Астраханские поэты. Поэты астраханской земли. Я отсюда вышел родом

Астраханская областная писательская организация была образована распоряжением Совета Министров РСФСР от 28 октября 1963 года. Первым её ответственным секретарём стал поэт Николай Поливин. Затем организацию возглавлял прозаик Александр Гаркуша. 23 года ответственным секретарём был прозаик Адихан Шадрин. На трёхлетний срок его подменял прозаик Юрий Смирнов. С февраля 1998 и до сего дня председателем Астраханского регионального отделения Союза писателей России является поэт, публицист, прозаик, переводчик Юрий Щербаков.

В разные годы костяк организации составляли такие известные не только астраханскому, но и широкому российскому читателю прозаики и поэты, как Фёдор Субботин, Борис Ярочкин, Борис Жилин, Леонид Чашечников, Сергей Калашников, Нинель Мордовина, Юрий Селенский, Сергей Панюшкин, Николай Ваганов, Владимир Мухин, Юрий Кочетков, Николай Демичев, Олег Куликов, Павел Морозов, Юрий Богатов, Геннадий Васильев. Их книги публиковали, кроме своего, Нижне-Волжского издательства, издательства «Молодая Гвардия», «Советский Писатель», «Современник», многие центральные журналы и газеты.

Сегодня в астраханской литературе активно работают как писатели старшего поколения – краевед Александр Марков, прозаики Юрий Смирнов, Геннадий Пикулев, Нина Носова, Вячеслав Белоусов, так и представители среднего поколения Юрий Никитин, Юрий Мартыненко, Юрий Щербаков, Борис Свердлов, Дмитрий Казарин, Сергей Золотов, Павел Радочинский, Владимир Филатов, Геннадий Ростовский, Вячеслав Иванов, Дина Немировская, Марина Лазарева, Лилия Вереина. В последние годы ряды организации пополнили литераторы Татьяна Леухина, Сергей Нуртазин, Владимир Сокольский, Нина Барсукова, Николай Максимов, Николай Загребин, Абульфат Аглин, Татьяна Дробжева, Александр Токарев, Ирина Ворох.

Организация, насчитывающая сегодня 35 человек, занимает значительное место в общественной и культурной жизни региона. Писатели и поэты – частые гости в молодёжных аудиториях, у тружеников села. Ежегодно Астраханское региональное отделение Союза писателей России проводит два масштабных поэтических конкурса совместно с Думой Астраханской области – «С Тредиаковским – в 21-ом веке!» и «День Победы». Проводятся также ежегодные областные конкурсы литературных переводов и патриотической поэзии имени Мусы Джалиля. В лучшем зале области – концертном зале государственной филармонии – ежегодно проходят литературно-музыкальные вечера «Дайте Родину мою!» и «Свет мой безмерный!», посвящённые Сергею Есенину и Василию Тредиаковскому.

Ежегодно Астраханское региональное отделение Союза писателей России проводит Дни Литературы во всех районах области.

В области учреждены ежегодные литературные премии:
премия имени В.К.Тредиаковского (учреждена губернатором Астраханской области);
премия имени Б.М.Шаховского (учреждена Астраханским государственным техническим университетом);
премия имени М.К.Луконина (учреждена МО «Приволжский район);
премия имени И.И.Хемницера (учреждена МО «Енотаевский район);
премия имени П.А.Бляхина (учреждена МО «Харабалинский район);
премия имени К.А.Ерымовского (учреждена МО «Красноярский район);
премия «Чистое небо» (учреждена МО «Ахтубинский район);
премия имени О.А.Куликова (учреждена МО «Лиманский район»);
премия имени А.И.Шадрина (учреждена МО «Камызякский район);
премия имени Л.Н.Чашечникова (учреждена МО «Володарский район»);
премия имени М.М.Утежанова (учреждена МО «Володарский район»);
премия «Песня над Волгой» (учреждена МО «Икрянинский район);
премия «Русское поле» (учреждена институтом аридного земледелия, село Солёное Займище Черноярского района).
К сожалению, в связи с финансовыми трудностями, некоторые из этих премий лишены денежного содержания и вручаются не регулярно.

Под эгидой Астраханского регионального отделения Союза писателей России активно работает областная литературная студия «Тамариск» и литературные объединения в Енотаевском, Володарском, Приволжском, Красноярском районах области. В 2012 и 2015 годах впервые за постсоветские годы Астраханское региональное отделение Союза писателей России провело семинары – совещания молодых литераторов Нижнего Поволжья с приглашением в качестве его руководителей писателей из Москвы, Волгограда, Элисты.

Значительным достижением Астраханского регионального отделения Союза писателей России стало проведение в мае 2015 года Форума литератур стран и территорий Прикаспия «Каспий – море дружбы!» В этом мероприятии международного уровня приняли участие писатели из Ирана, Туркмении, Азербайджана, Казахстана, Дагестана, Калмыкии, Чечни, Москвы, Астрахани, руководители Ассамблеи народов России, «Литературной газеты», журналов «Дружба народов», «Керуен», «Литературный Азербайджан», «Гарагум», «Дагестан», «Хельмг Тенгч», «Вайнах». Главным результатом Форума стала значительная активизация переводческой деятельности литераторов Прикаспия по переводу на русский язык произведений писателей стран и территорий Прикаспия и переводу произведений русскоязычных писателей на языки народов Прикаспия. По итогам Форума было принято решение об учреждении в Астрахани центра литературного перевода.

В 2014 году впервые в Астраханской области были проведены: областное литературное собрание с участием губернатора А.А.Жилкина и Дни Дагестанской Литературы. Астраханские писатели в последние годы принимали участие в различных литературных мероприятиях в Москве, Белоруссии, Якутии, Дагестане, Калмыкии, Казахстане, Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском краях.

Астраханские писатели, несмотря на всеобщие трудности с изданием книг, активно публикуются, в том числе, в столичных коммерческих издательствах «Эксмо», «Яуза», «Вече», в ведущих литературных изданиях страны – журналах «Наш современник», «Москва», «Молодая Гвардия», «Орион», «День и ночь», в газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «День литературы». За последние годы они стали лауреатами международных и всероссийских литературных премий и конкурсов «Ак торна» («Белый журавль»), имени Курмангазы, Международного Славянского Форума «Золотой витязь», имени Александра Невского «России верные сыны», «Традиция», «Русское поле», имени Василия Тредиаковского, Бунинской, «Имперская культура», «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, конкурса-фестиваля «Русский лад».

