Анализ несжатая полоса некрасов. Анализ стихотворения "Несжатая полоса" Некрасова: тема крепостничества в творчестве поэта

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа – ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление – лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть – мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть – воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть – воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль – подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения – тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение – это аллегория, образ пахаря – это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня – пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы1
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Анализ стихотворения «Несжатая полоса» Некрасова

Детство Некрасова прошло в родовом имении отца, поэтому он с ранних лет был знаком с крестьянской жизнью и бытом. Многие стихотворения поэта основаны на детских впечатлениях. Отец Некрасова представлял собой яркий образец закоренелого крепостника, относившегося к своим крестьянам, как к рабам. Мальчик видел, насколько тяжела холопская жизнь. Крестьяне напрямую зависели не только от своего хозяина, но и от непосильного физического труда. Стихотворение «Несжатая полоса» (1854 г.) посвящено картине разорения крестьянского хозяйства.

В начале произведения автор изображает позднюю осень, которая связана с окончанием сельскохозяйственного цикла. Печальный пейзаж нарушен одинокой полосой неубранного хлеба. Это свидетельствует о каком-то чрезвычайном событии. Жизнь крестьянина напрямую зависела от его земельного участка. Собранный урожай становился средством расчета с хозяином и основой для пропитания. Оставленный на поле хлеб означал неизбежную голодную смерть.

Автор олицетворяет одинокие колосья, которые разоряются животными и непогодой. Пшеница тяготится давно созревшим зерном и обращается с мольбой к своему хозяину, который почему-то забыл о своем поле. Ответ колосьям дает «ветер осенний». Он рассказывает, что пахарь не мог забыть о своей работе. Его подкосила серьезная болезнь. Крестьянин понимает, что время для сбора урожая уходит, но не может ничего сделать. Некрасов не описывает тех чувств, которые испытывает больной человек. И так ясно, что крестьянин прощается не только с зерном, но и с собственной жизнью. Не уплатив положенного оброка и не отработав барщину, он вряд ли может надеяться на господскую помощь.

Крестьянин совершенно не виноват в том, что произошло. Он своевременно засеял свое поле, радовался первым росткам, ограждал пшеницу от птиц и зверей. Все свидетельствовало о богатом урожае, который должен был стать достойной наградой за все труды. Трагедия в том, что простой человек мог рассчитывать только на свои силы. Пока он физически здоров, ему не грозит гибель. Но любая, даже временная болезнь, может навсегда перечеркнуть все надежды.

Некрасов показывает крепкую связь простого народа с природой. Но эта связь из-за крепостничества становится роковой. Крестьянин, скованный долгами и голодом, даже не может попытаться изменить свое положение. Гибель урожая неизбежным образом приведет к смерти своего хозяина и его семьи.

Русскому поэту Некрасову пришлось рано уехать из отцовского дома, однако он ни на миг не забывал всего, что видел в детском возрасте. Проблемы крепостного права всегда волновали поэта, поэтому вскоре из-под его пера выходит поэзия «Несжатая полоса», которая затрагивала именно эту тему.

Главная мысль стихотворения заключалась в том, что сельские жители должны быть свободными, работать на своей земле и не ощущать в жизни нужды. К сожалению, мнение поэта было ошибочным, ведь отмена крепостного права не только еще больше угнетала простолюдинов, а забрала у них наибольшую ценность – землю.

Ведь в то время пахарство для крестьян было наиважнейшим делом, источником благополучия, что и показывает автор стихотворного произведения. От уродившей нивы зависело, не будет ли голодать семья в зимнюю пору. Однако иногда урожай оставался несобранным, так как пахарь «не по силам работу затеял». Так вот эту боль бедняги и показал Некрасов.

Вся поэзия состоит из 15 строф. Написано стихотворение «Несжатая полоса» дистихом (двустишием). Это позволяет воспринимать произведение как народную песню. Нашему взору открывается осенний пейзаж. На его фоне виднеется несжатая полоска. Эти оставшиеся в поле колоски навевают пахарю «грустную думу», ведь не может такого быть, чтоб так поступил крестьянин, вырастивший хлеб, обрекая свою семью на голодание зимой.

Очень умело Некрасов отобразил диалог между пшеничными колосьями и ветром, гуляющим в поле, используя такой прием, как олицетворение. Словно живые «шепчут колосья» с болью: «Где же наш пахарь?». Ответ им дает ветер, рассказывая грустную историю о стареющем пахаре, которого покидают силы от тяжелого труда. Именно эти строки произведения насквозь пронизаны отчаянием.

