Гласные о и е после шипящих. Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Спишите слова. Поставьте ударение. Выделите суффикс и окончание в существительных и прилагательных. Сопоставьте написание о – е в значимых частях слов после шипящих и ц. Сделайте вывод. Сверьте свое суждение с правилом, данным ниже.

– В суффиксах и окончаниях прилагательных, так же, как и существительных, после шипящих и ц под ударением пишется о, а в безударном положении – е (образцовый, чужого, кольцевая, дремучего).

175. I. Составьте предложения из данных слов, ставя прилагательные и существительные в нужном падеже. Составленные предложения запишите.

1. Нельзя, свежий, жить, воздух, без. 2. По, облачко, голубое, небольшое, плыло, небо. 3. Зима, снег, чистейший, белейший, в, роща, с разбега, отряхнула. 4. Тучи, над, черные, город, нависли, свинцовые. 5. Отец, я, ежовые, рукавицы, в, держал.

II. Обозначьте графически значимые части слова в прилагательных. Объясните их написание.

176. I. Запишите прилагательные, вставляя пропущенные буквы и распределяя их в два столбика: 1) с о после шипящих и ц; 2) с е после этих же согласных в значимых частях слова. Графически обозначьте орфограммы.

Еж..вый, лиц..вой, холщ..вый, пищ..вой, пунц..вый, хорошего, свеж..го, чуж..й, камыш..вый, плюш..вый, свинц..вый, песц..вый, морж..вый, глянц..вый, стержн..вой, кольц..вой, пыльц..вой, малыш..вый, корн..вой, груш..вый, зародышевый, поч..чный, ландыш..вый, торц..вый.

II. Какие слова вы не выписали? Почему?

III. Составьте и запишите с данными словами (по выбору) четыре – пять словосочетаний “прилагательное + существительное”. Обозначьте в них главное слово.

177. I. Запишите прилагательные в два столбика: 1) с пропущенной буквой в суффиксе; 2) в окончании. Вставьте пропущенные буквы о или е. Помните об ударении.

Холщ..вый, больш..го, тишайш..го, парч..вый, глянц..вый, беж..вый, хорошего, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой, ситц..вый, гремуч..го, свинц..вый, горяч..го, лучш..го, ближн..го, образц..вый, вещ..вой.

II. Составьте и запишите три-четыре предложения с данными прилагательными (по выбору). Подчеркните прилагательные как члены предложения.

III. Выделенные слова разберите по составу.

178. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Вставьте пропущенную букву в выделенном слове, объясните правописание, обозначив орфограмму.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Сквозь стекля(н, нн)ую дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная. Через

Решетчатые окна было видно стари(н, нн)ое черное фортепьяно да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева – больше в ней не было ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, поднимавшие из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это вблизи дома, где еще стояли тополя, сосны и старые липы. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок.

Сад, все больше редевший и переходивший уже в настоящий луг, спускался к реке, поросшей камыш..выми и ивняковыми растениями. Около маленькой плотины был плес, сердито шумела небольшая мельница с солом(н, нн)ою крышей, неистово квакали лягушки, а по вечерам пели соловьи.

(По А. Чехову)

II. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания прилагательных с пропущенными буквами.

III. Найдите простое предложение с вводным сочетанием слов. Какое значение придает вводное сочетание предложению? Прочитайте предложение без вводного сочетания. Изменился ли смысл предложения?

179. I. Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина “Уголок заросшего сада”. Подберите образные языковые средства, которые помогут вам рассказать о колорите картины. Составьте и запишите описание картины, используя образные языковые средства. Обратите внимание на структурные части описания: вступление, основная часть (общий вид, детали), вывод.

И. Шишкин. Уголок заросшего сада

II. Обсудите с соседом по парте ваши описания: удачно ли подобраны прилагательные для описания, помогают ли они создать представление о колорите картины.

180. I. Прочитайте прилагательные, определите их разряд по значению. Запишите прилагательные в три столбика, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Докажите правильность их написания. При затруднении обращайтесь к теоретическому материалу параграфов 28-30.

