Фразеологизмы на немецком. es faustdick hinter den Ohren haben - себе на уме. j-m. hat die Sprache verloren - онеметь, набрать в рот воды

Как известно, художественные тексты изобилуют всевозможными фразеологическими оборотами, которые нередко вызывают трудности при переводе. Поиск соответствующего эквивалента в языке перевода занятие нелёгкое и требует соответствующих навыков от переводчика. В настоящее время используется четыре способа образной фразеологии .: фразеологические эквиваленты, фразеологические аналоги, дословный перевод (калькирование) и описательный перевод. Рассмотрим детальнее каждый из видов.

При использовании фразеологических эквивалентов сохраняется весь комплекс значений переводимой единицы. В этом случае в языке перевода имеется образный фразеологизм, совпадающий по всем параметрам с фразеологической единицей оригинала, например:

mit dem Feuer spielen - играть с огнём;

das Eisen schmieden solange es heiß ist - куй железо, пока горячо.

Второй тип фразеологических соответствий представляют так называемые фразеологические аналоги. В случае отсутствия фразеологического эквивалента, следует подобрать в языке перевода фразеологизм с таким же переносным значением, основанном на ином образе. Например:

eine Schulter zum Weinen haben - плакаться кому-либо в жилетку;

die Gunst der Stunde nutzen - куй железо, пока горячо;

jdn auf frischer Tat ertappen - поймать на месте преступления.

Дословный перевод (калькирование) фразеологических единиц может быть применён лишь в том случае, если в результате калькирования получается выражение, образность которого легко воспринимается русским читателем и не создаёт впечатления неестественности и несвойственности общепринятым нормам русского языка. Например:

das Pferd beim Schwanz aufzäumen - поставить телегу впереди лошади;

wer im Glashaus sitzt, sollte nicht mit Steinen werfen - люди, живущие в стеклянных домах, не должны бросаться камнями;

В случаях, когда фразеологическая единица не имеет в русском языке ни аналога, ни эквивалента и не подлежит дословному переводу, переводчику необходимо прибегнуть к описательному переводу. Например:

Leichen im Keller - семейная тайна; неприятность, скрываемая от посторонних;

wie ein Honigkuchenpferd grinsen - ухмыляться во весь рот;

spitze - отличная вещь, нечто весьма крутое.

С учётом вышесказанного, можно выделить следующие правила перевода фразеологизмов:

1. Оптимальным переводческим решением является поиск идентичной фразеологической единицы. Однако следует признать, что число подобных соответствий в английском и русском языках крайне ограничено.

2. При отсутствии непосредственных соответствий фразеологизм, употреблённый в языке оригинала, можно перевести с помощью аналогичной фразеологической единицы, хотя он и будет построен на иной словесно-образной основе. Следует также учитывать, что стилистическая или эмоциональная окраска не всегда совпадают. В этом случае взаимозамена невозможна.

3. Калькирование, или дословный перевод, иногда допустимы, хотя этот метод не всегда является эффективным. Интересно, что порой переводчикам удаётся внедрить в язык перевода и даже культуру новую фразеологическую единицу.

4. При переводе текстов культурно-исторической тематики применяют калькирование наряду с объяснением в возможно более кратком виде. Такой вид перевода называется двойным, или параллельным.

Типично немецкие фразеологизмы.


Фразеологизмы являются тем лингвистическим богатством, которое формировалось в языке на протяжении многих веков. Для того, чтобы полноценно общаться с носителями языка, недостаточно знать грамматику и обладать большим словарным запасом. Именно знание фразеологии, поговорок и устойчивых выражений говорит о глубоком проникновении в иностранный язык.

В любом европейском языке можно найти множество сходных фразеологизмов, что не удивительно, поскольку большая часть крылатых выражений была позаимствована из одних и тех же источников: античной мифологии и Библии. Однако в каждом языке постепенно образовывались свои фразеологизмы, связанные с историческими и культурными реалиями страны и нередко не имеющие аналогов в других языках. В этой статье мы расскажем о некоторых крылатых выражениях, которые могут считаться типично немецкими.

Deutscher Michel / Немецкий Михель /

Немецкий Михель является аллегорической фигурой, персонифицирующей весь немецкий народ (подобно американскому дядюшке Сэму или французской Марианне). Это понятие возникло в Средние века, когда стало проявляться большое разделение между высшими слоями общества, использующим латынь в качестве языка образования, и простым народом.

Немецкий Михель представлял собой образ настоящего немца, хотя простого и необразованного, но хранящего верность родному языку и традициям. Таким образом, в немецкой культуре это был своеобразный патриотический символ. Но с XIX века выражение стало постепенно приобретать шутливо-иронический оттенок и начало использоваться, когда речь шла о «квасном» патриотизме. Фигура стала олицетворять простоватого и недалекого человека.

Немецкого Михеля изображали на карикатурах в виде человека в ночном колпаке или шапке с кисточкой, которая являлась обязательным атрибутом.

Hier stehe ich, ich kann nicht anders / На сем стою и не могу иначе /

Известное высказывание приписывается Мартину Лютеру, который якобы произнес эти слова в 1521 году своей речи перед рейхстагом в городе Вормс, где он выступал перед представителями различных сословий. Основоположника Реформации принуждали отречься от его взглядов, на что он ответил: «На сем стою и не могу иначе, Бог да поможет мне, аминь». Впрочем, подлинность этого высказывания не доказана.

