Князь андрей юрьевич боголюбский. Андрей Боголюбский что построил

ВЛАДИМИРСКИЕ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА


Никоновская летопись, сообщая о расширении оборонительного пояса Владимира , подчеркивает, что князь «град Владимерь заложи велик зело попремногу болши первого (Мономахова среднего города)». В Ипатьевской летописи указываются и крайние точки выросшего города: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини».


План Владимира XII-XIII вв. (по Н.Н. Воронину).

Цифрами на плане обозначены:
I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец;
1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - ; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; - Волжские ворота; 9 - ; 10 - ; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.
Золотые ворота расположены в крайней западной точке княжеской части города. Серебряные Ворота находились на противоположном восточном конце города, в самой вершине его треугольника: около Серебряных ворот в 1174 г. происходила встреча гроба с телом князя Андрея, убитого в Боголюбове; эти ворота, еще сохранявшиеся в XVI в., называются в источниках «Андреевскими». На всем этом громадном протяжении город опоясали насыпные земляные валы с шедшей по их гребню рубленой деревянной стеной. От Серебряных ворот они шли на запад, смыкаясь с поперечным рвом и валом Мономахова города, в который вводили с этой стороны Ивановские ворота. Остаток северной линии валов восточной трети города уцелел до наших дней под именем Зачатьевского вала. Далее на запад, от западного поперечного рва и вала старой крепости, новые валы прерывались рядом ворот. В самом северо-восточном углу Нового города располагались Медные ворота; от них вал шел по краю обрыва городского холма вдоль по Лыбеди, загибаясь к югу по границе, очерченной глубоким оврагом (Никитский спуск); в верхнем конце оврага вал прорезали Иринины ворота. Они были одновременно важной боевой башней на западной линии обороны города, которая здесь выходила на равнинный участок. В его центре и стояли Золотые ворота.
Перед валом был глубокий ров, соединявший овраг с начинавшимся к югу от Золотых ворот встречным оврагом, идущим к Клязьме. Вдоль рва и оврага снова шел вал (Козлов вал), прикрывавший с запада большую амфитеатрообразную впадину в городских высотах. Со стороны Клязьмы этот участок был, видимо, прикрыт только рубленой стеной с башнями, спускавшейся вниз к устью оврага (Муромского спуска) как с угла Мономахова города на запад, так с юго-западного угла Нового города - на восток; стены смыкались у деревянной башни Волжских ворот, стоявшей в устье оврага почти на берегу Клязьмы.
От Волжских ворот города начинался Старо-Рязанский тракт, который проходил вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер – к левому берегу Оки, на Рязань.
Так сложилась оборонительная система Владимира в итоге Андреевского строительства 1158-1164 гг.

Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.
Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве.
На боевую площадку выводила небольшая дверь с арочным верхом в южной стене ворот, прорезанной на всю высоту внутренней каменной лестницей, поднимавшейся изнутри города. На западном косяке этой двери сохранились древние графитти преимущественно в виде крестов, процарапанных, по-видимому, выходившими на площадку воинами. В стене противоположной двери имеется кирпичная закладка в форме арки; возможно, здесь была вторая дверь, через которую выходили с лестницы и настила на вал, однако так ли это было в действительности, сказать трудно, так как дверь при этом выходила бы в толщу насыпи вала, гребень которой был несколько выше ее. Что здесь, на средней площадке лестницы, все же скрещивались два людских потока, свидетельствует значительный раструб белокаменных стен, выровненный теперь кирпичом.
Деревянная лестница вела далее на верхнюю боевую площадку ворот, в центре которой была надвратная церковь. Реальная оборонительная роль верхней боевой площадки выясняется рассказом летописи об осаде Владимира татарами. Когда татары во время переговоров с осажденными привели к воротам захваченного в плен московского князя Владимира Юрьевича, то осажденные были наверху ворот: «володимирци пустиша по стреле на татар и татары тако же пустиша по стреле на Золотые ворота» (вариант: «на город и на Золотые ворота»); и дальше: «Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера». Очень вероятно, что лестница освещалась небольшим узким окном, помещенным в ее верхнем марше и выходившем на западный фасад ворот: как увидим ниже, на миниатюре Лицевого летописного свода XVI в. изображено окно но с другой (северной) стороны арки, где оно явно не могло быть, так как северный пилон ворот монолитен.
В целях наилучшего сцепления с примыкавшими по сторонам ворот насыпями валов их боковые стенки, пирамидально расширяющиеся книзу, прорезаны глубокими нишами с полуциркульным верхом. На северном фасаде их пять, идущих сверху до низу, не прерываясь; их очертания очень неправильны, линии простенков не вертикальны, - только в верхней части, не прикрытой валами, они получают более или менее правильную форму (может быть, вследствие капитальной починки). Благодаря устройству внутренней лестницы, ниши южной стены имеют иной характер: лестница их прерывает.


Золотые ворота. Реконструкция А.В. Столетова.

Надвратная церковь Положения риз Богоматери - типичный маленький квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. Можно думать, что подобно башням Успенского собора и Боголюбовского дворца Золотые ворота имели и в XII в. пирамидальный шатровый верх, возможно крытый листами золоченой меди. Никольский полагал, что надвратная церковь «по исключительности своего местоположения, имела и свою особую, единичную в своем роде, форму, совершенно отличную от всех других современных храмов.
Снаружи перед воротами шел глубокий ров с постоянным, а не подъемным деревянным мостом, который, в случае опасности, мог просто сжигаться; никаких следов устройства подъемных механизмов моста Золотые ворота не имеют, равно как в самой арке ворот не было дополнительной падающей решетки (герс). Всеми этими чертами памятник очень сближается с киевскими Золотыми воротами, насколько можно судить об этом по их развалинам и главным образом по сохранившимся рисункам.


Золотые ворота. Реконструкция Е.И. Дешальта.

Зимой 1238 г. с этой равнинной стороны был направлен главный удар татарского штурма. Отсюда по городским стенам били тяжелыми камнями татарские «пороки»; отсюда же, завалив хворостом ров, враги ворвались «по примету» в город сквозь пролом в деревянной стене против церкви Спаса.
В 1955 году экспедицией было продолжено археологическое изучение города Владимира. У Золотых ворот отчетливо прослеживается пожарный слой. Его можно отнести к моменту взятия Владимира в феврале 1238 года Батыем, так как в пожарном слое лежат огромные необработанные глыбы, использованные монголо-татарами для осадных камнеметательных орудий.
Из летописных текстов не видно, чтобы татары тратили силы на осаду каменной твердыни Золотых ворог, видимо, не на них направлялся и обстрел пороков. Но несомненно, что, захватив город, татары ободрали драгоценный «тяжкий товар» - золоченую медь с сорванных створ ворот, а может быть и с верха надвратной церкви.
Название ворот Золотыми объяснялось различно. Высказывалось предположение, что их имя напоминало о Золотых воротах «матери городов русских» Киева, с красотой и значением которого конкурировала столица Боголюбского. Другие полагали, что «на фасадах» ворот были какие-либо позолоченные украшения; наконец, что золоченой медью были окованы самые полотнища ворот или верх здания. Все эти предположения вполне правдоподобны и не исключают одно другого. Идея самого сочетания проездной крепостной башни с торжественной «триумфальной аркой» главных ворот, равно как и самое их название, несомненно навеяна киевскими Золотыми воротами. Золоченая медь, обильно применявшаяся в декоративной отделке храмов андреевского времени и создававшая в глазах современников обманчивый эффект убранства зданий «золотом», была, несомненно, применена в обработке главных ворот Владимира. Ею мог быть покрыт и верх надвратного храма, а в то же время толстыми листами золоченой меди могли быть покрыты тяжелые дубовые створы, замыкавшие проезд. К последнему склоняет также и текст «Сказания о чудесах», где говорится, что народ сошелся любоваться красотой ворот, и тут-то и вырвались их петли; это ясно свидетельствует о богатой отделке полотнищ, может быть, не просто гладкими листами позолоченной меди, но и о какой-то художественной обработке этих листов.