Камыш..вый, оранж..вый, багря(н, нн)ый, холщ..вый, рез..ий, матро(е, сс)кий, январ(?)ский, журавли(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, хорош..й, пригож..й, ра(н, нн)ий, лимо(н, нн)ый, ткац..ий, (не)большой, (не)настный; (не)высокий, а низкий; деревя(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый, безветре(н, нн)ый, отечестве(н, нн)ый, дисциплинирова (н, нн)ый.

II. Составьте два-три предложения с данными словами. Сделайте синтаксический разбор одного из них.

III. Сделайте фонетический и морфологический разбор выделенных слов.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §25 Степени сравнения качественных прилагательных и их образование 229 1. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (См. с. 94). Почему только этот...

    20. Читаем: делим текст на части по содержанию. Учимся задавать вопросы по тексту. Пишем: составляем ответы на вопросы по тексту 161. Прочитайте молча. Какие вопросы...

    64. Слушаем: определяем тему текста. Читаем: делим текст на части по содержанию. Пишем: составляем высказывание на заданную тему 499. Послушайте текст, который прочитает учитель. Определите...

    7. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО BO ВТОРОМ КЛАССЕ СЛОВО Расскажи по схеме о разных группах слов. Приведи примеры. 10 Прочитай и отгадай стихотворение-загадку. Назови обращение в первом...

    50. Проверяем себя: выполняем задание по языковым темам. Читаем, обсуждаем прочитанное 400. Проверьте свои умения по пройденным темам: умеете ли вы использовать разные средства для...

    Урок 50 Сопоставляем высказывание с планом Учимся слушать высказывания с опорой на план 352. Послушай внимательно загадки и отгадай их. 1. Он зимою спит в...

П р а в и л а.

1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии

с произношением:

а) в окончаниях имен существительных, например: ножом,

мячом, межой, свечой (ср. безударные окончания: пейзажем,

плачем, продажей, дачей);

б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужого,

большого (ср. безударные окончания: рыжего, хорошего);

в) в суффиксах имен существительных: -ок (пастушок),

Онок (волчонок), -онк-а (речонка);

г) в суффиксе имен прилагательных -ое- (грошовый, парчо-

д) беглое о в именах существительных (кишок) и прилага-

тельных (смешон);

е) на конце наречий, например: свежо, горячо, общо (но:

2. Пишется е (ё) под ударением, хотя произносится о:

а) в окончаниях глаголов, например: жжёт, печёт;

б) в глагольном суффиксе -ёвыва-, например: разжёвывать,

выкорчёвывать;

в) в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-а, на-

пример: размежёвка, корчёвка (но: ножовка - от прилагательно-

го ножовый);

г) в суффиксе существительных -ёр, например: стажёр, ре-

д) в суффиксе страдательных причастий -ённ- (орошённый,

орошён), отглагольных прилагательных -ей- (жжёный, копчёный),

а также в производных словах (жжёнка, копчёности);

е) в предложном падеже местоимения что: о чём; в словах

причём, нипочём.

Упражнение 54. Образуйте от данных слов имена существи-

1) с суффиксом -OK: борщ, долг, друг, жук, крюк, луг, мужик,

петух, пятак, рог, сундук, сук;

2) с суффиксом -онок: верблюд, медведь, мышь, пастух;

3) с суффиксом -онк-а: бумага, душа, кляча, книга, нога, одеж-

да, рука, рубаха, собака, старуха.

Упражнение 55. Образуйте от данных существительных имена

прилагательные с суффиксами -ое- или -ев-.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, душ, ёж, ёрш,

камыш, ковш, ключ, кулич, кумач, межа, морж, нож,

парча, плечо, плюш, саржа, сторож, холст.

Упражнение 56. Напишите данные существительные в форме

творительного падежа единственного числа.

Алыча, апаш, баржа, биржа, блиндаж, вожжа, га-

раж, гуж, душа, каланча, камыш, клещ, ковш, левша,

листаж, литраж, лихач, ловкач, малыш, метраж, ми-

раж, монтаж-, паж, паралич, парча, спаржа, сургуч,

типаж, тираж, тоннаж, тягач, уж, ханжа, хвощ, хроно-

метраж, чесуча, чиж, шалаш.

Упражнение 57. Вставьте пропущенные буквы. Объясните раз-

личие в написаниях.

