Где находится большая сухаревская площадь. Колхозная площадь. Где находятся площади

Со второй половины XIX века улица застраивалась доходными домами и особняками, многие из которых сохранились до наших дней, а вот главная достопримечательность Мещанской слободы - Сухарева башня - стала препятствием для расширения Садового кольца и была уничтожена в 1934 году. Сухарева башня построена по инициативе Петра I в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот, в ней размещалась морская «навигацкая» школа, затем московская контора Адмиралтейской коллегии, а в XIX веке башня стала фактически гигантской цистерной - элементом Екатерининского водопровода, поставлявшего питьевую воду из Мытищ в Москву.

Защитить здание со столь богатой историей попытались академики Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Иван Фомин и другие не менее компетентные эксперты, но Иосиф Сталин, вероятно, лучше них разбирался в архитектуре и так ответил авторам коллективного письма: «Лично считаю это решение (о сносе) правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня...»

Большая Сухаревская площадь получила новое название - Большая Колхозная «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников».


Колхозная площадь. 1935 год: https://pastvu.com/p/67424


Кадр из кинофильма «Старик Хоттабыч». 1956 год: https://pastvu.com/p/9803

Станцию московского метрополитена, открывшуюся в 1972 году в составе участка «Проспект Мира»-«Китай-город», тоже назвали «Колхозной». Массивные пилоны станционного зала стилизованы под перевязанные снопы, а путевые стены украшены чеканкой с изображениями колосьев, кукурузных початков и деталей сельхозтехники. После распада СССР городские власти вернули площади историческое название и заодно переименовали станцию метро в «Сухаревскую».


На фото: профилактические ремонтные работы и уборка станции


Колхозная площадь. 1946-1949 гг.: https://pastvu.com/p/73821

Первая Мещанская улица вела к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и факт открытия ВСХВ был отмечен сооружением двух башен (1938, архитектор М.Рубин) с лепниной и годом открытия сельхозвыставки - 1939. В первоначальном варианте башни были украшены гербами СССР, под датой нанесена надпись «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка», а венчали их вазоны с флагштоками. До войны ВСХВ проработала недолго, возобновила работу в 1954 году и на башнях старая дата была заменена на актуальную. Увы, сохранилась лишь одна башня по чётной стороне проспекта.


Колхозная площадь. 1986 год: https://pastvu.com/p/78800


Проспект Мира, № 1 - бывший трактир Романова, построенный на фундаменте XVIII века


Проспект Мира, № 2 - здание Товарищества «Павла Малютина Сыновья»


Вид на 1-ю Мещанскую улицу с Сухаревой башни. 1914 год: https://pastvu.com/p/454


Сухарева башня. 1931-1934 гг.: https://pastvu.com/p/37080 На снимке видно, что башня не только занимала значительную часть Садового кольца, но и «запирала» 1-ю Мещанскую, - вероятно, она была обречена на снос если не при Сталине, так при Хрущёве или Брежневе.


Проспект Мира, № 3, корпус 1 - доходный дом братьев Фирсановых, изначально построен для купца В.Камзолкина (1893, архитектор В.Загорский, стилизация под раннее французское барокко). Кариатиды на эркерах выполнены учеником Училища живописи, ваяния и зодчества, будущим знаменитым скульптором Сергеем Конёнковым.


Проспект Мира, № 4. 1972-1976 гг.: https://pastvu.com/p/459401


Проспект Мира, № 4 - владения Е.Асикритовой (1816, перестройка и надворные постройки 1909 года - архитектор С.Кулагин)


Проспект Мира, № 8. 1987-1989 гг.: https://pastvu.com/p/105578


Дом снесён


Проспект Мира, № 10с1


Проспект Мира, № 5к1


1-я Мещанская улица. Магазин и склад чаев фирмы Перловых. 1893-1917 гг.: https://pastvu.com/p/623715


Проспект Мира, № 5 - дом чаеторговцев Перловых (1893, архитектор Р.Клейн)


Проспект Мира, № 7с1 и № 9с1 - жилые дома 1940 года


Проспект Мира, № 11 - жилой дом Наркомата связи (1937-1946, архитектор Д.Булгаков). Нарядная отделка боковой стены дома объясняется тем, что согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года 1-ю Мещанскую улицу должна была пересечь новая магистраль, связывающая Белорусский вокзал с Комсомольской площадью.


