Две основы глагола. Образование глагольных форм. Две основы русских глаголов и правила их выделения

Основы глагола

Слово именной части речи в парадигме чаще всего имеет одну основу: лисий лись [j]-его, лись [j] и т.д. (лисий лись [j]- чистая основа). Некоторые слова русского языка именных частей речи имеют две или более основы: друг (ед. ч.) – друг-a, друг-у и т.д.: друзь [j]-я, друзей и т.д. (мн. ч.); (кот) котенок (ед. ч.) – котят-а (мн. ч.) и др.

Глагол, как правило, имеет две основы, которые материально различаются: а) суффиксами (мена суффиксов, отсутствие суффикса и т.п.); 6) чередованием в корне. Только как исключения основы глагола могут совпадать.

В глаголах выделяют основы инфинитива (прошедшего времени ), основы настоящего (будущего) времени, чита-тъ (чита-л _ )чита [j ]-ю, диктова-ть (диктова-л _ )дикту [j ] и т.д. Если глагол оканчивается на -чь- (увлечь), то суффикс -чь в инфинитиве наполовину входит в основу, так как исторически восходит к звуковым сочетаниям [кт ], [гт ], в результате чего в корневой морфеме происходит чередование увлечь – увлек-у, увлеч-ет, увлеч-ем (ч//к) и т.д. Некоторые исследователи выделяют основу таких глаголов по женскому роду прошедшего времени – печь – пек-л-а, ср.: пек^_ (мужской род, прошедшее время – нулевой суффикс (ч//к)).

Основа настоящего (будущего) времени выделяется путем отсечения личных окончаний глагола: полюби-ть – полюбл-ю, продиктова-ть – продикту [j ]-ю, отвеча-ть отвеча [j ]; замира-ть – замира [j ]-ю, замере-ть – замр-у; крича-ть – крич-у, крикну-ть крикн-у и т.д.

Основы глагола служат для образования определенных глагольных форм. От основы инфинитива образуются спрягаемые и неспрягаемые формы прошедшего времени (чита-ть чита-л – читавшая читавший) и сослагательного наклонения (чита-л бы ). От основы настоящего времени образуются:

  • – личные формы глагола (настоящего и будущего времени, путем присоединения окончаний: -чита [j ]-ю, чита [j ]-ешь, чuma [j ]-eт и т.д.);
  • – причастия настоящего времени (чита-ющ-ий, чита [j ]- ем-ый );
  • – деепричастия несовершенного вида (чита [j ]-я);
  • – формы повелительного наклонения (читай).

С основами глагола тесно связано образование глагольных форм . Основы инфинитива и настоящего времени различаются аффиксами или фонетическим (звуковым) составом (чита-ть чита [j ]-ю).

Классы глагола

По соотношению основ инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (будущего простого) времени определяются классы глагола – большие или меньшие группы глаголов, характеризующиеся определенным соотношением основ и особенностями формообразования: чита-ть чита [j ]-ю, писа-ть – пиш-у (с//ш) и др.

В русском языке различают продуктивные и непродуктивные классы.

Продуктивные классы – это относительно большие группы глаголов, по модели которых образуются новые глаголы. Непродуктивные классы – это группы, в которые входит ограниченное количество слов (глаголов) и новые глаголы по данной модели не образуются. Традиционно выделяют пять продуктивных классов и разное количество (в зависимости от точек зрения исследователей) непродуктивных классов (от восьми до 17) .

