Что такое сермяжная правда жизни. Русь посконная, правда сермяжная, а рухлядь мягкая

С. РЕДИЧЕВ (г. Долгопрудный Московской области)

Публикуемые ниже воспоминания написаны майором в отставке Сергеем Тихоновичем Редичевым, чье детство и отрочество пришлись на тридцатые - сороковые годы. Постоянные читатели журнала, возможно, заметили его первую публикацию - "Истории с лаптями. Из воспоминаний старого плетухана" в № 6 "Науки и жизни" за этот год, где очень точно передан жизненный уклад крестьянской семьи, рассказывается о тяготах и лишениях, которые пришлось испытать людям, пережившим войну. "Сермяжная правда" - тоже зарисовки с натуры. Автор повествует о том, что знает, видел, пережил, что впитал в себя, будучи любознательным, во все вникающим мальчишкой. Мы надеемся, что этот небольшой очерк об эпохе, для кого близкой, а для кого и далекой, будет интересен людям любого возраста.

Принадлежности для прядения: донце с балабашкой и вставленным в нее гребнем, гребенка и щетка для расчесывания и разглаживания кудели, два веретена. Лавка застелена посконным пестрядевым холстом. Из коллекции автора.

Домотканые льняные рушники с вышивкой и кружевами.

Такие половики и сегодня часто встречаются в крестьянских домах. Нитями утка служит разрезанная на ленты старая одежда. Основа - из посконных нитей. На фото показаны также ткацкие челноки.

Девушки за простейшим ткацким станком.

Тридцатые годы были в нашем селе Кермись, что на Рязанщине, очень сложными и разными. На них пришлось мое детство. Каким оно оказалось трудным и недетским, современному молодому человеку просто не понять. С малолетства - труд, недоедание, кое-какая одежонка и обувка, сделанная в домашнем хозяйстве собственными руками.

До тридцатых годов, до сплошной коллективизации, крестьяне имели много земли, и если отец с матерью трудолюбивые, то такая семья жила более или менее благополучно. На полях вокруг села, где отводили загоны земли для каждого двора, сеяли рожь, просо, гречиху, овес, лен, а "под собой", то есть под своим двором, в огороде сажали картофель, свеклу, капусту, лук, морковь - все, чем можно было кормиться. Особое место предназначалось коноплянику - небольшому участку хорошо удобренной земли, на котором сеяли коноплю* (здесь и далее см. "Словарик к статье" на стр. 136). Это растение имело исключительно большое значение в жизни крестьянской семьи.

Мужские, пыльниковые, стебли конопли - это посконь, бессемянка, а женские, с семенем, - непосредственно конопля (конопи, моченец, пенька). Как только запылит над конопляником, пора дергать посконь. Это значит, что женские стебли опылились и теперь посконь необходимо убрать, связать в снопы*. Когда снопы подсыхали, их расстилали на солнечной полянке, предварительно обив с корневищ землю. Высохшую посконь убирали под навес, затем мяли мялками*, выбивая кострику*, и расчесывали гребенками, щетками. В результате получалось волокно, которое пряли на самопряхе*, а из полученных ниток на стане* ткали посконное полотно. Его отбеливали в щелоке* и расстилали на лужайке под солнцем. Чтобы добиться лучшей белизны, процедуру повторяли не один раз. Полотно предназначалось для мужских штанов и рубах, используемых в качестве рабочей одежды, а иногда и для нижнего белья. Рубахи и портки* шили теми же посконными нитками, из которых ткали полотно. Предварительно их сучили*.

Если посконь выдергивали и сушили летом, то коноплю (пеньку) - по мере созревания семян, осенью. Просушивали коноплю на козлах прямо на коноплянике. После просушивания обмолачивали и получали конопляное семя, из него на маслобойке били конопляное масло. Часть семян оставляли для будущих посевов. Конопляное (постное) масло готовилось к постам, которые в крестьянских семьях строго соблюдались.