Рядом со сталинкой сейчас небольшой скверик, а до 1936 года на этом месте стояла построенная в конце XVII века церковь мучеников Адриана и Наталии. 1882 год: https://pastvu.com/p/20059


Проспект Мира, № 12, стр. 2 - дом основателя купеческой династии Ивана Исаева, который в 1675 году скупил несколько дворов в Мещанской слободе. Владение переходило из рук в руки, прирастая каменными служебными корпусами, а в начале XIX века купчиха Наталья Лобкова распорядилась разбить позади дома сад с беседками и вишневой аллеей.


Каретный сарай. 1920 год: https://pastvu.com/p/33521


Проспект Мира, № 12с9, каретный сарай XVIII века


Проспект Мира, № 14, стр. 1 - каменные палаты XVIII века, жилой дом с лавками А.Шамардина-Л.Гуревич (1860-е)


Дом 14. 1920-1927 гг.: https://pastvu.com/p/85731


Проспект Мира, № 14, стр. 10 - дом конца XVIII века, в нём размещается экспозиция Музея «Садовое кольцо»


Проспект Мира, № 16


Проспект Мира, № 16, стр. 2 - жилой флигель усадьбы Долговых (1770, авторство первоначального здания приписывается Василию Баженову). Сгоревший во время московского пожара 1812 года дом перестроен в 1838 году. В 1973-м в особняке открылся ЗАГС Дзержинского района г. Москвы.


Проспект Мира, № 18 - здание Райкома КПСС и Райисполкома Дзержинского района (1983), сейчас - Префектура Северо-Восточного административного округа Москвы


Проспект Мира, № 20 - главный дом городской усадьбы Долговых, особняк симбирского купца Василия Арацкого (XIX век, перестройка 1909 - архитекторы П.Висневский, Александр и Виктор Веснины). Но ещё раньше, в 1863 году, дом приобрёл Григорий Захарьин, знаменитый московский врач с большой практикой и высокими гонорарами. Захарьин был крупнейшим учёным и славился необычайно точным определением диагноза - по легенде, он якобы с первого взгляда на больного распознавал любую болезнь. Врач жертвовал крупные суммы деревенским школам, нуждающимся студентам, а всё своё состояние завещал на благотворительные цели.


Часовня Серафима Саровского. 1912 год: https://pastvu.com/p/549587


Проспект Мира, № 20к2 - часовня Серафима Саровского при подворье Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (1913, архитектор П.Харко) была пристроена к двухэтажному дому. Несколькими годами ранее участок был приобретён Почётным гражданином города Москвы Федором Долгинцевым и передан в дар монастырю. Часовня была выстроена в новорусском архитектурном стиле, увенчана продолговатыми главками на тонких барабанах. У входа в часовню в стену вмонтировали кусок серого гранита, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский. Паломники приходили поклониться этой святыне.

После революции из церкви были изъяты ценности, а в 1929 году здание отдали под мастерские Института слепых. В 2011 году часовня вновь открылась для верующих, но не на прежнем месте, а чуть севернее.

Вскоре было принято решение о строительстве в Останкино комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и 1-й Мещанской отводилась роль главной трассы, ведущей из центра к ВСХВ. Разработку плана реконструкции осуществлял руководитель 4-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета Г.Бархин, ориентировавшийся на подготовленный в 1933-1934 годах проект. Вслед за Сухаревой башней предполагалось снести 102 из 172 старых домов и выстроить на их месте ряды жилых семиэтажек.

В разработке проекта принимали участие архитекторы Д.Булгаков, К.Джус-Даниленко, Е.Егоров, В.Колпакова, М.Жиров, С.Андриевский, В.Минков, П.Нестеров и другие, причём за каждым был закреплён свой участок и в итоге единый ансамбль не складывался. Лишь после войны началось возведение парадных сталинок на участке магистрали от Крестовского моста в направлении ВСХВ, а 1-я Мещанская улица (проспект Мира) сохранилась до наших дней с минимальными изменениями.


