Как я могу помочь на школе. Анкетирование. Правила общения с родителями

Заканчивается учебный год. Он принес свои радости и удачи вам и вашим детям, вместе с тем он принес горести и разочарования. Такова жизнь, с этим следует согласиться.

Однако мы, взрослые, можем сделать так, чтобы в нашей жизни было меньше тревожных и тягостных дней и ночей, часов и минут ожидания…

Для этого мы должны быть вместе со своими детьми, знать, чем они живут, что им интересно и шагать по жизни, помогая и поддерживая друг друга.

Если вы согласны с этими словами, тогда - в путь!

1. Участвовали ли вы в этом учебном году в жизни ученического коллектива, в котором учится ваш ребенок?

2. Какие внеклассные мероприятия вы посетили?

3. Какие из них вам понравились, какие - нет?

4. Как чувствует себя ваш ребенок в классе?

5. Какая помощь ему нужна со стороны классного руководителя, учителей - предметников, социально- психологической службы школы?

6. Какие темы внеклассных мероприятий вы бы порекомендовали классному руководителю для работы с классом в новом учебном году?

7. В каких из них вы хотели бы принять непосредственное участие?

8. Какую помощь вы могли бы оказать классному руководителю в организации, подготовке и проведении внеклассных мероприятий как в классе, так и в школе?

9. С какой инициативой вы хотели бы выступить?

10. В какой помощи со стороны школы нуждается ваша семья?

Анкета для родителей

4- совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится ваш ребенок, можно назвать дружным 4 3 2 1 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно 4 3 2 1 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку 4 3 2 1 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего

ребенка 4 3 2 1 0

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель 4 3 2 1 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка 4 3 2 1 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями 4 3 2 1 0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка 4 3 2 1 0

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку 4 3 2 1 0

10. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребенок 4 3 2 1 0

До недавнего времени психолог в школе был чрезвычайно редким и, можно сказать, экзотическим персонажем. Значение его работы существенно преуменьшалось или подменялось, а иногда и в принципе не рассматривалось как нечто необходимое каждому образовательному учреждению. В современных условиях педагог-психолог присутствует в штате большей части учебных заведений крупных и не очень городов.

В обязанности психолога входит работа не только собственно с самими учащимися, но и с преподавательским составом. Кроме того, психолог является своеобразным менеджером учебного процесса, который может скоординировать получение образования и психоэмоциональное развитие учеников, разрешить спорные ситуации между учащимися и преподавателями.

В первую очередь, школьный психолог помогает конкретному ученику в решении каких-либо проблем, как в части учебного процесса, так и в личном плане. Это и школьные трудности (взаимоотношения с одноклассниками, конфликты с учителями), и самоидентификация ученика, и семейные проблемы. При необходимости психолог проводит работу и с преподавателем, если он является одной из сторон конфликта. Сделать это самостоятельно ребенку, а зачастую, и родителям, невозможно. В данном случае психолог поможет обеим сторонам найти общий язык. В работе школьного психолога очень важно доверие, а значит необходимо упомянуть о конфиденциальности. Все полученные в ходе работы сведения и данные не разглашаются, любой вид работы осуществляется только с письменного разрешения родителей или законных представителей ребенка. Администрации школы предоставляются статистические данные. Особенно актуальной помощь психолога становится в подростковом возрасте, когда на первый план выходит коррекция поведения и построение системы ценностей личности. Важно, что школьный психолог не воспринимается учениками как учитель. Посещение психолога воспринимается как обычная беседа и является, по сути, терапией каких-либо отклонений и предупреждением более серьезных последствий.

Итак, рассмотрим наиболее частые причины обращения к психологу:

  1. Неуспеваемость.

Чаще всего к школьному психологу обращаются именно по причине низкой успеваемости конкретного ученика. Обратиться за помощью может как классный руководитель, так и родители, и сам учащийся. Педагог-психолог в этом случае проводит комплекс мероприятий, которые направлены на решение проблемы:

Исследуется мотивация ребенка к познавательному процессу;

Анализируются сфера межличностных отношений в классе, климата в семье, особенности воспитания;

Проводится проверка учебных навыков и т.д.

