Амбивалентность при зомбировании. Почему проявляется амбивалентное (двойственное) мышление

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

Для обозначения двойственного и даже взаимоисключающего характера чувств, переживаемых человеком в одно и то же время по одному и тому же поводу, в современной психологии и психоаналитике существует термин амбивалентность.

В первые десятилетия XX столетия определение амбивалентности в более узком понимании применялось в психиатрии для обозначения доминирующего симптома шизофрении – немотивированного противоречивого поведения. И авторство данного термина, а также названия «шизофрения», принадлежит швейцарскому психиатру Э. Блейлеру.

Позже, благодаря его ученику К. Юнгу, который – в противоположность З. Фрейду – стремился доказать единство сознательного и бессознательного и их компенсаторное балансирование в «механизме» психики, амбивалентность стали понимать шире. Но сейчас амбивалентностью называют возникновение и сосуществование в человеческом сознании и подсознании диаметрально противоположных (часто конфликтующих) чувств, представлений, желаний или намерений по отношению к одному и тому же объекту или субъекту.

Как отмечают специалисты, амбивалентность – очень распространенное субклиническое состояние. Более того, учитывая изначальную двойственную природу психики (то есть наличие в ней сознательного и подсознательного), ситуативная амбивалентность присуща практически всем, ведь недаром в случаях, требующих выбора и решительных действий, мы говорим о смятении чувств, замешательстве и путанице мыслей в голове. Мы постоянно находимся во внутреннем конфликте, и моменты, когда возникает чувство внутренней гармонии или единства цели, относительно редки (и могут быть иллюзорными).

Самые яркие примеры амбивалентности проявляются, когда есть конфликты между моральными ценностями, идеями или чувствами, в частности – между тем, в чем мы отдаем себе отчет, и тем, что вне нашего сознания («гложет червь сомнения» или «нашептывает внутренний голос»). Много мыслей приходит и уходит, но некоторые застревают в подсознании человека, и именно там существует целый пантеон захороненных ценностей, предпочтений, скрытых мотивов (хороших и не очень), симпатий и антипатий. Как говорил Фрейд, эта чехарда импульсов в задней части нашего мозга и заставляет нас одновременно хотеть или не хотеть чего-то.

Кстати, именно Фрейд сформулировал принцип амбивалентности, смысл которого состоит в том, что все человеческие эмоции изначально имеют двойственный характер, и если на сознательном уровне побеждают симпатия и любовь, то антипатия и ненависть не исчезают, а скрываются в глубинах подсознания. В «подходящих случаях» они поднимаются оттуда, приводя к неадекватным реакциям и непредсказуемым поступкам человека.

Но учтите: когда «чехарда импульсов» происходит постоянно, налицо симптом, который может свидетельствовать о затяжной депрессии, невротическом состоянии или развитии навязчиво-непреодолимого (обсессивно-компульсивного) расстройства личности.

Причины амбивалентности

На сегодняшний день основные причины амбивалентности связывают с неспособностью делать выбор (на проблеме выбора сосредоточены философы-экзистенциалисты) и принимать решения. От принятия обоснованных решений во многом зависит здоровье, благополучие, отношения и социальный статус личности; человек, избегающий принятия решений, сталкивается с внутренними психоэмоциональными конфликтами, которые формируют амбивалентность.

Есть мнение, что амбивалентность часто является результатом конфликта социальных ценностей, связанных с различиями культуры, расы, этнической принадлежности, происхождения, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста и состояния здоровья. Социальные конструкции и воспринимаемые нормы и ценности в рамках данного общества формируют противоречивые чувства многих людей.

Но большинство психологов усматривают причины амбивалентности в неуверенности людей, их подсознательном страхе совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональной и интеллектуальной незрелости.

Также не стоит забывать, что возникновение любых чувств, представлений, желаний или намерений не всегда подчиняется логике. Важную роль играет интуиция и тот самый «внутренний голос», который трудно заглушить.

