Движение океанической воды. Волны и приливы. IV. Закрепление знаний

Вода в океане постоянно перемешивается. Легкие волны или жестокие штормовые валы служат причиной перемешивания воды. Во время шторма высота волны может достигать 30 метров.

Волны постепенно разрушают каменистые берега и обкатывают оторвавшиеся камешки друг о друга, до тех пор, пока они не превратятся в гальку или песок. Сила волн так велика, что всего за несколько лет берег может отступить на несколько метров.
Жители океанских берегов могут видеть, как два раза в сутки вода отступает от берега и снова поднимается. Это приливы и отливы. Вода отходит от берега и возвращается к нему из-за того, что ее перемещает сила притяжения Луны. Люди считали, что это дыхание моря, которое казалось им большим живым существом. Если прибрежная отмель пологая, понижение уровня океана в результате отлива может обнажить морское дно на насколько километров. Самые высокие в мире приливы у берегов Северной Америки, они достигают высоты 18 метров.
Многие растения и животные приспособились к временному существованию на воздухе. Моллюски схлопывают раковины, водоросли просто настолько жесткие, что не успевают погибнуть, мелкие рачки и медузы скатываются в небольшие лужи до следующего прилива. Зона вдоль берега, которая осушается и затапливается приливами и отливами, называется литоралью, а временные водоемы, образующиеся во время отлива, - литоральными ваннами.
Вода в океане движется также благодаря сильным течениям. Одно из самых известных морских течений - Гольфстрим в Атлантическом океане. Эта могучая океанская река

Течения и круговороты в океане:
1 - северотихоокеанский круговорот; 2 - североатлантический круговорот; 3, 6 - южноиндоокеанский круговорот; 4 - южноатлантический круговорот; 5 - южнотихоокеанский круговорот

увлекает массы теплой воды от берегов Америки, перемещая их до берегов Европы у Северного Ледовитого океана. Гольфстрим делает климат берегов, вдоль которых протекает, гораздо более мягким. В этой океанской реке воды в 20 раз больше, чем во всех реках мира.
Гольфстрим - теплое течение, но есть и холодные. Течения возникают из-за ветров и разницы в температуре морской воды в различных частях океана. Иногда течение вызывается причудливой формой морских берегов. Кроме того, на образование океанических течений влияет плотность воды, которая меняется в зависимости от температуры и насыщенности солями.

Некоторые течения приносят к поверхности воду с больших глубин и доставляют большое количество органических веществ. В та ких частях океана жизнь кипит, и вслед за мелкими организмами появляется большое количество рыбы.

Еще по теме КАК ДВИЖЕТСЯ ВОДА?:

  1. Вода в наземных местообитаниях: относительная влажность
  2. 5. Велий есть собственником двух домов, построенных один около одного. Из них он одновременно продает один дом Петрицию, а второй – Урбану. Участок последнего доходит к самой стене дома Петриция но Урбан не желает, чтобы окна (которые за местными обычаями открываются наружу) и в дальнейшем выступали в воздушное пространство, которое нему принадлежит, а также он не согласный, чтобы из крыши дома Петриция вода стекала на его участок. Но Петриций ссылается на то, что в договоре купли – продажи есть

Динамика вод Мирового океана. Волны. Общие положения

Одной из основополагающих характеристик Мирового океана, как части гидросферы, является непрерывное движение и перемешивание вод.

Движение водных масс происходит не только на поверхности Мирового океана, но и в его глубинах, вплоть до придонных слоев. Динамика воды наблюдается во всей ее толще, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Данные процессы поддерживают регулярное перемешивание водных масс, перераспределение тепла, газов и солей, что обеспечивает постоянство химического, солевого, температурного и газового составов. К формам движения (динамики) водных масс в Мировом океане относятся:

  • волны и зыбь;
  • волны стихийного характера;
  • течения и приливы;
  • конвективные токи и т. д.

