Гармонизации жизни: Ведение дневника по методу Айры Прогоффа. Виды наблюдения в психологии

Гладарев Б. С. Дневниковый метод в изучении социальных сетей // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2002. № 14. C. 53-69.

Аннотация

В статье приводятся результаты пилотажного исследования, обосновываются преимущества и недостатки данного метода, а также выдвигаются предположения о перспективах его возможного использования в совокупности с другими качественными методами.


Ключевые слова

дневниковый метод; сетевой анализ; персональная сеть; качественные методы; микроуровневая социология; режим повседневности


Литература

Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей//Социологические исследования. 2000. №6. С. 78-87.

Штейнберг И. Русское чудо: локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация//Неформальная экономика. Россия и мир/Под ред. Т. Шанина. М.:Логос, 1999. С. 227-239.

Ожегов С. Словарь русского языка. Русский язык, издание пятнадцатое, стереотипное/Под ред. Н. М. Шведовой, 1984.

Scott J. Social Network Analysis: a Handbook. L.: SAGE Publications, 1991.

Social Structures: a Network Approach/Ed. by B. Wellman, S.D. Berkowitz. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the Problem of Agency//American Journal of Sociology. 1994. No.6. P. 1411-1454.

Burt R.S. Models of Network Structure//Annual Review of Sociology. 1980. No.6. P. 79-141.

Радаев В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.

Стендинг Г., Четвертина Т. Загадки российской безработицы (по материалам обследования Центров занятости Ленинградской области)//Вопросы экономики. 1993. №12.

Черныш М. Социальная мобильность в 1986-1993 годах//Социологический журнал. 1994. № 1.

Силвермен Д., Уолш Д., Филипсон М., Филмер П. Новые направления в социологической теории/Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1978.

Lonkila M. Social Network in Post-Soviet Russia: Continuity and Change in Everyday Life of St. Petersburg Teachers. Helsinki: Kikimora Publications, 1999.

Espaces, temporalites, stratifications. Exercises methodologiques sur le reseau/Ed. by M. Gribaudi. Paris: Editions de l"Ecole Hautes Etudes en Sciences Sociales, 1998.

Barth F. Scale and Network in Urban Western Society//Scale and Social Organization/Ed. by F. Barth. Oslo: Universitetsforlaget, 1978.

Вернер Ф.-Х. Биографический метод//Биографический метод в социологии: история, методология, практика/Под ред. Е. Мещеркиной, В. Семеновой. М., 1994.

Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish//Human Relations. 1954. No.7. P. 39-58.

Bott E. Family and Social Network. 2"d ed. N.-Y.: Free Press, 1971.

Изучение индивида, обычно ребенка, посредством ежедневной фиксации его поведения. Обычно используется в лонги-тюдных исследованиях развития речи.


Смотреть значение Дневниковый Метод в других словарях

Метод — м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. -дический, порядочный, правильный, основательный, постепенный;........
Толковый словарь Даля

Метод — (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. методический, напр. методбюро.
Толковый словарь Ушакова

Дневниковый Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: дневник, связанный с ним. 2. Свойственный дневнику, характерный для него.
Толковый словарь Ефремовой

Метод М. И Устар. Метода Ж. — 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности.
Толковый словарь Ефремовой

Метод... — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: методический (методбюро, методкабинет, методобъединение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Аналитический Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели.
Политический словарь

Бихевиоральный Метод — (от англ. "бихевиор" - поведение) - в политологии предполагает исследование политических явлений и процессов через анализ поведения индивидов и групп при исполнении........
Политический словарь

Дельфийский Метод, Метод Делфи — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего........
Политический словарь

Матричный Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц........
Политический словарь

Метод — - средство анализа, способ проверки и оценки знания.
Политический словарь

Метод Деструктивной Отнесенной Оценки — Метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации........
Политический словарь

Метод Индивидуальной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта.
Политический словарь

Метод Интервью — Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме "вопрос -- ответ".
Политический словарь

Метод Исторической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.
Политический словарь

Метод Коллективной Генерации Идей — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного........
Политический словарь

Метод Коллективной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной объективированной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных........
Политический словарь

Метод Математической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием........
Политический словарь

Метод Построения Прогнозного Сценария — Аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при........
Политический словарь

Метод Прогнозирования — Способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Примечание. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.
Политический словарь