Золотые ворота. Реконструкция С.В. Заграевского

В 1164 г. произошло освящение церкви Положения риз наверху Золотых ворот. К этому году относится и рассказ источников о катастрофе, постигшей только что законченное здание Ворот. В позднем житии князя Андрея говорится: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златыя врата граду каменныя и на них церковь построил Положения риз Пресвятая Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа». Согласно этому тексту и также поздним изображениям этого сюжета в Лицевом летописном своде XVI в. и в росписи 1764 г. «палат» Андрея Боголюбского в Боголюбове, где представлено полное или частичное разрушение свода Золотых ворот можно было бы думать, что были рано сняты кружала, что и вызвало обвал части неокрепшей кладки. Однако более достоверный источник «Сказание о чудесах иконы Владимирской богоматери», составленное в первые годы княжения Андрея, ясно говорит о падении лишь самих воротных полотнищ: «бе бо еще не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди... и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых». Это и было приписано «чуду» Владимирской иконы. На основании этого текста В.О. Ключевский полагал, что катастрофа и состояла всего лишь в падении воротных створ. Эта неполадка не помешала освящению надвратной церкви в 1164 г.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в., иллюстрирующая сюжет падения Золотых ворот и «чудо» Владимирской иконы, изображает памятник достаточно ясно - это большая воротная башня, завершаемая нависающим зубчатым парапетом с машикули, из-за которого видна надвратная церковь, покрытая, очевидно, четырехгранным шатром; его основание передано в виде второго яруса парапета с круглыми «бойницами».

На документальном изображении Золотых ворот на плане Владимира 1715 г. Ворота стоят еще в черте земляного вала, который примыкает к ним с севера и юга. Основной массив здания, завершается двумя нависающими горизонтальными выступами; зубцов и машикули нет. Сзади видна кубическая надвратная церковь с тремя закомарами по фасаду, выровненными под прямой карниз; на нем стоят трехгранные кокошники, за которыми поднимается, видимо четырехгранный, довольно приземистый шатер, завершенный главкой. В сохранении шатрового верха ворот убеждает указание, что «до пожара, бывшего в 1778 г. 28 июля, Ворота были выше, и помнят даже, что шпиц их украшался огромным шаром».


Золотые ворота во Владимире. Чертеж фон Берка и Гусева. 1779 г.

Изображение Золотых ворот в росписи перехода на хоры собора Боголюбовского дворца, сделанной в 1764 г., т.е. до пожара 1778 г. (рис. в), дает, наряду с зубчатым верхом основной площадки ворот (но без машикули), небольшую надвратную церковь с плоским граненым шатром.

Сами Золотые Ворота и церковь, устроенная над ними, жестоко пострадали от татаро-монгольского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде.
В XV в. Золотые ворота потребовали капитального ремонта. В литературе о Золотых воротах прошло незамеченным сообщение Ермолинской летописи, что в 1469 г. «во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротах, а предстательством Василия Дмитриева сына Ермолина». Это была одна из первых «реставрационных» работ, предпринятых московским правительством по «обновлению» памятников Владимира, представлявших для идущей к своей победе Москвы огромный художественный и политический интерес.
События нач. XVII в. снова вовлекли Владимир в полосу военных тревог, и Золотые ворота вновь потребовали ремонта: в 1641 г. известный московский зодчий Антипа Константинов составлял смету на их починку, но работы фактически были произведены лишь между 1687-1695 гг. Объем этих работ нам также неизвестен.
Церковь над Золотыми Воротами была возобновлена в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа.


Золотые Ворота Владимира

По местному преданию, в узкой арке пролета Ворот застряла, карета императрицы , в 1767 г. посетившей г. Владимир.
Во время пожара, бывшего во Владимире в июле 1778 г., Золотые Ворота и церковь над ними сгорели.

На южной стене Золотых ворот, как и на северной, одновременно с кладкой их выложены были почти во всю высоту стены пять ниш, из которых средняя значительно шире боковых. Ниши эти сложены с той целью, чтобы входившая в них земля, присыпанных к воротам земляных валов, служила укреплением и связью их. Эта южная стена, главным образом, пострадала при реставрации Золотых ворот в 1795 году, когда присыпанные к воротам валы были отняты (в целях расширения главной улицы города), и к седой старине подставили угловые контрфорсы (время их сооружения неясно - вероятно, после 1779 г., но не исключено, что и ранее. Тимофеева Т.П.), которые позже были прикрыты круглыми башнями с фальшивыми амбразурами, между которыми были встроены с юга - помещение новой лестницы в церковь, а с севера - жилые помещения. Для возведения этих пристроек потребовалось разломать почти всю южную стену этого каменного старца. В это же время узкий и полутемный каменный вход - лестница, устроенный внутри южной стены одновременно с воротами, заменен новым, деревянным, широким и светлым, для устройства которого потребовалось разобрать почти до самого основания две из упомянутых ниш - среднюю - широкую и соседнюю с ней к западу - малую. У самой же крайней западной ниши разобрана лишь верхняя часть, заделанная впоследствии кирпичом. Кроме того, для той же надобности разобрана была вся верхняя половина белокаменного свода древнего внутреннего входа на ворота. Таким образом с устройством на южной стене деревянной лестницы оказалось два входа на верх здания ворот: древний внутренний каменный и новый - наружный деревянный. Дикий большой камень, видимый на втором марше деревянной лестницы, свидетельствует, что на месте ее была каменная стена, забученная диким камнем.
Кроме упомянутых пяти ниш на этой южной стене Золотых ворот заслуживает особенного внимания небольшая, и почти скрытая в земле белокаменная ниша.

1 сентября 1779 г. владимирский генерал-губернатор граф Роман Воронцов и президент коллегии экономии Петр Хитрово представили по высочайшему повелению «Доклад о восстановлении Золотых ворот и церкви на них». Архитекторы – владимирский губернский архитектор Николай фон Берк (1778 – 1786) и «архитектурии поручик» коллегии экономии Александр Гусев составили «план, опись и смету, на которой на подкрепление и починку оных на возобновление имеющейся на тех воротах погоревшей церкви, на покрытие по железным новым стропилам листовым железом, за зделание вновь иконостаса и протчих каменных и железных необходимо нужных исправлений и на платеж работным людям потребно всей суммы 9441 рубли». При этом предполагалось «разобрание латернина (купола), в церкви и олтаре сводов, перемычек, столбов и со стены церковной ветхих камней, папертных стенок и кирпичных (т.е. из поливной плитки) полов» и постройка нового здания церкви. Интересно, что на чертежах, которые являются по преимуществу обмерными, а не только проектными, показано положение древней лестницы в южном пилоне, церковь – четырехстолпная. А.Гусевым же был составлен проект иконостаса. Однако работы эти не были осуществлены.
В 1795 г. губернский архитектор Иван Чистяков составил новый «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания, состоящего в городе Владимире у земляного валу, под названием Золотых ворот, и находящейся сверх оных церкви», предлагал «церковь над вратами и те своды с перемычками, на коих оная основание имеет, поелику ветхи, то следовательно разобрать», а «потом вышеупомянутую церковь соорудить, в знак достопамятности, по прежнему ее расположению». Церковь предполагалась четырехстолпной, вместо древней лестницы наверх – новая деревянная, в средней южной пристройке. «Прожект» Чистякова, много работавшего как архитектор над проектом нового ансамбля губернского города, имел в виду еще и градостроительную цель: сформировать вокруг Золотых ворот законченный фрагмент этого ансамбля. Круглые пристройки со шпилями, случайные на одном здании, становятся оправданными в общем проекте, будучи поддержаны этим элементом «повторного» проектирования в зданиях левого и правого флангов на поперечной оси Золотых ворот. Эти здания – кордегардии и питейного дома – должны были, очевидно, примыкать к земляным валам. Уже существующие в начале Большой улицы каменные дома со скругленными углами еще более соединяли эти здания в цельный ансамбль. Но проект не состоялся; даже на сами Золотые ворота средства нашлись не сразу.

