Дневник наблюдений за трудным ребенком. Дневник наблюдений – помощник классного руководителя в изучении личности учащихся. Причины вызывающие РАС

Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и
их оценка»
(По И. И. Мамайчук, доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность:____________________________________________
ФИ ребенка: ____________________ класс_____ дата наблюдения:___________________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных
нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок - от 0 до 4 баллов:
0 баллов - функция отсутствует;
1 балл - слабо выражена;
2 балла - выражена, но с искажением;
3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений
Н.г.
К.г.
Динамика
(+\­)
Блок 1. Эмоционально­поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки
0 Контакт полностью отсутствует
1
Контакт возможен при глубокой заинтересованности
ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок
берет психолога за
руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например,
ребенок
вступает в контакт только в присутствии матери; уходит
от
контакта, когда его о чем­то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность
зависят от
настроения и состояния ребенка

2. Активность
Оценки
0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии,
погруженность в себя
1 Избирательная активность (например, увидев «любимые
игрушки»,
ребенок проявляет активность, стереотипно с ними
манипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с
психологом.
Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но
быстро
пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен,
чувствителен к тону, вопросу
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки
0 Недифференцированное отношение к различным

ситуациям.
Неадекватные эмоции: стойкий негативизм,
эффективность,
лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным
проявлением негативизма, аффективные реакции при
изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности,
страхи, возможны бурные аффективные проявления при
неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот,
повышенная расторможенность, возбудимость. При
неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
4. Поведение
Оценки
0 Преимущественно полевое поведение без признаков
критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные
крики, двигательное беспокойство). На замечание не
реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность,
страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих.
Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует
без выраженных эмоциональных проявлений
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки
0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на
каком­то аффективно значимом действии
(например, раскачивании, прыжках, постукиваниях).
Или, наоборот, проявляет импульсивность,
несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе
занятий.
Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп
при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но
постепенно
увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается
ускоренный
темп, который к концу цикла занятий нормализуется
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки
0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении
аффективно
значимых заданий
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих
действиях, но способен к переключению внимания при
1

2
значимом задании
Способен к переключению, но наблюдается застревание
на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки
0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии
осмысленного анализа объекта. Сниженная активность
при поиске
объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные,
стереотипные манипуляции с игрушками с
использованием
обнюхивания, облизывания, подкидывания и других
действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно
разглядывает их, но
направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки
0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта
произносит звукосочетания, редкие лова или фраз
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз.
Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже
короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос
маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Целенаправленные действия
Оценки
0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от
задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими
предметами, которые аффективно значимы, или
повторять аффективно значимые фразы и слова
(например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает
эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять
тревожность, страхи, что отражается на темпе
выполнения заданий
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что экспериментально-психологическое обследование аутичного ребенка носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психокоррекционных воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить:

1) эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения;

2) особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания;

3) специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно-исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.

Нами были разработаны дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок - от 0 до 3 баллов:

0 баллов - функция отсутствует;

1 балл - слабо выражена;

2 балла - выражена, но с искажением;

3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.

Таблица 14 Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка

Блок 1. Эмоцинально-поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки 0 Контакт полностью отсутствует
1 Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка
2. Активность
Оценки 0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
1 Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с нимиманипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки 0 Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4. Поведение
Оценки 0 Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика проуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки 0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки 0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий
1 Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании
2 Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки 0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки 0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
3. Целенаправленные действия
Оценки 0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные
физические и психические изменения да еще, если они осложнены
трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое
подросток, требующий особого контроля?
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 г. принимает за основу термит «дети в трудной жизненной
ситуации», т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена,
дети, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно, не может
преодолеть их и его семья. Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети,
нуждающиеся в социально­педагогической поддержке.
Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем
с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации,
которые,
нуждаются в социально­педагогической
поддержке.
прежде всего,
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и
регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше
узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.

