Анализ стихотворений

Портрет В.Я.Брюсова работы М.Врубеля


Валерий Брюсов

ВСТРЕЧА

O toi que j"eusse aimee,
o toi qui le savais!

Charles Baudelaire.
"A une passante" *

О, эти встречи мимолетные
На гулких улицах столиц!
О, эти взоры безотчетные,
Беседа беглая ресниц!

На зыби яростной мгновенного
Мы двое – у одной черты;
Безмолвный крик желанья пленного:
"Ты кто, скажи?" Ответ: "Кто ты?"

И взором прошлое рассказано,
И брошен зов ей: "Будь моей!"
И вот она обетом связана...
Но миг прошел, и мы не с ней.

Далёко там, в толпе, скользит она,
Уже с другим ее мечта...
Не вся любовь пережита!

___________________________________________
* (фр.) О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала! Ш. Бодлер. "Прохожей"

Lora Kroft # написала комментарий 19 октября 2012, 23:25 Это и в самом деле жемчужина, лучше не скажешь!
Я не смогу определенно по пунктам ответить, у меня все сводится к пункту под номером десять, увы))
Эпиграф уже уводит в такие глубины и бездны и столько обещает несбыточного, что поразительно, как это Валерий Яковлевич решился его выставить перед стихом. Смелый Брюсов, но и стих мастерский!
Мне очень нравится строчка - "Ты ктО, скажи?" Ответ: "Кто тЫ?". Дважды повторённое "кто ты?", но по разному звучащее только подчеркивает, что в момент "встречи мимолётной" звучит два внутренних голоса. И как звучат! Как проживают это мгновенное! Меня всегда поражала эта яростная зыбь, парадоксальный же образ, немыслимый, но абсолютно верный. И очень выразительно еще - "беседа беглая ресниц", кажется, даже буквы трепещут!
И весь стих, такой маленький и такой глубокий, как омут, в который эти двое и тянутся взглядами... А в омутах такие водятся черти... А к чертям этим так тянет... просто магнетически... Прошел омут мимо, а в нем может быть человек сгорел... Но это уже меня в другого поэта занесло нечаянно:)))

Геннадий Катеринин # написал комментарий 20 октября 2012, 14:56 Если говорить о стихе (не о самом Валерии Брюсове, разумеется), то очень сильное начало: в нём чувствуется энергия, динамика, которые обещают развитие, заключение в более совершенноую форму авторской мысли... Но происходит сбой: настроение быстро улетучивается, как и "беседа беглая ресниц" (сногсшибательное определение) - и уходит на спад. А потому предпоследняя и последняя строфы уже размыты, первоначальное чувство загублено - и Брюсову не удаётся удержать его...

"И брошен зов ей: "Будь моей!"
И вот она обетом связана...
Но миг прошел, и мы не с ней". -

Всё остальное, осмелюсь сказать, уже рыхло, вяло... Стих, таким образом, испорчен. Если вчувствоваться, то это именно так... Но ещё глубже я не внедрялся, некогда...
Приношу поэтому свои извинения...

Искандер Джагран # написал комментарий 20 октября 2012, 20:24 Я, читая это чрезвычайно красивое и интеллигентное стихотворение, почему видел наши нынешние улицы, прохожих, девушек у киоска, с сигаретой и бутылкой пива, их речи, которые воспроизвести язык не повернётся... А ведь мы те же, глубоко внутри мы такие, как в стихотворении... Наверное...

Веселова Елена # написала комментарий 20 октября 2012, 22:43 Валерий Брюсов... поэт "серебряного века". По-моему этим сказано все. После коммента Лоры трудно что-либо сказать. Но попробую. Мимолетность встречи и вспышка чувств, недосказанность и в то же время "вся страсть испытана", "вся любовь пережита". Мастерски описывает поэт ту вспыхнувшую искорку взаимного интереса при случайной встрече, будничной "на гулких улицах столицы" среди толпы. И вот уже нет никого, только "беглые ресницы" трепетно беседуют. Но... не случилось, "уже с другим ее мечта", однако сладкий миг надежды согревает ЛГ, дает ему повод для описания возникшего чувства. Вот как-то так.

Геннадий Коваленко # написал комментарий 21 октября 2012, 11:24 При встрече с незнакомкой (незнакомцем) мы разговариваем с нею (с ним) на особом "языке", где участвуют и ресницы. Бывает и словом не перекинутся, а уже излучают тепло во взглядах или, наоборот, появляется желание быстрее уйти...У Брюсова встречается мужчина и женщина. Без слов полюбить - тайны человеческой психики, симпатий. интуитивного желания сблизиться....Еще ничего не ясно, но зарождается...любовь. И когда, казалось, человек сгорел в пламени любви, он возрождается для новой, еще более пламенной любви.