Исследования выявили некоторые нейробиологические особенности медиации сигналов, связанных с выражением эмоций: у здоровых людей, испытывающих положительные чувства, активнее структуры левого полушария головного мозга, а если эмоции отрицательные – правого. То есть, с точки зрения нейрофизиологии, люди способны испытывать положительные и отрицательные аффективные состояния одновременно.

Изучение мозговой активности с помощью МРТ продемонстрировало участие в амбивалентности принятия решений когнитивных и социально-аффективных областей мозга (в вентролатеральной префронтальной коре, в передней и задней части поясной извилины коры головного мозга, в зоне островка, височных долей, височно-теменного стыка). Но эти области по-разному связаны с последующими процессами, так что еще предстоит выяснить, где находятся нейронные корреляты аффективных компонентов амбивалентности.

Формы

В теории психологии и практике психотерапии принято различать определенные типы амбивалентности – в зависимости от того, в каких сферах взаимодействия личности они больше всего проявляются.

Амбивалентность чувств или эмоциональная амбивалентность характеризуется двойственным отношением к одному и тому же субъекту или объекту, то есть наличием одновременно возникающих, но несовместимых чувств: благосклонности и неприязни, любви и ненависти, принятия и отвержения. Поскольку чаще всего такая внутренняя биполярность восприятия является основой переживаний человека, то данный тип может определяться как амбивалентность переживаний или амблиотимия.

Как результат, может возникать так называемая амбивалентность в отношениях: когда кто-то из окружающих на подсознательном уровне постоянно вызывает у человека противоположные эмоции. И когда человеку действительно присуща двойственность в отношениях, он не может избавиться от подсознательного негатива, беспокоясь даже в те моменты, когда их партнер делает что-то хорошее. Чаще всего это обусловливает неопределенность и нестабильность в партнерских отношениях, и связано с тем, что полярность чувств, как уже говорилось выше, существует изначально и может провоцировать внутриличностный конфликт. Выражается он во внутренней борьбе «да» и «нет», «хочу» и «не хочу». Степень осознания этой борьбы влияет на уровень конфликтности между людьми, то есть когда человек не осознает своего состояния, он не может сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

У западных психотерапевтов существует понятие шаблон хронический амбивалентности: когда чувство беспомощности и стремление подавить глубоко засевший негатив заставляет человека занимать оборонительную позицию, лишая его не только ощущения управления своей жизнью, но и обычного душевного равновесия (проводя к истеричности или состоянию депрессивной неврастении).

У детей может развиваться амбивалентность в привязанности, сочетающая любовь к родителям и опасения не получить их одобрения. Подробнее читайте ниже – в отдельном разделе Амбивалентность в привязанности.

Состояние, при котором человеку одновременно приходят противоположные мысли, а в сознании уживаются противоположные понятия и убеждения, определяется как амбивалентность мышления. Такую раздвоенность принято считать результатом патологии в формировании способности к абстрактному мышлению (дихотомии) и признаком психического отклонения (в частности, паранойи или шизофрении).

Амбивалентность сознания (субъективная или аффективно-когнитивная) также относят измененным состояниям психики с фокусированием на разногласиях между собственными убеждениями человека и конфронтации между оценками происходящего (суждениями и личным опытом) и объективно существующими реалиями (либо их общеизвестными оценками). Данное когнитивное нарушение присутствует при психозах и сопровождаемых бредом, безотчетной тревогой и страхом навязчивых состояниях.

Амбивалентность в привязанности

В детстве может развиваться амбивалентность в привязанности (тревожно-амбивалентная привязанность), если отношение родителей к своим детям противоречиво и непредсказуемо, отсутствует теплота и доверительность. Ребенок недополучает ласки и внимания, то есть воспитывается в строгих правилах – в условиях постоянного «эмоционального голода». Психологи утверждают, что в формировании данного типа амбивалентности немаловажную роль играют темперамент ребенка, взаимоотношения родителей между собой, уровень поддержки всех поколений семьи.