Чтобы получить волокно конопли, ее замачивали в мочилах - небольших прудах, выкопанных рядом с ручьем, или же в самом ручье, в затоне*. По окончании вымачивания моченец сушили и складывали, а поздней осенью, при первых морозах, мяли мялками, трепали о мялку, выколачивая кострику, затем расчесывали деревянными гребнями и связывали в кудели*. Из этого волокна также пряли пряжу, вили веревки разного назначения - от обор* для лаптей до вожжей* и тяжей* для упряжи.

Полотно, сотканное из моченца, шло на изготовление мешков, торпищей*.

В результате расчесывания поскони и конопли остаются очесы*, или вычески, которые также идут в дело. Из них делали грубое волокно - паклю* и пряли грубую пряжу на ватолы*, половики и рядна*. А еще ими конопатили* стены; паклю клали под венцы* и углы сруба, утепляя избу.

Кострика тоже шла в дело. Вокруг избы, по высоте до второго венца, делали обгородку на расстоянии примерно тридцати сантиметров от стены и засыпали ее кострикой, таким образом утепляя избу и подпол. Устройство это называется завалинкой. У нашей избы завалинка была обгорожена строгаными досками и тем самым украшала избу. У других завалинка обгораживалась жердями, а то и просто к избе приваливали землю.

Небольшую часть огорода занимал лен. Технология его уборки и обработки схожа с технологией обработки поскони. Пряли лен веретеном* или на самопряхе. Выглядело это так. На лавку клали донце*, в его балабашку вставляли гребень, на нем крепили кудель льна или поскони. Одной рукой пряха тянула из кудели нитку, а другой вращала веретено, на которое затем наматывалась готовая нить. Пряденье на самопряхе отличалось от веретенного. Вытянутую из кудели нить скручивали через рогалик и наматывали на вьюшку (катушку) при помощи вращения большого и малого колес. Напряв пряжи несколько вьюшек, ее сматывали на моталку, а затем в клубки или в цевки* челноков на уток*. Уток - это нить, которой ткут: она намотана на цевку, вставлена в челнок, идет поперек основы и перебором образует ткань. Большая часть пряжи расходуется на основу* ("была бы основа, а уток найдем"), то есть на продольные нити всякой ткани.

Некоторое количество пряжи красили в различные цвета, чаще всего в синий, красный и черный. При ткачестве в зависимости от чередования нитей в основе и утке ткань получалась в полоску, клетку и т.д. Такую ткань называли пестрядь*, пестрядина, полосушка, затрапезник (название "затрапезник" пошло от купца Затрапезникова, которому Петр I передал пестрядинную фабрику).

Из пестряди шили рубахи, тюфяки*, халаты, наволочки и прочие вещи. Пестрядевые рубахи, шаровары, халаты были легкой, нарядной одеждой.

А что такое сермяга? Это слово произошло от мордовского "сермяг", что означает суконный кафтан из грубого некрашеного крестьянского сукна. Сермяжина - белое, серое, бурое, черное сукно, цвет которого зависит от цвета шерсти овец, имеющихся в хозяйстве. Овцы - ценные домашние животные, от них получают шерсть, овчину, мясо. Их держали десятками. Овцу стригли два раза в год, весной и осенью. Весенняя шерсть с молодых овец называлась у нас рунной, с остальных - вешниной, осенняя - осенней. Из овечьей шерсти валяли валенки, пряли пряжу, ткали сермяжное сукно для зипуна и теплых зимних порток (штанов) или онучей*, а также вязали чулки, варежки, носки или чуни*. Если пряли и ткали, как правило, женщины, то валяли сукно мужчины. Эта работа требовала силы и выносливости, ее выполняли в бане. Сукно запаривали в горячем щелоке, затем валяли, катали, поливая его при этом горячей водой. Полученное сукно хорошо просушивали, прокатывали рубелем* на скалке*, скатывали в рулон, укладывали в мешки и хранили в сухом месте, на печи или на полатях*.

