Консультации по фэмп для воспитателей. Консультации для родителей по формированию математических представлений в старшей группы на год. «Что я загадала?»

Консультация для воспитателей по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста "Что могут счетные палочки"

Цель.
Повышение компетентности педагогов по реализации задач познавательного развития детей-дошкольников в процессе формирования у них элементарных геометрических представлений с помощью счетных палочек.
«Ум гибнет не от износа,
он ржавеет от неупотребления».
Народная мудрость

Счётные палочки с древних времён использовались в Китае, Японии, популярны были в Корее и Вьетнаме. Сегодня их используют для обучения счету, в том числе в школах, также в методике Марии Монтессори и других методиках раннего развития для обучения дошкольников и в качестве развивающей игрушки. Занимательные игры со счетными палочками могут стать хорошим подспорьем как на групповых занятиях, так и индивидуальных.
Почему именно счетные палочки? Потому что:
счетные палочки развивают моторику пальчиков: от простейшей операции достать из футляра и сложить обратно до сложных узоров из счетного материала – все эти задачи выполняют огромную роль в тренировке мозга через пальцы;
занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста;
во время занятий со счетными палочками формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу;
разнообразные задачи со счетными палочками требуют внимания, наглядно-действенного мышления, активного мышления;
выполняя задания с помощью счетных палочек, ребенок изучает цвет;
составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение;
и, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике: счету, знакомятся с геометрическими фигурами, сравнивают величины, выполняют простейшие арифметические действия.

Цель математических игр со счетными палочками:
упражнение в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализ и обследование фигуры зрительно-осязаемым способом.
В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.
Как начать использовать счетные палочки в забавах с детьми дошкольного возраста?
Есть два этапа работы с этим простым материалом: – начальный-, когда счетные палочки используются как игровой инструмент.
В детском саду мы начинаем работу со счетным инструментом со знакомства с ним: детки рассматривают палочки, учатся определять их цвет, раскладывают на столике, складывают в коробочку. Затем набирают в каждую ручку как можно большее количество палочек, потом – в другую, и, наконец, – обеими ручками;
-второй этап – математический-, более высокая ступень, которая предполагает овладение с помощью цветных помощников азов математики.
Наигравшись со счетными палочками, приступаем к геометрическому конструированию. Конструирование является самым приятным для дошкольников способом изучить начальную геометрию.
Я хочу сделать акцент на формировании элементарных геометрических представлений у детей дошкольного возраста как одного из этапов ФЭМП.
В Основной общеобразовательной дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы записано, что «в дошкольном возрасте от 3-5 лет дети знакомятся с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, учатся обследовать форму фигуры с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

В дошкольном возрасте от 3-5 лет работа со счетными палочками сопровождается:
выкладыванием геометрических фигур по образцу взрослого: дорожка, лесенка, забор, квадраты, прямоугольники. Потом усложняем: домик, поезд, автомобиль, бабочка, гараж и т.п.
выкладыванием по картинке: есть изображение гриба, цветка, солнца, а ребенок должен догадаться, как это выложить из палочек.

Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Воспитатель:
-Что это ребята? (Ответы детей) Правильно, молодцы! Так вот давайте с вами из счетных палочек сделаем ёлочку (дети выполняют задание). Образец. Обследование образца.
Воспитатель:
-Ребята, мы сделали с вами столько ёлочек, что у нас получился лес. А кто в лесу живёт? (Ответы детей) Правильно, ребята, там живёт волк, лиса, заяц, медведь и ещё много зверей. Так вот я хочу загадать вам загадку про одного лесных жителей :
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц.)

Воспитатель:
-Правильно ребята! В лесу сейчас холодно, скоро будет сильный мороз, а у зайчика нет домика. Вы сможете построить ему домик? (Ответ детей) Давайте, ребята, поможем зайчику построить домик из счетных палочек. (Образец. Обследование образца).
Демонстрация слайдов презентации «Игры со счетными палочками для детей 4-5 лет».
В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) из всего многообразия математических игр наиболее приемлемы головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Эти занятия полезны и для формирования математических представлений у дошкольников: они позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, идёт обучение количественному счету.

Усложняя задания для старших дошкольников, решаем следующие программные задачи:
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается геометрическая зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Развивается представление о том, как из одной формы сделать другую. В подготовительной к школе группе дети учатся моделировать геометрические фигуры (составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов один большой и т.д.).

