Библиотека моего детства. Читатели - о библиотеках Новосибирской области. Доклад Наша библиотека. Прошлое. Настоящее.Будущее

МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. Институт библиотеки, насчитывающий уже не одну тысячу лет, сегодня быстро меняется под влиянием цифровых технологий. Корреспонденты РИА Новости попытались сформулировать главные тренды, которые будут определять трансформацию идеи хранилища знаний в ближайшие годы.

Для многих людей понятие библиотеки уже сейчас ассоциировано не с учреждениями, выдающими книги напрокат, а с онлайновыми базами данных, содержащими электронные тексты. Этот тренд очевиден и неминуем, а некоторые радикально настроенные "прогрессисты" считают, что места для "офлайновых" библиотек в будущем и вовсе не останется.

Большинство экспертов, тем не менее, полагает, что традиционные библиотеки сохранятся как класс, хотя и претерпят существенные изменения.

Чтобы отразить все стороны процесса, мы разделили десять трендов на две равные группы: тенденции развития виртуальных электронных библиотек и перспективные новации для библиотек традиционного формата. В основу статьи легли как мнения российских экспертов - писателей и практиков библиотечного дела, так и материалы ряда зарубежных футурологических исследований.

1. Информация в "облаке"

Проекты оцифровки и систематизации библиотечного контента быстро развиваются во всем мире, несмотря на заметное сопротивление со стороны книгоиздателей. Темпы этого процесса позволяют надеяться, что в обозримом промежутке времени в интернете появятся высокоцентрализованные хранилища информации, содержащие, например, практически весь мировой библиотечный фонд.

Если удастся решить проблемы копирайта, то подобной "облачной" онлайн-библиотекой можно будет воспользоваться с любого устройства, имеющего доступ в интернет и экран, подходящий для чтения.

"Для меня библиотека будущего - это электронная библиотека на моем коммуникаторе - с поиском, каталогом, рубрикатором, - говорит основатель электронной библиотеки Lib.ru Максим Мошков. - Пожалуй, единственное отличие футуристической библиотеки от уже существующих - там должны быть все книги, а не жалкие проценты, как сейчас".

2. Всеохватывающая система поиска

Сегодня, чтобы найти подходящую книгу или статью в электронном формате, зачастую нужно перерыть множество сайтов (в том числе сомнительного содержания). И даже при этом нет гарантии успеха. Между тем, быть может, вовсе не обязательно концентрировать весь мировой книжный фонд в едином цифровом хранилище. Информация вполне может храниться на множестве библиотечных серверов, разбросанных по всему земному шару, но при этом индексироваться единой общедоступной поисковой системой, способной выдать нужные данные на первой же странице. Поисковые системы общего назначения вроде Google уверенно движутся в этом направлении, хотя и далеки пока от идеала.

3. Автоматизированный перевод и интерпретация

Доступ ко всем знаниям мира - еще не все. Иметь доступ к информации и возможность ее потреблять - не одно и то же. Барьерами здесь могут стать как незнание языков, так и непонимание читателем специализированных текстов, например, насыщенных профессиональными терминами.

Современные сервисы онлайн-переводов пока не годятся для художественных произведений, да и "технический" смысловой перевод хорошо работает не для всех языковых пар. Впрочем, прогресс технологий позволяет надеяться, что уже в ближайшем будущем любой из нас сможет наслаждаться как стихами на суахили, так и медицинскими трактатами на древнегреческом.

4. Мультиформатная медиасреда

Говоря о библиотеке, мы традиционно подразумеваем хранилище прежде всего текстов. Между тем, в современном мире накапливается все больше мультимедийной информации - изображений, аудио- и видеозаписей. Логично предположить, что в библиотеке будущего данные в разных форматах будут органично увязаны.

К примеру, пользователю, ищущему "Код да Винчи" будет предложен не только текст книги в электронном формате, но и иллюстрированный путеводитель к ней, одноименный фильм, аудиокнига, форумы фан-клуба читателей и т.д. А если какое-то произведение еще не было переведено в формат аудиокниги профессиональными актерами, то автоматизированная система (в "облаке" или на персональном ридере) сделает это, причем не обескураживая монотонностью "машинной озвучки".

5. Персональное устройство чтения

Сегодня мы читаем электронные книги на множестве разных экранов: персонального компьютера, ридера, смартфона, планшета. Однако со временем эти устройства становятся все более похожи друг на друга.

