Жизнь в эмиграции и смерть. Известны ли псевдонимы И.А. Бунина

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю — 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер.

Детские годы Николая Лескова прошли в Орле и в принадлежащих родителям имениях Орловской губернии. Несколько лет Лесков проводит в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей наняты русский, немецкий учителя, француженка. Лесков учится вместе в двоюродными братьями и сестрами, причем намного превосходит их в способностях. Это стало причиной отправки его обратно к родителям.

В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

1850 год — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта. Женитьба была скоропалительной, родственники ее не одобряли. Тем не менее, свадьба состоялась.

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни "в самых глухих захолустьях", что давало "обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете "Современная медицина", в петербургских журналах "Отечественные записки" и "Указатель экономический" (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов. В этот же период – первенец Лесковых, названный Митей, умирает во младенчестве. Это надламывает отношения и так не очень близких друг другу супругов.

В 1860 году «Шкотт и Вилькенс» разорились, и Лескову пришлось вернуться в Киев. Во время коммерческих поездок у Лескова скопилось огромное количество материала, дающее возможность заниматься публицистикой. Этот проект он и начал осуществлять в Киеве, но амбиции подтолкнули к более широкому полю деятельности, и Лесков отправился в Петербург.

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела». Лесков посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию.

В 1863 г. в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Николая Лескова «Житие одной бабы», затем «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866). Чуть позже Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 г. Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель».

В 1864 году под именем М. Стебницкий в популярном журнале Петербурга «Библиотека для чтения» вышел роман Лескова «Некуда». В романе великолепно были прописаны нигилисты, прикрывающие свое прогнившее нутро революционными идеями и желающие на самом деле лишь жить за чужой счет и бездельничать. Нигилизм был тогда весьма модной темой, писали о нем многие и по-разному, однако столь зло и точно ни один писатель даже не пытался посягнуть на святыни разночинцев. Естественно, что авторство Лескова быстро стало известным, и его причислили к реакционерам и агентам Третьего отделения.

1866 год – рождение сына Андрея. В 1930 – 1940-х годах именно он впервые составит жизнеописание отца.

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

С 70-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Если она еще сильно звучит в «Соборянах» , то в следующих вещах - «Запечатленный ангел» , «Очарованный странник» , «На краю света» и других - интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов.

В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

В 1881 г. Николай Лесков выпустил в свет свой известнейший «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», который был сочтен критикой за простую запись старинной легенды.

Постепенно Лесков по собственным словам «порывает с церковью». При этом его мировоззрение продолжало оставаться глубоко религиозным. Симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. На этом фоне Лесков сближается с Л.Н Толстым . В результате публикации целого ряда художественных и публицистических антицерковных произведений Лесков попадает в окончательную немилость у цензуры.

Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из "Пролога" (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию "легенд" из жизни первохристиан ("Повесть о богоугодном дровоколе", 1886; "Скоморох Памфалон", 1887; "Зенон-златокузнец", 1890), превратив их в художественную проповедь "хорошо прочитанного Евангелия". Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием "церковной набожности, узкой национальности и государственности", упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

Немалую долю в биографии Николая Лескова занимает вегетарианство. После знакомства с Л. Толстым Лесков стал убежденным вегетарианцем, печатал заметки о вегетарианстве. Николай Лесков является создателем первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура» 1889 г.), позднее вводя их и в другие свои произведения.

5 марта (21 февраля) 1895 года – Николай Семенович Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище.

Лесков Николай Семенович, великий русский писатель, родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии. В настоящее время это Свердловский район Орловской области. Дата рождения Лескова иногда указывается по старому стилю - 4 февраля 1831 года.

Биография Лескова

Отец писателя, Семен Дмитриевич Лесков, был всесторонне развитым человеком, в молодые годы вращался в духовных сферах, затем порвал с богослужениями и поступил в уголовную палату, где преуспел, дослужившись до высшего чина. Сам Лесков Николай Семенович отзывался о родителе так: "...замечательный, большой умник и безнадежно дремучий семинарист...". Однако природный интеллект Семена Дмитриевича нуждался в достойном применении, поэтому он стал следователем по особо важным делам. Работа требовала выдающихся аналитических способностей, и Лесков-старший хорошо справлялся с задачами уголовного сыска.

Мать Николая происходила родом из обедневшей дворянской семьи. Две старшие сестры были замужем, одна - за богатым помещиком, другая - вышла за состоятельного англичанина. Младший брат успешно занимался медициной, еще в достаточно молодом возрасте он получил звание доктора наук.