Соотношение основ продуктивных классов глагола:

I класс

Большинство русских глаголов относится к I классу

-а- в инфинитиве

-а[j]- в настоящем времени

прыг а -ть

прыг а[j]

чит а -тъ

чит а[j]

дел а -ть

дел а[j] наращение [j]

II класс

худ е -ть

худе [j]

бол е -ть

боле [j] -ю – наращение [j]

III класс

Многочисленная

_______ -ова- , _______ -ева- -ирова-

дикт ова -ть

дикт у[j]

зим ова -ть

зим у[j]

цит ирова -ть – цитир у[j] -ю – усечение [а ] + чередование -ов/у [j ] + наращение [j ]

ср.: согласовыва-тъ – согласовывали) – I класс

IV класс

_________-ну-

_________-н-

крик ну -ть

крик н -ет

прыг ну -тъ

прыг н -ет

вздох ну -ть

вздох н -ет – усечение [y ]

V класс

_________ -и-

нет -и-

люб и -ть

любл-ю

нос и -ть

нош-у – усечение [и] +

чередование б//бл , -с-//-ш-

чин и -тъ

чин-ю – усечение [и]

Пятый продуктивный класс характеризуется тем, что в первом лице единственного числа наблюдаются исторические чередования: води-тъ – вож-у (и //Ø – в суффиксальной морфеме, д//ж в корневой морфеме), губи-тъ – губл-ю (и //Ø, б//бл).

Глаголы с иным соотношением основ считаются непродуктивными : жа-ть – жп-ут, вы-тъ во [j]-ют, тере-ть тр-ут, плес-ти плет-ут, стеречь стерег-у и др.

К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти ), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-ть , стереть); на -оло(ть)- (коло-ть , поло-ть); на -ва- (дава-тъ , узнава-ть). Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.

У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес- ти (нес^ _) – нес-у и т.п.

Непродуктивные глаголы – это разнородная группа, их словоизменение нужно специально запомнить. К непродуктивным классам относится около 400 глаголов, издавна существующих в языке и часто употребляющихся, большинство же русских глаголов относится к продуктивным классам. В разных грамматиках могут встречаться различные обозначения непродуктивных классов глаголов. Их классификационные объединения по признаку соотношения основ неравноценны по количественному составу: в одни группы входят десятки глаголов, в другие – ограниченное число. Кроме того, около 50 глаголов имеют индивидуальное соотношение основ, по этой причине в русистике до настоящего времени нет единого мнения о количестве непродуктивных классов и их объеме.

Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.

  • 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на , в основе настоящего времени утрачивается: дрем а -ть – дремл-ют, зв а -ть зов-ут, пис а -ть пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
  • 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени отсутствует: пищ а -ть – пищ-am, крич а -ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
  • 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени утрачивается: лет е -ть лет-ят, гор е -ть гор-ят и т.д. (48 глаголов).
  • 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – . В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мок ну -ть мок н -ут, мок мок-л-и ; кис ну -тъ кис н -ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
  • 5. Глаголы I спряжения , в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т ] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: пле с -ти – пле т -ут, не с -ти не с -ут, па с -ти па с -ут, па с -ть па д -ут, скре с -ти скре б -ут и пр.
  • 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: бере чь – бере г -л-и, бере г -ут; стере чь – стере г -л-и, стере г -ут и др.

Другие непродуктивные классы немногочисленны по количеству входящих в них глаголов. Например:

  • гласную, к которой в основе настоящего времени добавляются согласные -в, -н, -j (9 глаголов): ж и -ть – жи в -ут, од е -ть оде н -ут, д у -ть ду-ют/ ду [j ]-ют;
  • – глаголы с полногласием -ере-, -оло- и с основой настоящего времени на -р, -л (9 глаголов): зап ере -ть зап р -ут, п оло- ть – пол-ют ;
  • – глаголы с основой инфинитива на и с основой настоящего времени на [-oj ] (5 глаголов): кр ы -ть кро-ют/кро [j ]-[у]т, м ы -ть – мо-ют/мо [j ]-[у]т;
  • – глаголы с основой инфинитива на -ва, который выпадает в настоящем времени (3 глагола): доста ва -ть – доста-ют/ доста [j ]-[y]m, да ва -ть – да-ют/да [j ]-[y]m, узна ва -ть – узна-ют/ узна [j ]-[у]т.