Продвинутые специализированные "читалки" уже малоотличимы от планшетов: тот же цветной экран с поддержкой видео, мощный процессор, беспроводные интерфейсы, возможность установки дополнительных приложений... Границу между смартфоном и планшетом для устройств с диагональю экрана в 5-6 дюймов провести еще труднее. А действительно "персональным" компьютером для многих людей постепенно становится планшет, заменяя традиционные десктопы и ноутбуки.

Вероятно, в ближайшем будущем роль книги для большинства людей станет выполнять некий универсальный персональный коммуникатор, совмещающий также "профессии" компьютера, телефона, навигатора, электронного кошелька, связки ключей, персонального врача и т.п.

6. Библиотека-музей

В эру гаджетов и электронных носителей информации бумажные экземпляры книг, вероятно, останутся только в немногочисленных офлайн-библиотеках. А сами библиотеки эволюционируют в некое подобие музеев, где можно познакомиться с "настоящими бумажными книгами", прикоснуться к ним, ощутить особый "библиотечный" запах и атмосферу.

Писатель Павел Крусанов, например, считает, что традиционный формат сохранят только библиотеки государственного значения, где будут храниться редчайшие издания, а книга станет особо ценным объектом, документом эпохи.

7. Мультимедийный центр

Высокотехнологичные средства визуализации - например, сферические проекционные экраны, продвинутые системы дополненной реальности, голографические проекторы - пока слишком сложны и вряд ли станут повседневными предметами обихода в ближайшие годы. Но то, что чересчур дорого для частного применения, может оказаться вполне приемлемым для публичных учреждений, в том числе библиотек.

Изощренные технологии визуализации могут быть полезны для отображения разнообразного мультимедийного контента - от интерактивных объемных карт Земли или космического пространства до 3D-моделей знаменитых архитектурных сооружений.

8. Хранилище ощущений

Это, по сути, развитие идеи мультимедийной библиотеки, где информацию можно воспринимать не только зрительно или на слух, но и посредством всех пяти органов чувств. Так, например, рестораторы смогут приходить в такую "супербиблиотеку" за идеями новых блюд (чтобы продегустировать коллекцию эталонных вкусов, не потребуется долго корпеть с нужными ингредиентами), а парфюмеры - за каталогом запахов.

9. Клуб живого общения

Подобный формат уже получает распространение в мире. Из места, куда люди приходили за информацией, библиотеки постепенно превращаются в места "встреч по интересам". Уютные залы с книжными стеллажами, мягкими креслами, где можно отдохнуть от городской суеты, выпить кофе, пообщаться с друзьями, и найти новых знакомых постепенно привлекают все больше людей, уставших от обезличенного общения в интернете.

10. Центр сохранения локальной культуры

В эпоху глобализации вопросы самобытности и поддержки местной культуры становятся особенно актуальными. Каждый год в мире "умирают" несколько языков и множество исследователей предлагают свои решения, как переломить эту печальную статистику. Библиотеки могут взять на себя роль "хранилища" национального языка и локальной культуры конкретного района, не говоря уже об образовательных функциях.

"Думаю, что в российской глубинке еще долго сохранятся именно те традиционные библиотеки, к которым мы привыкли, - считает писатель Михаил Елизаров. - Мне кажется, в этом есть некий эстетизм".

Мрачные перспективы, ожидающие библиотеки в эпоху интернета и в целом новых информационных технологий, — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональной библиотечной сфере последнего десятилетия. Библиотека будущего - какая она? Три специалиста рассказали нам о том, как они видят перспективы развития библиотек и книжной культуры в XXI веке.

По мнению Светланы Викторовны Анищенко, которая уже 12 лет возглавляет Централизованную библиотечную систему Челябинска, библиотекам ничего не угрожает. Мы спросили Светлану Викторовну, откуда у нее такая уверенность, и как челябинские библиотекари планируют конкурировать с интернетом .


- Как давно вы работаете в сфере библиотечного дела?

34 года. После окончания Алтайского государственного института культуры в 1980 году была принята на работу в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина.

- Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у вас с детства?

В моём детстве первоклассников, научившихся читать лучше и быстрее всех, награждали походом в школьную библиотеку и позволяли взять домойпонравившуюся книгу. Это произвело на меня сильное впечатление. С тех пор читала я всегда,много и разное.

Профессию библиотекаря я выбрала по совету своего классного руководителя. Определяющим при выборе, кроме любви к чтению было и желание живого общения с людьми, возможность постоянного творческого роста. Профессиябиблиотекаря разноплановая и творческая.

