Год создания петровских ворот. Петровские воротa Петропавловской крепости. Две фигуры. Фонарь внутри Петровских ворот

Александра Невского по праву называют одним из величайших полководцев. Он - символ воинской доблести и славы. А также небесный покровитель Санкт-Петербурга.

Бронзовая скульптура Александра Невского возвышается сегодня на гранитном постаменте и обращена в одну сторону со всадником медным, будто совершая единый поход. Об истории создания скульптуры Лидия Виэльба.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Сегодня Петербург не представить без бронзовой фигуры Александра Невского в воинских доспехах. Это пятый конный памятник в Петербурге. Кажется, он стоял здесь всегда, с момента, как на площади появился мужской монастырь - Свято-Троицкая Лавра, названная именем великого князя».

— Если бы его не было, было бы как-то пусто!
— Напоминание петербуржцам, что нас охраняет такой великий полководец.
— На фоне ансамбля считаю вписался.

На самом деле о выборе места спорят до сих пор. Увековечить память полководца хотели еще в начале ХХ века. Но устанавливать светский монумент воину рядом с духовной обителью тогда считали кощунством.

Спустя век этические разногласия утихли. Но образ князя не понравился автолюбителям. За указующий жест его окрестили «Регулировщиком».

НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА, старший научный сотрудник музея городской скульптуры:

«Были случаи, когда не справлялись с управлением, влетали в ограду. Конечно, он живет вместе с большим городом».

Бронзовому полководцу всего 15 лет. Его создатель Валентин Казенюк после победы в конкурсе лучших проектов написал: «Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать».

Он ушёл из жизни раньше. И доверил завершить образ, над которым работал тридцать лет, ученику Александру Пальмину.

Скульптор хорошо помнит жаркое лето 1999, когда глина высыхала и рассыпалась прямо в руках. Что говорить о пятиметровой фигуре. В своей мастерской он развенчивает миф, будто в барельефах есть частичка мощей святого благоверного князя.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН,

«Я сам узнал об этом случайно, мне задали вопрос: «Правда ли там частички?» На счет частичек мощей я не знаю, насчет частицы моей души - в этом памятнике точно есть, и Валентина Григорьевича».

9 мая 2002 года бронзовый всадник занял своё место на гранитном постаменте. На открытие приехали первые лица во главе губернатором Владимиром Яковлевым.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН, скульптор, соавтор памятника Александру Невскому:

«Это сделал Валентин Григорьевич Казенюк. Он сам сказал, что похож на тебя получился. Специально сделал помоложе, помужественнее, чтобы, не дай бог, сказали, что похож на меня, но тем не менее».

Есть в образе и другое безусловное сходство, которое сразу подметили ленинградцы. В лице воина увидели черты легендарного актера Николая Черкасова, который за роль в фильме «Александр Невский» удостоился ордена Ленина.

Барельефы на памятнике появились не сразу. Они украсили гранитный постамент спустя несколько лет. Александр Пальмин убежден: автор и учитель Валентин Казенюк идею бы поддержал.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Тем более на одном из них - сцена битвы на Неве в 1240 году, когда новгородцы, возглавляемые великим князем, разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. После этого Александра Ярославича и стали называть Невским».
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет История и культура Санкт-Петербурга
Класс 4 класс
Название материала Презентация по теме “Петропавловская крепость. Петровские ворота”
Название темы или раздела учебного курса Блистательный Санкт-Петербург
Цель авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) Познакомить учащихся с историей создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот.
Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) Показ презентации на протяжении урока с пояснениями к каждому слайду, запись учащимися изучаемого материала в виде краткого конспекта.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию Представленный материал в красочной форме дает учащимся представление об истории создания Петропавловской крепости и Петровских триумфальных ворот. Данный материал может быть использован на одном или нескольких уроках, а также во внеклассной работе.