Метод Психо-интеллектуальной Генерации Идей — Метод индивидуальной экспертной оценки, при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощью программированного управления, включающего обращение к........
Политический словарь

Метод Управляемой Генерации Идей — Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Политический словарь

Метод Эвристического Прогнозирования — Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики.
Политический словарь

Метод Экспертных Комиссий — Метод коллективной экспертной оценки, состоящий в совместной работе объединенных в комиссию экспертов, разрабатывающих документ о перспективах развития объекта прогнозирования.
Политический словарь

Опережающий Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике.
Политический словарь

Патентный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и исследовании динамики их патентования.
Политический словарь

Публикационный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их публикования.
Политический словарь

Синоптический Метод — Метод прогнозирования, основанный на анализе экспертами известного множества прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона с последующим их синтезом.
Политический словарь

Системный Метод В Политологии — - рассмотрение политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Политический словарь

Сравнительный Метод В Политологии — - сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач.
Политический словарь

Статистический Метод Прогнозирования — Фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования.
Политический словарь

Радиозамеры. Что представляет собой исследование радиослушания в Украине?

Какие существуют методы исследования радиослушания, и почему в Украине радио измеряется по методике DAR CATI.

В январе 2012 года украинские радиокомпании получили наконец-то заветный инструмент для предметного разговора с потенциальными рекламодателями - новое, прозрачное, устраивающее всех игроков, исследование радиослушания по методике DAR CATI. Инициатором запуска исследования стала отрасль, а именно: два крупнейших радиохолдинга - ТАВР Медиа и радиогруппа УМХ и три сетевых рекламных агентства - Publicis Groupe, Группа АДВ Украина, GroupM. При поддержке Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ) они консолидировали усилия в составе Радиокомитета и создали этот проект. Почему же им не жилось спокойно, и они решили вкладывать средства и усилия в запуск нового исследования радиослушания?

До 2012 года снабдить потенциального рекламодателя максимально полной информацией по смотрению и составу аудитории из электронных СМИ могло только телевидение. Рекламодатель, ставший особенно требовательным в период кризиса и ограниченных рекламных бюджетов, требовал аналогичной информации и по другим медиа. У радио на тот момент не было отдельного индустриального исследования, которое давало бы однородные данные по всей стране.

В 2011 году Радиокомитет объявил тендер на проведение нового исследования, параметры которого определили компании-участники комитета. Оно охватывало более широкую аудиторию в возрасте от 12 до 65 лет, включало информацию по всем городам Украины с населением 50 тыс. + и т.д. Методика исследования - DAR CATI. Тендер выиграла исследовательская компания GfK. А с декабря 2012 года начался новый этап развития рынка радио в Украине - новое исследование было запущено, еще один огромный шаг к более цивилизованным взаимоотношениям на рынке сделан. Оставалось дождаться, чтобы весь рынок принял предложенные лидерами изменения.


Дневники, звонки или браслеты?

Из чего же нам приходилось выбирать при запуске исследования радиоаудитории в Украине? Выбирая методику исследования радиослушания, мы изучали опыт европейских стран и США. И получилось достаточно интересно. США и Великобритания до сих пор меряют радио дневниковым методом, а вот Франция и Германия выбрали, как и мы, САTI.


Дневниковые исследования

Дневниковые исследования - один из наиболее традиционных методов измерения медиа аудитории. Он дает вполне точную и достаточно адекватную картину. Для организации такого исследования набираются люди, которые согласны за определенную сумму каждый день с точностью до 15 минут заполнять онлайн или в бумажной версии анкету-дневник, отмечая, какую радиостанцию они слушали, где и т.д.

Дневниковое исследование может проводиться от 1 до 12 раз в год, однако практика показывает, что в среднем речь идет обычно о трех-четырех волнах за год. К примеру, в США основной национальный проект - RADAR (Radio’s All Dimension Audience Research) использует метод однонедельной дневниковой панели, и сегодня данные поставляються четыре раза в год. Выборка (12+) -395 тыс. респондентов в год. В Великобритании с 1992 года существует RAJAR (Radio Joint Audience Research), данные этого исследования также поставляются четыре раза в год. Организаторы - BBC и CRCA (Commercial Companies Radio Association) Метод - все та же однонедельная дневниковая панель. Выборка (15+) - 110 тысяч человек в год.

