Краткий пересказ после бала. Л.Н. Толстой "После бала": описание, герои, анализ рассказа

Над рассказом «После бала» Толстой работал в августе 1903 года. Сюжетной основой послужил эпизод из жизни брата Толстого, Сергея Николаевича, который был влюблен в дочь военачальника в Казани. Отношения Сергея Николаевича с девушкой расстроились после того, как ему пришлось увидеть экзекуцию солдата, которой руководил отец его возлюбленной.

Тема жестокости военной службы в условиях царского режима настолько сильно и постоянно волновала Толстого, что замысел рассказа сразу отчетливо вырисовался в его творческом воображении.

Но писатель поднимает еще одну очень важную для него проблему: может ли сам по себе человек «понять, что хорошо, что дурно», или «все дело в среде»? «...Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди», — так говорят собеседники уважаемого Ивана Васильевича в начале рассказа «После бала» . И ответ его: «А я думаю, что все дело в случае», — дает тематическую установку для разрешения главной идеи в конце рассказа.

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого уже человека, который вспоминает историю дней своей юности, когда он был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», к тому же красавец. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек всеми уважаем, что «рассказывал он очень искренно и правдиво», обладает богатым жизненным опытом. Все это вызывает Особое доверие к герою.

В центре произведения событие, случившееся однажды утром и сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата на плацу. Противопоставленные эпизоды органически связаны и развивают художественную идею.

На балу герой, тогда студент провинциального университета, счастливо влюбленный в прелестную девушку Вареньку, дочь полковника Петра Владиславовича, «типа старого служаки николаевской выправки», не замечая ничего вокруг, танцевал только с ней. Прекрасный зал, музыка, блеск нарядов — все это лишь усиливало то состояние, в котором пребывал юноша, когда «без вина... пьян любовью».

Наибольшее впечатление на него произвела мазурка, которую грациозная Варенька танцевала со своим отцом, красивым, статным, высоким, еще свежим стариком, и хоть был полковник грузен, но «видно было, что он когда-то танцевал прекрасно».

Этот танец отца с дочерью был самым трогательным эпизодом бала, что добавило жара в огонь души героя: «...любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку... и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев... К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала юноша, приехав домой в пятом часу утра, не мог спать, поэтому решил пройтись, и странные звуки флейты и барабана, диссонирующие с мелодией мазурки, все еще звучавшей в нем, привлекли его внимание.

Он увидел страшную картину: «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли все ту же неприятную и визгливую мелодию».

Между этими рядами юноша увидел голого до пояса человека, на которого сыпались удары палок с двух сторон, и не падал он лишь потому, что его вели, привязав к ружьям. Вместо спины у бедного татарина, попытавшегося совершить побег, «было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное...».

И руководил этой экзекуцией статный полковник, который еще несколько часов тому назад так трогательно танцевал со своей дочерью мазурку, и в нем нельзя было угадать такой изощренной злобной жестокости, подогреваемой служебным рвением.

Противопоставляя две сцены, Толстой срывает маску с внешне благополучной, нарядной действительности. И герой понимает сам, «что хорошо, что дурно»; в его восприятии образ полковника слишком тесно переплетался с образом Вареньки, она стала ему также неприятна. Но не только « любовь так и сошла на нет », после этого дикого случая герой «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...».

Среди друзей зашел разговор о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”. Всеми уважаемый Иван Васильевич рассказал историю, которая в корне изменила его жизнь.

Тогда он был молод и сильно влюблен в восемнадцатилетнюю Вареньку, красивую, высокую и грациозную девушку. Это было во времена, когда рассказчик учился в провинциальном университете, и главное его удовольствие составляли балы и вечера.

В последний день масленицы бал давал губернский предводитель. Иван Васильевич “был пьян любовью” и танцевал только с Варенькой. Там же был и ее отец, полковник Петр Владиславич – “красивый, статный и свежий старик”. После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в восторге от этой пары, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством.