Порой на улице, случайно,
Поймаешь взгляд из далека,
Взволнует он необычайно
И так встревожится душа,
Что даже бытия река
Не смоет свет того луча.
И что же в взгляде том? Не знаю,
Но избирательность души
Хранит его, лишь понимаю,
Что были в нем сокрытые мечты,
Но только среди шумной суеты
Растаяли они.

Моя глубокая благодарность всем, кто откликнулся на выставленный пост с предложением рассказать о своём вИдении стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова «Встреча». Данная для ориентировки схема анализа испугала многих – но в ней нет ничего такого, о чём мы с вами не знали бы. Тем более, мы не на экзамене – можно говорить лишь об одной стороне стихотворения, если она бросилась в глаза – и это будет правильно.

Чтобы проиллюстрировать схему анализа, свой отзыв я строю не как эссе, а как ответы на вопросы. Прошу спрашивать, если возникнут вопросы или просто станет интересно.

Читая стихи поэтов Серебряного века, неизменно поражаюсь тому, насколько они современны. Всем: строем стиха, рифмой, образами. А самое главное, насколько чувства и переживания вековой давности созвучны нашим. Не зря в 90-е годы XX века началось новое «открытие» той эпохи. И оказалось, что стихи Есенина и Маяковского, так рьяно изучавшиеся нами в школе, совсем не лучшие в их творчестве. И у Брюсова сейчас читаются совсем не «Каменщик» или «Грядущие гунны», хотя они, безусловно, играли определённую роль в его творчестве, а такие жемчужины лирики, как стихотворение «Встреча».

Написано оно в то время, когда поэт ищет новые изобразительно-выразительные средства и оригинальные сюжеты. В 1905 году появляется стихотворение «Конь Блед», являющееся ярким образчиком декадентской поэзии. И рядом с ним – лирическая миниатюра о мимолётной встрече, в лучших традициях классической поэзии.

Встреча… Что стоит за ней? Для чего она послана? Будет ли она лишь воспоминанием, как многое в нашей жизни, станет ли судьбой? В один миг пережита любовь, и кто скажет, что не вся?..

3. Жанровое своеобразие.

Жанр – классическое лирическое стихотворение.

4. Тема и идея.

Тема: встреча мужчины и женщины. Об идее – в конце разбора.

5. Композиция.

Эпиграф к стихотворению Шарля Бодлера обозначает главную тему произведения: возможность и неосуществимость любви.

Стихотворение начинается риторическим восклицанием: «О, эти встречи…» и заканчивается возвращением к этой же теме – что они значат в жизни человека. Стихотворение закольцовано по образцу классического рассуждения.

6. Лирический герой (субъект).

Лирический герой стихотворения близок каждому из нас – легко представляем себя на его месте. Это отметили почти все комментирующие, прямо или косвенно. Здесь налицо и отождествление автора со своим героем.

7. Система художественных образов.

На первом плане – образ героя и женщины, которую он встречает «на гулких улицах столиц». Однако кроме них здесь есть ещё важный образ, который можно сразу не увидеть, – это город, выступающий как сводник и разлучник одновременно.

8. Особенности поэтического языка.

Из лексических особенностей отмечу слова эмоционально-экспрессивной окраски: «яростная зыбь», «безмолвный крик», «желанье пленное», а также лексику высокого стиля: «зов», «взор», «желанье», «любовь», «мечта», «обет».

Говоря о изобразительно-выразительных средствах языка автора, хочется прежде всего отметить, что используются они в первых двух строфах, где изображается встреча двух человек. Все увидели прекрасную метафору «беседа беглая ресниц», здесь же ещё: «на зыби яростной мгновенного»,
«мы двое – у одной черты». Оксюморон «безмолвный крик», эпитеты: «на гулких улицах», «взоры безотчетные», «желанья пленного».

Очень интересны синтаксические особенности стиха.

Сразу бросается в глаза обилие восклицательных предложений, создающих накалённую эмоциональную атмосферу, вопросительные и восклицательные предложения в диалоге героев. Очень верно отметила Лора Крофт мастерство диалога. Две короткие и такие ёмкие фразы – спрашивается одно и то же, самое главное!

