Что такое осознанное родительство? Осознанное родительство

Сегодня в разговоре близкая подруга задумчиво произнесла: «Слушай, все-таки что-то происходит в этом мире… даже дети говорят, что время «бежит» - не успеваешь оглянуться, вжик - пятница …» В тот момент я поймала себя на мысли, что слышу это от разных людей по нескольку раз в день, что сама, я, не осознавая этого и, не придавая особенного значения, произнесла это уже десятки раз за последнее время… Действительно, нечто сместилось на планете, и это уже совсем не секрет. Еще на моей памяти не в каждом доме были простые проводные телефоны, они устанавливались по очереди. Говорить о том, что между пейджером и сегодняшними многофункциональными гаджетами прошло меньше двух десятков лет уже как-то и банально - сегодняшний трехлетний малыш совершенно спокойно пользуется смартфоном. Глобальные перемены вывели человечество не только на совершенно другой информационный уровень, но и соответственно повлекли за собой изменение взаимодействий, коммуникаций, образа жизни, религий и ценностей.

И вот в этот сегодняшний мир приходит ребенок, наш с вами ребенок, и, судя по всему, он тоже уже «другой», он независим и упрям, он не терпит давления, еще до школы он загружает в себя мегабайты информации, обрабатывая ее так быстро, как нам с вами и не снилось, и авторитет взрослого для него далеко не так весом, как еще поколение назад…

Но мы-то, по-прежнему, несмотря на все изменения, хотим видеть своих детей счастливыми и радостными - и вот тут наступает время, на мой взгляд, именно сегодня, сейчас, в меняющихся смыслах и вибрациях, в сокращающемся, как плотная пружина, времени, поговорить об осознанном родительстве. И для начала вполне серьезно задать себе вопрос: «А зачем я родила (или собираюсь родить) ребенка?». Попробуйте просто, без уловок и лукавства ответить себе честно - а зачем? Мне представляется, что именно с этого вопроса - даже не с ответа на него, а именно в момент, когда ты вполне искренне задаешь его себе - начинается родительская осознанность… Просто в процессе поиска ответа мы вдруг осознаем, что что-то происходит не так, как нам представлялось, и мы иногда просто не знаем - а как?

Возможно, не время и не место здесь погружаться в глубину серьезных и непростых рассуждений об осознанности и ответственности родительства - давайте просто пофантазируем… Представим себе, что Душа нашего малыша в неизвестных далеких абсолютных мирах выбрала именно нас, чтобы воплотиться в очередной раз на самой прекрасной из планет, и ваша Душа когда-то даже договорилась с ней об этом. И эта чудесная Душа выбрала именно ваше тело, чтобы в течение нескольких земных месяцев в вас творилось вселенское чудо зарождения новой жизни. И, по негласным законам и правилам, покидая в момент рождения ваше тело и, рождаясь для новой жизни и нового опыта, Душа «забывает» все свои прежние земные воплощения и начинает жить абсолютно заново на новой для нее планете…

А теперь представьте, что это вас «забросило» на неизвестную планету, где, все чужое, непонятное и незнакомое. Что - в первые мгновения? Шок? Страх? Оцепенение? Но надо же выжить! И, оглядываясь вокруг, вы видите, как движутся, общаются, живут существа, населяющие эту планету… Вы не знаете иного пути выживания, как принять существующие здесь законы и правила, и естественно, начинаете «зеркалить» все, что происходит вокруг вас…

Вот так же приходит в семью малыш. Он еще не знает другого мира, кроме мира своей семьи. И все, что он узнает о Земле, Любви, отношениях между людьми, он узнает сначала только от нас. Кто это (по-моему, Сухомлинский)? - на вопрос, когда надо начинать воспитывать ребенка ответил вопросом: «А сколько лет Вашему малышу ?» «Два года » «Вы опоздали ровно на два года » - примерно так звучал диалог, как мне помнится. Я бы уточнила: «На два года и девять месяцев»…

И надо ли «воспитывать»?… Иногда мы слышим (да что там! и сами так иногда считаем) - вот подрастет немного, станет понимать что-то, вот тогда и можно будет объяснять ему какие-то важные вещи… Ан, нет! Еще не родившись, малыш воспринимает вибрации эмоций и чувств мамы, слышит оттенки голоса, интонации, ритм, с каждой минутой своей жизни впитывая наши слова, реакции, добро и зло, преданность и равнодушие - все, что будет окружать его в первые дни, месяцы, годы. Он вбирает в себя нежность и раздражение, гнев и радость, восторг и разочарование - еще не родившись, он уже ощущает и воспринимает все, что несут ему самые родные люди. Чувства и отношения не воспитываются - они впитываются, они - во всем, что окружает нашего ребенка, и в нас, в том числе. И он не ждет, когда мы объясним ему этот мир - он его сканирует и воспринимает таким, каким мир к нему приходит. И до какого-то момента единственная истина для малыша - мама. И вот тут возвратимся к вопросу: «Зачем?».