АЛЫЧ...ВКЗ (настойка) - беч...вка, груш...вка - де-

ш...вка, деньж...нки - саж...нки, душ...нка - пш...нка,

ключ...м - прич...м, КНЯЖ...Н - пораж...н, ковш...вый -

деш...вый, луч...м - печ...м, нож...вая (пила) - но-

ж...вая (рана), нож...вка - размеж...вка, нож...н - ж...н,

обж...ры - стаж...ры, плеч...м - нипоч...м, рубаш...н-

ка - туш...нка, смеш...н - лиш...н, собач...нка-печ...н-

ка, стриж...м (птица) - стриж...м, трещ...тка - щ...тка,

этаж...м - стаж...м.

Упражнение 58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хле-

ва, и в час полуденный в круж...к их не зовет его рож...к

(П.). 2. Как призрак, юноша идет теперь к заветному

порогу; кинжал из кожаных нож...н уж вынимает по-

немногу (Л.). 3. Марина принесла бутылку рому, лимон,

сахар, и жж...нка запылала (Гонч.). 4. Герасим стал бо-

ком перед дверью, толкнул ее плеч...м и ввалился в дом

со своей нош...и (Т.). 5. Оба верили, что кредит возродит

земледелие и даст толч...к нашей заснувшей промыш-

ленности (С.-Щ.). 6. Выше пояса замочена одеж...нка

лесника (Н.). 7. Всякий труд был для него нипоч...м

(А. Остр.). 8. В полдень дождь перестал, и, что белый

пуш...к, на осеннюю грязь начал падать снеж...к (Ник.).

9. Дядя и Егорушка долго шли по мощ...ным улицам (Ч.).

10. Солдат был одет в красную кумач...вую рубаху (М. Г.).

11. Сквозь обнаж...нные бурые сучья деревьев мирно бе-

леет неподвижное небо (Сераф.). 12. Ветерок, отдував-

ший чесуч...вую штору, пахнул медовыми цветами

(А. Н. Т.). 13. На столе появлялись пш...нники, лапш...в-

ники, щи с наваром (Гладк.). 14. Под управлением дири-

ж...ра нашего оркестра красиво и густо пел ве-

ликолепный хор (Скиталец). 15. Григорий остановился в

одной небольшой деревушке на ноч...вку (Шол.). 16. При

свете часто вспыхивавших молний они увидели два гру-

ж...ных состава (Казак.). 17. Корж плыл саж...нками, гул-

ко хлопая ладонями по воде (Н. Диковский). IS. К утру

крашеный пол блестел, как БОЩ...НЫЙ (Мальц,). 19. На

нем была гимнастерка с отложным воротником, под-

поясанная круч...ным поясом с кисточками (Ант.), 20.

Сеюсь, как из сита, но не порош...к, залезаю в жито,

но не червяч...к (загадка). 21. Бережёного коня зверь не

берет (поел,). 22. Под сосенкой в бору стоит старич.„к,

красненький колпач...к (загадка).

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ Ц

П р а в и л а.

1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишет-

ся 0, без ударения - е. Ср.: концом - танцем, бойцов - комсо-

мольцев, пальтецо - платьице, торцовый - ситцевый, окольцо-

вывать - окольцевать.

"1. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы, а не и,

например; борцы, круглолицый, .сестрицын.

Упражнение 59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И на приветливы лисиц...ны слова ворона каркну-

ла во все воронье горло (Кр.). 2. Так деревц... свои листы

меняет с каждою весной (П.). 3. Один из наших собесед-

ников, молодой еще, бледнолиц...и человек, огляды-

вал нас всех с недоумением (Т.). 4. Берега и дно реки

усыпаны кварц...м (Мельн.-Печ.). 5. В куц...м сюртуке с

короткими рукавами Яков суетился, насыпая в чайни-

ки чай (М. Г.). 6. Старые зажившие язвы белели лоснящи-

мися рубц...ватыми пятнами (Купр.). 1. Молодых чаек

удобно колъц...вать в большом количестве и таким об-

разом узнавать воздушные пути перелетных птиц

(Пришв.). Я. Низкое солнце из-под ГЛЯНЦ...БОЙ листвы

пробивалось между корявыми стволами {А. Н. Т,). 9. Она

готовилась впервые танц...вать Золушку (Пауст.). 10. По

стволу, на равном расстоянии друг от друга, до самой

вершины правильными кольц...выми вырезами в два

сантиметра глубиной была снята древесина (Аре.). 11. Мы

стояли, прижимаясь к входу в трубу туннеля, обли-

ц...ванного снаружи плитами дикого камня (Кат.).