Детство будущего писателя прошло в родном селе Горохово, а затем биография Лескова ознаменовалась переездом семьи в 1839 году в село Панино, расположенное близ города Кромы. Там жизнь Николая Лескова вошла в другое русло - началось познание народа.

Школьные годы

В первый класс губернской гимназии Коля Лесков поступил в возрасте десяти лет. Учился из рук вон плохо, родители не контролировали учебный процесс, а сам он испытывал стойкое отвращение к наукам. Школьная жизнь Лескова складывалась трудно - за пять лет, проведенных за партой, будущий писатель получил свидетельство лишь об окончании двух начальных классов. Почему-то это обстоятельство не было принято во внимание родителями, и подрастающий Николай Лесков продолжал прогуливать уроки. Мальчик с большим удовольствием и интересом общался с простыми жителями городка, мог часами слушать истории из жизни ямщиков, которые они сами и рассказывали, съехавшись на городскую площадь. А вечерами Коля Лесков набирался жизненного опыта у своего отца, криминальные рассказы которого будоражили воображение.

Служба в канцелярии

Едва Николаю Лескову исполнилось шестнадцать лет, он устроился на работу в судебную палату, где в то время успешно трудился в должности следователя по особо важным делам его отец. Молодого Лескова приняли в качестве канцелярского служащего второго разряда. Однако спустя год он стал заместителем столоначальника уголовного суда. Это случилось после того, как его отец скоропостижно скончался от холеры в 1848 году. Николай Семенович проработал в новой должности полтора года, а затем перевелся в Киев, где продолжил трудиться в местной казенной палате. Жил Лесков в доме своего родственника по материнской линии.

Университет

В Киеве биография Лескова пополнилась новыми страницами: он стал вольнослушателем гуманитарного факультета университета, увлекся изучением польского языка, принимал участие в студенческом кружке религиозно-философской направленности. Активная жизнь в среде студенчества продолжалась с 1850-го по 1857 год, после чего Лесков оставил службу в казенной палате и устроился на работу в компанию "Шкотт и Вилькенс", где в короткое время приобрел значительный опыт и знания в области сельского хозяйства и промышленности. По распоряжению дирекции фирмы Николай Лесков регулярно совершал поездки по России, собирая материалы по состоянию промышленности на местах, чтобы потом использовать их на благо компании.

Наблюдения

Путешествуя по городам и селам российской глубинки, Лесков попутно изучал быт простого русского народа. Вернувшись из последней поездки, Николай Семенович впервые взялся за перо. В 1859 году его произведение "Очерки о винокуренной промышленности" было напечатано в издательстве "Отечественные записки". Писатель Лесков не ограничился темой виноделия, он также затронул земледелие, которое, по его мнению, находилось в упадке. А крестьянское скотоводство и вовсе "дышало на ладан". Винокурение выставлялось первопричиной, из-за которой сельское хозяйство России не развивалось должным образом. Но поскольку общему делу вредило не только пьянство крестьян, то Николай Лесков добросовестно пытался разобраться в ситуации по всем направлениям.

Биография Лескова совершила новый виток, когда компания "Шкотт и Вилькенс" закрылась, а сам он вынужден был вернуться в Киев из Пензы, где жил с семьей. Возвращение сослужило Николаю Семеновичу хорошую службу, так как он получил возможность всерьез заняться журналистикой и вплотную приступить к литературной деятельности. Спустя полгода Лесков, уже будучи знакомым с Иваном Васильевичем Вернадским, переехал в Петербург.

Журналистика

Печататься писатель стал на двадцать шестом году жизни, несколько заметок были опубликованы в ежедневной газете "Санкт-Петербургские ведомости", в издательствах "Современная медицина" и "Экономический указатель". Однако после публикации статей на тему коррупции в кругах полицейской медицины Николая Лескова самого обвинили во взяточничестве, и ему пришлось оставить службу в редакции.

Начало карьеры

Литературный бомонд Петербурга вскоре осознал, что Николай Лесков является представителем новой волны, его талант проявлялся во всех жанрах журналистики. Произведения Лескова писались им на злобу дня и являли собой пример классической сатиры. Писатель был принят лучшими редакциями Северной столицы. Он регулярно печатался в "Отечественных записках", "Северной пчеле", "Русской речи".

Псевдонимы

В начале своей литературной деятельности Николай Лесков взял себе несколько вымышленных имен, которыми подписывал очерки. Первый псевдоним - Стебницкий. Затем последовали Лесков-Стебницкий, Л. С., М. С., Фрейшиц, Николай Понукалов, Кто-то, Николай Горохов, Любитель старины и другие, всего около двадцати. Произведения Лескова тем не менее были узнаваемы по стилю и не нуждались в псевдонимах, однако он упорно подписывался вымышленными именами.