Приют для слепых детей. 1912 год: https://pastvu.com/p/519168


Проспект Мира, № 13 - приют Московского общества призрения, воспитания и обучения слепых детей с церковью Святой Марии Магдалины (1911-1912, архитектор Г.Гельрих). В конце XVIII века участок приобрёл владелец скипидарной и канифольной фабрики А.Евреинов, а в советские годы здание использовалось под школу. Следующий дом - № 15 - жилой дом Управления милиции (1938, архитектор К.Джус-Даниленко), ныне - административное здание.


Проспект Мира, № 19 - доходный дом А.Чулкова, гимназия Самгиной (1903, архитектор Н.Матвеев)

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

В районе современной Сухаревской площади и одноименной станции метро - там, где кончается улица Сретенка, - располагалась стрелецкая слобода. Ранее это были две площади - Большая и Малая Сухаревские, которым в период с 1936 по 1990 год суждено было носить названия Большая Колхозная и Малая Колхозная. Чтобы найти связь топонима Сухаревская площадь с поселениями московских стрельцов, обратимся не только к истории московской топонимии и стрелецкого войска, но и к трагической истории уникального московского архитектурного памятника, бывшего вместе с Кремлем, храмами Василия Блаженного и Христа Спасителя своеобразным символом столицы, - знаменитой Сухаревой башни.


Поначалу в конце Сретенки стояла деревянная башня, возведенная в 1591-1592 годах как часть укреплений Скородома. Эта московская крепость сгорела в 1611 году. Вместо нее в конце 30-х годов XVII века был насыпан высокий земляной вал. Через два десятка лет - в 1659 году - на валу была выстроена деревянная ограда с проездными башнями. В самом конце XVII века (в 1692-1695 годах) молодой царь Петр I заменил деревянную башню и ворота при выезде со Сретенки на Троицкую дорогу новым каменным зданием - двухэтажными палатами со сквозным проездом и трехъярусной башней над ними. С 1698 по 1701 год здание это достраивалось - был возведен третий этаж, а башня увеличилась на два яруса. Постройка стала самым крупным светским зданием в России - высота этого величественного и неповторимого по очертаниям памятника архитектуры, который отчасти напоминал здание ратуши в западноевропейских городах (не зря башня достраивалась именно после поездки Петра Алексеевича за границу), составляла 60 метров!

Жители Москвы стали называть здание Сухаревой башней, поскольку сторожевую службу в этом районе Москвы нес стрелецкий полк под командованием полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Этот стрелецкий командир навсегда вошел в российскую историю, ибо в тяжелом для Петра августе 1689 года, ставшем месяцем противостояния молодого царя и его сводной сестры - тогдашней правительницы Софьи - именно полк Сухарева (единственный из девяти стрелецких полков, расквартированных тогда в Москве) остался верным царю Петру и пришел ему на защиту. Тогда все могло закончиться гибельно для Петра, вынужденного бежать ночью от восставших стрельцов в Троице-Сергиеву лавру.

Традиционно принято считать, что Сухарева башня была возведена Петром в благодарность за верную службу полковнику и его стрельцам. Однако справедливости ради следует сказать, что ныне это мнение разделяется не всеми московедами. Первые сомнения появились у П. В. Сытина, первоначально придерживавшегося традиционной версии. Однако затем он изменил свою точку зрения и уже в книге «История планировки и застройки Москвы» подчеркнул, что Сухарева башня не могла быть построена в честь или в память полковника Сухарева, поскольку это не следует из памятной надписи. П. В. Сытин упомянул и о том, что Сухарев был награжден Петром за Троицкий поход гораздо более скромно по сравнению с другими. В наше время известный исследователь истории Москвы и ее памятников С. К. Романюк в своей книге «Москва. Утраты», изданной в 1992 году, также обращает внимание читателей на то, что никаких документальных свидетельств в пользу версии о возведении царем Сухаревой башни в благодарность полковнику Сухареву на самом деле нет. Действительно, на двух памятных досках, помещенных еще в петровские времена на стенах Сухаревой башни, мы не находим прямого свидетельства этому: «Построены во второмъ Стрелецкомъ полку по Земляному городу Сретенскiя ворота, а над теми воротами палаты и шатры с часами, а подле воротъ по обе стороны малыя палаты, да казенный амбаръ, а позади воротъ къ новой Мещанской слободе часовня съ кельями къ Николаевскому монастырю, что на Перерве. А начато то строенiе строить въ лето 7200 (1692), а совершено 7203 (1695), а в то время будущаго у того полка стольника и полковника Лаврентiя Панкратьева Сухарева».