Etwas auf die lange Bank schieben / Засовывать что-либо в длинную скамью /

Фразеологизм является сходным с русской поговоркой «откладывать в долгий ящик». Он возник в городе Регенсбург, в ратуше которого проходили заседания рейхстага Священной Римской империи.

Это государственное образование, просуществовавшее более восьми столетий, охватывало различные страны, в том числе и территорию современной Германии. Поэтому парламент, заседавший в Регенсбурге, был особенно значительный, в нем рассматривались многие крупные дела. Число посланников из разных частей Священной Римской империи было настолько велико, что им приходилось подолгу ожидать вынесения решения. Принесенные документы складывались в особые большие сундуки, которые можно было использовать как скамьи.

Нередко ожидание процесса затягивалось надолго, так что о некоторых делах просто забывали, и они оставались лежать в сундуках мертвым грузом, и так в языке появился этот фразеологизм.

Etwas am grünen Tisch entscheiden / Решать что-то за зеленым столом /

Еще одно выражение, связанное с рейхстагом в Регенсбурге, которое означает какое-то бюрократическое решение, принятое без знания дела и являющееся неблагоприятным для народа. Этот фразеологизм объясняется тем, что в городской ратуше стол, за которым проходили заседания парламента, был покрыт зеленым бархатом.

Auf der Bärenhaut liegen / Лежать на шкуре медведя /

Фразеологизм аналогичен русскому «бить баклуши». В своем знаменитом сочинении, посвященном жизни древних германцев, римский историк Тацит описал некоторые обычаи, в том числе и о том, что эти племена для отдыха использовали медвежьи шкуры. Однако выражение «auf der Bärenhaut liegen» стало известно благодаря шутливой песне «Тацит и древние германцы», сочиненной студентами XIX в веке, в которой были такие слова:

An einem Sommerabend / Одним летним вечером /
Im Schatten des heiligen Hains, / В тени священной дубравы /
Da lagen auf Bärenhäuten / На медвежьих шкурах /
Zu beiden Ufern des Rheins / По обеим сторонам Рейна /
Verschiedene alte Germanen, /Лежали разные древние германцы, /
Sie liegen auf Bärenhäuten / Они лежали на медвежьих шкурах /
Und trinken immer noch eins. /И выпивали снова и снова. /

Hans im Glück / Счастливчик Ганс /

Счастливчиком Гансом называют беззаботного и беспечного человека.


Это имя было позаимствовано из одноименной сказки братьев Гримм, в которой простофиля Ганс получает в качестве платы за семилетнюю работу слиток золота. Вначале парень меняет его на лошадь, которую вскоре обменивает на корову, а затем следует обмен на свинью и гуся. В конце концов Ганс остается с простыми булыжниками, которые случайно падают в колодец, и он чувствует себя освобожденным от тяжелой ноши и совсем счастливым.

Ab nach Kassel! /Прочь в Кассель! /

Это выражение используют, когда хотят, чтобы кто-то ушел, исчез, потому оно звучит достаточно недружелюбно (можно сравнить с русским «отвали!»). Однако если фразеологизм используют в общении с друзьями, то он не несет негативного оттенка и звучит шутливо. Крылатое выражение возникло в 1870 году, когда после поражения Франции в войне с Германией Наполеон III был арестован и послан в один из замков города Касселя в земле Гессен, причем народ, присутствовавший на вокзале при отправке императора, кричал «Прочь в Кассель!».

Berliner Luft / Берлинский воздух

Выражение возникло благодаря оперетте Пауля Линке «Фрау Луна», один из самых популярных номеров которой так и называется - «Берлинский воздух». Эта песня, написанная в стиле марша, стала неофициальным гимном столицы Германии и считается одним из наиболее известных немецких шлягеров XX века.

В настоящее время выражение «Берлинский воздух» используется, когда хотят подчеркнуть культурную и социальную атмосферу столицы, а также особое жизнеощущение берлинцев.


Quelle der Zitate:http://www.de-online.ru

Чтобы говорить о приемах перевода ФЕ, нужно всю фразеологию данного языка расклассифицировать по какому-то обоснованному критерию на группы, в границах которых наблюдался бы как преобладающий тот или иной прием, тот или иной подход к передаче ФЕ. Многие авторы в качестве исходной точки берут лингвистические классификации, построенные в основном на критерии неразложимости фразеологизма, слитности его компонентов, в зависимости от которой и от ряда дополнительных признаков--мотивировки значения, метафоричности и т.п.,--определяется место ФЕ в одном из следующих трех (четырех) разделов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства (метафорические единицы), фразеолологические сочетания и фразеологические выражения (Ш. Балли, В. В. Виноградов, Б. А. Ларин, Н. М. Шанский). Показательной в отношении творческого использования такой классификации в теории и практике перевода можно считать работу Л. В. Федорова. Разобрав основные для того времени (1968) лингвистические схемы, он останавливается на предложенной В. В. Виноградовым и осмысливает ее с точки зрения переводоведения. Например, он отмечает отсутствие четких границ между отдельными рубриками, «разную степень мотивированности, прозрачности внутренней формы и национальной специфичности» единств, которая может потребовать от переводчика «приблизительно такого же подхода, как идиомы». Та же классификация «весьма удобна для теории и практики перевода» и по мнению Я. И. Рецкера, который, однако, берет из нее только единства и сращения, считая, что по отношению к этим двум группам ФЕ следует применять неодинаковые приемы перевода: «перевод фразеологического единства должен, по возможности, быть образным», а перевод фразеологического сращения «осуществляется преимущественно приемом целостного преобразования».