Как уже говорилось, дневники можно вести в бумажном варианте, онлайн и даже давать информацию по телефону(исследование Day-After-Recall). Но здесь с участника исследования снимается ответственность и добавляется работа оператором колл-центра исследовательской компании: дозвониться до человека каждый день в одно и то же время бывает проблематично. Как результат - пробелы в данных.

Следующая вариация дневникового исследования - панельное, при котором делается все то же самое, только в течение длительного времени - месяца, квартала, полугодия. Однако я не знаю стран, где такие исследования бы проводились сегодня. Дело в том, что люди устают заполнять дневники каждый день и уже на второй неделе качество заполнения существенно падает.

При помощи этого метода радиоаудитория измерялась до 2012 года в рамках проекта ММІ Украина. Однако в данном случае большую роль играет человеческий фактор: далеко не все, кто согласился принимать участие в исследовании, каждый день заполняет дневник, аккуратно вносит данные по месту прослушивания и радиостанции. Кроме того, метод не позволял достигать наиболее «желанную» социально активную аудиторию с доходом выше среднего, представители которой не хотели проделывать возиться с заполнением дневников.

Еще одним минусом дневников является низкая возможность контроля качества исследования. Проверить, кто именно, как и когда заполнял дневник почти не возможно, особенно когда речь идет о бумажной версии.

Метод общей оценки аудитории

Данное исследование относится также к опросным и используется для исследования конкурентной ситуации и оценки профиля аудитории радиостанций. Сразу оговорюсь, что такой метод наиболее эффективен и чаще всего используется для исследования недавно вышедшей на рынок радиостанции.

Путем личного (face-to-face) интервью или интервью по телефону (CATI - Computer Assisted Telephone Interview), исследователь собирает информацию по общему охвату радиостанции или радио в целом в разные периоды времени. Типичный вопрос звучит так: "Слушали ли Вы радио вчера (в течение последней недели, месяца)?" Как правило, используется для сбора данных по той или иной радиостанции.

Метод CАТI, как я уже говорила, сегодня используется для исследования радиослушания во Франции. Его ведет компания «Médiamétrie». В ней за измерения радиоаудитории отвечает Comité Radio. Национальная выборка (13+) - 126 тысяч человек в год. В Германнии измерение аудитории радио ведется под руководством организации AGMA (Arbeitsgemeinschaft Media Analyse).

С 1972 по 1999 использовался метод дневниковых исследований и личного интервью(face to face). С 1999 года по данное время используется метод CATI. Национальная выборка (немецкоязычное население в возрасте 10+) до 65 тысяч респондентов за волну. За год - три волны исследования.

Recency-Frequency

"Как часто Вы слушаете эту радиостанцию?" (Frequency); "Когда в последний раз слушали эту радиостанцию?" (Recency) - эти вопросы включаются в опросник при использовании данного метода исследования помимо упомянутых выше.

Эти данные важны для составления портрета аудитории радиостанций для одного дня. Анкету можно усложнять дополнительными пунктами по каждому дню недели, разбивая день на части и т.д. Но чем больше вопросов и чем меньше интервал (30 минут, 15 минут), тем с большей неохотой отвечает человек и тем больше он ошибается.

Методика Day After Recall (DAR)

Если скрестить «плюсы» двух предыдущих методов, мы получим описание методики DAR. Опрос проводится в течение нескольких недель, временные промежутки - 15 минут, опрос - за вчерашний день. В итоге мы получаем полную картину по аудитории на каждый день недели и на конкретную дату за бОльший, необходимый нам, промежуток времени.

Достоверности полученной информации способствует 100% запись всех интервью, а также аудит качества исследования со стороны заказника исследования. Именно высокая контролируемость, возможность работать с 15 минутными интервалами и достижимость аудитории с доходом выше среднего стали главными аргументами в пользу этого метода

Автоматизированные методы

На них остановлюсь детальнее и вот почему. Радиокомитет часто спрашивают, иногда с доброй долей ехидства - мол, метод исследования у вас не лучший. Вот в развитых странах используют автоматизированные методы - так называемые, «радиобраслеты». Они одеваются на руку слушателя и автоматически отсылают информацию о том, что слушает и слышит человек в течение дня в исследовательскую компанию. Данные обрабатываются, сверяются с эфиром радиостанций. Многие уверенны, что это более современно и качественно.