Цель:
деятельности учащихся
формированию личности.
организация профилактической,
социально­значимой
и работа по укреплению, развитию и
Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит
с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);
II раздел «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
(характеристики на учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления
активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная
информация).
Раздел I. Информационный лист.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному
педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные
учащегося.

Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на
учащегося.
Характеристика на учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные
классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая
проанализировать ученика его характер, способности; результаты
психологической диагностики.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет
успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм
и направлений его учебной и творческой активности. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое представление о
динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его
семьей.

Содержание
Стр.
Раздел I. «Информационный лист»
Включает в себя личные данные учащегося
Состав семьи
Данные о родителях
Раздел II. «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
Общие сведения об учащемся
Направленность личности учащегося
Волевые качества учащегося
Эмоциональная сторона характера
Особенности умственного развития учащегося
Характеристика на учащегося составленная учителем
Раздел II I. «Учебная деятельность»
Учебная деятельность
Оказание помощи в учебе со стороны родителей
Учет посещаемости и успеваемости
Ежедневное наблюдение
Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям
Любимые школьные предметы
Раздел I V. «Индивидуальная работа»
План работы с учащимся
План работы с семьей
Акты обследования жилищно ­ бытовых условий жизни семьи
учащегося

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
2. Класс _______________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
5. Семья ребенка:
Мать_____

Отец ______________________________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищно­бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
6. Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
7. Характер ребёнка _______________________________________________________________
8. Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
9. Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
10. Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________
13. Круг общения (ФИ друзей):

в школе __
вне школы _______________________________________________________________________
14. Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) _______________
16. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
17. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)
______________________________________________________________________
18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с
учета) ________________________________________________________________________
19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_____________________
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)
______________________
(год оформления карты)

ПЕДАГОГИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия
жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся у
семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет
особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии
учащегося.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится
встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень
ее сознательности.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________

4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального
переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или
вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет
самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно
выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА

Директор _______________ (ФИО)
Кл. руководитель_________________(ФИО)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
3. Стиль отношений со сверстниками (спокойно­доброжелательный; агрессивный;
неустойчивый; обособленный)
4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не
пользуется
авторитетом)
5. Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса,
сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель,
дезорганизатор, не участвует)
7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо,
удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
8. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других
классов, учителями, родителями и родственниками)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мнение
ученика
Мнение
родителей
Мнение
учителя
Параметры
Предметы,
изучаемый с
удовольствием
Предметы,
вызывающие
трудности
Предметы, которые
хотели бы изучать
дополнительно
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ
Параметры
Мнение ученика
Мнение
родителей
Полностью самостоятелен
Оказывается
эпизодическая
Помощь (указать, по
каким)
Оказывается постоянная
помощь

УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Предмет
математика
чтение
3­8
3 3
Сентябрь
10­15
17­22
2 3 н 3
2 н н 3
ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
24­29
4 2 н н 3
Например:

п/
п
1
2
Например:
Дата
5.09.08 Пришел в школу
Наблюдение
с
невыученными уроками по
математике.
Меры, результат
Сообщение
родителям
записку.

через
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
предмет
успев пропуск
успев пропус
успев пропуск
и
26
26
3
3
математ
ика
русский
язык
и
ки
0
0
4
4
успев
пропус
ки
3
4
16
16
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
за поведением учащегося за ________ месяц.
Дата
Проблема
Принятые меры

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

№ Содержание наблюдений
Не
Иногд
а
Часто
н
а
б
л
ю
д
а
е
т
с
я
1
Учебная деятельность:
ﺻ равнодушие;
ﺻ нежелание учиться;
ﺻ низкая успеваемость;
ﺻ затруднение в освоении
учебных программ;
ﺻ систематическая
неуспеваемость по одному
или нескольким предметам.
Взаимоотношения со сверстниками.
2
Положение в классе:
ﺻ изоляция;
ﺻ противопоставление себя
ﺻ положение вожака микро
коллективу;
группы, состоящих из
трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
слабыми и младшими;
ﺻ жестокое обращение со
ﺻ пренебрежительное отношение
ﺻ принадлежность к различным
к сверстникам;
молодежным группам.
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
ﺻ конфликтный характер
взаимоотношений с одним
или несколькими учителями;
ﺻ грубость;
ﺻ бестактность;
ﺻ ложь.
С родителями:
ﺻ конфликтный характер;
ﺻ ложь;