12. Батманов не сводил с начальника участка тяжелого,

СБИНЦ...ВОГО взгляда (Аж.).

Упражнение 60 (повторительное). Перепишите, вставляя про-

пущенные буквы в соответствии с правилами написания глас-

ных после шипящих и ц в корнях, суффиксах и окончаниях.

1. Я опустил ц...новку, закутался в шубу и задремал

(77.). 2. Брякнули в бандуры, ц...мбалы - и пошла поте-

ха (Г.). 3. Англичане всюду умеют внести свою ч...пор-

ность (Гонч.). 4. Зашли в кондитерскую, выпили по чаш-

ке ш...колада (С.-Щ.). 5. Она начинает переделывать не-

сколько мою прич...ску и заставляет подойти к зеркалу

(Черн.). 6. Эдварде был отличным наездником, экви-

либристом, гимнастом, ж...нглером, мастером дресси-

ровать уч...ных лошадей (Григ.). 7. Ч...рт знает на что рас-

ходовался ум воспитанника! (Пом.). 8. Писарь, малень-

кий, куц...и человек с красным носиком и в ж...кейс-

ком картузе, входит в толпу (Ч.). 9. У дверей в зал раска-

чивался Лютов в парч...вом кафтане (М. Г.). 10. Все ста-

ли ч...каться с Катериной Андреевной и Ляховым (Ве-

рес.). II. Начались легочные и ц...нготкые заболевания

(7/. Морозов). 12. Довольно грош...вых истин (Маяк.).

13. Около другой фанзочки были нагромождены груды

панц...рей крабов, высохших и покрасневших на солн-

це (Аре.). 14. Наконец лодка С ш...рохом скользнула по

песчаному дну (А. Н. Т.). 15. Жуткий страх мчал их через

тьму и непролазную трущ...бу (Шишк.). 16. Нижние бревна

у мельницы подгнили, и ж...лоб, в который теч...т из

пруда вода на колесо, подгнил и накренился (Телеш.).

17. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот

(Гладк.). 18. Пош...ссированному полотну для велосипе-

дистов проехал со скоростью двенадцать километров в

час старший ординатор (Фед.). 19. У вузовцев была горя-

чая пора: они сдавали зач...ты (Эренб.). 20. Сережа ярост-

но ш...ркал суконкой и щ...лкал затвором (Фад.). 21. Ста-

рич...к свирепо придирался к нам (Лауст.). 22. В вагон

вошла девушка в белом пуховом платке и ц...гейковом

жакете (Ант.). 23. Всем было ясно, что хлеб подржж...н и

что подж...г - дело рук своих людей (Буб.). 24. Сразу

после сильного толчка над ним развернулся купол па-

раш...та (Саян.). 25. Ш...фёрство у нас, особенно среди

молодежи, стало самой излюбленной профессией (Баб.).

26. Кое-где на снег с легким стуком падали тяж...лые

весенние капли (Полев.). 27. Сколько диких чащ...б, куда

люди еще и не проникали! (Аж.). 28. Кора на деревьях и

кустарниках стала глянц...витой, залоснилась (В. Пол-

торацкий). 29. На катере стояли матросы, здоровые, силь-

ные, вооруженные кинжалами и пистолетами (Пере.).

30. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (поел.).

Упражнение 61 (повторительное). Перепишите, вставляя, где

нужно, пропущенные буквы. Написание слов иноязычного про-

исхождения проверяйте по словарю.

1.1. Компроме...тировать девушку не в моих правилах

(Л.). 2. В бурном ак...рмпан...менте слышались переливы

волн (Т.). 3. Кроме них, являлись и другие прете...денты

на руку сестрицы (С.-Щ.). 4. Можно найти очень поучи-

тельные преце...денты в крепостной практике (С.-Щ.).

5. Патрон Самгина особенно пр...страстен был к пе...и-

мистической лирике Голенищева-Кутузова (М. Г.).