Да, отвечаем мы. Продвинуто, современно, модно и пока мало изучено с точки зрения плюсов и минусов. Мы, со своей стороны, для себя в этой системе нашли серьезные недостатки. Человек в течение дня слушает радио при помощи приемника в машине, через телефон, интернет и так далее- то есть, использует разные точки доступа к эфиру любимой радиостанции. А «браслет» ловит только внешние шумы. Когда вы в наушниках, как зафиксировать слушание? А ведь это - одно из наиболее качественных потреблений продукта, по сравнению с фоновым слушанием в магазине или маршрутке. При использовании автоматизированных методов исследовательской компании нужно договориться с каждой радиостанцией и установить оборудование, которое специальным образом кодирует сигнал. Пока 100% станций не закодировано полной картины по слушанию радио в целом получить невозможно. Закодировать же небольшие региональные станции, например, очень тяжело.

Конечно, очень удобная вещь мобильный, переносной PM - Роrtable People Meter (PPM) - что-то вроде напульсника или наручных часов. Да, человеку не нужно запоминать или вспоминать, что слышал в течение дня, достаточно просто носить PPM. Однако наиболее она эффективна, когда один и тот же исследователь использует ее и для исследования ТВ и для исследования радио, то есть, один и тот же прибор PPM замеряет все электронные медиа. Будет необходимость в PPM - уверена, что отрасли радио и ТВ сядут за стол переговоров и договорятся, однако, по моим ощущениям, пока обе индустрии к этому не готовы.

На сегодня PPM используют Норвегия, Швейцария, Дания, Исландия, Бельгия, Канада, Казахстан. Норвегия была первой, здесь портативные пиплметры используют с середины 2006 года. Основной метод - «Arbitron PPM». Оператор - TNS Gallup Национальная выборка (12+) - 500 человек непрерывно. Однако в Норвегии параллельно долгое время шло и исследование методом CATI.

В Швейцарии в 2007 году создана специальная отраслевая структура - «Mediapulse». В исследованиях используется метод «Radiocontrol», однонедельная автоматизированная панель, сбор данных при помощи радиочасов. Национальная выборка - граждане страны и резиденты в возрасте 15 тыс. +, более 26 тысяч человек в год.

Да, из последних новостей. Относительно недавно ВЦИОМ презентовал в России методику измерения радиослушания при помощи смартфонов и технологи Audio Signaturе. Сегодня этот метод планируют использовать и Чехии, однако, не как основной, а как дополнительный, наряду с традиционными телефонными опросами. Вне зоны исследования с использованием смартфонов оказываются, и будут оказываться некрупные радиостанции, о чем в интервью российскому РадиоПорталу рассказал Томаш Говорски, технический директор чешской компании «Медиан». И снова возвращаемся к тому. Что сегодня отрасль не готова резко менять устойчивое уже хорошее, на модное, но мало эффективное пока в наших условиях.

Стабильно и успешно

Прошло почти два года с начала запуска исследования. Что мы получили на сегодняшний день? Исследование признали даже наиболее критично настроенные изначально игроки. Первой нашей победой было присоединение к исследованию BRG(Business Radio Group) и Радио «Эра» в начале 2013 года. Второй важный этап - в сентябре участниками исследования стали две региональных радиостанции - «FM Галичина» из Львова и «РадиоМикс» из Днепропетровска. То есть, работать цивилизованно на рекламном рынке теперь хотят не только крупнейшие игроки. Надеемся, что это только начало и в 2014 году участие в исследовании примет значительно больше региональных радиостанций. А мы - только за цивилизованный поход и развитие индустрии как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

В итоге, сегодня участниками исследования являются (а, значит, фигурируют в публичных данных) радиостанции:

  • ТАВР Медиа («Русское радио», «Хіт FM», «KISS FM», радио «Relax», радио «Мелодия», радио ROKS),
  • радиогруппа УМХ («Авторадио», «Наше радио», «Ретро FM», Europa Plus, «Голос Столицы», «Джем FM», Lounge FM),
  • Бизнес радио групп (радио «Шансон», «Шарманка», «Бизнес радио», «Ренессанс», «Dj FM»);
  • Радио «Ера»;
  • «Люкс ФМ»;
  • Super Radio;
  • Просто Радио;
  • Народное радио;
  • «Европа Плюс»;
  • «Радио 24»
  • «Галичина FM»
  • «РадиоМикс»

Исследование сегодня включает несколько групп данных: по всей Украине (города с населением 50 тысяч+), по Киеву и отдельно - по городам - миллионникам (куда и войдет информация по нашим двум региональным участникам). Наша задача на ближайшие пару лет - чтобы исследование стало привычным инструментом для региональных игроков. Это сделает наш рынок прозрачнее, понятнее для рекламодателя, а, значит, и привлекательнее.