4
Проведение свободного времени:
ﺻ не занимается в кружках и
секциях;
ﺻ проводит свободное время вне
дома (с друзьями на улице);
ﺻ употребляет спиртные напитки;
ﺻ курит;
ﺻ зарабатывает себе на жизнь;
5
Отношения к труду, профессиональная
ориентация.
Выбор профессии (для
старшеклассников):
ﺻ незнание своих возможностей и
способностей;
ﺻ профессиональная
неопределенность;
ﺻ неразвитость тех четырёх
личности, которые необходимы
для выбранной профессии.

Отношения к труду:
ﺻ отрицательные отношения
ﺻ невыполнения трудовых
обязанностей в школе и дома;
ﺻ недобросовестное отношение

6
Поведение и поступки.
В школе:
ﺻ прогулы;
ﺻ нарушения требований
школьной дисциплины;
ﺻ нецензурная брань;
ﺻ жаргонная речь;
ﺻ порча школьного имущества;
ﺻ срыв уроков;
ﺻ драки.
В семье:
ﺻ побеги из дома;
ﺻ невыполнение домашних
обязанностей;
Противоправные поступки:
ﺻ бродяжничество;
ﺻ попрошайничество;
ﺻ азартные игры;
ﺻ употребление наркотиков;
ﺻ проституция;
ﺻ воровство;
ﺻ вымогательство;
ﺻ порча имущества;
ﺻ нанесение телесных
повреждений (драка).

ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
Карта эмоционального состояния учащегося в школе
Факторная структура настроения
доминирующее
психическое
противоположное
психическое
состояние
состояние
весело
грустно
интересно
неинтересно
волнение
спокойствие
пассивность
активность
усталость

бодрость
радость
огорчение
раздражение
равнодушие
депрессия
вдохновение
Самое интересное в школе _____________________________________
Самое неинтересное в школе ___________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство _____________________________

Директор школы
(ФИО)
_______________
Утверждаю
АКТ
обследования жилищно­бытовых и семейных условий
от "____" _____________ 200 _ года.
несовершеннолетней
________________________________________________
Дата рождения
____________________________________________________
Проживающего по адресу___________________________________________
В присутствии ____________________________________________________
Проведено обследование жилищно­бытовых и семейных условий
подростка.
Время проведения обследования: с_____ час ____ мин. до ____ час ___ мин
Обследованием

установлено,

из
______________________
Мать_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
и занимался_______________________________________________________

Заключение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии
_________________________________________________________________
Подписи
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
Дата
Проблема семьи
Что сделано
Результат

Директор школы
Утверждаю

______________
(ФИО)
Акт обследования
социально–бытовых условий жизни семьи
от «____» _____________ 200 _ года.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. Социальный педагог ФИО
составили настоящий акт в том, что провели обследование социально­
бытовых условий жизни семьи.
1. Семья ________________________________
2. Место жительства:
a) по прописке _____________________________________________

(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)
b) фактически _____________________________________________
c) другие варианты регистрационного учета ____________________

__________________________________________________________
d) не
состоит
учете

_______________________________________
3. Социальный статус семьи:
(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают
родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где
родители
(один из родителей)
несовершеннолетние;
семья,
воспитывающая ребенка–инвалида; семья беженцев или вынужденных
переселенцев; семья, где родители (один из родителей),безработные
(состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из
родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из
родителей) с наркотической зависимостью.)

