Конспект урока по русскому языку «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением."

Класс: 2В

Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного.

Планируемые результаты:

- личностные : формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные : умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе; умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

- предметные: закреплять и при необходимости корректировать изученные способы действий правописания слов с безударными гласными, закреплять и корректировать понятие и умение о родственных словах,формировать навык устной и письменной речи.

Этап урока

Содержание

Деятель

ность учителя

Деятель

ность обучаю

щихся

Формирование УУД

1.Орг. момент

(психологичес-

кий настрой)

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Все мы чему-то радуемся. Чему вы радуетесь в жизни? А меня радует наше весеннее настроение.

Лучик солнца в ладони возьму

И к сердцу его приложу.

И станет вокруг всё добрее, Нежнее, светлее, милее.

У каждого на парте лежит лучик успеха, который будет дополнять наше солнышко. После правильно выполненного задания мы будем закрашивать части лучика. Если возникали затруднения, то закрашивайте красным карандашом, а, если всё было ясно и понятно, то жёлтым. Если было всё понятно, но всё-таки что-то ещё вызывает затруднения, то оранжевым.

Задаёт вопросы.

Читает стихотворение.

Отвеча

ют на вопросы.

КУУД:

готовность к деятельности:слушать и вести

диалог;положительная эмоциональная направлен-

ность.

2.Этап самоопределения

Начнём урок с минутки чистописания. Для того, чтобы узнать, какие буквы будем писать, давайте отгадаем загадку.

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделька только –

От него осталась долька.

Поставьте ударение в этом слове.

На какой звук в слове падает ударение? К какой группе мы относим этот звук, когда ставим ударение? Мы его хорошо слышим? А какой звук мы слышим без ударения?

Запишите красиво строчную букву у

Какие буквы можно добавить к букве у,звуки которых мы слышим всегда чётко в любой позиции? Допишите их к нашей букве у.

А какие гласные мы слышим плохо, когда на них не падает ударение в словах?

Запишите эти буквы во вторую строчку: аоеияяиеоа

Поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и подчеркните.

Читает загадку,

задаёт вопросы

Луна

На [ а]

Ударный

да

без

ударения

[у ]

а о э и я е ю ы

э ы

а о е и я

нет

ПУУД:

Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение.Определять умения на основе изученного правила.

Определить круг своего не знаю на этом этапе урока.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД:

оценивать результаты деятельности.

Какое правило написания безударных гласных мы знаем?

Какие умения сегодня на уроке мы будем закреплять?

Задаёт вопросы.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Умение проверять безударные гласные в словах,

подбирать проверочные слова,а для этого надо уметь подби-

рать однокорен-

ные слова.

РУУД:Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя.

КУУД:оформлять свои мысли в монологической речи.

3. Этап учебно – познавательной деятельности

а) в знакомой ситуации

(типовой)

Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово:

На берегу растёт с_сна,а рядом с нею сосны.

Горит красиваязв_зда, а рядом с нею звёзды.

На траве лежит р_са,а рядом с нею росы.

Запишите эти слова в тетрадь вместе с проверочными.

Поменяйтесь тетрадками и проверьте,как записал сосед,если он ошибся, то аккуратно исправьте.

Мы справились с первым заданием.

Давайте закрасим первую часть лучика. Карандашом какого цвета будете пользоваться?

Предлагает задание

Выполняют задание

сосна -сосны

звезда – звёзды

роса - росы

ПУУД:

классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи

РУУД: определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой саморегуляции.

б) в изменённой ситуации

(конструктивной)

а)Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня с мечом, поиграем». Коля прочитал записку и пообещал прийти.

Дима сказал ребятам, что Коля принесёт мяч, и они поиграют.

Встретились друзья. Смотрят, а Коля пришёл с деревянным мечом. Все расстроились, не получилась игра с мячом.

Ребята смогли понять друг друга?