Командировка в европейские страны

В 1861 году Николай Лесков, творчество которого приобретало все большую популярность, был отправлен редакцией "Северной пчелы" в командировку. Поездка была долговременной и предусматривала посещение целого ряда западно-европейских стран. Последним городом на пути писателя стал Париж. Николай Лесков вернулся в Россию в 1863 году и привез с собой огромное количество материала. Он объединил серию очерков под общим названием "Из одного дорожного дневника". Отдельным изданием вышла его книга наблюдений "Русское общество в Париже".

После возвращения из путешествия по Европе Николай Лесков стал работать в редакции "Северная пчела" на постоянной основе. Его прерогативой было написание передовиц, очерков, эссе на этнографическую тему и статей, критикующих "вульгарный материализм".

Журналистика или литература

Во время своего расцвета как талантливого публициста Николай Лесков занялся литературным творчеством. В 1863-м он написал свои первые повести: "Житие одной бабы" и "Овцебык". А первый роман писателя под названием "Некуда" был опубликован в периодическом издании "Библиотека для чтения". Лесков считал это произведение несовершенным, даже неумелым.

В романе описывался быт коммуны, собравшей нигилистов-бездельников, которому писатель противопоставлял христианские ценности, семейные и общественные. В главных героях, представленных Лесковым, легко угадывались представители современности, например, в роли председателя коммуны Белоярцева читатель мог узнать известного литератора Василия Алексеевича Слепцова.

Политическая характеристика Лескова

Роман "Некуда" предопределил политическое будущее писателя. Радикализм повествования, жесткая сюжетная линия и сатирический подтекст в описании героев сделали произведение околополитическим. Литературное сообщество неоднозначно отреагировало на роман, но большинство петербургских авторов склонялись к обвинению Лескова реакционером и приписывали ему антидемократические настроения. Левая пресса и вовсе оклеветала писателя, предположив, что роман "Некуда" был написан по заказу Третьего политического отделения Петербурга. Эта гнусная ложь, по мнению самого Лескова, осложнила всю его дальнейшую творческую жизнь. И действительно, после выхода в свет романа все популярные журналы Северной столицы закрылись для писателя. Однако это стало поводом для сближения Николая Лескова с издателем газеты "Русский вестник", что в дальнейшем послужило на пользу обоим.

В 1872 году Николай Лесков написал повесть "Запечатленный ангел", которая стала единственным литературным произведением, избежавшим редакторского вмешательства. Несмотря на критику властей, проходившей красной нитью по всему повествованию, повесть произвела фурор в официальных структурах и даже при императорском дворе.

В том же году была написана еще одна повесть под названием "Очарованный странник", которая также была признана достаточно одиозным произведением, но тем не менее имела успех. Писатель не утруждался соблюдением литературных канонов, повествование было свободным, фабула не имела завершения, различные сюжетные линии хаотично переплетались. Лейтмотивом повести была признана "нравственная и физическая стойкость народа русского", хотя сам Лесков так не считал.

После выхода в свет "Очарованного странника" Лесков порвал с Катковым, и его материальное положение стало катастрофическим. Возникшую к тому времени вторую семью писателя не на что было содержать. И вот случилось чудо: в начале 1874 года Николая Семеновича Лескова вдруг назначили на высокую должность в Министерстве народного просвещения. По роду службы он должен был давать заключения по вопросу соответствия книг библиотечным нормам. Так Николай Лесков, интересные факты в биографии которого порой удивляли общественность, вновь обрел смысл существования.

"Левша"

Одним из самых заметных произведений писателя стал сказ о тульском оружейнике-самородке. Повесть была написана в изысканной манере, насыщенной неологизмами с сатирическим оттенком. Насмешливость сопровождает произведение от начала до конца. Искусство русских мастеров противопоставляется неумению английских коллег, которые в конце концов оказались унижены и посрамлены.

