Басня муравей и стрекоза урок. Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей. Ii. проверка домашнего задания

Томская область Кожевниковский район

МБОУ «Вороновская СОШ»

филиал «Еловская ООШ»

филиал «Еловская ООШ»

УМК «Школа России»

Учитель: Баяндина Марина Михайловна

Класс: 2

Еловка

2017 год

Баяндина Марина Михайловна

МБОУ «Вороновская СОШ» филиал «Еловская ООШ»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Тип урока: изучение нового материала

УМК «Школа России»

Цели и задачи урока:

    Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

    Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

    Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Личностные:

    формировать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

    прививать интерес к русскому языку;

    проявлять интерес к изучаемому предмету;

    развивать мотивы учебной деятельности.

формировать умение оценивать уровень овладения тем или иным учебным действием;

осуществлять контроль за действиями и результатами.

Коммуникативные:

    развивать умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами;

    развивать умение слушать собеседника и вести диалог;

    формировать умение работать в группе.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс” Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; карточки с заданиями для учащихся;

Контингент участников : - учащиеся 2-го класса

Ожидаемый результат : расширятся знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отработаются умения учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.

Тип урока : урок получения новых знаний, решение проблемы

Пояснительная записка

Баяндина Марина Михайловна

МБОУ «Вороновская СОШ» филиал «Еловская ООШ»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Общее понятие о предлоге»

Тип урока: изучение нового материала

Характеристика класса: во 2 классе всего 3 ученика, (класс – комплект с 4 классом), один из учеников обучается по программе «Русский язык для детей с ОВЗ» ребёнок из неполной малообеспеченной семьи, один ребёнок находится под опёкой, один ребёнок из многодетной семьи проживает с папой. Все дети с небольшим активным словарным запасом, небольшим кругозором.

На уроке применяется: индивидуальная работа, фронтальная работа, создание проблемной ситуации, проблемно-поисковые методы, игровые технологии, создание ситуации успеха.

Ожидаемый результат: расширятся знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отработаются умения учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи, обогатится активный словарный запас детей.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи. Очень хочется, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постараемся открыть новое.

II. Минутка чистописания.

Назовите весенний месяц, в котором всего 4 буквы, 3 из которых - согласные

Запишите название этого месяца целую строчку

III. Актуализация знаний учащихся.

Словарная работа

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, бл*стит, у*кая .

а). Орфографическая зарядка.

    Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Работа цепочкой).

    Какие орфограммы встретились в словах?

б). Разделить слова на группы.

    Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

    Сколько будет групп? Какие?

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).

Зачем мы выполняли это задание? Где нам пригодятся полученные знания?

IV .Самоопределение к деятельности.

    Кто выполнил это задание без ошибок.

    Что вы заметили, когда делили слова по группам?

    Какое слово оказалось лишнее? Почему?

    Кто знает, как можно назвать слово под ?

    Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Но мы не говорили о них подробно.

    Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    А что бы вы хотели узнать о предлогах? (ответы детей)

V. Работа над новым материалом.

    Объявление темы урока и постановка целей.

    Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Предлог”.

    Работа по иллюстрации.

Какие звери изображены? Куда прыгнула белка? Куда спрятался зайка? Где лежит лисёнок? Кто подходит к дереву?

    Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

    Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

    Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

    Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

Предлог - греческое слово переводится как стоящий "перед словом". В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.

Запишите предлоги, состоящие из одной буквы, 2 букв, 3 букв, 4 букв, 5 букв и из большего количества букв. Упр. 185 с. 109

VI . Работа по учебнику . (с.109 упр.186)

Можно ли обойтись в нашей речи без предлогов? Почему?

(Предлоги связывают слова в предложении по смыслу.)

Прочитайте задание. Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подпишите предлоги.

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Проверка. Прочитайте первое предложение так, как оно записано. Какое слово вставили?

VII . Физминутка . Зарядка для глаз.

VI II . Продолжение изучения нового материала.

Наблюдение за употреблением предлогов с другими частями речи.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Но, обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами. Какой можно сделать вывод?

    Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.

IX . Работа по карточкам.

У вас на партах лежат карточки. Работая по карточкам, подпишите все предлоги, встретившиеся в тексте.

Карточка. " Найди предлоги."

Посчитайте, сколько предлогов вы нашли? (22) Давайте проверим.

X .Дополнительно.

Вставьте предлоги в стихотворение

Алёша рад: пришла весна,
…. саду тепло и сухо
И …. классе ….окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал …. мухой наблюдать.
…. окно она влетела,
Она то сядет…. тетрадь,
То …. кусочек мела.

XI . Итог урока .

С какой частью речи мы работали на уроке?

Для чего нужны предлоги в речи?

С какой частью речи никогда не пишутся предлоги?

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.

XII. Тест – опрос.

Выбери верное утверждение.

    Перед какой частью речи не бывает предлогов?



В. Перед глаголом.

    Как пишутся слова:


А. Раздельно.
Б. Слитно.

    Укажите, где допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

    В каких предложениях есть предлоги?


    В. Потускнела зелень елок.

Х I . Рефлексия.

ХІ. Домашнее задание.


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточка. " Найди предлоги"

Птицы в клетке, ласточки на ветке, кошка под столом, садик за углом, книжка у подруги, песенка о друге, заяц без хвоста, устный счёт до ста, в гости к дяде Коле, рассказать о школе, из школы к лесу на машине, у друга с мамой в магазине, от дома, около буфета, за поворотом до рассвета, грибы под деревом искал: Кто все предлоги здесь узнал?

Запиши, сколько у тебя получилось предлогов:_________

Вставьте предлоги в стихотворение

Алёша рад: пришла весна,
…. саду тепло и сухо
И …. классе ….окна
Жужжит сегодня муха.
Он стал …. мухой наблюдать.
…. окно она влетела,
Она то сядет…. тетрадь,
То …. кусочек мела.

