Человек как продукт биологической и социальной. отдельно взятый представитель. Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Норматив по теме

  1. Теории происхождения человека
  2. Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.
  3. Атрибуты личности: воля, свобода, рассудок, разум (И. Кант)
  4. Сознательное и бессознательное (теория личности З. Фрейда)

Термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, гоминид, феральный человек, психоанализ З. Фрейда.

Теории происхождения человека

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Теория происхождения человека получила свое название -антропогенез .

Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens ), отделившегося от прочих гоминид (человекообразных обезьян), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека.

Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в Африке .

Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня, появление речи .

Начиная с Homo habilis , люди использовали каменные орудия, всё более искусно изготовленные.

(Источник информации: https://ru.wikipedia.)

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной) , а самого человека определяют как биосоциальное существо , обладающее

— членораздельной речью,

— сознанием,

— высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.),

— способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма , которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед , а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система , даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

е) длительная зависимость детей от родителей , а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов , таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды.

Личность обладает:

— самостоятельностью;

— способностью изменяться во времени;

— ответственностью и умением решать проблемы;

— контролем своего поведения, силой воли.

Личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включения в социальный контекст.

Феральный человек - индивид, изолированный от социума («Маугли»)

Сознательное и бессознательное (теория З. Фрейда)

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание .

З. фрейд (1856- 1939) основатель психоанализа

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом .

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология - это и есть Фрейд ». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

Бессознательное - это пласт психики больший, чем вся сознательная жизнь.

Вывод: человек не может знать себя до конца, так как бессознательное не просвечивается разумом, оно как темный колодец.

Бессознательное может проявляться во сне, в оговорках.

Задания:

1. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного?

а) действие механизмов наследственности;

б) работа органов чувств;

в) обменные процессы;

г) творческая активность

2. Человек от животного отличается тем,что он

а) имеет природные инстинкты;

б) обладает наиболее совершенным слухом

в) не зависит от природных условий;

г) обладает членораздельной речью

3. И человеку и животному свойственна

а) трудовая активность;

б) забота о потомстве

в) познавательная деятельность

г) самореализация

4. Верны ли следующие суждения об отличие человека от животных?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу:

а) способность к совместной преобразовательной деятельности

б) стремление к самореализации

в) умение приспосабливаться к природным условиям

г) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

д) потребность в воде, пище, отдыхе

д) способность к самосохранению

Особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия трех относительно разных измерений бытия. Человек это: данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело); индивидуальная особь, эволюционировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира; социально - историческое существо. Все 3 измерения, взятые в единстве - исходные характеристики бытия человека.

Жизнь человека связана с жизнью рода, следовательно, для каждого из индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое переходящее существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эволюции социального мира и образует одно из звеньев социально - исторического бытия.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас - реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?

Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода - «краткий» эпизод в безграничной длительности мира.

Сейчас актуализируются другие идеи: миллионы лет, столетия и даже десятилетия жизни человечества - важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.

Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и за планету земля.

Итак, особенность человеческого бытия определяется:

  • 1) возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом;
  • 2) человек - пересечение относительно разных бытийных измерений
  • а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь);
  • б) человек - существо разумное, находящееся на определенном витке развития;
  • в) человек - социально-историческое существо.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных поколений и людей.

Элементы философского пространства, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в качестве взаимосвязанных предметных секторов.

Человека всегда привлекала природа его собственного происхождения. Каждая эпоха выдвигала своё трактование истории происхождения человека, но в последнее время, под влиянием развития науки, объяснение природы происхождения человека всё больше смещается в сторону антропоцентрических концепций. Возможно, апофеозом этого направления явилось философское направление "рационализм", что означает разум, а поскольку главным в человеке является разум, то и сущность человека заключается в разуме, рациональности.

В течении продолжительного исторического времени общество устраивала религиозная концепция происхождения человека, согласно которой человек есть творение бога и он состоит из смертной оболочки - тела и бессмертной души, дарованной господом. Теперь уже столь примитивное объяснение устраивает только очень наивных людей. По историческим меркам, эта концепция рухнула в умах людей за рекордно короткое время - каких ни будь 400-500 лет после многовекового господства.

