копит деньги на имение. Женится он также по расчету - на вдове, у которой есть деньги.

После ее смерти, в которой виноват отчасти и он из-за своей скаредности, герой покупает имение, сажает двадцать кустов крыжовника и превращается в настоящего барина. Н. И. много ест, полнеет и очень обижается, когда мужики не называют его «ваше высокоблагородие». У него появляется чрезвычайное самомнение. Если раньше в казенной палате он боялся иметь собственные взгляды даже для себя лично, то теперь изрекает одни истины, «и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». Рассказчик становится свидетелем торжества героя, когда за ужином кухарка подает им к столу полную тарелку крыжовнику, собранного в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. «…Он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку и сказал: - Как вкусно!» Рассказчик подытоживает: «Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Конец 19 века - время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина - приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину - за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши-Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни - наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч - представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч - представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню - вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».

Темы

В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье - это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость . Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша-Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие . Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье - это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
  2. Не менее важная проблема - эгоизм . Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.

Смысл

Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову - это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

Критика

Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, - будет ложь…

Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял - он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России - и достучался.

Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!