Волны – это явление, образующееся под действием внешних сил различного характера (ветра, Солнца и Луны, землетрясений и т.д.) и представляющее собой периодические систематические колебания частиц воды. Основной причиной образования волн на поверхности любого водного объекта, к которым относятся и воды Мирового океана – является ветер и ветровые процессы. Незначительная скорость ветра равная порядка $0,2-0,3$ м/с в процессе трения воздуха о поверхность водных масс вызывает систему незначительных равномерных волнений, называемых рябью. Рябь проявляется при единовременных порывах ветра и моментально затухает при отсутствии воздействия ветровых процессов. Если скорость ветра составляет $1$ м/с и более, то в таких случаях формируются ветровые волны.

Формирование волнений вод Мирового океана может быть вызвано не только благодаря воздействию ветровых процессов, но и также резким изменением атмосферного давления, приливообразующими силами (приливные волны), стихийными процессами - землетрясениями, извержениями вулканов (сейсмические волны – цунами). Корабли, яхты, паромы, лодки и прочие судоходные инженерные сооружения, в процессе своей непосредственной деятельности, при рассекании поверхности водного зеркала создают особые волны называемые корабельными.

Волны, формирующиеся исключительно под влиянием внешних, вызывающих их сил, - вынужденные. Волны, которые продолжают свое существование некоторое количество времени после того, как сила, вызывающая их, прекратила свое действие называются свободными. Волны, которые сформированы на поверхности водного зеркала, а также в самом верхнем слое водных масс Мирового океана (до $200$м.) –поверхностные.

Волны, возникающие в более глубоких частях океанов и визуально незаметные на поверхности воды, называются внутренними волнами.

Сила и размер ветровых волн напрямую зависят от скорости ветра, временной составляющей его воздействия на поверхность водного зеркала, а также размера и глубины пространства водных масс, охваченных ветровыми процессами. Высота волн, от основания до ее гребня, обычно составляет не более $5$ метров, значительно реже наблюдаются волны с высотой от $7$ до $12$ метров и более. Самыми большими по размеру и силе ветровые волны образуются в южном полушарии Земли, это объясняется тем, что в этой части океан непрерывен, отсутствуют крупные участки суши в виде материков или островов, а также на высоту волн оказывают влияние сильные и постоянные западные ветры. Волны в этом регионе Мирового океана могут достигать $25$ метров в высоту, а их длина может составлять сотни метров. Гораздо меньше волны в открытых и особенно во внутренних морях, чем в открытом океане. Например, в Черном море максимальная отмеченная высота волн составляет $12$ метров, в Азовском море эти показатели на порядок ниже – $4$ метра.

В момент, когда прекращается ветровая деятельность в океане формируются длинные пологие волны – зыбь. Зыбь – это наиболее идеальная и неискаженная форма волны. Поскольку зыбь – это и есть по сути свободное волнение, то и распространяется эта волна гораздо быстрее по сравнению с другими волнами. Длина такой волны в состоянии зыби может устанавливаться до нескольких сотен метров, а принимая во внимание их малую высоту, волновые процессы зыби в Мировом океане, особенно на открытых его участках, практически незаметны.

Однако, поскольку распространение волн происходит со значительной скоростью, то они имеют свойство обрушиваться на береговую часть суши за несколько сотен и даже тысяч километров от места их первоначального образования. Движение водных масс с глубиной активно затухает. На глубине, равной длине волны, волнение практически прекращается.

Так как длины ветровых волн во многих случаях является не значительной, то даже при самом активном волнении, на глубине от $50$ метров и глубже данные волны практически не ощутимы. Таким образом, сила волн напрямую зависит от ее высоты, длины и ширины гребня. Но основная роль все-таки принадлежит ее высоте.

Из-за непостоянства водной среды и регулярной динамики и перемешивания, слои водных масс Мирового океана обладают различной степенью плотностью, вязкости, скорости движения, солевого состава. Наиболее ярким примером служат районы Мирового океана, где присутствуют такие явления как таяние ледников, айсбергов, в местах интенсивного выпадения атмосферных осадков и в устьях полноводных рек. В данном случае воды Мирового океана покрываются слоем пресной воды, формируя необходимые условия для образования так называемой внутренней волны, проходящей на поверхности водораздела пресных и соленых водных масс.