Поэт, описывая саму встречу героев, не употребляет глаголов, что позволяет ускорить ритм повествования: действие здесь как бы неважно, главное – состояние: встречи, взоры, «крик желанья». В стихотворении всего 4 глагола, в остальных случаях их роль выполняют краткие причастия, имеющие функции как действия, так и обозначения признака: брошен, рассказана, связана, пережита. Первые два глагола – в призывах: "Ты кто, скажи ?" и "Будь моей!", остальные – в завершающих строках, когда черту перешли и выбор сделан: «Но миг прошел , и мы не с ней», «Далёко там, в толпе, скользит она…» Говоря о расставании, автор переходит на обыденную речь (взлётность снижается, появляются обычные признаки предложения: подлежащие и сказуемые). Это весьма точно отметил Геннадий Катеринин, посчитав недостатком стихотворения.

Богатство и разнообразие синтаксических средств помогает раскрытию замысла автора.

9. Стихотворный размер, рифма, интонация.

Техника стиха… Так ли она важна?

Мы видим здесь обычный двусложный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Но какая в нём интересная особенность: нечётные строки оканчиваются дактилической рифмой, то есть в конце каждой строки целая стопа безударная! Как правило, дактилическая рифма (то есть 2 безударных слога в конце строки) в трёхсложном размере, дактиле, где ударение падает на 1 слог. Что даёт нам дактилическая рифма в сочетании с чётким, ритмичным ямбом? Этот взлёт в конце строки – порыв, стремление вырваться из тесных объятий ритма столичных улиц. А следующая, чётная строка, приземляет мужской рифмой: ударение на последнем слоге. Как возвращение к реальности…

Рифма – точная, богатая, с удивительными находками: скользит она – не вся испытана; у одной черты – Ответ: «Кто ты?»

Интонация стиха приподнятая, эмоциональная, даже пафосная, чему способствует и ритм, и лексический ряд, и синтаксис – об этом уже говорилось.

А теперь – о последнем предложении, финальных двух строках. Если всё предыдущее стихотворение проникнуто сожалением о том, что в суете невозможно остановить ту единственную, которой «брошен зов»: «Уже с другим ее мечта...», – то в финале мы слышим почти что благословение большому городу, который даёт возможность пережить вот такую мгновенную жизнь-любовь: «Но разве страсть не вся испытана, / Не вся любовь пережита!» И здесь очень верно замечание Геннадия Коваленко: человек возрождается для нового чувства. Душа его пробудилась… В единстве этих противоположных чувств и скрыта основная мысль стихотворения, диалектичная, как вся наша жизнь…

10. Личное восприятие стихотворения.

Я выбрала стихотворение В.Я.Брюсова «Встреча» не случайно. На мой взгляд, оно очень актуально, и главная мысль его близка нам, вечно спешащим, оглушённым суетой, живущим в ритме большого города.

Не так давно появился ещё один аспект современной жизни – виртуальная реальность. Интернет дал возможность расширения контактов и интенсивного общения, увеличив многократно возможность найти ту самую родную душу, в поисках которой человек мог промаяться всю жизнь. И хотя найти её на просторах Интернета – это не то же самое, что обрести в реальности, как не воскликнуть вслед за Брюсовым:

Но разве страсть не вся испытана,
Не вся любовь пережита!

В начале двадцатого века в русской литературе появилось масштабное и оригинальное явление «символизм», пришедшее в Россию из Франции. Валерий Брюсов , русский поэт, приветствовал это новаторство, стал участником модного направления и создателем многих произведений в жанре «символизм».

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт, которая стала не только спутницей на всю жизнь поэту, но и другом, ближайшим помощником, музой.

Как известно, любовная лирика русских поэтов безгранична в своем выражении эмоций и волнений. Творцы художественного слова вкладывают в описание любви невероятное количество оттенков этого всепоглощающего чувства.

В октябре 1900 года Валерий Брюсов написал стихотворение «Люблю одно». При прочтении этого произведения читатель представляет картину, на которой автор бродит по улицам своего родного города, мечтает, размышляет, и, как настоящий творец слова, выражает всю гамму своих чувств в строках стиха.

Построение сюжета самое незамысловатое: на протяжении четырех строф стиха герой бесцельно гуляет по улицам и мысленно описывает свои ощущения. Улицы города наполнены шумной толпой, но автор подчеркивает, что он идет один, в прекрасном расположении духа, и сейчас у него часы безделий, он может позволить себе послоняться, просто помечтать.

Далее идет описание пьянящего весеннего вечера. Как известно, у влюбленных обостряются чувства, весь мир представляется удивительным и гармоничным. И вот, каждый год поэт восхищается весной, ее вечно новой красотой, и багровым вечером, и сумраком.