Оказывается, гласная может изменить смысл слова. Какую ошибку совершил Дима в своей записке? А как надо было проверить слова? Запишите в тетрадь эти слова вместе с проверочными.

Какие бывают мячи поразмеру?

Как можно назвать маленького размера мяч? Запишите это слово в первую группу слов.

С мячом, мяч - мы говорим об одном и том же мяче?

А какие по размеру мяч, мячик?

Какая в этих словах одинаковая часть слова? Как она называется?

Как называются слова мяч, мячик?

Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными или родственными?

А слова с мячом - мяч можно назвать однокоренными?

Мы выполнили очень важное задание.

б) А теперь помогите Водяному. Внимательно прочитайте песенку:

Я водяной , я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться !

Водяной заблудился и потерял родственников.

Выпишите слова, родственные слову вода , обозначьте корень.

А какие ещё можно добавить слова в эту группу?

Молодцы! Водяной передаёт всем большое спасибо.

Давайте закрасим следующую часть лучика.

С мячом – мяч

С мечом – меч

Большие и маленькие

мячик

большой и маленький

мяч- корень

слова

однокоренными

Слова,

которые имеют один и тот же корень и имеют близкое значение, называют однокоренными.

Нет, это одно и то же слово

В этих словах меняется только окончание.

Нет,в этих словах разный смысл.

Вода,водяной,водица,под-

водник,водичка.

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность,осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.

КУУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации

физминутка

в) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

4 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

А сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа находит картинку с безударной гласной, которая указана в конверте. Задание: подберите однокоренные слова к слову с безударной гласной.

Если у вас вызывает затруднение, воспользуйтесь словарём.

Молодцы, все справились замечательно!

Давайте закрасим следующую часть лучика.

А теперь составьте предложение,в котором слова заблудились.

Молодцы! Справились.

Давайте закрасим следующую часть лучика.

А теперь дома подумайте и ответьте на вопрос: являются ли следующие слова однокоренными?

Летний (день), летательный (аппарат)

Подберите к ним родственные слова и запишите.

Как же надо выполнять это задание? Какие умения необходимы для успешного выполнения?

Для кого это задание покажется сложным, то выполните упр № 7, где надо будет собрать «семейки» однокоренных слов.

Задаёт вопросы, ставит проблему

с,играет,на,

котёнок,трав-

ке,цветочками.

Цветы – цвет,цветок,

цветочек.

Игрушки-игры,игрок,

играть.

Котёнок -котик,кот

кошечка.

Трава-травка,

травинка,

травушка.

Котёнок играет на травке с цветочками

Для того,чтобы выполнить это задание надо знать,что у

однокорен-

ных слов одинаковый корень и близкое лексическое значение.

РУУД:корректировать деятельность:вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи,не имеющие однозначного решения.

КУУД:анализировать и исправлять деформированный текст.

Владение монологической и диалогической формами речи.

7.Рефлексия

Ребята,какие знания «унесёте» сегодня домой?

Какие задания показались простыми, а какие вызвали трудности?

Спасибо вам за урок, вы хорошо поработали. Покажите ваши лучики. Давайте объединим наши все лучики в общее солнышко, чтобы оно светило нам дальше в освоении новых знаний.

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД:мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.

Тема: Безударная гласная в словах, проверяемая ударением. Цель урока: формирование умения правильного написания слов с проверяемыми безударными гласными. Задачи урока:

    продолжить работу по формированию умения осознанно находить орфограмму, определять её тип; обогащать речь и словарный запас.
  • развивать познавательные и творческие способности учащихся, аналитическое мышление, орфографическую зоркость; умение анализа, синтеза, обобщения; расширение кругозора учащихся.