4. Благосостояние семьи:
(мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства;
земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина;
стиральная машина; телевизор; видео техника, аудио техника,
компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные
машины с мотором, библиотека (более 50 книг).
(подчеркнуть имеющееся имущество)
5. Характеристика жилого помещения:
(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира,
«Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного
типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными
удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с
частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми
удобствами, ветхое жильё, число комнат в квартире (в доме) _______).
(подчеркнуть соответствующие варианты)

6. Статус жилья:
(принадлежит Вашей семье на правах собственности
(приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших
родственников; находится в муниципальной собственности (не
приватизировано);
принадлежит ведомству,
предприятию;
Вами
снимается).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
7. Размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена Вашей семьи
(меньше 7 м; 7­9 м; свыше 12 м)
a) Наличие отдельной комнаты для детей
(Да, Нет)
8. Санитарная культура.
(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и
т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность
уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного
белья и т. п.).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
9. Экономическое положение семьи.
Указать основные источники доходов вашей семьи.
(подчеркнуть соответствующие варианты)
a) Заработная плата членов семьи
Отца (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Матери (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
b) Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)
_________________________________________________________
c) Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по
безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии,
алименты, другое (что именно)

______________________________________________________
d) Дополнительные источники:
(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная
работа, доходы от подсобного хозяйства (садово­огородных участков
(площадь участка ______, разведение птиц, скота и т. п.),
______________________________________________________________
материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в
аренду, другие ____________________________ , никаких источников
дохода не имеем).
e) Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.
(за последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на
одного члена семьи. Для этого суммируйте зарплату, премии, прибыли,
пенсии, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие
денежные поступления, затем полученную сумму разделите на
количество членов в Вашей семье).
(до 300 руб., от 300 до 400 руб., от 500 руб. до 700 руб., от 700 руб. до 100
руб.,100 руб. до 1500 руб., от 2 000 руб. до 2 500 руб., от 3 000 руб. до 3
500 руб., от 4 000 руб. до 4 500 руб., свыше 5 руб.)
10.
(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц,
Реализация социальных льгот.
подчеркнуть соответствующие варианты)
жилищно–коммунальными льготами _______________________________ ;
льготами по оплате за содержание детей в ДОУ
_____________________;
бесплатным школьным питанием __________________________________;
бесплатными лекарственными средствами __________________________;
льготами за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой
____.

Трудности и проблемы, которые волнуют семью.
11.
(неудовлетворительное материальное положение (увеличение денежных
доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу;
плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена
жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние
здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания
членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи;
отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы,
приобретения).
12.
(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая,
Виды помощи, необходимые семье.
социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса
трудоустройства).
13.
Заключение комиссии ___________________________________
«____» ____________ 200__ г. Подписи членов комиссии
(дата заполнения) ____________ / ФИО /

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Ф.И.О.

класс

ГОУ СкОШ VIII вида № 482

Классный руководитель: Изместьева Наталья Викторовна

  1. ФИО ________________________________________________
  2. Класс 2 «А»
  3. Дата рождения _______________________________________
  4. Домашний адрес, домашний телефон ______________________________
  5. Семья ребенка:

Мать Ф.И.О., место работы ___________________________________

Отец Ф.И.О., место работы____________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия 3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей и родственники отца. Квартира выставлена на продажу.
  2. Взаимоотношения в семье прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении Влада реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.

Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

  1. Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
  2. Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести самостоятельность и любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
  3. Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
  4. Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Уровень знаний характеризуется низкими показателями.

Мотивация обучения низкая.

Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.

  1. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _______________

Дата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И. пришёл в ГОУ СкОШ VIII вида № 482 по направлению районной ПМПК. Раньше обучался в ГОУ СОШ № 1049, где продублировал обучение во 2 классе.

Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.

Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. Влад быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.

Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу. Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.

Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.

Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.

Отношения с одноклассниками сложные. Влад отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками, или звонит жаловаться отцу и старшему брату.

Влад нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает на 4 этаж (к старшему брату), уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.

Классный руководитель

Дата

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Редко

Иногда

Часто

Учебная деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание учиться;
  • низкая успеваемость;
  • затруднение в освоении учебных программ;
  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;
  • пренебрежительное отношение к сверстникам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С родителями:

  • конфликтный характер;
  • ложь;
  • грубость, хамство.