В ту ночь Ивану Васильевичу не спалось, и он пошел бродить по городу. Ноги сами принесли его к дому Вареньки. В конце поля, где стоял ее дом, он увидел какую-то толпу, но, подойдя ближе, увидел, что это прогоняли сквозь строй татарина-дезертира. Петр Владиславич шел рядом и бдительно следил, чтобы солдаты как следует опускали палку на красную спину наказываемого, а увидев Ивана Васильевича, сделал вид, что они не знакомы.

Рассказчик никак не мог понять, хорошо или дурно то, что он видел: “Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”. Но так и не узнав этого, он не мог поступить ни на военную, ни на какую бы ни было другую службу.

С тех пор каждый раз при виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и “любовь так и сошла на нет”.

Вариант 2

Друзья спорили о том, что необходимо изменить условия, чтобы человек смог стараться достигать личного совершенства. Иван Васильевич описал присутствующим случай, который, как он считает, изменил его жизнь.

Был он молод и влюблен в Вареньку, красивую, высокую и грациозную восемнадцатилетнюю девушку. Он учился в университете провинциального города, и главным его удовольствием были балы и вечера. На масленицу бал был у губернского предводителя. Иван Васильевич, пьяный от любви, танцевал с одной лишь Варенькой. На балу присутствовал и отец девушки, полковник Петр Владиславич. Он был красив, статен и свеж, хотя и старик. Его уговорили пройти тур мазурки с дочерью. Все были в восторге от танца этой пары. Иван Васильевич испытывал к Варенькиному отцу восторженно-нежные чувства.

Ночью Иван Васильевич не мог уснуть и бродил по городу. Ноги принесли его к Варенькиному дому. Было раннее утро – и в конце поля герой толпу, чем-то занятую. Подойдя ближе, он увидел, что прогоняют сквозь строй дезертира – татарина. Петр Владиславич идет вдоль строя и внимательно следит, чтобы все солдаты действовали с достаточной силой, опуская палки на окровавленную спину солдата. Он даже отхлестал перчаткой солдата, который недостаточно сильно ударил. При этом полковник говорил: “Будешь мазать!”. Заметив Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что незнаком с ним.

Рассказывающий не мог уяснить, хорошо или плохо было то, чему он стал свидетелем. Ведь это делалось с уверенностью в необходимости и правоте, всеми признавалось правильным. Он решил, что не может себе ответить, чего он лично не знает в устройстве этого общества. И поэтому не стал поступать на службу – ни на военную, ни на какую-нибудь еще. И после этого случая каждый раз, когда он видел лицо такой любимой ранее Вареньки, он вспоминал ее отца. Любовь как-то сама собой закончилась.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. В основе рассказа “После бала” лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того Read More ......
  2. Полковник Б. Характеристика литературного героя Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он “воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки”. П. В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, “ласковая радостная улыбка…в блестящих Read More ......
  3. Прототипом главного героя рассказа “После бала” был брат Л. Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. Первая часть Read More ......
  4. В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с Read More ......
  5. “Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра”, так начал свой рассказ Иван Васильевич, убежденный, что жизнь каждого складывается так, как изменит ее неожиданный случай. Слушатели знали, что Иван Васильевич иногда вслух отвечал своим собственным мыслям и обыкновенно Read More ......
  6. Рассказ “После бала” – одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии – наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца – Ивана Васильевича. Он Read More ......
  7. Рассказ “После бала” Л. Н. Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич Read More ......
  8. Читая рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется рассказ, – “всеми уважаемый Иван Васильевич”, в судьбе которого случай сыграл решающую роль. Read More ......
Краткое содержание После бала Толстой Л. Н

Краткое содержание После бала

Когда разговор зашел о том, что нужно для личного совершенствования, Иван Васильевич решил рассказать историю, которая произошла с ним в юности и кардинально изменила его жизнь. Собеседники считали, что для совершенствования стоило изменить условия, в которых люди живут, а Иван Васильевич был убежден, что всё дело в случае. Так и его жизнь переменилась после одного случая.

