Чужой среди своих: откуда берутся изгои

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы . Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве довольно смутно представлены в памяти. Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии. Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление. Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству». Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях. Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет».

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким».

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать».

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным».

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: , при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера , которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

Оценка статьи:

читайте также

Психологический стресс

Большинство обывателей расценивает стресс - как негативные, мучительные переживания, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами...

В каждом детском коллективе есть свои изгои. Их не приглашают на вечеринки, не играют с ними на переменах и не дают лопатку в песочнице. Их психологические проблемы ребенка-изгоя , зачастую остаются на всю жизнь.

Существует определенный стереотип: непопулярные в классе дети, вечно терпящие насмешки окружающих, учатся хорошо, тянут руки, чтобы ответить на любой вопрос учителя и получают свои законные «пятерки». В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Исследования Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками.Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По наблюдению психологов, ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость. Профессор Бахс обнаружил, что дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются остракизму и в школе. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего.

Доктор Тэд Фейнберг, председатель национальной ассоциации школьных психологов (США), говорит, что удивлен и обеспокоен результатами исследований профессора Бахса. «Большинство исследований по проблеме остракизма проводилось в средней школе», - говорит он, - «поскольку считалось, что у более младших детей в силу пластичности их нервной системы остракизм не приводит к значительным психологическим травмам.». Теперь же д-р Фейнберг составляет рекомендации для родителей детей младшего возраста. Вот что, по его мнению, должно насторожить взрослых:

— ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
— возвращается из школы подавленным;
— часто плачет без очевидной причины;
— никогда не упоминает никого из одноклассников;
— очень мало говорит о своей школьной жизни;
— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде-ния, и он никого не хочет позвать к себе.
Что делать, если ребенка отвергают?Первое, что в таких случаях стоит сделать родителям, говорит д-р Фейнберг - вздохнуть поглубже и успокоиться. Не стоит самим искать и наказывать обидчиков ребенка, но нельзя и пассивно ждать, что ситуация разрешится сама. Лучше подумать, почему именно Ваш ребенок стал «изгоем»?

Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком - «не-такие-как-все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции - агрессивность ребенка.

Психологи считают, что помочь сравнительно просто - тренинги социализации и/или снижение уровня агрессии. Поэтому, пока ситуация не зашла слишком далеко, говорит д-р Фейнберг, родителям детей, отвергаемых коллективом, надо обращаться к школьному психологу.

Ирина Павленко
(с) http://www.psihologyhelp.ucoz.ru/

Мне 19 лет, и я учусь в Университете. Мне было всегда трудно устанавливать контакты с людьми. Но сказать, что я этого не умею делать, нельзя: у меня есть друзья, с которыми я познакомилась на мастер-классах по моей профессии , есть друзья по работе, есть онлайн френды, общаюсь с несколькими девочками с других факультетов.
В школе я была изгоем с 1 по 11 класс, с 1 по 9 класс вообще не знала, что такое хотя бы приятельские отношения. Думала, что сама виновата. Потом пошла на несколько кружков, потом на подготовительные курсы, постепенно ситуация налаживалась. Я поняла, что могу дружить. Я думала, что когда закончу школу, изгойству придёт конец.
Но я поступила в Университет - и началось! Сначала всё было хорошо, мы с девочками ходили вместе к метро, гуляли. Они несколько раз позвали меня куда-то - я отказалась. С 1 дня было понятно, что у нас полное несовпадение интересов. Меня интересует учёба и будущая карьера , а им охота погулять. Одна девочка пыталась пристрастить меня к модной одежде, но меня не интересуют наряды. Они говорят о парнях, о сексе , о свадьбе, о будущей семье , а у меня на 1 месте карьера. Они любят заниматься шоппингом, а я - нет.
Я не помню, когда это началось. Я не помню, как это началось. Я думаю, это начиналось постепенно. Но уже к концу 1 курса они меня тупо игнорировали, не звали на дни рождения, не ставили лайки к моим фото. Я не могу ни у кого попросить конспекты. Они предъявляют ко мне глупые претензии: "Не задавай вопросов, ты нам мешаешь!" или "Не ищи препода, если прошло 40 минут и более! Не искала бы - пошли бы домой". Смеются надо мной в открытую, особо не стесняясь моего присутствия. И вообще, когда я молчу, я для них - пустое место!
Может, проблема во мне? Может, я их провоцирую? Но я хочу исправить свою вину! И если не я - то кто виноват?
Подружится с ними, увы не удастся. Но что делать? Как сохранить нейтралитет? И как не стать изгоем в следующем коллективе?