И остановимся, пусть на несколько минут, и задумаемся, от кого зависит, в какой мир придет наше долгожданное счастье, наш «другой», сегодняшний ребенок. И тогда мы поймем, что, возможно, самая истинная из всех воспитательных методик - заглянуть в себя и найти свои ответы на вопрос: «Зачем?». И в этом меняющемся, несущемся куда-то мире создать стабильный островок своей семьи, в котором наш малыш будет «зеркалить» то, что сотворим мы, то, за что мы несем персональную ответственность перед нашими детьми, то, что живет в нашем ответе на вопрос: «3ачем?».

И, может быть, тогда не станет смысла пенять на систему образования, бездарность правительства, непедагогический подход бабушки, дурное влияние друзей… и, может быть, тогда мы просто начнем сотворение Реальности, в которую приходит наш малыш, и возьмемся за созидание пространства Любви и Роста, внутри которого он сделает свои первые шаги…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дата: 26.05.2010

Знаете ли Вы, что такое ? (Программа проверки правописания, кстати, не знает)) Думаю, это как раз то, с чего начинается по настоящему здоровый образ жизни — и физической и духовной!

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать, нужно много работать», «У меня будет всё, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д. Для наших родителей очевидного было ещё больше — от необходимости пеленания грудных детей и огромного количества прививок на первом году жизни до школьной программы и аспирина при первых признаках головной боли. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина — «расслабляться» пивом после работы. Конечно же, рожать нужно в роддоме, а отдавать ребёнка в детский сад обязательно, иначе вырастет необщительным.

Я всё это перечисляю не для того, чтобы казать как ужасна стала жизнь — для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни — воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть — не принимать что-то не веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как это часто кажется).

На мой взгляд, осознанное родительство включает в себя :

  • Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;
  • Бережное отношение к семье и своей роли в ней;
  • Осознанное зачатие и подготовку к нему;
  • Здоровую и счастливую беременность;
  • Подготовку к родам, отношение к ним как к чуду, и при этом как к абсолютно естественному процессу. Получение необходимых знаний, установок, эмоций;
  • Роды в спокойной и защищённой обстановке, вероятнее всего, не в роддоме;
  • Минимальное количество (а лучше полное отсутствие) медицинских вмешательств;
  • Наличие духовной акушерки;
  • Внимание к таким «мелочам» как, например, прикладывание к груди сразу после рождения и т.п.;
  • Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка — от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, плавания с рождения, физических игр и частого пребывания на свежем воздух;
  • Активное влияние на пространство, в котором живёт ребёнок — экология, круг общения, информационная среда и т.д. и т.п.;
  • Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения (точно ли нужно отдавать ребёнка в школу, какие предметы и как изучать и т.д.);
  • Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей друг к другу;

Пожалуй, это основное. Ещё важный момент: цель осознанного родительства — не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т.п. В общем, результат осознанного родительства — осознанный ребёнок, человек, полноценная и разносторонняя личность.

Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» — нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни, потраченной полностью на работу, карьеру и редкие развлечения? Да, дети тоже не могут быть единственным смыслом жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых, и счастливых детей — важная задача каждого человека.

Кстати, достойных — кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных РОДиТЕЛей, семьи.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребёнка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек должен жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Только связь это не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно и приятно дома. Поэтому они всегда возвращаются.

Ерошина Ирина.


Наверняка каждый из нас глубоко внутри жаждет стать родителем и обрести крепкую семью . Однако, установление контакта с родившимся ребёнком и последующее его воспитание — дело непростое. Поэтому всё больше и больше семей в последнее время прибегают к осознанному родительству как методу, способствующему гармоничному и всестороннему обучению искусству быть родителями .

Разумом и сердцем

На сегодняшний день осознанное родительство подразумевает активную жизненную позицию вкупе с ведением здорового образа жизни и чутким отношением к собственным потребностям . Ведь если родитель не будет осознанно относиться к своим субъективным нуждам, ребёнок также не сможет быть внимательным по отношению к своим персональным желаниям .