Педагог-психолог составляет своеобразный «портрет» личности ученика и дает конкретные рекомендации по усовершенствованию процесса обучения (для учителей, членов семьи и самого учащегося).

  1. Контроль процесса образования и развития.

В течение всех лет обучения одной из главных задач психолога является исследование динамики развития учеников в каждой возрастной группе и развитие познавательных способностей учащихся. С помощью специальных методик педагог-психолог проводит психологическую диагностику состояния учащихся. Еще раз хочу отметить, что результаты таких исследований имеют конфиденциальный характер и предоставляются только самим ученикам и их родителям. Педагогический состав школы имеет доступ только к общим статистическим данным.

По результатам диагностики психолог, при необходимости, проводит коррекционные мероприятия индивидуально или со всем классом в целом. В младшем школьном возрасте особое внимание уделяется развитию памяти, мышления, внимания и побуждению учеников к получению знаний. В более старшем возрасте проводятся исследования склонностей учеников, что, безусловно, помогает в дальнейшей профориентации. В старших классах психолог оказывает помощь при профориентации.

  1. Профессиональная ориентация.

Наряду с обычным консультированием, психолог помогает ученику выявить наклонности к тем или иным занятиям и школьным предметам. Для определения личностных качеств и интеллектуального потенциала ученика педагогом-психологом проводятся тестирования, беседы, занятия с учениками. Все это, в сочетании с особым микроклиматом в школе, позволяет в полной мере оценить и развить в учениках те способности, которые заложены в них природой. Впоследствии учащимся, с которыми проводилась регулярная психологическая работа, гораздо проще определить для себя сферу деятельности.

  1. Межличностные отношения.

Школа, как и любой коллектив, накладывает на каждого ребенка определенные обязанности и ответственность. Некоторые ученики быстро и без особенных проблем могут адаптироваться к изменяющимся условиям, контактировать с другими учениками и учителями, налаживать отношения легко и непринужденно. Другим требуется помощь и поддержка.

Школьный психолог помогает решить конфликты внутри группы или же конкретного ученика с группой, повысив тем самым эффективность образовательного процесса. Роль психолога в этом случае заключается в решении возникающих конфликтов, а также обучении учеников правильному поведению в социуме. Здесь важным моментом для ученика является получение от психолога адекватной обратной связи о своих особенностях. Также появляется возможность в безопасных условиях смоделировать и отработать наиболее эффективную модель взаимодействия и поведения.

Параллельно с разрешением конкретного конфликта проводится работа по обучению навыкам саморегуляции: борьба со стрессом, расслабление, выход из сложных ситуаций. Кроме того, психолог учит навыкам достижения целей, управления жизнью, саморазвитию.

  1. Выявление и поддержка одаренных детей.

Помимо борьбы с неуспеваемостью, педагог-психолог проводит выявление особенно одаренных детей и формирует рекомендации к процессу их обучения. В результате анкетирования, тестирований и бесед психологом выявляются направления деятельности, к которым имеет особую склонность тот или иной ученик.

  1. Дифференциация обучения.

Педагог-психолог, в силу своих профессиональных навыков и обязанностей, участвует не только в оценке успеваемости и одаренности учеников, но и формирует особый, дифференцированный подход к обучению. Психолог создает или участвует в разработке коррекционных программ. Наряду с преподавательским составом оценивает учебный процесс с точки зрения его соответствия способностям всех без исключения учеников. Задача психолога - адаптировать процесс образования для учеников, а не «подогнать» склонности всех учеников под учебный план.

  1. Информационная поддержка.

В современном мире очень важно владеть той или иной информацией, и, конечно же, все знать невозможно. Педагог-психолог проводит мероприятия по повышению психологической грамотности родителей. Оказывает информационную поддержку в виде печатного раздаточного материала (для получения таких материалов прошу обращаться лично, материалов уже накопилось очень и очень много), посредством оформления стенда и написания статей.