30 марта 1795 г. протопоп собора Иоанн Певницкий писал епископу Виктору: "Сего марта 15 дня присланным от Вашего Преосвященства ко мне, протопопу с братиею, определением предписано состоящую при оном Успенском соборе ограду продать для возобновления по желанию здешнего купечества обветшавших от древности Золотых ворот". Однако несколько ранее Городская дума "приняла от нового кирпича 50 тыс., которого уповательно до окончательной отделки быть может, потому состоящая при Успенском соборе ограда ныне нужною к покупке не состоит", и владимирские купцы и мещане во главе с градским старостой Андреем Сомовым от сделки отказались. Но потом кирпич дал купеческий староста Андрей Сомов.
Была разобрана надвратная церковь, а большой свод ворот переложен вновь из старого белого камня с добавкой кирпича; на новом своде была поставлена церковь и пристройки, сложенные, в основном, из кирпича несколько крупнее стандартных для этого времени размеров; многие кирпичи имеют клеймо «АС» в зеркальном отражении. Недостающие 50 тыс. поступили с казенного кирпичного завода Приказа общественного призрения. Проект Чистякова помещал в угловых пристройках, помимо новой лестницы, еще и «чуланы» и жилые помещения. Надвратная церковь выполнена явно не по проекту Чистякова, предполагавшему ее четырехстолпной. Более того, вообще возникает сомнение, что этот ремонт (за исключением боковых башен) состоялся в XVIII в. и по этому проекту, хотя в литературе утвердилось именно это мнение.
Во время ремонтно-реставрационных работ летом 2001 г. после очистки старой штукатурки в кладке пристроек и церкви обнаружили кирпич двух типов. Подавляющее большинство составляет кирпич размером 29-31х14х8 см.; на многих было замечено клеймо: миниатюрные литеры АС в зеркальном отражении, с затекшей в тонкий контур известковой побелкой. Гораздо реже встречается кирпич размером 27х13х7 см., без клейм. Кирпич первого типа изготовлен, очевидно, на частном заводе, принадлежавшем, возможно, уже упоминавшемуся градскому старосте купцу Андрею Сомову. Небольшое количество кирпича второго типа, видимо, как раз и есть те самые 50 тыс., полученные с казенного завода приказа общественного призрения.

В 1799 г. Чистяков исполнил акварельные рисунки для «Атласа Владимирской губернии», в том числе южную панораму города – полную развертку от Вознесенской церкви до восточного конца. Так вот на этой панораме виден верх Золотых ворот. Даже мелкий масштаб и некоторая условность рисунка не мешают разглядеть в нем характерный почти шатровый верх церкви, сохранявшийся от ремонта конца XVII в. Если бы церковь была перестроена по проекту Чистякова, он бы нарисовал ее иначе, и с особенным тщанием!
В храме был устроен одноярусный дощатый иконостас с гладкими колоннами, украшенными золоченой резьбой; в нем помещались 4 иконы, а также - северная и южная двери со священными изображениями. В алтаре над престолом находилась сень с изображением Троицы, на восьми колоннах с золочеными капителями, увенчанная золоченым яблоком с крестом. Этот иконостас сохранялся до 1867 г. Невозможно сказать, был ли он сделан по проекту 1779 г., или в 1795 году - в том случае, если Чистяковым тоже был составлен проект иконостаса. Стены храма расписал штатный служитель Архиерейского дома Строкин - с востока на сюжет "Моление о чаше", с запада - "Лобзание Иудино", по сторонам - лики четырех евангелистов.
До 1867 г. существовал антиминс 1801 г., свидетельствующий об освящении надвратной церкви после ремонта, но в старой краеведческой литературе есть еще две даты освящения – 24 июня 1806 и 1810 гг. Думается, что следует искать еще один, неизвестный пока проект, и автором его должен быть не Чистяков, и не Петров, как считают некоторые исследователи, а А.Н. Вершинский, бывший губернским архитектором в 1800-1811 гг.

Церковь над Золотыми Воротами стала полковой церковью , и была переименована в Петропавловскую (В «Описании города Владимира» (1801 г.) указаны «проезжие каменные с башнями по сторонам ворота, называемые Золотыми, на коих церковь во имя первоверховных апостол Петра и Павла».). Когда и по какому случаю церковь переименовали в Петропавловскую, остается не ясным.
Возобновлен храм был в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя (1802-1812 гг.). По рассказам, записанным священником Симеоном Никольским около 1870 г., при губернаторстве И.М. Долгорукова в Муроме был кем-то найден жемчуг стоимостью в 1000 р. Когда в известный срок владелец не объявился, Долгоруков распорядился продать жемчуг и на вырученные деньги возобновить храм над Золотыми воротами. При этом престол был освящен во имя Положения Ризы Господней, а не Ризы Богородицы, как в XII в.
По мнению некоторых исследователей, Золотые ворота получили контрфорсы при фон Берке по его проекту, башни построены по проекту Чистякова, а надвратная церковь перестроена не в 1810, а в 1827 г. по проекту Е.Я. Петрова.
В 1814 г. подполковник внутреннего баталиона Иван Быков от имени владимирского дворянства просил епископа назначить к Ризположенской церкви причт за счет авторов прошения. Служба стала совершаться, но штатного причта храм все же не получил.
В 1822 г. был объявлен сбор пожертвований «на поддержание Золотых ворот». В мае 1823 г. составлен план "на подкрепление Золотых ворот", который было высочайше повелено переделать члену Строительного комитета Иосифу Шарлеманю. Последний составил вопросник о состоянии Золотых ворот, на который даны были следующие ответы: "1) фундаменты как под главным строением Золотых ворот, так и под контрфорсами тверды, так что поныне осадки в оных никакой не приметно...; 2) своды и стены главного здания, складенные из тесаного белого камня с кирпичною вверху надделкою, трещин не имеют, кроме как в самом подъезде; наружные углы выпусков во многих местах обкрошились и имеют небольшие трещины, простирающиеся сверху вниз аршина на четыре; контрфорсы от первоначального строения не отстали, которое во многих местах имеет железные связи; 30 карнизы имеют горизонтальное без всяких выгибов положение; 4) здание крыто по деревянным стропилам листовым железом; 5) в церкви находится кирпичный свод, как в профиле показано". Здание найдено прочным.
4 января 1827 г. были высочайше утверждены "План Золотым воротам в губернском городе Владимире" и "Фасад с восточной и западной стороны", подписанные И. Шарлеманем. В этом же комплекте чертежей - обмерные (под литерой "А") и проектные (под литерой "В") планы и фасады, составленные губернским архитектором Е.Я. Петровым. Как видно из чертежей, проект предполагал усиление декоративной стороны - наличники оконных и дверных проемов, декоративное оформление верха башен, ажурные металлические ворота под аркой, даже некоторое изменение верха церкви. Проект этот осуществлен не был. Судя по всему, проект остался неосуществленным.
1-я размещалась в Золотых воротах, 2-я и 3-я - в частных домах. В полиции не было помещений для раздельного содержания заключенных мужчин и женщин. Комитет решил содержать женщин в 3-й полицейской части, а мужчин - в 1-й и 2-й. Комитет вынес особое постановление о Золотых воротах: «благоговея к священному...зданию Золотыми вратами именуемому, конечно приличия не было бы, помещать в них таковых заключенников», «но, уступая по недостатку иных средств необходимости, изменяющей часто и благие хотения наши» для «удаления из них...без особой ретирады зловония, устроить... оную отдельно от здания, невдалеке от земляного валу».
В 1834 г. составлена "Опись каменному зданию, называемому Золотые ворота... Каменное здание, называемое Золотые ворота, состоящее из двух белого камня столбов с помещениями, поверхность коих соединена храмом, где помещается полковая церковь , крытая железом. Отделение 1, занимаемое полковою церковью. В ней имеется комнат одна, пол дощатый, окон с рамами без подъемов 41, дверей деревянных две, крючья и петли железные четыре... деревянных лестниц две. Крыльцо из белого камня. Отделение 2 (северная средняя пристройка), занимаемое 1-й частию полиции, разделено на два этажа. В верхнем этаже комнат имеется три. Потолок штукатурный, пол дощатый, печь голландская изразцовая... Отделение 3 (северная средняя пристройка), занимается десяцкими и арестантами. В нижнем этаже комнат две. Потолок штукатурный, пол дощатый, печь кирпичная русская. Сени, в них деревянных лестниц две. Крыльцо белого камня. Отделение 4. Палатка для складки инструментов, находящихся в оной части. Комната одна, дверь деревянная... Отделение 5. Пробирная палатка. Комната одна, окно безподъемное, дверь деревянная. Отделение 6. Состоит из трех лавочек, которые отдаются из найму от Думы. Комнат в них три, дверей деревянных три". В пристройках помещалась первая часть полиции и арестантская, пожарные инструменты, пробирная палатка, три лавки, сдаваемые городом в аренду.

