Диктант на берегу моря. Причастие. Контрольный диктант

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словом «пустынного»

Мы нашли 50 предложений со словом «пустынного». Также посмотрите синонимы «пустынного» .
Значение слова

  • И тут помимо фиксации точных деталей пустынного невского пейзажа взгляд А.С.
  • За спиной тысячи километров пустынного льда.
  • Она высилась среди пустынного песчаного поля, окруженного забором.
  • Вдыхая его сейчас, я ощущала не столько острый, земляной аромат пустынного шалфея, сколько яркое воспоминание о маме.
  • Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Николаевского-Пустынного монастыря (1858).
  • По улицам пустынного города шёл молодой мужчина.
  • А в Неваде, Юте и Аризоне этот же агрегат надежно защищал от пустынного пекла.
  • Решил, что все тело должно проветриваться и именно в этом глубинный смысл пустынного одеяния.
  • Черчилль прекрасно понимал, через что пришлось пройти Гитлеру в годы «пустынного одиночества» в Германии.
  • Но это еще не все трудности пустынного жития.
  • В одно из таких путешествий буря разбила его корабль, а труп его выбросила на берег пустынного острова.
  • Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Николаевского Пустынного монастыря (1857).
  • Днями напролет он вкалывал на гигантском промышленном комплексе, расположенном на окраине Джидды, под палящими лучами пустынного солнца.
  • Одним из них было нарушение пустынного безмолвия преподобного.
  • Чеховский замок превратился из пустынного приюта холостяка в оживленный семейный дом, чего так прежде недоставало обширным его покоям.
  • И за этим поражением появляется чистое одиночество, черное и неумолимое, пустынного звездного неба.
  • Я спустилась с ветреного и пустынного плато на тропинку, вдоль которой паслись овцы, и устремилась в долину.
  • Дионисий вновь вернулся на Святую Гору для пустынного безмолвия.
  • Большую роль сыграли действия пустынного корпуса (верблюжьей кавалерии).
  • Все, что я читал о «годах пустынного одиночества», привело меня к мысли, что такие параллели действительно существуют.
  • Епископа Досифея колесовали, Андрея Пустынного и брата царицы Абрама Лопухина обезглавили.
  • Оттенок пустынного цветка, который касался моих ног на тропе.
  • От обжигающего сухого пустынного ветра лицо бедуина спасает бурнус.
  • Было почти 11 часов утра, и жара пустынного июньского дня набирала силу.
  • После длительного пустынного жития Господь открыл людям место его пребывания, что поначалу огорчило подвижника.
  • Особенно много скорбей и искушений претерпел он от бесов в самом начале своего пустынного подвига.
  • Изредка только раздавался писк какого-то мышонка или свист пустынного зайца.
  • Вольноотпущенному Филиппу никто не мешал, и он бродил взад и вперед по пустынно му берегу, пока все не ушли в город.
  • Отовсюду к пустынно му бетону тянулись его шестисотлетние предки.
  • Недавняя смерть крестного вышибла его из седла, ему тяжело и крайне пустынно .
  • Мы покатили по пустынно му ландшафту, отмеченному иссохшими кустами и бледными горами, простиравшимися вдаль.
  • Около нас все было безмолвно и пустынно .
  • К счастью, через несколько часов по пустынно му шоссе проезжал местный шериф, который вывез замерзающих людей из снежной ловушки.
  • Я тут же выходил с полотенцем, и мы шли по шоссе, еще не успевшему нагреться, тихому и пустынно му , солнце пекло нам в спины.
  • Однажды поздно вечером мы шли по пустынно му кварталу доков и складов, такому шумному, оживленному днем.
  • После заседания с обоими одновременно общался у себя в нумере, а после ужина с Натальей гулял по пустынно му Оадби.
  • Михаил и Ольга приглашают нас с Амвросием в гости, и мы едем по пустынно му шоссе в поисках их дома.
  • Я пришел в обком комсомола уже под вечер, прошел по пустынно му коридору и толкнул первую попавшуюся дверь.
  • В Кремле пустынно , правительственные учреждения по случаю праздника не работали, безлюдными были коридоры Совнаркома.
  • Море вокруг нас было пустынно и горизонт чист.
  • Мы уходили по пустынно му берегу моря так далеко, что не было сил вернуться.
  • Драные песцы бегали по пустынно му берегу и нападали на умирающих.
  • Но в районе Сергиевской, Тверской, Таврического сада было тихо и пустынно .
  • Выйдя из лифта, военный повел Дина по длинному и абсолютно пустынно му коридору куда-то в глубь подвального этажа.
  • Когда они наконец всплыли, вокруг было пустынно .
  • Ромео несет ее тело по пустынно му мертвому городу.
  • Ночной Сочи, залитый лунным светом, выглядел странно и пустынно .
  • Он носился по пустынно му пляжу, вскакивал на каменный парапет и замирал темным силуэтом на фоне закатного неба.
  • Они с удовольствием дышали свежим воздухом, не спеша шагая по пустынно му тротуару.
  • Идем по Толедскому мосту, совершенно пустынно му .