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения требований школьной дисциплины;
  • нецензурная брань;
  • жаргонная речь;
  • порча школьного имущества;
  • срыв уроков;
  • драки.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________


Дата Место наблюдения Наблюдения, выявление фактов Анализ явлений
2.03 урок математики По самостоятельной получил «2». Относится к этому философски, т.е. никак. Когда учитель начинает разбор ошибок, записывает все необходимо в тетрадь. Из-за оценок не переживает, работу над ошибками выполняет автоматически, не особо напрягая себя их осознанием.
3.03 перемена Играет в телефоне, не окружающих не обращает внимания. Рядом одноклассники что-то обсуждают. Смеются, рассказывают. На некоторое время отвлекается от игры, слушает разговор, потом опять возвращается к игре. Замкнут в себе, не проявляет инициативы в общении, хотя потребность такая есть.
6.03 перемена Разговаривает с одноклассником. Обсуждают какую-то игру. К ним подходят другие мальчики. Круг общения расширяется. Дима продолжает беседовать. Высказывает свою точку зрения. Старается ее отстоять, повышает голос, спорит. Потом машет рукой и замолкает. Имеет свою точку зрения, уверен в себе. Готов отстоять то, во что верит.

6. Гипотеза

Согласно проведенным наблюдениям и беседам с учениками, предположим следующие уровни тревожности у учащихся.

Леся.

Поведение Леси показывает, что у нее может быть выражена самооценочная тревожность, при этом остальные виды тревожности могут быть на нормальном уровне. Это обосновывается тем, что Леся никак не реагирует на полученные оценки, хотя иногда старается их исправить.

Галя.

У Гали, скорее всего, повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень самооценочной и межличностной тревожности. Это обосновывается ее беспокойством в отношении оценок, достаточной уверенностью в себе, некоторой замкнутостью и необщительностью, умением не реагировать на выпады одноклассников.

Дима.

Судя по поведению, это довольно уравновешенный ребенок, поэтому все виды тревожности у него могут быть на нормальном уровне.

Ход работы

Описание методики (А.М.Прихожан).

Под личностной тревожностью автором данной методики автором понимается устойчивая индивидуальная характеристика школьника, отражающая его предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечающий определённой реакции (беспокойство, волнение, страх).

Таблица 4.

Ситуации и оценки.

Ситуация нет немного достаточно значительно очень
Отвечать у доски
Пойти в дом к незнакомым людям
Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
Разговаривать с директором школы
Думаешь о своем будущем
Учитель смотрит по журналу, кого спросить
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь решаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Пишешь контрольную работу
После контрольной учитель называет отметки
На тебя не обращают внимания
У тебя что-то не получается
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышишь смех за твоей спиной
Сдавать экзамены в школе
На тебя сердятся (непонятно почему)
Выступать перед большой аудиторией
Предстоит важное решающее дело
Не понимаешь объяснений учителя
С тобой не согласны, противоречат тебе.
Сравниваешь себя с другими
Проверяются твои способности
На тебя смотрят как на маленького
На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
Замолчали, когда ты подошел /подошла
Оценивается твоя работа
Думаешь о своих делах
Тебе надо принять важное решение
Не можешь справиться с домашним заданием

Как можно заметить, методика включает ситуации трех типов:

1. ситуации, связанные со школой, общением с учителем,

2. ситуации, актуализирующие представление о себе,

3. ситуации межличностного общения.

Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 5.

Таблица 5.



Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим выбранной при ответах цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты выступают в качестве показателей тревожности в соответствующих ситуациях, показатель по всей шкале указывает на общую тревожность.