Вот какой длинный и трудный путь был у сермяги и пестрядины. Оставалось сшить из этих материалов нужные вещи. Шили вручную, как правило, льняными нитками. Получил сермяжные портки и пестрядевую рубаху, теперь носи и смены не проси.

Конечно, в каждой семье кроме такой одежды была и другая, как у нас говаривали, базарская, то есть купленная на базаре. Но эту одежду надевали только по великим праздникам, которых в жизни крестьян было не очень много. Да и не все могли купить ткани для праздничной одежды. Поэтому повседневная одежда крестьян нашего села, в частности моей мамы, была простой, немаркой, прочной, скромных, в основном темных расцветок. Это кофта с глухим воротником и длинными рукавами, сарафан поверх шерстяной юбки, а поверх сарафана - запон*. Нижнее белье представляло собой белую льняную рубаху без рукавов - и больше ничего. На ногах шерстяные чулки до колена, лапти с шерстяными оборами. Если позволяла погода, то ходили босиком. На голове платок, обычно ситцевый. У бабушки моей под запоном на пояске была привязана лахмонка - маленький мешочек, в котором у нее хранились деньги, а иногда кусочек сахару или леденец. Вот бабушка Авдотья поднимает запон, достает из лахмонки кусочек сахару и зовет меня: "Сереня, на, пососи сладенькое".

В весеннюю и осеннюю пору надевали зипун, а на голову теплый шерстяной платок. Зимой носили полушубки, шубы, валенки, в том числе подшитые.

В праздничные дни, особенно при посещении церкви, доставали из сундуков наряды: пестрядевые кофты и сарафаны, а порой и ситцевые, хранящиеся с молодости, пахнущие нафталином или духовым мылом. В сухую погоду на белые шерстяные чулки надевали вязовые лапти, более красивые по цвету, чем липовые, с черными шерстяными оборами.

Мужская одежда состояла из сермяжных или посконных порток поверх посконного либо льняного белья - рубахи и подштанников. Портки заправлялись в зависимости от времени года в портянки или онучи, а на них надевали лапти с пеньковыми оборами. Из верхней одежды носили зипун или шубу (полушубок), подпоясываясь кушаком, а то и просто веревкой.

Все носильные вещи периодически стирали в щелочной воде в деревянном корыте. Белье льняное или посконное варили в щелоке, затем на хлуде* несли к реке. Летом на мостках, зимой на льду у проруби полоскали, колотили вальком*, отжимали и на хлуде несли обратно. После сушки одежду катали рубелем на скалке на столе.

И несколько слов о детской одежде. Я, например, помню, что до школы, то есть до 1934 года, бегал летом в одной рубашонке, то белой, то пестрядевой, и никаких порток! Но однажды был такой случай, благодаря которому меня обрядили в порточки. Мимо нашей избы извивалась дорога на мельницу, по ней каждый день проходил мельник дед Иван. Увидев меня в одной рубашонке, он пригрозил, что оторвет сикалку, если я не буду надевать портки. Я с ревом пришел в избу и рассказал бабушке Авдотье о случившемся. После этого бабушка велела маме сшить мне порточки. Та сшила, но с одним карманом, за что я тоже получил замечание от старших ребят и, придя домой, снял зловредные штаны, попросив маму пришить второй карман. Вот таким образом я был выведен из "беспорточной команды" и очень гордился этим, играя со сверстниками, среди которых было немало мальчишек без штанов. В течение всего лета мы, дети, с утра до вечера бегали босиком, а некоторые без обуви резвились и по первому снегу. Ноги, руки в цыпках*, носы облуплены. Родителям было не до нас, они с раннего утра, или, как говорили, со стадом, уходили, уезжали на поля, приговаривая: "Летний день год кормит". Поздним вечером мама, увидев меня, заставляла умыться и смазать руки-ноги сметаной.