6. Военные корабли, кончив летнюю к.,.мпанию, стя-

Тема : «Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих и ц.»

Класс : 4

Тип урока : Урок получения новых знаний.

Цель : Формирование навыков правописания гласных о- е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Задачи:

1.Учить объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память

3.Воспитывать интерес к предмету, уважение к школе, чувство коллективизма и ответственности перед товарищами.

Предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

Личностные: освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

Метапредметные

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану, по алгоритму.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Обучающиеся научится: объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих в окончаниях прилагательных.

Ресурсы:

Основные: Учебник «Русский язык »

Дополнительные: карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация

Ход урока

1. Настроились на работу на уроке .

Записали в тетради дату, классная работа.

Над каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков? Многое об этой самостоятельной части речи вы уже знаете, сегодня же нам предстоит познакомиться ещё с одним правилом правописания прилагательных, а пока повторим изученное.

    Начнем с языковой разминки . СЛАЙД

Сла..кий аромат цв..тов ра..пространился по комнат.. .

Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, выполните синтаксический разбор предложения.

Словарная работа (знакомство с новым словом).

В предложении вам встретилось слово АРОМАТ.

Дайте толкование данного слова.

Аромат – 1. Душистый, приятный запах. (Аромат полей)

2. перен. Неуловимый отпечаток, признак, дух чего-нибудь. (Аромат молодости)

Укажите грамматическое значение слова аромат (м.р., 2 скл., И.п.)

Подберём однокоренные слова (учитель записывает слово на доске).

Аромат – ароматный, ароматно, ароматический, ароматичный, ароматично, ароматичность.

Запишите слово ароматный в тетрадь, подберите к нему:

а) синонимы (душистый, приятный, пьянящий, волшебный),

б) антоним (зловонный),

    Индивидуальные задания по карточкам .

Карточка

Пока ребята работают индивидуально, мы проверим вашу грамотность

Возьмите КАРТОЧКУ № 1

СЛАЙД

кирпич…, мелоч…, ноч… -

3. Под столиком – Д.п -

4. В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о +

ПРОВЕРКА на СЛАДЕ

Проверяем 1 задание – ПОДНИМИТЕ РУКИ У КОГО плюс, проверяем 2 задание – встали у кого - , проверяем 3 задание – поднимите руки у кого -, проверяем 4 задание, встали у кого +

Встали те, у кого не было ошибок. Спасибо, молодцы.

А, что нужно сделать тем, кто ошибался и отметка стоит ниже?

Проверим работу остальных ребят. Какие правила правописания пришлось вспомнить? В чем были трудности? (Написание окончаний прил. после шипящих.)

4. Сформулируйте тему урока . СЛАЙД

Сформулируйте цель урока (На уроке должны научиться писать окончания имён прилагательных)

А МЫ РАЗВЕ не умеем писать окончания имен прилагательных?

5. ПОВТОРИМ АЛГОРИТМ написания безударных окончаний имен прилагательных СЛАЙД

1. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

3. По ударному окончанию вопроса определяем окончание прилагательного.

(При этом помним, что не всегда окончания вопроса и прилагательного совпадают)

ПРИМЕНИТЕ ваши знания о написании безударных окончаний прилагательных.

(ПРОВЕРКА на СЛАЙДЕ.)

ТЕ, кто справятся быстрее, могут выполнить дополнительное ЗАДАНИЕ – стр. 115, упр.197!

КАРТОЧКА № 2 СЛАЙД

ОЦЕНИЛИ себя по шкале успеха. Встали те, у кого отметка наверху. Кто ошибался 1-2 раза.

Что нужно сделать ребятам, у кого отметка стоит ниже середины?

6. Открытие новых знаний

Вспомним ТЕМУ УРОКА

Как вы думаете, все ли мы узнали о правописании безударных окончаний имен прилагательных?

В русском языке ещё ОЧЕНЬ много тайн, которых нам предстоит с вами открывать!

Выполним упр. 201 на стр.117

ПОПРОБУЕМ сделать ВЫВОД.

От чего зависит выбор гласной О или Е после шипящей в окончании имен прилагательных?

Сравните склонение двух прилагательных в упр. 202.

Прочитаем правило.

Нашли ключ, который нам открыл ещё одну тайну русского языка.

