IV. Формообразующие основы глагола. Две основы русских глаголов и правила их выделения

Глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, которые у большинства глагольных слов последовательно отличаются по своему составу. Основа инфинитива (неопределённой формы глагола) остаётся, если отбросить суффиксы инфинитива –ть и –ти.

Основа настоящего времени получается путём отделения окончаний 3-го л. мн.ч. в форме настоящего (или простого будущего) времени:

См. Табл. 1

См. Табл. 2

Основы непродуктивных групп глаголов на –сть, -зть; -ти.

У глаголов на –чь основа инфинитива восстанавливается по форме прошедшего времени:

При определении основы инфинитива у глаголов на –сти (мести, плести, брести) надо учитывать чередование, которое также объясняется исторически:

В подавляющем большинстве глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.

Исключение составляют: 1) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на –ну, а в основе прош. времени –ну может отсутствовать, напр.: гибну-ть – гиб и гибну-л, блёкну-ть – блёк и блёкну-л; 2) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на –е или –и, а в основе прошедшего времени эти гласные отсутствуют: тере-ть – тёр, простере-ть – простёр, ошиби-ться – ошиб-ся и др.

От каждой основы образуется строго определённый набор форм. От основы инфинитива образуются формы:

1) прошедшего времени и сослагательного (условного) наклонения: учи-л, работа-л, сея-л, вёз, нёс; берёг, мог; учи-л бы, сея-л бы и т.д.;

2) причастий прошедшего времени: учи-вш-ий, работа-вш-ий, сея-вш-ий, вёз-ш-ий, нёс-ш-ий; берёг-ш-ий; отработа-нн-ый, рисова-нн-ый;

3) деепричастий совершенного вида: отучи-в, поработа-в.

От основы настоящего (простого будущего) времени образуются формы:

1) настоящего (будущего простого) времени: работа(j)ют, посе(j)ют;

2) повелительного наклонения: работай, учи;

3) причастий настоящего времени: работа(j)-ющ-ий, пиш-ущ-ий, чита(j)-ем-ый, вед-ом-ый, люб-им-ый;

4) деепричастия несовершенного вида: чита(j)-я, работа(j)-я.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Вопрос 3. Две формообразующие основы глагола.:

  1. 34. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Инфинитив. Основы глагола.
  2. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  3. 22. Традиционное учение о глагольной основе. Принципы выделение классов глаголов. Ваше отношение к современной классификации типов словоизменения глагола А.А. Зализняка
  4. 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.
  5. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?
  6. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.

В отличие от других частей речи, глаголы образуют формы не от одной основы в начальной форме, а от двух глагольных основ. Образование форм происходит путем прибавления определенных суффиксов, окончаний к основе.

Выделяются:

1) основа инфинитива – выделяется после отбрасывания окончания или суф. инфинитива –ть, -ти, о: говори -ть, нес -ти, жечь -о.

2) основа наст. или пр. буд вр. – выделяется путем отбрасывания личных окончаний: говор, -ат, читаj-ут, скаж-ут, прочитаj-ут.

Спряжение глагола

В широком понимании спряжение – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В узком изменение по лицам и числам . Именно так рассматривается спряжение в школе и в вузовских учебниках. Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Эти формы глагола называются личными, а окончания таких глаголов – личными окончаниями (т.к. они передают значение лица и числа).

По характеру личных окончаний большинство глаголов в русском языке относятся к глаголам 1 или 2 спряжения. Эти типы спряжения отличаются друг от друга гласными в окончании 2, 3 лица ед. и мн.ч. и 1 лица мн.ч. Глаголы 1 л. ед.ч. в обоих спряжениях имеют одинаковое окончание (у/ю).

I спряжение II спряжение

ешь, ет, ем, ете, ут, ют ишь, ит, им, ите, ат, ят

Ко II спряжению относятся:

1. Глаголы с ударным личным окончанием, где ударными являются гласные и или а/я в 3 лице мн.числа: спишь, спит, спим, спите, спят .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, у которых основа инфинитива заканчивается на –ить (кроме брить, стелить ): говоришь – говорить , на –ить .

3. Исключение: 7 глаголов на –еть , 4 глагола на –ать :

Слышать, видеть и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть,

и смотреть, дышать, вертеть,

и зависеть, и терпеть.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению (их больше):

1. Глаголы с ударным личным окончанием с е или ув 3 лице мн.числа: рвешь, рвет, рвем. рвете, рвут .

2. Глаголы с безударными личными окончаниями, основа инфинитива которых оканчивается не на –ить (кроме 11 глаголов-искл.): борются – бороться, на –оть, не на –ить.

3. Исключение: брить, стелить.

Примечание : глаголы, образованные с помощью приставок и/или постфикса -ся, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные глаголы.