Во второй половине тридцатых годов, вплоть до начала Великой Отечественной войны, жизнь стала получше, а в одежде и обуви появились серьезные обновки: многоцветные ситцевые кофты и сарафаны, парусиновые баретки и тапочки, калоши, боты, ботинки. Все это продавалось в сельмаге, в том числе и лапти, без них было не обойтись в крестьянских делах. Но если сермягу и пестрядь в семье обретали только трудом на земле и со скотиной, то ситцы, сукна и калоши приходилось покупать за деньги, которых у крестьян просто не было. А чтобы их заиметь, необходимо было зарабатывать за пределами колхоза, так как в колхозе люди работали за "палочки". Вышел колхозник на работу, ему ставили "палочку" вертикально, а не вышел - горизонтально, вот и вся оплата труда. Поэтому люди, особенно мужики, уходили из села на заработки в город, чтобы потом одеть, обуть семьи через сельмаг. Поэтому и сохранились в семьях крестьян и веретена, и самопряхи, и ткацкие станы, и все другое, что давало возможность изготовить льняные, посконные, сермяжные ткани, сплести лапти, смастерить бадью, кадушку, зыбку*, кровать, стол или табуретку. На селе одеждой выделялись только служащие, которые получали твердую зарплату: учителя, врачи, фельдшеры, почтовики, руководство МТС. Они не носили сермяги и лаптей и тем самым подавали нам пример, к чему надо стремиться.
В кинохрониках тридцатых годов можно увидеть кадры, запечатлевшие работу крестьян, одетых в посконные портки, рубахи, обутых в лапти. Они трамбуют бетон, катают тачки с землей на строитель стве заводов, электростанций, каналов. Рубище, в котором работали на этих стройках, было выращено, спрядено, соткано, сшито руками крестьянок и крестьян на их родной земле.

Вот такая сермяжная правда о пестрядевых рубахах и сермяжных штанах.

Кроме того, что осталось в памяти и изложено на бумаге, в моей домашней коллекции сохранились некоторые редкости того далекого времени, напоминающие мне о величайшем трудолюбии моих родителей: льняные холсты, столешник и рушники, а также гребень, гребенка, челноки с цевками, веретена. Моя жена, Елена Ивановна, в недалеком прошлом тоже пряла шерсть веретеном, а потом вязала из этой пряжи носки, варежки, которые сохранились до сих пор.

Ах, - сказал Лоханкин проникновенно, - ведь, в конце концов, кто знает? Может быть, так и надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда.
- Сермяжная? - задумчиво повторил Бендер. - Она же посконная, домотканая и кондовая?
Илья Ильф и Евгений Петров.

Сегодня произошло нечто необычайное. Для меня - целое событие!

Глухая тишина и темнота ночи были распростерты над землей, над моим домом, надо мной. Утро наступало туманное и туманным призраком вставало косматое без лучей солнце, но мне было необыкновенно хорошо и как - то – таинственно. С этого часа, часа моего пробуждения, начиналось то, что никогда потом не забыть… Но все это произойдет через час, два, а пока все - неподвижно и тихо…

Первое, что я почувствовала, выйдя на бегущую улицу, что приковало мое внимание – Человек, усталый, какой – то неприкаянный, наши взгляды встретились. С этой самой бесконечно малой доли секунды, когда параллели судьбы превратившись в неистовый круг, пронзили нас движением живых стихий наших эмоций, неуловимых для окружающих, как молния, порыв ветра, всплеск волны; до общей боли, пронзившей нас одновременно, выдавшей себя мгновенным трепетом – мы узнали, распознали друг друга… Он улыбался и я улыбалась, и улыбалось расцветающее утро, вытягивающее из наших сердец дремучую ворожбу. Потом этот человек, казавшийся угловатым и неповоротливым, удивительно легко и быстро сделал три шага навстречу ко мне. Трудно сказать какая встреча ближе к сердцу: весенняя, с первыми цветами, или последняя, с опавшими листьями?!. Родные Души?!. Прозрачный день нашей встречи, такой проникновенной, радостной, пробуждал Свет, кружил голову. Пронзительные, сильные ощущения, я просто не знала их раньше. Начинаю согреваться, мне становиться хорошо. Маленькое счастье - эти широкие, мягкие мгновения, которые угнездились внутри нашего времени, времени масок…