Счетные палочки можно использовать в НОД:
для сравнения по величине: высоте и длине.
Задание.
Предложите детям положить положить палочки в три линейки:
первая линейка три палочки, вторая - две палочки, третья - одна палочка. Сравнить длину дорожек. Сделать вывод.
Также построить заборчики в высоту и сравнить высоту.
Сделай поезд, где первый вагон состоит из 4 палочек, второй – из 6-ти, третий – из 8-ми (Величина);
Возьми в руку как можно больше палочек. Не разжимая ладонь, посчитай их. Выложи из палочек соответственные цифры (Знакомство с цифрами от 0-9);
Разложите карточки или кубики с цифрами, ребенок рядом кладет соответствующее количество палочек (Количество и счет);
На наглядной основе учим решать простейшие задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий (=,-,+);
Учим знак равенства: кладем 5-6 палочек, предлагаем ребенку рядом положить столько же. Между двумя кучками ставим параллельно две палочки (Знак равенства);
К определенному количеству палочек нужно добавить столько, чтобы вышло какое-то число. Например, к 3 добавляем 2 палочки, получаем 5. Так выучим простое сложение.

Математические задания для закрепления знаний о геометрических фигурах:
Цель.
Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек;
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники);
9. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого);
10. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой);
11. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
12. Составить маленький и большой квадраты;
13. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию мышления и пространственной ориентировке.

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование
элементарных математических представлений посредством
дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений -
это исключительно важная часть интеллектуального и
личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС
дошкольное образовательное учреждение является первой
образовательной ступенью и детский сад выполняет важную
функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько
качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего
обучения.
Математика обладает уникальным развивающим
эффектом. « Математика- царица всех наук! Она приводит в
порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти,
речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности.
Максимального эффекта при ФЭМП можно добиться,
используя дидактические игры, занимательные упражнения,
задачи и развлечения.
Для того, чтобы организовать работу по ФЭМП детей
дошкольного возраста в соответствии с современными
требованиями, необходимо использовать дидактические
игры. для развития памяти, внимания, воображения,
логического мышления.
С из помощью можно решить следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине,
форме, пространстве и времени как основы математического
развития -формирование широкой начальной ориентации в
количественных, пространственных и временных отношениях
окружающей действительности; формирование навыков и
умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании,
общеучебных умений;
овладение математической
терминологией; развитие познавательных интересов и
способностей, логического мышления, общее развитие
ребенка формирование простейших графических умений и
навыков; .формирование и развитие общих приемов
умственной деятельности (классификация,
сравнение,
обобщение и т. д.) ;
воспитательный процесс по
формированию элементарных математических способностей
необходимо выстраивать с учётом следующих принципов:
Образовательно
-

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и
объёма учебного материала с уровнем развития,
подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование
призвано сформировать у подрастающего поколения
устойчивый интерес к постоянному пополнению своего
интеллектуального багажа.
3) Целостность- -формирование у дошкольников
целостного представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе
взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о
математике в различных видах деятельности и действенного
отношения к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной
школе.
Для развития познавательных способностей и
познавательных интересов у дошкольников можно
следующие инновационные методы и
использовать
приемы:
элементарный анализ (установление причинно-
·
· сравнение;
· метод моделирования и конструирования
· решение логических задач;
· экспериментирование и опыты
· воссоздание и преобразование
· информационно коммуникативные технологии
· здоровьесберегающие технологии (физминутки,
динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые
гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности
применяемых методов, образовательную деятельность с
воспитанниками проводят в различных формах:
организованная образовательная деятельность
(фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-
детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН,
презентация, тематический досуг)
следственных связей) ;
-
-демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является -игра. Как сказал В. А.
Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку,
поможет в развитии познавательных способностей
дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических
представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что
задание предлагается детям в игровой форме, которая
состоит из познавательного и воспитательного содержания,
а также - игровых заданий, игровых действий и
организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в
прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет,
знакомим детей с образованием всех чисел в пределах 10,
путем сравнивания равных и неравных групп предметов.
Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?",
"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем
цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать
числами в пределах 10 и сопровождать словами свои
действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число",
"Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый
назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей
внимание, память, мышление.
2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие
во времени) . Они служат для знакомства детей с днями
недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в
пространстве. Задача воспитателя - научить детей
ориентироваться в специально созданных пространственных
ситуациях и определять свое место по заданному условию.
При помощи дидактических игр и упражнений дети
овладевают умением определять словом положение того или
иного предмета по отношению к другому.