Под влиянием развития науки господствующей стала концепция, что человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции.

В 17 веке возник рационализм Рене Декарта. 19 веке появилась новая теория происхождения человека - теория Чарльза Дарвина, согласно которой человек есть продукт биологической эволюции. Однако эта теория оказалась не в состоянии объяснить очень многие факты из жизни человека. Если не рассматривать социальный фактор, невозможно понять феномен Маугли, когда человек, лишённый социализации, остаётся диким животным.

Очень хорошие и убедительные примеры роли социальной эволюции. Отчего детство человека длится так долго? Оно намного дольше, чем у любого другого живого существа из всех известных. Этот феномен объясняется тем, что чем более развиты существа, тем большую роль играет период накопления опыта. Человек не рождается умным - он умнеет в процессе общения и обучения - по такому пути пошла природа.

Но это только 2-я концепция, объясняющая природу человека. А есть ещё и 3-я, созданная гением Энгельса, его работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»? Эта концепция породила совершенно новое оригинальное направление в психологии, которое рассматривает человека как продукт культурно-исторической эволюции - это теория деятельности Леонтьева.

Человека невозможно рассматривать изолированно от той среды, в которой он живёт и действует. Уже первые микроорганизмы, плававшие в питательном растворе, взаимодействовали друг с другом конкурируя или помогая друг другу выжить. Так что эволюция никогда не была чисто биологической, в ней сразу присутствовал эффект взаимовлияния (примитивного общения), то есть социальный аспект и биологический шли рука об руку неразрывно друг от друга и обогащая друг друга.

Что представляет собой выживание человека в окружающем мире? Активность, взаимодействие со средой, с животными и друг с другом. Любой акт деятельности включает в себя внутренние переживания человека и его действия в окружающей среде.

Эти действия оказывают влияние на окружающий мир, изменяют его. Но они так же изменяют и самого человека, который отслеживает успешность своих воздействий и изменяется сам. Петля разума не существует внутри человека (тем более, это не дуга, как у Павлова). Это замкнутая цепь, как гениально обнаружил это Бернштейн (впрочем, кто-то до него ещё, тоже из наших).

Человек - не результат эндогенного саморазвития. С момента зарождения живого его формировала исключительно окружающая среда, а затем всё более - социальные факторы. Ещё позже включился культурный фактор - человек наблюдает результаты своего действия и корректирует свои планы. Это ещё чрезвычайно ускорило процесс эволюции.

Т.о., в эволюции человека важную роль играют все три фактора - и биологический, и социальный, и культурно-исторический.

1. Физическое развитие человека Слово «человек» используют, когда говорят о принадлежности какого-либо лица к человеческому роду Homo sapiens (человек разумный). Вид Homo sapiens последний сегодня из ступеней развития рода Homo.

Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. АНТРОПОГЕНЕЗ – становление человека. СОЦИОГЕНЕЗ – становление общества. Современные теории объединили эти два процесса – АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ Рождается человек как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

2. Особенности общественного развития ЛИЧНОСТЬ – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т. д.

РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ – ЛИЧНОСТЬ! СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ Первич ная: Вторичная: окружение человека формальное (семья, друзья…) окружение (воздействие институтов, учреждений) агенты: родители, агенты: друзья, няни… представители школы, армии, церкви…

ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д. ЛИЧНОСТЬ – это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности.


I. Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», т. е. определенных постоянных качеств любой человеческой личности.

1. Понятие.

Природа человека - совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека.

2. характер природы человека. - она бинарна - двойственна.

А. Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens. Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы

Б. Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми. Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разума, свободе и ответственности.

3. Сущность природы Ч.

Т.о. человек – биосоциальное существо.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как инди­вид представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, т. е. социали­зируется. В то же время и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных природных качеств.

«Осознание двойственности своей природы - фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выжи­вания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины...

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать - эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врож­денной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом.

4.. Черты сходства человека с другими живыми существами .

А). существует как биологическое тело: дышит, употребляет продукты питания, существует в опред. природной среде.

Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.

Во 2-й половине ХГХ в. возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трасформировавшийся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий.

Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.

Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Если религия исключала человека из природного эволюционного процесса, то теория эволюции «растворяла» человека в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека. С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. В ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для развития человека, так как с их помощью он смог совершенствоваться значительно быстрее, чем животные. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникла членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф. Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом -- процессом становления и развития общества.

Это две стороны единого по своей природе процесса -- антропосоциогенеза, длившегося 3--3,5 млн лет. Изменение характера взаимодействия со средой обитания, переход от индивидуальной приспособительной жизнедеятельности к групповой, основанной на совместной трудовой деятельности, повлияли на процесс последующей биологической эволюции. Около 1 млн лет назад возникает вид Homo erectus (человек прямостоящий), начинается интенсивное развитие головного мозга. Развитие мозга сопровождалось повышением функциональных возможнос тей органов тела, рук, гортани, перестройкой лицевого отдела черепа, изменениями в деятельности высшей нервной системы и психики -- формированием второй сигнальной системы мозга, присущей человеку.

Усложнения форм труда и совместной деятельности направляли биологическую эволюцию человека через отбор, закрепление мутаций. Под влиянием социальных факторов происходило направленное изменение генетических программ, которые позволяли бы организму успешно осуществлять трудовые и иные функции в новых условиях. Функциональные свойства организма развивались, оформлялись после рождения в соответствии с потребностями существовавшего в первобытном сообществе разделения труда, основных видов производственной деятельности, характера орудий труда. Стадный образ жизни, трудовая деятельность, изготовление орудий труда, необходимость социального общения и передача накопленного опыта способствовали возникновению и развитию речи. Все это в целом послужило предпосылкой становления социальной среды, социального наследования. Исторически завершение эволюционного процесса возникновения человека современного физического типа -- Homo sapiens (человек разумный) ученые относят к рубежу 30--40 тыс. лет назад. Найдены останки, относящиеся к этому времени, так называемого кроманьонского человека (по названию пещеры Кроманьон во Франции). Развитие человека с этого времени продолжается на социальной основе.

Проблема происхождения человека продолжала волновать ученых, философов и в XX в. Огромное влияние на теоретическую мысль оказали представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснер, сделавшие вывод, что человек -- вовсе не венец творения, а по критериям животного существования «человек -- биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершенное», со слабо выраженными инстинктами.

Пытаясь дать объяснение этому явлению, многие ученые утверждали, что влияние трудовой деятельности и коллективности бытия на процесс эволюционного развития организмов выражалось не только в том, что приобретались новые телесные и психические свойства и способности, но и происходило отмирание тех животных свойств, которые препятствовали формированию новых, собственно человеческих отношений. Прежде всего это затрагивало те органы и системы тела, которые отвечали за поведение. Известный психолог П. Гальперин отмечал, что «одним из важнейших результатов антропогенеза было исключение из центрального механизма поведения того звена, которое придавало поведению биологически предопределенный, инстинктивный характер». Есть и такие ученые, которые полагают, что слабая выраженность инстинктов у человека вызвана вовсе не развертыванием социальности, а имеет изначально природное происхождение.

Из факта несовершенства биологической природы человека немецкий философ 1-й половины XX в. Э. Кассирер выводит феномен культуры. В частичной утрате коммуникации со средой обитания и себе подобными кроется, по мнению Кассирера, суть первоначального отчуждения, исключавшего прачеловека из природной целостности. Данная коллизия глубоко трагична так как трагедия осмыслена в мифе об изгнании первых людей из рая. Человек как биологическое существо оказался обречённым на вымирание, он был приговорен к поискам экстремальных способов выживания. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая, как вести себя в конкретных природных условиях, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. В сочетании с ослабленными инстинктами способность к подражанию имела далеко идущие последствия, она изменила рам способ человеческого существования. Как бы преображаясь то в одно, то в другое существо, человек в итоге не только выстоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, по-своему дополняя их. Так появляется созданная самим человеком программа жизнедеятельности, культура. Животное реагирует на внешний стимул непосредственно, у человека ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физическом, но и в символическом мире. Этот символический мир мифологии, языка, искусства, религии, постоянно развивается, изменяя самого человека. Таким образом, человек -- это продукт не только биологической и социальной, но и культурной эволюции.

На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.