    воспитывать эмоциональную отзывчивость; воспитание учебной активности и уважения к русскому языку; ЗОЖ.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс Алматык iтап, 2013г., осенние листочки с заданиями, рисунок осени, рисунки фруктов и овощей, аудиозапись Чайковский «Времена года», детская песенка «Осень», листочки для рефлексии, яблоки –угощение для детей, памятки для детей, карточки с заданиями для работы в парах и в группе.

Ход урока:

I. Актуализация имеющихся знаний 1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним лицом и поздоровайтесь. А теперь повернитесь друг к другу и настройте соседа по парте на работу.

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

2. Подготовка. Сообщение темы урока.

А теперь ВНИМАНИЕ!!!

(Отхлопывание разных ритмов по образцу). Учитель: Ребята, скажите, как надо было сейчас работать, чтобы не сбиться с ритма? Дети: Надо внимательно слушать и повторять. Надо считать. Чтобы получился чёткий ритм мы должны работать дружно. Учитель: Сегодня на уроке нам действительно надо будет внимательно слушать, слушать друг друга, слушать слова, которые мы будем произносить. Зачем? Скоро узнаем.

Ребята, послушайте загадку. (Под музыку Чайковского читаю загадку и потом ведется беседа).

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

О чем идет речь в загадке?

Да, правильно, сейчас в природе хозяйничает ОСЕНЬ КРАСАВИЦА!

А какие изменения произошли в природе с приходом осени?

А какая сейчас осень? Ранняя, золотая или поздняя?

А как вы думаете, почему говорят – «золотая осень», а не желтая или оранжевая? А как в литературе называется такой прием? (ЭПИТЕТ)

Какие стоят деревья? Посмотрите на наше дерево успешности. Оно совсем без листочков. Вот в конце урока мы украсим наше дерево осенними листьями.

А сегодня, говоря об осени, мы продолжаем работать над правописанием безударных гласных в словах.

3. Работа в тетради. Минутка каллиграфии.

Запишите число, классная работа.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Написание каких гласных букв у нас вызывает сомнение? Свяжем эти буквы веревочкой, чтобы они не потерялись.
4. Словарная работа. Осень приносит нам много полезного. Что мы собираем осенью? УРОЖАЙ. Это новое словарное слово. Запишите его на следующей строке. В словаре Ожегова: «Количество уродившихся злаков или других растений, плодов, грибов». Посмотрите, какая прелестная Осень, пришла и разбросала свои листочки с заданиями.

Дети читают загадки и записывают словарные слова в тетрадях. 1. Я круглое румяное Я расту на ветке Любят меня взрослые И маленькие детки. Яблоко
2. В огороде я расту А когда я вырастаю, Варят из меня томат, В щи кладут и так едят. Помидор
3. Красная девица
Сидит в темнице
А коса на улице. Морковь

4. Без окон без дверей Полна горница людей. Огурец
5. Стоит на поле дочка 33 платочка Прискакал зайчишка Осталась кочерыжка. Капуста
Ребята, а какие это слова? В этих словах безударную гласную проверить нельзя, эти слова надо запомнить!!! Как можно объединить все эти слова? (Овощи и фрукты)

Сейчас идет время года осень, нашему организму не хватает витаминов, поэтому мы должны есть много фруктов и овощей.

II Формирование знаний, умений и навыков.
    Предлагаю поработать в парах.
Вспоминаем правило работы в парах. Готовность пары - «домик». Время работы 2 минуты.

Найди безударную гласную


Кто не совсем уверен в своих знаниях, может пользоваться памяткой! Проверим задание по эталону! Вот мы с вами проговорили, что осенью нам не хватает витаминов. А чего еще мало осенью, чего еще нам не хватает? Светит, сверкает и всех согревает. (Солнце)
2. Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде «раз»

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два»

Соберем в корзинки ягоды, грибы

Дружно наклоняемся по команде «три»

На «4» и на «5» будем дружно мы скакать,

Ну а по команде «6»

Всем за парты тихо сесть.