Слайд 1, 2:

Более трех веков тому назад, 16 мая (27 по новому стилю) 1703 года, в праздник Святой Троицы, на Заячьем острове в устье Невы началось строительство Петропавловской крепости. Этот день считается днём основания Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 1):

По замыслу Петра I крепость, стоявшая в устье Невы, должна была защищать новую российскую территорию от шведов. Однако, её ни разу никто не пытался захватить. Первоначально крепость именовалась Санкт(Занхт)-Питер-Бурх. На финских и шведских картах остров длиной 750 и шириной 400 метров назывался Енисаари (в переводе с финского - Заячий) или Люст-гольм (в переводе со шведского - Весёлый).

План крепости разрабатывался Петром I совместно с архитектором-фортификатором Де Ламбергом, которого вскоре заменил архитектор Доменико Трезини. Руководил строительством А.Д. Меншиков. Крепость строили солдаты, пленные шведы. Также от каждой губернии посылались крепостные (общее количество работавших - ок. 20 тыс. чел.).

Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. План каменной крепости составил немецкий архитектор Кирштейн. К Заячьему острову намывают дополнительное пространство. Остров ушёл в Неву примерно на 30 метров. В 1706 году под руководством архитектора Д. Трезини возводятся кирпичные стены. Перестройка начинается с северной части крепости, так как она считалась самой незащищенной при нападении шведов. Построенную к тому времени деревянную церковь апостолов Петра и Павла сменил каменный собор. Его изящная колокольня со шпилем в 1720 году величественно вознеслась над строившимся городом и с тех пор остается самым высоким зданием в городе (122, 5 м).

Крепость имеет в плане форму вытянутого шестиугольника (или черепахи) с выступающими шестью угловыми укреплениями-бастионами, которые между собой соединены стенами-куртинами. Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники: Трубецкой, Нарышкин, Меншиков, Головкин, Зотов (их имена с тех пор носят бастионы).

Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. В 1730-х, при Анне Иоанновне, построены Алексеевский (назван в честь небесного покровителя отца Петра I - Алексея Михайловича, деда императрицы Анны) и Иоанновский (назван в честь небесного покровителя старшего брата Петра I Ивана Алексеевича, отца императрицы) равелины - укрепления к востока и запада. Между равелинами и крепостными стенами прорывается ров, уровень воды в котором мог искусственно регулироваться (засыпаны в конце XIX века). В 80-х годах XVIII столетия по распоряжению императрицы Екатерины II производилась облицовка гранитом фасада крепости - стен, которые выходили на Неву и были хорошо видны со стороны Санкт-Петербурга.

Слайд 3 (рисунок 2):

Существует мнение, что Петропавловская крепость имеет свой прообраз – Новодвинскую крепость в устье реки Северной Двины, вблизи от Архангельска, построенную в 1702 году Петром I.

Слайд 4:

Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву реки Охты), которая была взята повторно после недельной осады к 1 (12) мая 1703 (в ходе Северной войны). Петр I посчитал недостаточно пригодной для защиты Невы от нападения шведского флота: плохо просматриваются подступы. Поэтому новое место для крепости и было выбрано на Заячьем острове, откуда хорошо просматривается устье Невы.

В самом начале строительства Петропавловской крепости Заячий остров был соединён Иоанновским мостом с островом, который впоследствии получил название Петроградский, и на котором был построен первый дом для Петра I.

Для входа в крепость в некоторых стенах делают ворота – арки. В Иоанновском равелине это Иоанновские ворота.

Триумфальные арки (арка в переводе с латинского означает “дуга”) в честь ратных побед строились еще в Древней Греции и Древнем Риме. Древнерусские зодчие также часто строили арки, обелиски и колонны в честь военных триумфов. Например, князь Ярослав, стремясь возвеличить Киев, повелел построить в 1037 году парадные Золотые ворота с широкими арками и надвратной церковью.

Слайд 8:

Арки и триумфальные ворота в Санкт-Петербурге строили по строгим классическим законам античного искусства.

Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Петровские ворота расположены между Государевым и Меншиковым бастионами, в Петровской куртине. Вначале они служили главным входом в крепость, зетем был построен Иоанновский равелин.

Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини. В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде дошли до нас. Первоначально ворота были украшены также деревянными статуями апостола Петра (в честь которого и названы Петровскими), а также гениями славы и аллегорическими фигурами Веры и Надежды. Они, к сожалению, не сохранились.

Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, они ведут в крепость сквозь стену толщиной в двадцать метров.

Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым фронтоном. На нем – деревянный резной барельеф “Низвержение Симона-волхва апостолом Петром” Символика этого барельефа, созданного на новозаветный сюжет, имела политическое значение: будущее поражение в войне Карла XII (волхв) “в гордыне своей забравшегося на облака”, т.е. вообразившего себя повелителем мира, от Петра I и основание города-крепости Санкт-Петербург. Ширина барельефа составляет 4.9 м, высота - 3.35 м.

Прочитайте в тетради на с. 22 легенду – описание этого барельефа.

(Барельеф в аллегорической форме прославляет победу России над Швецией в Северной войне. ... В центре барельефа изображена каменная крепость. Над крепостью в небе летают злые демоны. Из облаков прямо на крепость падает человек. В ужасе искажено его лицо. Широко открыт в крике рот. Кто это? Это чародей Симон. Он возгордился и стал оскорблять святого апостола Петра. Злые демоны помогли чародею подняться в воздух. Однако апостол Петр молитвой разогнал демонов. И Симон полетел вниз. Святой Петр оказался сильнее зла. Симон наказан. Его позор видят люди на земле и Бог Саваоф в небесах. Бога окружают светлые, добрые ангелы. Среди людей перед крепостью – фигура полководца (считается, что это изображение Петра I).

В 20-30-х годах XVIII века Петровские ворота пока еще не были закрыты Иоанновским равелином и служили главным входом в крепость. Обилие скульптурных украшений, общий парадный характер выделяют их среди ранних построек первой четверти XVIII века. Скульптура на воротах выполняет не только декоративную роль: в аллегорической форме в ней отражены значительные исторические события того времени.

Под барельефом над аркой - отлитый из свинца двуглавый орел со скипетром и державой в когтях. Его вес больше тонны.

Вопрос классу:

Что означает двуглавый орел со скипетром и державой в когтях? (Символ царской власти в России)

Почему он изображен на Петровских воротах в Санкт-Петербурге? (Долгое время наш город был столицей России)

По обеим сторонам арки в небольших нишах – аллегорические скульптуры Афины. Справа - фигура в шлеме и воинских доспехах, символизирующая богиню справедливой войны Палладу (Беллону). На ее шлеме приютилась ящерица. Это саламандра. По преданию, “саламандра – существо, живущее в огне и не тонущее в воде, и оттого побеждающее; знамение благопостоянства”. Этим подчеркивалось, что Россия и ее армия в огне войны постоянно добиваются победы. Слева - женственная фигура со змеей и зеркалом в руках, олицетворяющая мудрость – Полиада (Минерва). Зеркало отражает все, что находится за ее спиной, в частности, устье Невы. И в случае опасности, грозящей оттуда, Полиада вовремя предупредит об этом.

Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.

Не секрет, что античная тема очень популярна в архитектуре Петербурга. Почти на каждом углу мы можем встретиться с древнегреческим богом - нужно лишь внимательно глядеть по сторонам. Город+ рассмотрел петербургские фасады и выяснил, с какими античными божествами можно «познакомиться» в Северной столице.

Афина в Петропавловской крепости

Как ни удивительно, главного бога олимпийского пантеона, Зевса, и его супруги Геры на петербургских фасадах не встретить - их нет. Почему так получилось, история умалчивает, однако дочь Зевса (пусть и не от Геры) Афина встречается не единожды. Одни из старейших и самых известных скульптурных изображений Афины находятся в самом сердце Петербурга - на Петровских воротах Петропавловской крепости.