Такой подход к классификации приемов перевода ФЕ нельзя считать неправильным, так как от степени слитности компонентов несомненно зависит в некоторой мере и возможность полноценного перевода, выбор наиболее удачных приемов. Однако, как было отмечено, ведущие теоретики перевода, опираясь на лингвистические схемы, насыщают их своим содержанием, делают ряд модификаций и оговорок, вводят дополнительно деление на образные и необразные единицы, на фразеологизмы пословичного и не пословичного типа и т.д.

Возможности достижения полноценного словарного перевода ФЕ зависят в основном от соотношений между единицами ИЯ и ПЯ:

  • 1) ФЕ имеет в ПЯ точное, не зависящее от контекста полноценное соответствие (смысловое значение+коннотации);
  • 2) ФЕ можно передать на ПЯ тем или иным соответствием, обычно с некоторыми отступлениями от полноценного перевода, переводится вариантом (аналогом);
  • 3) ФЕ не имеет в ПЯ ни эквивалентов, ни аналогов, непереводима в словарном порядке.

Несколько упрощая схему, можно сказать, что ФЕ переводят либо фразеологизмом (первые два пункта) -- фразеологический перевод, либо иными средствами (за отсутствием фразеологических эквивалентов и аналогов) -- нефразеологический перевод.

Это, разумеется, полярные положения. Между ними имеется множество промежуточных, средних решений, с которыми связано дальнейшее развитие нашей схемы: приемы перевода в других разрезах -- в зависимости от некоторых характерных признаков и видов ФЕ (образная -- необразная фразеология, ФЕ пословичного -- непословичного типа), перевод с учетом стиля, колорита, языка, авторства отдельных единиц и т.д. Эти дополнительные аспекты полнее представят проблему перевода ФЕ, расширят и облегчат выбор наиболее подходящего приема.

Фразеологический перевод

Зачастую переводчику для перевода фразеологизмов не требуется создания новых, ранее не известных устойчивых выражений. Часто в языке уже существуют точно такие же или похожие фразеологические единицы, которые передают такой же смысл. Фразеологический перевод предполагает использование в тексте перевода устойчивых единиц различной степени близости между единицей ИЯ и соответствующей единицей ПЯ -- от полного и абсолютного эквивалента до приблизительного фразеологического соответствия.

Рассмотрим варианты фразеологического перевода.

Фразеологический эквивалент

Фразеологический эквивалент -- это фразеологизм на ПЯ, по всем показателям равноценный переводимой единице. Как правило, вне зависимости от контекста он должен обладать теми же денотативным и коннотативным значениями, т. е. между соотносительными ФЕ не должно быть различий в отношении смыслового содержания, стилистической отнесенности, метафоричности и эмоционально-экспрессивной окраски, они должны иметь приблизительно одинаковый компонентный состав, обладать рядом одинаковых лексико-грамматических показателей: сочетаемостью (например, в отношении требования одушевленности/неодушевленности), принадлежностью к одной грамматической категории, употребительностью, связью с контекстными словами-спутниками и т.д.; и еще одним--отсутствием национального колорита.

Значительному числу фразеологизмов в немецком языке можно найти полные соответствия в русском. Так, например, немецкому фразеологизму - Es ist nicht alles Gold, was glenzt соответствует русский: Не все то золото, что блестит. В данном примере мы можем видеть полное семантическое соответствие. Смысл, который был заложен в языке оригинала, полностью сохранен при переводе. Читатель воспринимает данный фразеологизм одинаково, прочитав его и на русском, и на немецком языке, то есть у обоих рецепторов информации возникает одна и та же предметная ситуация, одна и та же картина отражения действительности. Таким образом, и русский, и немец, увидев или услышав, данный фразеологизм, поймут, что речь идет о том, что не все то, что кажется красивым или правильным на самом деле таковым является. Не нужно быть падким на внешний антураж, нужно докапываться до истины.

Что касается грамматического уровня, то в данном примере, мы может видеть не полное соответствие. Так, первая часть высказывания относится к настоящему времени- Es ist nicht alles Gold, так же как и в русском соответствии, а вот во второй части появляется форма прошедшего времени - was glenzt. В русском варианте обе части данного фразеологизма относятся к настоящему времени. Однако, эти несоответствия во времени несколько не мешают пониманию смысла.

Относительно лексики, можно сказать, что она полностью эквивалента в обоих случаях. И в русском, и в немецком фразеологизме использована нейтральная лексика, которая полностью соответствует замыслу передачи содержания.

Рассмотрим еще варианты перевода с полным фразеологически эквивалентным переводом.

Так, например, немецкому фразеологизму Auf alle Knopfe drucken можно найти вариант перевода - Нажать на все кнопки. Такой перевод соответствует оригиналу на всех уровнях, а именно, на лексическом, грамматическом и семантическом. Единственная отличительная особенность касается порядка слов. Так, в немецком языке инфинитив находится на последнем месте, что, собственно, является правилом немецкого языка. Согласно же русской грамматики и нормам сочетаемости инфинитив ставится на первое место. Более того, в данном высказывании он является самой значимой частью в выражении, и в соответствии с тема-рематическими членением высказывания выносится в начало.