Самый внимательный, наверное, уже догадался, что мы похожее правило уже повторяли в начале урока.

Кто помнит? (В окончании имён сущ. после шипящих и ц под ударением пишется – О, без ударения - Е)

Можем мы сформулировать общее правило? (Слайд)

6. Игра «Корректор»

Что вы узнали сейчас на уроке? (УЗНАЛИ новое о правописании О/Е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных.)

Я предлагаю вам составить и записать в грамматическую тетрадь следующую схему-проверку: СЛАЙД

Шип. (без ударения Е)

Сущ. Прилаг.

Возьмите карточку №3 проведем игру «Корректор» СЛАЙД

ВЫ в ПАРЕ должны найти и исправить ошибки в словосочетаниях.

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено, чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое настроение.

- Проверка (ставим плюсы)

- Оценили свою работу по шкале успеха. Поднимите руки те пары, у которых не было ошибок.

Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:

СЛАЙД

Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.

- Какую цель ставили в начале урока ? (Научиться писать окончания имен прилагательных)

Достигли мы цели?

Рефлексия:

-Кто сможет объяснить написание окончаний имен прилагательных после шипящих и ц?

7. Домашнее задание . Стр.118, упр.203 СЛАЙД

КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

« - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч"], [щ"] – шипящие

2. Во всех существительных пишется ь:

кирпич…, мелоч…, ноч…

3. Под столиком – Д.п

КАРТОЧКА №2

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

КАРТОЧКА №1

Прочитайте утверждение и поставьте рядом «+», если утверждение верно и

« - » если утверждение неверно

1. Звуки [ ш], [ж ], [ч"], [щ"] – шипящие

2. Во всех существительных пишется ь:

кирпич…, мелоч…, ноч…

3. Под столиком – Д.п

4.В словах: плащ…м, лапш…й, кольц…м – в окончании пишется буква о

КАРТОЧКА №2

(Апрельская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только в.сной.

(Яркий) солнце светит и греет. На крыш. висит (длинное) сосулька. С её к.нца падает (прозрачный) капелька.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Ж..лтым камыш..м, тихий ш..пот, румяная щ..чка, ч..рствый хлеб, сладкий крыж..вник, берёзовой рощ..й, потухш..й свеч..й.

КАРТОЧКА №3

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

настроение.

КАРТОЧКА №3

Горячей кашей, большой машиной, о рыжом коте, свежое сено,

чужей дом, настоящее мороженое, горящей свечой, хорошое

§ 1 Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных

В этом уроке рассмотрим правило о том, при каких условиях в окончаниях прилагательных пишется гласная о, а при каких - е, и поучимся применять это новое правило.

Какие гласные напишем в окончаниях прилагательных хорош..гои больш..го? В прилагательном хорош..гоокончание безударное. В прилагательном больш..гоокончание ударное. Основы каждого слова оканчиваются на шипящий ш. Это как раз те условия, когда действует правило.

В окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е.

Применим это правило к нашим прилагательным: хорош..гонапишем Е, потому что. после шипящего гласная без ударения, а в прилагательном больш..го - О, так как после шипящего гласная под ударением:

В пословицах:

В окончаниях выделенных прилагательных большому, чужойв соответствии с правилом после шипящего под ударением пишется о, а в прилагательном колючем без ударения -е.

§ 2 Буквы о-е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

При этих же самых условиях пишутся гласные -о, -ев окончаниях существительных после шипящих и ц:

Поэтому правило можно сформулировать сразу для двух частей речи:

В окончаниях имён существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения - е.

Рассмотрим прилагательные:

Можно ли применить к этим прилагательным наше правило? Нет, нельзя: не соблюдаются все условия, потому что в словах: ш..коладный, ш..лковый, ч..рный гласный хоть и стоит после шипящего, но находится в корне слова. Для такого случая применяем другое правило, правило правописания букв о, ё после шипящих в корне слова.

§ 3 Запоминалка

Для того чтобы лучше запомнить изучаемую орфограмму и правило правописания букв о-е после шипящих в окончаниях прилагательных, прочитайте стихотворение:

Оно поможет запомнить материал этого урока и правило.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  8. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  10. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  11. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  12. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  13. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  14. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  15. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.