В 2013 году запланировано 5 поставок данных. Мы обнародовали результаты трех из них, и можем сказать, что, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, по данным второй волны исследования, аудитория радио в Украине выросла практически на полмиллиона слушателей. Все это дает нам повод смотреть в будущее радио с оптимизмом и работать над продвижением исследования и радио как медианосителя и дальше.

Катерина Мясникова, руководитель Радиокомитета, исполнительный директор НАМ

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызва

ны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

1.5 Собственно психологические методы

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования (5, 6, 8, 9, 14, 15).

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемым данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко (13).

1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей).

2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) - изменение электропроводимости кожи.

3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения - при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей - "индукционная методика", под действием кофеина и других фармакосредств).

4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др.

5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма).

6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие).

7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального - левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

1. Беседа - метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

2. Интервью - особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой - ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

3. Анкетирование - получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме - открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).

Возрастно-психологические методы "поперечных" и "продольных" срезов.1. "Поперечные" срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А. Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными "срезами", т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

2. "Продольные" (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах - более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты - графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Метод дневников.

Характерным признаком этого метода является его обезличенность и предельная объективность. Реализация метода возможна лишь при наличии документальных источников, по которым исключительно и проводится акт экспертизы. Чаще всего метод используется в структуре управления с жестко регламентированной системой должностных инструкций. Объектом экспертной оценки выступают, как правило, вахтовый журнал, инструктивные документы, на основе которых вырабатываются рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий.

Метод Дельфи.

Метод Дельфи является, пожалуй, самым популярным из экспертных методов, и его популярность напрямую связана с эвристическими возможностями самого метода, позволяющими решать сложные комплексные задачи. Метод Дельфи был разработан в 1964 г. сотрудниками научно исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т. Гордоном.

Сущность метода заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов по интересующей организаторов экспертизы проблеме. Метод предполагает серию опросов экспертов, не имеющих возможности вступать друг с другом в непосредственный контакт и получающих информацию о заключениях других лишь по их письменным отчетам. Цель метода заключается в вынесении объективной и точной оценки существующих альтернатив с целью принятия оптимальных и социально приемлемых решений.

На первом этапе экспертам предлагают дать заключение о целесообразности выбора того или иного варианта решения проблемы, основанного на логике доказательства такого выбора и интуиции эксперта. На втором этапе (обсуждения) эксперты обмениваются заключениями через координатора экспертизы, учитывая во втором варианте собственного отчета доводы и аргументацию своих коллег. Процесс экспертизы может продолжаться до тех пор, пока не будет получена максимально консолидированная оценка экспертами сложившейся проблемной ситуации и предложен наиболее оптимальный и обоснованный способ ее решения.

Использование метода возможно лишь при соблюдении ряда условий, способных оказать влияние на его эффективное применение в отборе наилучшей альтернативы. Организационные требования к использованию метода Дельфи.

  • 1. Группы экспертов должны быть стабильными и численность их должна удерживаться в определенных рамках.
  • 2. Время между этапами опроса должно составлять не более месяца.
  • 3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.
  • 4. Число туров (этапов) должно быть достаточно, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин.
  • 5. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.
  • 6. Необходима формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.
  • 7. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.
  • 8. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходность этих оценок.
  • 9. В ходе реализации метода должен проводиться систематический отбор экспертов, основанный на данных экспертизы по турам и самооценкам.

Важнейшим достоинством метода является использование в нем количественных показателей, позволяющих делать точные и аргументированные заключения.

Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод применяют для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств. Например, оценка нескольких технических проектов по их степени соответствия заданному критерию, во время соревнования оценка судьями выступления фигуриста.