С помощью рефрена (повтора) «скучно нам» автор акцентирует внимание на безысходности хлебной нивы и выстраивает тяжелый настрой. В поэзии много противопоставлений образов, в частности, сопоставляются «тучные зерна» с руками, что «высохли в щепку».

Рифмовка стиха парная, рифма чередующаяся (женская – мужская). Стихотворный размер – четырехстопный дактиль (трехсложная стопа с ударением на первый слог). Основными художественными средствами являются не слишком красочные эпитеты («грустная дума», «заунывная песня») и олицетворения («лес обнажился», «шепчут колосья» и т.п.)

Надо сказать, что вдумчивое прочтение стихотворения «Несжатая полоса» открывает нам картину, которая ассоциируется с тяжелым положением всего русского народа того времени.

«Несжатая полоса» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Несжатая полоса » было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа - ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление - лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть - мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть - воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть - воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль - подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения - тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение - это аллегория, образ пахаря - это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня - пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

Исключительной выразительностью отличается шедевр Некрасова «Несжатая полоса» (1854), знакомый вам с детства. Давайте проведем его анализ.

Стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова получило разные истолкования. Его воспринимали как аллегорию с намёком на Николая I, приведшего в годы Крымской войны страну к военной катастрофе («не по силам работу затеял»). На стихотворение смотрели как на политический памфлет, в котором под видом пахаря показан народ России, изнемогающий под николаевским гнётом. В произведении этом прочитывали «грустную драму разбитой жизни» человека, рвущегося на вольный простор жизни (В. В. Крестовский). В «Несжатой полосе» старались увидеть рассказ о личной судьбе самого поэта, тяжело болевшего в 1853 году. На этом автобиографизме настаивали К. И. Чуковский и Н. Л. Степанов. Думается, однако, что это неоправданные толкования, либо слишком расширительные, либо непомерно суживающие смысл произведения. На самом деле в нем, прежде всего, содержится непосредственное изображение неубранной полосы на пашне и горестной судьбы крестьянина.

Анализируемое стихотворение «Несжатая полоса» Некрасова начинается с предельно сжатых, коротких предложений, которые призваны запечатлеть печальную картину, наводящую печальную думу:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Одно за другим следуют рифмованные двустишия, дистихи, одинокие, как эти колосья на несжатой полоске. Зачин стихотворения, вероятно, был навеян началом народной песни «Полоса ль моя, да полосонька. Полоса ль моя, да непаханая». Далее в грустную думу Некрасова вводится драматизированный текст: развёрнутый монолог-шепот колосьев и ответ ветра, столь же печальный, как и ропот полоски. Эта драматизированная часть стихотворения, заставляя вспомнить роковой ропот лермонтовских трёх пальм, передаёт драматизм самой действительности. Тоскливую песню олицетворенных поэтом колосьев, чьи падающие зёрна похожи на горькие слёзы, усиливают некрасовские анафоры: «скучно... скучно» (припомним начало стихотворения «В дороге»), «или... или», а также скорбные вопросы и восклицания, перечисления и недоговоренности. Голос ветра, отвечающий колосьям, сливается с голосом поэта, отчего здесь появляются «сострадательные», ласково-участливые выражения:

Вашему пахарю моченьки нет.

Плохо бедняге — не ест и не пьёт,

Червь ему сердце больное сосёт.

Пахарь-крестьянин поражен болезнью, сломлен непосильным трудом. И потому ответ ветра назван «печальным», а песня пахаря — «заунывной». Это характерные для лирики Некрасова определения. Эмоциональные краски этих голосов (ветра и пахаря) сливаются в единую песню о сеятеле, столь значительную и устойчивую в поэзии Некрасова. Возвышенные начала в обрисовке крестьянина («очи») соседствуют с приземленными («червь») и непоэтическими словами в ряде сравнений: руки «высохли в щепку», «повисли, как плети». Живое превращается в мёртвое, безжизненное («очи потухли и голос пропал»). Настоящее время («ветер несёт», «не ест и не пьёт») естественно и закономерно переходит во время прошедшее: «пропал», «певал», «задумчиво шёл». Слова с ласкательными суффиксами передают сострадание автора к умирающему пахарю («полоска», «моченьки»). Грустное чувство его и «печаль полей» передаёт и размер — «раскачивающийся» дактиль, отдаленно напоминающий волнения колосьев.