Замечание 1

На основании океанологических исследований было установлено, что внутренние волны в открытом Мировом океане встречаются с той же частотой, что и волны поверхностные. Довольно часто основными механизмами образования внутренних волн являются процессы изменения атмосферного давления, скорость ветра, землетрясения, приливообразующие и другие факторы. Внутренние волны характеризуются значительной амплитудой, но не большой скоростью распространения. Высота внутренних волн как правило достигает $20–30$ м, но может составлять и до $200$ метров. Волны с такой высотой характеризуются как редкое и непостоянное явление, но все же встречаются, например, в Южной Европе в районе Гибралтарского пролива.

Течения Мирового океана

Морские течения - одна из важнейших форм движения в Мировом океане. Течениями называются относительно правильные периодические и постоянные глубинные и поверхностные перемещения масс вод Мирового океана в горизонтальном направлении. Основные течения Мирового океана представлены на рис.1.

Данные перемещения водных масс играют одну из первоочередных ролей как в жизни Мирового океана, так и его обитателей, к которым относятся:

  • обмен вод Мирового океана;
  • создание особых климатических условий;
  • рельефообразующая функция (преобразование береговой линии);
  • перенос масс льда;
  • создание условий обитания для жизни биологических ресурсов океанов.

Также одной из ведущих ролей океанических течений является циркуляция атмосферы и создании определенных климатических условий различных частей планеты.

Огромное количество течений Мирового океана можно разделить на категории:

  • по происхождению;
  • по устойчивости;
  • по глубине расположения;
  • по характеру движения;
  • по физико-химическим свойствам.

По происхождению течения в свою очередь подразделяются на: фрикционные, градиентные и приливно-отливные. Фрикционные течения образованы под воздействием ветровых сил. Так, фрикционные течения, которые вызваны временными ветрами, называют ветровыми, а вызванные господствующими ветрами-дрейфовыми. Среди градиентных течений можно выделить: бароградиентные, стоковые, сточные, плотностные (конвекционные), компенсационные. Стоковые течения формируютсяв результате наклона уровня моря, которое вызвано впадением речных пресных вод в океанические воды, выпадением атмосферных осадков или их испарением; сточные обусловлены наклоном уровня моря, характеризующегося впадением воды из других районов моря под воздействием внешних сил.

Течения приводят к снижению объема воды в одной части Мирового океана, вызывая снижение уровня, и увеличению в другой. Разность уровней между частями Мирового океана мгновенно приводит к движению соседние части, которые стремятся ликвидировать эту разность. Таким образом, рождаются компенсационные течения, то есть течения вторичного характера, возмещающие отток воды.

Приливно-отливные течения создаются составляющими приливообразующих сил. Наибольшую скорость эти течения имеют в узких проливах (до $22$ км/ч), в открытом океане она не превышает $1$ км/ч. В море редко наблюдаются течения, обусловленные только одним из указанных факторов или процессов.

По устойчивости течения подразделяются на постоянные, периодические и временные течения. Постоянные – это течения, всегда находящиеся в одних и тех же районах Мирового океана и практически не изменяющие свои скорость и направление за конкретный сезон или календарный год. К ярким примерам таких течений можно отнести пассатные течения, такие как Гольфстрим и другие. Периодические – это течения, направление и скорость которых изменяются на основании тех изменений, которые вызвали их причин. Временные – это течения вызываемые причинами случайного характера (порывами ветра).

По глубине течения можно разделить на поверхностные, глубинные и придонные. По характеру движения - меандрирующие, прямолинейные и криволинейные. По физико-химическим свойствам - теплые, холодные и нейтральные, соленые и распресненные. Характер течений формируется из соотношения показателей температуры или соответственно солености воды, формирующих течение. Если температура течений превышает температуру окружающих водных масс, то течения называются теплыми, а если ниже – холодными. Аналогично с этим определяются соленые и распресненные течения.