Точно такую же особенность демонстрирует следующий пример: An der Strippe hangen- Висеть на телефоне.

Можно наблюдать полное семантическое и лексическое соответствие. Подобрана лексика, которая полностью соответствует друг другу в обоих языках. Семантика немецкого высказывания также находит свое полное отражение в русском варианте. Так, прочитав данный фразеологизм и на русском, и на немецком, у читателя будет складываться и представляться в воображении одна и та же картина отражения действительности.

Грамматика, за исключением порядка слов, также равноценна.

Подобных примеров с соответствием немецкого и русского достаточно много. По такому же принципу строятся следующие фразеологизмы: Auf Kohlen sitzen.- Сидеть как на иголках; Donner und Blitz schleudern. - Метать гром и молнию; Einen Schatten auf j-n / etw. werfen.- Бросить тень на кого-либо/на что-либо. В данных примерах можно наблюдать полное соответствие на лексическом и семантическом уровнях. Что касается, грамматического уровня, то, как уже было описано выше, единственное различие заключается в порядке слов в фразеологизме. Однако в целом, это не затрудняет понимание, поэтому фразеологизмы полностью эквивалентны.

Относительный фразеологический эквивалент

Относительный фразеологический эквивалент уступает полному лишь в том, что отличается от исходной ФЕ по какому-либо из показателей: другие, часто синонимические компоненты, небольшие изменения формы, изменение синтаксического построения, иные морфологическая отнесенность, сочетаемость и т.п. В остальном он является полноценным соответствием переводимой ФЕ, «относительность» которого скрадывается контекстом.

Различие может быть, например, в сочетаемости. Если сравнить нем. da lachen (ja) die Huhner! с его русским аналогом курам на смех, то нетрудно заметить, что при переводе придется русский эквивалент либо «подгонять» под соответствующую немецкую единицу и превратить ее в самостоятельную экспрессивную фразу: «да это же курам на смех!», либо, если этого сделать нельзя, искать других соответствий.

Вообще абсолютное большинство фразеологизмов переводится на русский язык как раз таки при помощи относительного эквивалента. Поиск таких эквивалентов часто не составляет особого труда.

Рассмотрим примеры таких вариантов перевода.

An einem seidenen Faden hangen.(досл.-висеть на шелковой нитке) - висеть на волоске.

В данном случае семантика у немецкого и русского фразеологизма полностью совпадает. В одной и той же предметной ситуации будет использован один и тот же фразеологизм, только то, что в немецком языке выражено как- шелковая нитка, в русском фразеологическом выражении будет волоском. Однако, семантика у этих фразеологических выражений одинакова. То есть, в одной и той же ситуации, будет использован тот же самый фразеологизм, с той только разницей, что в немецком - это будет нитка из шелка, а в русском - волос.

Таким образом, мы видим, что только лексические составы фразеологических единиц слегка отличаются друг от друга. Это обусловлено различием традиций в использовании фразеологизмов.

Что касается грамматики, то ситуация точно такая же как с полностью эквивалентными фразеологизмами. Единственное отличие, заключается в грамматической особенности постановки слов.

Следующий фразеологизм - Aus einer Mucke einen Elefanten machen, демонстрирует те же самые особенности и на семантическом, и на лексическом, и на грамматическом уровне. Дословно данный фразеологизм переводится как - делать из комара слона. В русской фразеологии в ситуации излишнего преувеличения используют похожий фразеологизм, и вместо комара, в русской традиции, из мухи делают слона. Таким образом, семантика обоих выражений одинакова. И то, и другое, используют в одной и той же ситуации.

Следующий пример демонстрирует уже полное различие, касательно лексического уровня: Den Mantel nach dem Wind hangen. Дословно данный фразеологизм будет переводиться как - вешать пальто по ветру. В русском языке существует эквивалент данного фразеологизма: плыть по течению. То есть, оба этих фразеологизма состоят из отличной друг от друга лексики.

Что касается семантики, то и в русском, и в немецком варианте она одна и та же. Человек, произнося эту фразу и на русском, и на немецком языке имеет в виду ситуацию, когда что-то остается без внимания, как есть, по наитию.

Что касается грамматики, то, в целом, структура сохранена. Изменения, которые произошли при переводе, так же как и в вышеописанных случаях касаются лишь порядка инфинитива в предложении.

Практически ко всем исследуемым примерам относится характеристика, описанная выше. Это касается и лексического, и семантического и грамматического уровня. Во всех примерах семантика фразеологизмов одинакова. Значение фразеологизмов на обоих языках одно и то же. Лексика отличается иногда значительно, а иногда всего лишь парой слов. Относительно грамматики можно сказать, что в ней лишь слегка изменен порядок слов, но, в целом, она практически идентична.

Так, например, большинство примеров, относится к частично эквивалентному фразеологическому переводу:

Den Teufel mit Beelzebub austreiben.-(досл. Изгонять дьявола с помощью Вельзевула)- Клин клином выбивают

Die Fuhler ausstrecken.-(досл. Выпустить щупальце)- Закинуть удочку.

Die Spuren verwischen.-(досл. Стирать следы)- Заметать следы.

Die Welt ist ein Dorf- (досл. Мир - деревня)- Мир тесен.

Einen Barenhunger haben.- (досл. Иметь медвежий голод)- Голодный как волк.