В продолжение вечера автор решил приобщиться к проходящим мимо людям. Он смотрит в лица идущих навстречу и пытается разгадать, о чем они думают, что их волнует. А сам о себе говорит так: то полон грустью, то богомолен, то влюблен. Целая палитра чувств посещает его за короткий промежуток времени.

В последнем четверостишье автор объясняет нам, почему именно на улицах у него вспыхивают эти эмоции: мечтать и думать он привык под грохот экипажей, а в стенах дома более располагающая обстановка для того, «уловить господень лик» . На фоне контрастов современного города поэт воссоздал притягательный мир счастливого влюбленного человека.

Лирический герой Брюсова одинок, но не в понимании любовного одиночества, а в данный момент времени описываемого события. В любви, этом прекрасном светлом чувстве, он видит смысл своего существования. Любовь – это дар, который приходит свыше, это самое возвышенное, светлое, искреннее чувство, переворачивающее все в душе человека.

Любовная лирика стихотворения соединила в себе поэзию любви с поэзией окружающего мира, передающего возвышенную одухотворенность чувства автора.

Четко очерченная, строгая композиция стиха выстроена двухсложным ямбическим стихотворным размером, а созвучия концов стихов – перекрестной рифмой.

Кроме отображения творческого порыва и чувственного восприятия, автор постарался каждое явление и предмет заменить на красивые, необычные метафоры и эпитеты : шумные улицы, святые безделья, часы картин, новое изумленье, встречать синеву, вечер пьяный, огонь багряный, жить сумраком, смотреть в тайны, полон грустью, вольный грохот, теснина стен, уловить лик .

Описывая душевный подъем, автор говорит о торжестве гармонии любви на фоне яркого городского пейзажа. Лирика Брюсова многообразна и многогранна. Соответствие риторики и смысла дает право называть его произведения как творчество «живописного слова» .

Поэт Брюсов убежден, что каждый человек приходит в наш мир с главной целью – научиться любить. Не каждому из нас удается встретить настоящую любовь, но если это произошло, то лучшей судьбы для себя не пожелать. В стихотворении «Люблю одно» автор описал удивительный мир радости и гармонии, двери в который открывает для нас любовь.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

«Встреча» Валерий Брюсов

O toi que j’eusse aimee,
o toi qui le savais!
Charles Baudelaire.
«A une passante»*

О, эти встречи мимолетные
На гулких улицах столиц!
О, эти взоры безотчетные,
Беседа беглая ресниц!

На зыби яростной мгновенного
Мы двое — у одной черт;
Безмолвный крик желанья пленного:
«Ты кто, скажи?» Ответ: «Кто ты?»

И взором прошлое рассказано,
И брошен зов ей: «Будь моей!»
И вот она обетам связана…
Но миг прошел, и мы не с ней.

Далёко там, в толпе, скользит она,
Уже с другим ее мечта…
Но разве страсть не вся испытана,
Не вся любовь пережита!

* (фр.) О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая
это знала! Ш. Бодлер. «Прохожей»

Анализ стихотворения Брюсова «Встреча»

Стихотворение В. Я. Брюсова «Встреча» было написано 29 сентября 2904 года. С него начинается раздел «Повседневность» сборника «Stephanos», а само произведение открывается эпиграфом – фразой из Шарля Бодлера. В переводе она звучит так: «О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала!»

Такой эпиграф выбран автором неслучайно. Есть несколько стихотворений (например, «Прохожей»), которые были созданы Валерием Яковлевичем по мотивам произведений Бодлера, которым Брюсов искренне восхищался. Вот и «Встреча» является вариацией на тему сонета знаменитого французского символиста «Прошедшей мимо».

«Встреча» состоит из четырёх строф. Четверостишия имеют стройную перекрёстную рифму. Размер – ямб, причём в нечётных строках содержится по пять стоп, а в чётных – по четыре. Речь идёт от первого лица, автор выступает в роли рассказчика.

В центре сюжета – миг, когда сплетаются взгляды двух случайных прохожих, мужчины и женщины. Первой фразой поэт обозначает декорации:
О, эти встречи мимолётные
На гулких улицах столиц!

Стоит обратить внимание на интересный эпитет «гулкие улицы». Легко представить себе пустынные проспекты большого города, где каждый шаг отдаётся эхом. Неудивительно, что в такой обстановке случайная встреча кажется таинственно-судьбоносной.

Одной секунды достаточно, чтобы среди стремительного людского потока встретились взгляды одиноких сердец. Описывая это событие, поэт применяет выразительную метафору «беседа беглая ресниц», усиленную аллитерацией.