Сейсмические и приливные волны

    Сейсмические волны (цунами)

    Основной причиной формирования сейсмических волн (цунами) являются преобразование рельефа океанического дна, происходящие в результате движения литосферных плит, следствием которых являются землетрясения, оползни, провалы, поднятия и другие явления, которые носят стихийный характер и возникают моментально на значительных участках океанического дна. Стоит отметить, что механизм зарождения сейсмических волн во многом зависит от характера процессов, преобразующих рельеф океанического дна. Например, при формировании цунами в открытом океане в процессе появления провала или трещины на дне участка Мирового океана, вода мгновенно устремляется в центр образованного углубления, заполняя сначала его, а вслед за этим переполняет, образуя огромный по объему столб воды на поверхности океана.

    Замечание 2

    Образованию цунами в открытом океане и их обрушению на берег как правило предшествует снижение уровня воды. Всего за несколько минут вода отступает от суши на сотни метров, а в отдельных случаях и на километры, после этого на берег обрушиваются цунами. Вслед за первой самой крупной волной обычно приходят еще в среднем от $2$ до $5$ волн меньшего размера, с интервалом от $15-20$ минут до нескольких часов.

    Скорость распространения волн цунами огромна и составляет $150-900$ км/ч. Обрушиваясь на побережья и населенные пункты, расположенные в зоне воздействия таких волн, цунами способны уносить человеческие жизни, разрушать объекты инфраструктуры, производственные здания и социальные объекты. Примером наиболее разрушительных цунами за последнее время может служить цунами в Индийском океана в $2004$ г., которое унесло жизни более чем $200$ тысяч человек и причинило ущерб на миллиарды долларов.

    Появление цунами, в настоящий момент, можно предсказать с высоким коэффициентом точности. Основами таких прогнозов является наличие сейсмической активности (толчков) под толщей вод Мирового океана. Как правило, предсказания осуществляются по средствам следующих способов:

    • сейсмический мониторинг;
    • мониторинг с помощью мареографов (над уровнем поверхности Мирового океана);
    • акустические наблюдения.

    Данные способы позволяют вырабатывать и предпринимать превентивные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

    Приливные волны

    Замечание 3

    Приливные волны – это явления, возникающие под воздействием сил притяжения Луны и Солнца и характеризующиеся периодическими колебаниями уровня Мирового океана. Действующие силы притяжения в системе Земля-Луна, а также центробежная сила, объясняют формирование приливных волн, одна из которых возникает на стороне, которая обращена к Луне, а другая – на противоположной.

    Формирование приливной деятельности обусловлено не только участием Луны, но и влиянием Солнца, однако из-за гораздо большей удаленности Солнца от Земли, солнечные приливы более чем в $2$ раза меньше лунных. Ключевое влияние на приливы оказывают очертания береговой линии, наличие островов и так далее. Эта причина объясняет то, как приливные колебания уровня Мирового океана на одной и той же широте изменяются в широких пределах. Незначительные приливы наблюдаются у островов. В открытых водах Мирового океана подъем воды во время прилива может достигать не более $1$ метра. Гораздо больших значений приливы достигают в устьях рек, проливах и в заливах с извилистыми берегами.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;
  • развивать умение выделять причинно-следственные связи;
  • воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование:

  1. Электронная презентация на интерактивной доске.
  2. Карта полушарий (физическая).
  3. Атласы.
  4. Раздаточный материал.

Методы: объяснительный рассказ учителя, самостоятельная работа, проблемное изложение.

Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн.

Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами.

Ход урока

I. Организация класса.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

А сейчас внимание, проведем проверку изученного материала, часть, по желанию, пройдет тест, часть ответит у карты, но т.к. я вас не знаю, буду называть вас по журналу.