Многие из родителей ошибочно воспринимают свое желание завоевать любовь ребенка с фактической любовью и заботой о его благополучии: они могут проявлять гиперопеку по отношению к ребенку, быть сосредоточенными на его внешнем виде и успеваемости, бесцеремонно вторгаться в его личное пространство. Вырастая, люди, имеющие амбивалентность в привязанности в детстве, отличаются повышенной самокритичностью и заниженной самооценкой; они тревожны и недоверчивы, ищут одобрения окружающих, но это никогда не избавляет их от неуверенности в себе. А в их отношениях отмечается чрезмерная зависимость от партнера и постоянная обеспокоенность тем, что их могут отвергнуть. На почве постоянного самоконтроля и размышлений по поводу своего отношения к другим могут развиваться перфекционизм и компульсивное поведение (как средство самоутверждения).

Амбивалентное расстройство привязанности в детстве может стать базой для развития такого небезопасного психического отклонения, как реактивное расстройство привязанности (код по МКБ-10 – F94.1, F94.2), формулировка навязчивая амбивалентность в данном случае клинически некорректна.

Патологическая амбивалентность в виде реактивного расстройства привязанности (РРП) касается социального взимодействия и может принимать форму нарушений инициирования или реагирования на большинство межличностных контактов. Причинами расстройства являются невнимательность и грубое обращение взрослых с ребенком от шести месяцев до трех лет или частая смена лиц, обеспечивающих уход.

При этом отмечается заторможенная и расторможенная формы психической патологии. Так вот, именно расторможенная форма может приводить к тому, что подросшие дети с РРП пытаются получить внимание и комфорт от любых взрослых, даже абсолютно незнакомых, что делает их легкой добычей для извращенцев и криминальных личностей.

Примеры амбивалентности

Многие источники, со ссылкой на З. Фрейда, приводят пример амбивалентности чувств из трагедии В.Шекспира. Это большая любовь Отелло к Дездемоне и жгучая ненависть, охватившая его из-за подозрения в супружеской измене. Чем завершилась история венецианского ревнивца, всем известно.

Примеры амбивалентности из реальной жизни мы видим, когда люди, злоупотребляющие алкоголем, понимают, что пить вредно, но они не в состоянии принять меры, чтобы раз и навсегда отказаться от спиртного. С позиции психотерапии, такое состояние может быть квалифицировано, как амбивалентное отношение к трезвости.

Или вот такой пример. Человек хочет бросить работу, которую он ненавидит, но за которую неплохо платят. Это сложный вопрос для любого человека, но людей, страдающих от амбивалентности, постоянные раздумья над этой дилеммой, парализующее сомнение и страдания практически стопроцентно загонят в депрессию или вызовут состояние невроза.

Интеллектуальная амбивалентность относится к неспособности или нежеланию давать однозначный ответ и формировать определенное умозаключение – из-за отсутствия у человека логического или практического обоснования для определенная своей позиции. Основная проблема интеллектуальной амбивалентности в том, что она (согласно теории когнитивного диссонанса) является предпосылкой отсутствия четкого руководства или ориентации действий. Эта неопределенность парализует выбор и принятие решений, а в итоге выражается в несоответствии между тем, что человек думает, и тем, как он себя ведет в реальности. Эксперты называют такое состояние – амбивалентность поведения, двойственность поступков и действий, амбивалентность мотивации и воли или амбитендентность.

Следует отметить, что термин эпистемологическая амбивалентность (с греч epistеmikоs – знания) в психологии не применяют. Он имеет отношение к философии познания – эпистемологии или гносеологии. Известно также такое философское понятие как гносеологический дуализм (двойственность познания).

А химическая амбивалентность относится к характеристикам полярности углеродных структур органических молекул и их связей в процессе химического взаимодействия.

Диагностика амбивалентности

Двойственность редко видна «невооруженным глазом» и практически никогда не признается человеком, испытывающим ее. Поэтом психологи и психиатры предлагают пациентам ответить на вопросы тестов.