За последние двенадцать лет астраханские писатели выпустили более двухсот книг. В том числе – 19 коллективных сборников, в которых объединено творчество более 400 авторов, проживающих в девяти районах области и в Астрахани.

Категории ,

Астраханский социально – педагогический колледж.

Творческая работа на тему:

творчество астраханского поэта.

Анатолий Александрович Паршин.

Выполнила:

Студентка 1 «Б» группы

Плотникова Ульяна

Проверила:

преподаватель литературы

Коннова Л.П.

Астрахань 2006

В своей работе я хотела бы рассказать о жизни и творчестве одного астраханского писателя. Зовут его Анатолий Паршин. Он пишет стихи на разные темы: о природе, любви, родных. В общем, к чему душа располагает.

Моя беседа с ним пройдет в форме интервью. Я буду задавать интересные для меня вопросы. Я буду с интересом слушать рассказ писателя и не упускать ни одной детали. Ну что, начнем?

Анатолий Паршин вместе со своей женой Ларисой Николаевной

Краткие биографические сведения.

Корреспондент Плотникова Ульяна : Расскажите, пожалуйста, о своем детстве. О самых важных моментах, что могло вызвать у читателя интерес. Вы же писатель.

Анатолий Паршин : Ну, ярких впечатлений много было.

Кор. П.У. : О самых ярких

А. П. : Родился я 19 октября 1934 года в селе Цветное Володарского района. Пошел я, как и все в школу, конечно. Окончил четыре класса, потом школу бросил по той причине, что была война. Работать было некому. Отец ушел на фронт, брат тоже. У нас была большая семья. Я остался старшим из мужчин. Поэтому пришлось мне идти работать. Вот я начал работать с 10 лет. Пошел работать рыбаком. Каждый день по 90 кг рыбы носил на носилках. Работа была тяжелая, недетская, не под силу. В 1946 году работал я в колхозе. В этом же году вернулся отец, под Новый год. Его после войны забрали как строителя на восстановление Мурманска. С тех пор, как он вернулся, занялись мы рыболовством всерьез, профессионально. Так я проработал с отцом до призыва в армию. В армии попал я в Германию. Прослужил там три с половиной года. Вернулся из армии, а образование прежнее – 4 класса (смеется). Я понял, что в селе оставаться бесполезно. Надо было ехать, поступать в город. Учиться желание было. Поступил я на завод судоремонтный, слесарем. Заочно учился в вечерней школе, 5 класс. Когда пришел поступать в школу, я был 41 – ым учеником в классе. Из всех учеников я был единственным, кто закончил десятилетку. 6 классов закончили человек 8, остальные все ушли. Я пошел на Богдана Хмельницкого в школу №59, в 8 – ой класс. Здесь я окончил десятилетку. Затем поехал в Саратов поступать в юридический институт. Туда был очень большой конкурс – 16 человек на место. Нам сразу сказали, что, мол, не теряйте время, бесполезно, мы даже родственников протащить не можем. Мы, к тому же, были и приезжие. Я ездил туда со своим другом. Мы с ним забрали документы и уехали.

При ТРЗ был филиал Ростовского института, вечернее отделение. Там я учился шесть лет.

Кор. П.У. : На кого?

А. П. : Инженер – механик железнодорожного транспорта. А после института снова работал. Сначала я работал на электронном заводе

инженер – технологом. Потом пошел в строительство. Потом 12 лет проработал директором. Но потом снова вернулся в строительство и проработал почти 19 лет. А после уже и пенсия.

Кор. П.У. : Так быстро? Я так заслушалась, что и не заметила, как Вы рассказали. Вы таки настоящий писатель, раз сумели заинтересовать меня своим рассказом.

Творчество.

Кор. П.У. : Расскажите нам, пожалуйста, в каком возрасте вы поняли, что у Вас есть дар писать стихи? И когда вы всерьез занялись этим?

А. П. : Первые стихи я начал писать после четырех классов. Это были «пробные» стихи. На детскую тему, несерьезные. О том, чтобы заняться творчеством, даже в мыслях не было. Когда пришел с армии, снова потянуло писать. Стихов написал на маленькую книгу. Но в учебе, работе не было пока места творчеству. Естественно, стихи были на время отложены в сторону. Лет в 27 снова принялся за «перо». Но жизнь бежит, и все вслед за ней. Необходимость жениться и зарабатывать на жизнь отодвинули творчество опять на второй план. И так, лет в 30, периодически писал – там чуть-чуть, здесь немножко. В течение нескольких лет накопилось около 300 стихов. Когда вышел на пенсию, начал всерьез заниматься поэзией, как говорится: «Дерево посадил, сына вырастил, дом построил!» (смеется). Первая книга вышла в 2005 году. Туда вошли стихи, написанные мной в течение 20 лет. Вторая книга вышла в 2006 году. Вторую книгу писал всего полгода. Сейчас на «финишной прямой» третья книга. Но так как мы с моей женой пенсионеры, выпуск этой книги задержится.

Кор. П.У. : А какие стихи Вам больше нравится писать? Какие легче пишутся?

А.П. : Нравится все. Нравится писать правду. Я пишу жизненные стихи. Очень люблю природу, свой Астраханский край. Люблю море, так как все мое детство связано с морем. Люблю писать про труд, свой край, своих родных. Люблю свой город, но душа, все-таки тянется в деревню. Я – сельский парень. Живу я в Астрахани с 1956 года.

Кор. П.У. : А как насчет вдохновения? Когда оно к Вам приходит?

А.П. : Как писал Есенин: «Стихи писать – не землю копать». Когда вдохновение есть, тогда они и пишутся. Пишу я быстро. Эти стихи, в основном, о птицах, животных. Стихи писать очень сложно. Если не дано от природы, значит, не дано. Можно написать стих в ритм, но по стилю оно будет звучать грубо. Сиди потом исправляй. Но я пишу без исправлений.

Иногда жена очень удивляется: «Как это тебе удается писать без исправлений?!»

Но когда жизнь однообразна, о каком вдохновении тут говорить? Все зависит от текущей жизни. Когда пишешь, надо понимать, о чем ты пишешь.

Кор. П.У. : А как Вы пишете свои рассказы. Ведь помимо стихов, у Вас в книге есть и рассказы.

А.П. : Рассказы пишу просто. Пишу о том, что было. У меня рассказы жизненные. Самая ценная книга – это книга о жизни.

Кор. П.У. : А как Вам пришла мысль писать рассказы?

Кор. П.У. : А как насчет «спокойной обстановки» для творчества?

А.П. : Могу писать при жене, в общем, при своих. Как и все поэты, 99% стихов пишу ночью.