Etw. wie seine Westentasche kennen.- (досл. Знать как карман своей жилетки)- Знать как свои пять пальцев.

Таким образом, можно увидеть огромное количество фразеологизмов, которые являются практически полными эквивалентами. Только либо на лексическом уровне, либо на грамматическом у них есть различия. Как например, в вышеперечисленных примерах, во фразеологизме Die Fuhler ausstrecken при переводе использована полностью другая лексика.

А фразеологизм Einen Barenhunger haben демонстрирует при переводе полную замену грамматических конструкций. Инфинитивная конструкция оригинала заменена на сравнительное выражение- голодный как волк.

Нефразеологический перевод

Нефразеологический перевод, как показывает само название, передает данную фразеологическую единицу при помощи лексических, а не фразеологических средств ПЯ. К нему прибегают обычно, лишь убедившись, что ни одним из фразеологических эквивалентов или аналогов воспользоваться нельзя. Такой перевод, учитывая даже компенсационные возможности контекста, трудно назвать полноценным: всегда есть некоторые потери (образность, экспрессивность, коннотации, афористичность, оттенки значений), что и заставляет переводчиков обращаться к нему только в случае крайней необходимости.

К основным приемам нефразеологического перевода относят калькирование и описательный перевод.

Калькирование

Калькирование, или дословный перевод, предпочитают обычно в тех случаях, когда другими приемами, в частности фразеологическими, нельзя передать ФЕ в целости ее семантико-стилистического и экспрессивно-эмоционального значения, а по тем или иным причинам желательно «довести до зрения» читателя образную основу.

Предпосылкой для калькирования является достаточная мотивированность значения ФЕ значениями ее компонентов. То есть калькирование возможно только тогда, когда дословный перевод может довести до читателя истинное содержание всего фразеологизма (а не значения составляющих его частей). (Это осуществимо, во-первых, в отношении образных ФЕ, главным образом фразеологических единств, сохранивших достаточно свежей метафоричность (и истинных идиомах--фразеологических сращениях--образная основа почти не воспринимается, и кальки с них кажутся бессмыслицами); калькировать можно, во-вторых, ряд пословиц и, в первую очередь, таких, которые не обладают подтекстом. Этим приемом можно, в-третьих, передать и некоторые устойчивые сравнения, но только убедившись, что носитель ПЯ воспримет их правильно.

К калькам прибегают и в таких случаях, когда «семантический эквивалент» отличается от исходной ФЕ по колориту, или при «оживлении» образа.

Например, фразеологизм Weisse Rabe переводится при помощи калькирования - белая ворона. Причем данный фразеологизм имеет позитивное значение "умный, одаренный человек", в то время, как русский фразеологизм - негативное значение "непохожий на других". Таким образом, грамматика и лексика данных фразеологизмов будет полностью схожа, а вот в плане семантике, данные выражения будут иметь разные смыслы в немецком и русском языке.

Рассмотрим еще примеры перевода фразеологизмов при помощи кальки.

Eine schone Geste- Красивый жест

Как можно увидеть, грамматика в оригинале полностью уподоблена и в переводе: номинальная конструкция в немецком языке и соответствующая ей в русском.

На уровне лексика, также, можно увидеть полное соответствие. Лексика, что на исходном языке, что на переводящем языке одна и та же.

И на семантическом уровне тоже полное уподобление. Смысл и значение фразеологизма одинаково в обоих языках.

Точно такие же особенности на всех уровнях демонстрируют и следующие примеры:

Etw. mit Stumpf und Stiel ausrotten.- Вырвать что-то с корнем и стеблем.

Im siebenten Himmel sein.- Быть на седьмом небе.

Таким образом, характерной чертой калькирования является, в большинстве случаев, полное уподобление лексики, грамматики и семантики фразеологизма.

Описательный перевод

Описательный перевод ФЕ сводится, по сути дела, к переводу не самого фразеологизма, а его толкования, как это часто бывает вообще с единицами, не имеющими эквивалентов в ПЯ. Это могут быть объяснения, сравнения, описания, толкования--все средства, передающие в максимально ясной и краткой форме содержание ФЕ, все с тем же неизменным стремлением к фразеологизации или хотя бы намеку и на коннотативные значения.

В контексте этот путь перевода самостоятельного значения не имеет, так как в любом случае переводчик постарается вплести содержание ФЕ в общую ткань таким образом, чтобы правильно были переданы все элементы текста в целом, т. е. прибегнет к контекстуальному переводу.

Рассмотрим примеры описательного перевода фразеологизмов.

Daumchen drehen. - (досл. Вертеть большими пальчиками) Ничем не заниматься. Бездельничать.

Что касается грамматического уровня этого выражения, то в данном случае, можно сказать, что грамматическая структура сохранена, т.к. в оригинале инфинитивная конструкция, и в переводе, тоже инфинитив.

Лексика, естественно, подобрана другая, не та, что в оригинале. Это очевидно, так как перевод является описательным.

Говоря о семантике, то здесь она сохранена. Смысл высказывания на исходном языке сохранен и передан на переводящий язык.

Рассмотрим еще примеры описательного перевода:

Er kann ihm nicht das Wasser reichen.- (досл. Он и воды подать не сумеет) - Человек, который ничего не может делать, не справляется ни с каким делом.