Есть тест на амбивалентность, разработанный американским психиатром Х. Каплан (Helen Singer Kaplan) на основе стандартной шкалы для диагностики биполярного расстройства; тест отношения к конфликтным ситуациям Пристера (Joseph Priester) и Петти (Richard E. Petty). Стандартизированного теста пока нет, а самый простой тест содержит вопросы:

  1. Как вы относитесь к вашей матери?
  2. Какое значение имеет для вас ваша работа?
  3. Как высоко вы оцениваете себя?
  4. Как вы относитесь к деньгам?
  5. Когда вы злитесь на того, кого любите, вы чувствуете себя виновным?

Другой тест на амбивалентность предлагает ответить на такие вопросы (каждый из которых имеет несколько вариантов ответов – от «полностью согласен» по «полностью не согласен»):

  1. Я предпочитают не показывать другим, что чувствую в глубине души.
  2. Обычно я обсуждаю свои проблемы с другими людьми, это помогает обратиться к ним в случае необходимости.
  3. Необходимость в коррекции возникает, когда ситуативная амбивалентность трансформируется в патологический синдром, вызывает сложности в общении и приводит к неадекватным психогенным реакциям. Тогда нужна помощь психотерапевта.

    Учитывая, что выраженная амбивалентность связана с негативным аффектом и физиологическим возбуждением, могут потребоваться лекарственные успокаивающие средства или препараты группы антидепрессантов.

    Психологи рекомендуют помнить, что ничто не является совершенным, и что неопределенность и сомнения являются частью жизни. А также иметь в виду, что амбивалентность может быть способом самозащиты от негативного опыта. И что депрессия и тревожность снижают способность человека свободно принимать решения и тем самым усугублять проблему.

Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии - это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.


Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Амбивалентность и амбитендентность

Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.

Причины амбивалентности

Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.

  1. Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
  2. Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
  3. Затяжные депрессии, стрессы, - все это может вызвать амбивалентное расстройство.

Амбивалентность в отношениях

Человек - сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» - казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.


Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность - это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Амбивалентность - как избавиться?

Амбивалентность - явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.

В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.

Учитывая, что амбивалентность является чертой человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.

Скорость изменений в современной жизни непрерывно растёт. Это уменьшает возможность спокойно осмыслить происходящее. Возможно, именно поэтому современная психология становится всё популярнее, особенно практические её аспекты: всевозможные тесты, короткие статьи об особенностях человека. Ведь порой ситуация, в которой оказался человек, не имеет однозначного определения - хороша она или плоха. Двойственное отношение к миру наблюдается у человека довольно часто при восприятии окружающей среды.

Термин из Википедии: амбивалентность - это такое состояние, которое обозначает двойственность отношения к любому объекту или событию, то есть нечто или некто вызывает у человека два взаимно противоположных чувства. Например, собственный ребёнок вызывает ощущение огромной нежности и одновременно с этим чувство усталости или раздражения от его поступков.

Определение амбивалентности в начале ХХ века ввёл Эйген Блейлер , швейцарский психиатр, известный своим вкладом в создание психиатрии и изучавший разные расстройства, в том числе шизофрению. Считая двойственность проявлением этого заболевания, он выделил три её типа:

Зигмунд Фрейд, не менее известный австрийский психоаналитик, отец психоанализа, живший в одну эпоху с Блейером, придавал определению амбивалентность иной смысл. Он считал его основой сосуществования в человеке двух наиболее глубинных его побуждений, стремление к смерти и влечение к жизни.

Идея двойственности присутствует в работах Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра (1875–1961), основателя глубинной психологии или аналитической. Сотрудничал с З. Фрейдом и также сделал огромный вклад в становление теории и практики психологии как науки.

В своих работах он характеризовал двойственность такими понятиями:

  • При соединении положительных и отрицательных ощущений при восприятии определённого объекта или явления.
  • Проявлению интереса одновременно к множеству предметов или явлений, фрагментация психического состояния и непостоянство.
  • Универсальность, поскольку многим явлениям сопутствует двойственность.

К.Г. Юнг отмечал, что амбивалентность присуща жизни как таковой, ведь успех часто перемежается поражениями, добро тесно граничит со злом, а рядом с надеждой таится отчаяние. В литературе по психологии можно достаточно подробно прочесть примеры из практики известных специалистов о проявлении подобных чувств.