- Какая книга оказала на вассамое сильное влияние, возможно перевернула ваше мировоззрение?

Меня просто ошеломила книга В. Гюго «Человек, который смеётся».

Если говорить о книге, впечатление о которой я пронеслачерез всю жизнь,то это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Перечитывала её не раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.

- Как вам кажется, сейчас, в век информационных технологий, библиотеки не теряют своей актуальности?

Ежегодно услугами только 48 муниципальных библиотек города пользуется более 200 тысяч жителей, среди них 37% дети в возрасте до 14 лет.

Да, действительно, есть Интернет. В Интернете есть много информации, но она не структурирована, и ее приходится выбирать. Но только еслиу вас есть время и знаете как вести поиск. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут осуществить быстрый поиск. Действительно есть книжные магазины, где можно купить книги. Но многие ли могут позволитьсебепокупать книги по все возрастающей цене? Хорошо, если это новинки. А если Вам нужна книга, изданная 10 лет назад, особенно узкой тематики. Ко мне недавно обратился директор крупного книжного магазина с просьбой найти нужную литературу, потому что не смогли найти в Интернете и купить в магазине - и это не единственный случай.

- Можете примерно сказать, сколько у вас появилось новых читателей за последнее время?

На этот вопрос ответить однозначно сложно. Если говорить о регистрационной картотеке читателей, то только в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина с начала года записалось более 1,5 тысяч новых читателей.

Еще осуществляется информационно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей по телефону или электронной почте. А пользователи сайта библиотеки, так называемые виртуальные читатели? Сколько из них новые, мы не можем ответить. А читатели «Мобильной библиотеки», которая работала на Кировке с мая по октябрь?

- Вы сказали о «Мобильной библиотеке». Все-таки это нетрадиционный подход к библиотечному делу. Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?

Нет. Электронные книги - новый носитель информации. И они не заменят бумажные книги.

Традиционная книга живёт своей жизнью, электронная - своей. У каждого есть право выбора, на каком носителе, традиционном или электронном, читать. У каждой книги, электронной и бумажной, есть свои преимущества и недостатки. Печатные тексты легче запоминаются, развивают грамотность написания. Ратовать за цифровые технологии и отказываться от печатных книг - это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.

- Что вам кажется, будет с бумажной книгойлет через 20?

Слухи о скорой кончине бумажных книг сильно преувеличены. Традиционные книги, конечно, сохранятся, особенно детские.

Опыт зарубежных библиотек, в которых электронные технологии стали развиваться много раньше, свидетельствует о том, что в составе фондов библиотек только 20-30% книг на электронных носителях, остальные - бумажные.

И ещё. Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому в этом смысле за будущее бумажной книги бояться не надо.

- Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?

Библиотека превращаетсяв многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением,удовлетворением и реализациейсвоих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальнымдосугом и информацией!

В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе.

- Расскажите о новых формах взаимодействия с читателями

Образ современной библиотеки - это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя. Это качество - удивлять, вызывать интерес, любопытство - становится основным мотивом нашей деятельности.

Приметой последнего времени стало использование нетипичных для насформатов работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов.Это книжные фримаркеты (свободный, бесплатный обмен книгами) и фестиваль экологической культуры, «Библионочь» и летний читальный зал в парке, буккросинг и мастер-классы по изготовлению кукол, эко-сумок, Маяковские чтения и Пушкинские сезоны, молодежные квартирники.

- В вашей библиотеке работают клубы, реализуются тематические проекты, расскажите о них поподробнее.

Библиотека стремится позиционировать себя в городскомпространстве с помощью самых различных проектов. Один из известных культурно-просветительских проектов библиотеки - фестиваль книги и чтения«Челябинск Читающий», который проходит в нашем городе уже 9 лет, при активном участии областных библиотек, челябинского отделения Союза писателей,книгоиздателей и партнеров библиотек.Большой интерес у молодежи летом 2014 года вызвал проект «Мобильная библиотека» на Кировке, реализованный совместно с МТС при поддержке Управления культуры администрации города Челябинска. Более 3-х лет мы реализуем популярный социальный проект«Мир новых возможностей» по обучениюлюдей старшего поколения компьютерной грамотности.