В конце 1830-х гг. Золотые ворота наблюдал В. Соллогуб, автор путевой повести «Тарантас», где о них написано так: «Иван Васильевич осмотрел Золотые ворота с белыми стенами и зеленой крышкой, постоял у них, поглядел на них, потом опять постоял да поглядел и пошел…»
В 1850 г. летом во Владимире ожидался приезд великих князей Николая и Михаила Николаевичей. «На случай могущего быть посещения значительных лиц из внимания к древности Золотых ворот» вновь появилась необходимость «привесть в благовидность Золотые ворота»; деревянной лестницей практически не пользовались, она обветшала и нуждалась в очистке и поправке.
К 1840 г. в здании обнаружилось много дефектов. Городская полиция, первая часть которой помещалась в северной пристройке (откуда в 1850 г. переселилась в построенный в 1848 г. пожарный дом), сообщала в губернский строительный комитет, "что при частых дождях нынешнего лета сквозь железную крышу на Золотых воротах во многих местах и в занимаемые первою частию комнаты пробивается течь через потолки, а сверх сего вокруг всей крыши желоба и водосточные трубы все проржавели и оттого по самым стенам обвалилась штукатурка"; осмотр ветхостей был поручен городовому архитектору Ф.И. Гавердовскому. Тот составил смету "на исправление на Золотых воротах кровли" - замену железных листов с надстенными желобами и их окраской, штукатурку и побелку наружных стен. Сам же ремонт состоялся в 1843 г.
В 1849 г. ворота вновь осматривались и были найдены "ветхости, которые требовали немедленных исправлений" - в основном, это касалось помещений в пристройках, но также крыши, наружных стен и крыльца. Однако никаких работ, видимо, произведено не было.
В 1850 г., летом, во Владимире ожидали приезда великих князей Николая и Михаила Николаевичей. "На случай могущего быть посещения значительных лиц из внимания к древности Золотых ворот" вновь появилась необходимость "привесть в благовидность Золотые ворота, поправить штукатурку, выкрасить, исправить лестницу и крыльцо первой части, переменить в рамах ветхие стеклы и в нижних комнатах половицы...". К этому времени надвратная церковь оставалась уже длительное время бездействующей; деревянной лестницей, устроенной по проекту 1795 г., не пользовались, и в ожидании приезда великих князей губернские и городские власти намеревались "очистить заложенный всход в находящуюся на Золотых воротах церковь и вставить в коридоре разбитые стеклы", что и было исполнено: "отчищены во всходе к церкви мусор с отвозкою оного, вставлены в коридоре стекла, оштукатурено и отбелено кругом все здание снаружи, а внутри в коридоре и по лестнице и поправлено крыльцо первой части". Но первая часть полиции в 1850 г. была переведена в построенный в 1848 г. пожарный дом, и вопрос о ремонте ее помещения в Золотых воротах отпал сам собой.
Все это время, а также и впоследствии, Золотые ворота и надвратная церковь находились в ведении не епархиальной власти, а городского управления, которое вело учет своих владений. "Подробный инвентарь недвижимых имуществ" города Владимира, составленный в 1852 г., показывает и Золотые ворота: "В нижнем этаже этого здания одну комнату занимает арестантская первой части; три заняты мелочными лавочками, две без всякого употребления, в одной из них находится горн, устроенный для пробирной палаты. Мелочные лавочки отдаются Владимирскою городскою думою с торгов... на три года с ежегодною платою. Одна комната в среднем этаже в настоящее время ничем не занята (прежде здесь помещалась пробирная палатка), две прочие комнаты заняты канцеляриею первой части городской полиции... Перилы, из сеней деревянная лестница ведет на чердак. Верхний этаж соединяется с прочими посредством деревянной лестницы, выкрашенной желтою краскою, с деревянными перилами. Окон подъемных: на Большую улицу 4, на Дворянскую 4, на Никитскую 4 и на Вознесенскую 4. В нижнем куполе на все улицы по одному, а в верхнем 6, на все стороны. Дверей две железных... На крыше две дымовые трубы. При всем здании особых ретирадных мест не имеется. Крыша во многих местах проржавела, отчего и во многих стропилах оказались повреждения. Во всех помещениях, даже при входе в церковь, заметна большая неопрятность. В верхнем этаже находится церковь во имя Положения Ризы Господней, но в настоящее время в ней службы не бывает".
В 1853 г. полицеймейстер доносил гражданскому губернатору: «С давнего времени не совершается божественная служба в церкви, находящейся на Золотых воротах. Причина этого заключается как в прежнем неустройстве лестниц, переходов и всего вообще церковного здания, так и в неимении денежных средств на покрытие церковных расходов и содержание священнослужителей». Выход из такого положения предлагался простой: в одной из четырех лавочек в пристройках завести продажу свеч и таким образом накопить средства. К сожалению, по тогдашним правилам продавать свечи можно было только в церкви, а средства от их продажи использовать только для духовных училищ, и из этого намерения ничего не вышло.
В 1857 г. Владимирский купец 2-й гильдии П.В. Козлов изъявил готовность на свой счёт позолотить главу на Золотых воротах. 28 сентября сообщил губернатору, что «желал бы приступить к сему тотчас», но осеннее время заставило отложить золочение купола на Золотых воротах до весны. Пётр Васильевич Козлов с наступлением весны 1858 года приступил к золочению главы надвратной церкви Золотых ворот и уже в августе сообщил губернатору: «Глава на Золотых воротах здесь в городе окончательно в настоящее время мною вызолочена».
В 1862 г. губернатор обратил внимание на этот храм и предложил Думе изыскать средства для поддержки богослужения. В храме стал служить заштатный священник с. Пестяки Гороховецкого уезда о. Иаков Никольский.