Как можно увидеть, грамматика в данном фразеологизме полностью изменена. В оригинале повествовательное предложение с субъектом действия, в переводе - атрибутивная конструкция. Такое грамматическое изменение является характерной особенностью описательного перевода фразеологизмов.

Лексика обоих фразеологизмов естественно отличается друг от друга.

Что касается семантики, то здесь значения совпадают как в русском, так и в немецком языке. То есть, говоря о неумелом человеке русский и немец будут использовать эти соответственные для конкретного языка фразеологизмы.

Те же самые особенности демонстрируют и следующие примеры: Ein alter Hase.- (досл. Старый заяц)- Человек, который многое повидал на своем веку. Опытный, бывалый.

Hoffen und Harren macht manchen zum Narren.- (досл. Надежда и упорное ожидание делают иного дураком.)- Человек, который напрасно ждет чего-то.

Er tragt sein Herz in der Hand.- (досл. Он носит свое сердце в руке) - Открытый человек. Человек с открытым сердцем, душой.

Грамматика вышеперечисленных фразеологизмов полностью изменена. В немецком языке чаще всего присутствуют полные предложения с подлежащим и сказуемым, в переводе же можно увидеть описательные конструкции, либо номинативные подлежащие.

Семантика высказываний является идентичной в обоих языках. И на исходном, и на переводящем языке тот, кто воспроизводит данный фразеологизм имеет в виду одну и ту же предметную ситуацию и соотносит ее с одними и теми же событиями.

Что касается лексического уровня, то чаще всего лексика в переводящем языке используется совершенно другая.

перевод фразеологизм немецкий русский

В статье рассматриваются фразеологизмы немецкого языка, дается характеристика фразеологической единицы как средства образного отражения мира немецкого народа. Автор акцентирует внимание на том, что фразеологизмы немецкого языка представляют интерес в лингвострановедческом плане, поскольку раскрывают разнообразную информацию о истории, быте, морали, этике немецкого народа.

Ключевые слова: фразеологизмы, немецкий язык, оценочное отношение, языковая картина мира.

FRAZEOLOGICAL UNITS IN THE GERMAN LANGUAGE

The article deals with the phraseological units of the German language, gives the description of the phraseological unit as a means of figurative reflection of the world of the German people. The author draws attention to the fact that the phraseological units of the German language are of interest in the linguistic and cultural landscape, since they disclose a variety of information about the history, life, morals, ethics of the German people.

Keywords: phraseological units, the German language, estimated attitude, linguistic world - image.

Фразеологизмы представляют собой средство образного отражения мира, вбирая в себя исторические и мифологические события, религиозные и этические представления определенного этноса разных эпох и поколений. Человеческий фактор играет важнейшую роль в создании фразеологизмов, поскольку большое их количество связано с человеком и различными сферами его деятельности. По мнению А.В. Сарапуловой, возникновение фразеологизмов обусловлено процессом познания представителями определенного этноса различных явлений действительности: природных, социокультурных и духовно-мировоззренческих . В отличие от других единиц языка, фразеологизмы призваны не столько фиксировать опыт познания различных явлений мира, сколько передавать оценочное отношение к ним (положительное или отрицательное, положительное или нет), что делает речь более экспрессивной и эмоционально окрашенной.

Фразеологизмы интерпретируются через культурные соображения: стереотипы, верования, традиции и тому подобное. На роль культурных представлений об образной основе фразеологизмов в культурологических исследованиях указывает В.Н. Телия .

Фразеологизмы немецкого языка представляют интерес в лингвострановедческом плане, так как он раскрывает разнообразную информацию об истории, быте, морали, этике немецкого народа. Но именно фразеологические единицы считаются особенно сложными и при изучении иностранного языка, и при непосредственном общении с носителями языка в процессе межкультурной коммуникации . Например, «eine Kartoffel im Strumpf haben» - «ходить в дырявых чулках», «Hopfen und Malz, Gott erhalt’s» - букв. «хмель да ячмень дай бог нам каждый день». Хмель и ячмень, солод, применяемый для изготовления пива, символизирует овеществленный труд. (НРФС) «jmd. hat Schwein» (букв. у кого-то есть свинья) - разг. фам. «кому-л. везёт, улыбается счастье»; «Das nenne ich Schwein!» - разг. фамил. «вот это удача! Вот повезло!» «armes Schwein!» - разг. фам. «несчастный, бедолага».

Н.М. Шанский группирует фразеологизмы согласно их возникновению на:

  • коренные: «jmdm. den Schwarzen Peter zuschieben (zuspielen)» - разг . «подсовывать кому-л. неприятное дело; ловко сваливать вину (или ответственность) на кого-л. (букв. подсовывать кому-л. «Черного Петера»; «eine böse Sieben» - разг. устарев, «злая баба, мегера, ведьма, баба-яга (букв, злая семерка)». «Sieben» - в карточной игре «Karnöffelspiel» - семерка с изображением черта, вместо которого впоследствии стали рисовать ведьму. «Karnöffelspiel» - старинная карточная игра XV – XVI bb., называется так по главной карте колоды Karnöffel. Эта карта могла бить все карты кроме «злой семёрки»;
  • заимствованные: «die Schau stehlen» ‒ «затмить кого-л. своим мастерством», «das Gesicht wahren/retten» ‒ «сохранить лицо», «den Hut in den Ring werfen» ‒ «выставить свою кандидатуру на выборах», «Jahrmarkt der Eitelkeit/der Eitelkeiten» ‒ «ярмарка тщеславия», «nach Komplimenten fischen» ‒ «напрашиваться на комплименты», «kalter Krieg» ‒ «холодная война», «die schweigende Mehrheit» ‒ «безмолвствующее большинство», «der eiserne Vorhang» ‒ «железный занавес» и другие.