Важно, что в процессе воспитания должны принимать участие оба родителя . Папа , как и мама , должен осознавать, что его поведение и стиль жизни накладывает определённый отпечаток на восприятие ребёнком мира вокруг . В зависимости от того, как малыш воспринимает папу или маму , он впоследствии будет воспринимать мужчин и женщин в целом. Очень важно, чтобы родитель своим примером смог продемонстрировать ребёнку ту или иную гендерную модель поведения . Поэтому, как ни парадоксально это не звучало, путь к осознанному родительству лежит через осознанную женственность и осознанную мужественность .

Один из основополагающих принципов осознанного родительства заключается в том, чтобы не принимать те или иные педагогические постулаты на веру , но, напротив, пытаться осознать их разумом , или же прочувствовать сердцем . Ведь каждый ребёнок уникален , и то, что помогло малышу соседа напротив, совсем не обязательно должно поспособствовать развитию и становлению Вашего чада .

Теплица или пустырь?

Добиться этого можно через демонстрацию ребёнку различных жизненных сценариев и паттернов, и предоставление ему возможности из них выбирать . К примеру, родитель может рассказать малышу о различных профессиях , описать их достоинства и недостатки , и дать ему шанс решить , кем он хочет стать. Также осознанное родительство напрямую связано с заботой, любовью , и, конечно же, осознанием ответственности за своё чадо.

Следование описанным выше принципам вовсе не означает взращивание ребёнка в тепличных условиях . Напротив, в определённых ситуациях следует предоставить малышу максимум свободы . От того, насколько полноценно и полнокровно он сможет отдаваться творчеству , зависит его будущая целостность как личности. Не нужно навязывать ему неприемлемых для него установок , иначе это чревато последующими неврозами. Не зря у наших предков существовала поговорка "Что посеешь, то и пожнёшь ". От усилий, вложенных в развитие ребёнка, будет зависеть его дальнейшая судьба.

Существует старая притча , описывающая то, как молодая мать пришла к мудрецу с вопросом, когда же ей следует начать заниматься воспитанием ребёнка . Мудрец спросил, сколько же лет малышу. Услышав, что ему девять месяцев , он сказал: "Вы опоздали на девять месяцев ". Поэтому для родителей очень важно не уподобляться героине этой притчи. Чем раньше мама и папа решат всерьёз заняться воспитанием ребёнка посредством прибегания к осознанному родительству , тем будет лучше .

Ведь это поможет малышу стать человеком , в котором будут гармонично увязаны любовь к окружающему миру и естественное стремление самосовершенствоваться , что позволит ему в дальнейшем в полной мере самореализоваться как личности . А не этого ли в глубине души жаждет каждый родитель ?

Введите e-mail адрес:

Как воспитать детей так, чтобы у них были здоровы тело, разум и дух? Как сохранять спокойствие в ситуациях, когда ребенок выводит вас из себя? Как принимать ребенка таким, какой он есть, и находить с ним общий язык? Если вы ищете ответы на эти вопросы, вам может помочь осознанное родительство. Понять, что такое осознанность, несложно, гораздо сложнее применять ее на практике. Рассмотрим, что такое осознанное родительство и как его применять в воспитании детей.

Что такое осознанное родительство?

Осознанное родительство означает осознанность во всех видах взаимодействия с ребенком. Оно также подразумевает глубокую связь с ребенком и развитие его личности.

Чтобы стать осознанным в воспитании ребенка, необходимо по-новому посмотреть на его поведение и начать осознанно относиться к его потребностям. Проще говоря, необходимо увидеть ребенка таким, какой он есть, осознать его внутреннюю сущность.

При этом осознанное родительство не означает, что необходимо придерживаться каких-либо строгих правил или ни в чем не ограничивать ребенка.

Родители во всем мире утверждают, что их главная задача – правильно воспитать ребенка. Однако эксперты в области осознанного родительства говорят, что родителям еще более важно самим стать более осознанными и развить свои личностные качества. Это – путь к эффективному воспитанию детей.

Чтобы лучше понять, что представляет собой осознанное родительство, следует ознакомиться с основными принципами этого подхода.

Принципы осознанного родительства

На протяжении многих лет родители воспитывают детей по принципу: «Я – мама, а ты – ребенок, поэтому ты должен слушать меня, потому что так меня воспитывали». Осознанное родительство переходит к новым принципам воспитания. Чтобы стать осознанным родителем, придерживайтесь следующих правил:

1. Концентрируйтесь на долгосрочных целях. Недисциплинированность и непослушание ребенка способны вызывать у вас отрицательные эмоции. Если вы не можете с ними справляться, вы не можете быть осознанными. Секрет в том, чтобы сосредоточиться на долгосрочных целях и строить взаимоотношения с ребенком, основываясь на любви, доверии и сопереживании.