II. Тестирование по домашнему заданию (5 минут)

  1. Расставить океаны в порядке увеличение площади, начиная с самого маленького: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.
  2. Самый глубокий океан: Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического.
  3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: окраинное, материковое, межостровное, внутреннее.
  4. Самая наибольшая соленость наблюдается в: Красном море, Балтийском море, Персидском заливе, Средиземном море.
  5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 28‰, 35‰, 37‰, 42‰.
  6. Какие океаны соединяются Беринговым проливом: Северный Ледовитый и Тихий, Атлантический и Индийский, Атлантический и Тихий, Индийский и Тихий.
  7. Марианская впадина является частью: Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана.
  8. В каком океане наблюдается наибольшая площадь шельфа: Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом, Индийском.
  9. Самый крупный остров Земли: Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин.

Мотивация.

УЧИТЕЛЬ: на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стихотворение А.С. Пушкина (слайд 3)

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордо красотой…

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).

Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Кузьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

  • А вы бросали камешки в воду?
  • Устраивали бурю в стакане?
  • А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 4)
  • Какие вопросы у вас возникали?

Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?

  • ? Откуда берутся в море волны?
  • ? Почему движутся волны?
  • ? Какие они бывают?
  • ? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 5)

Итак, запишем, число и тему урока!

II. Изучение нового материала. Ветровые волны.

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают: п/о, цунами, течения – все это разные виды движения вод в океане.

1) УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 6).

2) УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 7).

Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)

3) А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?

Чтобы в этом разобраться, поставим – как ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся, правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других).

В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.

Итак, понаблюдаем, как двигаются волны из видеофрагмента. УЧИТЕЛЬ – как движется вода в волне?

ВЫВОД: (слайд 8)

каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.

4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? УЧЕНИКИ с помощью текста стр. 97 или самостоятельно составляют причинно-следственную цепочку.

УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 9). Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.

5) УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 10). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Этот ветер называется дневной бриз, от силы ветра зависит и силы волны (самая маленькая это штиль, шторм и самая разрушительная ураган).

ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.

УЧИТЕЛЬ: обратимся к таблице «Виды волн». Можем мы начать её заполнение? (да). Заполняем.

Следующим видом движения воды в океане, цунами.

6) Цунами. (слайд 11).

1. Описание цунами - чтение отрывка… Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

2. Дети: – цунами

3. Понятие «цунами» чтение со слайда

УЧИТЕЛЬ: Вспомните причину их возникновения.

4. Причины образования (землетрясения) (слайд 12).

Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)

Задание: что характерно для этого вида волн?

5. Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.

Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние – в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

6. География волн цунами – карта «Землетрясения» слайд – 13. Работа с картой: где на Земле возможны цунами?

7. Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами) (слайд 14).

7) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:

ребята, я вчера читал о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 15). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть еще сайд о приливах и отливах (слайд 16). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую. (луна) (слайд 17).

Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления? (слайд 18).

УЧИТЕЛЬ: вернитесь к таблице, заполните её.

Вернёмся ещё раз к таблице (слайд18). Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают? (правильное заполнение)

Подведём итог (слайд5).

Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Кузьма Прутков?

III. Домашнее задание.

п. 19, пункт 4, 5 письменно.

Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока.

IV. Закрепление знаний.

Сейчас каждый из вас может провести оценку полученных на уроке знаний.

УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.

  1. Таблица (заполните таблицу) (слайд 21)
  2. Кроссворд (решите кроссворд) (слайд 22)
  3. Тест (выполните тест) (слайд 23-24)

«За страницами учебника географии»

Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Итог урока. В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество.

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают течения, приливы и отливы. Всё это разные виды движения воды в .

Ветровые волны

Трудно себе представить абсолютно спокойную гладь океана. Штиль — полное безветрие и отсутствие волн на его поверхности - большая редкость. Даже при тихой и ясной погоде на поверхности воды можно увидеть рябь.