Но в любом случае здание Сухаревой башни стало одним из архитектурных символов Москвы. Ее название тесно связано с именами многих окрестных объектов (часть из которых не сохранилась): Большая и Малая Сухаревские площади, Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки, знаменитый Сухаревский рынок.

Московский поэт Михаил Дмитриев посвятил башне такие строки, написанные 30 июля 1845 года:

Что за чудная, право, - это зеленая башня!
Высокая и тонкая; а под ней, как подножье, огромный;
Дом в три жилья, и примкнулось к нему, на откосе, под крышей,
Длинное сбоку крыльцо, как у птицы крыло на отлете!
Кажется, им вот сейчас и взмахнет! - Да нет! тяжеленька!
Сухарев строил ту башню, полковник стрелецкой! - Во время
Бунта стрельцов на юных царей Петра с Иоанном.
Верен с своим он полком двум братьям-царям оставался.
Именем верного, в память ему, Петр и прозвал ту башню...
...Тут прадеды ваши учились,
Как по морскому пути громоносные править громады!
Тот же народ простодушный любит веселую шутку!
Хочет жениться, и слышно, берет за себя он ту башню!

В Сухаревой башне в обширных палатах Петр устроил впервые в России математическую и навигацкую школы (где помимо заморских учителей преподавал и автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий), астрономическую обсерваторию и библиотеку. В советское время в 1926 году в Сухаревой башне был открыт знаменитый Московский Коммунальный музей, директором которого стал выдающийся историк Москвы Петр Васильевич Сытин, инициатор этого нового этапа в биографии Сухаревой башни. Но и этому памятнику московской архитектуры и культуры было суждено стать жертвой нового политического режима. Несмотря на официальные протесты даже таких известных людей, как И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон, А. М. Эфрос, и других, высшее советское руководство приняло решение о демонтаже, а попросту - об уничтожении Сухаревой башни. Лишь недавно стали доступными документы, свидетельствующие, что в принятии решения о сносе Сухаревой башни непосредственно участвовал И. В. Сталин. В частности, в сентябре 1933 года он писал Л. М. Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны». В июне 1934 года замысел властей свершился - Сухарева башня перестала существовать. Вот что писал о тех днях В. А. Гиляровский в письме, адресованном дочери: «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом». Это описание В. А. Гиляровский дополнил собственными стихотворными строками:

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею...

Благодаря действиям нынешних московских властей, направленным на возрождение исторической памяти, запечатленной в старомосковских топонимах, на карте столицы и в нашем речевом обиходе вновь существует название Сухаревская площадь. Но я думаю и о другом. За последние несколько лет в Москве были восстановлены архитектурные памятники, служившие украшением столицы и теснейшим образом связанные с самим понятием «Москва», - храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо в Кремле. Хочу надеяться, что мы, москвичи, так же сможем вернуть нашему городу, свои потомкам и Сухареву башню.

Колхозная площадь находится между 3-й Мещанской и Большой Спасской улицами. Названа так потому, что на площади, против больницы имени Склифосовского, в 1934 году была поставлена «Доска почета», на которую заносились имена лучших колхозов Московской области. Но позднее доска была перенесена на Самотечную площадь, а название площади — «Колхозная» — осталось.

До 1925 года на площади раскидывался, главным образом по воскресеньям, обширный Сухаревский рынок. Здесь, наряду с постоянной продажей съестных припасов, одежды, обуви, мебели, посуды и пр., большое значение имел торг антикварными предметами: редкими картинами, книгами, скульптурой и ювелирными изделиями. Как всякий рынок старого времени, торг здесь сопровождался обманом простаков, желавших, по сухаревскому выражению, купить «на грош пятаков». Медные брошки, кольца, часы с искусно подделанной пробой проливались за золотые, подделанные копии — за картины знаменитых художников и т. п. Но знатоки, завсегдатаи «Сухаревки», находили здесь иногда замечательные вещи. Организатор Театрального музея в Москве А. А, Бахрушин многие экспонаты приобрел на «Сухаревке», о чем сам интересно рассказывал. Ее посещал также И. Е. Забелин и другие любители старины.