Лингво-миграционный процесс является неизбежным фактом существования и вместе с тем одним из факторов развития языка. Больше всего в этом смысле влияют близкородственные языки. Фразеологическая миграция, согласно мнению Н.М. Шанского, обусловлена рядом причин, среди которых - усиление культурных связей между народами, так и в отдаленных языках, безусловно, можно выявить устойчивые выражения или фразеологизмы, вошедших в них с иноязычной культуры .

Взяв за основу их научные труды, ученые различают следующие стилистические типы фразеологические единицы (далее ФЕ) современного немецкого языка (книжные, нейтральные, разговорно-бытовые и стилистически сниженные), по которым определяется шкала уровней стилистической окраски ФЕ. Таким образом, в разных социолектах фразеологизмы используются неодинаково. Фразеологическими соответствиями являются такие ФЕ, которые совпадают по значению, стилистической окраске и функциям, которые они выполняют в языке и речи, но могут различаться по лексическому составу, образной основе и грамматической структуре. Стилистически относительные фразеологические соответствия – это ФЕ, которые, имея одинаковую семантику, отличаются по функционально-стилистической окраске . В следующих примерах фразеологические соответствия совпадают по стилистической окраске («unter dem Pantoffel stehen» – «быть под башмаком / под пятой, под сапогом»; «eine bittere Pille zu schlucken geben» – «преподнести горькую пилюлю». В некоторых случаях фразеологические соответствия не совпадают по стилистической окраске, то есть стилистически относительными: «j-n über die Achsel ansehen» (нейтральный фразеологизм) – «воротить нос» (разговорно-фамильярный фразеологизм); «j-m den Hof machen» (нейтральный фразеологизм) – «протоптать тропу / подбивать клинья / стелить мостики» (разговорные фразеологизмы) .

Основой фразеологического семиозиса фразеологической картины мира является метонимическое и метафорическое переосмысление. Процесс переосмысления связан с внутренней формой фразеологической единицы, на основе которой происходит мыслительный процесс.

Переосмысление компонентов ФЕ проходит вследствие денотативного понятийного смещение во внутренней форме компонентов, которые составляли свободное словосочетание. Это происходит благодаря изменению сдвига (редукции) элементов содержательной структуры слова. Степень семантической редукции влияет на формирование фразеологической семантики. Фразеологизм образуется путем слияния понятийного содержания (сигнификата) с категориальным значением (значение слова как части речи), вследствие чего переименуется денотат. Примеры: «Durch Die Blumen Sprechen (Sagen)» - «аллегорически, окольными путями, намеками говорить (высказываться)» . Идиома возникла на основе рыцарских традиций дарить дамам цветы определенных цветов и сортов, которые имели значение. Слова были не нужны. Цветы красного цвета означали любовь, розового – симпатию, влюбленность, желтого – разлуку. «J-dem für den Boden ausschlagen (aufstören, austreiben)» – «испортить, подорвать какое-либо дело, переполнить чашу; досл. выбить в бочке дно». Происходит от обычая XIV в. выбивать дно в бочках, если пиво, которое было у них, некачественное, а торговцы хотели его продать. «Von J-M Etw, Geben Hundert Auf Ein Zot» (разг.) – «грош кому-либо, чему-либо», «Das Zot»- старинная немецкая мера веса. В XVII в. применяли при измерении массы серебра, сейчас используются для взвешивания кофе .

Итак, семантика фразеологических единиц связана с народными образами, которые хорошо известны носителям культуры. Реализация фразеологического значения возможна благодаря фразеологической картине мира, содержит и передает из поколения в поколение результаты познания мира. Фразеологизмы определяются как единицы лингво-ментального лексикона, отражающие культурное пространство языка. Фразеологизмы наполняют речь глубинной свежестью, предоставляют ей художественное звучание, лексическую и синтаксическую утонченность, совершенство.

Список литературы:

  1. Сарапулова А. В. Из истории фразеологических оборотов в немецком языке / А. В. Сарапулова // Иностранные языки в школе. – М., 2006. – № 2. – С. 72–75.
  2. Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов / В. Н. Телия // Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. – М., 1993. – С. 302-304.
  3. Чернышева И. И. Фразеология современного немецкого языка / Чернышева И. И. – М.: Высшая школа, 1970. – 200 с.
  4. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка / Н. М. Шанский. – М.: Высшая школа, 1985. – 160 с.
  5. Burger H. Phraseologie: Eine Einführung am Beispiel des Deutschen. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2007. – 240 S.
  6. Fleischer W. Phraseologie der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: VEB Bibliografisches Institut Leipzig, 1997. – 250 S.
  7. Handbuch der Phraseologie. / Burger, Harald, Buhofer, Annelies, Sialm, Ambros – Berlin/New York: Walter de Gruyter, 1982. – 433 S.
  8. Hessky, Regina. Phraseologie: Linguistische Grundfragen und kontrastives Modell deutsch-ungarisch. – Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1987. – 128 S.

Итак, мои хорошие, приведу Вам часто используемые немцами фразеологизмы ! Тебе они понадобятся для усовершенствования своей немецкой речи. Не забудь записать понравившиеся немецкие фразеологизмы к себе в блокнот или словарик!