Здравствуйте, Ольга!
А кем вы хотите стать в следующем коллективе? Хотите ли вы общаться с людьми? Хотите ли вы общаться с теми, кто на вас очень не похож и не разделяет ваши ценности? По интонациям вашего письма складывается ощущение, что вы чувствуете себя существом более высокого сорта, чем ваши одногруппницы. Вас интересует учеба и карьера - то, за чем и поступают в университет; а девушек больше волнует личная жизнь и реализация в отношениях и в семье .
Если для вас увлечение шоппингом - признак недоразвитости, то почему вам важна симпатия и расположение недоразвитых существ? Похоже, тут есть какое-то внутреннее противоречие. С одной стороны, вы ощущаете, что ваше поведение более разумно и правильно, с другой - как любой человек (люди социальные существа) нуждаетесь в общении, понимании, дружеских связях. Нейтралитет - это компромисс между этими противоречивыми мотивами, и не думаю, что он по-настоящему удовлетворит ваши потребности в общении и признании. Работа с психологом поможет вам разрешить это противоречие.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 4

Ольга, это коллектив нужно выбирать ПОД СЕБЯ, а не строить себя под коллектив. Соглашусь, что выбрать полностью весь коллектив в университете - сложно. Но это легче будет сделать потом на работе, выбирая компанию в том числе и по тому, КТО там работает, если ставить в центр себя и свои потребности, а не "соцзаказ" других людей.

А сейчас - я больше чем уверен, что и на вашем факультете есть парочка "белых ворон". Они всегда есть - присмотритесь внимательно. Зачем вам пытаться встроиться в группу "обычных" девушек? Найдите таких же "изгоев" - они вам, скорее всего, окажутся куда более интересны, чем "большинство".

Но зачем-то вы пытаетесь подстроиться именно под это большинство. Видимо, вы не до конца уверены в том, что с вами "все в порядке"? И почему-то чувствуете вину за то, что не нравитесь большинству. А должны? Кто и когда сказал вам, что вам должно "поставить оценку" большинство, и только тогда вы будете считаться "социально-пригодной"? Это не так. Почитайте вот этот тренинг, там есть многие ответы на ваши вопросы:

http://psyhelp24.ru/kak-zavodit-dryzei/

С уважением,Несвитский Антон Михайлович, психолог Санкт-Петербург

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Ольга.

Проблема вашей своеобразной роли в коллективе, о которой вы пишете, очень серьезная. И проблема эта, исходя из вашего письма, существует уже давно. Одно можно сказать точно - сами того не замечая, вы что-то делаете, как-то провоцируете других, что такое отношение к вам возникает вновь. Видимо вам привычна именно такая роль в коллективе. Почему? Причин здесь может быть много и в этом нужно серьезно разбираться.
Вы спрашиваете что делать, как не стать изгоем в следующем коллективе? Дать ответ и универсальную рекомендацию вот так сразу, чтобы проблемы не стало в один миг, невозможно. Думаю, что если вы для себя определите, что нужно решить эту проблему, то вам стоит пообщаться со специалистом-психологом . Тогда можно будет не только понять причины, избежать подобной ситуации в следующих коллективах, но и изменить нынешние ваши отношения в Университете.