Родные по Слову, Языку, по Истине, простой и неприукрашенной (сермяжной), глубокой, безыскусственной Истине, идущей от самого сердца. Открылась дверь в Благость настоящей простоты, не нуждающейся в приукрашивании, которая заставила сильнее забиться наши сердца. Мурашки гуляли по коже от одной только мысли, что на нас нет масок и не нужно притворяться: взаимопонимание, доверие, одинаковое представление той идеальной жизни, к которой стремимся?!. Такие минуты, мгновения случаются повсеместно, с каждым из нас, но не так часто, как бы хотелось, порой, за жизнь так и не встретишь родственную Душу…

Я вздрогнула… Кто – то – Там посмотрел на меня иначе …

В мире, где все бессмысленно, мы те, кем притворяемся?!. Осторожней человек выбирай свою маску… Становится на душе очень гадко, когда красивые «гуманистические уловки» исчезают, и обнажаются жестокость и уродство (в которых сочетаются юношеская патологическая жестокость с патологическим отупением сердца, то есть патологическим бесчувствием), прикрытые масками добряков и мудрецов. Противно, ужасно противно! Противно еще и оттого, что они считают себя порядочными?!. И эти, сверхсильные хозяева жизни, решают свои проблемы, проблемы людей своего круга, круша и уничтожая все живое и неживое на своем пути. Очень человечный способ решения: маскироваться под добрые дела, добрые намерения, добрые советы, раздавая ярлыки направо и налево людям, событиям, явлениям, ссылаясь на нравственные Заповеди. Уверенность, простодушно – наивная «… право имею»!
Что страшнее - высокоинтеллектуальное, образованное двуличие, дружащее с нравственным невежеством, или энергия невежества, сморкающаяся в кулаки, сквернословящая и оскорбляющая, берущая чужое, вытирающая руки о соседа? Очевидно, это явления одного порядка. Образование, знание или незнание хороших манер роли не играют?!. Все это и есть сермяжность, которая невежественно проста, в ней всё чрезмерно и все - упрощённо, в ней и простодушие, и наивность, и доверчивость.

Сермяжная, простая правда во Благости – другая. Она состоит в том, что есть только один очень человечный способ изменить свое время – это делать жизнь окружающих тебя людей более переносимой, и не важно, хорошо получается или плохо, Душа в эти секунды растет.

Еще несколько секунд и неотвратимо зазвучит, запоет тишина музыкой, последним аккордом рухнет, расплескавшись в темноте времен...

Я внутри этой темноты, слащавой, нерешительной. Ее приход Издалека подготовлен множеством языков, символов, знаков?!. Знаки вопросительные и семь – обвинительных?!. Мы не умеем жить: деньги – не всегда получается заработать их в нужном количестве (а их нужно столько, чтобы о них не думать…); образование – научились не тому, достигли мастерства, осваивая другую профессию и, и, и… И это нас объединяет, при разных представлениях об идеальной жизни. По большому счету, мы все одинаковые, возможно, чуть – чуть в чем – то уникальны (Одни хорошие люди, простые – без второго дня, без прикрас: искренние, пахнущие пирогами, хлебосольные, у которых все свое, со своего огорода, все обильно, штампованный хрусталь, ковры, шерстяные носки… Другие - молчат и вздыхают, все – проблема, все – с вывертами, все – с напрягом, получающие удовольствие от хорошей музыки, книги, спектакля, чужих мыслей, путешествий… Третьи – стабильно спокойные, уравновешенные, занимающиеся самосозерцанием, всегда радостны и в штиль и в бурю неприятностей... Есть и четвертые, и пятые…). Все ставим перед собой цели. Суть целей в накоплении: богатств, власти, книжных знаний… - все это постройка внутренней Вавилонской башни.
В итоге Башня с грохотом падает – нет взаимопонимания, доверия – конфликты, войны?!.
Жизни без цели не существует. Вопрос лишь в том: ставим ли мы эти цели сами или отдаем на откуп инстинктам?!. Так и идем по дороге Жизни…