Психолог поможет вам сориентироваться в той или иной литературе, подскажет где можно повысить свою психологическую культуру и осведомленность, сориентирует в различных государственных организациях и центрах, куда можно обращаться с личным запросом в том случае, если школьный психолог не в силах помочь вам в решении того или иного вопроса.

Родители – партнёры в обучении!

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

ВЫ МОЖЕТЕ ОЖИДАТЬ ОТ НАШЕЙ ШКОЛЫ,

ПО-МЕНЬШЕЙ МЕРЕ, СЛЕДУЮЩЕЕ:

Дружелюбную атмосферу, способствующую участию родителя в качестве партнера в образовании ребенка.

Уважительное доброжелательное отношение со стороны работников школы.

Своевременное и грамотное реагирование на волнующие вас вопросы.

Информацию о том, как помочь детям выполнять домашние задания и поддерживать обучение дома.

Ваш ребенок и наша школа нуждаются в вас!

Для того чтобы дети достигли своего потенциала в учебе, им нужны как хорошие учителя, так и полная поддержка со стороны семьи.

(Проведенные по всей стране исследования неизменно показывают, что когда родители и школа работают как партнеры , дети добиваются успеха. Это относится ко всем семьям, независимо от принадлежности к любой этнической группе, уровня дохода и образования, к сельским и городским школам.)

Что такое «Участие семьи в получении образования»?

Участие семьи – это активное участие семей и законных опекунов в школьной жизни ребенка. Семья должна быть партнером учителей и других работников школы.

Навыки, опыт и жизненные обстоятельства разных родителей или членов семьи различны. Поэтому каждый из нас по-разному принимает участие, оказывает поддержку и дополняет образование наших детей.

Самый элементарный вид участия семьи – это позаботиться, чтобы ребенок ежедневно посещал школу, хорошо выспавшись, съев полезный для здоровья завтрак, и чтобы он являлся в школу в надлежащей одежде. Если у родителей есть достаточно энергии и времени для добровольной помощи школе или для работы с родительским комитетом, это является ценным вкладом в работу школы. Если у родителей есть возможность оказывать добровольные пожертвования на осуществление целевых программ школы, это является ценным вкладом в работу школы.



Как лучше всего принимать участие в образовании ребенка?

Самое важное, что могут сделать родители, чтобы помочь детям добиться успехов в школе – это уделять успехам в учебе большое внимание . Существует много способов показать ребенку, какое огромное значение вы придаете образованию. Отметьте представленные ниже идеи, которые вы можете включить в семейный распорядок.

ПРЕВРАТИТЕ СВОЙ ДОМ В УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР

1. Ежедневно читайте вместе с ребенком.

2. Выделите одно и то же время и место для ежедневного выполнения домашних заданий. Выключайте телевизор

3. Знайте, что изучает ваш ребенок. Выучите что-нибудь новое сами.

4. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок высыпался каждую ночь и достаточно хорошо завтракал перед школой.

5. Привлекайте членов своей семьи к участию в общественных мероприятиях, дополняющих полученные в школе знания.

6. Ребенок должен знать, что вы ожидаете от него прилежания в учебе.

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВЯЗЬ СО ШКОЛОЙ

1. Информируйте школу о потребностях вашего ребенка и о каких-либо изменениях в семейных обстоятельствах.

2. Установите и регулярно поддерживайте контакт с классным руководителем вашего ребенка.

3. Часто проверяйте: домашние задания ребенка, посещаемость и успехи в учебе.

4. Реагируйте на все сообщения из школы.

5. Принимайте участие в школьных собраниях, мероприятиях и встречах с учителями.

ПОМОГАЙТЕ ШКОЛЕ

1. Помогайте учителям находить индивидуальный подход к вашему ребенку.

2. Если вы не можете быть добровольным помощником в школе во время занятий, узнайте, какую помощь вы можете оказать из дома или в выходные дни.

3. Если у вас есть время, помогайте классному руководителю.

4. Привлекайте и обучайте другие семьи для формирования группы активных родителей.