квадрата.
(башенки,
треугольника,
4. Для закрепления знаний о форме геометрических
фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах
форму круга,
Например,
воспитатель спрашивает: "Какую геометрическую фигуру
напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист
бумаги т.д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого
бы возраста она ни предназначалась, несет в себе
определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой
новой задачи ребенок включается в активную мыслительную
деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым
развивая логическое мышление.
В дидактической игре математического направления роль
воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой
направленности. Именно воспитатель вводит детей в ту или
иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвует в
ней, ведет ее так, чтобы можно было использовать для
достижения возможно большее число дидактических задач.
Отбирая игры, необходимо исходить из того, какие
программные задачи будете решать с их помощью, как игра
будет способствовать развитию умственной активности
детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Вначале необходимо разбирать игру с точки зрения ее
структуры: дидактическая задача, содержание, правила,
игровое действие. Позаботиться о том, чтобы в избранной
игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения
и в то же время не превращали игру в занятие или
упражнение.
Детально продумывать, как, выполняя
программную задачу, сохранить игровое действие и
обеспечить возможность каждому ребенку активно
действовать в игровой ситуации. Помнить, что руководство
дидактическими играми осуществляется в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Работая с детьми
младшего возраста воспитатель должен сам включаться в
игру. Вначале следует привлекать детей играть с
дидактическим материалом
кубиками).
Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать
их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому
материалу, желание играть с ним. Дети среднего
дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт
совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать
участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и
участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь
вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению

цвета,
следить за действиями и словами товарищей, т. е.
интересуюсь процессом всей игры. Подбирать такие игры, в
процессе которых дети должны вспомнить и закрепить
определенные понятия.
Задача дидактических игр
заключается в упорядочении, обобщении, группировке
впечатлений, уточнении представлений, в различении и
усвоении названий форм,
величины,
пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр
наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют
предметы по тем или иным признакам, производят
доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Дидактические игры носят развивающий эффект,
поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей
дошкольного возраста.
Дидактическая игра – это
целенаправленная творческая деятельность, в процессе
которой воспитанники глубже и ярче постигают явления
окружающей действительности и познают мир. Они
позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их
представления о количестве, величине, геометрических
фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры,
подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы
дидактическая игра была не только формой усвоения
отдельных знаний и умений, но и способствовала бы
общему развитию ребенка».
Рекомендуемые новаторские идеи и педагогические
Ерофеева
технологии следующих авторов:
«Математика для дошкольников»
1.Т.И.
2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
5. В.В.Волина «Праздник числа»
6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по
формированию
математических
представлений является организация предметно –
пространственной, развивающей среды в возрастных
группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития
детей уголок занимательной математики, состоит из
центр
развивающих и занимательных игр, создается
познавательного развития, где расположены дидактические
игры и другой игровой занимательный материал: блоки
элементарных

загадки,
пословицы,
мышлению,
считалки,
Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр
«Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д.
Собранный и систематизированный наглядный материал по
логическому
задачи-шутки,

занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы,
головоломки,
поговорки и
физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с
посильным участием детей, что создает у них положительное
отношение и интерес к материалу, желание играть.
Для определения эффективности своей работы
воспитатель проводит педагогическую диагностику

математических
формирования
представлений, которую можно осуществлять посредством
дидактических игр.
Основная цель, которой - выявить возможности игры, как
средства формирования усвоенного материала в
образовательной деятельности формировании элементарных
математических представлений у дошкольников.
Семья играет в воспитании ребёнка основную,
долговременную и важнейшую роль. Используя разные
формы работы с родителями:
элементарных

родителями
праздников, досугов
«Яркие и интересные игры»
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка».
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с
-мастер-класс для родителей
Дни открытых дверей
-участие родителей в подготовке и проведении
-совместное создание предметно-развивающей среды
-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы знания и
умения полученные детьми в детском саду - родители с
детьми закрепляли дома.
В заключение можно сказать: развитие познавательных
способностей и познавательного интереса дошкольников –
один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка
дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у
ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его обучения в школе и успех его
развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-

то новое, и у которого это получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым
положительным образом скажется на его умственном
развитии.
А использование дидактических игр в
образовательном процессе способствует этому очень
эффективно.

(из опыта работы)

Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад № 244 Бельская Н.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №244 общеразвивающего вида Советского района города Уфы Республики Башкортостан

Летит выше звёзд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет
Сажает деревья, турбины куёт
До самого неба рукой достаёт.

Ю.Яковлев

«Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе» , - об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики. А как же дошкольники? Они не знают что математика трудная дисциплина, и не должны узнать об этом никогда.

Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривает как сложное методологическое направление, реализующее основную задачу – подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.