На рынке продавались и краденые вещи, и пострадавшие москвичи первым долгом бежали искать их на «Сухаревке». Интересную картинку, как московские миллионеры покупали на «Сухаревке» у антиквариев предметы для своих коллекций, рисует в своих «Записках москвича» Л. М. Ежов 1:

««Сухаревка» собиралась по воскресеньям с 5 часов утра до 5 часов вечера.

Из московских коллекционеров тут всех чаще ходил покойный Л, П. Бахрушин, человек толщины и скупости невероятной. Раз я рассматривал витрину с миниатюрами. Мне очень понравился митрополит Филарет, артистически нарисованный. Я спросил о цене — двадцать пять рублей. Для меня это было несколько дорого, и я положил вещичку обратно. Вдруг я увидел круглую, как маленький аэростат, фигуру Л. П. Бахрушина, медленно шагающую в нашу сторону.

— Вот, — сказал я торговцу, — вот кому предложите.
У него музей редкостей и масса миниатюр...
— Это Бахрушин-то? — с явным пренебрежением спросил, поглядев, торговец. — Я ему и показывать ничего не стану.
— Почему же?
— Дело известное. Ему надо па грош пятаков купить. Он у меня этого митрополита Филарета года два торгует. С полтинника начал и теперь до десяти рублей дошел. Да еще старается меня в ловушку поймать. «Это, — говорит,— не настоящая миниатюра — подписи нет»...»

Когда зародилась «Сухаревка»? Писатель В.А. Гиляровский относит ее начало к 1812 году, когда главнокомандующий Москвы граф Ф. В. Ростопчин после изгнания французов разрешил продавать здесь всякие вещи...

На самом деле рынок здесь был гораздо раньше...

У деревянной башни — «Сретенских ворот Земляного города», в 1613 году встречали москвичи избранного на царство Михаила Федоровича. С 1683 по 1722 год Земляной вал был таможенной границей, и в воротах его нес до 1699 года дозорную службу расположенный по Сретенке и в переулках стрелецкий полк полковника Л. П. Сухарева, от которого вся местность и называлась «в Сухареве».

В 1692—1695 годах Петр I построил здесь, вместо дере¬вянных, каменные ворота-башню по голландскому образцу, как главные въездные ворота в город на шедшей от Архангельска большой торговой дороге. По обеим сторонам ворот были каменные караульни, а над ними — второй этаж «палат», с середины которого поднимался еще трехъярусный каменный столб с государственным гербом.

В 1698—1701 годах, возвратясь из-за границы и распустив стрелецкое войско, Петр надстроил башню третьим этажом, а ее столб — еще двумя ярусами. В 1701—1715 годах здесь была расположена «школа навигацких и математических наук» — первое в России высшее светское специальное учебное заведение, давшее стране первых ученых мореплавателей, инженеров, архитекторов, геодезистов, учителей и пр. В башне, столб которой поднимался над уровнем реки Москвы на 100 метров, в это же время работала под руководством известного Брюса астрономическая обсерватория. В 1706 году в ней наблюдалось впервые солнечное затмение.

«Сухаревой» башня стала называться не ранее 1730-х годов — по урочищу, где она находилась.

В 1715 году «школа навигацких и математических наук» была переведена в Петербург и из нее позднее возникла Мор¬ская академия. В Москве же в XVIII веке находились подготовительные училища — «цифирные школы». После башня использовалась Адмиралтейством как складочное помещение. Когда же в 1828 году в ней были устроены чугунные резервуары Мытищинского водопровода, она до 1893 года служила его водонапорной башней, дававшей воду в городские фонтаны.

В XVIII веке возле башни, за Земляным валом, была площадь, на которой крестьяне продавали свои продукты.

Сюда же в 1789 году были переведены со Сретенки мясные ряды, и этот год надо считать началом постоянного здесь рынка, на котором скоро стали продавать и разные старые вещи. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» указывает, что Пьер Безухов в 1812 году купил себе на этом рынке пистолет.

В 1880-х годах площадь была уже недостаточна для рын¬ка, и в 1881—1887 годах была расширена за счет сноса палисадников перед домами до Большой Спасской улицы. Теснота здесь с каждым годом увеличивалась, так что конки, а с 1904 года — заменивший их трамвай, буквально ползли по площади, все время гремя предупредительными звонками.

В 1925 году, в интересах городского движения и санитарии, рынок был переведен с площади в «Гефсиманское подворье» — большой пустырь в квартале на южной стороне площади, между Сретенкой и Трубной улицами. Через несколько лет он был и здесь ликвидирован.