Проект приспособления церкви над Золотыми воротами под резервуар

В 1864 г. при устройстве городского водопровода комиссия по водоснабжению предложила использовать для резервуара надвратную церковь. 2 июля 1864 года при строительстве первого водопровода во Владимире пострадали рабочие, прокладывавшие трубы в центре города. Этот инцидент стал поводом к изменению проекта, по которому в качестве водонапорной башни предлагали использовать Золотые ворота. Был подготовлен отчет о случившемся несчастье: «…На большой дороге, у Золотых ворот, обрушившейся на 5-аршинном пространстве глубины землею сдавило в канаве, где клали водопроводные трубы, двоих чернорабочих и машиниста, из которых один (временнообязанный крестьянин Гаврила Иванов 24-х лет) через час помер». Причиной стал «грунт земли» в том месте - «самый слабый, рассыпчатый».
Трагический случай разбирался на заседании Губернского правления. В результате городская водопроводная комиссия отказалась от устройства главного резервуара для водопровода на Золотых воротах. Вместо этого решили строить водонапорную башню на .
В 1872 г. С. Никольский писал: "С незапамятных времен на нижней арке ворот помещались две иконы, на обе стороны подъезда, в старинных киотах, утверждавшихся на железе, перекинутом через арку. В 1862 г. эти иконы исчезли неизвестно куда. Говорят, в то время ремонтировали Золотые ворота.
В 1864 г. в церковь на Золотых воротах тайным образом принесена была связка икон с различными священными изображениями, в числе которых - трехчетвертной образ святителя Николая Чудотворца в "Чудесах"; поясное изображение святителя покрыто медной ризой, поля украшены разноцветными стеклами, утвержденными в мастику. Икона очевидно старинная, живописцы... определяют за полтораста лет. В церкви есть и другая икона - Нерукотворенного образа Спасителя, писана на полотне, заметно подновлена, с греческой подписью: "то агион мандалион" (святой убрус), в старинном резном крашеном киоте, с двумя железными петлями на верхней части киота. Не эти ли две иконы помещались некогда на нижней арке ворот?".
С западной стороны, очевидно, над аркой в киоте, известна, по крайней мере, с середины XIX в. - еще одна икона. О ней сообщает иеромонах Иоасаф: "С западной стороны Золотых ворот поставлена икона, замечательная не стариной, а тем, что на ней изображено совершившееся здесь чудо во время Боголюбского, переданное летописцами. На ней представлены: молящийся пред Владимирскою иконою Божией Матери святой князь Андрей и спасшиеся его молитвами люди, находившиеся под развалинами павших ворот". Эта икона считалась иллюстрацией рукописного текста "Жития Андрея Боголюбского": "Тамо же созда... и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты, известь же мокра суща и врата падошася и под ними дванадесять человек камением засыпа". "Историко-статистическое описание церквей и приходов..." тоже упоминает об иконе на западной стороне Золотых ворота с изображением падения свода и створ и чудесного спасения засыпанных горожан, однако предлагает и другую версию, восходящую к тексту "Сказания о чудесах иконы Владимирской Божией Матери": "Бе бо не суха известь во вратех, абие внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди...и взяша врата и видеша сущих под враты живых и здоровых". Подобная икона о местных чудесах хранится и сейчас в ВСМЗ (Чудо Глеба Георгиевича).
С востока - со стороны города - над аркой помещалась в конце XIX в. еще одна икона. На старой фотографии конца 1890-х гг. удается рассмотреть на этой иконе силуэт Богородицы, скорее всего, Владимирской.

В 1864 г. был избран церковный староста М.И. Иванов.
В 1865 г. был заложен открытый внутрь купол надвратной церкви и по закладке написано изображение Святой Троицы усердием купца П.В. Дуйкина.
В 1866 г. было получено разрешение учредить постоянный штатный причт для этого храма с содержанием за счет городских расходов и вскоре, со смертью Иакова Никольского, к Ризположенской церкви был назначен его сын - студент Владимирской духовной семинарии Семен Никольский, который проявил большой научный интерес к памятнику древности.
В 1866 г., усердием церковного старосты купца второй гильдии М.И. Иванова было начато устройство и украшение храма: приобретен новый колокол весом более 20 пудов, старые оконные рамы заменены новыми двойными, с большими "бемскими стеклами", устроены две духовые печи, обновлен иконостас, который украсили резными колонками, резьбой по полям и вторым ярусом икон. Образцом послужил рисунок царских врат в иконостасе Троицкого собора в Иерусалиме. "Губернские ведомости" в 1868 г. сообщали: "Церковь на Золотых воротах украшена новым иконостасом работы Корнева, а все новые иконы - художественной кисти известного палеховского иконописца Сафонова... Все прекрасно, но, к сожалению, не все соответствует древности самого здания".

В 1870-1871 гг. в процессе ремонта обнаружился и был расчищен засыпанный и забытый древний ход к церкви в южном пилоне и древний же арочный проем для выхода на боевую площадку, настилавшуюся над перемычкой, в которой висели створы Золотых ворот под аркой. В 1872 г. епархиальный архитектор составил чертежи Золотых ворот - "с показанием на чертеже № 1 древней лестницы в церковь и на бывшую под сводом ворот деревянную платформу, означенную в разрезе пунктирными линиями", а в 1873 г. им же составлена смета. Древняя лестница была возобновлена, а прежняя деревянная, очевидно, закрыта, однако еще долго сохранялась: ее показывает обмер Г.Ф. Корзухиной, сделанный уже в советское время. Деревянная лестница была разобрана лишь в 1948 г. во время ремонтно-реставрационных работ.
29 июня 1874 года, в день 700-летия кончины Андрея Боголюбского, в юго-восточной башне была открыта часовня с иконой Владимирской Божией Матери и образом Андрея Боголюбского, а через нее и ход наверх. Средства на возобновление древней лестницы и устройство часовни в юго-восточной пристройке-башне Золотых ворот пожертвовали владимирские купцы П.Т. Седов и Н.В. Боровецкий. "Как это устроено на многих церковных папертях и в других местах и в самом городе Владимире... Дабы помещаемые в паперти иконы имели историческое значение и свидетельствовали о самом строителе Золотых ворот святом великом князе Андрее Боголюбском, мы полагаем в средине поместить икону Божией матери Боголюбской, как написанную по его повелению; с правой стороны икону Божией Матери Владимирской, привезенную им из Вышгорода, а с левой образ самого святого великого князя, создателя Золотых ворот и храма на них. По плафону имеем намерение поместить изображение и прочих владимирских чудотворцев". Закрыла часовню советская власть в 1924 г.

Еще в 1870-е гг. высказывалась мысль расписать «стены и свод внутри проезда Золотых ворот и окрасить их наружность, выделив их от пристроек; образцом для расписания могут служить Спасские ворота в Москве». Но осуществить это намерение все же не решились.
Надвратная церковь Золотых ворот была бесприходной, то есть не имела своих прихожан и соответственно дополнительных доходов, а потому более других городских храмов нуждалась в частной благотворительности и заботливых церковных старостах. Павел Седов был старостой этого храма более четверти века! В 1874 году Павел Трофимович по своей инициативе и за свой счет провел ремонт церкви. Были покрашены стены, пол, иконостас, поправлена живопись... Для храма приобрели новые подсвечники, колокол... Из собственных средств Седов платил певчим и дьякону. Несмотря на преклонные лета и болезнь ног, он всегда приходил к службе.
В 1880 г. в одной из пристроек размещался архив городской управы.
В 1882 г. объявлена признательность Епархиального Начальства купцу Михаилу Терентьеву Овчинникову за пожертвование в Ризоположенскую церковь, серебряного вызолоченного ковчега для хранения св. даров и серебряной ризы на икону Архангела Михаила, всего на 120 руб.; старосте этой церкви купцу Павлу Трофимову Седову, за пожертвование 97 руб. на уплату за священническое облачение.

В г. Владимире, с благословения Владимирского Архипастыря, в первый раз был совершен крестный ход из Кафедрального Успенского собора к Золотым Воротам 23-го числа Июня 1888 года в честь и в память 900-летия крещения Руси, по прошению частных лиц города. С тех пор, по прошению таковых, 23-го числа Июня ежегодно совершался крестный ход в преднесении иконы Божией Матери Владимирской; в стенах Золотых ворот соборным духовенством был отправляем молебен Спасителю, Божией Матери и Владимирским Чудотворцам, с чтением положенного акафиста Божией Матери, в честь иконы ее Владимирской, и служением водосвятного молебна.