Первому петербургскому архитектору Доменико Трезини Пётр I велел прославить в камне свои военные победы и государственные достижения - что и было сделано в 1708 году. Именно тогда в Петровской куртине появились Петровские ворота - которые сегодня считаются старейшими в городе триумфальными воротами и единственным подобным сооружением, сохранившимся с петровских времён. На аттике ворот расположено деревянное резное панно, изображающее низвержение Симона-волхва апостолом Петром, - историки трактуют этот барельеф не иначе как аллегорию победы Петра I над шведским королём Карлом XII.

В нишах пилонов ворот размещены сразу две Афины: Полиада, покровительница города, и Паллада - победоносная воительница. У первой в руках зеркало и змея - символ мудрости. У второй - копьё и саламандра на шлеме. Обе статуи появились здесь позже, при перестройке ворот - в 1714-30 годах.

Интересно, что зеркало и саламандра не являются классическими атрибутами Афины (в отличие от, например, совы и оливковой ветви). Поэтому эти статуи иногда называют олицетворениями Мудрости и Власти. Однако большинство историков склоняются к тому, что это всё-таки Афина, а нетривиальные символы - задумка скульптора.

Если вспомнить историю рождения Афины, то она, по легенде, появилась из расколовшейся головы Зевса в полном боевом облачении. В некоторых источниках мать воительницы не упоминается вовсе, в других в этом качестве указывают первую жену Зевса Метиду, которую тот проглотил беременной, опасаясь, что она родит сына - конкурента его власти. Согласно этой версии, на третий день после пожирания Метиды у Зевса страшно разболелась голова. Тогда он призвал на помощь бога-кузнеца Гефеста, чтобы тот расколол ему череп - и дал Афине возможность выйти из него. Обстоятельства появления Афины на свет считаются определяющими для её роли в олимпийском пантеоне: появление из головы величайшего бога предопределило её мудрость, а молот Гефеста облачил её в воинские латы. Кроме того, не слишком популярная в мифологии Метида считается первой богиней мудрости - вероятно, она также передала свои качества дочери «по наследству».

Список достижений Афины достаточно велик: пожалуй, она оказалась самым «полезным» для человека древнегреческим богом. Ей приписывают изобретение корабля и плуга, ткачества, кулинарии и гончарного дела, флейты и колесницы - и даже законов и государства. К тому же, мудрая Афина считалась покровительницей справедливой войны и помощницей при родах (возможно, из-за своего необычного появления на свет, ведь сама она не просто так называлась девой: мужа и детей у Афины не было).

Посейдон на здании Биржи

Владыка морей Посейдон не мог не появиться в Петербурге - городе-порте, судостроительном и мореходном центре России. Фигура Посейдона, окружённого аллегориями рек Невы и Волхова, украшает и один из самых знаменитых ансамблей Петербурга - Стрелку Васильевского острова. А если точнее - фронтон здания Биржи.

Здание Биржи было построено в начале XIX века французским архитектором Жаном-Франсуа Тома-де-Томоном. Как представитель зрелого классицизма, Тома-де-Томон сделал постройку похожей на древнегреческий храм: прямоугольное в плане сооружение окружено строгой дорической колоннадой и венчается правильной формы двускатной крышей. Скульптурные группы на фронтоне - едва ли не единственные «вольности», которые смог себе позволить архитектор. Выполнены они по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского.

Тяжёлый нрав Посейдона, его вспыльчивость и неугомонность, были для греков объяснением любой морской бури. Посейдона боялись, уважали и почитали как одного из величайших богов пантеона - в мифологии он стоял на одной ступени с верховным богом Зевсом и Аидом, покровителем подземного царства. В скульптуре как в древние времена, так и в эпоху классицизма, владыка морей изображался грозным и волевым.