Прочитайте стихотворение, которое получилось.

Тест – опрос.

1.Выбери верное утверждение, обведи в кружок номер с правильным ответом.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2.Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.

3.Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
А. Раздельно.
Б. Слитно.

4.Укажите, где допущена ошибка.

А. по танцевал
Б. за школой
В. на писать

5.В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.

Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги.

Рецензия на урок.

Муниципальное образовательное учреждение

«Тарусская средняя общеобразовательная школа № 2 имени ученого В.З.Власова»

Разработка урока по русскому языку

по теме «Общее понятие о предлоге»

2 класс

Учитель начальных классов Цыганкова Татьяна Викторовна

Таруса, 2014г

2-й класс. УМК «Перспектива»

Тема урока: «Общее понятие о предлоге».

Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

    образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

    развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

    воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат: знать, уметь различать и правильно писать предлоги.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Личностные УУД: формирование положительной мотивации.

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).

Какие орфограммы встретились в словах?

б)Работа в парах.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие? Обсудите в парах.

Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать партнёра, выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, уважать партнёра и самого себя.

Познавательные УУД: логические (анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, доказательство)

(Проверка путем чтения учащихся с места).

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.

Регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом.

1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».

Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи)

2. Выполнение упражнения №145, стр. 111 учебника.

Выполняя упражнение, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

ПознавательныеУУД: логические ( анализ, построение логической цепи рассуждений).

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Чтение сообщения профессора Самоварова. Стр.112 учебника.

Познавательные УУД: логические(анализ, построение логической цепи рассуждений).

Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.

4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

5. Составление алгоритма темы урока.

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Регулятивные УУД: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Карточка.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

Регулятивные УУД: контроль, контроль, оценка, волевая саморегуляция.

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.

Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

V. Домашнее задание.

Стр. 112 – выучить правило.

Выполнить упражнение 146.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний.

Личностные УУД: смыслообразование.

>>Литература 2 класс >> Литература: И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Урок 20


И. А. КРЫЛОВ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Цель: учить видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Можно вначале познакомить учащихся с моралью басни, затем предложить им ответить на вопросы, а после этого прочитать басню (лучше по ролям.)


Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Стрекоза и муравей

Иван Крылов

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над басней «Стрекоза и Муравей». Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока.

1) Чтение басни учителем.

Кто, ребята, изображен на рисунке?
- Какое время года мы видим?
- Чем занят муравей, а чем стрекоза?


А на этом рисунке?
- Какое время года изображено?
- Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

2) Высказывания детей.

3) Ответы на вопросы.

1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
9. На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

4) Соотнесение с пословицами.

– Какие еще пословицы подходят к этой басне?

5) Составление мультфильма по басне (групповая работа).

IV. Итог урока.

А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и муравей”

Как называется басня?
- Кто написал басню?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой она обратилась к Муравью?
- Что ей сказал Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

Домашнее задание : приготовиться к инсценировке басни.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Конспект экспертного урока

по литературному чтению

проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»

на тему:Восприятие на слух звучащей речи.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Дата:15.09.2017 г.

Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна

Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие гостей урока.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Прочитайте выражение, как вы его понимаете?

Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)

Проверка по слайду. (слайд 2)

(На парте).

Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.

Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы .

Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису .

Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.

Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу .

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.

Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, потешки, скороговорки, басня, колыбельные, поговорки, пословицы, небылицы).

Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

    Небольшой объем; (слайд 3)

    герои – животные или растения;

    о животных говорится как о людях;

    часто стихотворная форма;

Да, это басня . А вы знаете, что такое басня?

Басня - это…… (слайд 4)

Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)

Рассказ о И.Крылове (слайд 5)

Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен .

Выставка книг. Беседа.

Работа над загадками.

Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.

А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)

Образы басни.

Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?

Как она летает?

(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)

Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?

А какая жизнь у муравьев?

(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.

Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи

Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.

Словарная работа. (Слайд 7)

Все ли вам слова были понятны?

Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.

Попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

Помертвело - стало безжизненно-бледным.

Вешний - весенний.

Мурава - молодая трава.

Удручена - огорчена.

Вскружить - обмануть.

Поплясать - танцевать.

Физкультминутка.

Самостоятельное чтение басни.

Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.

Анализ басни. (слайд 8,9)

Кто главные герои басни?

Какие черты характера им присущи?

Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)

А как вы относитесь к Стрекозе?

Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)

А как вы относитесь к Муравью?

Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?

Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным ?

Почему Стрекоза не получает сочувствия?

Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?

Какова мораль данной басни?

VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа у доски.

Перед вами разбросаны слова характеризующие черты характера главных героев, вам необходимо распределить их правильно.

МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА

трудолюбивый весёлая

хозяйственный беспечная

запасливыйсерьёзный ветреная легкомысленна красавица беззаботная

Работа с пословицами. (слайд 10)

Составление пословицы из слов с объяснением. (слайд

Молодцы все справились с заданием.

Физкультминутка для глаз.

Чтение по ролям

Сейчас вы прослушаете диалог стрекозы и муравья. Попробуйте также ярко и эмоционально передать настроение главных героев.

- Чтение по ролям с.41-42

- Резерв. (Задание в ТПО с.20-21)

Выберите и отметьте правильные ответы.

Дайте совет персонажам басни. Можешь пользоваться «копилкой слов» в конце тетради.

ІХ. Рефлексия. (слайд 12)

Я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.

Анализ 2-3 учащихся.

Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник стр. 43 № 3.(слайд 13)

Выставление отметок с комментированием.

Спасибо за работу и внимание! (слайд 14)