5. Помогите составить и поддерживать список телефонов семей учащихся класса или список адресов электронной почты.

СТАНЬТЕ АКТИВНЫМ РОДИТЕЛЕМ

1. Узнайте, как функционирует школьная система и как защищать интересы всех детей.

2. Станьте членом комитетов или советов, ответственных за принятие решений в школе.

3. Принимайте активное участие в работе родительской организации школы.

4. Занимайтесь общественной поддержкой образования.

5. Будьте осведомлены о законах по вопросам образования.

6. Изучайте литературу по педагогике, психологии и физиологии, соответствующей возрасту ребенка.

ПОМОГАЙТЕ УКРЕПИТЬ СВЯЗЬ ШКОЛЫ С НАСЕЛЕНИЕМ РАЙОНА

1. Способствуйте тому, чтобы школа предоставляла семьям всех учащихся информацию о районных ресурсах.

2. Организуйте для вашего ребенка возможность получить опыт, расширяющий кругозор, и культурный опыт. Предоставьте такую возможность другим семьям и школе, где учится ваш ребенок.

3. Благодарите людей, организации, поддерживающие образование и школы.

4. Приглашайте жителей района на школьные праздники.

Почему для детей полезнее, чтобы образованием занималась не только школа?



Чем больше доля участия семьи в обучении детей, тем больших успехов эти дети достигают в школе, и в жизни.

Как разрешить проблемные ситуации в школе?

Родителям иногда необходимо поговорить с учителем по поводу успеваемости, межличностных отношений или трудностей в обучении ребенка. Большинство учителей будут рады общению с родителями и помочь успешному обучению вашего ребенка.

Родители – партнеры в образовании.

В нашей школе родителей поощряют активно участвовать в образовании ребенка. (благодарственный письма, экскурсии в музеи, концерты, праздничные встречи)

Коллектив работников школы готов помочь родителям стать активными

партнерами в образовании детей .

Иногда ситуация может казаться запутанной и сложной.

К кому обращаться , если у вас возникают вопросы?

Если Вы хотите поговорить с учителем-предметником по телефону, позвоните в канцелярию школы и оставьте для учителя сообщение с номером своего телефона.

Если Вы хотите встретиться с учителем-предметником, позвоните в школу и оставьте сообщение, чтобы договориться о встрече. Если ваш ребенок нуждается в дополнительной помощи, назначьте встречу с соответствующими работниками школы.

Также вы можете установить связь с любым сотрудником школы по электронной почте. (адреса можно найти на сайте - страничка «Контакты сотрудников»)

Прежде чем идти на беседу с учителем:

· Поговорите со своим ребенком

· Задавайте ребенку вопросы, чтобы понять, что происходит.

· Старайтесь задавать «открытые вопросы», такие как «В чем тебе трудно?», «Расскажи мне, что случилось...» «Какая помощь тебе нужна?»

· Выслушайте точку зрения ребенка.

Делайте выводы и давайте оценку ситуации

только после беседы с учителем!

Поговорите с учителем

Объясните учителю причину вашего беспокойства и точку зрения ребенка.

Ссылайтесь на высказывания ребенка.

Задавайте вопросы, чтобы лучше понять школьные правила.

Разработайте план совместных с учителем мер, чтобы ребенок получил одинаковый совет и от учителя, и от вас.

Подумайте о том, что сказал учитель. Не торопитесь принимать решения.

Договоритесь встретиться снова, чтобы удостовериться в эффективности принятых мер.

Если проблема не будет решена ,

обратитесь за помощью к администрации школы

(заместителю директора или к директору).

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА.

· Знайте школьные правила.

· Посещайте родительские собрания.

· Посещайте все совещания по поводу вашего ребенка, на которые вас приглашает школа.

· Сохраняйте спокойствие, даже если вы расстроены.

· Активно участвуйте в школьной жизни своего ребенка.

· Принимайте участие в жизни школы.

Цель

  1. Приветствие.