Разве дорога становится хуже от того, что по краям ее торчат колючки, сорняки: информационный шум, словесный мусор, чужие мысли, обесценивающий ценности и знания…

Человек – путник идет своей дорогой, делая Добро добровольно и Любя, Доверяя и Принимая Людей, а злые колючки пусть себе торчат на своих местах?!. Небо повисло звездным ковшом над Путником, несущим Радость!

И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти! Эдуард Асадов

Ставим запятую, «… ведь, в конце концов, кто знает? Может быть, так и надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда»?!. Нам есть к чему Жить?!.

В данной статье мы рассмотрим происхождение и значение фразеологизма «сермяжная правда». Это выражение наверняка не всем понятно. Для того чтобы разобраться, что же всё-таки обозначает данное словосочетание, нужно сначала понять, что значит слово «сермяга». Разобравшись с определением данного понятия, вы сразу поймете, какой смысл содержит в себе наш фразеологизм.

Что такое сермяга

Сермяга - это шерстяное грубое сукно, не подвергавшееся окраске. Из данного материала крестьяне шили себе верхнюю одежду. простой крой - в ней не было никакого эстетического вида. Одежда из такого материала имела неказистый вид.

Впрочем, как и весь быт бедных крестьян, который был максимально прост и невзрачен. Обычно словом «сермяжный» обозначают всё бедное, скудное и нищее.

Психологическая окраска данного слова, как правило, негативная и пренебрежительная. Точно так же характеризуется человек, которого называют «сермяжным». В сочетании с таким эпитетом, это значит, что человек не образован, без воображения, неотёсан, груб, не тактичен и «рубит правду матку», не задумываясь о том, что может кого-то задеть или обидеть.

Если брать слово «сермяжность» в обобщенном понимании, то под ним подразумевается упрощенность во всех сферах, без украшений и проявления фантазии.

Правда

Что означает «сермяжная правда»? Значение фразеологизма мы рассмотрим чуть позже. Для начала определимся с тем, какой вообще бывает правда. Безусловно, правда - всего одна. Однако её можно преподнести различными словами, окрашивая своими субъективными эмоциями и тем самым придавая ей определенный вид, в зависимости от того, в позитивном или негативном свете мы хотим выставить те или иные события.

Если правда горькая - мы пытаемся как-то уменьшить её разрушающие последствия, преподнося негативные события в смягчающей форме, не договаривая некоторые вещи, выискивая какие-то положительные стороны и выдвигая их на первый план, может быть, даже несколько преувеличивая их влияние. Однако правду также можно сказать грубо, ничем её не приукрашивая. или плохо, сложно ответить. Наверное, нужно смотреть в каждом конкретном случае и судить об этом в зависимости от ситуации.

Сермяжная правда. Значение выражения

Что такое правда - знают все. Что же такое сермяжная правда? Это грубая, простая и неприкрашенная истина. Как одежда из сермяги не отличалась изысканностью и замысловатостью, так и сермяжная правда не имеет никаких излишеств.

В 1931 году вышел роман «Золотой теленок». В этом романе впервые была употреблено выражение «сермяжная правда». В целом данная идиома встречается в романе пять раз, три из которых - с эпитетом «великая». Когда в романе впервые употребляется данное выражение, Остап Бендер совершенно правильно понимает его смысл и даже дополняет его синонимическим рядом.

В те времена было очень распространено словосочетание «сермяжная Русь». Возможно, наш фразеологизм был создан под его влиянием. Слово «сермяжный» очень четко характеризовало грубый, мужицкий и незамысловатый характер народа на Руси и той правды, которая существовала в те времена.