Кор. П.У. : Ну, огромное Вам спасибочко. Мне было очень интересно пообщаться с Вами на таком уровне – корреспондента и поэта. Кто знает, может это мой первый шаг к этой профессии. Надеюсь, что мое удовольствие было взаимным. Ну, я с Вами не прощаюсь, мы еще увидимся у кого-нибудь в гостях. Еще раз большое спасибо. Желаю Вам крепкого здоровья и творческих успехов. С нетерпеньем ждем третью книгу.

А.П. : Вам спасибо. Приходите в гости со своими родными. Будем ждать.

Теперь я решила задать несколько вопросов его жене Паршиной Ларисе Николаевне.

Кор. П.У. : Здравствуйте! Можно я задам несколько вопросов?

Л.Н. : Конечно!

Кор. П.У. : Как вы относитесь к увлечению своего мужа?

Л.Н. : Я горжусь им. Когда мы начали встречаться, я знала, что он увлекается поэзией. Он даже посылал стихи в Москву. Но так как не было связей, приходило письмо: Анатолий Паршин, нам жаль. Но писать не бросайте, пишите и присылайте нам в Москву».

Кор. П.У. : Что пожелаете ему?

Л.Н. : Конечно же, здоровья. Сейчас возраст берет свое. А так, со здоровьем будет и вдохновение.

Кор. П.У. : Спасибо за потраченное на меня время.

Л.Н. : Рада была помочь.

Люблю я осень

Люблю я осень золотую,

Когда жара уйдет в небытие.

«Прохладой теплой зацелую»,-

Сентябрь скажет нам во сне.

Нет комара, слепней и мошек.

Висят созревшие плоды.

Клади в объемистый лукошек,

Что дали милые сады.

А утром, при восходе солнца,

Блестит лазурная роса,

И радостью трепещет сердце.

Ах, осень, милая краса!

Фигура

Дивная фигура

Тянет без конца,

Странная натура

Мучит молодца.

Перестань смеяться,

Сердце не тревожь,

Я ж тебе не колос,

Не степная рожь.

Если уж не любишь,

Сразу отвернись,

Но, а вдруг полюбишь,

Дева, берегись.

Зацелую губы,

Пусть кружится снег,

От меня к другому

Уж дороги нет.

Будешь ты счастлива,

Как и я с тобой.

Будем ждать прилива,

А потом прибой.

Мы очень хорошо знакомы с семьей Паршиных. Лариса Николаевна по профессии врач. Работала в детской поликлинике №5. Она была у меня участковым врачом. Все дети очень ее любили. Даже став взрослыми, они встречают на улице ее и очень рады ей.

Семья Плотниковых в гостях у Паршиных на 40-летии совместной жизни (2003)

Первые ростки искусства слова на Астраханской земле появились в XVII в. в результате деятельности лиц духовного звания. Андрей Горка (1671-1737) — епископ Астраханский — по распоряжению Петра I составил стихир в честь святой великомученицы Екатерины. Широкий резонанс имели его поучения и проповеди, получившие одобрительный отзыв Н. Новикова. Духовная словесность затем развивается благодаря усилиям архиепископов астраханских. Анастасий Братановский (1761-1806) опубликовал «Четыре книги поучительных слов», произнесенных в Астраханской епархии, а также свое жизнеописание. Архимандрит и ректор семинарии в Астрахани Сильвестр Лебединский (ум. в 1808 г.) сочинял книги на богословские темы («Притонник евангельский» и др.). Свои впечатления от путешествия по святым местам на Востоке описал о. Мелетий (ум. в 1805 г.). Архиепископ Астраханский Феогокий дополнил книгу своими материалами и опубликовал ее в 1798 г. в Москве.

Возникновение светской литературы в Астрахани связано с деятельностью ряда видных писателей эпохи Просвещения.

Это прежде всего Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) — поэт и теоретик литературы, один из основателей русского класси-цизма. Он родился в Астрахани, в семье священника, начальное образование получил в школе католических монахов капуцинского ордена, где все обучение велось на латинском языке. В двадцатилетнем возрасчч. будущий поэт бежал в Москву, где продолжил обучение в Славяно греко-латинской академии. Знание иностранных языков позволило ему затем перебраться в Голландию, а потом в Париж. В Сорбонне В.К. Тредиаковский изучал математику, философию и богословие, в 1730 г. вернулся в Россию.

Литературным трудом В.К. Тредиаковский начинает заниматься еще будучи слушателем Славяно-греко-латинской академии: сочинял стихи, драмы («Язон», «О Тите, Веспасианове сыне»), которые до нас не дошли. Из ранних произведений поэта известна его «Элегия о смерти Петра Великого» (1725), в которой заметны черты литературы предыдущей эпохи и вместе с тем намечаются черты формирующегося классицизма. Отчетливо присутствующее лирическое начало «подпитывается» автобиографическими моментами. Известно, что Петр I во время Персидского похода посетил школу, где обучался В.К. Тредиаковский и похвалил его за трудолюбие. Поэтому один из важнейших эпизодов элегии — пребывание Петра I на Каспийском море.

Се под Нептуном моря страшно закипели,
Се купно с ветры волны, громко заревели!
Стонет Океан, но уж другого не стало
Любителя. Балтийска — что близко то стало
Несчастье при берегах. Каспийска же ныне

Больше всех — что однажды плавал на нем силъне. В.К. Тредиаковский положил начало основным разновидностям русской лирики: патриотической («Стихи похвальные России»), любовной («Песенка любовна», «Стихи о силе любви», «Плач одного любовника, разлучившегося со своей милой, которую он видел во сне» и др.), политической («Ода торжественная о сдаче города Гданьска»), религиозно-философской (псалмы), жанру басни (« Муха и муравей», «Самохвал», «Волк и журавль», «Лисица и виноградная кисть»), поэмы («Феоптия, или Доказательство о богозрении», «Тилемахида»).

Большое место в творчестве В.К. Тредиаковского занимают переводы. Он познакомил русского читателя с книгой П.Тальмана «Езда в остров любви», «Поэтикой» Буало, «Посланием к Пизонам» Горация, «Аргенидой» Д. Баркли, тридцатитомной «Древней историей» Ш. Роллена.

Как теоретик литературы В.К. Тредиаковский дал широко разра-ботанную теорию жанров классицизма, выступил реформатором старого силлабического стиха и насадителем тонико-силлабической сиетемы. Он считал фольклор источником «нового способа» стихосложения («Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний», «Речь к членам Российского собрания»).

Творчество В.К. Тредиаковского многое значило для последующих поколений астраханских писателей.