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса

Контрольный диктант №1

Осень – причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца.

Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён.* Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.** Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)

(По А. Иллюминаторской.)

Грамматическое задание

1. Сделать морфологический разбор слов: загорелась (1 вариант), приходит (2 вариант).

2. Сделать морфемный разбор слов: расстилает, загорелась (1 вариант); обнажатся, побродить (2 вариант).

3. Составить схему отмеченного предложения: * (1 вариант), ** (2 вариант).

(Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011, с. 28.)

Контрольный диктант №2

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ.И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант №3

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение - и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы.1 (129 слов)

Контрольный диктант №4

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон - признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант №5

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.

Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2

Ива - неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнет расти.2

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

Контрольный диктант №6

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. 3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

(По М. Семеновой )

Контрольный диктант №7

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

(Н. Ефимова)

Контрольный диктант №8

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант №9

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. 4 Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Итоговый контрольный диктант № 10

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному.

Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый.

С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

| (120 слов) (По И.А. Бунину)

Грамматические задания

1. Синтаксический разбор предложения

2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфологический разбор причастия.

Контрольные диктанты по русскому языку

8 класс

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег,- все готовились к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звездами небо.

Грамматическое задание

Сделать синтаксический разбор первого предложения.

Контрольный диктант №2 по теме «Второстепенные члены»

Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.
Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.
Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.
Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской )

Грамматическое задание

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным глагольным сказуемым. (1 - 2 на каждый вид).

2. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-двум на каждый вид). В 1-ом абзаце обозначьте безударные гласные в корне.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

2 вариант Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает.

Контрольный диктант №3 по теме «Односоставные предложения»

Осенью на Прорве.

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех.

То за кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в кусте ивовый прут.

Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца.

К рассвету лицо обжигает лёгкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух чист и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

Грамматическое задание

1.Найдите в тексте 2-3 односоставных предложения (в т.ч. и те, которые являются частью сложного предложения), определите тип этих предложений.

2.Сделайте синтаксический разбор сказуемых:

1 вариант – в предложении На Прорве слишком много помех. 2 вариант – в предложении Воздух чист и прохладен.

3.Выпишите из диктанта по одному слову с безударной гласной, проверяемой ударением, непроверяемой, чередующейся.

4.Разберите по составу слова: рассвету, разгораться

Контрольный диктант №4 по теме

«Предложения с однородными членами»

Всё: и день, и природа - великолепно. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета желтеющую и краснеющую зелень леса. Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. Тихо кругом: в глубине леса, на поляне. Слышно лишь, как желтый лист, отделившись от ветки, уже не питающей его своими соками, падает и задевает другие листья, еще не упавшие, но уже пожелтевшие. Они устилают всю землю.

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари? Все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоко-высоко в голубом небе длинной ломаной линией летят птицы. И птицы, и осенний говор природы, и грезы уходят в невозвратное прошлое. Воротятся опять и птицы, и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы. А грезы не воротятся. (130 слов)

(По Д. Мордовцеву )

Грамматическое задание

1.Начертите схему предложения:

Все: и день, и природа - великолепно.- 1в,

Деревья сверху донизу унизаны разноцветными листьями: желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными. – 2в

2.Подчеркните грамматическую основу в предложениях

Они устилают всю землю. - 1в

А грезы не воротятся. – 2в

3.Объясните знаки препинания в предложениях:

Куда девались птицы, распевающие от зари до зари?

Контрольный диктант №5 по теме «Обособленные члены предложения»

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актер, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, заложена в детстве. Его мать - художница- любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова.)

(По Э. Патсон.)

Грамматическое задание.

1. Разобрать по составу:

наполненные сделанные

принесли привлекают

городам правдивостью

2. Объяснить графически знаки препинания:

Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».

Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

3.Произвести синтаксический разбор предложения с обособленным определением.

Контрольный диктант №6 по теме «Вводные слова, обращения»

    Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?

    Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.

    С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.

    Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звездам.

    Ночью, однако, никому не спалось.

    Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

    Да, были люди в наше время…

    Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

    Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.

    Монгольские лошади невысоки, однако выносливы.

    Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.

    Вам, я полагаю, следует быть повежливее.

    Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы!