В русском языке наблюдается переход непродуктивных классов в продуктивные. Например: двиг а-ть – движ -ут (непрод., устар.); в настоящее время распространена форма двига -ют/ двига [j ]-[y]т (новая форма, I прод. класс). Глаголы двига-ть и движ-ут в современном русском языке употребляются с некоторыми оттенками лексического значения: формы с <ж> – дви ж -ут, дви ж -ет употребляются в значении "руководить" – Мною движет сила разума и совершенства; формы с <г> – дви г а-ет, дви г а-ют в значении "перемещать с места на место" – Двигают стол (мебель).

В других случаях продуктивные и непродуктивные образования различаются функционально-стилистическими характеристиками: кап а -ть капл-ют (непрод.) – капа-ют/капа [j ]- [у ]т (I класс); мурлык а -ть мурлыч-ат (непрод.) мурлыка-ют/мурлыка [j ]- [y ] т (I класс). Продуктивные формы преимущественно употребляются в разговорной речи. Глаголы, которые имеют две основы настоящего времени (старую и новую), называются изобилующими.

Каждый из классов имеет свои формообразовательные способности. Глаголы определенных классов характеризуются одинаковым словообразованием : они имеют одинаковое соотношение основ , относятся к одному спряжению-, в случае наличия чередований характеризуются одинаковой системой чередований. Ср.: руб и -ть рубл-ю (и //Ø, б//бл) (V класс), ли-ть ль [j ] (непрод.).

К классам глагола непосредственное отношение имеет спряжение.

  • Ср.: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. С. 356- 359 (автор выделяет пять продуктивных классов (причем в зависимости от количественного состава слов глаголы с соотношением основ -ну-, -ану-/-н- относятся к пятому классу, а с соотношением -и -/О – к четвертому) и 17 непродуктивных); Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика. Морфология. М., 1967 (12 непродуктивных классов); Тихонов А. Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002. С. 310-314 (пять продуктивных классов (аналогично классификации В. В. Виноградова) и 16 непродуктивных). Также см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977 (4-е изд. – 2003; 5-е изд. – 2008); Панова Г. И. Морфология русского языка: эн цикл, словарь-справочник. С. 239-244.

Глагол.

1. Глагол как часть речи.

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Инфинитив.

4. Основы глагола.

5. Классы глагола.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие и выражающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени, лица и числа (у некоторых глаголов есть формы рода). Чаще всего глаголы выступают в роли простого глагольного сказуемого.

Действие предполагает широкое понимание. Это не только механическое движение: идет, летит, плавает , но и состояния: нездоровится, смеется, спит , это речь и различные звуковые явления: шепчет, шумит, гудит, это проявление и изменение признака: теплеет, увядает, белеет , восприятия, отношения.

Любое действие протекает во времени и совершается каким-либо лицом, поэтому значение времени является характерным признаком любого глагола: поет – н.в., рисовал – п.в., напишет – б.в. и этим глагол отличается от любого имени существительного, обозначающего действие: пение, рисование, чтение, бег, ходьба, полет. Действие, выраженное именем существительным не приписывается в нашем сознании никакому субъекту и осмысляется безотносительно ко времени. Его называют «опредмеченное действие». В этих случаях говорят, что значение действия не выражено в грамматических категориях.

В глаголе значение действия выражается в категориях времени, лица, наклонения, залога и вида. По сравнению с другими частями речи глагол имеет самую богатую систему словоформ, так как обладает самым большим набором грамматических категорий – 7. Сравните: у существительных – 3 ГК, у числительных – 1 ГК, у местоимений – 4 ГК,

Многие глагольные формы могут выражать до 6 грамматических значений. Например: Студент пишет лекцию. Глагол пишет выражает:

1) значение несовершенного вида,

2) значение действительного залога,

3) значение изъявительного наклонения,

4) настоящего времени,

Грамматические формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягаемые.

Спрягаемые формы выражают значение вида, залога, наклонения, времени, лица и числа. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значением рода, а не лица. Спрягаемые формы называют также личными, потому что выражают значение лица, и предикативными, так как выполняют функцию ПГС.