Современником В.К. Тредиаковского был Иван Иванович Хемницер (1745-1784). Он родился в Енотаевской крепости Астраханской губернии в семье выходцев из Германии. В детстве вместе с отцом -штаб-лекарем — много ездил по югу России. Последующая жизнь И.И. Хемницера связана со службой в армии. Знакомство с Н.А. Львовым позволило ему войти в круг столичных литераторов. При жизни выпустил двумя изданиями книгу басен «Басни и сказки, в стихах» (1779, 2 изд. 1782).

Творчество И.И. Хемницера развивалось в русле господствовавшего тогда классицизма, однако поэт стремился к простоте и естественности языка. В своих баснях он осуждал захватнические войны («Два льва соседи», «Народ и идолы», «Дом»), осмеивал лихоимство чиновников, кичливость господ, другие общественные пороки (« Земля хромоногих и картавых», «Писатель», «Боярин Афанасий» и др.). «В историю отечественной литературы И.И. Хемницер вошел как один из основоположников русской басни. Им написано более ста басен. В них с позиции представителей низкого сословия И.И. Хемницер бичевал недостатки самодержавно-крепостнического строя. В баснях «Львиный указ», «Львиный дележ», «Лестница» и других поэт выступал с резкой критикой екатерининских «реформ» и бюрократических по-рядков в России. Он неустанно осуждал вельмож-чиновников и непра-ведных царских судей за взяточничество и казнокрадство. В басне «Паук и муха» И.И. Хемницер рассказывает, что крупные воры, в руках которых находится власть, закон и сила, часто остаются безнаказанными. В басне «Волчье рассужденье» поэт обличал бесчеловечное отношение помещиков к своим крепостным, а в басне «Земля хромоногих и картавых» он нападал на «русских парижанцев», слепо преклоняющихся перед всем иностранным. И.И. Хемницер не щадил своей сатирой и купцов-откупщиков (басня «Привидения»).

Если в XVIII в. писатели, чтобы реализовать свой талант, чаще всего покидали Астрахань, то в XIX в. ситуация меняется. В Астрахани живут и творят многие писатели, наследие которых стало интереснейшей страницей русской литературы. В ней в этот период сначала доминирует романтизм, а затем реализм, что нашло отражение и в творчестве писателей Астраханского региона.

Литературная история Астрахани XIX в. начинается с творчества баснописца Александра Дмитриевича Агафи (ок. 1792-1816), который прожил короткую, но насыщенную жизнь. Его биография зияет множеством «белых пятен», сведения о его семье очень скудны. Современный биографический словарь «Русские писатели. 1800-1917» скупо сообщает: «Отец Агафи, грек по происхождению, был директором Кавказских училищ, путешествовал по Ближнему Востоку. Образование Агафи получил в Рязанском университете (1809-1812), затем служил в канцелярии астраханского губернаторах, был членом Казанского общества любителей отечественной словесности». Единственная книга включала произведения как оригинальные, так и переработки сюжетов европейских авторов. На книгу отозвалась столичная критика, что приносит А.Д. Агафи известность.

Басни А.Д. Агафи отличаются естественностью, чистотой языка, это язык уже пушкинской эпохи, в значительной мере очищенный от чрезмерных изысков классицистов. Видимо, неслучайно в басне «Гора в родах» поэт выступает против этого направления. В стилевом отношении они близки басням И.А. Крылова. А.Д. Агафи оригинален в разработке так называемых общечеловеческих тем: зависть («Ссора»), тщеславия («Бык и лягушка») и др. Немаловажно, что в некоторых баснях поэт не только бичует пороки, но и воспевает красоту родного края. Примечательна в этом отношении басня «Журавль»:

…кристалл реки при ясности небес,
Являл премножество чудес.
Там с щукою сазан меж тростника играет,
Тут линь из-подо мха со дна реки всплывает,
Здесь окунь, берш, судак ~ отдельно от других
Как рыбы чистоплодны, —
Не возмущая токи водны,
Гуляют плавно в них.

Ясность, простота и остроумие басен А.Д. Агафи обеспечили ему заметное место в истории русской словесности.

Романтические и преромантические традиции в литературе развивал Иван Сергеевич Георгиевский (1791-1817),находившийся на службе в г. Уральске Астраханской губернии. Его единственный роман «Евгения, или Письма к другу» варьировал идеи Ф. Шиллера и Ж-Ж. Руссо и был воспринят современниками как чувствительное произведение о счастливой любви и идеальном воспитании. После смерти писателя вокруг него стал складываться сентименталистско-романтический культ, на что весьма критично отреагировал А.С. Пушкин.

В первой половине XIX в. заметное место в литературной истории Астрахани принадлежит Николаю Ильичу Зряхову (1782-конец 1840-х) — уроженцу Астрахани. Он прославился как автор сентиментальных авантюрно-приключенческих романов, адресованных читателям социальных низов («Амалия, или Хижина среди гор», «Михаил Новгородский, или Нарушенная клятва», « Дева закубанская, или Любовь до могилы», «Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего супруга», «Дагестан, или Неуловимый мститель» и др.). Особой популярностью среди астраханцев пользовался роман , имеющий в своей основе мелодраматическую историю любви двух молодых людей, в которой зловещую роль играет вождь народного восстания Степан Разин. «Сочетание традиционных (персонажи, близкие к героям лубочного рыцарского романа) и новых для этого рода литературных сочинений элементов (чувствительный стиль), перенесение действия в экзотическую среду, опора на народные представления о превосходстве православных «царя и отечества» над «иноземными» обеспечили романам Н.И. Зряхова огромный успех. В 1990-е годы в Астрахани было предпринято переиздание романа «Прекрасная астраханка, или Хижина на берегу Оки».

С движением декабристов были связаны два астраханских писателя — братья Завалишины.

Дмитрий Иринархович Завалишин (1804-1882) — сын генерал-майора, шефа Астраханского гарнизонного полка. Был офицером морского флота, увлекся идеями декабристов, писал стихи в духе декабристского романтизма. После разгрома декабристского восстания был приговорен к каторжным работам в Сибири. В истории литературы оставил след как мемуарист и публицист. Его мемуары содержат ценные сведения о декабристах, истории их обществ, информацию о жизни декабристов в Сибири. Интересны его мемуары тем, что в них автор дал отличную от принятой в декабристской среде концепцию этого движения, например, К. Рылеева, дегероизировал жен декабристов, акцентировал теневые стороны их взаимоотношений и т.д. («Пребы-вание декабристов в тюремном заключении в Чите и в Петровском заводе», «Декабристы», «Записки декабриста» и др.).