С уважением, психолог Алексей Богинцев (Санкт-Петербург)

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Скорее всего это последствие эмоциональной травмы, из за котороый установился барьер между вами и и другими людьми. На неосознанном уровне было принято решение держаться от других людей на расстоянии, скорее всего в целях защиты.

Убрать это в любом случае можно. Может потребоваться всего 1-2 сеанса со специалистом, а может гораздо больше, все зависит от от глубины проблемы и от того, как она формировалась. Был ли единичный неприятный случай, который привел к такому результату - или же это систематический патерн взаимодействя с близкими, который зародился очень рано.

Из практических советом - освойте метод ДПДГ - информация есть в интернете, и прорабатывайте свои неприятные состояния с помощью этого метода. Есть еще довольно экзотический метод описный в книгах по EFT Гарри Крейга и Фреда Галло.

Я буду вести прием в Питере 7-8 декабря - можете обратиться ко мне. Даже за 1-2 раза можно добиться значительного успеха, вплоть до полного устранения проблемы. Как я сказал, тут много зависит от обстоятельств - но легче станет в любом случае. Мой телефон есть на моей страничке на сайте.

В любом случае, желаю вам успехов.

Голощапов Андрей Викторович, психолог Саратов

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Регулярные насмехательства со стороны сверстников приносят большой вред и нарушают здоровое развитие детской личности. Впоследствии такие люди страдают различными психологическими проблемами, которые мешают им строить гармоничные отношения с окружающими: коллегами по работе, противоположным полом, друзьями.

Как понять, что ребенок изгой

Изгои, в большинстве случаев, выбираются еще в начальной школе, и, если в ситуацию не вмешиваются взрослые, ребенок продолжает занимать эту позицию весь период обучения в школе. Чтобы этого не произошло, родители должны внимательно наблюдать за детским поведением и вовремя предпринимать соответствующие меры.

Признаки того, что ребенок занимает позиции изгоя:

  • У ребенка резко ухудшается настроение, когда речь заходит о школе, одноклассниках;
  • Со школы такие дети часто возвращаются в подавленном состоянии, расстроены, могут быть озлоблены;
  • Часто без очевидных причин ребенок может расстроиться или начать плакать;
  • Он редко рассказывает истории, которые произошли с ним в школе;
  • Ребенок сильно радуется при наступлении каникул или когда он заболел, так как отпадает необходимость посещать школу;
  • Когда возникает надобность связаться с коллегами по учебе (например, узнать домашнее задание), он делает это с неохотой или же совсем отказывается от таких действий;
  • К ребенку редко приходят друзья, и он сам нечасто ходит в гости;
  • У него могут пропадать личные вещи или школьные принадлежности и на вопросы родителей об обстоятельствах пропажи ребенок отвечает уклончиво;
  • Ссадины, царапины и синяки, которые скрываются от взрослых, также могут быть признаком того, что ребенок является изгоем.

Будьте внимательны к своему чаду, даже если вы наблюдаете один-два из вышеперечисленных моментов, то стоит разобраться в причинах. Обозначенные особенности поведения и настроения ребенка могут указывать не только на то, что ребенок не принят в коллективе, но и на то, что у него есть какие-либо психологические проблемы.

Ошибки, которые часто допускают родители

Узнав о том, что ребенок не пользуется популярностью и подвергается нападкам со стороны сверстников, родители, как правило, впадают в одну из двух возможных крайностей.

В первом случае взрослые объявляют ребенка жертвой и начинают вести активную борьбу с обидчиками и их родителями, учителями. В случае если причиной неприятия ребенка коллективом является его склонность к агрессии, плохие привычки или какие-нибудь отклонения в поведении – ситуация только усугубляется. Ребенок, опираясь на поддержку семьи, начинает вести себя более безнаказанно и в итоге от его поведения страдают сами родители. Иногда, чтобы решить проблему, аутсайдера переводят в другое учебное заведение, но в большинстве случаев, ситуация повторяется заново.