К неспрягаемым формам относят инфинитив, причастие и деепричастие. Они имеют только часть глагольных категорий, а именно категории вида, залога, а у причастий – времени. Наряду с общими морфологическими признаками у спрягаемых и неспрягаемых форм можно отметить также

1) семантическую общность люблю – любить, любя, любящий , так как все эти формы называют одно и то же действие ‘отношение говорящего к кому-либо или чему-либо’;

2) синтаксическую общность получаю нагоняй, получать нагоняй, получающий нагоняй, получая нагоняй, все эти формы обладают одинаковой способностью управления.

Итак, на основе общности категориального значения, некоторых морфологических признаков и синтаксических свойств неспрягаемые формы относят к глагольным формам, хотя они могут сочетать в себе признаки прилагательного и наречия.

Инфинитив (неопределенная форма глагола) – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие, не указывая на лицо, выполняющее это действие, и безотносительно ко времени. Идея действия выражена в инфинитиве в самом общем виде. Поэтому когда надо просто назвать действие, используют инфинитив.

Исторически инфинитив – это форма Д.п. существительного, перешедшая в систему глагольных форм.

Обобщенное значение действия делает инфинитив начальной формой. Инфинитив обладает только категориями вида и залога.

Показателем инфинитива является грамматический формант – ть, ти, чь . Наиболее распространен формообразующий суффикс –ть , неологизмы оформляются с его помощью: дистанцировать, компьютеризировать, сникерснуть. В небольшой группе инфинитив оформлен при помощи непродуктивного суффикса –ти: трясти, нести, везти, вести, цвести, идти, ползти, грести, брести, расти, пасти, плести, мести. Этот суффикс всегда находится под ударением. Исключения составляют формы с приставкой вы-: выползти, вынести, вывезти.

Инфинитив на –чь встречается в некоторых глаголах: беречь, стеречь, лечь, печь, течь, волочь, настичь . Конечный «ч» включает в себя элементы корня и суффикса. В других формах конечный Ч чередуется с Г или К: беречь/берегу, печь/пеку.

В предложении инфинитив может выполнять функцию любого члена предложения:

1) подлежащего и сказуемого Жить – Родине служить.

2) обстоятельства Я приехал отдохнуть.

3) дополнения Командир приказал нам отступать .

4) определения Приказ отступать пришел в 14 00 .

В отличие от прилагательных и существительных, имеющих одну основу, глагол имеет две формообразующие основы – инфинитива и настоящего времени . От этих основ образуются разные глагольные формы.

Основы настоящего времени выделяются из формы 3 л. мн.ч.: бегут → бег-, рисуют → рисуj-, пишут → пиш-, любят → люб- .

Основы инфинитива получают путем усечения формообразующего суффикса: бежа-ть, рас-ти, писа-ть . Основы настоящего времени и инфинитива не всегда совпадают.

Если инфинитив оканчивается на -чь , то основа инфинитива оканчивается на <г>, <к>, ее лучше выделять из формы прошедшего времени путем отсечения окончания и формообразующего суффикса л -: сберег-ла . Если инфинитив оканчивается на -сти, то в других формах он может чередоваться с [д] и [т]: брести//бредет, плести//плетет .

По соотношению основ инфинитива и настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Класс – это группа глаголов, имеющих одинаковые основы инфинитива и настоящего времени. Понятие класса связано с особенностями глагольного формообразования. Классы бывают продуктивными и непродуктивными. Выделяют 5 продуктивных классов:

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
1 класс -АJ Броса-ть – бросаj-ут, реша-ть – решаj-ут, чита-ть – читаj-ут, мечта-ть – мечтаj-ут.
2 класс -ЕJ Желтее-ть – желтеj-ут, красне-ть – краснеj-ут, спе-ть – спеj-ут, зре-ть - зреj-ут.
3 класс -ОВА/ЕВА -УJ Ночева-ть – ночуj-ут, механизирова-ть – механизируj-ут, приветствова-ть – приветствуj-ут.
4 класс -НУ Толкун-ть – толкн-ут, двину-ть – двин-ут, мигну-ть – мигн-ут.
5 класс Броси-ть – брос’-ят, люби-ть – люб’-ят, вороши-ть – ворош-ат.