Сегодня мы будем говорить о том, как может каждый из вас, учащихся 2-го класса, помочь учителю. Выскажитесь, пожалуйста. (выслушиваются индивидуальные ответы: раздать тетради, стереть с доски, внимательно слушать и т.д.)

А поможете ли вы учителю, если будете соблюдать правила поведения в школе, на уроке? (Да, наверное, поможем) Давайте проведём научное исследование. Как настоящие учёные выдвинем версию В – (соблюдая правила, мы помогаем учителю), проведём эксперимент Э и определим правильность или ошибочность нашей версии – сделаем вывод В . (В-Э-В)

  1. Проведение эксперимента.

Начинаем эксперимент. Давайте сыграем в известную игру «Крестики-нолики». Если ваши крестики выстроятся в ряд по горизонтали, вертикали или диагонали, то вы выиграете. Сделайте сразу 3 хода, а я обещаю, что в любом случае выиграю у каждого из вас.

Затем учитель проходит и зачеркивает крестики, ставит нолики и объявляет каждому: «Я выиграла!» При этом как бы не замечает неодобрительный шёпот ребят, пока не обойдёт всех учащихся.

Что вы хотите сказать, что произошло?

Дети говорят, что учитель поступил нечестно, не по правилам, при этом могут говорить на повышенных тонах.

Я нарушила правила . А какие чувства это вызвало у вас? (Учитель спрашивает каждого учащегося и записывает на доске услышанное от ребят: обида, гнев, злость, желание отомстить …) А это светлые или тёмные чувства? (тёмные, некрасивые) Вам стало неприятно, вы почувствовали, что ваше хорошее настроение и надежду разрушили, сломали.

  1. Вывод о правильности версии.

Подумайте, почему иногда учитель повышает голос? (Ребята единогласно сходятся во мнении, что это результат нарушения правил поведения в школе.)

А какие чувства вы вызываете этим у учителя? (некрасивые, отрицательные) Давайте сделаем вывод: нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства окружающих. А, соблюдая правила, мы помогаем учителю. Наша версия оказалась верной . В-Э-В (+)

А какие правила необходимо соблюдать в школе? Поработаем в группах: обсудите и запишите на листочках 3-5 правил поведения в школе. (2 минуты)

  1. Обсуждение вариантов правил.

Учитель вывешивает плакат, где нарисован ствол дерева и ветки.

Предлагаю вам озвучить ваши правила и доказать их необходимость. 1-я группа, вам слово.

Учащиеся обосновывают необходимость соблюдение таких правил как: слушать внимательно объяснение учителя, не опаздывать на уроки, регулярно выполнять домашние задания, уважать мнение другого и т.д.

Ребята, принимаем эти правила? Кто согласен, поднимите руки. Приклейте листочки к нашему "дереву правил".

Высказываются остальные группы.

  1. Итог занятия.

Как же вы можете помочь учителю? (Соблюдать правила) Сегодня мы вырастили "Дерево правил" 2б класса. Соблюдая эти правила, вы помогаете учителю, одноклассникам и, в первую очередь, себе. Соблюдая эти правила, вы будете вызывать светлые чувства к вам со стороны учителя и окружающих, успешно общаться и приобретать друзей, становиться добрее и счастливее.

Понравилось вам проводить эксперимент?

Какой вывод для себя вы сделали? (Выслушиваются ответы ребят)

Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Прощаясь с вами, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

Данное занятие можно проводить как в начальных классах, так и 5-м классе. В ходе занятия ребята задумываются о том, что учитель – тоже человек, и он имеет право на чувства. Во время обсуждения необходимо уделить некоторое внимание чувствам учителя по отношению к тем, кто нарушает правила поведения на уроке. После этого занятия учащиеся откроют для себя причину раздражения учителей. Можно задать вопрос: «Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о сиюминутных желаниях и капризах?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Как я могу помочь учителю?»

Цель : формировать культуру общения между учащимися и учителем и потребность соблюдать нормы поведения в школе.

  1. Приветствие.
  1. Сообщение темы классного часа. Фронтальная беседа.