В 1893 г. здание Золотых ворот ремонтировалось снаружи: меняли и красили медянкой все крыши и желоба, меняли все оконные рамы и стекла, вычинивали белый камень цоколя, стен, крылец, перемычек, врубали скобы, ставили железные связи.
«Престол в церкви один в честь положения ризы Господней (в кон. XIX века). Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г. Из предметов древности в церкви сохранился только Типикон, выхода 7190 (1682) г. В нем помещено предисловие, в конце коего сказано, что по составлении этого Типикона по поручению патриарха Иоакима прослушали его 10 митрополитов, 5 архиепископов и один архимандрит (имена всех их здесь названы). По листам этого Типикона надпись: «лета 7207 вел. господин преосвященный митрополит Суждальский и Юрьевский приложил сию книгу глаголемую устав выходу 7190 г. да с сею книгою приложил 12 миней месячных печатные вдесть выходу прошлаго 200 и 201 годов в церковь честнаго и славнаго пророка Предтечи крестителя Господня Иоанна, что на его архиерейском Московском дворе у пушечнаго двора… (далее в подписи перечисляются другия книги, паникадила, колокола и разныя священническия облачения, приложенныя в туже церковь)… Каким образом попала эта книга в Ризоположенскую церковь, неизвестно. На содержание церкви имеется билет в 73 р. Причта положено – один священник. На содержание его и на наем церковника выдается городскою управою 240 рублей в год. Церковного дома для священника нет» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.).

В 1898 г. просила помещения Владимирская ученая архивная комиссия для музея, архива и библиотеки. Но вместо всех, кроме часовни, просимых пристроек ей предложили лишь одно помещение - в верхнем этаже с северной стороны, к зданию театра, т.е. там, где прежде была полицейская часть. Все остальное оказалось занято; "пристройка с правой стороны Золотых ворот отведена под квартиры, верхняя - сторожу городской управы, а нижняя - церковному сторожу... первый из них оставлен будет в нижнем помещении, а для последнего может быть приспособлено помещение в одной из пристроек к тем же воротам, выходящих на Дворянскую улицу". Архивная комиссия стала пользоваться одной из башен Золотых Ворот для помещения там более громозких предметов музея. Помещение использовалось до декабря 1902 г.
В 1876 г. стали собирать по подписке деньги на золочение гальваническим способом. Но даже через 20 лет их не хватало. 19 марта 1898 года стал церковным старостой надвратного храма единогласно. В должности состоял более 15 лет. За эти годы, как свидетельствуют источники, он проявил по отношению к Ризоположенской церкви щедрую благотворительность и похвальную заботливость о нуждах храма. В 1898 г. купол был покрыт сусальным золотом на средства церковного старосты Вострухина.
За несколько лет Василий Иванович потратил на содержание церкви более 8 тысяч рублей колоссальные деньги для того времени! За постоянные труды, заботы и материальные пожертвования на пользу храма его наградили серебряными медалями на Станиславской и Аннинской лентах, золотой медалью на Станиславской ленте. За заслуги по духовному ведомству 6 декабря 1911 года Вострухину было пожаловано звание личного почетного гражданина.

В 1907 г., очевидно, в связи со строительством Реального училища и срытием вала, 12 апреля был предпринят осмотр Золотых ворот, в котором участвовали городской голова Н.Н. Сомов, член Городской управы Г.Е. Бубнов, архитектор П.А. Виноградов и инженер строительного отделения губернского правления П.И. Невский. Осмотр установил: "Фундамент был отрыт в двух местах - с правой стороны, обращенной к противоположному зданию Реального училища: в одном - около угловой круглой башни, а в другом - около стенки сторожки, т.е. почти посредине самой пристройки. Фундамент оказался заложенным на 1 аршин 6 вершков, кладка состоит из белого известкового камня с расщебенкою кирпичом на известковом растворе. Фундамент выступает из линии стен на 10 вершков около башни и на 6 вершков около средины здания. Фундамент заложен на недостаточно плотном слое. Ниже основания фундамент на глубине от поверхности земли 1 аршин 14 вершков и имеется слой более плотного грунта - суглинка. О прочности его и над ним лежащего слоя можно сказать только в упомянутых общих выражениях, так как на глубине 1 аршин 14 вершков слой суглинка находится в совершенно замороженном виде".
Когда снова возбужден был вопрос о реставрации Золотых ворот, составлена была комиссия из лиц Владимирской Архивной Комиссии с приглашением члена Археологического Общества (В комиссию входили среди прочих архитектор И.О. Карабутов и священник П.В. Ильинский. Карабутов исполнил подробные обмерные чертежи, судьба которых, увы, неизвестна.), для определения того, в чем должна состоять реставрация ворот. И в июле 1911 года, при всестороннем исследовании ворот, комиссия случайно натолкнулась на небольшую нишу в одном из чуланов южной стены восточного угла ворот. Судя по материалу и кладке, очевидно ниша эта сложена вместе с воротами, основание ее имеет тот грунт, на котором основаны и ворота. Так как в то время большая часть этой ниши была засыпана землей, то и высота ее имела 2 аршина, ширина в полуциркуле 2 ½ арш., а глубина 4 аршина. Наружная сторона ниши, так сказать обод ее выложен в замок из нетесаного белого камня, который от времени, а главное от сырости в этом чулане, настолько обветшал, что грозил разрушением. Свод ниши сложен в замок из туфа, обделанного в форму кирпича.
Передняя и левая стенки ниши выложены из белого тесаного камня, и, очевидно, сложены в позднейшее время, потому что стенки эти не имеют связи со сводами и стенами ниши. Получается, таким образом, предположение, что за стенками этими существовали или древние стены ниши, или пустота. Для здания Золотых ворот ниша эта, по-видимому, не имела никакого служебного значения - ворота легко могли обойтись и без этой ниши, а тем не менее она существует, и, при постройке здания, вероятно, нанесена была на план и предназначалась на какую либо необходимую потребность. Нужно полагать, что эта ниша, как и другие большие ниши, когда примыкал к ним земляной вал, была скрыта в земле.
Устроенная в самом низу южной стены Золотых ворот, в восточном их угле, ниша не служила ли в свое время люком - входом в тайник, или подземный выход из города на посад или в бывший в то время вблизи ворот лес?
По преданию, из Владимирского Успенского собора, к реке Клязьме, существует подземный выход или тайник, признаки которого случайно найдены в 1848 году на восточной стороне собора. Исторические сведения об этом соборе дают косвенный намек, что в самом соборе существует тайник, в котором в 1411 году ключарь собора скрыл от внезапно появившихся во Владимире татар сокровища собора, которые еще и до сих пор не отысканы.
В то отдаленное от нас время, когда междоусобные войны, внезапные варварские набеги были почти обычным явлением на Руси; когда, поэтому, жизнь и имущество народа русского предавались огню, мечу и разграблению, тогда для защиты от таких бедствий нужда заставляла наших предков устраивать в земляных насыпях и в каменных стенах башен и храмов тайники, подземные ходы, кладези и тому подобные сооружения. Державный строитель Золотых ворот, великий князь Андрей Георгиевич, укрепляя стольный свой город в них, как цитадели города, едва-ли мог опустить из внимания, обычного в то время, устройства тайного входа в город и выхода из него. В виду этого надо полагать упомянутая ниша есть, быть может, дверь таинственного подземелья.
Действ. чл. свящ. П. В. Ильинский.

Ризоположенское церковно-приходское училище

В декабре 1902 г. была переведена в помещение бывшей на , где она помещалась вместе с ежедневным Ризоположенским церковно-приходском училищем.
"Ведомость о церквах города Владимира" за 1913 г. сообщает о Ризположенской церкви, что на Золотых воротах: "Построена в 1164 г. Престол один. Имеется каменная звонница. Один священник. Жалованья не положено. Земли и зданий нет. Имеется одноклассная церковно-приходская школа, содержится от казны. Священник - П.Д. Линницкий, 36 лет. Староста - купец второй гильдии В.И. Вострухин".
Епископ Юрьевский Евгений, 30-го октября 1915 г. посетил Ризположенскую градскую церковно-приходскую школу, где испытывал учащихся 1-й, 3-й и 4-й групп.

