Конспект занятия по грамоте Закрепление звуков. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В. Живет она в норке
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Цель : познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные)
Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком И, рабочие тетради Елена Астафьева: «Играем, читаем, пишем» 1 част, неваляшки, ручки, цветные карандаши,
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Ребята, на прошлом занятии, какой мы проходили звук? (звук [а]) Так, поиграем - сядет тот, кто назовет любое слово со звуком [а].
2. Основная часть .
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? (звук [у]) Уля приготовила для вас задание. Слушайте внимательно.
Знакомство со звуком [у]:
Ребята, посмотрите у нас есть картинки: утка, ухо, удочка. Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах? (звук [у])
Характеристика звука [у]:
Ребята, давайте Уле поможем произнести звук [у].
Когда мы произносим звук [У], то:
губки вытянуты вперед трубочкой - "Губы трубочкой потянем и нисколько не устанем".
зубки не смыкаются;
звук можно петь, тянуть – ууууу
воздух свободно выходит изо рта.
Какой это звук? (гласный) Почему так решили? (гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград)
Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
волк воет: уууууууууу.
поезд едет: уууууууууу.
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
поезд приближается: ууууУУУУУУ.
поезд удаляется: УУУУууууу.
в) произнести самостоятельно звук [у] отрывисто столько раз, сколько прохлопает Рома (ответы детей) Я вам предлагаю научиться печатать букву У
1. Игровое упражнение «Свое место»
Цель: учить находить место звука в слове; нарисовать картинки со звуком, определить его место слове, прописывать букву.
2. Игровое упражнение «Буква потерялась»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Графический диктант»
Цель: развивать зрительную память
Ход игры: продолжить по образцу
4. Упражнение «Дорисуй картину»
Цель: учить находить изображение буквы у обводить по точкам картинки.
5. Игра «Собери грибы в корзинку»
Цели. Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб, сыроежка, боровик (белый гриб, мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.
Ход игры. Ребенок называет грибы, нарисованные на картинке; находит и называет лишний гриб; объясняет, почему он лишний (мухомор - несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок указывает, какие грибы можно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Можно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.
Ребенок указывает и называет гриб, в названии которого есть звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор - [у] в середине слова). Предлагаем ребенку вспомнить, в названиях еще каких грибов есть [у]; определить место этого звука в каждом названии (горькушка, груздь, волнушка); сказать, какие это грибы (съедобные).
6. Игровое упражнение «Кто как кричит?»
Цели. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинки, определяет, что кричит каждый из нарисованных детей.
Производим звуковой анализ слова Ау.
Выкладываем слово из разрезной азбуки (если занятие проходит в группе - выкладываем, затем пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Аналогично выполняются задания со словом Уа.
Ребенок обводит по точкам буквы под картинками; произносит слова, которые должны быть написаны под каждой картинкой (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картинки.
7. Игра «Обведи правильно написанную букву»
Цели. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы.
Ход игры. Ребенок выбирает и обводит по точкам правильно написанную букву, называет ее и самостоятельно пишет в пустых клетках, одновременно комментируя процесс написания.
Публикации по теме:
Цели занятия: коррекционно-образовательные: - дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный и твердый звук [Ц]. Буква «Ц» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный, твердый звук [Ц]. Буква (Ц)» Цель: Познакомить со звуком [Ц] буквой (Ц). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.
Цель: Звук [и], учить выделять звук из потока гласных звуков. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить умение анализировать прочитанный слог. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов. Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий, твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов, слов.
- Учить выделять ударный гласный звук из начала слова.
- Учить соотносить звук с символом.
- Закрепление знаний о звуке [и] и букве И.
- Учить звуковому анализу и синтезу сочетаний гласных звуков, опираясь на схемы.
- Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление.
- Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква И, Т, К, Ы, Н, Л, Ш, Р, Х.
Ход занятия:
I . Организационный момент:
Игра «Узнай звук по артикуляции».
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II . Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика .
1. Улыбка;
2. Трубочка;
3. Чередование улыбки и трубочки.
2. Дыхательная гимнастика «Дирижер».
Руки поднимаем – делаем глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
Выдох медленный, плавный.
3. Игра «Хлопни - постучи» на развитие фонематического слуха.
Когда услышите звук [а], хлопните в ладоши, когда услышите [и] постучите по парте.
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И, А, У, О, О, И, У, Ы, Э.
4. Повторение материала.
1. Звук [и] какой?
2. Почему гласный?
3. Каким цветом мы обозначаем этот звук?
4. Вспомните слова, которые начинаются со звука [и].
5. Какой буквой обозначаем звук [и].
6. Что мы произносим и слышим? А что видим и пишем?
Произнесите его. В каком положении находятся губы? Откуда и как идет воздушная струя?
Губы открыты, воздушная струя идет через рот, не встречая преграды. Звук гласный. Обозначаем красным цветом и буквой И.
Если после согласного звука следует гласный И, то согласный звук будет мягким. Мы с вами говорили, что после Ш никогда не пишем букву Ы. Всегда после Ш пишем И, а будет читаться как Ы.