Подобное выражение в английском языке

Не только в русском языке встречается фразеологизм «сермяжная правда». Это же выражение, вернее идиома, имеющая похожий смысл, существует и в английском языке. Она звучит так - homespun truth. В дословном переводе прилагательное homespun обозначает «простой, домотканый», т. е. практически то же самое, что и «сермяжный».

Однако в английскую трактовку данного понятия вкладывался несколько иной смысл. Если в русском языке выражение имело несколько ироничную форму, то в английском варианте оно имеет исключительно положительную характеристику. В английском источнике, где была впервые зафиксирована данная идиома, автор осуждал расплывчатость и уклончивость языка политиков. В ответ им он противопоставлял честность и прямоту.

Заключение

Сермяжная правда - это фразеологизм, который может иметь неоднозначное толкование. Кто-то, употребляя его, хочет подчеркнуть то, что правда, которую он произносит или слышит от кого-то, - истинная, неуклончивая и прямая. А можно трактовать это выражение по-другому. «Сермяжная правда» - фразеологизм, который был употреблен в романе «Золотой телёнок» и имел ироничное значение. Сермяжность, в том понятии, в котором оно использовалось на Руси, - это отнюдь не радостное определение царившей в те времена нищеты, бедности, упадка и скудности.

Тяжелый быт простых русских крестьян, мужицкое мировоззрение, лишенное возвышенности и поэтических душевных устремлений - всё это окрашивает «сермяжность» в унылые и негативные тона. Сермяжная правда на Руси - это, скорее, горькая и неприятная правда жизни народа, который был лишен практически всех радостей жизни и должен был тяжело работать, чтобы хоть как-то обеспечивать свое нищенское существование.

Сермяжная правда

Сермяжная правда
Из романа «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Диалог Остапа Бендера с Васисуалием Лоханкиным (гл. 13): «Может быть, так надо. Может быть, именно в этом великая сермяжная правда.
- Сермяжная? - задумчиво повторил Бендер. - Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так».
Сермяга - грубое некрашеное домотканое сукно, из которого обычно шилась верхняя крестьянская одежда.
Иносказательно: 1. Истина; правда; настоящие мотивы действий, истинная подоплека событий и пр. (ирон.). 2. Прописная истина, выдаваемая за глубокую народную мудрость (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Сермяжная правда" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 2 правда (53) сермяга (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    СЕРМЯЖНЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    сермяжная правда - Идущая от самого существа, глубокая и неподдельная. В его словах есть своя сермяжная правда … Словарь многих выражений

    Разг. Глубокая народная мудрость. /i> Сермяжный – одетый в сермягу – крестьянскую рубаху из грубого полотна. БМС 1998, 469 470 …

    сермяжная правда - глубокая народная мудрость. Сермяжный – одетый в сермягу, крестьянскую одежду из грубого домотканого сукна. Выражение из романа “Золотой теленок” И. Ильфа и Е. Петрова … Справочник по фразеологии

    См. быль, да, действительно, истина, хотя всеми правдами и неправдами, выбрить всю правду матку в глаза, за правду бог лица набавляет, резать правду матку... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.:… … Словарь синонимов

    правда - частица, вводное слово, союз, член предложения 1. Частица. Выражает утверждение, уверенность, а также употребляется при вопросе, требующем подтверждения. Не выделяется знаками препинания. «А мы правда думали, пропал», – сказала она. И не понять… … Словарь-справочник по пунктуации

    Была правда у Петра и Павла. Народн. Устар. Ирон. О месте пыток. /i> Выражение связано с церковью Петра и Павла, при которой были дыба для пыток и виселица. БМС 1998, 469. Голая правда. Разг. Абсолютно чистая правда, без прикрас. БМС 1998, 469;… … Большой словарь русских поговорок

    СЕРМЯЖНЫЙ, ая, ое. 1. см. сермяга. 2. перен. Относящийся к бедному крестьянскому быту старой России. Сермяжная Русь. Сермяжная правда (шутл.) безыскусственная, идущая от самого существа чего н. В его словах есть своя сермяжная правда. Толковый… … Толковый словарь Ожегова