Однако, не все проявления двойственного отношения являются признаками психических отклонений.

Двойственность по отношению к ситуации или конкретному человеку испытывают люди разных возрастов, и подростки, и взрослые, ведь основной причиной является внутренний конфликт из-за неудовлетворённости происходящим. Фрейд считал, что до определённых пределов двойственное отношение к кому-либо можно считать нормой.

Ведь иногда, увидев человека в разных ситуациях, действительно появляются и разные впечатления от него. Например, девушке нравится молодой человек, он вежливый и культурный, а вдруг в определённой ситуации она видит совершенно другие его проявления, и теперь он вызывает противоречивые чувства, симпатия не проходит мгновенно, а его поведение напугало или разочаровало настолько сильно, что повлекло за собой эмоциональный всплеск.

Супруг, много лет проживший со своей супругой , разражается в ответ на её слова или поведение почти ежедневно, однако, это не мешает ему заботиться о ней, когда она заболела.

Для западного мира более характерна однозначная оценка человека или события, в то время, как восточная философия состоит в том, что мир дуален изначально, и в нем одновременно присутствует хорошее и плохое. Поэтому проявление такой амбивалентности в чувствах говорит скорее об адекватном восприятии реальности. Другое дело, если эмоциональные состояния от отношений приносят существенный дискомфорт. Тогда стоит подумать и разобраться, почему так сильно задевает этот человек, чем вызвана противоречивая эмоциональная реакция на него? Возможно, противоречие вызвано не самой двойственностью, а скорее непониманием, какое именно чувство появилось к человеку.

Причины проявления

Немного разобравшись, что такое амбивалентность, стоит добавить, проявления двойственности не всегда имеют патологические корни. Так, инфантилизм, нерешительность и сильно заниженная самооценка, также, может приводить к появлению состояний, которые описывает амбивалентность:

Современная психология считает умеренную амбивалентность, которая не носит патологический характер, признаком зрелости. С возрастом человек полнее видит картину мира и иначе оценивает всё происходящее вокруг, будь то отношения с людьми или поведение в любых ситуациях.

Одни люди легко вступают в близкие отношения и женятся после месяца знакомства, а другие часами выбирают носки или продукты.

Замечено, что с трудом принимающие решения могут быть очень полезны, если само решение не простое, пока они раздумывают, то оценивают ситуацию с разных сторон, тогда и ответ получается более аргументированным, а время, потраченное на выбор, не позволило ошибиться со скоропалительным действием.

Стоит отметить, что чувства и эмоции очень субъективны и зависят от других аспектов личности. Кроме того, эмоции не стабильны и меняются подобно бликам на воде от всех внешних воздействий. Состояние человека очень пластично и переменчиво. Чувства более длительны по времени проявления, но и они не существуют сами по себе, а только по отношению к определённому предмету. Поэтому проявление амбивалентных чувств зачастую является вполне нормальной реакцией на внешние раздражители.

У людей с однозначными реакциями отношения к работе формируется на основании одного признака, например, уровня зарплаты или расположенности именно к такой деятельности. Человек с амбивалентным мышлением будет помнить негатив после замечания начальника, однако, добрые отношения в коллективе заставят его скорее остаться и приспособится к обстоятельствам. Таких примеров проявления амбивалентных чувств достаточно много, они говорят о способности видеть в человеке разные его стороны.

Методы коррекции и лечения

Являясь одной из психических характеристик человека, состояние двойственности не всегда нуждается в коррекции. Лишь при обнаружении явных отклонений или дискомфорте в ежедневных поступках следует обратить к специалистам.

Определённого лекарства для излечения нет , врач подберёт фармакологические препараты, основываясь на состоянии клиента. Возможно, достаточной будет психокоррекция внутренних противоречий в убеждениях и эмоциональных реакциях на объект или событие. Поскольку наши реакции во многом обусловлены заложенными с самого детства воспитанием и давлением определённой культурной среды, то проводить время от времени ревизию устарелых понятий полезно, ведь всё меняется и изменившаяся окружающая действительность требует новых реакций на изменение.