В преддверии 2015 Года литературы планируем еще несколько тематических проектов. Один из них начали совсем недавно. Проект называется «Вернем поэзию в библиотеки» - по продвижению книг и творчества поэтов уральской поэтической школы совместно с издательством М. Волковой.

Что касается клубов, количество любительскихклубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка - это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.

Всего не сегодняшний день в библиотеках 58 клубов, в т.ч.в Центральной библиотеке им.А. С. Пушкина - 13.

Центральная библиотека стала концертной площадкой для клуба любителей романса «Лира» и клуба авторской песни «Паруса надежды», поэтической площадкой для начинающих поэтов молодежного квартирника, любителей поэзии и профессиональных поэтов в рамках клуба «Поэтическая среда», выставочной площадкой и местом встречи клубов декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Клуб «Берегиня» в этом году отпраздновал своё 15-летие.

- Как вы видите будущее библиотеки?

Библиотека будущего -это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотекиэто место, где человеку приятно находиться, местодля самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство - это своего родауникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа-продукты.

Хотелось, чтобы именно библиотека стала таким гармоничным местом или точкой пересечения реального и виртуального.

Также мы решили побеседовать с руководителем крупнейшей в городе библиотеки. Директор Челябинской областной научной библиотеки Наталья Ивановна Диская ответила на наши вопросы.

- В сфере культуры библиотечное дело занимает совершенно особое место. Как давно вы работаете на этом поприще?

Директором ЧОУНБ я работаю с апреля 2014 года. До этого по роду прежней деятельности курировала областные и муниципальные библиотеки.

- И какие первоочередные задачи вы ставили для себя, когда начинали свою работу в качестве руководителя?

С большим уважением отношусь к своему коллективу. Это профессионалы своего дела, большинство из которых не один год работает в библиотеке.Моя задача - создать условия для их деятельности. Сегодня очень важно завершить ремонт основного здания, начать работу по приведению в порядок помещения отдела иностранной литературы.Кроме того, депозитарий находится в аварийном здании. Как видите, проблем много, и многие из них смог бы решить второй корпус, строительство которого нам пообещалГубернатор Челябинской области Б.А.Дубровский в августе этого года.

- Сейчас становится заметна тенденция к сближению различных видов культурной деятельности, размываются профессиональные стандарты, связанныес давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее. В чемже, все-таки существенное отличие библиотеки от других культурных институций?

Хотим мы или не хотим, библиотеки относятся к сфере обслуживания. Главная библиотечная услуга - удовлетворение информационных потребностей пользователей. Но сегодня мы оказываем не только информационные, но и образовательные, культурные и досуговые услуги. Хотя для библиотеки, прежде всего, важно помочь читателю найти необходимую ему информацию, тот или иной документ. Именно в этом отличие библиотеки от других учреждений культуры.

- Как вы относитесь к платным услугам в библиотеках?

Библиотека - одно из общедоступных учреждений культуры.Большинство услуг,которые мы оказываем - бесплатны. Сегодня вход в наш выставочный зал открыт для всех, кто хочет увидеть экспозицию. Каждый желающий может свободно прийти навстречу, презентацию. У людей должна быть возможность не только выбора, но и возможность этим выбором воспользоваться. Но оставаясь доступной, библиотека все- таки должна определенные средства зарабатывать сама.

- Расскажите поподробнее о выставках в библиотеке.

Наша библиотека сегодня - крупный информационный, образовательный центр. «Выставочный зал Публички» -один из интересных проектов, привлекающих внимание посетителей библиотеки. Темы выставок разнообразны. В июле мы открыли первую выставку «Право на образование». Это была выставка работ-победителейМеждународного конкурса плакатов, участникам которого стали художники из 80 стран мира. Выставку «Мысли на ночь глядя» мы посвятили дню рождения Челябинска. Этоарт-проект подготовил замечательный художник, фотограф Владимир Витлиф.Большое внимание посетителей библиотеки привлекла историко-документальная выставка«Атомный проект СССР». В общей сложностиее посетили около 1500 человек. А сейчас мы готовим новый проект Рождественскую народную выставку

- Недавно начальник столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что в библиотеки никто не записывается, потому что они не нужны - есть интернет и книжные магазины. Это правда?

Для меня лучший аргумент - это цифры. За последние 10 месяцев мы зарегистрировали больше пяти тысяч новых читателей. Сегодня к нам приходят семьями, студенческими группами, классами. В библиотеку дверь почти никогда не закрывается. Это лучшее подтверждение того, что библиотека абсолютно востребована.