Ипполит Иринархович Завалишин (1808-1883) — писатель-этнограф, поэт. В молодости переводил Д. Байрона, А. Ламартина, как поэт сформировался под воздействием романтической поэтики. Его ранняя поэма «Слепец» не была пропущена цензурой. Был увлечен личностью и поэзией К. Рылеева, но в ходе следствия по делу декабристов вел себя неподобающим образом (написал донос на брата). Тем не менее он был разжалован в рядовые и выслан в Оренбург. К литературе обратился в 1860-е годы, писал в основном рассказы на сибирском материале («Затуманская красавица», «Цепной настенщик», «Братья Горкины», «Олъховняна», «Ялутуровское дитя», «Поединок в тайге» и др.). Основное внимание в рассказах уделяется воссозданию быта жителей Сибири, весьма силен в них мелодраматический элемент. Научное значение имело его опубликованное в 1862-1867 гг. «Описание Западной Сибири»). В истории литературы осталась и его курьезная «Эпопея тысячелетия. Паломничество Ип. Завалишина».

Во второй половине XIX в. заметной фигурой в русской литературе была Елизавета Николаевна Ахматова (1820-1904). Она родилась в дворянской семье в с. Началове Астраханской губернии, с детства проявляла способности к иностранным языкам, что в значительной степени предопределило ее судьбу Е.Н. Ахматова много переводила Ж. Санд, В. Гюго,У Коллинза, У Теккерея,Дж. Элиота, Ж. Верна, была редактором ежемесячного «Собрания иностранных романов, повестей II рассказов», издавала журнал для детей. Оригинальные произведения Е.Н. Ахматовой современниками критиковались за сентиментализм, идеализацию действительности, хотя некоторые ее повести были встречены одобрительно и получили широкую известность («Замосковская летопись о наших женских делах и о других», «Мачеха», «Кандидатки на звание старых дев», «Приключения моей приятельницы» и др.). Е.Н. Ахматова была в дружеских отношениях с О. Сенковским, Н. Лесковым, В. Стасовым, которые ценили ее талант. Ее воспоминания о литературном Петербурге содержат много неожиданных подробностей о жизни литераторов 1860-1870-х гг., рисуют широкую картину развития русской литературы в эти десятилетия.

В 1860-1870-е гг. в Астрахани жили и работали также такие писатели, как Н.Г Вучетич (1845-1912), писавший в основном для детей (рассказы «Красный фонарь», «Митина нива» и др.), И.Г Воронин (1840-1883), работавший в традициях крестьянской поэзии и часто выступавший как публицист (очерк «Из Астрахани»).

Оживлению литературной жизни Астрахани способствовали крупные русские писатели, бывавшие в городе по делам службы. Создавая произведения об Астрахани, они тем самым вводили ее в большую литературу (поэма «Бродяга» И.С. Аксакова, повесть «Очарованный странник» Н.С. Лескова, очерк «Мелочи путевых впечатлений» Г.И. Успенского, очерк «Холерный карантин на девятифутовом рейде» В.Г Короленко, книга очерков «У голубого моря (Люди и природа в низовьях Волги)» В.И. Немирвича-Данченко.).

Интересная страница литературной истории Астрахани XIX в. -поэзия и проза политической ссылки. Стихи политических ссыльных — В.В. Берви-Флеровского, Ф.Е Данненберга, Б.Ф. Калиновского — носили в основном сатирический характер, они были для них средством борьбы с произволом местной и центральной администрации. В.В. Берви-Флеровский в своих воспоминаниях сообщает: «Во время навигации и улова рыбы в Астрахани скопляется множество рабочего народа, и так как администрация не принимает никаких мер для обеспечения голодающих, то погибающий от нужды народ прибегает к грабежам. Когда паника достигла максимума, администрация прибегла к приему, которым она пользовалась и в других русских городах в минуты народных бедствий: пожаров, отравления, фальсификаций, грабежей и т.п. Она стала обвинять в этом политических ссыльных. Слухи, распускаемые про нас администрацией, могли поставить нас в ужасное положение; пришлось защищаться. Полиция и администрация сваливали вину на нас, а мы на них. Мы распустили по городу в стихах и в прозе множество веселых листков, которые изображали деятельность полиции и администрации во время народного бедствия; между астраханскими чиновниками не оказалось юмористов, способных отвечать тем же». Особенно резка по тону поэзия Ф.Р Данненберга («Несчастная угодливость», «В тени гробовых казематов…» и др.). Среди прозаиков выделялся С.С. Рымаренко, рассказы которого о рыбаках и природе Нижней Волги печатались в газете «Восток».

С 1883 по 1889 гг. ссылку в Астрахани отбывал Н.Г Чернышевский, несмотря на гонения остававшийся верным своим революционно-демократическим идеалам. В Астрахани он пишет повесть «Вечера у княгини Старобельской» и книгу «Материалы для биографии Н.А. Добролюбова».

В XX в. развитие литературы в Астрахани характеризуется особым динамизмом и интенсивностью. Поэзия и проза непосредственным образом испытывают на себе воздействие общероссийских литературных тенденций, что проявляется в активизации в начале века сатиры, в период революции и гражданской войны — агитационной поэзии. В. Хлебников своим творчеством привносит в литературу Астрахани поэтику авангардизма, позднее весьма сильным влиянием среди писателей региона пользуется социалистический реализм, который, трансформируясь, станет основным методом астраханских писателей. В Астрахани создается отделение Союза писателей России, издается ряд альманахов, для писателей максимально расширяются возможности для публикации написанного.

Начало XX в. для литературной истории Астрахани — период активизации всех культурных сил региона. В городе действует литературно-драматическое общество, многочисленные местные издания («Астраханский журнал», «Астраханская газета», «Прикаспийский край», «Астраханский вестник», «Поволжье») публикуют произведения поэтов и прозаиков, пропагандируют литературу. В городе выходит сатирический журнал «Чилим» (1906), широко распространена революционно-пропагандистская литература («Да здравствует Свобода». Сборник политических стихотворений. Астрахань, 1906). В астраханской прессе сотрудничает ряд ведущих русских писателей, среди которых — Е.Н. Чириков, создавший ряд ярких фельетонов на материале местной жизни.

Во время гражданской войны в Астрахани в силу понятных причин доминирует литература революционного содержания. В городе функционирует кружок рабочих-поэтов (М.Г Непряхин, В.И. Ефремов, М.М. Гурьянов и др.), который выпустил две книги — «Литературно-художественный сборник» (1919) и «Зовы» (1920). Члены кружка публиковались и в газетах «Известия», «Коммунист», «Красный воин», в журнале «Художественные известия». Художественно несовершенные стихи участников кружка были пронизаны пафосом утверждения идеалов революции, веры в торжество Советской власти.