Обработка результатов заключается в подсчёте общей суммы баллов по всем параметрам и суммы баллов по каждому из видов тревожности. Возможно, будут выявлены учащиеся, чей уровень тревожности является высоким (или очень высоким) по всем параметрам, а это значит, что они испытывают значительную эмоциональную напряжённость в ситуациях, связанных и с учёбой, и с межличностным общением, и с самопознанием. Могут быть обнаружены ученики, которые проявляют повышенную тревожность лишь по отношению к учёбе (или общению), тогда как в других ситуациях проявляется ими тревожность невысокая. Понятно, что последующее определение коррекционной работы должно исходить из особенностей конкретного случая.

Соответственно, могут быть определены урони тревожностей:

1) нормальный – в оценке преобладают баллы 1, 0;

2) несколько повышенный – преобладают баллы 1, 2;

3) высокий – преобладают баллы 2, 3;

4) очень высокий – преобладают баллы 3, 4;

5) «чрезмерное спокойствие» - преобладают баллы 0.

Для более точной обработки следует обратиться к таблице, в которой представлены стандартные данные показателей уровня тревожностей в различных половозрастных группах .

Описание условий проведения.

Тестирование проводилось после уроков.

Учащимся была зачитана инструкция.

Они получили бланки (табл. 4), на бланках они должны были отметить соответствующие им баллы.

Учащимся было дано время на заполнение бланков.

После заполнения бланков ученикам было предложено узнать результаты в индивидуальном порядке.

Инструкция.

Инструкция, с которой студент-практикант обращается к учащимся, такова:

«Ниже перечислены ситуации (см. таблицу 4), с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение и страх. Внимательно прочитай каждое предложение и обведи кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна.

Если ситуация совершенно не кажется для тебя неприятной обведи цифру 0; если она немного волнует – 1; если ситуация достаточно неприятна и вызывает беспокойство, что предпочёл бы избежать её, обведи цифру 2; если она очень неприятна, вызывает сильное беспокойство, обведи цифру 3; если ситуация крайне неприятна, вызывает сильное беспокойство, страх, если ты не можешь перенести её, обведи кружком цифру 4. Итак, твоя задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обведением одной из цифр определить насколько она может вызывать у тебя тревогу, беспокойство, опасение или страх».

Ход эксперимента (поведение, реакции).

Последовательность эксперимента:

1. Выбор учеников. Выбранным учащимся было предложено пройти тестирование. Первым же вопросом с их стороны было: «Почему вы выбрали нас?» пришлось ответить, что выбор был сродни лотереи: чье имя вытяну, тому и будет предложено. Если бы эти ученики не согласились, пришлось бы опять тянуть имена. Похоже, что такой ответ им понравился, потому что все согласились. Я объяснила, что результаты тестирования, если им интересно, я потом расскажу каждому индивидуально.

2. Проведение наблюдения. Наблюдение проводилось в течение недели на уроках и переменах. Записывались отдельные реакции учеников. Про то, что будет проведено наблюдение, ученикам сказано не было.

3. Запись проведенных наблюдений. Запись наблюдений велась в течение уроков сразу, либо после окончания учебного дня, уже дома. Поэтому некоторые моменты забывались.

4. Беседы с выбранными учениками. С выбранными учениками была проведена беседа. К беседе я постаралась подготовиться и подобрать вопросы. Вопросы были следующие:

Переживаете ли вы из-за оценок?

Будут ли вас ругать родители из-за двойки?

Если вы получили двойку, будете ли вы ее исправлять?

Важно ли вам мнение окружающих о вашей внешности?

5. Описание поведения выбранных учеников. Результаты наблюдения были сведены в таблицы.

6. Оценка уровня их тревожности и выдвижение гипотезы.

7. Изучение методики по выявлению уровня тревожности учащихся.

8. Проведение тестирования (электронные бланки с полученными результатами – см. приложение 2).

9. Обработка полученных данных согласно шкале.

10. Интерпретация полученных результатов.

Обработка результатов.

Таблица 4.

Анализ результатов.

Изучение преобладающих оценок показывает следующее:

Рисунок 2. Преобладающие оценки.

Согласно диаграмме мы получили следующие данные.