3. Работа по учебнику. По вариантам. Упражнение 94. I вариант Упражнение 95. II вариант. Взаимопроверка. 4. Предлагаю поработать в группах. Я даю каждой группе 1 предложение, в котором есть слова с безударной гласной. Ваша задача написать проверочное слово и вставить нужную букву. Время работы 2 минуты.

группа № 1

В л…су зв…рьки готовятся к з…ме.
Если мы прослушаем все предложения подряд, то у нас получится связный текст, который имеет общую мысль. Как можно озаглавить рассказ. Выслушиваются ответы детей, Один из вариантов выбирается. «Скоро зима». Запись предложений.

III . Итог урока.

Учитель: Сегодня мы начали урок с отхлопывания ритмов. Скажите, почему сегодня, как никогда нам необходимо было уметь слушать и слышать? Дети: Сегодня мы работали с безударными гласными. Чтобы найти безударную гласную, надо поставить ударение. А для этого очень внимательно надо слушать, как произносится слово. Учитель: Почему надо быть осторожными при письме слов с безударными гласными? Дети: Безударные гласные слышатся неотчётливо, поэтому в их написании можно ошибиться. Учитель: Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными? Дети: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре. Если слово не словарное, безударную гласную можно проверить. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Например, мосты – мост, окно – окна. Учитель: А сейчас пришло время нарядить наше дерево. Если вы чувствовали себя уверенно, возьмите оранжевый листок. Если вы немного волновались – желтый листок. Если очень боялись – кранный листок. Учитель: Молодцы! Сегодня мы здорово потрудились. А теперь встали. Представим, что начинается дождик. Изобразите хлопками, как он капает. А теперь дождик разошёлся и идет всё сильней и быстрей. Спасибо за урок! Д/з. Упр. 98, с. 42 Работа с деформированным текстом

3 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

II. Запись числа, классной работы.

111.Проверка дом задания

Что было задано на дом?

Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Что такое корень?

Постановка проблемы

На доске записаны слова.

Вставь безударные гласные, выделяя корень, и запиши в тетрадь

З.ма, сн.жный, м.рзлота, к.рмушка, х.лодный, м.роз, за.ц, пов.лил

Что объединяет эти слова?

В этих словах есть безударный гласный в корне слова, одна тема – «Зима»

Открытие новых знаний

На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Значит, какими бывают безударные гласные (на доске появляются карточки под темой)?

Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми

IV. Сообщение темы урока.

V. Актуализация знаний.

Гласные ~а, ~ о, ~ е, ~ и, ~я ~ опасные.

А в каком случае их необходимо проверять ?

Когда они безударные ,

Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, ~нужно узнать , ~в какой части слова он находится.

Если безударный гласный в приставке или суффиксе, ~вспомните, как они пишутся.

Рассмотрим случаи, когда безударный гласный звук встречается в корне слова.

Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

Вспомните.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

Обозначь орфограмму.

~Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне, потому что ~безударный гласный проверяется ударением.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Например,~тропинка – тропы, ~почтовый – почта.

В каждом ряду выберите из трёх слов ~проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – ~грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – ~катит .

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок. свет

Запишите три цепочки слов по образцу.

Подберите проверочные слова.

Замените глаголы:~ именами существительными.

г о стить, ~

прих о дить, ~

сп е шить, ~

зал е денеть, ~

вым а зать, ~

св и стеть ~

Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Дополните словосочетания по образцу:

Дождь – дождливые дни

Лес – … (лесные жители)

Осень – … (осенние запасы)

Зверь –… (звериные тропы)

Лось – … (лосиные следы)

Запишите три словосочетания, которые вам больше нравятся.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составьте предложения. ~

Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. ~

Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

VIII Самостоятельная работа по учебнику.

с. 104 упр.194

IX. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.

ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.

Вывод : – Молодцы! Быстро справились с работой.

X. Итог урока.

– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись,записывая слова с безударной гласной в корне?