Значительную роль в активизации литературной жизни города играл журнал «Военмор», на страницах которого печатались поэты С. Городецкий, В. Тополев, В. Салов, С. Заревой, Б. Серебряков и др. Значительное внимание журнал уделял развитию литературной критики и публицистики. Самые яркие страницы журнала связаны с публикацией художественных очерков о гражданской войне в Астраханском крае Л.М. Рейснер («И брань крылатая матросов», «Приходит бранный день», «Астрахань», «Лето 1919 г.» и др.). Очерки отличались поэтизацией подвигов красноармейцев, чувством ненависти к врагам революции, изображением «энтузиазма» астраханцев, романтической приподнятостью. В силу односторонности позиции объективный образ времени ни Л.М. Рейснер, ни другие авторы «Военмора» создать не могли.

Развитие реалистических традиций в литературе Астрахани этих лет связано с творчеством Веры Владимировны Хлебниковой (1891-1941) — сестры поэта Велимира Хлебникова. Она жила в это время в Астрахани и стала свидетелем жестокости новой власти, смерти от голода сотен людей. Стремлением сказать правду о противоречиях времени пронизаны ее лаконичные, но очень глубокие по смыслу рассказы «В тюрьме», «Царь-тиф» и др. Ее литературное наследие включает также лирику, пьесы («Поэт и лесной Чертик», «Доктор заболел»), мемуары «О моем брате».

Этапом в литературной истории Астрахани стало творчество Велимира Хлебникова (1885-1922). Он родился в Малодербетовском улусе Астраханской губернии и всегда считал себя астраханцем. Значение его творчества для литературы региона в том, что он, во-первых, выводи.! литературу Астрахани на широкие просторы общероссийских художественных исканий, преодолевая провинциальную замкнутость, приобщал ее к исканиям модернизма и авангардизма и, во-вторых, вводил тему Астрахани в мировую литературу. В. Хлебников оказал огромное воздействие на многих русских и зарубежных писателей.

Для литературы региона имеют значение прежде всего произведения поэта, в которых он обращается к природе, истории края, жизни его народов. Это поэмы «Хаджи Тархан», «Уструг Разина», рассказы «Есир». Николай», «Охотник Уса-Тали», эссе и очерки «Лебедия буду-щего», «Открытие народного университета», «Астраханская Джоконда», «Союз изобретателей» и др.

Один из исследователей заметил, что основная тема творчества В. Хлебникова — тема Азии, его миропонимание и мироощущение были предопределены генетической связью с Азией. Поэт называл себя «сыном Азии», а растущий в низовьях Волги лотос называл «залогом союза трех: Индии+России+Ниппона», Действительно, тема межэтнических контактов — ведущая у поэта, и решал он ее прежде всего на астраханском материале. Центральной в его художественной картине мира становится мифологема «человечество — семья народов». На различных этапах творческой эволюции В. Хлебников неизменно обращался к ее разработке, что-то в ней уточнял, менял, приближал к потребностям современности. Он считал, что преодоление межэтнической розни — необходимое условие гармонического сообщества наро-дов земли. В лирических стихах, поэмах, песнях, рассказах, теоретических декларациях В. Хлебникова нет противопоставления людей по национальному признаку, конфликтность его произведений имеет другую природу. В ее основе — контрастность цветущей естественной природы и мертвящей городской цивилизации, столкновение духовности и бездуховности, гуманизма и жестокости. Он показывает, что в Астрахани, когда-то завоеванной Россией, нет ни побежденных, ни победителей. Есть единая семья народов. Поэт при решении чрезвычайно деликатной проблемы избегает крайностей, характерных для его времени. Он не принимает, с одной стороны, знаменитой триады «Православие. Самодержавие. Народность», с другой — игнорирует концепцию леворадикальных партий «Россия — тюрьма народов». Мифологизируя историю, он демонстрирует свое понимание проблемы, исходя при этом из высших интересов народов Волго-Каспия.

В 1930-1980-е гг. литература Астрахани, несмотря на трудности, порождаемые эпохой сталинизма и временами «застоя», переживает период поступательного движения. Это проявляется в формировании тематически многообразной прозы и богатой в стилевом отношении поэзии. Мировоззренческой базой постепенно становится местный патриотизм, который в известной мере ограничивает тематику и идейный кругозор писателей, но одновременно вооружает их такими критериями, которые позволяли достаточно сурово оценивать многие явления социальной действительности всей России.

Среди прозаиков выделяются С. Б. Калашников (1925-1987), К.И. Ерымовский (1909-1967), Ф.Е. Субботин (1913-1987), Б.И. Жилин (1921-1994), В.В. Карпенко (род. в 1916 г), Ю.В. Селенский (1922-1983). Тематически они связаны с Астраханской областью, действие их произведений развивается либо в областном центре, либо в поселках и деревнях области. Героями сочинений обычно выступают люди скромного положения, часто чудаковатые и неудачливые, вступающие в конфликт с бюрократами, носителями консервативных привычек. На первом плане обычно производственный аспект конфликта, важную роль играет нравственная проблематика. Некоторые писатели поднимались до утверждения общечеловеческих нравственных ценностей («Шутиха», «Люди без колокольчиков» Б.И. Жилина, «Одна тревожная ночь», «Чумчара» Ю.В. Селенского и др.), до выражения чувства горести за свой город, за своих земляков. Однако принципы социалистического реализма, на которые ориентировались писатели, мешали им создать по-настоящему реалистическую картину жизни края и его людей.

1930-1980-е гг. породили и ряд понастоящему оригинальных поэтов, среди которых В.Т. Филиппов (1911-1962), Б. М.Шаховский (1922-1967), Н.П Поливин (род. в 1925 г.), В. Филин (1929-1982). Ведущую роль играли поэты фронтового поколения, среди которых самым значительным был Б.М. Шаховский. Время все отчетливее высвечивает непреходящую ценность его поэтического наследия, включающего лирику поэмы, публицистику. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что его творчество имеет не только региональное, по и общероссийское значение. Место поэта в «большой литературе» еще в 1985 г. авторитетно определил С. Наровчатов: «Борис Шаховский -плоть о 1 плоти нашего фронтового поколения. В общей песне поколения у него есть свои слова, которые из этой песни, повторяя пословицу, не выкинешь».