Вторая крайность – когда родители начинают обвинять в происходящем самого ребенка, мотивируя это тем, что раз его обижают, значит, есть за что. Оставаясь наедине со своими проблемами, такие дети становятся еще более замкнутыми и неуверенными в себе. Если на ранних сроках у такого ребенка не наблюдается склонность к агрессии, впоследствии могут появляться вспышки жестокости и проявления озлобленности по отношению к сверстникам, учителям и даже родителям.

Как правильно реагировать на ситуацию

Определив, что у ребенка существуют большие проблемы в общении со сверстниками, родители должны быть готовы к тому, что действовать необходимо по следующим направлениям:

  • Оказание поддержки ребенку;
  • Помощь в установлении контактов со сверстниками;
  • Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом;
  • Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю.

Оказание поддержки ребенку

В случаях, когда ситуация зашла далеко и ребенок подвергся сильному моральному или физическому давлению, его необходимо на время отстранить от обидчиков. Важно дать время пережить полученную травму, поэтому в некоторых ситуациях целесообразно на несколько дней отказаться от посещения учебного учреждения.

Если есть малейшее подозрение, что речь идет о травле – постоянном и целенаправленном унижении одного ребенка другими – необходимы защита и вмешательство взрослых, при чем, как можно быстрее. Маленький человечек порой просто не в силах противостоять сплоченной группе, нет у него для этого ни знаний, ни ресурсов, ни рычагов влияния. Полученная психологическая травма может оказать влияние на всю жизнь, «сломать» личность.

При этом родители должны постараться по душам поговорить с ребенком и узнать истинные причины произошедшего. Если он не настроен на диалог, не следует настаивать, но впоследствии нужно вернуться к разговору. Взрослые должны показать, что они настроены помочь, но для этого им необходимо знать полную картину. При этом не стоит высказывать по отношению к обидчикам оскорбления или угрожать им. Ребенок должен понимать, с одной стороны, что все ситуации могут быть решены мирным путем; а с другой – быть уверенным в том, что вы при необходимости готовы его защитить.

Поддержка ребенка также заключается в том, чтобы родители по возможности устранили факторы, которые могут быть причиной насмешек. Следует всегда следить за чистотой тела и детской одежды, параллельно приучая ребенка к опрятности и аккуратности. Если в школе существуют определенные требования к внешнему виду или форме одежде, следует стараться соблюдать их.

Помощь в установлении контактов со сверстниками

Для того чтобы помочь ребенку найти общий язык с одноклассниками, необходимо увеличить его круг общения. Один из таких способов – почаще водить свое чадо на различные выставки, концерты и другие мероприятия, которые посещают его сверстники. Знакомство с новыми людьми положительно сказывается на детских коммуникативных навыках.

  • Приглашайте в гости одноклассников (но только посоветовавшись с ребенком);
  • Поддерживайте ребенка, если он хочет посещать различные поездки или другие мероприятия, которые устраиваются в школе;
  • Не забирайте ребенка из школы сразу после окончания учебы, если после уроков проводятся какие-нибудь факультативные занятия;
  • Если чадо отказывается посещать школьные кружки, запишите его в какую-нибудь городскую секцию, в соответствии с его интересами.

Взаимодействие с психологом или другим детским специалистом

Как было сказано в первой части статьи, дети, которые подвергаются нападкам со стороны сверстников, нередко обладают некоторыми психологическими особенностями. Кроме качеств, которые выступают в роли причины непопулярности (замкнутость, неумение общаться), некоторые нарушения могут развиваться как следствие конфликтов, которые переживает ребенок. Так, по причине частых насмешек, ребенок может стать более агрессивным, даже если раньше у него такой склонности не наблюдалось.

Поэтому родителям, которые выявили тот факт, что их чадо занимает позицию изгоя, рекомендуется обратиться к психологу . С помощью длительной работы со специалистом ребенок:

  • повысит собственную самооценку,
  • сможет научиться избегать или решать при необходимости конфликтные ситуации,
  • будет отстаивать себя и свои интересы приемлемыми способами,
  • станет выражать свои эмоции (злость, недовольство, тревогу) так, чтобы это было понятно другой стороной и принималось сверстниками,
  • научится просить поддержки и помощи как у ровесников, так и у взрослых, когда необходимо получить совет или защиту.