В стихотворении использовано ещё несколько метафор, которые придают ему мистичную глубокомысленность. Вот, например, как начинается вторая строфа:
На зыби яростной мгновенного
Мы двое – у одной черты…

В этом выражении заключён философский смысл. Думается, что под «яростной зыбью мгновенного» имеется в виду скоротечность того, что мы называем настоящим, текущим моментом, а если брать шире, то всей нашей жизнью. Наша жизнь – всего лишь рябь на поверхности вечного безбрежного океана времени; пройдёт одно мгновение, и она исчезнет бесследно, как и память о прожитых людьми жизнях.

Единственное мгновение заключает в себе все возможности, все потенциальные реальности. Третьей строфой автор показывает, как быстро решается судьба. В одном взгляде умещается и исповедь, и признание в любви, и обещание взаимности. Анафора («И взором… И брошен… И вот…») подчёркивает эту молниеносность решений.

Но уже в следующую секунду всё исчезает. Незнакомка проходит мимо, зрительный контакт теряется, и чары рассеиваются. С горечью поэт размышляет, что уже с другим прохожим она, возможно, делит мечту о счастье.

Валерий яковлевич брюсов «Встреча»

O toi que j"eusse aimee, o toi qui le savais! Charles Baudelaire. "A une passante" * О, эти встречи мимолетные На гулких улицах столиц! О, эти взоры безотчетные, Беседа беглая ресниц! На зыби яростной мгновенного Мы двое - у одной черт; Безмолвный крик желанья пленного: "Ты кто, скажи? " Ответ: "Кто ты? " И взором прошлое рассказано, И брошен зов ей: "Будь моей! " И вот она обетам связана.. . Но миг прошел, и мы не с ней. Далёко там, в толпе, скользит она, Уже с другим ее мечта.. . Но разве страсть не вся испытана, Не вся любовь пережита! (фр.) О ты, которую я мог бы полюбить, О ты, которая это знала! Ш. Бодлер «Прохожей»

Четырёхстопный ямб, строфа - четверостишие, система рифмовки - перекрёстная, рифма чередуется (дактилическая в нечётных строках, мужская в чётных). Как правило, дактилическая рифма (то есть 2 безударных слога в конце строки) в трёхсложном размере, дактиле, где ударение падает на 1 слог. Что даёт нам дактилическая рифма в сочетании с чётким, ритмичным ямбом? Этот взлёт в конце строки – порыв, стремление вырваться из тесных объятий ритма столичных улиц. А следующая, чётная строка, приземляет мужской рифмой: ударение на последнем слоге. Как возвращение к реальности…

Поэт использует перекрестную рифму. Каждая нечетная строка звучит медленнее. Она завораживает и передает движение навстречу неизвестному. Каждая четная строка звучит отрывисто, возвращает в реальность. Благодаря этому приему возникает эффект зыбкости, неустойчивости, что отражает сущность мимолетной встречи, мимолетного увлечения.

Михаил Алексеевич Кузмин «Когда мне говорят: «Александрия»…» (1906)

Когда мне говорят: «Александрия», Я вижу белые стены дома, Небольшой сад с грядкой левкоев, Бледное солнце осеннего вечера И слышу звуки далёких флейт. Когда мне говорят: «Александрия», Я вижу звёзды над стихающим городом, Пьяных матросов в тёмных кварталах, Танцо́вщицу, пляшущую «осу», И слышу звук тамбурина и крики ссоры. Когда мне говорят: «Александрия», Я вижу бледно-багровый закат над зелёным морем, Мохнатые мигающие звёзды И светлые серые глаза под густыми бровями, Которые я вижу и тогда, Когда не говорят мне: «Александрия!»

УДА́РНИК, или акцентный стих, - один из основных видов дисметрического свободного стиха (верлибра), пластическая структура которого опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В данном стихотворении отсутствует рифма. Однако сочетание ударных слогов создает определенный ритм текста, что свидетельствует о том, что это стихотворение. Кроме того, в тексте присутствует деление на строфы, что также подтверждает его принадлежность к поэтическому жанру. Такая ритмическая организация вызывает ассоциации с народным эпосом, создает напевность. Наиболее яркой является связь с балладой.

«Александрийские песни» М.Кузмина «... Обычно он не просто декламировал эти песни, но пел их, аккомпанируя себе на фортепиано. И при пении Михаила Алексеевича в воображении слушателей вставал весенний пейзаж цветущих садов нильской долины, белыя стены маленьких домиков, крики погонщиков и детей, продающих цветы, воркование голубей, смех и плеск купающихся женщин, звуки тамбуринов в узких улицах порта и веселый праздник воскресения Адониса...» /А. Кондратьев. Из литературных воспоминаний/

Спасибо за внимание!