Таблица 6

У Леси наблюдается общий повышенный уровень тревожности. Изучение по отдельным видам показывает, что у Леси повышенный уровень школьной тревожности, при этом уровень самооценочной тревожности нормальный, а межличностной – «чрезмерное спокойствие».

У Гали нормальный и повышенный общий уровень. Наблюдается повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень других видов тревожности.

У Димы нормальный общий уровень и по видам тревожности, наблюдается такой же нормальный уровень. Хотя в целом преобладает оценка «1».

Отразим уровни тревожностей испытуемых на диаграмме:

Рисунок 3. Уровни тревожности в оценках

Несмотря на преобладающие оценки, уровни тревожности по баллам у испытуемых распределяются следующим образом. У Леси наиболее выражена школьная тревожность. У Гали и Димы, несмотря на нормальный уровень, максимально выражена самооценочная тревожность.

Выводы

В целом можно констатировать следующие результаты:

Относительно Леси гипотеза не подтвердилась – у нее оказался повышенный уровень школьной тревожности, уровень самооценочной тревожности нормальный, а межличностной – «чрезмерное спокойствие». Расхождение между гипотезой и результатами можно объяснить недостаточностью наблюдений и недостаточно правильно интерпретацией реакций девочки, так как они неярко выражены.

У Гали гипотеза подтвердилась, наблюдается повышенный уровень школьной тревожности и нормальный уровень других видов тревожности.

У Димы гипотеза подтвердилась полностью. Все уровни тревожности оказались на нормальном уровне, при этом больше всего выражена самооценочная тревожность. Следовательно, ученику следует обратить внимание на свою самооценку и поднимать уверенность в себе.

Родителям следует с осторожностью относиться к возможностям детей с повышенной тревожностью, так как они могут завышать свои возможности, а в действительности не способны доводить дело до конца и чувствуют себя либо подавленными. Их нужно постоянно подбадривать! Хвалить и убеждать в том, что у него всё получится!

· Подросткам в состоянии тревожности не следует читать длинных нотаций по поводу их поступков. Желательно сделать строгое замечание с требованием прекращения действий. Останьтесь с подростком один на один, и обсудите поступки и действия, совершаемые им, разъясняя смысл и суть его поведения.

· Подростки с повышенной тревожностью не могут сосредоточиться на одном занятии, поэтому необходимо внимательно отнестись к тому, чем занимается ребёнок, где у него наибольшие успехи. И в дальнейшем предложить выбрать профессию с этим видом деятельности.

· Чтобы существенно снизить тревожность у подростков, необходимо педагогам и родителям, обеспечить реальный УСПЕХ в какой либо деятельности. Нужно подростка меньше ругать, унижать, недооценивать его возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты сделал домашнее задание лучше, чем вчера).

· Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи подростка не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше доверять подростку.

Искренне интересоваться его делами, верить в его успех!

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности!

Упражнения для учащихся

Упражнение «Аукцион»

По типу аукциона предлагается, как можно больше способов помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске.

Упражнение «Мусорное ведро»

Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, Что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.

Учащиеся описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог (учитель) помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.

«Я могу».

В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания рядом с заданием.

Рассказывайте об ошибках

Необходимо рассказать об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу дети могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам взрослый принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя неуспешными.

В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.

Показывайте ценность ошибки как попытки

Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения

Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.

Раскрывайте сильные стороны своих детей

Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ребенка. Едва заметив что - то ценное в нем, прямо скажите ему об этом.

Рефлексия

Работа над заданием показала, что каждый из ее этапов требует к себе внимания.

При выполнении работы самым сложным было правильно оценить наблюдаемую ситуацию, описать ее и сделать верные выводы.

В беседе с учащимися мне удалось узнать некоторые подробности их жизни и причины поведения в тех или иных ситуациях. Это позволило более точно сформулировать свои гипотезы.

При работе с методикой основной сложностью было правильно подсчитать полученные результаты. Проблем с ключом для теста не было.

Предложенное задание мне понравилось с той точки зрения, что я узнала много нового и получила определенные знания и умения.