2. Больше слушайте, меньше говорите. Будьте внимательны к тому, что вам хочет сказать ребенок. Задавайте ему вопросы, чтобы понять его точку зрения. Так ребенок поймет, что его слышат и ценят.

3. Прощайте. Всем свойственно ошибаться, особенно детям. Вместо того чтобы наказывать ребенка помогите ему понять, в чем он неправ. Прощайте его – и он будет стараться не повторять своих ошибок.

4. Воспринимайте ребенка на более глубоком уровне. Научитесь видеть и принимать не только внешность и поведение ребенка, но и его внутреннюю сущность. Привносите такое восприятие во все виды вашего взаимодействия с ребенком.

5. Разберитесь с собственными проблемами. Время от времени поступки ребенка могут вызывать у вас болезненные воспоминания. Важно разобраться с ними до того, как они начнут приносить вред вам и вашему ребенку. Вы можете разобраться в себе самостоятельно или поговорив с супругом. Ваша неуверенность не должна влиять на воспитание ребенка.

6. Общайтесь вежливо. Говорите с ребенком как со взрослым – проявляйте к нему уважение и любезность. Родители – первые учителя в жизни ребенка, поэтому вам следует научить ребенка разговаривать с окружающими и отвечать им. Ребенок обязательно усвоит ваши уроки и будет применять их в будущем.

7. Создайте любящую и мирную обстановку. Ребенок одинаково воспринимает как хорошее, так и плохое. Поэтому вам нужно создать позитивную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя безопасно. Такая обстановка хороша для того, чтобы он получал новые знания и исследовал окружающий мир. Любые отрицательные факторы могут навредить ребенку, вызвав у него фобии или задержки развития.

8. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел себя ребенок. Дети делают так, как вы делаете, а не так, как вы ему говорите. Поэтому, прежде чем учить его чему-либо, покажите хороший пример. Будьте последовательны в своих словах и действиях. Если ваши слова не будут совпадать с действиями, это собьет ребенка с толку. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок кричал, вам не нужно говорить ему на повышенных тонах: «Не кричи». Ребенок может возразить: «Тогда почему же ты сама на меня кричишь?»

9. Создайте повседневный распорядок дел. Когда в доме установлен распорядок, ребенок знает, что и когда нужно делать. Если ребенок сталкивается с распорядком с ранних лет, он воспринимает его как естественную часть жизни. Когда в жизни ребенка есть порядок и предсказуемость, он чувствует себя в безопасности.

10. Будьте чуткими. Прежде чем как-то реагировать на поведение ребенка, сделайте паузу и подумайте, как бы вы поступили на его месте. Так вы сможете понять его точку зрения и правильно отреагировать. Когда вы проявляете чуткость, ребенок начинает доверять вам и советоваться с вами.

11. Проявляйте к ребенку безусловную любовь. Нам всем нравится, когда нас любят, и дети – не исключение. Родительская безусловная любовь помогает им чувствовать себя уверенно и безопасно. Дети восприимчивы к эмоциям родителей, поэтому любые отрицательные эмоции могут их пугать или сбивать с толку.

12. Разделяйте домашние обязанности. Назначьте ребенку простые домашние обязанности – это позволит ему не только сформировать ответственность, но и почувствовать себя частью семьи. Не забывайте благодарить ребенка за выполненную работу и говорить, как вы цените то, что он делает.

13. Развивайте способности ребенка. У каждого ребенка есть потенциал и определенные таланты. Помогите ребенку реализовать свой потенциал. Определите его способности и помогите ему развить их. Поощряйте ребенка интересоваться различными вещами. Общайтесь с ребенком о том, что ему интересно, занимайтесь совместными делами и предлагайте свою помощь.

14. Развивайте отношения. Укрепляйте и развивайте отношения с супругом, родственниками и друзьями. Объясните ребенку необходимость иметь здоровые отношения.

15. Оставайтесь здоровыми и счастливыми. Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети росли счастливыми и здоровыми. Для этого вам нужно самим быть счастливыми и поддерживать здоровый образ жизни. Объясните ребенку важность здоровых привычек. Вы – главные люди в жизни своих детей, поэтому вам следует заботиться о собственном физическом и психическом здоровье.

Для осознанного родительства важно не только придерживаться данных принципов, но и избегать определенных ошибок.

Ошибки, которые допускают родители

1. Не относитесь к ребенку как к своей собственности. Вы просто помогаете ему расти и раскрывать свой потенциал. Вам необходимо помочь в этом ребенку и понять его потребности, которые с возрастом меняются.