Не входят в эти типы спряжения:

1. Глаголы хотеть, бежать и производные от них (выбежать, захотеть и т.п.). Это разноспрягаемые глаголы, т.к. имеют личные окончания как I, так и спряжения.

Глагол бежать спрягается во всех формах по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите), но в 3 л. мн.ч. – по I спряжению (бегут).

Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по I спряжения (хочешь, хочет), во мн.ч. – по типу II спряжения (хотим, хотите, хотят). Множество речевых ошибок связано с неправильным спряжением этих глаголов (к примеру, «хочем, хочете, бежат» , унифицируют под I спр.).

2. Глаголы есть, дать, создать, надоесть и приставочные производные от них. Это глаголы архаичного (устаревшего) спряжения.

У этих глаголов своеобразные личные окончания в ед.числе:

дам , дашь , даст , ем . ешь , ест .

Во мн.ч. они спрягаются по типу II спряжения.

Отдельные глаголы считаются избыточными глаголами, потому что у них есть в системе спряжения вариантные формы: машет, махает (разг.); чтут, чтят; каплет, капает. Некоторые глаголы являются недостаточными , т.к. у них наблюдаются отсутствие ряда личных форм наст./буд. времени.

В зависимости от этого выделяют глаголы несов.вида и глаголы сов.вида.

Глаголы несов.в. обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что делать? Например, петь, делать, говорить, говаривать .

Глаголы сов.в. обозначают действие, ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что сделать? Например, сказать, запеть, прыгнуть.

Практически глаголы сов. и несов.в. узнают по вопросу: что делать? что сделать?

Глаголы сов.в. и несов.в. четко разграничиваются не только по своей семантике, но и по грам. свойствам:

1. У Г несов.в. и сов.в. разное количество форм времени: у Г НВ – 3, у Г СВ – 2. Г несов.в. имеют формы наст.вр. гл. сов.в. – нет, что связано с их грам. значением.

Основы и классы глагола

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ (ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи (те ), держ-ащ-ий, держ-а ; направля[j]** () (основа глагола направлять )→направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя ) и т д.
Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать держат → держ-; вести ведут - вед- и т. д.
Буквы е, я, ю, стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й ) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтому ю в форме 3-го лица множественного числа направляют - это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут, a j - это последний звук основы.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа (ть ) → державш-ий ;направи (ть ) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на-чь ,-сти -сть ) и на-ну (если суффикс-ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь берёг берёг-ш-ий ;нести нёс нёс-ши-й ;класть кла (л ) →клав-ш-ий ;высохнуть высох высох-ш-ий ) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола - это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ.
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл. ) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться - Ч.; вымечтать - Цвет.; недолауреатить - Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"- П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного. Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу ), рыскать (рыскаю и рыщу ) и др. (подробнее о них иразличии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать - 1-й класс), связующий (связывать - 1-й класс), указующий (указывать - 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.


Из всех указанных обстоятельств проистекает важное следствие, состоящее в том, что, зная основу, находящуюся перед окончанием типа -а, нельзя быть уверенным, что знаешь основу того же глагола перед окончанием типа и наоборот, знание основы перед окончанием типа -t не означает знания основы перед окончанием типа -а. Основу перед окончанием типа -а принято называть основой настоящего времени, а основу перед окончанием типа -t - основой инфинитива или основой прошедшего времени. Разумеется, названия эти обусловлены тем, что обычным представителем а-окончания являются окончания настоящего времени, а обычными представителями tокончания - окончания прошедшего времени и инфинитива.
Различие в основах настоящего времени и инфинитива потребовало введения в русскую (и шире - славянскую) грамматику понятия класс глагола. Под классом глагола принято понимать определенный тип соответствия между двумя основами. Если говорят, что некий глагол принадлежит к классу х, то это означает, что известно, как оканчивается основа инфинитива и основа настоящего времени. Если дана любая из двух основ глагола и указан его класс, тем самым сообщена и другая основа. Если же дана любая из двух основ, а класс глагола не указан, то вторая основа остается практически неизвестной.
Если основа инфинитива оканчивается на гласный, тогда в основе настоящего времени может быть либо усечение этого гласного, либо наращение какого-то согласного. Если основа инфинитива оканчивается на согласный, то основа настоящего времени, видимо, «устроена» так же. Однако совсем не обязательно, чтобы конечные согласные основ инфинитива и настоящего времени совпадали: вести - веду, мести - мету. Особо сложным случаем является тот, когда инфинитив оканчивается на -чь: мочь - могу, печь - пеку. Если даже известна основа настоящего времени, которая может оканчиваться только на согласный, то основа инфинитива абсолютно неясна. Ведь она может представлять собой и усеченную основу настоящего времени: жив-у и жи-ть, и ту же основу с наращением: люб-ит и люби-ть. Таким образом, можно сделать вывод, что основа инфинитива более информативна, чем основа настоящего времени, которая никак не прогнозирует инфинитивную основу. Основа инфинитива на согласный, кроме случаев типа мести, печь, однозначно определяет основу настоящего времени: нести - несу, везти - везу. Основа инфинитива на гласный оставляет вопрос об основе настоящего времени неясным.
Строго говоря, существуют и такие глагольные лексемы, у которых выделяются более чем две разные основы - настоящего времени и инфинитива. Например, глаголы исчезнуть, меркнуть, сохнуть в прошедшем времени могут иметь основу, отличную от основы инфинитива: исчез, исчезла; мерк, меркла; сох, сохла. Часто встречающимися являются различия между основой настоящего времени в 1-м лице и других лицах: кошу - косят, люблю - любят, вожу - возят, кручу - крутят, берегу - бережёт.