Посейдон - или, в римском варианте, Нептун - держит в руках трезубец, символ своей власти. С помощью этого трезубца он мог вызывать бури и добывать воду из-под земли. По легенде, даже в самой засушенной местности в месте удара трезубца Посейдона появлялся ключ чистой пресной воды. А где источник влаги - там и богатый урожай: если внимательно разглядывать скульптурную группу на фронтоне Биржи, можно заметить корзину с фруктами. К тому же, в мифологии морской царь был не только покровителем водной стихии, но и создателем коневодства: часто Посейдон изображается в окружении гиппокампов - морских коней. В этой скульптурной группе можно насчитать четверых.

Противоположный фронтон здания венчает скульптурная группа с изображением ещё одного древнегреческого бога - Гермеса (Меркурия). Но этот бог, который, казалось бы, в храме торговли должен блистать на первых ролях, скрыт от глаз большинства прохожих. Площадь позади здания обычно безлюдна, и Гермес на западном фронтоне большую часть времени «скучает» без внимания.

Гермес на фасаде Елисеевского

Более удачливым оказался Гермес на фасаде Елисеевского магазина, на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Многометровой скульптуре покровителя торговли, коммерции, прибыли, хитрости, ловкости и богатства сложно избежать взглядов прохожих.

Здание было построено в 1902-03 годах архитектором Гавриилом Барановским. Дома Зингера тогда ещё не было, и это строение несколько лет оставалось единственным представителем супермодного тогда модерна на консервативном Невском проспекте. Да и сегодня Елисеевский ярким пятном выделяется в ряду старинных фасадов Невского.

Многометровая скульптура Гермеса - одно из четырёх аллегорических изображений, украшающих здание. Он олицетворяет Торговлю, расположившийся рядом с ним мощный муж - Промышленность, ещё две женские фигуры - Науку и Искусство. И если последние три скульптуры не связываются с конкретными божествами, то первую спутать с кем-либо сложно.

На ногах Гермеса - таларии - крылатые сандалии, позволявшие ему быстро перемещаться на большие расстояния. На голове - шляпа-петас, также снабжённая парой крыльев. В руках бога - его главный символ, примиряющий жезл-кадуцей, атрибут древнегреческих глашатев. По легенде, Гермес с его помощью усыплял людей, чтобы передать им во сне послания богов.

Ловкий Гермес считался у греков покровителем всего, что сопутствует обогащению (и торговли, и воровства). Его же хитроумию приписывали изобретение мер, весов, счёта и алфавита. Кроме того, Гермеса называли вестником богов и проводником душ в царство мёртвых.

Аполлон на фронтоне Александринки

Какая же культурная столица без покровителя искусств Аполлона? Его скульптурное изображение поместилось напротив Елисеевского магазина, на фронтоне одного из старейших театров Петербурга и России - Александринского.

Годом основания театра считается 1756, однако нынешнее здание - и название - труппа получила в 1832 году. Здание, созданное выдающимся архитектором классицизма Карлом Росси, получило имя в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. Автор всех скульптур - Василий Демут-Малиновский.

Аполлон возвышается на фронтоне театра в квадриге - двухколёсной колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В левой руке у него лира - атрибут бога-покровителя искусств и муз. В правой - венок, символ творческого триумфа и славы.

В Древней Греции Аполлон был одним из любимых и почитаемых божеств - ведь театр и музыка являлись для греков главными развлечениями. Он считался олицетворением Солнца и образцом мужской красоты, предсказателем будущего, врачевателем и искупителем тяжких грехов. На колеснице, согласно одному из мифов, он отправлялся на зиму в северную Гиперборею. И хотя по легенде запряжена его колесница была белыми лебедями - в скульптуре квадрига Аполлона обычно изображается конной.

Гефест на фризах Горного института

Что бы делал Аполлон на крыше Александринки без колесницы? Мы не знаем - но появлением своего средства передвижения он обязан Гефесту, богу-кузнецу. О том, как Аполлон получил колесницу у Гефеста, повествует барельеф на одном из фризов Горного института.