2. Не торопитесь. Воспитание детей требует от родителей терпения. Не принимайте поспешных решений. Вам необходимо время, чтобы понять точку зрения ребенка, и только после этого следует делать выводы. Ваше терпение помогает детям доверять вам и полагаться на вас.

3. Не проецируйте свои личные цели на ребенка. Ребенок не обязан достигать того, чего вы сами когда-то не достигли. У ребенка будут свои цели и стремления. Позвольте ребенку установить их и помогите ему в этом.

4. Не устанавливайте для ребенка слишком много ограничений: если на все его просьбы вы отвечаете «нет», он перестанет спрашивать вас, потому что наперед будет знать все ответы.

5. Не проявляйте эмоциональных реакций на поведение ребенка. Чаще всего родители эмоционально реагируют на плохое поведение ребенка. Более зрелой реакцией является разговор с ребенком. Прежде чем резко отреагировать на поведение ребенка, остановитесь и найдите более эффективный способ. Разговор поможет вам понять причины поведения ребенка и придумать способ более эффективного поведения.

6. Не будьте слишком строгими и жесткими с ребенком. Устанавливайте правила, но предусмотрите условия, при которых они могут быть смягчены.

Советы по осознанному воспитанию

Кричать на ребенка или навязывать ему свою точку зрения легко. Гораздо сложнее проявлять зрелость в воспитании ребенка: ценить его мнение и уважать его взгляды. Метод осознанного родительства предлагает несколько практических советов, как его применять.

1. Будьте разумны в своих ожиданиях. Когда ваши ожидания от ребенка завышены, вы оказываете на него давление, чтобы он им соответствовал. Позвольте ребенку развиваться естественным образом и ставьте перед ним цели, соответствующие его возрасту.

2. Относитесь к ребенку серьезно. Не критикуйте его и не насмехайтесь над его действиями или мнениями. Это плохо влияет на его уверенность в себе. Ребенок может перестать делиться с вами своими мыслями. Вместо этого внимательно слушайте, что говорит ребенок, и высказывайте свое мнение по этому поводу.

3. Не вмешивайтесь. Родители часто испытывают соблазн вмешаться в жизнь своего ребенка. Но это отталкивает ребенка от вас. Вмешиваться в жизнь ребенка нужно только в случае крайней необходимости, в остальных случаях следует давать ему достаточно пространства в соответствии с его возрастом. Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и подсказывайте ему в случае необходимости.

4. Регулируйте свои эмоции. Когда ребенок не слушается вас, легко рассердиться или расстроиться. Но лучше сохранять спокойствие и оставаться добрым в любой ситуации.

5. Практикуйте медитацию и релаксацию. Медитация поможет вам наладить связь со своим внутренним «я» и со своими чувствами. Когда ваше сознание свободно, вы становитесь терпеливыми и доброжелательными, и это помогает вам находить общий язык с ребенком.

Осознанное родительство меняет ваши представления о воспитании ребенка. И это хорошо, ведь благодаря детям мы и сами становимся лучше. Осознанное родительство помогает вам создать идеальную среду для физического, умственного и духовного развития.

Оцените публикацию

Вконтакт

Осознание роли родителя подразумевает понимание своей ответственности и влияния, которое вы оказываете на ребенка в процессе взаимодействия с ним. Осознающим свое родительство маме и папе важно, что у ребенка на душе, что он чувствует и переживает. Они готовы работать со своими реакциями, чтобы укрепить самооценку ребенка. Исходя из этого, мы будем говорить о трех областях, в которых нам необходимо добиться осознанности:
то, что на душе у ребенка, – чувства и потребности;
то, что у вас на душе, – какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок;
взаимодействие в семье.

Чувства и потребности ребенка
У ребенка формируется здоровая самооценка, когда его чувства и потребности признаются и принимаются. Другими словами, наше желание и способность увидеть и принять то, что происходит в душе ребенка, очень важны для становления и укрепления его самооценки. Это очень важно, и мы часто будем к этому возвращаться: мы должны стремиться быть с ребенком на эмоциональном уровне, а не просто реагировать на внешние поведенческие проявления. Нас должны заботить чувства ребенка, его восприятие мира, то, как он ощущает в нем себя. Если двухлетнему малышу страшно, надо попытаться представить себе, как ситуация выглядит с его точки зрения, и продемонстрировать ему желание понять и помочь, но это не значит, что малышу надо все время потакать. То же касается и детей постарше: самооценка укрепляется, когда родители пытаются их понять. Так и формируется самооценка: взрослые принимают чувства и переживания своих детей. Признавая право ребенка на самые различные эмоции и чувства, взрослые помогают ему развить систему элементов, укрепляющих самооценку.