Иная судьба у другого значительного поэта — В. Филина. Он родился в Астрахани, учился в Ленинградском юридическом институте. Был арестован за участие в нелегальной антисталинской организации «Свободная мысль», много лет провел в лагерях. В 1959 г. окончил Астраханским пединститут, затем преподавал иностранный язык в педучилище. Всю жизнь писал стихи. Лишь посмертно вышел его сборник «Лихолетье» (1982), стихи которого отразили разочарование в идеалах коммунизма. Эпоха его строительства осмысляется как очередная историческая иллюзия, с которой надо неизбежно распрощаться. Ге-рой стихотворения «Смерть коммуниста» приходит к пониманию того, что у прошлого нет будущего, что он всю жизнь служил дьяволу насилия. В. Филин — один из героев документальной повести А. Жигулина «Черные камни».

В 1985-1999-е гг. в литературе Астрахани, как и во всей современной русской литературе, происходят большие перемены: меняется мировоззрение писателей, идет их дифференциация по идейным признакам, возникает несколько объединений, появляются новые жанры (например, фэнтези), начинают давать о себе знать поэзия и проза постмодернистской ориентации и т.д. Однако в целом для астраханских писателей характерен эстетический консерватизм, ориентация в поэзии на традиционные формы стиха, игнорирование новаторских ис-каний В. Хлебникова и современного авангарда.

В прозе господствующее положение занимают писатели реалистического стиля, нередко наблюдается склонность к бытописанию. Наиболее значительные прозаики — А.И. Шадрин (род. в 1929 г.), Б.П. Ярочкин (род. в 1922 г.), Ю.Н. Щербаков (род. в 1956 г.), Ю.А. Никитин (род. в. 1946 г.), . Практикуются различные модификации романа: социально-бытового («Суд неправедный» А.И. Шадрина) с его исследованием трагических взаимоотношений человека и природы; социально-политического (трилогия «Вяземская сеча», «Лихолетье», «Лагпункт» Б.П. Ярочкина) о преступлениях сталинизма; психологического («Укромье ангела» Ю. Никитина) о путях самосознания современного человека; исторического («Да будет твердь» Ю.Н. Щербакова) о борьбе русского народа с иноземцами; документального («Петр Первый в Астрахани» А.С. Маркова) о славных страницах истории Астрахани. Весьма активно разрабатываются ныне и малые эпические жанры, рассказ, повесть. Активизировалась публицистика (очерки и статьи И. Бодрова, Ю. Щербакова, Ю. Никитина и др.).

Несколько потоков определились в поэзии. В русле публицистической поэзии работают поэты старшего поколения -Н.А. Мордовина, Н. Ваганов, Н. Поливин. Их традиции продолжают Ю. Щербаков, Э. Татаринцева. Интимно-медитативная лирика создается Л. Качинской, Д. Немировской, Л. Серотюк, Д. Казариным и др. Интересно заявили о себе молодые поэты Т. Иванченко, Л. Дегтярева. Выделяются поэты военного поколения (Я. Шур, авторы сб. «Зарубки памяти»). Активизации поэзии способствуют фестивали поэзии, регулярно проводимые в Астрахани, в том числе фестиваль детского творчества «Золотой ключик».

Итак, к концу XX в. литература Астрахани — это тысячи художественных произведений в самых разнообразных жанрах. Выявляется ее проблемно-тематическая специфика — реалистическое осмысление истории и жизни народов Нижнего Поволжья, охрана природы, труд рыбака и крестьянина и т.п. Приверженность писателей социальному укладу и древним традициям Астраханского края позволяет говорить о формировании во второй половине XX в. «областнической» литературы. «Областничество» — исходная точка мировоззрения многих современных астраханских писателей, что не мешает им в своем творчестве подниматься до общероссийских проблем.

Категории

Бессчетное количество астраханских поэтов, писателей и музыкантов стремятся быть услышанными. Они выступают в школах, библиотеках, на городских мероприятиях, а также публикуют свои произведения в литературном альманахе «Лепестки лотоса».
«Но все-таки, сумев пойти на крайность, судьбу свою мы изменили верно. Друг друга повстречали мы случайно, друг друга любим мы закономерно», — эти строки принадлежат астраханскому художнику и поэту Герману Елизарову .
В творческом багаже Германа — четыре стихотворных сборника, повести, несколько произведений для детей «Что случилось однажды» и «Капитан Ржавая Борода», а также несколько десятков картин.
«За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», — гласит известная английская пословица. Жена Германа Светлана во всем помогает и поддерживает своего мужа. «Жизнь затягивает нас в такие рамки, что помощь нужна творческому человеку — он ведь украшает нашу жизнь, уводит от бытовых вещей», — считает Светлана Елизарова.
«Пишущие люди хотят, чтобы их произведения кто-то услышал, и у нас возникла такая мысль — объединить всех этих людей», — рассказывает Светлана. Так, в мае 2014 года на центральной набережной Астрахани, возле памятника Петру I, состоялось первое выступление участников творческого объединения «Ковчег».
Талантливых писателей и поэтов в нашем городе оказалось много, среди них Александр Аверин , Галина Ефремова , Лариса Беккер — едва ли возможно перечислить все имена. «Ковчег» не ставит никаких жанровых или возрастных ограничений. «Главное, чтобы была литература», — говорит Светлана. Привлекают молодежь: к примеру, школьная студия «Лукоморье» под руководством Дины Немировской , где занимаются дети 6-8-х классов, или литературная студия «Вяз» под руководством Натальи Татаринцевой .
«Ковчег» объединяет не только пишущих людей, но и поющих. В Астрахани много талантливых бардов, которые исполняют как произведения других авторов, так и свои. Станислав Малов поет на стихи астраханских поэтов, а Елена и Сергей Васильевы — собственные произведения.

Кстати
Лепестки лотоса
Уже в начале творческой деятельности «Ковчега» стало ясно — багаж написанного очень велик. Тогда и появилась идея собрать произведения в сборники, которые впоследствии получили название «Лепестки лотоса».
Ежегодный литературный альманах под издательством Романа Сорокина объединяет астраханских авторов различных направлений и жанров. Среди них есть и опытные авторы, члены Союза писателей России, и те, кто не состоит ни в одном из союзов, а также юные и начинающие авторы.
В четвертом по счету сборнике «Лепестков лотоса» 2017 года дебютировала студия «Лукоморье», о которой мы упоминали выше. В астраханский альманах были включены также произведения участников литературной студии «Тамариск», Германа Елизарова и многих других авторов.
«Сборник демонстрирует необъятный творческий потенциал Астрахани», — написано на титульном листе «Лепестков лотоса».