У глаголов 5 класса в форме 1 л. ед.ч. наблюдаются различные исторические чередования: носить/ношу, возить/вожу, ловить/ловлю .

Непродуктивных классов насчитывается до 17.

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

1. писать, вязать

4. мокнуть

8. умереть

11. колоть

14. давать

17. живописать

Класс Основа инфинитива Основа н.в. Примеры
До 160 глаголов А/Я На мягкий согласный или шипящий Писа-ть – пиш-ут, иска-ть – ищ-ут, реза-ть – реж-ут. Возможны исторические чередования.
До 35 глаголов А/Я Слыша-ть – слыш-ат, крича-ть – крич-ат, ворча-ть – вроч-ат
До 45 глаголов Е Отсутствие этого суффикса в основе Виде-ть – вид-ят, сиде-ть – сид-ят, лете-ть – лет-ят
До 60 глаголов -НУ Мерзну-ть – мрезн-ут, мокну-ть – мокн-ут. Отличаются от 4 продуктивного класса образованием формы п.в. У непродуктивных глаголов форма п.в. образуется без –ну: мок, сох, мерз.
7 глаголов Суффиксы ть/ти следуют за корнем на З/С Вести, везти, нести, ползти, лезть, трясти, пасти
На –чь Стеречь, печь, мочь, сечь, лечь
-ВА -J Дава-ть – даj-ут, встава-ть – встаj-ут
5 глаголов Бить, вить, лить, шить, пить.

У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя).

Традиционно выделяют две основы глагола: основу инфинитива и основу настоящего времени, от которых образуются все формы глагола. Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

Основа инфинитива–прошедшего времени. Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти ); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса : чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л . Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на -чь (береч ьберёг, печь – пёк ) , у некоторых глаголов на -ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ) , -сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть (запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

2) прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, -о, -и), знал (-а, -о, -и);

    3) сослагательное наклонение: взял (-а, -о, -и) бы, рассказал (-а, -о, -и) бы ;

    4) компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ) читать;

    5) компонент аналитической формы повелительного наклонения: давай (те) работать .

    Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

Основа настоящего (или будущего простого) времени . Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор’-, читают – чит аj -, нарисуют – нарисуj-.

Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы :

    личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют );

    личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют) ;

    формы повелительного наклонения: играй(те) ;

    окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья! ;

    компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат ).

Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые) ; деепричастия несовершенного вида: читая.

4. Классы глаголов

Глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива–прошедшего времени и основы настоящего или будущего простого времени объединяются в морфологические классы (словоизменительные типы). Все классы делятся на продуктивные инепродуктивные . К продуктивным классам относятся глаголы, имеющие такое соотношение основ, по образцу которых создаются новые глаголы. Выделяют 5 продуктивных классов.

Соотношение

Основа инфинитива –

прошедшего времени

Основа настоящего или

будущего простого времени

-а-(-я-) – -аj-(-я j- )

чита-ть – чита-

гуля- ть – гуля-

сопернича- ть – сопернича-

читают – читаj-

гуляют – гуляj-

соперничают – соперничаj-

-е - – -еj-

владе- ть – владе-

уме- ть – уме-

беле- ть – беле-

владеют – владеj

умеют – умеj-

белеют – белеj-

-ова- (-ева-)

-уj- (-юj-)

зимова- ть – зимова-

беседова- ть – беседова-

жева- ть – жева-

зимуют – зимуj-

беседуют – беседуj-

жуют – жуj-

-ну- –- -н-

крикну- ть – крикну-

шагну- ть – шагну-

верну- ть - верну-

крикнут – крикн-

шагнут – шагн -

вернут – верн-

-и- – нуль звука (после мяг­кого согласного или шипящего)

вози- ть – вози-

вороши- ть – вороши -

хвали-ть - хвали-

возят – воз`-

ворошат – ворош-

хвалят – хвал`-

В некоторых грамматиках IV и V классы меняются местами. Глаголы I–IV кл. относятся к I спряжению, V кл. – ко II спряжению.