Какие эмоции и чувства пробуждает в вас ребенок
Важнейшие учителя в области родительства для каждого из нас – собственные родители или другие взрослые, на попечении которых мы находились в детстве. Полученный опыт и переживания остаются в нас как бессознательное руководство к действию. Разумеется, хорошо, если это руководство грамотное и поддерживает нашу самооценку. Однако процесс роста и взросления весьма непрост, а быть родителем – трудная и ответственная задача, поэтому большинство из нас, если разобраться как следует, получили в детстве раны и травмы, от которых хотели бы уберечь своих детей.

Однако мы делаем ровно противоположное: передаем все, что сами пережили в детстве – как хорошее, так и плохое, – следующему поколению. Родителей, которые часто ругают детей, как правило, самих в детстве часто ругали. Мамы и папы, требующие от своих сыновей и дочерей отличных оценок, вполне вероятно, и сами воспитывались в семьях, где их ценность определялась через достижения. Родители, которые много шутят и смеются со своими детьми, скорее всего, сами росли в атмосфере улыбок и смеха. Такое хорошее наследство можно с радостью передавать. А вот от дурного родителям, осознающим свою роль, следует избавляться.

Осознанность не делает родителя идеальным. Он вовсе не делает все и всегда правильно, но осознает свою ответственность, готов взглянуть со стороны на себя и свою манеру общения с ребенком. Осознанность дает родителям возможность развиваться. Мы не можем требовать от себя совершенства во всем, но мы способны принять решение идти по пути осознанного развития вместе с ребенком. На мой взгляд, такое решение необходимо, если вы хотите укрепить самооценку своего ребенка. Ребенок зависим, он может только вверить нам свою жизнь – и жизнь детей находится в руках взрослых. Ответственность за создание такого взаимодействия, при котором ребенок чувствует себя принятым и имеет возможность выразить себя, лежит на нас, взрослых. По этой причине мы должны иметь смелость обратить взгляд на самих себя в те моменты, когда что-то не складывается, чтобы не оказаться заложником деструктивной тенденции обвинять во всем ребенка.

Чем опасно неосознанное родительство?
При возникновении конфликта мы часто перекладываем ответственность на детей. Порой мы начинаем говорить о них как о причине неудовлетворительной ситуации. Например: «Тина так агрессивна! Она просто невозможна! Мы выбились из сил. Чего мы только не предпринимали, но все бесполезно», «На Петтера порой накатит, так с ним невозможно сладить! Из-за этого у нас в семье все кувырком», «Мы перепробовали все, но Катрина безнадежна. Она с рождения такая – где сядешь, там и слезешь». Все эти высказывания – примеры того, как родители отказываются от ответственности, перекладывая ее на ребенка («С ней что-то не так», «Он всегда все портит»). Процесс роста и взросления сложен, и всем детям порой бывает нелегко. И именно в эти тяжелые периоды проверяется наша ответственность, наша взрослость. В такие моменты надо задать себе вопрос: что нужно сделать, чтобы Тина почувствовала себя принятой? Может быть, Петтер чего-то хочет от нас, от родителей? В чем он нуждается? Что сказать Катрине? Кроме того, необходимо запастись терпением и выдержкой, чтобы понять потребности ребенка. И для этого понадобится время и нелегкая работа – сознательная и целенаправленная. Неосознанное родительство таит в себе опасность: мы можем реагировать на слова и поступки ребенка, не пытаясь понять, что он чувствует в то время, когда поступает определенным образом. Это грозит тем, что ребенок останется наедине со своими переживаниями и, следовательно, не получит помощь, в которой нуждается, не успокоится, не разберется со своими чувствами, не выразит их.