Еще по теме § 79. ДВЕ ОСНОВЫ В ГЛАГОЛЕ. ПОНЯТИЕ КЛАССА ГЛАГОЛА:

  1. Глагол как часть речи Классы глаголов. Спряжение глаголов
  2. Тематические классы сленговых глаголов, образованных как производные значения глаголов литературного языка
  3. Тематические классы глаголов литературного языка, имеющих производные сленговые значения, и сленговых глаголов

В отличие от имен существительныx и прилагательных, имеющих одну основу, глагол, как правило, обладает двумя формообразующими основами, от которых образуются все глагольные формы: это основа инфинитива и основа настоящего времени . Основу инфинитива получают путём отсечения инфинитивного суффикса -ть. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени, сослагательного наклонения, причастий прошедшего времени и деепричастий сов. вида: решить, реши + л, решил бы, реши + вш + ий, реши + в.

Основа настоящего времени устанавливается путём отделения окончаний у формы 3 лица мн. числа настоящего или будущего простого времени: решают, берегyт .

В остальных формах лица характер основы может затемняться чередованием конечного согласного: вижу - видят, бережешь - берегут .

И это затрудняет образование форм настоящего времени, повелительного наклонения, причастий настоящего времени и деепричастий несов. вида, которые от этой основы образуются: решай, решаj + ущ + ий, решаj + эм + ый, решаj + а.

Основа инфинитива обычно совпадает с основой прош. времени: чита ть- чита л .

Однако в отдельных группах глаголов они различаются, и в таких случаях глагол имеет не две, а три формообразующих основы: это глаголы с полногласным сочетанием -ере : тере ть - тр ут - тер ; запере ть - запр ут - запер ; ряд глаголов на - нуть : окнуть - мокн ут - мок ; оглохну ть- оглохн ут- оглох и др.

Основа инфинитива оканчивается обычно на гласный, поэтому её называют вокалической , а основа наст. времени - на согласный, и eё называют консонантной.

Спряжение глаголов

Все формы глагола делятся на две группы: спрягаемые (личные) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие).

В русском языкознании термин «спряжение» понимается по-разному. В узком смысле спряжение - это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и простом будущем времени). Такое определение даётся обычно в вузовских и школьных учебниках. В широком понимании спряжением называют изменение глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - не по лицам, а по родам).

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний форм 2-го и 3-его лица ед. числа и 1, 2, 3 лица мн. числа под ударением. В 1-ом лице ед. числа окончания глаголов 1 и 2 спряжения совпадают.

Ко 2 спряжению относятся (из числа имеющих безударные окончания) глаголы на -ить в инфинитиве (валить, клеить ), кроме брить, зиждиться ; а также следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, зависеть, терпеть, гнать, дышать, держать, слышать и производные от них.

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (кроме разноспрягаемых и особо спрягаемых) относятся к 1 спряжению (сказать, колоть и др.).

Глагол стелить употребляется только в инфинитиве, а иные формы образуются от глагола 1 спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем и т. д.

Разноспрягаемыми (имеющими окончания и первого и второго спряжения) являются глаголы хотеть , бежать, брезжить (в 1 и 2 лице не употребляется). Глагол чтить образует две формы 3 лица мн. числа: чтят (и в этом случае он принадлежит 2 спряжению) и чтут (и тогда глагол относится к разноспрягаемым). Особо спрягаемых глаголов в русском языке два: есть и дать (и производные от них). Представим систему спряжения глаголов в таблице.

Типы спряжения 1 л. ед.ч. 2 л. ед.ч. 3 л. ед.ч. 1 л. мн.ч. 2 л. мн.ч. 3 л. мн.ч.
1 спряжение -у (ю) иду -ешь идешь -ет идет -ем идем -ете идете -ут- (ют) идут
2 спряжение -у (ю) шумлю -ишь шумишь -ит шумит -им шумим -ите шумите -ат- (ят) шумят
Разноспрягаемые бегу хочу бежишь хочешь бежит хочет бежим хотим бежите хотите бегут хотят
Особо спрягаемые ем дам ешь дашь ест даст едим дадим едите дадите едят дадут