Наиболее известные произведения Николая Семеновича Лескова

Рассказы:

  • "Овцебык" - 1862 год написания;
  • "Железная воля" - 1876 год написания;
  • "Бесстыдник" - 1877 год написания;
  • "Однодум" - 1879 год написания;
  • "Несмертельный Голован" - 1880 год написания;
  • "Привидение в замке" - 1882 год написания;
  • "Святочный рассказ" - 1883 год написания;
  • "Тупейный художник" - 1883 год написания;
  • "Отборное зерно" - 1884 год написания;
  • "Старый гений" - 1884 год написания;
  • "Пугало" - 1885 год написания;
  • "Человек на часах" - 1887 год написания;
  • "Грабеж" - 1887 год написания;
  • "Пустоплясы" - 1892 год написания;
  • "Административная грация" - 1893 год написания;
  • "Заячий ремиз" - 1894 год написания.
  • "Житие одной бабы" - 1863 год написания;
  • "Леди Макбет Мценского уезда" - 1864 год написания;
  • "Воительница" - 1866 год написания;
  • "Старые годы в селе Плодомасове" - 1869 год написания;
  • "Смех и горе" - 1871 год написания;
  • "Загадочный человек" - 1872 год написания;
  • "Запечатленный ангел" - 1872 год написания;
  • "Очарованный странник" - 1873 год написания;
  • "На краю света" - 1875 год написания;
  • "Некрещенный поп" - 1877 год написания;
  • "Левша" - 1881 год написания;
  • "Жидовская кувырколлегия" - 1882 год написания;
  • "Оскорбленная" - 1890 год написания;
  • "Полунощники" - 1891 год написания.
  • "Некуда" - 1864 год написания;
  • "Обойденные" - 1865 год написания;
  • "Островитяне" - 1866 год написания;
  • "На ножах" - 1870 год написания;
  • "Соборяне" - 1872 год написания;
  • "Захудалый род" - 1874 год написания;
  • "Чертовы куклы" - 1890 год написания.

Николай Семенович Лесков родился 16 (по старому стилю – 4) февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Он был старшим ребенком в семье из пяти детей. Мать писателя – из дворянского рода Алферьевых. Его отец – сын священника, служивший в Орловской палате уголовного суда. По свидетельствам современников, ему удавалось распутывать сложнейшие дела. Отец Лескова дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство.

Ранние детские годы Николай Семенович провел в Орле. Потом его семья переехала в село Панино. В десять лет он поступил в гимназию, но обучение в ней не смог завершить. Вместо аттестата ему выдали справку. Отец устроил сына в Орловскую палату уголовного суда канцелярским служителем 2-го разряда. Лесков хорошо продвигался по службе. Вскоре после смерти отца в 1848 году он перевелся в Киевскую казенную палату. В Киеве Николай Семенович интересовался иконописью, учил польский язык, был вольнослушателем в университете, принимал участие в деятельности студенческого религиозно-философского кружка, проводил время с сектантами, паломниками и старообрядцами.

В 1857 году Лесков поступил на должность агента в частную компанию «Шкотт и Вилькинс». В течение трех лет Николай Семенович ездил по России по делам фирмы, что позволило ему набраться впечатлений для творчества. В 1860 году петербургские и киевские периодические издания начали печатать его небольшие заметки. В 1861 году он переехал в Петербург.

В 1863 году в печати появляются первые повести Лескова. Затем начинается публикация направленного против нигилистов романа «Некуда», которая привела к отказу крупных либеральных изданий сотрудничать с писателем. 1860-е годы ознаменовались для него поиском собственного пути в литературе. Среди появившихся в это время произведений, - очерк «Леди Макбет Мценского уезда», пьеса «Расточитель», повесть «Островитяне».

В 1870 году Лесков опубликовал второй роман, высмеивавший нигилистов, - «На ножах». Впоследствии он называл его своим худшим произведением. После «На ножах» творчество писателя сильно изменилось. Как заметил Горький, Николай Степанович начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников».

В 1874 году Лесков поступил на службу в особый отдел Ученого комитета Министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа. В 1875 году писатель побывал за границей. Лесков признавался, что после поездки «более всего разладил с церковностью». Еще раньше проявлялись симпатии писателя к сектантству, протестантству и нецерковной религиозности. Во второй половине 1880-х годов они усилились. Во многом на это повлияло знакомство с Львом Николаевичем Толстым, произошедшее в 1887 году. В поздних произведениях – например, в романе «Чертовы куклы» (1890), повести «Юдоль» (1892), рассказе «Импровизаторы» (1892) – Лесков резко критиковал политическую систему Российской империи.

Писатель скончался 5 марта (по старому стилю – 21 февраля) 1895 года от астмы, которая мучила его на протяжении последних пяти лет жизни. Могила Лескова находится на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.

Краткий анализ творчества

Лесков довольно поздно пришел в литературу, начав писать почти в 30 лет. При этом у него был богатый жизненный опыт. Немалая часть его детства прошла в деревне, потом он много ездил по России, успел продолжительное время пожить на Украине. Начинал Лесков со статей и очерков – «О рабочем классе», «Полицейские врачи в России» и так далее. Потом перешел к художественной прозе. С первых же опубликованных повестей Лесков показал себя как самобытный писатель. Его творчество отличалось оригинальным языком, литературной манерой. Он не боялся затрагивать самые острые вопросы.

В прозе Лескова нашли отражение все ключевые особенности русского национального характера. Особое место в произведениях писателя всегда занимал простой народ. Сам Лесков небезосновательно утверждал, что знает русского человека «в самую его глубь», так как вырос «в народе». Благодаря этому ему удалось создать целую галерею ярких образов положительных героев. Рассказы о людях бесстрашных, прямодушных, которые не могут примириться со злом, не хотят терпеть несправедливость, вошли в сборник «Праведники». Среди произведений, включенных в книгу, - «Левша» , «Человек на часах», «Однодум», «Очарованный странник» .

Лескова называют непревзойденным мастером сказа. Этот вид литературно-художественного повествования предполагает наличие рассказчика, который не совпадает с автором, чья стилистика речи существенно отличается от современной литературной нормы. Например, в «Левше» повествователь – скорее всего, такой же тульский мастер, как и главный герой. Реальных исторических личностей – Платова, Александра I и Николая I – он воспринимает с точки зрения простого человека. Особого внимания заслуживает его речь. В ней много каламбуров, просторечных выражений, лексики, стилизованной под народную этимологию.

Творчество Лескова 1891-1894 годов отличается остросатирическим характером. Сам он говорил, что его «последние произведения об обществе весьма жестоки», что публика не любит их за цинизм и прямоту. При этом писатель и не стремился угодить читателям, хотя хорошо знал, как это сделать. По словам Лескова, ему хотелось «бичевать и мучить» публику.

Русская литература XIX века

Николай Семёнович Лесков

Биография

1831 - 1895 Прозаик.

Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками… я вырос в народе… я с народом был свой человек… я был этим людям ближе всех поповичей…» В 1841 - 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений. В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С. Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в «Отечественных записках». В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах «Погасшее дело» (1862), «Разбойник»; в повестях «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты «Северная пчела» посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа. Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки «теоретиков», оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе «Овцебык» (1863), в романах «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 - 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние. В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: «Островитяне», «Запечатленный ангел». Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: «Отборное зерно», «Бесстыдник», «Пустоплясы» и др. Повесть «Заячий ремиз» была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.

В селе Горохове Орловской губернии 4 февраля (16 н.с) 1831 года родился Николай Лесков. Он был сыном чиновника уголовной палаты. Рос Николай в имениях Страховых, после в Орле. Отец уходит в отставку с палат и покупает в Кромском уезде хутор Панин, где начинает заниматься сельским хозяйством. В 1841 - 1846 юноша обучался в Орловской гимназии, но из-за смерти отца и пожаре на хуторе Николай не смог ее окончить. Юноша идет служить в Орловскую уголовную палату суда. В 1849 переводится в Киев чиновником казенной палаты по ходатайству своего дяди С. Алферьева. В доме своего дяди у писателя разгорается интерес к Тарасу Шевченко и украинской литературой. В 1857 Лесков, выйдя в отставку, устраивается на службу в крупную торговую компанию, которая занимается переселением крестьян.

В 1860 Лесков выступает как прогрессивный публицист, что дает начало его деятельности. В январе 1861 Николай переезжает в Петербург и начинает издаваться в «Отечественных записках». Наблюдая тяжелую жизнь народа, у автора рождаются рассказы «Погасшее дело» (1862), «Разбойник», повести «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). В 1862 побывал в Польше, западной Украине, Чехии работая корреспондентом газеты «Северная пчела». В конце путешествия посетил Парижа. Весной 1863 Лесков возвращается в Россию. Николай усердно занялся письмом и спустя время мир увидел рассказ «Овцебык» (1863), романы «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870). В 1870 - 1880 Лесков все переосмысливает; общение с Толстым сильно на него влияет, в следствии чего сплывает национально-историческая проблематика: роман «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874). За эти годы также пишутся повести о художниках: «Островитяне», «Запечатленный ангел». Восхищения русским человеком, его качествами (доброта, щедрость) и душой, вдохновили поэта на рассказы «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887). После себя Лесков оставил много сатирических произведений, юмор и иронии: «Отборное зерно», «Бесстыдник», «Пустоплясы» и др. Финальным крупным шедевром автора стала повесть «Заячий ремиз».