Главное, ввести детей в мир логики, т.е. научить мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, постигать математические понятия, способствовать повышению интереса к математике веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе. Раскрывая удивительный мир окружающих чисел и фигур, математика учит мыслить яснее, последовательней, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю, учит детей приобретать знания. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов. Серьёзное содержание математического развития может усваиваться современными детьми, если оно доставляет им удовольствие. Поэтому немалую роль играет форма подачи, вызывающая эмоциональную окраску, непринуждённость, заинтересованность, познавательный интерес, перерастающий в познавательную активность ребёнка. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» А.Франс. На занятиях математики мы с детьми отправляемся в удивительное, сказочное Королевство «Математика» , путешествуем по островам, открываем новые страны. Здесь нам помогает большое разнообразие дидактических игр («Геометрическое лото» , «Укрась коврик» , «Логические таблицы» ) , игры со словом («Кто знает – пусть дальше считает» , «Назови следующий день недели» , «Что бывает круглым…» ) , игры с геометрическим материалом («Колумбово яйцо» , «Танграм» , «Монгольская игра» , «Волшебный круг» ) , игры-головоломки, логические задачи, пословицы, поговорки, крылатые слова, весёлые стихи про цифры (С. Маршак, З.Александрова, П.Башмаков, В.Степанов, В.Бакалдин) , задачи в стихах, загадки, считалки. Очень любят дети игры со счётными палочками. С помощью палочек создают не только знакомые предметы, но и фантазируют что-то своё необычное, оригинальное. Родители помогли нам оформить математический коврик (с одной стороны цифры, с другой – геометрические фигуры) На волшебном математическом коврике мы отправляемся в путешествие в лес, в город математических загадок, в мир чисел. В гости к Незнайке. Для закрепления знаний о последовательности дней недели изготовили пособие «Цветик-семицветик» , из цветных крышек пособие «Собери сутки» , для счётной деятельности пеналы с геометрическими фигурами.

Знания по математике закрепляем не только на занятиях по ФЭМП, но и на других видах образовательной деятельности. Так на занятиях по художественному творчеству дети изображают предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру («Домики трёх поросят» , «Снежная семья» , «Украшение ленты» ) , на лепке дети лепят большие и маленькие мячи, морковки, овощи, фрукты, на аппликации создают геометрические узоры, вырезают круг из квадрата, овал из прямоугольника («Мишка» , «Неваляшка» , «Строим дом» ) . На занятиях по ознакомлению с художественной литературой читаем сказки М.И. Стожаровой. Привлекательный сюжет сказок можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно-познавательные ситуации. Здесь дети учатся рассуждать, логически мыслить, обосновывать выбранные варианты решения. Так, в «Сказке о том, как круг и квадрат отправились в поход» , дети подбирают предметы похожие на ту или иную геометрическую фигуру, в сказке «Яблоко» - дети делят круг на две и четыре равные части.

Одним из видов познавательной деятельности являются математические конкурсы, праздники, развлечения, викторины (конкурс «Догонялки» , вечер «Бабушка-загадушка» , развлечение «Теремок» ) . Они требуют от участников не только знаний, но и находчивости, смекалки, вызывают неподдельный интерес у детей разного возраста.

На прогулке с детьми считаем листики, камушки, шишки («Разложи листья разной величины» ) , сравниваем дома, деревья, рисуем палочками по влажному песку на тему «Весёлая картинка» .

Большая работа проводится и с родителями. Мы приглашаем родителей на открытые занятия по ФЭМП («У нас в гостях Буратино» , «1,2, 3, 4, 5 – научились мы считать» , «Удивительное путешествие в страну Числяндию» ) , проводим совместные развлечения-конкурсы («Конкурс продавцов» , «Ну-ка, звёздочка, зажгись!» , «Математическая викторина» ) , вечер открытых дверей «Математическая игротека» (совместные игры детей и родителей с использованием дидактических игр) , внесли традицию группы «Игра на выходной!» (дети по желанию на выходной берут домой по одной игре) , вносим информацию на стенд («Учите, играя» , «Страна математики» , «Воспитывать радость познания» , «Играйте вместе с нами» ) .

Путешествуя по сказочной стране «Математика» , наши дети познают окружающий мир, проявляют свою смекалку, внимание, смелость, воображение, гибкость ума. И мы верим, что поступив в первый класс, наш маленький человек сохранит в себе огонёк пытливости и любознательности, жажду к новым открытиям!

Оксана Александровна Синдяева
Консультация для родителей по ФЭМП

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике :

Счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три.) и порядковые (первый, второй, третий.) числительные от одного до десяти;

Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал) ;

основы измерения : ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

сравнивание предметов : больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом» . Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы : попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино» , которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Играем, вмести с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета : ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг : на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например : "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом : мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить : ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д., и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Подвижные игры на свежем воздухе в зимний период для родителей с детьми». Подготовила воспитатель:.

Консультация для родителей «Безопасность детей - забота взрослых. ПДД для родителей» Воспитатель: Редькина И. В. Консультация для родителей «Безопасность детей – забота взрослых» Каждый из нас мечтает вырастить своего ребёнка.

"Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но.

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» Иммунитет - ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте,.

Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» первой младшей группы Консультация для родителей «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей» 1 младшей группы Иммунитет - ответ организма на.