Мама забирает четырехлетнего Петтера из детского сада. Когда мальчик видит маму, он ложится на пол, начинает плакать и дрыгать ногами. Мама поднимает Петтера, при этом говоря ему очень строго: «Это что, благодарность за то, что я пришла пораньше? Так вести себя нельзя!» Петтер ревет, а мама тащит его в раздевалку и цыкает на него, одевает спешными резкими движениями. Они уходят из детского сада – Петтер все еще плачет, но уже не так громко…

Мама негативно отреагировала на поведение Петтера. Может быть, она устала или расстроилась потому, что сын не выказал радости, когда она за ним пришла. Может быть, подобные сцены повторяются часто, когда она его приводит или уводит из детского сада. Может быть, мама хотела продемонстрировать присутствовавшим при этой сцене взрослым, что она – сильный и умеющий устанавливать границы родитель. Но она совершенно забыла о том, в чем ее сын нуждается больше всего: в том, чтобы мама попыталась понять, что происходит у него внутри. Может быть, ему тяжело или его что-то беспокоит? «Тебя что-то огорчает, мальчик мой? Иди на ручки к маме, ты ведь так расстроен!» Получив подобную обратную связь, Петтер приобрел бы опыт того, что его чувства имеют право на существование, что мама была рядом, когда он расстроился («Я не одинок!»). Скорее всего, он быстро бы успокоился, сидя на коленях у мамы, а с помощью воспитателей удалось бы разобраться, в чем дело. Если мама фокусируется на чувствах Петтера, а не только на его поведении, то его самооценка укрепляется.

Неосознанное родительство порой проявляется и совсем иначе, – родители слепо защищают своего ребенка и не замечают, что ему нелегко, что он нуждается в помощи.

Мама и папа восьмилетней Стине узнали от родителей ее лучшей подруги Кайи, что та начала сторониться Стине, немного ее бояться. Стине верховодит во всех играх, и если что-то не по ней, то дерется. Родители Кайи предлагают подумать, как им решить эту проблему. Мама и папа Стине лишь усмехаются в ответ: «Если другие дети не справляются со Стине, то это не наша проблема. Стине – крутая девчонка, а то, что Кайя робкая и неуверенная, так это – ответственность ее родителей».

Родители Стине не хотят слышать о том, что надо как-то отреагировать на поведение дочери. Они крепко держатся за идеальный образ Стине и таким образом отказываются помочь ей в момент, когда она сталкивается с трудностями в общении с другими детьми. Можно сказать, что они тем самым лишают ее права работать над собственным развитием, права, которое должны получать все дети, встречая дружескую поддержку в этом нелегком процессе.

Если мы больше заняты собой, а не ребенком, то упускаем важные для формирования самоощущения и самооценки моменты. Ребенок предоставляется самому себе в ситуациях, где ему требуется помощь. Петтер остается наедине со своими переживаниями, к тому же его еще и ругают в ответ на их проявление. Стине остается наедине с проблемами в отношениях с Кайей, а ее потребность в помощи игнорируется из лучших побуждений.

В таких непростых ситуациях родители рискуют переносить опыт собственного детства в отношения с ребенком. Разумеется, этот опыт может быть полезным, но бывает, что такой перенос нецелесообразен и вреден для ребенка. Однако, решившись на осознанную работу, мы способны отделить хорошее от плохого и не переносить из прошлого то, что переносить не следует.

Это не означает, что родители всегда должны знать ответы на все вопросы. За двадцать лет, в течение которых происходит рост и взросление ребенка, возникнет не одна ситуация, когда мы можем потерять почву под ногами, будем сомневаться и думать: что же нам делать? Как нам справиться с этим? Воспитание детей проверяет нас на прочность, раз за разом испытывает нашу самооценку и целостность. Благодаря детям у нас появляются ресурсы, о существовании которых мы и не подозревали, благодаря детям мы осознаем пределы своих возможностей. Поэтому роль родителя предполагает массу возможностей для самопознания и дальнейшего развития самих взрослых. И помните: вы имеете право на ошибки. Все родители допускают ошибки, делают это сплошь и рядом, и детям не помешает знать, что и взрослые способны натворить глупостей.

Взаимодействие в семье
Детям необходимо быть услышанными. Они должны иметь возможность активно участвовать в жизни семьи, однако на них нельзя возлагать за это ответственность. Жизнь семьи – это ответственность взрослых. Именно у взрослых есть опыт, умение взвешивать за и против, видеть взаимосвязь вещей, поэтому именно они должны руководить и направлять. Это не значит отдавать распоряжения и команды, чтобы добиться желаемого, ведь такое руководство есть не что иное, как диктатура. Руководство в большей степени заключается в принятии на себя ответственности за то, «как мы живем».

Всякое взаимодействие между людьми включает в себя содержание и процесс. Содержание характеризуется тем, что мы делаем, процесс – тем, как мы это делаем. Представьте себе, насколько по-разному можно ужинать всей семьей. За столом повисает напряженное молчание, а звук, издаваемый приборами при соприкосновении с тарелками, лишь подчеркивает гнетущую атмосферу. Другой вариант – за столом раздается смех, оживленная беседа проходит в атмосфере радости и заинтересованности. Настроение, царящее за столом, – это процесс, то, как мы ужинаем. А то, что мы фактически делаем – ужинаем, – это содержание.