Помещение на самом верху Золотых ворот под жилье стали приспосабливать сразу после революции. Некоторое время в ней жил главный пожарный, а в круглых башнях его семья развешивала белье на просушку.
«В апреле 1942 года Семизам удалось эвакуироваться в родной город Натальи Дмитриевны - Мышкин. Но здесь для Милены не было работы. Как дочь «врага народа» она не имела права жить в крупных городах страны и по совету Романа Дмитриевича согласилась на переезд во Владимир, где ей предложили работу в краеведческом музее. Комнату им с матерью выделили в здании Золотых ворот. Там они прожили с весны до осени. Но жить в Золотых воротах без каких-либо коммунальных и прочих бытовых удобств было нереально. Милена пишет Роману Дмитриевичу в Орехово-Зуево: «1 октября 1943 года. Маму застала в ужасе - холод, нет света и плюс новое дело – крысы. ... Усиленно собираемся и числа 2-3, если Богу будет угодно, поедем в Мышкин». В более раннем письме она также сообщает Роману Дмитриевичу, что нет дров, приходится ходить за ними очень далеко. Мать Милены тоже пишет брату из Владимира: «В Мышкин мы уедем, что бы нас там ни ждало. Здесь для Милы есть работа, но средств к жизни никаких. И ничего не продаётся, сейчас ценят только съестное». Эти скупые строчки писем родных Роману Дмитриевичу дают интересную информацию о жизни Владимира в годы войны» (В.С. Бузыкова. «Дорогой голубчик, Ромочка!»).
С началом ВОВ музей потерял “белое” здание, где разместилась воинская часть, а затем его передали фельдшерско-акушерской школе. Экспонаты и библиотеку перенесли в “красное” здание, где пришлось свернуть экспозицию, в Золотые ворота и на хоры Успенского собора. В 1943 г. вещи из Золотых ворот перевезли в Успенский собор.
В 1948-1956 гг. состоялся второй серьезный ремонт здания. Работы носили консервационный характер сохранения памятника от дальнейших разрушений. Работы проводились Владимирскими реставрационными мастерскими без предварительного серьезного научного обследования здания, без обмерных чертежей и исследования прочности конструкций.
В 1947 г. надвратную церковь и галерею освободили от архива МВД, а северную пристройку - от жильцов.
В южной средней пристройке в 1948-1949 гг. разобрали, наконец, деревянную лестницу.
В 1949 г. была установлена контактная троллейбусная сеть с опорой на Золотые ворота.
К 1951 г. ворота приспособили под контору «Облпроект».
В 1953 г. позолотили сусальным золотом главу, крест, шары и звезды. Работы этих лет не затрагивали древних белокаменных частей памятника и заключались в ремонте кровельных покрытий, штукатурки стен, побелки, покраске, замене полов, переплетов окон и дверей и т.д.


В 1953 году был открыт маршрут № 2 «Владимирский тракторный завод – Золотые Ворота».
В октябре 1955 г. музею передали Золотые ворота. К 1957 г. ворота приспособили под выставочный зал Владимирского областного краеведческого музея. В 1955-1956 гг. ремонтно-реставрационные работы частично затронули древние белокаменные части: восстановили утраты в камнях арки лестничного входа и на первой лестничной площадке. При этом были обработаны рамкой древние конструкции кладки стен на первой лестничной площадке и выход на нижнюю боевую площадку. В итоге памятник приобрел опрятный внешний вид. Однако внутренние древние части не были затронуты. Автор проекта и руководитель этих работ - А.В. Столетов.


Золотые ворота. 1958 г. Герман Гроссман

В 1962 г. были выполнены обмеры Золотых ворот.
В Золотые ворота тепло пришло в 1964 году, до этого они отапливались при помощи двух печек, дрова для которых смотрительница носила наверх, при этом зимой температура в экспозиции была недопустимо низкой. Первоначально было проведено водяное отопление с автономным котлом, который отапливался углем и стоял в углу галереи, к теплотрассе Золотые ворота были подключены в 1971 году.
В 1965 г. А.В. Столетов создал проект реконструкции Золотых ворот в стадии проектного задания с пояснительной запиской, анализом графического материала и закономерностей построения архитектурных форм белокаменных памятников. Тогда же была устроена подпорная система к . В связи со строительством подпорной стенки у Козлова вала XII века, у Золотых ворот в 1965 году при земляных работах было найдено несколько майоликовых плиток и поливной кирпич. Находки поливных кирпичей встречаются во Владимире впервые. Их находка свидетельствует о том, что производство плинфы в начале XII века было продолжено в течение всего столетия.
В 1972 г. здание подключили к , провели капитальный ремонт в интерьере с заменой пола в церкви на белокаменный и устройством вентиляции. В 1977 г. со стороны областного руководства повторились давние попытки восстановить створы ворот. Однако музей убедительно доказал невозможность такой реконструкции.
В 1987 г. по инициативе музея-заповедника АО «Владимирреставрация» проведено инженерное обследование памятника, которое выявило большую нарастающую деформацию из-за растяжек троллейбусной линии, убрать которые, впрочем, все равно некуда.
В 1988-1989 гг. состоялись работы на кирпичных пристройках и древних белокаменных частях; при этом в проездной арке художником-реставратором А.П. Некрасовым были раскрыты фрагменты древней живописи.
18 апреля 1993 г. на Пасху был совершен крестный ход от Золотых Ворот г. Владимира до Успенского кафедрального собора, в котором принял участие Президент России Б.Н. Ельцин.

Значительные ремонтно-реставрационные работы состоялись в 2001 г., когда практически впервые была очищена старая штукатурка и появилась возможность наблюдать кирпичную кладку (работы провела строительная фирма «Стелла»). Очищалась от побелки, которая в отличие от прочих белокаменных зданий применялась здесь и в советское время, также поверхность белого камня в древних частях. После чего на всей кирпичной площади положили новый известковый раствор с добавлением белого цемента. На белокаменной кладке выполнены работы по расчистке, укреплению, антисептированию, тонированию и гидрофобизации (ГУП «Владспецреставрация»).

Владимир является жемчужиной Золотого Кольца России. Главные достопримечательности Владимира — Успенский собор, Золотые ворота и Дмитриевский собор находятся под охраной ЮНЕСКО.

Город Владимир является одним из древнейших городов , оставивших заметный след в становлении Руси. Владимир стоит на левом берегу реки Клязьмы в 180 километрах от Москвы. Относительно даты основания города историки до сих пор не пришли к единому мнению. По одной из версий Владимир был основан князем Владимиром Красное солнышко в 990 году. Согласно другому мнению город датой основания Владимира следует считать 1108 год, когда Владимир Мономах заложил здесь деревянную крепость.

В середине XII века при князе Андрее Боголюбском Владимир становится столицей Владимиро-Суздальского княжества и остается ей до начала XIV века, когда столицей Руси становится Москва. Отец Андрея Боголюбского, Юрий Долгорукий, правил в Киеве и не хотел отпускать от себя сына. Однако, тайно уехал, взяв с собой чудотворную икону Богородицы. В семи верстах от Владимира лошади встали, что было признано знамением. Тогда Андрей Боголюбский основал на том месте Боголюбский монастырь, а чудотворная икона осталась во Владимире до 1385 года. Тогда во время нашествия Тамерлана Великий князь Василий Дмитриевич распорядился доставить чудотворную икону из Владимира в Москву и отслужить перед ней молебен о ниспослании победы русскому войску. С тех пор икона осталась в Москве.