XI. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

* Я не знал (а)… Теперь я знаю…

* Мне было трудно

* Теперь я могу…

* Мне было легко, потому что…

* Мне захотелось…

Молодцы!

XII . Оценивание.

- Спасибо за работу на уроке

X II I . Домашнее задание.

Цель и задачи урока направлены на достижение учащимися:

предметных результатов:

Анализировать устную речь;

Грамотно аргументировать свою точку зрения;

Подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы

метапредметных результатов:

Делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Производить логические операции;

Формировать собственное мнение и умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения;

Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

Определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

личностных результатов:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду.

Технологическая карта урока

Тема : «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I .Организационный момент.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка.

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих, мотивирует детей к работе на уроке.

Прозвенел звонок. Урок начинается. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности

II .Актуализация знаний.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации.

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

Предлагает ученикам выполнить задание:

В этом маленьком стихотворении спрятались хитрые орфограммы. Давайте вместе найдём их.

На доске записано стихотворение:

Л..са вд..ли в..днее,

С..нее н..б..са.

Заметней и м..лее

На пашне п..л..са.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

Какое правило вы применили?

Предлагает подумать над вопросом:

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова).
Как проверить безударный гласный в корне?

Учитель спрашивает:

- По какому алгоритму действовали?

Предлагает вспомнить алгоритм и проверить себя:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Выдели корень.

4. Определи безударную гласную.

5. Измени слово так, чтобы ударение падало на эту гласную.

6. Подбери однокоренное слово.

Выполняют задание, корректируют ошибки. Саморефлексия.

Записывают текст.

Приходят к выводу:

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной

в корне слова, надо

найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.

Вспоминают, а потом прочитывают алгоритм.

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Познавательные УУД:

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение.

Повторение алгоритма действий при выборе безударной гласной в корне слова.

Личностные УУД:

Задание (вопросы, ориентирующие школьника, на выяснение имеющихся знаний

Предметные:

определять безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Познавательные:

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

· обучающая: углубить знания о способах определения написания безударных гласных, не проверяемых ударением;

· развивающая: развивать мышление, внимание, аналитические способности, ассоциативное воображение;

· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, синтаксис, язык и речь.

Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество.

Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Подготовительное упражнение (весь класс)

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. Выделенные слова запишите фонетической транскрипции.

1. Соловей на калине то зао..хав, то щ..бетав (Т. Шевченко). 2. Он звезда в небе прол..тела, погасла звезда в..в шине (В. Сосюра). 3. Кр..ло зари румянит тучи в голубом дал..ч..ни (В. Сосюра).

III. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

IV. УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Наблюдения над языковым материалом

Прочитайте выразительно текст.

Какое время года в нем изображена? Обоснуйте свое мнение.

Еще раз произнесите выделенные слова. Какие безударные гласные вы слышите?

С помощью рассматриваемой таблицы определите буквы, которые надо вставить в слова, выпишите эти слова в тетрадь фонетической транскрипции.

Рыбаки допл..вли до Цареградского устья, м..нули ерики и пристали в самом устье до границы. Лодка повернул за острый рог піскуватої косы и вошел в Черное море, пл..вучи под низькимбер..гом. Чер..с несколько верст рыбаки пристали к бер..га и снесли г..сети, неводы и посуда на пл..сковату песчанистую пер..сип, что слалася над морем, одділяючи соленое озеро от моря и ед л..ману. То озеро было когда-то заливом моря. Крутой бер..г озера, что, видимо, был когда бер..гом моря, стоял в тумане, как будто стена, покрытая зел..ной травой; под ним зел..нілоб..гатооч..секрета нет и оситняги (По И. Нечуй-Левицкий).

Найдите предложения с однородными членами. Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении? С помощью чего они объединяются?

Найдите предложения с определениями.

По толковому словарю определите значение слов: устье, ерик, камыш, оситняг, сеть.