Прочитайте слоги:
КИ ТИ РИ ХИ МИ ЛИ НИ ШИ;
ИК ИТ ИР ИХ ИМ ИЛ ИН ИШ;
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
5. Игра «Прочитай слова»:
КИТ СИЛА ШИЛО;
КИСКА КИНО ЛИМОН;
6. Игра «Определи место звука».
Игрушка, сила, диван, улица, иней, снегири, фонари, синий, искра, синица, двери и т.д.
7. Чтение слогов:
МНА НРА СМА ШМА СМУ СМЫ;
МНО НРО СНА ШНА ШНУ ШМЫ;
МНУ НРО СМО ШМО СНУ СНЫ;
МНЫ НРЫ СНО ШНО ШМУ ШМЫ;
МНИ НРИ СНИ ШНИ ШМИ ШНЫ;
8. Работа с палочками.
Выложите из палочек букву И. Из каких элементов состоит эта буква?
9. Работа в тетрадях:
Напишите под диктовку слоги:
КИ НИ ТИ РИ СИ;
Прочитайте написанные слоги.
10. Выкладывание слогов и слов под диктовку:
РИС КИНО СИЛА ШИЛО;
УСИКИ МАСКИ;
III . Итог.
С какой буквой познакомились сегодня на занятии?
Какие звуки обозначаются этой буквой?
Из каких элементов состоит эта буква?
Вспомните слова, которые начинаются со звука [И].
Вспомните слова, которые заканчиваются на звук [И].
Список литературы:
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для педагогов и родителей. – М.: «Аквариум», 1995 год.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для педагогов и родителей. – СПб.: «Дельта», 1997 год.
- Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Автор – составитель Г.П. Попова, В.И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005 год.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для педагогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет. Автор – составитель Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009 год.
«Звук и буква «И»
Цель: Закрепить навыки различения и произношения звука «И»; учить выделять звук в начале, середине, конце слова, подбирать родственные слова; познакомить с понятием «мягкий согласный»; формировать навыки анализа и синтеза слогов, чтения слогов; работать над предложением; развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: Предметные картинки на звук «И», карточки для определения позиции звука в слове, наборы для составления схем слогов, предложений, кассы букв и слогов, демонстрационные домики для игры «Найди свой домик».
Ход занятия:
1. Логопед обращает внимание детей на букву из азбуки в картинках и предлагает назвать её, произнести звук, который она издаёт.
Дети произносят звук «И», дают ему характеристику: гласный, поётся.
При произнесении звука «И» воздух не встречает преграду, звук можно
произносить долго, можно петь, губы растягиваются, воздух проходит в
более узкую щель, чем при произнесении звуков «А», «О».
Что такое звук?
Что такое буква?
2. Фонетическая зарядка.
Как кричит осёл? (и-а, и-а)
Как кричит лошадь? (и-го-го)
3. Чистоговорки, языколомки, скороговорки со звуком «И».
Индюку и лучший друг
Скажет честно: «Ты-индюк!»
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушку не простую-
Индюшку расписную.
4. Определение места звука «И» в слове. (работа по карточкам)
В какой позиции слышен звук «И» в словах?
грабли, пила, ослик, кино, икра, игра, слива, иволга, аист, мир, кефир.
5. Подбор родственных слов.
Слова: игра, игрушка, игрушечный, игривый, игрун – похожи на одно
слово «Играть», это - семья слов, это - родственные слова.
Закончите предложение подходящим словом из этой семьи родственных
слов.
Словесная игра «Доскажи словечко»:
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы …(играть)!
Наш щенок такой шалун,
Забияка и … (игрун)!
Мой котёнок шаловливый,
Очень ласковый, … (игривый)!
У малышки – погремушка,
Очень шумная … (игрушка)!
6. Знакомство с буквой «И».
а) Показ буквы.
б) Сколько элементов в букве?
в) Прорисовывание буквы в воздухе.
Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают,
на звук «И» хлопают в ладоши.
7. Логопед: Звуки иногда дружат. Если дружат одни гласные – то получается слияние, а если гласный звук дружит с согласным – слог. Давайте послушаем, что получится, когда дружат согласный и гласный «МА», «КУ», «НЭ» согласные в этих случаях звучат твёрдо, потому что гласные с которыми они дружат – сердитые, строгие. Когда же согласные дружат со звуком «И», то они становятся мягкими, потому что звук «И» - добрый: «МИ», «ЛИ», «НИ».
Обозначаются мягкие согласные фишками зелёного цвета.
8. Анализ и синтез слогов.
Логопед произносит слоги с мягкими и твёрдыми согласными, дети
выкладывают слоги в кассах, отмечают их фишками.
Сколько звуков? - Какой первый звук? - Какой второй звук?
9. Упражнение «Трансформация слогов».
В слоге «КА» заменить согласный звук «К» на согласный звук «М».
В слоге «ВО» заменить гласный звук «О» на гласный звук «И».
Проверить фишки.
10. Дидактическая игра «Найди свой домик».
У детей карточки со слогами, их нужно разместить в домики: мягкие –
с зелёной крышей, твёрдые – с синей.