- Зачем вообще нужны библиотеки в XXI веке, в век информационных технологий, принципиально новых средств хранения и передачи информации?

Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.

- Бытует мнение, что молодые люди чаще обращаются к электронным книгам, чем к бумажным. Будет ли в будущем существовать формат бумажной книги?

Бумажная книга будет существовать, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Другое дело, как она должна выглядеть. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. К сожалению, сейчас рынок наводнен разной по исполнениюи содержанию книжнойпродукцией, но я думаю, что читатель уже понял, на что стоит обращать внимание.Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые его зацепили, к биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

- Но сейчас даже библиотеки пропагандируют электронные носители, примером тому может служить проект «Мобильные библиотеки», который был реализован в Челябинске.

Библиотеки пропагандируют не электронные книги, а прививают любовь к чтению,Конечно, мы используем этот вариант работы. У любого читателя должен быть доступ к авторам, к изданиям, на любых носителях. Но это не умаляет достоинства книги в ее традиционном понимании.

- Раз мы уже коснулись темы книжности и технического прогресса, расскажите, как современные технологии коснулись библиотечного обслуживания?

Да, действительно компьютерные технологии медленно, но верно, меняют формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы - все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Чем дальше мы работаем с этими технологиями, тем отчетливее понимаем безусловную пользу этой тенденции.

- Чаще пользуются электронными каталогами или традиционной картотекой?

В основном, электронным. Но у нас есть и электронный каталог, и обычный - алфавитный и предметный. Пользуются ими студенты, которые приходят, научные сотрудники, которые занимаются предметными темами. Такие способы поиска дополняют друг друга.

- Как вы можете описать современных читателей, их запросы?

Все наши читатели - разные, но все они очень интересные, активные, любознательные. Каждый из них приходит в библиотеку с определенной целью. Один - чтобы просто написать курсовую работу, второй - чтобы готовить себя к дипломной работе, кто-то приходит посмотреть выставку, кто-то - пообщаться. Мы говорим с каждым из наших читателей в разных форматах, в зависимости от их запросов. Глядя на них, мы сверяем свой шаг. Мы понимаем, что для читателя важно, сколько времени он затратит на поиск книги - значит, мы работаем над этим, для него важно, какую книгу он получит - мы работаем над пополнением фондов, мы создаем комфортную среду, чтобы читателям было приятно у нас находиться.

- Расскажите о том, как вы планируете организовать сотрудничество библиотек и литераторов в Год литературы.

Для авторов Публичная библиотека является прекрасной площадкой презентации их изданий. Мы всегда собираем интересную аудиторию. Кроме того, мы ежегодно организуем конкурс среди южноуральских изданий. В будущем год планируем провести этот конкурс в рамках Книжной ярмарки. Это тоже повод поговорить о том, что сейчас происходит в литературном процессе.

Обсуждая будущее библиотек, нельзя забывать об их главном «контенте» - книгах. Чтобы выяснить, будет ли существовать в XXI веке книга, и что станет с культурой чтения, мы обратились к профессионалу в области книжного производства - директору издательства «Взгляд» Евгению Владимировичу Дрибинскому.


- В девяностые был популярен лозунг «россияне - самая читающая в мире нация». Соответствует ли это истине?

У нас очень глубокие и качественные литературные традиции, и читать у нас любят. Другое дело, что активное развитие информационных технологий не могло не повлиять на читательское поведение. Мы стали потреблять тексты совсем иного рода, изменилось качество чтения. Сегодня взрослый человек воспринимает огромное количество информации, читая новостные ленты в Интернете, деловую и прикладную литературу, рекламные объявления и даже поток различных СМС-сообщений; мы постоянно погружены в процесс чтения. Возможно, мы стали меньше читать литературные тексты, но вообще читать мы стали гораздо больше. Я думаю, что это относится не только к России, но и к общемировым тенденциям.

- И библиотека, и издатель работают для читателя и меняются вместе с ним. Поэтому логично начать наш диалог с оценки предпочтений, литературных пристрастий и запросов современного читателя.

Я не психолог, мне трудно рассуждать о потребностях современного читателя. Что движет человеком, когда он делает выбор в пользу той или иной книги? У всех свои мотивы. Книга служит развлечением, расширяет кругозор, дает энциклопедические знания, выполняет воспитательную функцию, помогая установить читателю нравственные ориентиры. Но мне нравится и то, что книга развивает наше воображение, помогает сделать картину нашего мира цветной. Это очень важная ее функция.