«Ковчег» — проект некоммерческий, существует для того, чтобы объединять талантливых литераторов и давать им возможность быть услышанными.

Другие читаемые новости нашего сайта

  • Астраханская область остаётся лучшей...
  • В Астраханской области горел жилой дом

Свою богатую и интересную историю Астрахань хранит даже в названиях улиц. Например, тех из них, которые мы называем «литературными». Они носят имена замечательных писателей и поэтов – и совсем неспроста. Вспомним только некоторые.

Улица Тредиаковского

Одна из центральных улиц города, пролегающая вдоль восточной стены Астраханского кремля и Пречистенской колокольни, названа именем Василия Кирилловича Тредиаковского. Переименование произошло в 2003 году в честь 300-летнего юбилея выдающегося астраханца — до этого она называлась Октябрьская.

Василий Тредиаковский — первый российский академик, реформатор русской грамматики, поэт — родился в Астрахани в 1703 году, в семье священника. С 10 лет он посещал римско-католическую школу при астраханском костёле, изучал латинский, греческий, славянский языки, западноевропейскую литературу XVI-XVIII веков, а в свободное от учёбы время пел в архиерейском хоре Успенского собора. Таланты 19-летнего юноши были отмечены Петром I во время посещения императором Астрахани. Жажда знаний и благословение Великого государя заставили Тредиаковского буквально бежать из отчего дома, из родного города, для дальнейшего обучения сначала в Москве, а затем в Париже.

Многие из его астраханской родни умерли в 1727 году при эпидемии чумы, потому в Астрахань он более не возвращался. Бедному и незнатному, ему тяжело было в своем карьерном становлении. И несмотря на это, имя Тредиаковского большими буквами вписано в историю нашей страны. Среди написанных им многочисленных трудов особенно популярен перевод истории Роллена в 13-ти томах, им разработана теория стихосложения, которой пользовались Сумароков и Ломоносов.

К сожалению, современники не оценили величину этой фигуры по достоинству — в 1768 году он умер в бедности. Но в XIX веке Белинский скажет о нём: «Тредиаковский никогда не будет забыт, потому что родился вовремя».

Улица Чернышевского

Эта улица берёт свой разбег от самого кремля, где пересекается как раз с улицей Тредиаковского. Звучное название она получила по имени революционера-демократа, писателя, литературного критика Николая Гавриловича Чернышевского. Многим он известен главным романом всей своей жизни «Что делать?».

В Астрахань Чернышевский был сослан в 1883 году, после 20-летнего отбывания сибирской каторги. Потому и приехал сюда с совершенно подорванным здоровьем. Три месяца Чернышевский проживал на съёмной квартире домовладельца Хачикова вместе с женой Ольгой Сократовной. Кто только не бывал в гостях у именитого писателя с трагической судьбой… В один из декабрьских дней квартиру его посетил корреспондент английской газеты «Daily News». Журналиста привлек сюда главным образом «выигрышный» материал для газеты. Ему представлялось, как он первым поведает европейским читателям о личном свидании со знаменитым русским революционером, вернувшимся из сибирского заточения.

В этом старинном домике на ул. Чернышевского, 4 (бывшая Почтовая) сегодня располагается Музей культуры Астрахани — посреди атмосферы прошлого его посетители смогут увидеть рабочий кабинет писателя.

Улица Максима Горького

Вдоль набережной Волги ведет свой путь еще одна «литературная» улица – названная в честь Максима Горького (бывшая Продольно-Волжская). В раннем возрасте будущий знаменитый писатель проживал в Астрахани вместе с отцом, подрабатывавшем в порту столяром-краснодеревщиком. В 1871 году, по случаю приезда в Астрахань Александра II, отец Алёши даже строил на Семнадцатой пристани деревянную резную триумфальную арку (в дальнейшем она даже попадет в кадр фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин»).

Во время одной из эпидемий Максим Пешков заразился холерой и умер, а Алёшу отвезли к деду и бабушке в Нижний Новгород. Летом 1884 года он служил поварёнком па пароходе, ходившим до Астрахани. А позже, уже став писателем, неоднократно бывал в низовьях Волги проездом, где очень любил ловить рыбу у Бирючей Косы на промысле Беззубиковых.

По этим астраханским впечатлениям им были созданы небольшие рассказы «Едут…», «На шхуне по Каспийскому морю», «Два босяка»… В Астрахани Горький организовывал литературные чтения для рабочих. В последний раз он побывал в любимом городе в 1929 году, осматривал крепость, ездил на баркасе по заводам, расположенным на Волге, беседовал на Семнадцатой пристани с грузчиками, встречался с местными начинающими писателями.

Улица Мусы Джалиля

Улица с таким названием появилась в Астрахани в 1957 году. Она берёт своё начало от площади Ленина и устремляется через Татарский мост за Варвациевский канал, в бывшую татарскую слободу старой Астрахани. До 1924 года улица имела два названия: до Татарского моста именовалась Старо-Заливной, а за мостом, в районе Заканавья – улицей Татарский базар.

Муса Джалиль (Муса Мустафаевич Залилов) — выдающийся татарский поэт. Он родился в 1906 году в Оренбургской губернии в маленькой татарской деревушке. Семья была большая. Жили впроголодь. Муса окончил медресе в Оренбурге и в 1922 году уехал в Казань, где учился на рабфаке и публиковал в газетах свои первые стихи.

Вскоре Джалиль поступает в МГУ на литературный факультет, по окончании которого работает редактором детского журнала на татарском языке. Затем он вновь возвращается в Казань и становится корреспондентом татарской газеты «Коммунист». Вместе с выездной редакцией газеты Муса Джалиль приезжает в Астрахань. Здесь он пишет очерки и статьи о труде овощеводов, интересуется работой рабкоров на Каспии. В селе Килинчи он даже пожил одно время в семье овощевода. В основу одного из волжских стихотворений лёг трагический случай с девушкой рыбачкой из понизового села:

Укротись, волна каспийская, серая!
Ты мешаешь мне и слушать и смотреть.
Старый Каспий, не к тебе пришёл сюда я —
Привлекла меня рыбачка молодая,
Что поёт, свою вытягивая сеть.

Астраханцы запомнили Мусу Джалиля скромным, но очень деятельным человеком. Жизнь поэта закончилась трагически. Во время Великой Отечественной войны он попадает в плен и становится узником Моабитской тюрьмы в Берлине. В 1944 году его расстреливают. Посмертно поэту присвоено звание Героя Советского Союза.