Сегодня мы будем говорить о том, как может каждый из вас, учащихся 2-го класса, помочь учителю. Выскажитесь, пожалуйста. (выслушиваются индивидуальные ответы: раздать тетради, стереть с доски, внимательно слушать и т.д.)

  1. Проблемный вопрос и выдвижение версий.

А поможете ли вы учителю, если будете соблюдать правила поведения в школе, на уроке? (Да, наверное, поможем) Давайте проведём научное исследование. Как настоящие учёные выдвинем версию В – (соблюдая правила, мы помогаем учителю), проведём эксперимент Э и определим правильность или ошибочность нашей версии – сделаем вывод В . (В-Э-В)

  1. Проведение эксперимента.

Начинаем эксперимент. Давайте сыграем в известную игру «Крестики-нолики». Если ваши крестики выстроятся в ряд по горизонтали, вертикали или диагонали, то вы выиграете. Сделайте сразу 3 хода, а я обещаю, что в любом случае выиграю у каждого из вас.

Затем учитель проходит и зачеркивает крестики, ставит нолики и объявляет каждому: «Я выиграла!» При этом как бы не замечает неодобрительный шёпот ребят, пока не обойдёт всех учащихся.

Что вы хотите сказать, что произошло?

Дети говорят, что учитель поступил нечестно, не по правилам, при этом могут говорить на повышенных тонах.

Я нарушила правила . А какие чувства это вызвало у вас? (Учитель спрашивает каждого учащегося и записывает на доске услышанное от ребят: обида, гнев, злость, желание отомстить …) А это светлые или тёмные чувства? (тёмные, некрасивые) Вам стало неприятно, вы почувствовали, что ваше хорошее настроение и надежду разрушили, сломали.

  1. Вывод о правильности версии.

Подумайте, почему иногда учитель повышает голос? (Ребята единогласно сходятся во мнении, что это результат нарушения правил поведения в школе.)

А какие чувства вы вызываете этим у учителя? (некрасивые, отрицательные) Давайте сделаем вывод: нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства окружающих. А, соблюдая правила, мы помогаем учителю. Наша версия оказалась верной . В-Э-В (+)

  1. Работа в группах по выработке правил поведения в школе.

А какие правила необходимо соблюдать в школе? Поработаем в группах: обсудите и запишите на листочках 3-5 правил поведения в школе. (2 минуты)

  1. Обсуждение вариантов правил.

Учитель вывешивает плакат, где нарисован ствол дерева и ветки.

Предлагаю вам озвучить ваши правила и доказать их необходимость. 1-я группа, вам слово.

Учащиеся обосновывают необходимость соблюдение таких правил как: слушать внимательно объяснение учителя, не опаздывать на уроки, регулярно выполнять домашние задания, уважать мнение другого и т.д.

Ребята, принимаем эти правила? Кто согласен, поднимите руки. Приклейте листочки к нашему "дереву правил".

Высказываются остальные группы.

  1. Итог занятия.

Как же вы можете помочь учителю? (Соблюдать правила) Сегодня мы вырастили " Дерево правил" 2б класса. Соблюдая эти правила, вы помогаете учителю, одноклассникам и, в первую очередь, себе. Соблюдая эти правила, вы будете вызывать светлые чувства к вам со стороны учителя и окружающих, успешно общаться и приобретать друзей, становиться добрее и счастливее.

  1. Рефлексия. (Приём «Волшебный карандаш»)

Понравилось вам проводить эксперимент?

Какой вывод для себя вы сделали? (Выслушиваются ответы ребят)

Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Прощаясь с вами, я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

Данное занятие можно проводить как в начальных классах, так и 5-м классе. В ходе занятия ребята задумываются о том, что учитель – тоже человек, и он имеет право на чувства. Во время обсуждения необходимо уделить некоторое внимание чувствам учителя по отношению к тем, кто нарушает правила поведения на уроке. После этого занятия учащиеся откроют для себя причину раздражения учителей. Можно задать вопрос: «Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о сиюминутных желаниях и капризах?»