Работа с таблицей

Ознакомьтесь с таблицей. Внимательно прочитайте правила, запоминая примеры и исключения. Не глядя в таблицу, запишите по два примера к каждому правилу и исключения (если есть).

Безударные гласные, не проверяемые ударением

Способы определения

1. Если безударный звук выпадает:

Внимание! В нескольких глагольных корнях выпадает безударный [ы]:сгибать - согну, начинать - начну, включить - включу, засыпать - засну и др.

палец - пальца, справедливый - правда, май - мая

2. В сочетаниях-ере-, -еле-

сентябрь, черешня, камыш, перейти, шелест, пелена

3. По словарю

воскресенье, понедельник, четверг, пшеница, олень, верблюд, медведь

1. В группах-ри-, -ли - между согласными в открытых складах:

Исключения (согласно произношению): дремать, трещать, дрімливий, дремота, перевирать, слетать

тревога, кровавый, дрожать, колодец, сглатывать

2. По словарю

джигит, фехтование, лимон, режим

Способы определения

3. После г, к, х перед составом с а:

Исключения: пишем и произносим в словах богатырь (силач, великан), барсук, камыш, каморка, каравай

ладно, горячий, летучая мышь, калач, хозяин, халява, много, богач, богатырь

V.ФОРМУВАННЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Комментируемое письмо

Перепишите слова и вставьте пропущенные буквы е, ы. Объясните их правописание. Выделите слова, написание которых проверяется по словарю.

Гал..рея, кр..вавий, вит..г, мат..мат..ка, п..р..тесь, г..рячка, кр.. тический, б..р..жливий, прав..дний, ш..л..стіти, м..нулий, тр..мтіти, г..жим, гр..маться, дж..р..ло, серп..нь, к..чан, вс..г..дыни.

Поисково-исследовательская работа

Подберите к каждому слову по два однокоренных. Подчеркните буквы, обозначающие безударные [е], [ы], [а], [о].

Секретарь, режим, комин, бригадир, ладно.

Творческое конструирование

Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы.

Допишите незаконченные предложения, выбрав слова, предложенные представлены ниже.

Со словами, которые остались, составьте предложение.

Чем можно сделать ошибку в выборе буквы? Что поможет не ошибиться?

На л..вади летает..телик. К..париси очень хорошие. П..рог с ц..булею. Кил..м у д..вана. В ш..нели является к..шеня. П..нал в ч..модані. Тривожусь за д..ктант. В т..атр едем в м..тро. К..рмов..лосипеда. М..нулахв...линя. Б..нзин и сп..рт занимаются по с..кунду. Б..тон крепкий, как м..тал. Ап..тит от ап..льсина и... На календаре...

Слова для справок: Д..тинг, л... мон, м..даль, абр..косы.

Построение ассоциативных пар

Для лучшего запоминания правописания указанных слов подберите к ним ассоциативные пары по образцу.

Образец: чемпион - почетный чемпион, колодец - лед в колодце.

Директор, винегрет.

Физкультминутка

Выполните упражнение, вслух читая стихотворение с соблюдением норм произношения.

Скороговорки

Бабий боб расцвел в дождь -

Будет бабе боб в борщ.

Бобер на берегу с бобренятами бублики пик.

Босой парень сено косит,

Роса росить ноги босые.

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Языковедческий анализ

Прочитайте слова. Охарактеризуйте произношение безударных гласных в корнях слов, объясните правописание.

М..ладья, нак п.., г..н..рал, тр..вога, ч..р..мха, пр..рода, кораб..ль, тер..н, дистанция, л..генда, маст..г, стр..бок.

VII. ИТОГ УРОКА

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполните упражнение из учебника.

Творческое задание: к предложенным словам подберите ассоциативные пары.

Коридор, корреспондент, пирог, бетон, барсук, хозяин.

Выучите скороговорку:

Был Карп и Полукарпа, дапереполукарпився на маленькие полукарпенята.