- Должны ли библиотеки и издательства идти за читателем, за его предпочтениями, или все-таки её долг - формировать читательский вкус?

Если говорить об издателях, то, с одной стороны, мы относимся к той профессии, на которой лежит ответственность за формирование вкусов. От того, какую книгу и в каком исполнении ребенок или взрослый возьмет в руки - с каким содержанием и иллюстрациями, на какой бумаге и в каком переплете - во многом зависит, захочет ли он это сделать во второй раз или мы отобьем напрочь это желание. Даст ли эта книга культурное, эстетическое развитие или она удовлетворит исключительно потребность в развлечении?

С другой стороны, мы включены в рыночные отношения, а рынок диктует свои запросы, поэтому многое зависит от личности конкретного редактора, от политики определенного издательства. Но я бы не рискнул заниматься книгой, в которую бы не верил.

- Сейчас много говорят о том, что существование библиотек становится неактуальным - все теперь можно скачать в ридер, планшет и на компьютер. Нужны ли сейчас библиотеки?

Роль библиотеки как хранилища уходит, и недалек тот день, когда библиотека в традиционном смысле уйдет совсем. Ей трудно конкурировать с Интернетом. Доступность книги все время растет. Если 30 лет назад мы шли в библиотеку просто потому, что книгу сложно было достать в другом месте, то сейчас такой проблемы нет. Можно найти практически любое произведение и прочитать.

С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.

- Какой же должна быть библиотека в современных условиях?

На мой взгляд, путь выживания библиотеки - это ее переформатирование из места, предоставляющего услуги хранения и выдачи книг в территорию общения. Двери библиотеки должны быть открыты круглосуточно, человек туда должен приходить как в храм - пообщаться со смотрителем (слово библиотекарь мне не нравится), с другими людьми, познакомиться с молодыми писателями и поэтами, обсудить за чашкой чая их творчество и то, что происходит за окном.

Сеть должна расти, чтобы такие библиотеки были в шаговой доступности. Такую площадку можно организовать практически в каждом дворе. Во-первых, так библиотеке будет проще почувствовать потребности ее посетителя, а во-вторых, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.

- Как вы считаете, есть ли вообще будущее у бумажных книг в эпоху всевозможных электронных гаджетов?

Статистика демонстрирует, что выпуск книг, и в количественном, и в тиражном выражении, растет. Есть проблема другая, она заключается в том, что не хватает торговых площадей, на которых выставлялись бы книги. К сожалению, при прочих равных условиях, книжным магазинам трудно конкурировать с продуктовыми, скажем.

Может быть, чтение станет более элитарным занятием, например, если издания станут стоить дороже, но книга не исчезнет в своем вещественном воплощении. На мой взгляд, обращение к книге - это действие, без которого современный человек не может обойтись. Нужно предоставлять возможность людям читать, и это работа не только учителей, но издателей и библиотекарей в том числе.

О том, как видят будущее библиотек студенты, которым предстоит работать в этой сфере и участвовать в ее развитии, нам ответили учащиеся кафедры библиотечного дела ЧГАКИ.

Анна, 19 лет: «Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».

Дмитрий, 20 лет: «Самое главное в библиотеке - это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет».

Андрей, 20 лет: «Библиотека должна быть аналогом поисковика, типа Googl а в реальности. Не всегда у обычных читателей есть такие способности, которые позволяют им без труда находить нужные книги по нужной теме, например при написании научной работы. Самое важное в современной библиотеке - это сервисы для уточнения запроса - удобные каталоги, грамотные библиотекари, большая база данных хороших источников».

Библиотека будущего – какая она? Пять специалистов из Германии рассказывают о том, какими они видят в перспективе цели, задачи и сложности своей работы.

«Вариант первый: библиотека – это реальное и виртуальное демократическое пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации, которая имеет как физический, так и электронный вид. При этом реальное пространство – это место, где человеку приятно находиться, место для самообразования, не привязанного к тому или иному образовательному учреждению, место для встреч. Библиотека как виртуальное пространство – это для читателя тот же самый уникальный информационный центр, с которым он связывается, находясь дома или в пути.

Вариант второй: мир делится на тех, кто в финансовом плане может позволить себе любую информацию и доступ к ней, и тех, кому приходиться довольствоваться музейного вида бумажными книгами.