Гефеста (в римской мифологии - Вулкана) редко можно встретить на петербургских фасадах - но бог-ремесленник, напрямую связанный с добычей и обработкой полезных ископаемых, не мог не появиться на здании Горного. Правда, отыскать его изображения не так просто. Все они размещены на фризах - почти под самой крышей. И если одна из скульптурных историй повествует об изготовлении колесницы для Аполлона, то другая - о доспехах для бога войны Ареса (или, если по-римски, Марса).

Оба барельефа скомпонованы из 24 фигур. Каждый повествует не столько о самих мифах - явлении Аполлона за колесницей и Афродиты за доспехами для Ареса - сколько процессу изготовления различных изделий из богатств земли. Фактически сюжеты барельефов посвящены горному делу. Автор обоих фризов - Василий Демут-Малиновский. Появились они вместе с постройкой здания университета в 1806-11 годах.

В греческих мифах Гефест, хоть и выглядит хромоногим простаком, - один из главных героев. Его называли покровителем огня и изобретателем кузнечного дела. По одной из версий, именно он ковал для Зевса его главное оружие - молнии.

Фото: ru.wikipedia.org, otvet.mail.ru

Текст: Город+


Петропавловская крепость – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, исторический центр великого северного града… Ныне она превращена в музей. Не иссякает поток экскурсантов, которых влечет сюда мрачная история крепости и загадочные мифы…

Северный форт

Строилась крепость в оборонных целях. Ей предстояло защищать город от возможных вторжений с севера.

Первоначально она была построена из дерева и земли и имела форму неправильного шестиугольника, на вершинах которого размещались бастионы, получившие название в честь самого Петра I и его ближайших сподвижников - Государев, Меншиков, Нарышкин, Зотов, Трубецкой, Головкин … С запада и востока цитадель замыкали Иоанновский и Алексеевский равелины. С остальной частью города Заячий остров соединяли два моста - Иоанновский и Кронверкский .

29 июня 1703 года в центре цитадели заложили небольшую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла . По ней и крепость была названа Петропавловской, хотя официальное название ей дали Санкт-Петербургская (первоначально - Занхт-Питер-Бурх ).

Строительство цитадели было окончено в рекордные сроки – к маю 1704 года. Строили крепость около 20 тысяч «работных людей».

В 1706-1740 годах Петропавловку перестраивали в каменную, причем по чертежам, сделанным самим императором. Работами руководил архитектор Доменико Трезини . На месте церкви Петра и Павла в 1712–1732 годах был сооружен Петропавловский собор . В нем ныне находится усыпальница Дома Романовых, где похоронены все русские цари с Петра I до Николая II, кроме Петра II и Иоанна VI.

Царственные узники

Как это ни парадоксально, Петропавловку ни разу так и не использовали «по прямому назначению». Постепенно она превратилась в государственную тюрьму для особо важных преступников.

Так, в 1718 году в тюрьму Трубецкого бастиона заключили царевича Алексея, сына Петра I и Евдокии Лопухиной , обвинив его в «измене и предательстве»: он устроил заговор против отца. Вместе с ним арестовали и других заговорщиков - бояр Кикина и Лопухина , князя Долгорукого , а также единокровную сестру Петра - царевну Марью Алексеевну .

В Трубецком бастионе специально разместили Тайную канцелярию. Допросы велись «с пристрастием», то есть обвиняемых подвергали пыткам.

Говорят, Петр собственноручно пытал собственного сына… Алексея осудили на смертную казнь, но три дня спустя после вынесения приговора он загадочным образом скончался.

В Алексеевском же равелине со времен Екатерины II находилась особая тюрьма – так называемый Секретный дом, куда преступников помещали «по особому царскому повелению», обычно без всякого суда и следствия.