Был он тогда молод и красив, учился в провинциальном университете. Влюбился в одну восемнадцатилетнюю девушку – Вареньку Б. Как он говорил, она и в пятьдесят замечательная красавица, а тогда была просто загляденье: высокая, грациозная и самое главное, держалась величественно. Также Варенька всегда улыбалась, как и улыбались и её прелестные глаза. Как говорил Иван Васильевич, он был не раз влюблен, но так сильно, как в неё, больше никогда.

Будучи молодым и беспечным студентом, он любил посещать балы и любые увеселительные мероприятия. Однажды, в последний день масленицы, он был приглашен на бал у губернского предводителя. Там была и Варенька. Он, словно опьяненный любовью, весь вечер танцевал только с ней. Там же был и ее отец, полковник Пётр Владиславич . Это был статный и красивый старик с белыми бакенбардами и подвитыми усами. Его просили станцевать с дочкой один тур мазурки. Весь зал любовался этой красивой парой, а Иван Васильевич даже проникся каким-то восторженно-нежным чувством к Варенькиному отцу.

Когда он вернулся домой, его брат, прилежный студент уже спал. Иван Васильевич всё не мог уснуть и решил прогуляться по городу. Уже светало, и рассеивался утренний туман. Он был счастлив от осознания того, что она танцевала весь вечер с ним, радостно смотрела на него, а уезжая, отдала свою перчатку. Ноги сами незаметно привели его к дому Вареньки. Там на поле виднелись какие-то люди в черном и доносилась заунывная дробь барабана.

Подойдя поближе, он увидел, что это солдаты. Как сказал один кузнец, они прогоняли татарина-дезертира. Рядом шествовал высокий и статный полковник и следил, чтобы исправно били наказуемого. Если кто-то из солдат слабо опускал палку на раскрасневшуюся спину татарина, то он бил его по лицу своей замшевой перчаткой. Этим полковником оказался отец Вареньки, Пётр Владиславич. Заметив Ивана Васильевича в толпе, полковник сделал вид, будто его не знает.

После этого утра Иван Васильевич никак не мог понять хорошо ли то, что он видел, или дурно, но любовь к Вареньке быстро сошла на нет. Он думал, возможно, это нормально, раз это делалось с такой уверенностью. Может, он чего-то не понимал в этой жизни, но он так этого и не узнал. На военную или на какую-либо другую службу рассказчик поступать отказался.

Объяснение трудных слов из текста

Провинциальный - находящийся в провинции, не в центре.
Грациозный - обладающий изящной, утончённой формой.
Масленица - праздник проводов зимы, с гуляньями и поеданием блинов.
Губернский предводитель - выборный глава дворян в губернии.
Мазурка - польский парный народный танец.
Прогонять - проводить сквозь строй провинившегося солдата, при этом другие солдаты бьют его палками.
Дезертир - солдат, совершивший побег с военной службы.

Название произведения: После бала
Л.Н. Толстой
Год написания: 1903
Жанр: рассказ
Главные герои: Иван Васильевич - рассказчик, полковник , Варенька - дочь полковника.

Сюжет

Рассказчик сильно влюблен в девушку и отправляется на бал в самом радужном настроении, в предвкушении встречи и, может быть, объяснения. На балу он знакомится с отцом Вареньки - старым полковником, румяным и веселым трепетно относившимся к дочери. После бала юноша не может уснуть, настолько он возбужден и счастлив, и он отправляется бродить по городу. Вскоре его внимание привлекает какой-то странный и пугающий шум. Он подходит поближе и видит толпу людей, которые с ужасом смотрят на происходящую расправу над истощенным жалким солдатом. Его прогоняют сквозь строй - бьют березовыми палками по спине в наказание за побег из армии. Этой экзекуцией управляет старый полковник, неожиданно он останавливается и сильно, и резко бьет по лицу молодого солдатика, который, по его мнению, слабо ударил по кровоточащей спине дезертира.

Этот случай произвел такое сильное впечатление на молодого человека, что и любовь его прошла, и на военную службу он не пошел, и не смог найти себе достойного места в мире.

Вывод (мое мнение)

Толстой с необыкновенным искусством смог показать две противоположные картины: веселый бал с нарядными и счастливыми людьми, и страшную картину кровавого наказания. Он хотел показать, что каждое происшествие, так или иначе, влияет на судьбу. Главный герой рассказа - уважаемый и известный человек, сам считает, что это происшествие перевернуло его душу и изменило судьбу.

План пересказа

1. Иван Васильевич начинает рассказ о случае, перевернувшем его жизнь.
2. Описание бала. Влюбленность героя.
3. После бала. Герой случайно становится свидетелем экзекуции, жестокости отца Вареньки.
4. Этот случай переворачивает жизнь героя и нарушает все его дальнейшие планы.

Пересказ

Всеми уважаемый Иван Васильевич неожиданно для всех присутствующих высказывает мысль о том, что не среда влияет на формирование мировоззрения молодого человека, а случай. Свое высказывание пожилой человек подкрепляет рассказом о случае из собственной жизни, после которого для него «вся жизнь переменилась».

Будучи молодым человеком, Иван Васильевич был влюблен в некую Вареньку Б., прелестную девушку: высокую, стройную, грациозную. В то время он был «студентом в провинциальном университете», веселым и бойким малым, да еще и богатым. Как и многие молодые люди своего круга, Иван Васильевич проводил вечера на балах, кутил с друзьями.

Бал у губернского предводителя Иван Васильевич характеризует как «чудесный» не столько из-за того, что там действительно все было прекрасно, сколько из-за того, что на бале была его возлюбленная. Варенька в бело-розовом платье выглядела особенно красивой. Иван Васильевич весь вечер танцевал с ней и чувствовал, что его любовь к ней взаимна.

У отца Вареньки, полковника («очень красивый, статный, высокий и свежий старик»), такая же ласковая и радостная улыбка, как и у дочери. Хозяева уговаривают его протанцевать мазурку с дочерью. Танцующая пара привлекает всеобщее внимание. Главный герой умиляется тому, что полковник обут в немодные опойковые сапоги, так как, очевидно, вынужден во многом себе отказывать, чтобы одевать и выводить дочь в свет. После танца полковник подвел Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди не разлучались. О любви они не говорят, да это и не нужно: Иван Васильевич счастлив. Он опасается только одного: чтобы его счастье не было испорчено чем-либо.

Герой возвращается домой под утро, но уснуть не может, потому что «слишком счастлив». Он отправляется бродить по городу в направлении дома Вареньки. Неожиданно молодой человек слышит звуки флейты и барабана, звуки жесткие, нехорошие. Оказалось, эта музыка сопровождала наказание солдата-татарина за побег. Его «прогоняли через строй». Экзекуцией командовал отец Вареньки. Наказываемый умолял «помилосердствовать», но полковник строго следил за соблюдением процедуры наказания. Поэтому он бил по лицу «испуганного малорослого слабосильного солдата» за то, что он «мажет», т.е. несильно опускает свою палку на уже изувеченную спину наказываемого. Вид красной, пестрой, мокрой от крови спины солдата ужасает Ивана Васильевича, равно как и сама процедура наказания. Но больше всего потрясло молодого человека сознание того, что он не в силах понять очевидную уверенность полковника в правоте своих действий, который, между тем, заметив Ивана Васильевича, отворачивается, делает вид, что незнаком с ним.

После всего увиденного Иван Васильевич «не мог поступить в военную службу, как хотел прежде», а «любовь с этого дня пошла на убыль». Так всего один случай переменил всю жизнь героя и взгляды.