Примечание. Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

Грамматическое задание

      Сделать синтаксический разбор и схемы предложений: вариант 1 – 4,5; вариант 2 – 10,12

      Подчеркнуть грамматические основы в предложениях: вариант 1 – 2,10; вариант 2 – 5,8

Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Петька и Мишка устало пл_лись по пустын_ому бер_гу моря_ усе_н_ому галькой_ отшлифован_ой в_лнами. От едва к_лыш_щ_гося моря на мальчиков ве_ло странным покоем и т_шиной. Лучи не з_шедш_го ещё за г_ризонт со_нца ск_льзили по лё_к_м в_лнам_ наб_гавш_м на бер_г.

Пр_пит_н_ая полын_ым зап_хом длин_ая ст_пная д_рога_ т_нувш_яся к морю от д_лёк_го гор_да_ остал_сь п_зади, а вп_р_ди во всю даль и ш_рь ра_ст_лал_сь открыт_е море_ не имеющ_е границ. И р_бятам к_зал_сь_ что они д_бр_лись до самого края света_ что дальше уже нет н_чего. Есть одно тихо плещ_щ_еся море, а над ним т_кое же бе_крайн_е небо_ кое-где п_крыт_е бледно_розовыми обл_чками.

Мальчики_ утомлён_ые долг_м путём_ шли молч_. За пл_ч_ми они н_сли вороха сухого бурьяна_ собран_ого ими для будущ_го к_стра.

Ответы:

Петька и Мишка устало пле лись по пустынн ому бере гу моря, усея нн ому галькой, отшлифованн ой во лнами. От едва ко лышу ще гося моря на мальчиков вея ло странным покоем и ти шиной. Лучи не за шедше го еще за го ризонт сол нца ско льзили по лёг ки м во лнам, набе гавши м на бере г.

Про пита нн ая полынн ым запа хом длинн ая сте пная до рога, тя нувша яся к морю от да лёко го горо да, остала сь по зади, а впе ре ди во всю даль и ши рь рас сти лало сь открыто е море, не имеюще е границ. И ре бятам ка зало сь, что они до бра лись до самого края света, что дальше уже нет ни чего. Есть одно тихо плещу ще еся море, а над ним та кое же бес крайне е небо, кое-где по крыто е бледно- розовыми обла чками.

Мальчики, утомленн ые долги м путем, шли молча . За пле ча ми они не сли вороха сухого бурьяна, собранн ого ими для будуще го ко стра.

У р о к 46. Контрольный диктант

I в а р и а н т

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов.)

II в а р и а н т

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги. (117 слов.)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е (одинаковое для обоих вариантов): графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах, написание суффиксов причастий (задание выполняется по мере записи диктанта, а не после его написания).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

(10 часов +2 часа развития речи)

На изучение деепричастия в VII классе отводится 9 часов. За это время у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и пунктуационные навыки: правописание не с деепричастием, выделение запятыми обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Работа по развитию речи учащихся в период изучения этой темы направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, на предупреждение ошибок, связанных с образованием и употреблением их в речи. В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое (в сравнении с правилами обособления причастных оборотов). Объясняется это тем, что школьники обычно не умеют распознавать деепричастия, часто смешивают их с личными формами глагола и причастия.

В ходе изучения темы «Деепричастие» важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной (выделяет основное действие в ряду других или нескольких, выявляет смысловые отношения между двумя или несколькими действиями) и выразительной (устраняет однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица или предмета, дорисовывает основное действие) 15 .

У р о к и 47-48. Понятие о деепричастии

и деепричастном обороте.

Правописание не с деепричастиями

Цель уроков: ознакомление с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастиями; введение понятия о деепричастном обороте; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия, нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по заданным моделям с использованием деепричастий для обозначения добавочного действия; составление связного рассказа на грамматическую тему; употребление деепричастий для передачи динамичности в развитии действия в текстах повествовательного характера.

I . Объяснение нового материала, в процессе которого учитель знакомит семиклассников с грамматическими особенностями деепричастия, подводит их к определению понятия, выявлению роли деепричастия в речи, синтаксической роли в предложении.

Дается задание описать действия учащейся, которая делает задание по русскому языку: как она пишет, какие добавочные действия при этом совершает. «Она заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.»,- отмечают семиклассники.

Записываются и сопоставляются два предложения:

Девочка выполняла домашнее задание и подчеркивала орфограммы.

Девочка выполняла домашнее задание, | подчеркивая орфограммы |.