К глаголам непродуктивных классов относится сравнительно небольшое количество слов – около 400 (без учёта префиксальных образований). Они имеют разнообразные соотношения глагольных основ; в некоторых грамматиках насчитывают более 20 непродуктивных классов. Сюда относятся:

глаголы I спряжения с основой инфинитива на –а писа-ть – пиш-ут, паха-ть – паш-ут ;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на –а(-я ), выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: ворча-ть – ворч-ат, стоя-ть – стоj-ат;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на букву –е , выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: терпе-ть – терп`-ат, блесте-ть – блест`-ат;

глаголы с суффиксом -ну- в инфинитиве, выпадающим в основе прошедшего времени, и основой настоящего времени с -н -: утихну-ть – утих – утихн-ут. Эти глаголы имеют некоторое сходство с глаголами IV продуктивного класса и соответственно образуют в ряде случаев параллельные формы прошедшего времени (чаще – в форме мужского рода): гас – гаснул, мок – мокнул, пах – пахнул (уст.), вял – вянул, стыл – стынул, избег – избегнул, достиг – достигнул и др.

В числе глаголов непродуктивных классов выделяют изобилующие глаголы, имеющие параллельные основы настоящего времени с чередованием конечных согласных основы и без чередования; первые из них чаще используются в разговорной речи и просторечии, вторые – в литературном языке: алкать – алчут и алкают, брызгать – брызжут и брызгают, внимать – внемлют и внимают, глодать – гложут и глодают, двигать – движут и двигают, капать – каплют и капают, клепать клеплют и клепают, кликать – кличут и кликают, колыхать – колышут и колыхают, кудахтать – кудахчут и кудахтают, махать – машут и махают, метать – метают и мечут, мурлыкать – мурлычут и мурлыкают, плескать – плещут и плескают, полоскать – полощут и полоскают, рыскать – рыщут и рыскают, страдать – сраждут и страдают, тыкать – тычут и тыкают, хныкать – хнычут и хныкают, щипать – щиплют и щипают. Некоторые формы изобилующих глаголов отличаются по семантике; например, глагол двигает имеет следующие значения: передвигает, перемещает, толкая или таща что-л. (двигает книгу по столу ); шевелит (двигает ушами ); заставляет идти вперед (полководец двинул войска ); содействует развитию чего-л. (двигают науку вперед ). Глагол движет имеет значения: приводит в действие, движение (механизм движет пружина ); руководит (им движет честолюбие ).

Кроме глаголов продуктивных и непродуктивных классов выделяют изолированный класс глаголов, имеющих индивидуальное соотношение основ: бежа-ть – бег-ут, бы-ть – буд-ут, бри-ть – бреj-ут, да-ть – дад-ут, ес-ть – ед`-ат, еха-ть – ед-ут, ид-ти – ид-ут, ошиби-ть(ся) – ошиб-ут(ся), созда-ть – создад-ут и под.

Формы одного и того же глагола в русском языке образуются от двух разных глагольных основ .

Первая основа глагола – это основа инфинитива . Основы инфинитивов выделяются путём отбрасывания суффиксов -ть , -ти и -чь :

нарисова (ть), нес (ти). бере (чь).

От первой основы глагола (например, нарисова -) образуются:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения:

нарисова-л(-0, -а, -о, -и) ;

2) формы сослагательного наклонения: нарисова-л(-0, -а,-о, -и) бы ;

3) формы причастий прошедшего времени: нарисова-вш(-ий, -ая, -ее, -ие), нарисова-нн(-ый, -ая, -ое, -ые) ;

4) форма деепричастия у глаголов совершенного вида: нарисова-в .

Вторая основа глагола – это основа настоящего (у глаголов несовершенного вида) или будущего (у глаголов совершенного вида) времени .