П.с. Если дословно переводить немецкие фразеологизмы на русский , то чаще всего они будут звучать нелепо, странно и смешно. 😉

  1. (Dativ) sich die Haare raufen — быть в отчаянии, рвать на себе волосы

Beispiele (примеры) :

  • Die Eltern raufen sich die Haare. Родители в отчаянии!
  • Ich raufe mir die Haare. Я рву на себе волосы!
  • Als die Lehrerin die Sachaufgabe zum dritten Mal erklären musste, raufte sie sich vor Verzweiflung die Haare. Учительница рвала на себе от отчаяния волосы, т.к ей пришлось третий раз объяснять задание!

2. Zum einen Ohr rein und zum anderen Ohr wieder raus! — В одно ухо влетело, в другое вылетело.

3. Die Nase voll haben. — Хватит! надоело!

  • Jetzt habe ich die Nase voll! = Es reicht mir. Всё! С меня хватит! С меня довольно! Выше крыши!

4. die Hand ins Feuer legen .- ручаться за кого-либо 100%, гарантировать, доверять!

  • Ich lege für Lora die Hand ins Feuer! = Ich vertraue Lora 100%. Я ручаюсь за Лору!

5. kalte Füße bekommen. — испугаться, сдрейфить

  • Lukas hat kalte Füße bekommen. = Er hat Angst bekommen. Лукас сдрейфил!

6. sich etwas hinter die Ohren schreiben . — зарубить себе на носу

  • Schreib dir das hinter die Ohren! = Merk dir das! Запомни! Заруби себе это на носу!!!


7. der Groschen fällt bei jmdm. — доходить до кого-л, наконец понять что-то

  • Endlich ist bei mir der Groschen gefallen! Endlich habe ich verstanden. Наконец-то до меня дошло/я понял!

8. reinen Tisch machen — поставить все точки над «i»/расставлять по местам, объясниться начистоту

  • Jetzt mache ich reinen Tisch! Jetzt sage ich alles /die Wahrheit.. Теперь я расставлю все точки над «i»! Теперь я скажу всё/всю правду!

9. im siebten Himmel sein — быть на седьмом небе

  • Thomas ist im siebten Himmel! Er ist sehr verliebt. Томас на седьмом небе. Он очень влюблён!

10. in den sauren Apfel beißen — решительно браться за трудное дело, проглотить горькую пилюлю

  • Jetzt musst du in den sauren Apfel beißen! Du musst das machen, auch wenn es dir nicht angenehm ist. Ты должен теперь взяться за это трудное дело. Ты должен это сделать, даже если это тебе не нравится/неприятно.

11. im Stich lassen — бросить на произвол судьбы, оставить в беде, не помочь

  • Warum hast du mich im Stich gelassen? Warum hast du mir nicht geholfen? Почему ты меня оставил в беде/мне не помог?

12. aus allen Wolken fallen — быть огорошённым/ упасть с небес на землю

  • Ich bin aus allen Wolken gefallen. . Ich war sehr überrascht. — Я упал с небес на землю/был до того удивлен !

13. jemanden mit offenen Armen empfangen (= einen freundlichen Empfang bereiten) — Встречать кого-либо с распростертыми объятиями! Подготовить радушный прием гостей.

14. sich keine grauen Haare wachsen lassen (= sich keine unnötigen Sorgen machen) — Не беспокоиться,не переживать из-за ерунды. Не принимать близко к сердцу.

15. jmdn. wie ein rohes Ei behandeln (= mit jemandem mit großer Vorsicht umgehen) — Церемониться с кем-либо/ обходиться с большой осмотрительностью

16. Schwein haben (= Glück haben) — (кому-либо) повезти/ иметь удачу

17. Ein Dorn im Auge — Störend, ärgerlich — как бельмо на глазу/раздражать кого-либо

18. Baff sein — Überrascht — быть ошарашенным, офигеть, быть ошеломлённым

19. Alles in Butter = in Ordnung- всё в полном порядке, всё идёт как по маслу

20. alter Schwede — старина! приятельское дружеское обращение

21. ASCHE AUF MEIN HAUPT! (=Bedauern, Entschuldigung) — досл. Пепел мне на голову! Выразить сожаление.


22. Da liegt der Hund begraben! — так вот где собака зарыта!

23. Einen Bock Schießen — дать маху, совершить ошибку

24. Einen Eiertanz aufführen — очень осторожно подходить к решению щекотливого вопроса/дела, лавировать в какой-либо ситуации

25. Einen Vogel haben — умом тронуться, не все дома, быть не в своём уме

26. Mein Name ist Hase — моя хата с краю, знать не знаю и ведать не ведаю

27. Hand aufs Herz legen (=Ehrlich sein, aufrichtig) — положа руку на сердце, по правде говоря

28. Mehr schlecht als recht — с горем пополам, еле-еле/ скорее плохо, чем хорошо

29. mit Geduld und Spucke fängt man eine Mücke — терпение и труд всё перетрут

30. Senf dazugeben — вставить своё словечко / вставить свои пять копеек / дать совет, которого не ждут и не желают

Подписывайтесь на обновления блога + получи бесплатно книгу с немецкими фразами, + подписывайся на YOU-TUBE канал.. с обучающими видео и видео о жизни в Германии .