В первой половине XX века термин использовали в основном в психиатрии, но постепенно он перешел в другие науки и повседневную речь. Примеры амбивалентного поведения в жизни встречаются часто. Например, если человек понимает, что алкоголь вредит здоровью, но не может от него отказаться, то можно говорить об амбивалентном отношении к трезвости. Когда хочется уволиться с нелюбимой работы, но принять решение не получается, потому что она приносит стабильный доход, - это тоже амбивалентность. Литературный пример, который любил приводить Фрейд, - противоречивые чувства Отелло к Дездемоне в трагедии Шекспира.

Первым слово «амбивалентность» использовал швейцарский психиатр Эйген Блейлер. В 1908 году врач опубликовал работу, в которой назвал заболевание, известное как «преждевременное слабоумие», новым именем - шизофрения. Блейлер дал описание основным симптомам шизофренического мышления, среди которых, кроме аутизма, деперсонализации и расстройства ассоциаций, он особенно выделял «амбивалентность» (лат. ambo - «оба», valentia - «сила») - одновременное наличие у человека взаимоисключающих мыслей. Из-за этой двойственности мышления личность раскалывается на две антагонические , и больной идентифицирует себя то с одной, то с другой. Врач писал о таком состоянии следующее: «Любовь и ненависть (у больного. - Прим. ред.) к одному и тому же лицу могут быть одинаково пламенны и не влияют друг на друга. Больному одновременно хочется есть и не есть, он одинаково охотно исполняет то, что хочет, и чего не хочет, в одно и то же время думает: «Я такой же человек, как и вы» и «Я не такой, как вы». «Бог» и «черт», «здравствуй» и «прощай» для него равноценны и сливаются в одно понятие».

Психиатр выделял три типа амбивалентности. Эмоциональной амбивалентностью он описывал одновременное позитивное и негативное чувство к человеку, предмету или событию. Например, при ревности можно испытывать и любовь, и ненависть, а ностальгия вызывает не только радость от приятного воспоминания, но и грусть от того, что событие осталось в прошлом.

Волевая амбивалентность значит, что человек не может сделать выбор и в итоге часто вообще отказывается принимать решение. Такие сомнения наглядно иллюстрирует притча про Буриданова осла: голодное животное стоит между двумя одинаково привлекательными стогами сена и не может выбрать ни один. Избегая выбора, человек часто испытывает облегчение, но в то же время стыдится своей нерешительности - то есть один вид двойственности порождает другой.

Третий тип, интеллектуальная амбивалентность, - это когда в рассуждениях чередуются взаимоисключающие идеи. К примеру, уверенность в справедливости «божественного промысла» сменяется атеизмом. Считается, что именно такой «раскол» мышления в первую очередь указывает на развитие шизофрении.

При этом Блейлер отмечал, что противоречивое поведение - не обязательно признак шизофрении. По его мнению, оно может быть свойственно совершенно здоровым людям, особенно с типом личности. Тревожиться стоит, если человек постоянно страдает от двойственности идей, чувств или затрудняется принимать решения, а его настроение и реакции меняются очень быстро, когда это ничем не мотивировано. Психологи обращают внимание на то, что сомнения и неопределенность являются естественной составляющей жизни. Причинами амбивалентности, если речь не идет о патологии психики, может быть нерешительность, замкнутость, фобии, склонность к или наоборот - перфекционизм, подсознательный страх совершить ошибку и потерпеть неудачу, эмоциональная и интеллектуальная незрелость. Считается, что алкоголь, наркотики, наркоз и сильный стресс усиливают проявления амбивалентности. Как правило, осознать состояние сложно, потому что это подсознательный процесс.

Как говорить

Неправильно: «Весь день у меня было вялое, амбивалентное состояние, поэтому из дома я так и не вышел».

Правильно: «Меня доводит до отчаяния собственная амбивалентность: повышение на работе одновременно и радует, и пугает».

Правильно: «Амбивалентное отношение Коли к деньгам удивляет: он то экономит на каждой мелочи, то спускает всю зарплату за день».