Успенский собор Владимира

1. Успенский собор – один из старейших храмов города, является памятником русской домонгольской архитектуры. Успенский собор был построен при Андрее Боголюбском в 1158 году. Над ним работали неизвестные нам мастера из Европы. В 1185 году собор сильно пострадал в результате пожара.

2. В ходе реставрационных работ были достроены новые стены, расширив помещение, а между старыми и новыми стенами образовалась галерея. Позже Успенский собор еще несколько раз разрушался, но каждый раз восстанавливался.

3. В XIV веке, соответствуя центральному статусу Владимира, Успенский собор был главным храмом на Руси, а сегодня является главной достопримечательностью. Здесь принимали титул великие князья, среди них знаменитые Александр Невский и Дмитрий Донской.

4. В XV веке во Владимир приезжает известный итальянский зодчий Фиораванти для изучения архитектуры Успенского собора, позже по его подобию им был построен Успенский собор Московского кремля.

5. В XIX веке возводятся Георгиевский придел и колокольня Успенского собора.

6. Внутри Успенского собора сохранились небольшие фрагменты росписи XII века - фигуры святых Артемия и Авраамия, изображения лилий и павлинов, а также единственные сохранившиеся фрески, однозначно принадлежащие кисти Андрея Рублева. Успенский собор был расписан Андреем Рублевым вместе с Даниилом Черным по заказу великого князя.

7. В Успенском соборе похоронены князья Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович, Михаил Хоробрит и другие известные люди.

8. Ещё один известный собор Владимира — Дмитриевский был основан князем Всеволодом Юрьевичем, младшим братом Андрея Боголюбского, в 1194 году. Белоснежные каменные стены собора украшены резными фигурами святых, растений и животных, которых насчитывается около 600. Сегодня службы в храме не проводятся, в отличие от действующего Успенского собора.

9. Отдельные сюжеты на стенах собора легко узнаваемы, а о смысле других остается только гадать. По приказу Николая I в 1834 году Дмитриевский собор отреставрировали, перетасовав изображения на стенах и добавив пару сотен новых.

Золотые ворота Владимира

10. Ещё одна достопримечательность Владимира – Золотые ворота. Золотые ворота являются уникальным образцом военно-инженерной архитектуры XII века. Во Владимире было построено пять ворот, использовавшихся в качестве боевых и проездных башен. До нашего времени сохранились только самые главные из пяти - Золотые ворота, служившие также для торжественного въезда в город.

11. Золотые ворота во Владимире уникальны тем, что остались единственным подобным памятником той эпохи, дошедшим до наших дней. Похожие ворота были в Киеве, Константинополе и Иерусалиме, однако до наших дней они не сохранились.

12. Легенда гласит, что когда работы по строительству Золотых ворот были почти завершены, своды ворот упали и засыпали 12 человек. Князь Андрей обратился к Пресвятой Богородице с молитвой. Когда после этого разобрали завал засыпанные оказались живы. В память об этом Андрей приказал построить над Золотыми Воротами церковь в честь Положения Ризы Богоматери. Освятили церковь в Золотых Воротах в 1164 году.

Церкви Владимира

Кроме трех вышеназванных достопримечательностей, во Владимире есть множество других архитектурных памятников, например церквей.

13. На переднем плане — Николо-Галейская церковь . Эта церковь сооружена в 1732–1735 годах на средства богатого посадского человека Ивана Павлыгина. Свое название церковь получила в связи с тем, что у реки Клязьмы, напротив церкви, находилась пристань, куда причаливали гребные суда - «галеи» (галеры). Уже своим расположением рядом с рекой церковь освящала воды Клязьмы, за что в народе еще именовалась как церковь Николы Мокрого.

14. Церковь Николая Чудотворца Кремлевская . Храм назван в честь одного из наиболее почитаемых святых - святителя Николая Угодника. По месту расположения церкви, на территории бывшего городского кремля, храм получил название Николо-Кремлевского. Церковь является образцом бесстолпного посадского храма. Построена она в 1761–1764 годах на месте более древнего деревянного храма, сгоревшего во время большого пожара.

15. Спасо-Преображенская церковь получила свое название в честь праздника Преображения Господня или Яблочного спаса. Расположена она на месте, где в 1164 году князь Андрей Боголюбский основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса. Затем здесь стоял Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 года. Существующая церковь выстроена конце XVIII века из кирпича на месте древней, сгоревшей в 1778 году. Археологические раскопки, проведенные Н.Н. Ворониным, показали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. Первоначальный храм Спаса был близок по образу и стилю к . В настоящее время храм действует.

16. Троицкая церковь , называемая Красной была построена в 1913–1916 годах к 300-летию императорского Дома Романовых по проекту архитектора С. М. Жарова на средства купцов-старообрядцев. Их влияние было столь сильным, что Троицкая церковь была построена в самом центре города, рядом с Золотыми Воротами. Церковь выполнена в псевдовизантийском стиле, гораздо более раннем, нежели время ее постройки. Церковь имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня проводить в ней выступления хоровых коллективов.

17. Сегодня в здании церкви находится Музей хрусталя, вышивки и лаковой миниатюры. Экспонатами музея являются произведения , художественной вышивки и лаковой миниатюры из Мстеры.

18. Вид на Успенский собор с автовокзала Владимира. Кстати, именно этого вид я увидела первый раз оказавшись проездом во Владимире, когда возвращалась из . Ярко светящийся в ночи на высоком холме собор, надолго врезался в память.

Посмотреть другие фотографии, сделанные на территории Владимирской области, можно в

В 1158 году во Владимире при правителе Андрее Боголюбском была затеяна гигантская стройка, продолжающаяся целых два года – возведение Успенского Собора .

В 1161 году построенный храм украсили фрески Андрея Рублева. В те времена собор по форме был шестистолпным, с примыкающими к нему тремя пониженными полукруглыми выступами зданий, а по материалу изготовления – белокаменным, причем очень качественный камень был специально привезен из Волжской Булгарии. Пролитые сверху раствором булыжники складывались в фундамент, сверху положили обломки камня неправильных форм, и только после этого выстраивали стены.

По своей высоте и устремленности вверх строение обошло соборы Новгорода и Киева, так как оно должно было стать главным не только на владимирской земле, но и во всей Руси. Структура монастыря для домонгольского зодчества является уникальной из-за того, что через сводчатые конструкции в виде ступенчатых ниш, осуществлялся переход от подпружных арок к центральной двенадцатиоконной части купола. Стены и столпы достаточно тонки и украшены декоративными вертикальными плоскими выступами.

Изначально храм имел три пристройки перед входом, непрофилированный, просто отлитый цоколь. На стенах красовались линии идеально-повторяющихся арок с рядами кирпичей, укладываемых под углом.

Внутренней убранство было богатым: зооантропоморфные скульптуры и элементы декора соединялись в единую композицию. Сверху центральные стены украшали львиные и женские маски, а также три известных композиции, одна из которых «Вознесение Александра Македонского на небо».

В 1185 году произошел сильный пожар, который уничтожил множество сокровищ храма. Чудом он не тронул икону Богоматери. Восстанавливать и расширять собор продолжил брат Боголюбского – Всеволод Третий. При нем была увеличена алтарная часть, пристроены боковые галереи, которые придали зданию некую ступенчатость, появились дополнительные арки, пробитые в старых стенах. Повторно расписаны некоторые стены и элементы, например фигуры на заиконостасных. Впоследствии князья-строители и другие члены знатного дома были захоронены в нишах-арксолиях.

До наших дней от первоначального внутреннего убранства собора мало что дошло, сохранились лишь некоторые его части, например фрагменты «Страшного суда». За свою историю храм много раз реставрировался с достраиванием новых элементов.

Сейчас Успенский собор является действующим и включен в список ЮНЕСКО под номером №633-001 и входит в комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Он является популярной достопримечательностью города наряду с .