У детей есть естественное желание влиять на содержание жизни семьи, и им следует предоставлять такую возможность с самого раннего возраста. Когда малыша спрашивают о его пожеланиях, о том, чего бы ему хотелось, это способствует формированию у него здоровой самооценки. К примеру, когда его спрашивают, как бы ему хотелось провести воскресный день или какой фильм посмотреть субботним вечером. В таких случаях у малыша появится опыт, развивающий умение прислушиваться к самому себе («Чего бы мне хотелось?»), а также способность выразить себя в общении с другими.

Однако ответственность за процесс, за то, как происходит общение в семье, как принимаются решения, лежит на взрослых. Дети не могут нести такую ответственность – для этого у них не хватит ни опыта, ни знаний. Тем не менее, уже в раннем возрасте дети проявляют свою индивидуальность, которая весьма существенно влияет на их взаимодействие со взрослыми. С некоторыми детьми довольно легко найти общий язык, с другими – значительно сложнее. С этой точки зрения можно сказать, что дети влияют на то, каким будет развитие взаимодействия, какое настроение будет ему сопутствовать. Однако, как было сказано выше, ответственность за процесс, за семейные приоритеты целиком и полностью лежит на взрослых. Влиять и быть ответственным – это совсем разные вещи.

Разделение чувства вины и ответственности
Ответственность лежит на нас, даже если направление развития ребенка создает проблемы – как ему самому, так и окружающим. Примеры проблемного развития – болезненная застенчивость, агрессивное поведение, сильная тревожность. На практике взять ответственность на себя – это вовсе не значит терзаться чувством вины. Чувство вины парализует, в то время как осознание ответственности придает решимости. Поэтому так важно разделять чувство вины и ответственность. Или же можно использовать чувство вины: оттолкнуться от него, чтобы взять ответственность на себя. Мы изводим себя, терзаясь виной: она давит на нас, приводит в отчаяние, и мы становимся беспомощными. Понятие «вина» заставляет нас думать о злонамеренности, в каком-то смысле указывает на то, что мы не сделали всего, что могли, или даже желали зла собственному ребенку. Однако ни один родитель не желает зла своему ребенку. И все же большинству детей время от времени живется нелегко. Взросление – трудная задача, и сталкиваться на этом пути с проблемами – совершенно нормально. Многим родителям также порой нелегко быть тем заботливым родителем, в котором нуждается их ребенок, и это тоже нормально. Взять ответственность – это значит осознавать и контролировать себя как родителя, развиваться вместе с ребенком, беспокоиться о выполнении обязательств, которые есть у каждого взрослого перед своим ребенком. Мы принимаем на себя ответственность, с этого начинается наш личностный рост.

Зачастую взять ответственность – это значит обратиться за помощью. Многие благополучные и ответственные мамы и папы ищут помощи у родственников и друзей и таким образом находят эффективные пути решения проблемы. Попросить помощи других в тот момент, когда мы не справляемся сами, – это ответственнейший шаг, который может быть предпринят в подобной ситуации. Как видим, ответственность не подразумевает самодостаточности.

Некоторым детям требуется особая забота. У ребенка могут быть трудности в обучении, тревожность, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или другие проблемы, которые требуют специальной помощи. Кому-то необходима терапия или создание особых условий пребывания в детском саду, школе, семье. Обращаться за помощью, если ребенок нуждается в особом уходе, – это ответственность родителей. Ответственность тех, кто работает с детьми, – оказать помощь, получить необходимые рекомендации у других специалистов или дать направление. Повторю еще раз: взять ответственность на себя зачастую означает обратиться за помощью.

Ответственное родительское руководство несколько напоминает руководство в сфере бизнеса: там часто говорится, что руководить нужно осознанно. То есть хороший руководитель осознает, понимает и анализирует собственную позицию, свои задачи, а также способы взаимодействия с коллегами. Осознающий руководитель не боится обратить взгляд на самого себя и свою линию поведения вместо того, чтобы взваливать ответственность на других, особенно если что-то идет не так. Руководитель делает осознанный выбор, сосредотачиваясь на собственном вкладе и ответственности за атмосферу в коллективе и взаимодействие с ним. Это очень напоминает ответственность взрослого в семье. Осознающие родители работают над тем, чтобы понимать себя и верно оценивать поведение детей; понимать, что происходит во взаимодействии с ребенком. Осознающие родители не закрывают глаза на собственные слабости, они готовы к развитию.