И эта рябь, и бушующие пенные валы рождены силой ветра. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость их движения. Волны могут перемещаться на тысячи километров от того места, где они возникли. Волны способствуют перемешиванию морских вод, обогащению их кислородом.

Наиболее высокие волны наблюдаются между 40° и 50° ю. ш., где дуют самые сильные ветры. Эти широты моряки называют штормовыми или ревущими широтами. Районы возникновения высоких волн расположены также у американских берегов вблизи Сан-Франциско и Огненной Земли. Штормовые волны разрушают береговые постройки.

Самые высокие и разрушительные волны . Причина их возникновения - подводные землетрясения. В открытом океане цунами незаметны. У побережья длина волн сокращается, а высота растёт и может превышать 30 метров. Эти волны приносят бедствия жителям прибрежных территорий.

Океанические течения

В океанах образуются мощные водные потоки - течения. Постоянные ветры вызывают поверхностные ветровые течения. Некоторые течения (компенсационные) возмещают убыль воды, двигаясь из районов её относительного избытка.

Течение, температура воды которого выше температуры окружающих вод, называют тёплым, если ниже - холодным. Тёплые течения переносят более тёплые воды от экватора к полюсам, холодные - более холодные воды в противоположном направлении. Таким образом, течения перераспределяют тепло между широтами в океане и оказывают существенное влияние на климат прибрежных территорий, вдоль которых они несут свои воды.

Одно из самых мощных океанических течений - . Скорость этого течения достигает 10 километров в час, и оно перемещает 25 миллионов кубических метров л воды за каждую секунду.

Приливы и отливы

Ритмические поднятия и опускания уровня воды в океанах называют приливами и отливами. Причина их возникновения - действие силы притяжения Луны на земную поверхность. Два раза в сутки пода поднимается, покрывая часть суши, и два раза отступает, обнажая прибрежное дно. Энергию приливных волн люди научились использовать для получения электричества на приливных электростанциях.

Когда я был маленьким, то отдыхая на море любил плавать на надувном матрасе. Мне постоянно твердили, что меня унесет в море, поэтому я не заплывал слишком далеко. А так хотелось почувствовать себя моряком. :) Так в чем же причина опасений? А об этом я расскажу поподробнее.

Движение воды Мирового океана

Он не статичен, а пребывает в постоянном движении, что обусловлено отливами и приливами, течениями и волнами. Последние являются ярким проявлением, и возникают под воздействием атмосферы на поверхность воды. Самые высокие волны гуляют между 50-й и 40-й параллелями в южном полушарии, где дуют особо сильные ветры. Но бывают и другие волны, которые возникают по иной причине. Это цунами, рождающиеся в районах геологической активности. Они опасны, ведь обладают колоссальной энергией.


Приливы и отливы

Они отличаются ритмичностью, что обусловлено влиянием гравитации Луны. Но она не единственный виновник - порой накладывается гравитация Солнца, и тогда наблюдаются особо высокие колебания. Дважды за сутки вода наступает на сушу, покрывая значительные прибрежные участки, и дважды отступает, оголяя морское дно. Высота зависит от ряда факторов, например, структуры береговой линии, поэтому в каждой местности имеет свой показатель. Максимальный уровень зафиксирован у Ньюфаундленда, где составляет аж 17 метров!


Течения в Мировом океане

Это отчетливые горизонтальные перемещения воды, причем с различной скоростью и направлением. Длина их - тысячи километров, а ширина - сотни. Относительно глубины, которая может достигать нескольких сотен метров, различают:

  • придонные;
  • глубинные;
  • поверхностные.

Относительно температуры, течение может быть холодным либо теплым. С этим связана определенная закономерность: теплые направлены к полюсам от экватора, а холодные движутся в обратном направлении.


В целом, движение воды в океанах имеет огромную важность. Это способствует не только смешиванию воды, но и обогащает ее кислородом, распределяет тепло и питательные вещества в толще. От этого зависит жизнь всех обитателей Мирового океана.