Я верю и надеюсь, что первый вариант поможет нам избежать электронного раскола общества. Библиотека будет жить!»

Клаус-Петер Бёттгер, директор городской библиотеки Эссена и председатель Европейского бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций (EBLIDA) .

Библиотека как точка пересечения

«Библиотека станет местом, где пересекаются реальный мир – то есть, люди с их потребностями в образовании, информации, отдыхе – и мир электронный. Кроме библиотеки, какое учреждение может, например, предоставить ищущим информацию людям такие фантастические информационные богатства, как ресурсы Немецкой электронной библиотеки или библиотеки Europeana? Для этого нужны физически существующие места и в первую очередь квалифицированные библиотекари.

Я представляю себе библиотеку как место с превосходно оборудованными помещениями, которые отвечают самым разным потребностям: здесь можно спокойно посидеть, послушать музыку, посмотреть фильмы, полистать газеты и журналы, погрузиться в виртуальные миры, встретиться и побеседовать с другими людьми, посетить мероприятия и семинары. В будущем библиотека станет местом, пробуждающим у человека интерес к самообразованию и черпанию знаний из самых разных информационных источников».

Моника Циллер, директор городской библиотеки Хайльбронна и бывший председатель Союза немецких библиотек .

Библиотека как место для public learning

«Библиотека станет местом внешкольного образования, где будут собираться люди, которым нужно уютное общественное пространство для общения и развития творческих способностей. Библиотека станет местом коммуникации иpublic learning (общедоступного образования), где люди смогут самоорганизовываться, собираться в группы. Для саморазвития пользователю библиотеки предоставляются любые базы данных и любые медиа.

Наряду с этим библиотека подвергнется дальнейшей очень сильной виртуализации. В настоящее время интернет-версии крупных газет в значительной степени коммерциализируются. Многое из того, что в наше время все еще можно получить бесплатно, будет предоставляться за плату. Библиотеки должны по-прежнему, в соответствии со статьей 5 нашей Конституции, предоставлять доступ к информации людям, которые без участия библиотеки не могут себе позволить или не умеют добывать эту информацию».

Барбара Лизон, директор городской библиотеки Бремена и член правления Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) .

Библиотека как место, открытое для всех

«Библиотека будущего находится в великолепном здании и оборудована по последнему слову техники. Первоклассная архитектура подчеркивает символическое значение библиотеки как места культуры и науки, умственной и образовательной деятельности, досуга. Она притягивает всех людей: одним нужно оживленное место встреч, другим – насыщенная тишина читальных залов.

В дополнение к физически существующему зданию библиотека будущего будет располагать мощной культурной сетью, построенной по принципу облака связанных открытых данных на основе надежной, стабильной, пригодной для цитирования нейтральной информации. Опубликованная в интернете письменная информация становится все более динамичной, интерактивной, она постоянно изменяется, а это значит, что библиотека будущего должна олицетворять собой открытость, сотворчество, функциональную совместимость и гибкость».

Элизабет Ниггеманн, генеральный директор Немецкой национальной библиотеки .

Библиотека как пространство для взаимодействия

«В научной библиотеке будущего книга лишится статуса главного средства информации. В этом качестве ее полностью или преимущественно заменят электронные ресурсы, функционирующие абсолютно не по книжному принципу и вступающие в совершенно другие отношения с научным дискурсом. Библиотека перестанет быть местом, где хранятся контейнеры с информацией. Библиотекарям научных библиотек придется управлять ресурсами совершенно иначе, чем раньше. Они должны будут осуществить культурный переход от управления контейнерами к управлению контентом.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).


Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.


Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей, конечно.
Маленьких детишек –
Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.


В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.


Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.


В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)


Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)


Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
Поработаем руками
И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

Юбилей - всегда повод оценить настоящее и задуматься над будущим. Именно поэтому, в год 75-летия библиотеки, читателям было предложено поучаствовать в творческой лаборатории «Библиотека будущего». Была сделана специальная анкета, главным вопросом которой стал вопрос о том, как каждый из читателей видит библиотеку в 2035 году, в год ее столетнего юбилея. Предлагалось описать, нарисовать свое видение. Желающих рисовать нашлось очень немного! А вот описания дают повод и задуматься, и удивиться, и улыбнуться - среди них обнаружилось много интересного! Как вам, например такое:

Тридцать пятый год двадцать первого века.
Я иду, как и прежде, в библиотеку.
Взяв журналы и книги, идут за столы
Добродушные люди огромной страны.
В моде знания, а не дурацкий успех,
Россия читает опять больше всех…
В «краевую» иду, как на пышный парад,
Так же как приходил четверть века назад.