Сухарева башня в 1920—1925 годах была отремонтирована, и в ней разместился Московский коммунальный музей. Но в 1930-х годах она стала мешать усилившемуся через площадь движению и в 1934 году была снесена.

Переименование площади в Колхозную уничтожило и самую память о старой «Сухаревке».

1. «Исторический вестник» № 10, 1909 г.

Описание

Движение транспорта

Большая Сухаревская площадь - одна из центральных площадей Москвы, часть Садового кольца, расположена в Мещанском и Красносельском районах между проспектом Мира, Сретенкой и Садовой-Спасской улицами. На площадь выходит парадным фасадом Странноприимный дом (ныне Институт скорой помощи Склифосовского). На пересечении со Сретенкой находится станция метро «Сухаревская».

История

Название возникло в XVIII веке по Сухаревой башне, возведённой здесь в конце XVII - начале XVIII веков и снесённой в 1934 году. В XVII веке здесь была стрелецкая слобода, в которой стоял полк Л. П. Сухарева, охранявший ворота Земляного города. На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок - в московском просторечье и рынок, и площадь называли Сухаревка. С 1939 - по 1994 год - Большая Колхозная площадь «в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников» (в 1934-1939 годах - Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью). При возвращении исторического названия поначалу обе Колхозные площади были объединены под единым названием Сухаревская, но это требовало перенумерации зданий, особо недопустимой в данном случае (менялся адрес Института скорой помощи им. Склифосовского). Поэтому в результате оставили старое деление Сухаревской площади на Большую и Малую. Первоначальные названия возвращены площадям в 1994 году.

Описание

Большая Сухаревская площадь расположена на Садовом кольце между Малой Сухаревской площадью и Садовой-Спасской улицей. Начинается от пересечения Садового кольца со Сретенкой и проспектом Мира, проходит на восток, направо от неё отходит Панкратьевский переулок, затем Ананьевский переулок (справа) и 1-й Коптельский переулок (слева), заканчивается на пересечении Садового кольца с Большой Спасской улицей и дальше продолжается как Садовая-Спасская. Северную сторону площади занимает Странноприимный дом, где расположен Институт скорой помощи.

Движение транспорта

Автомобильное движение по площади - двустороннее 8-полосное на каждой стороне, на внешнем кольце перед Институтом скорой помощи есть дополнительная территория для выезда автомобилей скорой помощи.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне:

  • № 1/2 - Жилой дом (1891, архитектор Г. П. Воронин), сейчас - «Медицинская газета»;
  • № 3 - Странноприимный дом (1792-1810 гг., архитекторы Е. С. Назаров, Д. Кваренги (В. И. Баженов), А.Миронов, Г. Дикушин; горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева. Живопись в куполе церкви художник Д. Скотти), объект культурного наследия федерального значения. Ныне - Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
  • № 3, стр. 1 - Главный корпус. Центральный корпус Шереметьевской больницы.
  • № 3, стр. 6 - Российское научно-медицинское общество терапевтов;
  • № 3, стр. 7 - Московский городской центр острых отравлений при НИИ скорой помощи им. Склифосовского;
  • № 3, стр. 9 - Судебно-медицинский морг № 3;
  • № 5 - Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве ФГУ филиал № 48;
  • № 9 - Жилой дом (конец XVIII в.), объект культурного наследия федерального значения.

По чётной стороне:

  • № 12 - Доходный дом М. Н. Миансаровой (1908-1911, 1913, архитектор С. К. Родионов)
  • № 14/7 - Жилой дом «Заводстроя» (Наркомтяжпрома) (нач. XX в., первоначальный проект - архитектор Г. Ремеле; 1934-1936 - реконструкция и завершение строительства по проекту архитектора Д. Д. Булгакова). Ныне в здании размещаются Мособлспецстрой, кафе «Виллаж».
  • № 16/18, стр. 1 - Жилой дом. Здесь жил кинооператор и режиссёр Александр Гинцбург. Ранее на этом месте стоял доходный дом В. И. Канановой (1894, архитектор А. Ф. Мейснер).
  • № 16/18, стр. 2 - Жилой дом. В здании находится Стромынское отделение Сбербанка РФ № 5281/08.