Все это поможет изменить ребенку свое общение с другими в детском коллективе и выйти из позиции изгоя.

Обращение в школу и к родителям детей, которые устраивают травлю

Часто непопулярность ребенка инициируется лидером детского коллектива, которого поддерживают другие дети. В таких случаях можно поговорить с родителями зачинщика, для того, чтобы они предприняли соответствующие меры.

Ребенок, который занимает позицию изгоя – это проблема, к решению которой следует подходить всесторонне, вовлекая как обидчиков, так и того, кто занимает позицию жертвы. Только совместное участие родителей, учителя и детского психолога позволит быстро исправить ситуацию и зажить ребенку спокойной и счастливой жизнью.

Дата создания: 03.08.2018
Дата обновления: 03.08.2018

Согласно толковому словарю Ушакова, изгой в древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-нибудь социальных признаков. А по Ожегову изгой - человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, например – вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец. И только в переносном смысле изгой – человек, отвергнутый обществом.


Н.Н.: - Обсуждение некоего явления желательно начать с конкретизации термина. Кто такие изгои? Согласно толковому словарю Ушакова, изгой в древней Руси - человек, оказавшийся вне общественных группировок вследствие утраты каких-нибудь социальных признаков. А по Ожегову изгой - человек, вышедший из своего прежнего социального состояния, например – вышедший из общины крестьянин, вольноотпущенник, разорившийся купец.
И только в переносном смысле изгой – человек, отвергнутый обществом.
Так или иначе в изгои попадает та личность, которая не вписывается в определённые каноны/традиции/требования некоего социума. И по этой причине его отвергает этот конкретный социум.

По большому счету, изгой – тот, кто отличается от остальных членов того или иного социального образования. Самый известный пример изгоя – белая ворона. И здесь определённую роль играет так называемая ксенофобия: боязнь чужих, непохожих, пришлых.

С биологической точки зрения ксенофобия – механизм сохранения генетической стабильности: "чужака" изгоняют, чтобы он не нанёс определённого ущерба наследственности вида. Чтобы не спарился ни с кем из членов стаи/стада. И у людей проявления ксенофобии – неприятия и отвержения "непохожих на нас" – базируются большей частью на биологических механизмах, чаще всего не осознаваемых: человек может не отдавать себе отчёта, почему ему так неприятен тот, кто "не такой, как все" хоть в чем-то. Просто неприятен – и точка. Надо как можно скорее прогнать его подальше. Или заклевать всем миром.

Но в человеческом обществе (раз уж люди некоторым образом отличаются от животных) действуют не только биологические законы. Прежде всего, у человека внутривидовая вариабельность гораздо шире, чем у животных. Во-вторых, прогресс в человеческом обществе опирается как раз не столько на стабильность, сколько на изменчивость, на приспосабливаемость к новым условиям постоянно меняющейся среды.
И в-третьих, как ни парадоксально, сейчас постепенно устаревает сам термин "изгой". Прежде всего потому, что сейчас одиночка, изгнанный из некоего социума, вполне способен выжить самостоятельно. Кстати, по этому поводу становится меньше браков, заключённых по принципу "так надо и чтобы было". А ещё современный человек способен создать вокруг себя свой собственный круг общения, а не довольствоваться готовыми. Стирание границ общения с помощью того же интернета, роста языковой интеграции и доступности знаний о психологии общения этому весьма помогают.