В ходе анализа предложений учащиеся выясняют, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия как одинаково важные. Во втором предложении выполняла обозначает основное, главное действие, а подчеркивая - добавочное, дополнительное. Учитель сообщает, что часть речи, обозначающая действия, добавочные по отношению к основному, называется деепричастием. В процессе беседы выясняется, что деепричастия образуются от глаголов, имеют, как и глаголы, вид. Но деепричастие имеет и признаки наречия: оно не изменяется, в предложении является обстоятельством. Как правило, деепричастие можно заменить глаголом-сказуемым.

Опираясь на знания о причастном обороте, учащиеся находят деепричастный оборот, определяют его синтаксическую роль в предложении; графически объясняют расстановку знаков препинания.

II . Закрепление материала.

1. Выразительное чтение знакомого семиклассникам текста, например отрывка из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Сначала текст читается целиком, затем - по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами.

И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

О каких основных действиях говорится в отрывке?

Какими средствами языка Н. В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

(Делается вывод о функции деепричастия в речи - описывается, дорисовывается основное действие.)

2. Замена деепричастием сначала первого глагола, потом второго. Запись предложения с расстановкой знаков препинания. (Нужно обратить внимание учащихся на то, что одиночные деепричастия тоже выделяются запятыми. Желательно, чтобы деепричастные обороты были поставлены в разные части предложения.)

1) Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром. 3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

Различаются ли по смыслу I и II варианты каждого предложения? Определите вид деепричастий.

III. С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи дается упражнение с заданием заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями; графически объяснить знаки препинания; по вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

I V . Анализ текста повествовательного характера.

Полезно напомнить учащимся, что в повествовании мир предстает в динамике, в движении, в нем рассказывается о сменяющихся, следующих друг за другом действиях, как бы создается лента кадров. Чтобы подчеркнуть эту последовательность действий, в этом типе речи часто используются глаголы движения, деепричастия совершенного вида или деепричастные обороты, с помощью которых передается динамичность, стремительность в развитии действия.

Для анализа предлагается отрывок из повести М. Горького «Детство». После чтения учителем текста семиклассники должны найти в нем признаки этого типа речи и сделать вывод о том, что деепричастия «дописывают», дополняют главное действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, к уж нельзя было отвести глаз от нее - так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется.

V . Сообщение учителя о написании не с деепричастиями (совпадает с правилом написания не с глаголами).

Выполняются следующие упражнения.

1. Словарный диктант.

Учащиеся определяют, приставкой, частицей или частью корня является не в словах не чувствовал, не чувствуя, не удивляясь, недоумевал, не зависев, не сожалея, не исчезая.

2. Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают деепричастия, графически объясняя написание не с деепричастиями.

Не задумываясь, не думал, не присутствовал, не присутствуя, ненавидя, негодуя, не спрашивал, не припоминая, не истомившись, не удивился.

Обобщение материала урока.

Какова роль деепричастия в речи? (Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, называемое сказуемым, дополняет его.)

Для какого типа речи характерно употребление деепричастий? (В текстах повествовательного характера для передачи динамичности в развитии действия.)

Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

Каковы признаки глагола у деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры. В заключение урока проводится проверочная работа.

I в а р и а н т

I. Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.

1. Космонавт слушает и улыбается.

2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

II. Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2. Я открыл окно и залюбовался видом.

3. Брат склонил голову и писал что-то.

4. Разложив игры, дети сели в кружок.

1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то песенку.

2. Из дома вышел человек и направился к машине.

3. Выйдя из дома, человек направился к машине.

4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

II в а р и а н т

I. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Закутанный в тулуп;

2. проложенный геологами;

3. укрепил болт;

4. запер на замок;

5. вырастив урожай;

6. раскачивающихся от ветра.

II. Найдите словосочетание с деепричастием.

1. Выкрашенный краской; 4. устроившись на ночлег;

2. выкрасив краской; 5. запертый дома;

3. устроенный по проекту; 6. заперев дом.

III. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.

3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

4. Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

5. Не узнав горя, не узнаешь и радости.

6. Мальчик шел и не разбирал дороги.

IV. Найдите предложения с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3. Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4. Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5. Я забыл о ружье, залюбовавшись необыкновенным зрелищем.

6. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с юга, стала кружить над заливом.

Контрольный листок учителя:

I в а р и а н т II в а р и а н т

I. 2, 5; II. 1, 4; III. 1, 3. I. 5; II. 2, 4, 6; III. 5; IV. 4, 5.

За работу учащимся выставляется оценка. Семиклассники, не справившиеся с заданием, получают его на дом.

По мере выполнения задания учащиеся, справившиеся с ним раньше других, могут придумать и записать предложения с одиночными деепричастиями.

Домашнее задание: § 26, 27, 28; упр. 159 (устно), 172 (письменно). Графически объяснить написание не с деепричастиями, постановку знаков препинания при деепричастных оборотах; повторить порядок морфологического разбора причастия (§ 23).