А. В. Задорин

Выводов делать не буду, предлагаю ознакомиться с отрывками наиболее интересных описаний (авторский стиль и пунктуация сохранены):

«Мне кажется, что библиотека будущего будет оборудована различной современной техникой. Подходя к зданию, можно будет нажать на кнопку, выбрать нужный зал и сразу появится лифт, который довезет до места назначения. В каждом зале будет электронный архив, набрав нужный код, нужно будет подождать минуту и книга автоматически появится. Книги обычные, а вот столы и стулья оборудованы персонально для каждого человека. На столе лампа, отсек с бумагой и ручками, также полочки для книг, рядом со столом стул, автоматически подстраивающийся персонально под каждого человека» (Персман К.)

«Все, наверное, в электронном виде… А бумажные книги -на редких раритетных выставках. И руками нельзя будет трогать ☺» (Карцева В.)

«1 Органичное сочетание «старой» библиотеки и новых технологий; 2 Ускоренный поиск и получение любой информации; 3 При желании чтение on-line дома с библиотечного сайта» (Супрун О. Н.)

«В 2035 году бумажные книги будут издаваться только небольшими тиражами, для ценителей. Библиотеки станут местом общения людей, которым не нравятся контакты через Интернет для обсуждения литературы и встреч с авторами…» (Поздняков В. Т.)

«…Все книги есть в электронномвиде. Все библиотеки объединены в одну глобальную сеть, поэтому любая когда-либо выпускаемая книга, статья, журнал и. т.д. может быть в любое время доступна. Бумажные варианты книг сохранены и продолжают печататься… А еще наконец-то откроется кафе и библиотека будет работать круглосуточно (и вопрос в час ночи «Как пройти в библиотеку?» никого смущать не будет)» (Куршакова К.И.)

«Библиотека будущего - это место, где можно мгновенно получить любую информацию (текст, музыка, видео и т.д) и скопировать себе (бесплатно причем). Должны быть удобные современные условия для работы с информацией непосредственно в библиотеке. Книги, конечно, должны сохраниться. Но, возможно, будет индивидуальная система заказа печатания какого-либо произведения на бумаге, потому что есть удобные электронные ридеры, компактные и не напрягающие глаза» (Финникова А.)

«Мне кажется, к этому времени будут очень развиты информационные технологии, скорее всего будет множество компьютеров, в которых можно будет найти всю необходимую литературу. Многие, скорее всего, будут жалеть о том, что обычные книги, сделанные из бумаги, старинные - не популярны, их мало.» (Яковлева Т. О.)

«Не будет библиотеки уже в 2025 году. Пари… По крайней мере в нынешнем виде. Разве музей печатного дела??Печально…» (Копылов В.)

«Фасад в крупных нарисованных цветах или ярких геометрических фигурах, блестит стеклом и пластиком ☺. Внутри мебель в стиле хай-тек, несколько кафе. Обычные бумажные книги - для «гурманов» - в свободном доступе, остальное - на современных компьютерах с большими видеопанелями в оцифрованном виде ☺» (Хорина В. В.)

«Состоит из двух частей: музейной - бумажные носители, рабочей - электронные» (Костикова Е.М.)

«Лично я считаю, что библиотека не должна становиться другой. Зачем? Пусть будут те же столы, книги, журналы… А внедрение новых технологий лишь для того, чтобы быстрее «добраться» до интересующей Вас книги. А кому не нравятся ветхие издания или книжная пыль, пусть сидят в своем Интернете, ограничиваясь его скудными ресурсами» (Соколова И. П.)

«…сожалению, библиотека в 2035 г. способствовать общению не будет. Кругом компьютеры, новые технологии и … совсем мало людей» (Ковалева М.)

«Удобная мягкая мебель, большие залы, свободный доступ, кафе, можно пить кофе и читать, укрывшись пледом, много ламп, и много закутков для читателей, интернет Wi-Fi» (Анонимно)

«Люди летают по библиотеке на специальных электрических приборах, которые выдаются каждому при предъявлении читательского билета. Везде вместо консультантов стоят роботы, у которых в головах есть электронный каталог всех книг. Книги приносят за 5-10 секунд. Каждый час предлагают кофе и бутерброды всем читателям библиотеки» (Якимова А. В.)