Вторая основа глаголов определяется путём отбрасывания окончаний -ут (если глагол первого спряжения) или -am (если глагол второго спряжения) у форм третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения .

Это значит, что если в инфинитиве глагол отвечает на вопрос что делать? , то вторая основа этого глагола определяется по форме, которая отвечает на вопрос чтоделают? Если же инфинитив отвечает на вопрос что сделать? , то вторая основа глагола определяется по той его форме, которая отвечает на вопрос что сделают?, например:

принести (что сделать?) – (что сделают?) принес -(ут ),

дышать (что делать?) – (что делают?) дыш -(am ),

От второй глагольной основы (например, чита[j] -) образуются:

1) формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и будущего времени (у глаголов совершенного вида): чита[j] (-у, -ешь, -ет, -ем. -ете, -ут );

2) формы второго лица повелительного наклонения: читай (-0, -те );

3) у глаголов несовершенного вида формы причастий настоящего времени: чита[j]-ущ (-ий, -ая, -ее, -ие ), чита[j]-ем (-ый, -ая, -ое, -ые );

4) у глаголов несовершенного вида форма деепричастия: чита[j]-а .

Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола

У большинства русских глаголов основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени разные :

бра -ть бер -ут ,

зна -ть зна[j] ут ,

бере -чь берег -ут .

Чаще всего в русском языке встречаются такие типы звуковых соотношений между двумя глагольными основами:

1) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива плюс согласный (как правило, [j], реже – другой звук): сдела -ть – сдела[ j] -ут, зелене -ть – зелене[ j] -ут, жи -ть – жив -ут .

Если инфинитив имеет суффикс -чь , то во второй основе появляется -г – или -к -: бере -чь берег -ут , пе -чь пек -ут ;

2) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива минус конечный гласный: бели -ть – бел’ -ат, прыгну -ть – прыгн -ут . При этом заднеязычные и свистящие согласные часто чередуются с шипящими: плака -ть – плач -ут, писа -ть – пиш -ут ;

3) основы инфинитива и настоящего (будущего) времени различаются суффиксами: торгова -ть – торгу [j] -ym, организова -ть – организу[ j] -ут ;

4) две основы одного глагола различаются чередующимися звуками:

[и ]/[ej ] (бри ть брею т ), [ы ]/[oj ] (вы ть вою т ), [е ]/[oj ] (пе ть пою т ),

[и ]/[j ] (пи ть пью т ), [а ]/[м ] (жа ть -жм ут ), [а ]/[н ] (мя ть -мн ут ).

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Соотношение основ в продуктивных классах глаголов

Глаголы первых четырех продуктивных классов относятся к первому спряжению , а глаголы пятого продуктивного класса ко второму спряжению . Это значит, что в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов и глаголы 5-го класса имеют разные лично-числовые окончания , например:

бегать – бегают – глагол первого продуктивного класса, следовательно, он относится к первому спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

любить – любят – глагол пятого продуктивного класса, поэтому он относится ко второму спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

Те глаголы , у которых наблюдается другое соотношение основ инфинитива и настоящего (будущего) времени, относятся к непродуктивным классам . По образцу непродуктивных классов в современном русском языке новых глаголов не образуется . Например, основа инфинитива у глагола плакать такая же, как у глаголов первого продуктивного класса, но основа настоящего времени у этого глагола имеет другую форму (она не оканчивается на -a[j] ): плака (ть ) – плач (ут ). Это глагол непродуктивного класса.

Из-за сходства с основами инфинитивов продуктивных классов некоторые глаголы непродуктивных классов имеют вариантные формы настоящего (будущего) времени :

Мяукать мяукают и мяучат ; полоскать полоскают и полощут ; брызгать брызгают и брызжут и нек. др.

Следовательно, недостаточно знать только форму инфинитива для того, чтобы правильно образовать все формы глагола: нужно всегда учитывать соотношение двух глагольных основ .

Основные термины

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.