11. Микрорассказ для определения количества слов в предложении.
«В лесу».
Зина и Зоя гуляли в лесу. Они искали землянику. Но вот они заметили змею.
Девочки испугались змеи.
Составить схему последнего предложения.
12. Работа в тетради.
13. Итог занятия.
Программное содержание:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»
(подготовительная группа)
Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
Ход НОД:
- Организационный момент
В.: Дети, сегодня мы познакомимся со Слышем и Буковкой.
2 . Основная часть
Знакомство со звуком А.
В.: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.
Для начала, внимательно послушайте меня. Я сейчас назову слова, а вы должны будете догадаться, какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов.
Слова: август, аист, адрес, астры, альбом.
В.: Какой звук вы слышали в начале слов? Правильно, это звук А!
Злата, покажи, как девочка укачивает куклу: А – А – А
Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? Дима: А – А – А.
Уточнение артикуляции.
В.: А теперь возьмем в руки зеркала. Посмотрите, как я произнесу звук А.
Губки в спокойном состоянии;
Ротик открыт широко;
Язычок спокойно лежит во рту;
Горлышко «работает».
В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!
В.: Так, молодцы! Отложите зеркала на край стола.
В.: Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.
Упражнения в произнесении звука А.
Игра «Длинный – короткий»
В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.
Игра «Эхо»
В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!
Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…
Развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук»
В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши.
Среди звуков, среди слогов, среди слов
Физкультминутка
Гриша шел - шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
Работа с демонстрируемым материалом
Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика и девочки. Мальчика зовут Коля, девочку зовут Варя.
В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим Мальчику Коле, а в которых звук А стоит в середине слова, подарим девочке Варе.
Знакомство с буквой А.
В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)
В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
Подведение итога НОД.
В.: Какой звук был сегодня на занятии? А какая буква? Как звали мальчика и девочку? Доскажи словечко до конца: ос…а, кос…а, лис…а, лун…а, ложк…а.
Тема : Звук и буква У .
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;
Продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков; в начале слова; в словах из текста;
закрепление понятий «звук», «слово»;
продолжить знакомство с буквой У, закрепление понятия «буква».
Оборудование: зеркала, предметные картинки: красный домик; буква У большая и маленькая, полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога и буквы У к этим полоскам; красивая коробочка, картинки или предметы: утюг, утенок, удочка, улитка, утка;.
Ход занятия.
Педагог предлагает сесть на свои места детям, назвавшим любой звук.
- «Ребята, эту куклу зовут Уля. Как зовут нашу куклу? (Уля). Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (звук У). Где мы можем услышать звук У? Кто воет: У-у-у! (Волк) Молодцы. А как воет маленький волчонок? (у-у-у!-тоненьким голоском, тихо )».
«А как же получается звук у, как мы его с вами произносим? Посмотрите в зеркало – губы вытянулись и сделали маленький кружок; положите руку на горлышко и произнесите звук у – горлышко гудит, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Звук у – гласный звук, потому что его можно пропеть.
Спойте этот звук еще раз. Гласные звуки обозначаем красным цветом. Где живут гласные звуки и буквы? Правильно, вот в этом красном домике».
(Педагог показывает детям красный домик и красный кружок).
«Нажмите пальчиком на кружочек, оживите его.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У».
- Игра «Поймай звук».
«А сейчас мы с вами будем ловить звук у ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук у – тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-у-о-и-у-а-ы-у-о-у…»
(Если дети ошибаются, объясняем еще раз и еще раз играем0.
- Загадки.
« Уля принесла вам красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете. Что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)». (Выставляется картинка).
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой). Где вы услышали звук У – в начале, в середине или в конце слова?» (В начале слова).
(Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова).
2Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (улитка).(Выставляется картинка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (у улитки). Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове «улитка»? (Звук У).
«Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка).(Выставляется картинка). Покажите на полоске, где находится звук У? (В начале слова). Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами). У нее много… (утят). Сосчитайте, сколько их». (Три утенка, пять утят).
«Ребята, что вы сейчас мне подсказывали? (Слова). Вы подсказали много слов, и все они звучат по-разному. Какие слова вы сказали? (Утюг, утенок, ухо, улитка, утка)».
5. Динамическая пауза .
«Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический…»(утюг). (Имитация работы с утюгом). «Чем вы гладите?» (Утюгом).
Д/и «Паровоз».
- Игра «Будь внимательным».
Педагог предлагает детям выбрать слова со звуком У из стихотворения:
Устала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
В каких словах вы услышали звук У?
- Буква У. (Выставляется домик для гласных звуков и буква У) .
Педагог знакомит детей с буквой.
Это – буква У. Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный, а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным).
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Пишем букву У большую и маленькую.
8.Итог.
«Подарим хозяйке красного домика слова со звуком У» . (Используя карточку, разделенную на з части, педагог ставит в ее начало букву У и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).
«Я буду произносить часть слова без звука У. Вы дополните его звуком У и скажите все слово»._ казка, _ дав, _ лыбка, _ ченик, _ голок, _ кол.