Но внутренняя и общественная цензура весьма ригидна (тугоподвижна): и страх "стать изгоем" живёт в бессознательном многих людей. Особенно если этот страх сознательно или бессознательно подпитывался с детства на уровне жизненного сценария значимыми взрослыми. Это может быть как напрямую "ты ненормальный, ты ни в одно общество не впишешься, тебя отовсюду выживут и ты умрёшь под забором", так и косвенно, с помощью все той же "соборности", неадекватного коллективизма, стирания и запрета личных границ, системы "свой своему поневоле друг" и так далее.

И больше всего в итоге такой страх выражен у людей нестандартных: у тех, кто находится по любую сторону от пика той гауссианы, про которую я рассказывал в одном из недавних докладов .

С точки зрения теории жизненных мотиваций – это те представители третьей мотивационной группы , которым не позволили вырастить собственного внутреннего Взрослого (интеллект, анализ, прогностическое мышление) и применять его на практике.

Потому что аналитическое мышление опять же может озадачить своего носителя: если некий социум выраженно ригиден и следование его устоям откровенно становится поперёк логически развития человеческого общества – так ли уж чревато последствиями стать изгоем именно из этого социума?.. То есть человек с развитым Взрослым теряет практически всю подвластность манипуляциям, которую мог бы иметь, а тому же иерархическому обществу это некомфортно.

Мне непонятно, почему изгоями часто становятся те члены сообщества, от которых можно получить пользу. В смысле, зависть, странность этих людей - это понятно, но ведь можно их хотя бы не гнобить, а просто пользоваться ими? Это полезнее для сообщества, чем бить камнями.

Н.Н.: - Боюсь, что в разных сообществах будет и разное понятие пользы. В социумах, где сильно выражена иерархическая составляющая, польза для многих в том, что рядом будет гарантированно кто-то, кто вместо них будет тем самым изгоем: потому что в любой иерархии должен быть омега, и "пожалуйста, господи, пусть это буду не я" – думает практически каждый член этого общества. Соответственно, польза для такого социума в том, что в нем будут те, кого можно будет именно гнобить: ведь если их не будет, начать гнобить могут кого-то другого, причём кого угодно. Было бы желание, а за что – найдётся.

А польза в плане партнёрских отношений – это понятие точно не из иерархического словаря. Люди с иерархическим мышлением в принципе не представляют себе взаимодействия на равных: это в их картине мира не присутствует вообще. Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. И всё. Взаимовыгода и прагматизм – эти слова, если помните, до недавнего времени вообще были ругательными.

И в любом случае, социум, который действует в основном по биологически-ощущенческим принципам, не может игнорировать внутреннего чувства "Он не такой, как все – ату его!" А потом включается цензурный компонент в виде убеждений типа "Паршивая овца все стадо портит", так вот чтобы стадо не испортилось – паршивую овцу нужно низвести и желательно прогнать подальше. Только мало кто учитывает, что когда эта овца будет изгнана, роль ее в социуме станет вакантной, и шанс занять это место получит кто-нибудь другой, в том числе из тех, кто ее гнал.


- По логике вещей, изгои не должны объединяться, чаще в эту категорию попадают люди самодостаточные, вольномыслящие и вообще одиночки, но они все же пытаются держаться вместе, хотя это у них может получаться и не очень хорошо. Зачем они это делают, ведь они имеют развитую логику и понимают, что эти попытки объединения не принесут много пользы, а потраченное время несоразмерно усилиям.

Н.Н.: - Дело в том, что противостоять некоей агрессии эффективнее всего вместе. И против кого-то или чего-то объединяться несколько проще. Это прекрасно знают те, кто любит изобретать в тех или иных социумах "внешнего врага". Подозреваю, что Маяковский, когда говорил "горе одному, один не воин" – именно этот аспект имел в виду: в мирной жизни одиночка вполне может существовать, но когда его начинают, как говорилось выше, гнобить – он может испытывать некоторые трудности с самозащитой (учитывая ещё и вероятность некоего сценарно-цензурного компонента "если коллектив плюнет на тебя, ты утонешь"). Поэтому становится естественным стремлением создать некий свой коллектив, некое объединение в борьбе против агрессивной социальной среды. Да, вы правы: таким личностям это подчас удаётся с некоторым трудом. Собственно, Мастер-класс как психоаналитическая группа когда-то был создан в том числе затем, чтобы помочь нестандартным личностям адаптироваться, не теряя собственного психологического лица, личных границ и личностной структуры. И не ломая себя в угоду обществу. Судя по тому, что эта группа до сих пор функционирует – проблема адаптации нестандартной личности в стандартном иерархическом социуме пока что существует.