Именно сюда в 1775 году доставили женщину, которая вошла в историю под именем . До сих пор нет никакой достоверной информации о том, кто была эта девушка, утверждавшая, что она дочь императрицы Елизаветы и ее тайного супруга графа Алексея Разумовского .

Есть версия, что «княжна» погибла при наводнении, когда затопило камеры Петропавловки. В пользу этой версии говорит и известная картина художника Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»: она изображает молодую женщину, стоящую на койке и в ужасе прижимающуюся к стене, так как из окна хлещет струя воды…

Вот как родилась эта легенда. В 1777 году, во время очередного наводнения, на Васильевском острове смыло острог с тремя сотнями арестантов. Тут же поползли слухи , что затопило и Петропавловскую крепость… Однако ничего подобного не было, а та, кого называли княжной Таракановой, умерла от чахотки за два года до наводнения…

Жертвы «красного террора»

Во время Октябрьской революции гарнизон Петропавловки перешел на сторону большевиков. Солдаты открыли двери казематов и выпустили арестантов (в основном ими были революционеры) на свободу. Именно отсюда был подан условный сигнал крейсеру «Аврора» и совершен первый пушечный выстрел по Зимнему дворцу.

С декабря 1917 года тюрьма Трубецкого бастиона и крепостные гауптвахты стали входить в систему тюрем ВЧК. В 1919 году в Петропавловке были расстреляны великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович .

В 1917-1921 годах на территории крепости проводились расстрелы политзаключенных. Предположительно их хоронили в районе левого фаса Головкина бастиона - между крепостной стеной и Кронверкским проливом.

В 1924 году тюрьму Трубецкого бастиона и Петропавловский собор превратили в музей. В 1925 году город чуть не лишился своего исторического центра. Ленсовет вынес постановление разрушить Петропавловку с тем, чтобы построить на ее месте стадион. Однако решение вскоре отменили. Еще через год крепость стала филиалом Музея революции , а в 1956 году здесь разместился Государственный музей истории Ленинграда .

С апреля 1993 года Петропавловской крепости присвоили статус государственного заповедника – на ее территории отныне запрещено производить какие-либо существенные изменения – например, строить новые здания или перемещать сохранившиеся исторические памятники.

Ежедневно ровно в 12.00 раздается громкий хлопок: это стреляет сигнальная пушка Нарышкина бастиона Петропавловки. Нерушимая традиция существует еще с петровских времен.

Category: Любопытный Петербург Tags:

Петровские ворота – «парадный вход» в крепость, самые первые и вначале единственные ворота Петропавловской крепости, – находятся в Петровской куртине (стене) между Государевым и Меншиковым бастионами. Построены в 1708-1717 годах Доменико Трезини в виде триумфальной (победной) арки в честь освобождения от неприятеля берегов Невы. По обеим сторонам арки в нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пинó. Слева – Афина в образе Полиады, покровительницы городов. В руке у неё – змея (символ мудрости) и зеркало, с помощью которого богиня может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. Справа – тоже Афина, но уже в образе Паллады, справедливой победоносной воительницы в воинских доспехах. На её шлеме – саламандра, символ непобедимости. Ворота украшены свинцовым двуглавым орлом работы французского скульптора Франсуá Вассý (1720 год) и деревянным барельефом.


Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (выпуск 67 – Петропавловская крепость)

Category: Любопытный Петербург Tags:

Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера на Петровских воротах. Согласно новозаветному мифу Симон с помощью демонов поднялся к облакам и возомнил себя повелителем мира. Апостол Пётр разогнал демонов и низверг самозванца. Как несложно догадаться, самонадеянный Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, а апостол Пётр – с Петром I. В центре композиции – первое здание Петропавловского собора, справа от которого угадывается фигура самого императора. Общее руководство строительством крепости в 1703-1705 годах осуществлял немецкий военный инженер Вильгельм Киршенштейн. В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту французского инженера Жозéфа Ламбéра и итальянского архитектора Домéнико Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру немецкого происхождения, будущему российскому генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху.