Загадки на тему внешний вид. Пришли гости - и под лавку. Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.

Загадка - это афористическое произведение, состоящее со сжатого поэтического, часто ритмизированного высказывания, в котором определенный предмет или явление изображается через его метафорический эквивалент. Загадка в сознании многих поколений связана с понятиями «мудрость », «знание », «речь» и «испытание ». Загадки стали важным звеном в развитии искусства слова, действенным средством воспитания подрастающего поколения, формирования наблюдательности, сообразительности, системных взглядов на мир. Загадки незаменимы в развитии мышления.

Специфика загадок состоит в том, что в них в завуалированной аллегорической форме зашифрован какой-то предмет или явление и нужно отыскать его первоначальное значение.

Происхождение загадок очень древнее, их истоки уходят в мифологическую эпоху, когда в основе верований лежали анимистические представления и тотемические взгляды. Прежде всего загадки связаны с мифологией и магией. Также загадки связанные с такими жанрами фольклорного творчества как: пословицы, поговорки, сказки и удерживают тесные связи и с письменными традициями.

Но, к сожалению сейчас загадки полностью перешли на детский фольклор, которые включают в себя элементы игры. Загадка очень тесно связана с таким жанрам как: сказка, письменная традиция, тоже загадка генетически связана с мифологией, магией.

Загадки бывают как литературные так и фольклоре. Фольклорные загадки на подсознательном уровне содержат в себе анимистическое мировоззрение их создателей. Мифологизация окружающего мира, очеловечивания природы в загадках проявляется в том, что у них часто природным явлениям, животным, растениям, предоставляются человеческие черты, они действуют как живые существа, о них рассказывается как о живых. К главному компоненту фольклорных загадок входит мировоззрение древних народов, представления об окружающем мире. А литературные загадки в свою очередь разделены на тематические классификации, считаются самыми распространенными. Но эта классификация не единственная.

Классификация загадок по темам распространенная. народных загадок охватывает явления природы, растительный и животный мир, постоянно окружает человека (ее духовную жизнь, трудовую деятельность, предметы быта, орудия труда и т.д.). Поэтика жанра английских народных загадок в основном характеризуется обще - фольклорными чертами.

Чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии и развернутого параллелизма. В языке загадок употребляются эпитеты, сравнения, гиперболы и тавтологичны высказывания. Ритмика загадок нередко подчеркивается аллитерацией и ассонансом.

Загадки развиваются и пользуются популярностью, издавна захватывают многих писателей, которые вводят их в свои произведения, учатся на них мыслить кратко, образно. Изучение народных загадок готовит учащихся к освоению системы литературных знаний, развивает образное видение. Будучи универсальной системой, загадки в то же время несут в себе большой национальный заряд, без осмысления которого невозможно восприятие достижений других культур.

Богатая, разнообразная поэтика английских народных загадок изучена еще очень недостаточно. Между тем, внимательное, целенаправленное и всестороннее исследование изобразительных средств и художественной специфики загадок может дать немало интересных данных для выявления закономерностей развития поэтического мышления человека, для выяснения многих существенно важных вопросов, связанная с изучения теории и истории английской народной поэзии в целом.

  • В зависимости от описанных явлений или признаков предмета можно выделить основные виды загадок . Например, есть такие задачки, где дается описание явления или предмета с помощью перечисление разных его признаков, именно такими чаще всего являются задания для самых маленьких.

    Сочен он, да душист.

    Он снаружи золотист

    В нем много долек, друзья,

    Скушаем его все и я. (Ответ - Апельсин)

    У окошка растет в глиняной плошке

    Без головы зеленый ежик,

    Да без ножек. (Ответ - Кактус)

    Кафтан на мне зелененький, сердечко как кумач.

    Как сахар сладок я на вкус, а сам напоминаю мяч. (Ответ - Арбуз)

    Например, рассмотрим последнюю, в ней указано три признака слова-разгадки: вкус, форма, цвет. Чтобы найти решение, надо провести элементарный анализ, выделить все признаки, объединить их в единое (синтез).

    Второй тип головоломок включает в себя описание с краткой характеристикой явления или предмета, таким образом, по нескольким признакам вы можете восстановить целостный образ. Здесь можно выделить простые примеры:

    Весь свет одевает голубая простыня (Небо)

    Весь мир согревает один костер (Солнце)

    Их можно легко решить, если выделить отмеченный признак и связать его с другими, которые не указаны, для этого надо пользоваться ассоциациями.

    Популярны загадки с отрицательным сравнением. Такие можно легко составлять самостоятельно, для примера предлагаем вам рассмотреть подобные варианты:

    И не зверь, но и не птица

    Нос же, как синица (Комар)

    В поле гуляет, но не конь

    На воле летает, но не птица (Ветер)

    Не сторож, да всех разбудит,

    Не наездник, но со шпорами (Петух)

    Хоть не черепаха, но есть панцирь

    Хоть не птаха, а живет на ветке (Орех)

    Бежит, но не конь

    Шумит, но не лес (Река)

    Такие головоломки для детей надо решать способом от противного. Отгадывающему надо поочередно сопоставить разные, но схожие предметы или явления, а затем по новому их сгруппировать.

    Ребятам постарше интересны задачки с метафорами:

    Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ответ - Ветер)

    Чтобы дать ответ, надо расшифровать сначала метафору, поэтому необходимо сопоставить и сравнить предметы из разных, зачастую очень далеких областей, необходимо увидеть в них сходства.

    Можно выделить и еще один вид загадки: загадки вопросы , именно в них чаще всего используют описание признаков или используют метафоры.

    Во взрослых компаниях наиболее часто можно встретить задачки-шутки. Есть еще , которые называются «складки», чаще всего их используют на утренниках в садах и начальной школе. Они легко разгадываются, ведь ответ напрашивается в рифму сам собой.

    Можно перечислить, это шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, а есть еще такие, где для получения ответа надо лишь переставить ударение, но сначала догадаться, о чем идет речь.

    Нравятся подросткам и взрослым, они представлены как настоящие задачи, для решения которых надо оперировать сразу несколькими описаниями. Школьникам на дополнительных уроках русского языка можно предложить фонетические вопросы. Например: какой музыкальный инструмент появился раньше? Гусли или балалайка? В ответе ударный слог третий. Такими же могут быть и загадки про виды спорта .

    Название документа ВИДЫ ЗАГАДОК В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.ppt

























    ‹‹ ‹

    1 из 24

    › ››

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    № слайда 1

    Описание слайда:

    ВИДЫ ЗАГАДОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ Исследовательская работа ученика 5 класса МБОУ «Бибиревская оош» Западнодвинского района Тверской обл. Николаева Виталия Руководитель работы: учитель русского языка и литературы Полончук О.Г.

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Цели работы: 1. Дать определение загадке. 2. Познакомиться с видами загадок в русском языке. 3. Попытаться самому придумать загадки разных видов. 4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. (Большой энциклопедический словарь) С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Просто загадки (загадки-вопросы) Что такое - с тонкой, хрупкой И овальною скорлупкой? А в гнезде оно, смотри, Раскололось изнутри. (А.Т.Волобуев) С виду – кроха, Но силен, Озорует слишком; Лишь родился, Сразу он Свой сломал Домишко. (В.Нестеренко)

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Загадки-сравнилки прямые отрицательные (противопоставлялки) Левый с правым бережком Застегнул, как ремешком. (В. Нестеренко) Мягкий он, но не подушка. Скачет он, но не лягушка. Круглый он, но не арбуз, С ним играет карапуз. (А.Т.Волобуев)

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Загадки-сравнилки Ночью в небе светит, Но не греет. То как клин, То как блин. (Виталик Николаев) Путешественник отважный, Он идет в пустыне важно. Не боится он жары. Два горба, как две горы. (Виталик Николаев)

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Загадки-сравнилки Светит она, словно малое солнце. Можешь увидеть ее ты в оконце. Мрак, темноту, даже страх разгоняет, Комнату ярко она освещает. (Виталик Николаев)

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Загадки-зарифмовки, или досказалки Он - растение огородное, Его листья сырыми едят, А еще он - блюдо холодное, Называется также... (салат). (А.Т.Волобуев) Мама варит, парит, жарит, Даже торт умеет печь. Ей готовить помогает Электрическая …(печь). (А.Лугарев) Шишки есть. Породы хвойной. Ствол блестящий, с желтизной. Поднялась высокой, стройной, Называется… (А.Т.Волобуев)

    № слайда 9

    Описание слайда:

    Загадки-зарифмовки, или досказалки Сладкий, круглый, полосатый, Любят все его ребята. Даже милый карапуз Скажет: Это ведь…. (Виталик Николаев) Ловкая, быстрая, гибкая кошка, Но не увидишь ее у окошка. Не знает она слова строгое «брысь»! Догадался кто это? Конечно же, … (Виталик Николаев)

    № слайда 10

    Описание слайда:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Загадки-оговорки («Буква заблудилась», «Найди ошибку») У косы есть хвост и рожки, Воду пьет коса из плошки. (А.Т.Волобуев) К нам приплыл усатый дом, Килограммов двадцать в нем! (М. Яснов)

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Загадки-нескладушки основаны на алогизме – стилистическом приеме, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта Чтобы жулик влезть не смог, Служит нам дверной сапог (замок). (А.Т.Волобуев) Хлеб держа, сказал Егорка: Очень вкусно пахнет кошка (корка). (А.Т.Волобуев) Чтобы вылезли листочки, У деревьев лопнут ветки (почки). (А.Т.Волобуев) Чтобы суп есть и окрошку. Мы возьмем скорее вилку (ложку). (А.Т.Волобуев)

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Загадки-обманки (рифмуется неправильный ответ) В третьей партии подряд Королю я ставлю мат. Так у Коли и у Сашки Я выигрываю в... (А.Т.Волобуев) Яркокрылая порхает И нектар с цветков сбирает. Возле усиков глаза, Вот такая… (А.Т.Волобуев)

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Каверзные загадки (каверза – шалость, шутливая выходка, подвох, имеющие целью запутать) О буквах Что мы видим постоянно посредине океана? (Букву Е) (А.Т.Волобуев) Загадки-задачи В небе клин гусей скользил, Десять птиц куда-то мчалось. Злой охотник двух убил. Значит, сколько птиц осталось? (Две убитые, остальные улетели) (А.Т.Волобуев) Вопросы-шутки Я мальчишку и девчонку Попрошу мне дать ответ: Что начнется, коль ребенку Исполняется семь лет? (Восьмой год) (А.Т.Волобуев)

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Загадки-переставлялки В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются МЫШЬ имеет длинный хобот, РАК кольцом лежит, как обод, УЖ ползет хвостом вперед, А в подвале СЛОН живет. (А.Т.Волобуев)

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Шарада – усложненная загадка от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «беседа», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопедическом словаре», это - «род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Шарады Предлог с игрой соедините, И чудо вдруг произойдет: Цветок Египта знаменитый Пред вами сразу зацветет. (Лото – с) Дремлют два предлога Около порога, Потому-то тишь, И не пикнет мышь. (К – от)

    № слайда 18

    Описание слайда:

    Шарады придумывали еще поэты древнего Рима. А в новые времена их авторами становились многие знаменитые поэты – от А.С.Пушкина до В.Высоцкого. Сочинял шарады и русский поэт-декабрист К.Ф.Рылеев. Часть первая моя, от зноя укрывая, Усталых путников под тень свою манит И, их прохладой освежая, С зефиром шепчет и шумит. Вторая часть приводит в восхищенье, Коль был ее творцом Державин иль Петров; Когда ж скропал Свистов, Всех погружает в усыпленье. А целое – заметь, читатель дорогой! – В себе волшебника всю заключает силу, Посредством коей он прекрасную Людмилу Похитил дерзостно в час полночи глухой Из брачной храмины В волшебный замок свой. (Бор-ода) (К.Ф.Рылеев)

    № слайда 19

    Описание слайда:

    ВИДЫ ШАРАД Логогриф - род шарады, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных слогов или букв Метаграмма – стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве (или замены буквы) получается новое слово. Анаграмма - это перестановка букв в слове, образующая новое слово

    № слайда 20

    Описание слайда:

    ВИДЫ ШАРАД ЛОГОГРИФ Она с цветков сбирает мед, Ее легко узнает тот, Кто слово полностью прочтет. Букву первую отнять – И волос получишь прядь. Еще одну отнять - и вот Встречать с ней можешь Новый год. (Пчелка – челка – елка) (А.Т.Волобуев) Метаграмма С буквой «П» - обогревает, Сушит, жарит и печет, С «Р»-людей объединяет, Как река порой течет. (Печь – речь) (В. Кремнев) Анаграмма Закрытый экипаж царей – В ней ездили под стук копыт. Но буквы поменять сумей, - И к звездам вмиг тебя умчит. (Карета – ракета) (А.Т.Волобуев)

    № слайда 21

    Описание слайда:

    ШАРАДА И МЕТАГРАММА Мой первый слог – предлог. Второй – найдешь у всех людей. А целое? Идет народ по ней. У – лица (Виталик Николаев) С «И» я в море-океане Между скалами плыву. С «О» - мышей ловлю в чулане, На печи в мороз лежу. КИТ – КОТ (Николаев Виталик)

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Загадки- акростихи Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis- «крайний» и stichos - «строка», «стих». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются стихотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Двери в нем, Окошки в нем, Мы уютно в нем живем. (Ответ по первым буквам – ДОМ.) (А.Т.Волобуев) Двойной акростих – сочетание традиционных акростихов и концевых (телестихов) Пусть ребенок криклив, непокорно упрям, Ананас не прельщает его и клубника, Потихоньку рукой проведут по вихрам, А потом поцелуют - и нет больше крика. (По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама»). (А.Т. Волобуев)

    № слайда 24

    Описание слайда:

    Название документа Виды загадок в современном русском языке.doc

    Исследовательская работа

    ученика 5 класса

    МОУ «Бибиревская ООШ»

    Николаева Виталия

    Руководитель: Полончук О.Г.

    Цели работы:

    1. Дать определения загадке.

    2. Познакомиться с видами загадок в русском языке.

    3. Попытаться самому придумать загадки некоторых видов.

    4. Результаты исследования и творческой работы представить в виде презентации.

    Что такое загадка? В 4-томном «Словаре русского язы­ка» и 20-томном «Словаре современного русского лите­ратурного языка» объясняется так: «Краткое иносказа­тельное описание какого-либо предмета или явления, ко­торые нужно узнать, разгадать» или: «Вопрос, задача, требующие разрешения; то, что неясно или непонятно».

    В «Большом энциклопедическом словаре» загадка оп­ределена как «Жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо пред­мета или явления, испытывающее сообразительность от­гадывающего».

    В современном русском языке выделяются следующие виды загадок.

    Прежде всего это так называемые просто загадки , т.е. такие, в ко­торых нет каких-либо характерных особенностей, не­обычных приемов - это загадки-вопросы, или стихо­творные вопросы. От загадок в прозе они отличаются только стихотворным построением:

    Что такое - с тонкой, хрупкой

    И овальною скорлупкой?

    А в гнезде оно, смотри,

    Раскололось изнутри. (Яйцо.)

    Еще один вид загадок - загадки-сравнилки. В них отгадка сопоставляется с другим предметом, понятием, явлением, имеющим общий признак. Сравнение - вид тропа, в котором одно понятие проясняется через сопо­ставление с другим и изображаемое явление уподобля­ется другому по какому-либо общему для них признаку для выявления в объекте сравнения новых, важных свойств. Обычно используются слова «как», «словно», «будто», «точно», «подобно», «похоже». При этом при­меняются творительный, винительный и родительный падежи. Довольно часто прибегают к метафорам. Это - прямые загадки-сравнилки:

    Над землей летит как самолет,

    Вверх взлетает круто - как ракета.

    Стрекозиный хвост его несет

    Небольшой пропеллер. Что же это?

    (Вертолет.)

    Отрицательные загадки-сравнилки (противопоставлялки) построены по принципу отрицательного срав­нения. «Отрицательное сравнение - особая форма об­разного сравнения, в котором дается не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного пред­мета другому. О.з.-с. - любимый стилистический при­ем в русской народной поэзии...» (А.П. Квятковский «Поэтический словарь»). В таких загадках либо отвер­гаются какие-то свойства, признаки предмета, либо да­ются совпадающие признаки, но этот предмет не при­знается, а последовательно исключаются предметы со сходными свойствами, качествами:

    Мягкий он, но не подушка.

    Скачет он, но не лягушка.

    Круглый он, но не арбуз,

    С ним играет карапуз. (Мяч.)

    Следующий вид загадок - загадки-зарифмовки, или досказалки. В них слово-ответ рифмуется с концевым словом другой строки (чаще - предпоследней), помога­ющим подобрать нужную отгадку:

    Он - растение огородное,

    Его листья сырыми едят,

    А еще он - блюдо холодное,

    Называется также... (салат).

    Интересный вид загадок - загадки-оговорки . Они во многих изданиях располагаются под рубриками «Бук­ва заблудилась» или «Найди ошибку». В словах вместо нужных букв ради шутки ставятся другие, искажаю­щие смысл фраз, обычно выделяемые в тексте:

    У косы есть хвост и рожки,

    Воду пьет коса из плошки. (Коза.)

    Когда слово с неправильной буквой ставится в риф­му, получаются загадки-нескладушки.

    Здесь и далее используется алогизм - стилистический прием, при котором намеренно нарушаются логические связи для создания комического эффекта. Причем отличаются и ключевые слова не одной буквой, а несколькими:

    Чтобы жулик влезть не смог,

    Служит нам дверной с ап ог (з ам ок ).

    В следующих двух группах шутливых загадок-зарифмовок рифмуются уже не оба варианта ответа - пра­вильный и ложный, - а только один из них. Однако правильный ответ в них будет зарифмован, с отгадками они становятся обычными стихотворениями:

    Хлеб держа, сказал Егорка:

    - Очень вкусно пахнет кошка (корка).

    В распространенных, встречающихся во многих изда­ниях загадках-обманках, наоборот, рифмуется только не­правильный ответ (он может лишь подразумеваться, но может быть и вписан). Здесь явная попытка обмануть, запутать отгадывающего, подсказать, «подсунуть» ему ошибочное решение, так как правильная отгадка со строч­ками совершенно не в рифму. Вот пример, когда непра­вильный ответ подразумевается:

    В третьей партии подряд

    Королю я ставлю мат.

    Так у Коли и у Сашки

    Я выигрываю в... (в шахматы).

    (По рифме же напрашивается «в шашки»).

    Каверзные загадки построены в форме каверзных вопросов. Каверза в данном случае - шалость, шут­ливая выходка, подвох, имеющие целью запутать. В народном творчестве много таких загадок прозаи­ческих, но есть и стихотворные. Их можно сгруппи­ровать следующим образом.

    О буквах. Это сравнительно большая группа, которая может быть разбита на несколько подгрупп по способу соотношения букв, их месту в слове и строке. Но прин­цип этих загадок один: кажется, что речь идет о каких-то предметах, явлениях, понятиях, действиях, а на са­мом деле подразумевается игра слов, их характерные осо­бенности, схожесть или различие. Немало загадок построено на перенесении размеров (длины) предметов на длину слов, на сопоставление этих длин. Иногда обыгрывается место бук­вы в слове, например, в середине его, и в начале одного и на конце другого. Но вопрос опять-таки задается как бы не по словам, а по предметам. Бывает, что делается об­манная попытка объединить понятия в связи с одинако­вым расположением каких-то букв в разных словах, т.е. общность предметов связывается с общностью букв.

    Некоторые известные поэты (например, Г.Р. Державин) писали стихотворения, в которых отсутствовала одна из букв («Л», «Р» и др.). Это - липограмма, или липограмматический стих.

    Следующая группа каверзных загадок - загадки-зада­чи. В них, на первый взгляд, речь идет об арифметичес­ких действиях, а на самом деле - проверяется сообрази­тельность, способность мыслить нестандартно. Например, слово «осталось» подразумевает не результат вычитания, а месторасположение предмета, вещи, животного:

    В небе клин гусей скользил,

    Десять птиц куда-то мчалось.

    Злой охотник двух убил,

    Значит, сколько птиц осталось?

    (Остались две убитые - остальные улетели.)

    Еще одна группа каверзных загадок - вопросы-шут­ки . Тут уж смекалка должна работать в полную силу. Очевидный ответ (хотя он тоже может быть правильным) не принимается - отгадка должна быть с улыбкой:

    Кто на Волгу, кто в Анапу -

    Отпусков пришла пора.

    Почему мы купим шляпу

    Там, где солнце и жара?

    (Купим шляпу потому, что даром ее не дают.)

    Любопытный вид загадок - переставлялки . В опубликованном виде они кажутся бессмыслицей, но при правильной перестановке слов (обычно выделяемых в тексте) становятся «нормальным» стихотворением, при этом ритм, стихотворный размер не меняются.

    Переставлялки делятся на несколько групп по использованию в них разных частей речи. В существительных, или предметных, нужно менять местами слова, обозна­чающие предмет:

    МЫШЬ имеет длинный хобот,

    РАК кольцом лежит, как обод,

    УЖ ползет хвостом вперед,

    А в подвале СЛОН живет.

    В прилагательных абсурд создается при использовании неподходящих, несоответствующих определений, на­пример, не того цвета. В числительных не на своих ме­стах находятся цифры.

    Особняком стоит усложненная загадка - шарада. Произошло слово от франц. charade - «шарада», которая в свою очередь восходит к окситанскому charrado - «бесе­да», «болтовня». Как объясняется в «Большом энциклопе­дическом словаре», это - «род загадки: загадываемое сло­во разделяется на несколько частей с самостоятельным смыс­лом... и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок», т.е. об­разно описываются и каждая часть, и целое слово.

    В традиционной шараде искомые слова разбиваются обычно по слогам. Но оно может разбиваться на смысло­вые части и произвольно. О многообразии форм этих за­гадок сказано в «Краткой литературной энциклопедии»: «Более сложная форма шарады (производные слова со­ставляются из всех или некоторых букв исходного сло­ва, взятых в любом порядке) называется логогриф ». Схожее определение логогрифа и в «Словаре русского языка»: «Род шарады, для решения которой надо отыс­кать загадочное слово и образовать от него новые слова путем перестановки или выбрасывания отдельных сло­гов или букв». Такие шарады можно разделить на сле­дующие подгруппы.

    Отбрасывание букв от слова. В «Поэтическом слова­ре» это - первое значение слова логогриф - «стилисти­ческий прием построения фразы или стиха путем подбора таких слов, последовательное сочетание которых дает кар­тину постепенного убывания звуков (или букв) первона­чального длинного слова». (См.: пчелка - челка - елка).

    Если не отнимать буквы, а прибавлять, перейдем к метаграмме. В «Поэтическом словаре» сказано: «Метаграмма... стихотворная загадка, в которой указывается, что с прибавлением к заданному слову по одной букве получаются новые слова».

    Если в словах переставлять буквы в произвольном порядке, получается анаграмма, а согласно «Словарю литературоведческих терминов» это - «перестановка букв в слове, образующая новое слово... часто встречает­ся в псевдонимах, применяется в загадках, шарадах».

    Два или несколько слов могут отличаться одной бук­вой, согласной или гласной. В шарадах используются слова, которые при чтении с начала имеют одно значе­ние, а при чтении с конца - другое. Некоторые слова отличаются только ударением.

    Очень интересный вид загадок - загадки-акростихи. Слово «акростих» происходит от греческого асгоstichis - «крайний» и stichos - «строка», «стих». У В.И. Даля в «Толковом словаре» это - «стихотворение, где начальные буквы стихов составляют имя, слово или речь; краестишие, иместишие». В «Словаре литературоведческих терминов» - акростих объясняется как «стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу». Реже встречаются сти­хотворения, где используются слоги или слова, конечные или средние буквы. В «Литературном энциклопедическом словаре» читаем: «Акростих из последних букв стихов на­зывается телестих, из средних - мезостих; они могут соче­таться в очень сложные фигуры». В «Словаре литературо­ведческих терминов» вторая форма названа мезостихом.

    Русские; поэты давно пишут акростихи: например «Загадка акростическая» Ю.А. Нелединского-Мелецкого, написанная 200 лет назад.

    Интересные сведения об акростихах приводятся в книге Г П. Сумарукова «Затаенное имя. Тайнопись в "Слове о полку Игорем"». «...У древнерусских книжников акростихи были излюбленным видом тайнописи. Обычно акростихи были именными». Существовали разные их названия началострочие, началограние, краеграние, краестрочие, первобуквие. По данным автора, акростих встречается «с XII века, а по некоторым данным - с Х I веха». Азбучный акростих - древнейший на Руси; в книге он упоминается как азбучная молитва 894 г. Автор пишет: «Известны многочисленные варианты тех или иных разновидностей акростихов. Так, чаще всего записи проявляются при чтении снизу вверх». И далее: «Акростих в древнерусских письменных источниках представляет собой наиболее распространенную и разнообраз­ную но вариантам систему тайнописи».

    В традиционной, ныне самой распространенной фор­ме загадки акростихи прямые. У Г.В. Сумарукова они названы классическими, или правильными. Темы могут быть любые: животные, явления природы, инструменты, азбука и т.д. Чтобы убедиться в правильности ответов, и ясно прочитать первые буквы всех строк сверху вниз:

    Двери в нем,

    Окошки в нем,

    Мы уютно в нем живем.

    (Ответ по первым буквам - дом.)

    В обратных акростихах ответ также читается по на­чальным буквам, но снизу вверх. Именно этот вариант использовался на Руси чаще других.

    Теперь о телестихах (греч. tele - «далеко» и suchos «стих»). Сегодня этот термин, не имеющий отношения к телевидению, представляется неудачным. Более под­ходящее название - концевые акростихи , поскольку ответ получается из последних букв строчек. Они могут быть прямыми и обратными. Пример прямого:

    Длинный клюв, крыло - в полоску,

    С хохолком, но не урод,

    Он из птичьих очень броско

    Выделяется пород.

    Последние буквы строк при чтении сверху вниз обра­зуют название птицы, слово «удод».

    Сочетание традиционных акростихов и концевых (те­лестихов) - двойные акростихи. Вот пример двойного прямого акростиха:

    Кто они?

    П усть ребенок криклив, непокорно упрям ,

    А нанас не прельщает его и клубника ,

    П отихоньку рукой проведут по вихрам ,

    А потом поцелуют - и нет больше крика .

    По первым буквам сверху вниз получается - «папа», по последним - «мама».

    С РАЗНЫМИ ВИДАМИ, ГРУППАМИ И ПОДГРУППАМИ СУЩЕСТВУЕТ ПОРЯДКА 150 (!) РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЗАГАДОК.


    ‹ ›

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Муниципальное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа №4

    «Районная научно-практическая конференция.»

    Руководитель: Маликова Светлана Владимировна,

    учитель начальных классов

    первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.

    Тотыкаева Елена Александровна

    Учитель начальных классов

    г. Асино – 2010 г.

    1. Введение._______________________________________________________3

    2.Что такое загадка?________________________________________________4

    3.Когда и в связи с чем появились загадки? (история)___________________5

    4. Какие виды загадок существует?___________________________________6

    5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11

    6. Результаты исследования.___________________________________________________12

    7. Заключение.__________________________________________________ 14

    8. Список литературы.___________________________________________ 15

    9. Приложение __________________________________________________16

    Введение.
    Актуальность. Если спросить любого человека, любит ли он отгадывать загадки, то можно не сомневаться, что любой ответит «да». Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, , смекалки Именно поэтому нами выбрана эта тема.

    Цель работы : исследование происхождения загадок и их видов.

    Гипотеза: предполагаем, что загадки сочиняли люди для веселого времяпровождения и развития смекалки.

    Задачи:


    • познакомиться с историей возникновения загадок.;

    • рассмотреть, какие виды загадок бываю.;

    • проанкетировать учащихся;

    • проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию;

    • на основе собранного материала изготовить книжки-малышки «загадки» для учащихся мл. школьного возраста..

    Научная новизна исследования: в рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

    Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятиях в младших классах.

    Методы исследования:

    1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

    2. Анкетирование.

    3. Обработка и анализ данных.

    Исследование учащихся: всё-всё о загадках.

    Проблемный вопрос

    Кто придумал загадки и для чего они нужны?

    Гипотеза

    Я думаю, что загадки придумали простые люди, для веселого времяпровождения и развития смекалки.

    Вопросы, волнующие меня


    1. Что такое загадка?

    2. Когда и в связи с чем появились загадки? (история)

    3. Какие виды загадок существует?

    4. Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?

    1. Определения загадок очень много. Мы приведем несколько определений.

    Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
    В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

    Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

    ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

    Избушка нова, а жильца нет.
    Жилец появится, изба развалится.

    На уроках литературного чтения мы познакомились с загадками, учились их отгадывать и даже попробовали придумать свои загадки. Оказалось это не так и легко.

    Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

    Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

    В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.

    Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

    Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

    Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.

    Бьют меня палками,
    Жмут меня камнями,
    Держат меня в огненной пещере,
    Режут меня ножами.
    За что меня так губят?
    За то, что любят.

    По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива. Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

    Из липы свито дырявое корыто,
    По дороге идем клетки кладем.

    Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

    Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

    "Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

    В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя- летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

    Пришли гости - и под лавку

    Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.


    Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

    В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

    Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

    А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?


    (Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

    Виды загадок с примерами


    1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
    Разговорная форма:
    Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
    Ответ: замок.

    Конечно, загадка может быть более сложной, например:


    Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это?
    Ответ: (Твое отражение).

    Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:


    Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
    Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

    Народные загадки очень красивы и образны:


    У батюшки жеребец - всему миру не сдержать,
    У матушки коробья - всему миру не поднять,
    У братца кушак - всему миру не скатать.
    Ответ: (Ветер, земля, дорога).

    Славяне всегда любили свою природу, и русские пейзажи часто вдохновляли сказителей, в том числе, и на создание загадок о природе.
    Стихотворная форма:
    Росло, повыросло,
    Из куста повылезло,
    По рукам покатилось,
    В зубах очутилось.
    Ответ: (Орехи.).

    Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня, потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.

    Кто не ведает границ?
    Кто летит быстрее птиц?
    Он то грозен, то мятежен,
    То как пух весенний нежен.
    Кто свободней всех на свете?
    Догадались? Это...
    (ветер) *
    Ответ в этой загадке записан задом наперед; есть и другие удобные способы записи ответа, особенно в электронном виде – белым шрифтом (как в остальных случаях в этой статье), в виде дополнительных гиперссылок, вверх ногами, на последней странице сборника и т.п.

    Он трубит, но не трубач,
    Всеми признанный силач.
    Стоя спит под пальмой он.
    Догадались? Это…
    (Слон) *

    Слон, как и многие другие животные, фигурирует в загадках очень часто. Хотя, конечно, в русских народных загадках его можно найти только ближе к современности, когда русские увидели слонов в цирках.

    2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

    Пример детской загадки-обманки:


    Кто грызёт на ветке шишку?
    Ну, конечно, это...
    Мишка Белка *

    Примеры обманок:


    У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?
    Ответ: (Девять, потому что сдохла одна).

    В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
    Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

    На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
    Ответ: (2 рубля и 1 рубль. Одна конечно не рубль, но другая – точно рубль).
    3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
    Примеры:
    У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
    Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

    Какое слово всегда звучит неверно?
    Ответ: (Слово "неверно”).

    Что можно приготовить, но нельзя съесть?
    Ответ: (Уроки).

    Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
    Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

    Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
    Ответ: (Становятся старше).

    4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

    Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
    Ответ: (36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
    В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком

    Типичная математическая загадка «Поезда»:


    Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
    Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т.к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с. искомое время равно 500:25=20 секунд.

    Простая математическая задача на счет:


    Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т.д. Когда второй гонец нагонит первого?
    Ответ: (На 23 день).

    5.Сюжетные загадки.

    Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.


    Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. Пример данетки:

    “Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

    Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

    6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

    Простейшая логическая загадка:


    Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
    Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
    Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой .

    Примеры логических загадок:


    А) На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
    - первым будет Саша, Аня будет последней,
    - вторым будет Саша, Дима будет третий,
    - второй будет Аня, Дима будет четвертый.
    Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
    Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

    Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:


    - если выносится география, то и физика;
    - если не выносится история, то и не выносится физика;
    - неверно: если выносится математика, то и история.
    Ответ: (Математика).

    В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?


    Ответ: (Финский 5 века).

    Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.


    Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров не участвовал. Если Сидоров не участвовал, то Иванов не участвовал. Кто участвовал?
    Ответ: (Петров).

    Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):


    Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
    Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
    Ответ – (2, т.к. «Иа» – две буквы).

    7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

    обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

    Пример:
    Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
    Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

    Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
    Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).

    Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
    Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было). .

    8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
    Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

    9. Шарады, анаграммы, ребусы


    Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.


    В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

    "Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

    знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель С.Я.Маршак. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

    Результаты исследования.
    Мы провели анкетирование в 1Б, 1Г, 2В и 2Г классах и получили следующие результаты.


    1. любите ли вы загадывать загадки?
    «да» - 90%

    Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.


    1. знаете ли вы загадки?
    «да» -100%

    Вывод: все дети знают загадки.


    1. Можете ли вы сейчас загадать 1-2 загадки?
    Загадали – 100%

    Вывод: все дети загадали по одной- две загадки.


    1. кто придумывает загадки?
    Писатели – 50%

    Простые люди – 50%

    Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.


    1. зачем придумывают загадки?
    Она развивает сообразительность- 23%

    Это зарядка для ума – 46%

    Веселое времяпровождение – 31%

    Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.

    Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:


    1. загадки любят все.

    2. загадка –это не только веселое времяпровождение, но и зарядка для ума, развитие воображения, сообразительности, смекалки.
    Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена и не опровергнута.

    Вывод

    Работая над данным проектом, мы узнали, что загадки возникли в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки. В настоящее время многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные, так как многие не помнят или просто не знают, что у этих загадок есть автор. И хотя большинство загадок возникло давно, многие из них воспринимаются как современные.

    Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.

    На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста (см приложение №1)

    Литература:

    1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

    2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

    3. Митрофанова В. В. там же, с.16.

    4. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

    5. Митрофанова В. В. там же, с.15.

    6. Митрофанова В. В. там же, с.10.

    7.Садовников Д. А. там же, с. 15.