Почему дети-изгои часто стараются прибиться в классе к лидерам, а не к середнячкам? Ведь лидеры, как правило, не те люди, которым вообще стоит доверять. Что это? Развитое чувство собственного достоинства и желание принятия заслуг? Или что-то другое?

Н.Н.: - Здесь я могу быть несколько жёсток в формулировках, к сожалению, но факт есть факт: если социум иерархический (а именно в таком и возникают изгои), то омега вынужден искать защиту прежде всего у сильного. Поскольку безопаснее бывает угодить кому-то одному и стать, простите, его "шестёркой", чтобы тот начал защищать свою фактически собственность от прочих агрессоров, чем пытаться прибиться к массе, причём как раз к той массе, которая и делает омегу омегой: за счёт того, что каждый из них рискует занять его место, и чтобы снизить шансы на это, тщательно унижает того, кто уже есть.
А вопрос доверия здесь большей частью, к сожалению, вообще не стоит. Здесь речь идёт о выживании.

Правда, личности с тем самым развитым внутренним Взрослым, с логикой, часто не пользуются ни тем, ни другим способом. Они именно что пытаются разработать хотя бы примерную стратегию самостоятельной адаптации в подобных коллективах или их смены на что-то другое, если есть такая возможность. Но опять же – после тщательного анализа. Иногда в таком анализе поначалу им приходится помогать.

- Почему изгоями становятся также люди с ограниченными возможностями? Это страх сообщества получить такую же травму или болезнь? Или что-то шире? Просто по идее общество учит быть милосердными к инвалидам и при этом члены этого самого общества часто отводят глаза и стараются не общаться с инвалидами. Кем бы, кстати, эти инвалиды ни были, учёными или спортсменами, или просто добрыми хорошими людьми.

Н.Н.: - Здесь, к сожалению, тоже чаще всего первична животная ксенофобия: "он не похож на всех нас – изгнать его!" Любые отличия от обыденной массы могут спровоцировать такую реакцию, а те или иные ограниченные возможности – тем паче. Ведь снова: если социум иерархический (а наличие изгоев – это опять же основной признак именно такого социума), то "не такой, как мы" там однозначно означает "хуже нас", а уж если человек в чем-то ограничен и это видно внешне – это и подавно значит "он хуже нас, ему и быть омегой в нашем стаде, ату его!" Главное – что кто-то другой, хотя бы временно, будет этим омегой. Не тот, кто кричит "ату".

Почему в детских (да и во взрослых, будем честными) коллективах часто достаточно одного слуха, чтобы человека стали чураться. Причём слух может быть даже опровергнут, сфера вакуума вокруг человека все равно останется.

Н.Н.: - Чаще всего это снова тот же механизм: "Нам надо кого-то затравить – так давайте затравим кого-нибудь, но только не меня". Вообще - вспомним, что в иерархических социумах не бывает равноправных отношений в принципе, и роли распределяются по системе "сверху вниз". И страх оказаться в самом низу или близко к этому заставляет подчас вполне добропорядочных людей даже на основе неподтверждённых слухов распространять гадости о соседях по социуму: только "пожалуйста, пусть внизу этой системы буду не я".
А для подобного очернения хватит любой малости: как в старой поговорке "То ли Петров украл, то ли у него украли – но в какой-то краже Петров замешан".
И даже если слух не подтвердился – отказываться от ощущения "слава богу, не я изгой" – очень не хочется. Именно поэтому зачастую от опровержения слухов по большому счету ничего не меняется.